Методика «Лесенка»
Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.
Учебные материалы: у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Инструкция:
1. «Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2. Повторить инструкцию еще раз.
3. Поблагодарить за работу.
Интерпретация результатов Ступенька 1 – завышенная самооценка
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку.
Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
По статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Р ебенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки младших школьников
Диагностический материал для выявления уровня самооценки обучающегося
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Методика «Лесенка» (Автор Г. Щур)
Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Интерпретация:
Ступенька 1 – завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т. д.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.
Методика «Выбери свое место на дереве» (Автор Джон Ломпен)
Инструкция:
Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение. Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше. Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация:
№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка.
№ 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство.
Методика Проба Де Греефе
Инструкция: Ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.
Интерпретация: В норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как правило, отдается тому, кто лучше учится. Отлично и хорошо успевающие ученики, как правило, не решаются проводить от своего кружка линию более длинную, чем от кружка товарища, даже когда имеют перед ним явное превосходство в успеваемости.
Лестница самооценки у детей
5 минутЛестница самооценки — это инструмент, позволяющий понять сложность этой концепции и помочь детям полюбить себя. Узнать больше.
Последнее обновление: 11 декабря 2022 г.
Самооценка — сложное понятие, включающее несколько категорий. Следовательно, мы можем думать об этом как о лестнице. Одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются родители, является воспитание здоровой самооценки у своих детей. это необходимый элемент для достижения благополучия и решения повседневных проблемных ситуаций . Имея это в виду, мы хотим поговорить с вами о лестнице самооценки.
Дети с хорошей самооценкой чувствуют себя ценными, принятыми и уверенными в себе. Напротив, детей с низкой самооценкой склонны чувствовать себя более неуверенно и неспособными справиться с невзгодами . Ниже вы получите ценную информацию о различных стратегиях, которые вы можете использовать для обеспечения адекватного развития ваших детей или учеников.
Лестница самооценки
Когда мы говорим о самооценке, мы подразумеваем совокупность восприятий, мыслей и чувств, которые человек испытывает к себе . В общем, это то, что человек думает и чувствует о себе. Он также отражает уровень удовлетворенности тем, кто он есть.
К счастью, это не изолированная и неизменная концепция. Скорее, его развитие непрерывно и колеблется во времени. Это значит, что можно улучшить собственное восприятие и даже помочь детям укрепить самооценку . Давайте пошагово рассмотрим, как помочь таким же маленьким, как они сами.
Первый шаг — самопознание
Ты не можешь любить того, кого не знаешь, не так ли? Часто люди думают, что мы знаем себя гораздо лучше, чем на самом деле. Самопознание предполагает осознание своих сильных и слабых сторон, способностей и интересов .
Существуют различные стратегии и занятия, помогающие детям познать себя. Нам, взрослым, важно подчеркивать их способности и не игнорировать трудности, которые мы видим в них. Никто не идеален, и способность распознавать собственные слабости — великая ценность . При этом важно уважать представления детей о себе и мире, даже если они не совпадают с нашими представлениями.
Знание своих эмоций и чувств, а также осознание своих сильных и слабых сторон является частью самопознания, первой ступенью на лестнице самооценки.Второй шаг, я-концепция
Продвигаясь еще на одну ступеньку по лестнице самооценки, мы обнаруживаем, что у нас есть идея я-концепции. Это относится к убеждениям, которые человек имеет о себе, которые проявляются вербально или через поведение. это понятие создается из жизненного опыта и проецируемого или воспринимаемого образа других . С этой точки зрения понятно, что самооценка определяется как внутренней, так и внешней информацией.
«Я-концепцию можно определить как совокупность сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, отношений и мнений, которые каждый человек считает верными в отношении своего личного существования».
– Purkey, W –
В отличие от самооценки, Я-концепция экстернализуется через слова . Например, когда ребенок говорит: «Я хорош в спорте » или «Я плохой ребенок», он вербализует свои представления о себе.
Третий шаг, самооценка
Самооценка — это внутренняя способность оценивать себя и оценивать каждое из качеств или черт своей личности . Чтобы способствовать развитию здоровой самооценки, важно подчеркнуть эту связь. Люди постоянно исследуют свое поведение. Поэтому действия, достижения и неудачи калибруются, а затем им придается определенное значение.
Мы можем сопровождать малышей в этом процессе и укреплять положительные мысли о себе, заставляя их чувствовать себя ценными. В этом отношении жесткое воспитание — не лучшая альтернатива . Наоборот, поощрение чуткого и уважительного диалога поможет детям гордиться своей ценностью. Кроме того, важно избегать сравнений с братьями и сестрами или другими детьми.
