Самооценка как формируется: Формирование самооценки | Журнал Вестник Психологии

от детского возраста до взрослого

Cамооценка – это базовые представления человека о себе, которые служат основой для формирования всех сфер его жизни: отношений, работы, уровня заработка, родительства и т.д. Долгое время было принято считать, что самооценка человека закладывается в детстве, до 5 лет включительно, и всё, что происходит с ним после уже не может её поколебать. Да, детский возраст очень важен для формирования личности человека, но сегодня мы поговорим о том, какие этапы взросления накладывают свой отпечаток на самооценку и в каком возрасте можно говорить о ней как о сформированной.

Прошлое и настоящее

В последние годы интерес к бытовой, доступной психологии усиливается, и это хорошо. Люди начинают понимать, что повышение качества жизни зависит от собственной осознанности, что за всё, что происходит с нами, мы ответственны сами. Ситуация, в которой человек находится прямо сейчас, на 90% является прямым следствием его поступков и выборов.

Однако такое упрощение является поверхностным (может, поэтому оно так и популярно сегодня). Во-первых, постоянные мысли о том, как много было сделано и делается не так, ведут не к положительной динамике, а к неврозу. Во-вторых, помимо нас самих существуют некоторые объективные обстоятельства, неизбежно влияющие на ситуацию (наши дни – яркий тому пример). 

Что же касается пресловутого выбора, то механизм, по которому этот выбор делается, целиком и полностью базируется на самооценке человека. Для наглядности приведём пример, знакомый многим – ревность. Женщина с адекватной самооценкой, заметившая, что её мужчина с нескрываемым интересом засматривается на другую, сосредоточится на себе, на том, чтобы конкурентного поля у неё не было в принципе и, вероятнее всего, добьётся желаемого. При низкой самооценке в ход пойдут уничижительные высказывания в адрес потенциальной соперницы, манипуляции, требования предъявить телефон для проверки, и, как следствие такого выбора, замученный всем этим партнёр, до сих пор хранивший верность, скорее всего, в самом деле изменит.

Решение о том, как себя повести, как отреагировать на ту или иную ситуацию, мы принимаем, опираясь на то, насколько сами представляем для себя ценность, и только потом – на свой опыт.

Этапы формирования самооценки

Восприятие себя действительно закладывается в детстве, но полноценно формируется оно в несколько этапов.

Малыш до 7 лет

До 7 лет мышление маленького человека линейно, его представление о себе формируется целиком и полностью на основании того, как к нему относятся значимые взрослые. Мама с папой называют меня принцессой, значит, я принцесса. Бабушка говорит, что я настоящее наказание, значит, я плохой, ведь наказание – это то, чего следует избегать.

При этом следует понимать, что формирование здоровой самооценки ребёнка – дело тонкое. Можно бесчисленное количество раз сказать ребёнку, что он любимый и самый лучший, но если при этом вы обесцениваете его эмоции и чувства как ненастоящие и незначительные, то он усвоит именно это, то, что он не важен.

Как сформировать здоровую самооценку у ребёнка – читайте в нашем блоге.

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!

Младший школьник

В 7 лет малыш официально становится школьником, начинает активно социализироваться и в скором времени приходит к пониманию того, что мир не такой, как его дом. С этого момента особенно важно давать ребёнку поддержку, формировать у него убеждение в том, что дома его всегда любят и принимают. Именно в это время ребёнок начинает всерьёз воспринимать слова и поступки сторонних взрослых по отношению к нему. Авторитетный взрослый – будь то учитель в школе или тренер в спортивной секции – становится для формирующейся личности ориентиром, его мнение и демонстрируемое к ребёнку отношение существенно влияет на его самооценку.

Подростковый возраст

Всё это сказывается в подростковом возрасте (10-14 лет), когда социализация человека, его понимание своего места в мире происходит через общение со сверстниками. Так, если подросток подвергается травле со стороны одноклассников, являясь при этом бесконечно любимым родителями, выводы о себе он будет делать, опираясь на отношение к нему других подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст – время максимально критичного отношения человека ко всему, что он знал раньше. Окружающий мир подросток исследует опытным путём, постоянно находясь среди подобных себе, именно на их мнение и отношение он будет ориентироваться. 

В это время особенно важно сохранять со своим ребёнком близкие и принимающие отношения, в которых он может рассказать о том, что с ним происходит. Ответ в духе «Да брось, это глупости!» – это вовсе не то, что нужно человеку, испытывающему сомнение. Самым грамотным здесь будет проговорить с ним, проанализировать ситуацию, помочь выработать линию безопасного и здорового поведения. Быть может, самому родителю обратиться за консультацией к психологу, имеющему квалификацию для работы с подростками.