Четвертый шаг, принятие себя
Без принятия нет шансов на формирование высокой самооценки. Принятие себя не является синонимом любви к себе. Скорее, это относится к признать, что ты такой, какой ты есть, и не бороться с этим . Самопринятие — это навык, который включает в себя принятие отрицательных, положительных или нейтральных качеств. Речь идет о том, чтобы прийти к соглашению со своим телом, мыслями, сильными и слабыми сторонами .
Ребенок, который принимает себя таким, какой он есть, более находчив в ответе на критику, поддразнивания или обидные комментарии более настойчиво. Итак, примите своего ребенка таким, какой он есть, и не осуждайте его личность, предпочтения, интересы, одежду или выбор. Принимая их, вы поможете им принять себя.
Поощрение автономии и независимости вашего ребенка является ключом к развитию уверенности в себе. Таким образом, они будут знать, на что способны.Пятая ступень лестницы самооценки — это самоуважение
Самоуважение предполагает способность защищать собственные ценности и идеалы . Это включает в себя заботу о своих потребностях и их удовлетворение, а также выражение своих чувств, не причиняя вреда и не обвиняя себя. Другими словами, речь идет о регистрации своих потребностей и движении к самоуспокоенности.
Уважающий себя ребенок занимает соответствующую позицию, когда другой человек пытается нарушить его права, вторгнуться в его частную жизнь или задеть его самооценку . Другими словами, человек, который уважает себя, не позволит легко себя презирать, потому что он сможет твердо стоять на своих убеждениях и уважать других. В связи с этим вы можете научить ребенка защищаться, не прибегая к насилию, а устанавливая ограничения здоровым образом. Речь идет о передаче уверенности, чтобы укрепить свою идентичность.
Шестая ступень, самооценка
Последняя ступень лестницы самооценки — это интеграция всех предыдущих. Каждый из шагов связан с другими и предполагает постоянное движение. Как родители, мы можем сопровождать каждый из этих процессов, чтобы дети могли формировать свою идентичность на основе самооценки . Важно отмечать и отмечать их достижения, но не игнорировать их слабости.
Ребенок — главный герой
Очень важно поощрять самостоятельность и независимость ребенка, чтобы он знал, на что он способен , и таким образом укреплял его уверенность в себе. Кроме того, это поможет ребенку легче преодолевать проблемные ситуации, с которыми он будет сталкиваться на протяжении всей жизни. Помните, что хотя вы можете сопровождать их в развитии их самооценки, это процесс, в котором они должны чувствовать себя главными героями.
Это может вас заинтересовать…4 этапа «непоколебимой» самооценки при публичных выступлениях.
Чтобы стать непоколебимым оратором, нужно пройти 4 этапа. На каком этапе вы находитесь?
В разных культурах, отраслях и истории люди изо всех сил пытались выразить себя публично.
Особенно тем, кому уже не хватает уверенности в себе.
Но это далеко не билет в один конец к смущению, я здесь, чтобы сказать вам, что публичные выступления на самом деле могут стать вашим самым верным путем к непоколебимой самооценке.
Как тренер по публичным выступлениям, я видел это много раз:
Застенчивые, нервные и застенчивые люди, превращающиеся в самые позитивные, общительные и успешные версии самих себя. Все благодаря повышению самооценки благодаря публичным выступлениям.
Но если вы скорее инсценируете собственную смерть, чем выступите с этой презентацией, как заставить себя погрузиться в свой самый страшный кошмар обрести больше уверенности?
В этой статье мы объясним, как именно работает этот процесс.
К концу, я надеюсь, вы будете вдохновлены начать свой собственный путь саморазвития в ораторском искусстве.
Самоуважение. Или наше мнение о себе.
У каждого из нас есть набор подсознательных мнений о себе.
Некоторые из этих мнений положительные и обнадеживающие, другие отрицательные и пагубные. Они являются результатом нашего жизненного опыта до этой даты:
- Вы были популярным ребенком в школе или над вами издевались?
- Вас хвалили как золотого ребенка или брат или сестра затмевали вас?
- Вас учили отдавать предпочтение силе или безопасности?
Наша самооценка представляет собой сумму этих мыслей и убеждений, собранных в набор удобных фраз: Подобно тому, как наша самооценка является установленной ценностью, истинной и неизменной. Но подобно тому, как тектонические плиты смещаются у нас под ногами, основы нашей самооценки постоянно развиваются. Когда вы начинаете практиковать публичные выступления, под поверхностью начинают происходить интересные изменения. 0003
Давайте посмотрим, как работает этот процесс:
Этап 1: «Я нервничаю, не уверен в себе и мне нечего сказать».
В начале большинство людей чувствуют себя совершенно не готовыми к публичным выступлениям.
Что вполне логично.
Потому что, если вам не посчастливилось посещать школьный дискуссионный клуб или брать уроки драмы с раннего возраста, большинство из нас вырастают с очень небольшим опытом или обучением тому, как выступать на публике.
Значение вашего «первого выступления» часто сопровождается бессонными ночами и видениями социальной катастрофы:
Вы видите разочарованные лица старших, неловко смотрящих на вас в ответ; ваши ноги начинают подкашиваться, когда приходит осознание того, что вы потеряли способность говорить…
Ладно, давайте остановимся!
Правда в том, что при попытках публичного выступления следует ожидать нервозности и беспокойства. Это совершенно нормально. Но это никогда не бывает так неловко, как вы себе представляете, и ваша аудитория никогда не бывает такой осуждающей, как мы боимся.
Каким бы хорошим или плохим ни был ваш первый добровольный опыт публичных выступлений, он ведет к следующей эволюции вашей самооценки:
Стадия 2: «Может быть, меня все еще шатает, но у меня хватает смелости встать и говорить ».
Когда вы оправляетесь от шока, вызванного вашим первым публичным выступлением, вы начинаете чувствовать себя немного по-другому.
Прикосновение возбуждения наряду с нервным адреналином.
Вы становитесь похожим на ребенка в тематическом парке, который после того, как с криком пробежался по американским горкам, сразу же захотел вернуться обратно.
Это также подтверждает новую мощную мысль о себе:
Что вы относитесь к тому типу людей, которые принимают вызов и мужественно действуют перед лицом страха.
Это сделает вашу следующую речь немного проще, и с каждым шагом за пределы вашей зоны комфорта ваша самооценка и набор навыков начнет медленно расти.
После еще нескольких попыток встать, чтобы заговорить, вы обнаружите, что достигли следующего уровня самооценки:
Стадия 3: «Публичное выступление — это навык, которому нужно учиться, и мне нравится этот процесс».
К настоящему времени самое сильное беспокойство улеглось, и по крайней мере часть вас начинает получать удовольствие от акта самовыражения.
После изучения основ и, в идеале, получения обратной связи или обучения, вы теперь хорошо разбираетесь в различных навыках, лежащих в основе эффективного общения.
Вместо слепой паники разговор становится больше похожим на веселую игру: цель состоит в том, чтобы заинтересовать вашу аудиторию, используя ваши слова, голос и язык тела в меру своих возможностей.
В этот момент вы начинаете меньше беспокоиться о том, как вас воспринимают, и больше сосредотачиваться на влиянии, которое вы оказываете на аудиторию.
Это разница между:
Выступление на «получить» (похвалу, одобрение, признание).
и
Говоря, чтобы «дать» (озарение, вдохновение, поддержку).
Достигнув стадии 3, люди вокруг вас начинают признавать вашу вновь обретенную уверенность. Вы можете обнаружить, что ваши личные и профессиональные отношения улучшаются, ваш предполагаемый авторитет растет, и начинают появляться возможности для лидерства.
Некоторым людям достаточно достичь такого уровня речи, чтобы удовлетворить свои амбиции.
Других людей манит заключительная стадия эволюции.
Стадия 4: «Публичное выступление — моя суперсила. Это источник радости, удовлетворения и успеха».
Достижение этой стадии означает, что вы пожизненный оратор.
Вы овладели искусством общения и считаетесь идейным лидером в своей отрасли или профессии. Вы, вероятно, вложили средства в дальнейшее обучение, чтобы отточить свои навыки, и теперь нацелились на еще более сложные задачи.
Возможно, вам будут платить за выступления в качестве профессионального докладчика, за то, что вы делитесь своими идеями на панелях или в подкастах, или даже за то, что вы пытаетесь стоять на сцене TED.
Как бы вы ни хотели использовать свои ораторские способности с этого момента, вы понимаете, что все великие ораторы были построены, а не рождены.
Вы встали на путь, выходящий далеко за пределы безопасной зоны комфорта, и преодолели множество препятствий на этом пути.
Ваша самооценка теперь возникает из глубокого и подлинного места внутри, и само ваше существо вдохновляет других на то же путешествие.
Путь к непоколебимой самооценке перед публичными выступлениями.
Вот оно, путешествие к непоколебимой самооценке через публичные выступления.
Не могу обещать, что все пройдет гладко.
Но я могу обещать, что независимо от того, насколько вы нервничаете, испытываете страх или неуверенность в себе в настоящее время , путь публичных выступлений открыт для всех.
Предлагает мощный и предсказуемый путь к саморазвитию. Улучшение не только вашей уверенности в себе и коммуникативных навыков, но и вашей способности слушать, учить, руководить и вдохновлять других.
Это путь, который я встал на себя много лет назад и продолжаю идти сегодня.
Это позволило мне преодолеть сильное социальное беспокойство, выступать перед сотнями зрителей и начать бизнес, занимаясь любимым делом: помогая другим обрести свою харизму во время выступлений.