Юность

Старший подростковый возраст и юность имеют свои нюансы.

15-20 лет – это период буйства гормонов, время, когда молодые люди склонны экспериментировать, влюбляться, создавать пары. В это время у юного человека, как правило, складываются его первые близкие отношения за пределами семьи, многие именно в этом возрасте получают первый интимный опыт. Как следствие новых переживаний, базой для восприятия себя и формирования самооценки становится отношение партнёра к человеку, то, какими глазами на него смотрят, как к нему относятся, что транслируют на словах.

Взросление

20-25 лет – это время, когда самооценка человека формируется полностью. На разных этапах жизни, в процессе получения того или иного опыта она может меняться: уверенный в себе ребёнок может превратиться в обесценивающего самого себя подростка, а потом снова стать убеждённым в своей ценности юношей. Однако именно в период перехода к молодости, в 20-25 лет, все полученные знания и сделанные выводы складываются для человека в целостную картину его представлений о себе.

Причина и следствие

Прохождение перечисленных этапов неизбежно для всех, но для взрослого человека важно осознать: то, как он воспринимал и в какой степени ценил себя год, два или десять лет назад никоим образом не определяет того, как он оценивает себя сегодня. Самооценка – понятие пластичное, с ним можно и нужно работать, но для того, чтобы к этой работе приступить и чтобы она была качественной, стоит признать важную вещь: в том, как было раньше, никто не виноват.

Простой пример: юная девушка (17-18 лет) оказывается в отношениях с регулярно обижающим её партнером. Скажется ли это на её самооценке? Разумеется! Без проработки себя в следующие отношения она также войдёт, будучи уверенной, что не стоит большего. Действительно ли дурное отношение к ней одного конкретного парня говорит о том, что она плохая/глупая/некрасивая? Конечно, нет!

Вернёмся к примеру с изменой. Для одной женщины немыслимо даже представить, что она цепляется за мужчину. Не потому, что она его не любит, а просто здоровая самооценка предполагает её непоколебимую уверенность в том, что её нельзя обманывать и обижать. Другая девушка, с низкой самооценкой, точно также не может вообразить себе ситуацию, в которой она перестаёт иметь дело с тем, кто сделал ей очень больно. В её представлении о себе ей просто не найти другого партнёра.

Работа с самооценкой – это работа в долгую, работа, которую нужно вести регулярно, но именно её результаты приводят к формированию осознанности. Помните, что не существует «ошибок молодости», есть лишь решения, принятые на основе имевшихся на тот момент знаний и представлений о себе. Избегайте тех, кто транслирует вам, что с вами трудно, что любить вас можно только за что-то – и то, и другое ложь. И самое главное: как можно чаще говорите себе вслух о том, что вы достойны только хорошего.

Сложный, болезненный, травматичный опыт есть у всех без исключения, и, если вы смогли пройти через то, что случилось в вашем прошлом, значит, вам однозначно есть за что себя хвалить. Если делать это сложно – это верный сигнал к тому, чтобы заняться работой над своей самооценкой прямо сейчас.

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Как формируется личностная самооценка — Психологос

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он — «хороший» или «плохой» — от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашку, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» — «Сережа хороший!» — отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» — Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

​​​​​​​Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка.

Если ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку. Если же вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка.

В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. Что касается поведения или общения, то здесь объективных показателей меньше… — но, может быть, это как раз нам на руку? Хвалите авансом то хорошее, что уже в ребенке потихоньку появляется: если ребенок в целом неряшлив, но сейчас свои вещи (или игрушки) убрал, почему бы и не удивиться: «Вау, смотри как ты красиво все убрал! Все аккуратно разложил. Дай тебя поцелую!» Как хвалить ребенка — наука особая, но она вполне вам по силам.

Однако чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. Сыграть беспомощность, изобразить Дурика, разрешить себе страх и растерянность — дело для творческого ребенка не хитрое, а выгод много. Когда-то взрослые, поверив несчастным глазам бедного ребенка, просто отстанут, а когда-то еще и за него все сделают: завяжут ему шнурки, решат задачу.

Нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в позиции Жертвы, а так называемая самооценка есть продукт игры двух сторон — активного ребенка и активных взрослых. А кто кого в этой игре переиграет… Если ребенок с младенчества выбрал сильно, убежденно ныть «Я боюсь» и «Я не могу», только чудо и супер-воспитатель переключит его на другую программу. С другой стороны, если ребенок родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы эту программу поломать. «Нас дерут, а мы крепчаем!» «Все, что нас не убивает, делает нас крепче!»

Многие родители очень беспокоятся о самооценке детей и не настаиваивают, когда ребенок бросает трудное дело. Это — неправильно. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка — это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение для ребенка — это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь. См.→

Каковы корни вашей самооценки?

Самоуважение – это субъективная оценка человеком своей ценности по отношению к самому себе. Самооценка охватывает различные убеждения о себе (такие как «я нелюбим», «я ничего не стою», «я неудачник» и «я прекрасен»), а также физиологические состояния, включая грусть, триумф, радость и стыд. Чем больше мы верим, что достойны счастья и хороших вещей в жизни, тем более самореализованными мы будем.

Источник: фото Matej с сайта Pexels

Когда мы не верим, что достойны этих вещей, наша способность наслаждаться ими может пострадать. Когда мы начинаем сомневаться в том, что важно в жизни, мы, как правило, делаем меньше.

Откуда берется самооценка?

Наша самооценка растет по мере нашего взросления. На него влияет образ, который мы создаем для себя через опыт общения с людьми и различные ситуации. То, что вы пережили в детстве, изначально формирует основу для формирования вашей самооценки.

Наши успехи, наши неудачи, то, как к нам относятся члены нашей семьи, наши учителя, тренеры, религиозные авторитеты и наши друзья, влияют на нашу базовую самооценку.

Как формируется высокая и низкая самооценка

Здоровая самооценка во взрослом возрасте может быть подарком, подаренным вам в детстве. Это благословение, которое большинство людей упускают из виду. Есть так много способов, которыми взрослых с высокой самооценкой поддерживали в детстве, что привело к тому, что у них была высокая самооценка.

Например, их хвалили за то, чего они достигли. Есть также хороший шанс, что с ними разговаривали уважительно и их тоже слушали. Вероятно, они испытывали привязанность и получали достаточно внимания. Также возможно, что они преуспевали в учебе или в спорте и за это восхищались сверстниками.

С другой стороны, люди с низкой самооценкой часто сталкивались с противоположным. В детстве многие из этих людей подвергались резкой критике, крикам или оскорблениям в той или иной форме. Существует также высокая вероятность того, что взрослые, которые должны были заботиться о них, уделяли им мало внимания. В некоторых случаях взрослые с низкой самооценкой часто подвергались насмешкам за свои недостатки или травле со стороны сверстников.

Обычно этим взрослым также внушали, что для того, чтобы их ценили, им нужно быть совершенными. Это создает в уме образ, что без достижений вы ничего не стоите. Вы обнаружите, что есть люди, которые одержимы своей карьерой или хобби, потому что в своем уме они должны связать свое достоинство с чем-то материальным. Часто этим людям приходится притворяться теми, кем они не являются, только для того, чтобы получить одобрение.

Нас формирует и формирует весь этот опыт, и грустно, когда ребенок испытывает последний опыт, поскольку это станет очевидным, когда он станет старше.

Как самооценка влияет на вашу жизнь

То, как вы относитесь к себе, влияет на то, как вы живете. Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют лучшие отношения, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка позволяет вам просить помощи и поддержки у окружающих вас людей, когда вам это нужно. Поэтому, если вы изо всех сил пытаетесь обратиться за помощью, это может быть связано с вашей низкой самооценкой.

Люди с высокой самооценкой лучше подготовлены к достижению своих жизненных целей, потому что они верят в себя. Они тоже сталкиваются с неудачами, но понимают, что неудача или успех не определяют их. Высокая самооценка позволяет вам принять себя таким, какой вы есть. Недостатки и сильные стороны, вы знаете, что они составляют сущность того, кто вы есть.

Почему вам следует работать над своей самооценкой

Поскольку самооценка связана с тем, как мы действуем в различных сферах нашей жизни, важно работать над ней. Чтобы строить лучшие отношения, карьеру и здоровье и достигать целей, вам нужно сначала понять, что вы достойны всего этого.

Это понимание приходит из высокой самооценки. Если у вас было ужасное детство, это не значит, что вы обречены. Вам просто нужно немного поработать, чтобы повысить самооценку, и это возможно. Однако это непросто.

Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам с простыми упражнениями, которые вы можете выполнять ежедневно для достижения этой цели. Если вы испытываете трудности во многих сферах своей жизни, сделайте шаг назад и оцените свои отношения с самим собой.

Как вы разговариваете сами с собой? Как вы относитесь к себе? Что вы думаете о себе? Чувствуете ли вы себя достойным получать хорошее в своей жизни, или вы чувствуете себя плохо из-за того хорошего, что с вами происходит? Если вы обнаружите, что переживаете что-то хорошее и говорите себе: «Я этого не заслуживаю» или «Я недостаточно усердно работал для этого», возможно, у вас низкая самооценка. И когда у вас такой негативный внутренний диалог, вы вредите себе.

Откуда берется самооценка и как ее развивать?

Самооценка десятилетиями была предметом поп-психологии. Люди часто сосредотачиваются на этом в терапии. Мы часто говорим об этом цветистым и поверхностным языком, хотя существует множество исследований по этой теме. На самооценку влияет эволюция, детство, неприятие, стабильность в социальной группе и, самое главное, убеждения.

Держись со мной.

Я сделаю всю эту нервно-психологическую болтовню приятной.

Что такое убеждения?

Наши убеждения о себе формируются благодаря повторяющемуся опыту взаимодействия с миром. Эти убеждения оказывают огромное влияние на то, как развивается наша личность. Они определяют, когда мы чувствуем себя в безопасности, что мы считаем забавным, кто нас привлекает, и практически любую другую часть нашего опыта. Однако из-за того, как наши убеждения хранятся в мозгу, они не являются интеллектуальными и логичными. Они эмоциональны и трудны для анализа, но они рисуют нашу реальность.

Убежденность Настойчивость

Одним из наиболее достоверных феноменов психологии является склонность людей использовать недостоверную информацию. Когда мы узнаем информацию о других или о себе, ее трудно забыть. Вот почему вы не можете избавиться от убеждения, что у вас плохо с математикой, потому что так сказал вам ваш учитель во втором классе.

Как у детей формируются убеждения

Наш мозг развивает способность понимать точку зрения других людей (как визуально, так и мысленно) примерно в возрасте 2-3 лет. В это время начинает развиваться медиальная префронтальная кора (мПФК). mPFC играет фундаментальную роль в саморефлексии, восприятии человека и теории разума (ToM). Таким образом, mPFC служит ключевой областью в понимании себя и других. Это когда ребенок может начать интересоваться шевелениями, но не понимает, что каждый гость, который входит в дом, не разделяет этого интереса.

Примерно в возрасте 4-5 лет дети начинают понимать, что два человека в разных местах видят разные вещи или видят вещи по-разному (как зрительно, так и мысленно). В этом возрасте ваш ребенок поймет, что покачивания не всем по вкусу (фу!).

mPFC активируется, когда человека просят составить независимое от контекста суждение о себе. Примером этого является утверждение: «Я умный». Это утверждение не зависит от ваших оценок или количества прочитанных книг. Это просто заявление о вашем положительном отношении к вашему интеллекту.

Наша способность делать положительные суждения о себе уходит корнями в наше детство. В исследованиях нейровизуализации, проведенных с подростками, активация mPFC снижается с возрастом. К подростковому возрасту независимые от контекста суждения достаточно укрепились. Поэтому, когда критика нормализуется в детстве, человек может быть склонен воспринимать других как крайне критических.

Насколько наши убеждения о других влияют на нашу жизнь?

То, как мы воспринимаем социальное неприятие, во многом определяется нашим восприятием других. Наши представления о намерениях других в конечном счете определяют, как мы будем вести себя в различных ситуациях.

Исследование, опубликованное ранее в этом месяце, объясняет, как мы принимаем решение о сотрудничестве, основываясь на наших убеждениях относительно намерений других людей. Если вы считаете, что другие обычно открыты и приятны, вы, вероятно, решите, что стать частью команды — самое выгодное решение. Если вы считаете, что люди обычно критичны, вы, скорее всего, будете поступать наоборот.

Следите за своим отношением

Одна из наиболее частых сцен, к которой возвращаются люди в психотерапии, пытаясь докопаться до корней проблем с самооценкой, это выслушивание того, как их родители плохо отзываются о других. Когда родитель моделирует сплетни о других как обычное общение, ребенок может легко сделать вывод, что люди критичны.

Одна из самых распространенных сцен, к которой возвращаются люди, проходящие терапию, в поисках корней проблем с самооценкой, это слушание того, как их родители плохо отзываются о других.

С другой стороны, родители, которые сосредотачиваются на создании теплых и позитивных отношений со своим ребенком, повышают самооценку своих детей в подростковом и взрослом возрасте. Когда люди верят, что мир в целом наполнен любовью, у них меньше шансов испытать недоверие и невроз. Брене Браун предлагает: «(…) мы должны быть такими взрослыми, какими хотим видеть наших детей. Мы должны следить за своими сплетнями и гневом. Мы должны моделировать доброту, которую хотим видеть».

Родитель, который постоянно сплетничает вокруг своего ребенка и критикует других, даже если они не критикуют ребенка напрямую, создает повторяющийся негативный и социально небезопасный опыт жизни в мире. Это может вызвать чувство разъединения с родителем.

Негативные воспоминания и мозг

Наш мозг крепко удерживает воспоминания, связанные с негативными эмоциями и переживаниями, особенно с теми, в которых мы чувствуем себя в опасности, подвергаемся критике или отвержению. Воспоминания классифицируются мозгом как критически важные для подготовки к будущим потенциальным кризисам.

На самом деле даже при самых незначительных событиях негативный опыт или неприятие запоминается в три раза сильнее, чем позитивный опыт. Исследования показывают, что в среднем мозгу требуется пять положительных событий, чтобы убедить себя в том, что один плохой опыт был случайностью.

Почему принятие и неприятие имеют значение

Социальное неприятие и отчуждение разрушительны для людей. С эволюционной точки зрения более примитивная часть нашего мозга понимает, что изолированный человек не приспособлен для выживания. Наши предки зависели от принятия группы, чтобы жить и размножаться. Без стабильной группы людей неприятие может вызвать серьезные негативные нервные, биологические, эмоциональные и поведенческие реакции.

Когда человек испытывает отвержение или отчуждение, происходят следующие вещи:

  • Сердце замедляется.
  • Уровни гормонов меняются — прогестерон (гормон связи) снижается, а кортизол (гормон стресса) повышается.
  • Активируются области мозга, связанные с передачей боли.

Эти изменения приводят к агрессии и дискомфорту. Тем не менее, исследования показали, что отвергнутый человек, которому незнакомец предложил хотя бы небольшую долю принятия, значительно снизит свою агрессию, а его физиологические симптомы резко уменьшатся.

Советы по повышению самооценки

Существует обширная база знаний о самооценке! Вот несколько советов по его развитию.

Для себя:

  • Определите отношения, в которых вы чувствуете себя наиболее приемлемыми. Вкладывайте время и энергию в эти отношения и наслаждайтесь связью, которая возникает благодаря принадлежности.
  • Поделитесь пугающими и уязвимыми вещами с близкими, заслуживающими доверия. Разоблачение своего менее первозданного «я» и то, что кто-то говорит вам, что он понимает и относится к вам, снимает неуверенность в себе и изоляцию.
  • Если вы чувствуете себя отвергнутым и сомневаетесь в себе, выпейте Тайленол. Та часть вашего мозга, которая обрабатывает социальное неприятие, — это та же самая часть, которая обрабатывает физическую боль. В ходе двух исследований исследователи обнаружили неопровержимые доказательства того, что прием тайленола (в отличие от плацебо) резко снижает нервную активацию в центрах боли в мозгу и облегчает эмоциональный дискомфорт.
  • Пройдите восьминедельный курс осознанности. Было показано, что осознанность увеличивает толщину коры, активирует префронтальную кору и улучшает нейропластичность, что способствует положительным изменениям в независимой от контекста самооценке.

В качестве родителя:

  • Создайте безопасную среду, поощряющую доброту и общение.
  • Будьте уязвимы со своим ребенком, поймите его трудный опыт и дайте ему место, где он должен быть. Это уменьшит необходимость принадлежать к нестабильной группе сверстников и подчиняться капризам хулиганов.

Ссылки:

  1. Амодио, Д.М., и Фрит, К.Д. (2006). Встреча умов: медиальная лобная кора и социальное познание. Nature Reviews Neuroscience, 7 , 268-277.
  2. Кастро Санта, Дж., Эксадактилос, Ф., и Сото-Фарако, С. (2018). Вера в намерения других определяет, будет ли сотрудничество более быстрым выбором. Научные отчеты, 8 , 7509.
  3. DeWall, CN, & Bushman, BJ (2011, 8 августа). Социальное признание и неприятие: сладкое и горькое. Современные направления психологической науки, 20 (4), 256-260.
  4. ДеУолл, К.Н., Макдональд, Г., Вебстер, Г.Д., Мастен, К., Баумайстер, Р.Ф., и Пауэлл, К. (2010). Ацетаминофен уменьшает социальную боль: поведенческие и нейронные данные. Психологическая наука, 21 , 931-937.
  5. ДеУолл, К.Н., Твенге, Дж.М., Бушман, Б.Дж., Им, К., и Уильямс, К.Д. (2010). Принятие одним отличается от принятия никем: применение теории социального воздействия к связи неприятие-агрессия. Социальная психология и наука о личности, 1 , 168-174.
  6. Дикерсон, С.С., и Кемени, М.Е. (2004). Острые стрессоры и реакции кортизола: теоретическая интеграция и синтез лабораторных исследований. Психологический вестник, 130 , 355-391.
  7. Айзенбергер, Н. И., Либерман, М. Д., и Уильямс, К. Д. (2003). Больно ли отказывать? ФМРТ-исследование социальной изоляции. Наука, 302 , 290-292.
  8. Фрит, К. Д., и Фрит, У. (2006). Нейронная основа ментализации. Нейрон, 50 , 531-534.
  9. Гилберт, К.Д., и Сигман, М. (2007, 7 июня). Состояния мозга: нисходящие влияния на сенсорную обработку. Нейрон, 54 (5), 677-96.
  10. Гроссманн, Т. (2013). Роль медиальной префронтальной коры в раннем социальном познании. Frontiers in Human Neuroscience, 7 , 340.
  11. Гюнтер, К., и Алике, доктор медицины (2008). Самоутверждение и стойкость веры. Журнал экспериментальной социальной психологии, 44 (3), 706-712.
  12. Гюнтер Мур, Б., Кроун, Э.А., и ван дер Молен, М.В. (2010). Сердечный тормоз социального отторжения: замедление сердечного ритма в ответ на неожиданное отвержение сверстников. Психологические науки, 21 , 1326–1333.
  13. Джонсон, М. Х., Гроссманн, Т., и Коэн Кадош, К. (2009 г.). Картирование функционального развития мозга: построение социального мозга посредством интерактивной специализации. Психология развития, 45 , 151-159.
  14. Коган, Дж. (2012, октябрь). Брене Браун: Будьте такими взрослыми, какими хотите видеть своих детей. Вашингтон Пост . Получено с https://www.washingtonpost.com/blogs/on-parenting/post/brene-brown-be-the-adult-you-want-your-children-to-be/2012/10/04/b5bdbd9c- 0ca6-11e2-a310-2363842b7057_blog.html?noredirect=on&utm_term=.efd5625936d1
  15. Лазар, С.В., Керр, К.Е., Вассерман, Р.Х., Грей, Дж.Р., Греве, Д.Н., Тредуэй, М.Т., и Фишль, Б. (2005). Опыт медитации связан с увеличением толщины коры головного мозга. Нейроотчет, 16 (17), 1893-1897.
  16. Манер, Дж. К., Миллер, С. Л., Шмидт, Н. Б., и Эккель, Л. А. (2010). Эндокринология исключения: Отвержение вызывает мотивационно настроенные изменения прогестерона. Психологическая наука, 21 , 581-588.
  17. Марсьяль, К., Ставарчик, Д., и Д’Аржембо, А. (2018). Нейронные корреляты контекстно-независимого и контекстно-зависимого самопознания. Brain и Cogn ition, 125 , 23-31.
  18. МакАдамс, Т. А., Рейсдейк, Ф. В., Нарусайт, Дж., Ганибан, Дж. М., Рейсс, Д., Споттс, Э., … Эли, Т. С. (2017). Ассоциации между отношениями между родителями и детьми и самооценкой подростков: генетически информированное исследование родителей-близнецов и их детей-подростков. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин, 58 (1), 46-54.
  19. Сатьянараяна Рао, Т.С., Аша, М.Р., Джаганнатха Рао, К.С., и Васудевараджу, П. (2009 г.). Биохимия веры. Индийский журнал психиатрии, 51 (4), 239-241.
  20. Шурц, М., Айкхорн, М., Мартин, А., и Пернер, Дж. (2013). Общие области мозга, участвующие в ложных рассуждениях и визуальном восприятии перспективы: метаанализ исследований функциональной визуализации мозга. Frontiers in Human Neuroscience, 7 , 712.
  21. Тугенд, А. (2012, 23 марта). Похвала мимолетна, но кирпичные биты мы помним. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2012/03/24/your-money/why-people-remember-negative-events-more-than-positive-ones.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *