Самопожертвование ради любви – примеры, проблема самопожертвования ради любви

Содержание

примеры, проблема самопожертвования ради любви

Самопожертвование – это пренебрежение индивида персональными интересами с целью сохранения благополучия другого. Проще говоря, это стремление отказаться от удовлетворения личных целей, удовольствий, нередко даже жизни для защиты выгод и интересов других индивидов. Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже. Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.

Проблема самопожертвования

Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.

Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.

Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности. Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов. Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей. Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.

Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм. При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям. Примеров этому в реальной жизни существует множество:

  • взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
  • жены, отказавшиеся от самореализации и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
  • мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.

Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания. Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, они пожертвовали собой, молодостью, карьерой, семьей (у каждого крайне выраженного альтруиста жертва индивидуальна), а в благодарность их бросили на произвол судьбы. На самом деле, людей, склонных жертвовать собой, никто не просил о такой жертве. Все их поведение было продиктовано исключительно собственным выбором.

Именно в отсутствии благодарности со стороны родни и заключается основополагающая проблема самопожертвования. Аргументы, слышимые от близкого окружения, неоспоримы и однообразны, часто умещаются в одном вопросе: «Кто об этом тебя просил?». Так, например, женщины часто обвиняют детей, что из-за них лишены возможности устроить собственную личную жизнь. При этом они не осознают, что просто перекладывают на маленькие детские плечики ответственность за собственные промахи, которые они с изрядной частотой совершали во взаимодействии с сынами Адама.

Поэтому, большинство склонно считать самопожертвование в жизни проявлением эгоизма. Поскольку индивид делает лишь то, что ему хочется или в чем он нуждается, совершенно не задумываясь о том, есть ли потребность у близких в таких действиях.

Однако было бы неправильным утверждать, что слово эгоизм и самопожертвование синонимы. Скорее эгоизм является обратной стороной самопожертвования в некоторых случаях, поскольку известно множество ситуаций, когда один субъект жертвует бескорыстно собственным здоровьем или жизнью ради спасения другого, например, при пожаре. Такое искреннее самопожертвование может быть осознанным (во время войны подвиги солдат) и неосознанным (спасения при экстремальных обстоятельствах).

Другими словами, осознанный подвиг самопожертвования заключается в понимании индивидом собственной жертвы, ее смысла, цены и конечной цели. Так, например, солдат, накрывая собой вражеский дот, понимает, что это его последние секунды жизни, что его действия спасут товарищей от гибели. Именно такое самопожертвование называется героическим.

Кроме того, нередко самопожертвование может выступать в качестве базового инстинкта, например, мать спасает свое дитя.

В общем понимании, скорее самоотречение и самопожертвование синонимы, нежели эгоизм. Хотя большинство лингвистов уверено, что слово самопожертвование аналогов по значению в русском языке не имеет. Считается, что источником описываемого понятия является самоотречение. Самопожертвование обнаруживается в самоотречении, упрочивается в нем и обретает готовность к устойчивому обновлению абсолютной отдачи.

Сегодня в себе угрозу таит проблема самопожертвования, выраженная в терроризме. Личностными стимулами террористов-смертников является их восприятие самопожертвования. Они считают, что жертвуют собственной жизнью во имя религии.

Самопожертвование не так опасно, когда наблюдается в пределах одной семьи или отдельного коллектива, поскольку его разрушительное воздействие не так глобально. Когда же оно затрагивает интересы государства или большой социальной группы, то последствия будут довольно плачевные. Часто фундаментом суицидального терроризма становится проблема самопожертвования. Аргументы его основаны на любви к родине, на религиозном «экстазе».

Самопожертвование при терроризме заключается не в добровольном желании смерти, а в обязанности, которую накладывает социум на собственных членов. Подвиг самопожертвования в качестве осознанного ухода из жизни ради блага общества существовал в различных цивилизациях и культурах. Индивид ценой собственной жизни стремится предотвратить угрозу существованию или потери близкими соплеменниками свободы, а также обеспечить благо­получие общественной системе, с которой он идентифицировал себя.

Хотя в современном бытие общественное сознание все более укореняет в себе убеждение о самоценности любой личности, вне зависимости от ее этнической или социокультурной идентичности, готовность к самопожертвованию при террористических актах стано­вится глобальным явлением.

Практически все исследователи феномена терроризма убеждены, что ключевой побудительной силой, предопределяющей выбор самопожертвования для свершения экстремизма, являются тактико-стратегические принципы идеологов террористи­ческих организаций и идейные установки смертников, которые приносят в жертву себя.

Террорист-смертник, жертвуя собой, разрешает собственные личные проблемы, при этом обеспечивая в ином мире для себя бла­гоприятные условия жизни, а для своей близкой родни – в этом мире.

Чем объяснить проявление самопожертвования?

Некоторые психологи утверждают, что на подобное действие способен далеко не всякий субъект. Ряд ученых считает, что самопожертвование «передается по наследству». Другими словами, стремление индивида пренебрегать собственными интересами и посвятить жизнь другим, вложено на генетическом уровне. Кроме того, свой вклад в развитие самопожертвование вносит и воспитание, если в семье чтят благотворительность и готовы отдать последнее на нужды людей. Ребенок, наблюдая подобное поведение родителей, считает именно такую поведенческую модель верной, поскольку с противоположной он не сталкивался. Вырабатывает мировоззрение и массовое «зомбирование», которое зачастую наблюдается в идеологии большинства религиозных сект или иных общин.

Нередко недостаток любви в детстве приводит к самопожертвованию во взрослом возрасте. Недолюбленные индивиды склонны жертвовать собой ради получения общественного признания, чтобы родители ими гордились.

Таким образом, давая ответ на вопрос: «чем объяснить проявление самопожертвования», следует заключить, что желание похвалы, повышения собственной значимости, желание доказать что-то себе либо кому-то, быть признанным, стать знаменитым – это все является причинами, вызывающие стремление жертвовать собой. Кроме того, душевный посыл спасти тонущего, природный инстинкт защитить слабого, бескорыстный порыв оказать помощь индивидам, оказавшимся в беде, также считаются довольно частыми причинами самопожертвования.

Примеры самопожертвования в литературе

Часто можно встретить примеры самопожертвования в литературе, как классической, так и художественной. Очень четко просматривается тема самопожертвования в фантастической эпопее Дж.Толкина «Властелин колец», в которой описывается подвиги представителей различных рас ради мира и жизни народов Средиземья.

Многие русские писатели нередко затрагивают описываемую тему в своих творениях. Так, к примеру, в творчестве Достоевского прослеживаются модели поведения, основанного на самоотречении и жертвовании. Героини его произведения «Преступление и наказание» Мармеладова Сонечка и Раскольникова Дуня жертвуют собой во благо дорогих им людей. Первая торгует собственным телом, тем самым зарабатывая на пропитание семье. Она страдает, не имея права даже на суицид, поскольку близкие останутся без источника существования. Вторая намеревается создать семью с нелюбимым, но богатым мужчиной, ради помощи нищему брату.

В произведениях М.Горького также часто можно встретить явление самопожертвования. В его сочинении «Старуха Изергиль» воплощением жертвования собой является Данко.

Самопожертвование в произведениях мировой литературы и мифах воспевается как подвиг во имя человечества, как способность преобразить мир и социум, сделать их лучше и чище. Например, миф о Прометее, который подарил людям не просто огонь, а единственную возможность для выживания, понимая, что обрекает себя на гибель.

Самопожертвование ради любви

Об этом прекрасном и высоком чувстве, которое соединяет две противоположности: мужчину и женщину, сочинено множество романов, сложено стихов, написано картин. Принято считать, что истинная любовь – это умение жертвовать собой, пренебрегать собственными интересами, это самоотдача, готовность одного партнера совершить возможное и невозможное во благо другого партнера. Наверное, такое понимание любви берет свои истоки из русских литературных произведений.

Любовь и самопожертвование в произведениях часто описываются как единое целое. Множество авторов описывало любовь, основанную именно на жертвовании собой. Ярким примером такого чувства является роман между Маргаритой и Мастером в бессмертном творении Булгакова. Маргарита ради спасения любимого, преодолевая страх, беря верх над обстоятельствами, совершает подвиг. Именно силой своей любви героиня спасла Мастера.

Самопожертвование во имя любви – миф или реальность? Действительно люди готовы ради любимого пожертвовать своими интересами, предпочтениями, друзьями, хобби? Чем объяснить проявление самопожертвования во имя любви? Что важнее: здоровый эгоизм или самопожертвование в любовных отношениях? Многие скажут, что на эгоизме отношения долго не протянут. Для длительной и счастливой семейной связи важно умение жертвовать собой. Это утверждение могло бы быть верным, когда бы такое самопожертвование являлось бескорыстным. К сожалению, в любовных отношениях очень редко можно встретить искреннюю самоотверженность и самоотречение. Каждый партнер, жертвуя чем-то во имя любимого, ожидает взамен либо подобной жертвы, либо бескрайней благодарности. Если в отношениях в основном жертвует один партнер, то его самопожертвование скорее будет являться проявлением зависимости от любимого, что зачастую приводит к плачевным результатам.

Что такое здоровый эгоизм? Это любовь индивида к собственной персоне. «Адекватные» эгоисты ставят собственные интересы превыше всего, но также наделяют этим правом других. Психологи утверждают, что если индивид собственную личность со всеми ее недостатками и позитивными качествами не любит, то он не сможет по-настоящему полюбить другого.

К сожалению, большинство убеждено, что любовь является вытеснением собственного эгоизма в сторону другого. Если добавить к этому смысл слова эгоизм, то получается, что любовь – это когда привлекательность «Я» партнера становится выше собственной, то есть собственные интересы замещаются предпочтениями другого. Именно на этом базируется их взаимное чувство. Внутренний мир одного партнера заполняется внутренним миром любимого. Таким образом, выстраиваются не здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, а зависимая связь, в которой обязательно один будет более зависимым от другого. То есть один будет жертвовать своими интересами, а другой принимать за должное. Часто такие отношения распадаются, принося множество обид и душевную боль индивиду, склонному жертвовать собой.

Конечно, в любви нужно научиться уступать. Любовь без компромиссов тоже долго не протянет, но умение вовремя промолчать и находить компромиссные решения не имеет ничего общего с самопожертвованием.

Поэтому смысл самопожертвования во имя любви не существует. Где есть место жертвованию собой, там нет места для любви. Настоящая любовь не нуждается в подтверждении посредством пренебрежения собственной личностью и интересами.

Таким образом, самопожертвование приемлемо в любви к Родине, материнской любви, но никак не в том чувстве, которое возникает между чужими друг другу субъектами: мужчиной и женщиной, связывая их на всю жизнь.

psihomed.com

Самопожертвование – проблема самопожертвования ради любви

Самопожертвование становится очередной благодетелью, которую взращивают в каждом индивиде с самого рождения. Плохо быть эгоистом, отстаивать свои права и желания, заниматься исключительно собой и своими делами. Нужно помогать, уступать, идти на компромиссы, не отказывать и пр. Поскольку людям достаточно сложно занять «золотую середину», они либо становятся эгоистами, либо жертвуют собой. Это приводит к проблемам, особенно если самопожертвование происходит ради любви.

Пожертвование собой является своего рода приспособлением к имеющимся условиям. Когда человек вынужден ущемлять собственные интересы, желания и свободу ради получения желаемых ощущений и чувств со стороны окружающих, тогда он приучается к данной модели поведения.

Обычно жертвенная позиция взращивается в человеке с самого детства. Однако не исключены случаи развития подобного поведения в более взрослом возрасте.

Что такое самопожертвование?

Самопожертвованием сайт психологической помощи psymedcare.ru называет позицию человека, который пренебрегает собственными интересами, благами, удовольствиями и даже жизнью ради благополучия другого человека или лиц. Самопожертвование является крайностью альтруизма. В некоторой степени такое поведение человека поощряется обществом, которое всегда готово получать блага других людей.

В последние годы стали популярными понятия «жертвы» и «тирана». Они как две половинки одного целого, как ключик и замочек. Если первый является жертвой, значит, второй человек волей-неволей должен стать тираном, потому что только так второй человек сможет благополучно контактировать с первым.

Жертвенность – это когда человек в угоду чему-либо или кому-либо жертвует собой. Таким образом, зачастую партнер жертвует собой ради любимого человека, мать отдает всю себя ради благополучия детей, мужчина отдается работе, чтобы его собственный бизнес не потерпел крах. В умеренных количествах жертвенность просто необходима, так как каждый человек контактирует с другими людьми, а значит, обязан поступаться какими-то своими идеями, интересами или взглядами ради эффективного общения. Иногда жертвенность необходима и по той причине, что только таким образом человек может достичь некой своей цели.

Но если жертвенность воспринимается как единственный способ контакта с другими людьми, тогда это является одной из крайностей бытия. Человек становится жертвой в глазах других людей, отчего получает либо жалость, либо гнев (со стороны «тирана»). Несмотря на то, что жертвенность может кому-то показаться хорошим способом получения помощи и сочувствия от других людей, она зачастую играет злую шутку.

Чем же плоха жертвенность? Представьте, что вам всегда приходится быть жертвой, или вы знаете такого человека, который постоянно играет эту роль. А теперь этот человек выходит на улицу. Данный человек, как жертва обстоятельств, излучает энергию унижения. То есть, чтобы быть жертвой, другие люди, события и жизнь в целом должны наказывать человека, издеваться, унижать и просто низводить его до уровня плинтуса. Итак, «жертва» вышла на улицу. Теперь ей нужны унижения, истязания и потрясения, чтобы снова ощутить себя «жертвой». А значит, судьба такому человеку пошлет дождь, когда на небе ни облачка, какающих птичек, грубых людей, критикующих старушек, некачественные товары и т. д. То есть жертва будет притягивать к себе лишь те обстоятельства и тех людей, которые снова унизят его, накажут, нагрубят.

Чтобы не продолжать игру в жертву, вам следует пересмотреть свои желания и поведение. Следует прекратить все время потакать другим людям. Помните, что ваши желания и интересы так же важны, как и чужие. Развивайте уверенность в себе и достоинство иметь самое лучшее. Не следует бояться, оправдываться или убегать от проблем. Лучше смело взглянуть на ситуацию и решить ее. Перестаньте играть жертвенность. Она необходима лишь в некоторых случаях, но не всегда.

На сегодняшний день бытуют две крайности – одни люди становятся эгоистами, а другие – жертвами (альтруистами). Нередко эти люди объединяются, поскольку составляют идеальную пару, где один только берет, а второй лишь отдает.

Все религии мира говорят о таком прекрасном и полезном состоянии, как терпение. Порой человеку необходимо не торопиться, а потерпеть, когда случится то, что должно быть. К примеру, будущей матери необходимо потерпеть 9 месяцев, пока ее ребеночек сформируется и появится в реальном мире. Необходимо подождать целый месяц, чтобы получить очередную заработную плату. Иногда следует потерпеть, чтобы собрать необходимую сумму денег и сделать дорогостоящую покупку.

Терпение полезно, когда человек понимает, что на некоторые изменения требуется время. Все будет, но нужно подождать!

Однако порой люди настолько привыкают терпеть, что их состояние превращается в самопожертвование. Человек терпит плохое отношение к себе, негативную критику в свой адрес, общение с людьми, которые его не слушают и оскорбляют, и т. д. Следует видеть разницу между терпением и самопожертвованием (терпением, которое приносит вред только вам).

Терпение – это ожидание, когда вы даете время на то, чтобы что-то изменилось. Вы знаете, что изменения неизбежны, возможно, даже прилагаете определенные усилия для того, чтобы эти перемены действительно произошли. Есть процессы, которые не требуют вашего вмешательства, необходимо просто выждать время. А есть процессы, которые требуют вашего вмешательства, например, оформление своего дома в определенном стиле: вы постепенно в течение некоторого времени приобретаете конкретные вещи, которые сделают ваш дом таким, каким вы его хотите видеть.

Самопожертвование – это когда вы ограничиваете, ущемляете, останавливаете самого себя в своих желаниях и проявлениях. Не высказать свое мнение, потому что боитесь обидеть человека в то время, как он яростно высказывает вам свою точку зрения, — это самопожертвование. Общаться с людьми, которые вас не уважают, — тоже самопожертвование. Отсутствие возможности самовыразиться, потому что вы боитесь негативных последствий, — это самопожертвование. И следует понимать, что, в отличие от терпения, самопожертвование лишает вас возможности жить счастливой жизнью. Невозможно быть жизнерадостным человеком, когда вы постоянно останавливаете себя в своих желаниях и мыслях.

перейти наверх

Проблема самопожертвования

Многие считают, что самопожертвование является следствием любви. Если один человек любит, то он желает действовать и нести блага партнеру, к которому он испытывает чувства. Однако психология опровергает данную идею. В основе самопожертвования зачастую лежат две причины:

  1. Сомнения (неуверенность). Человек считает себя недостойным тех благ или отношения, которые он желает получать со стороны других людей. Он считает себя неудачником или неинтересным человеком. Он считает, что его поступки и достижения не могут вызывать уважения. В результате индивид начинает подстраиваться. Он изучает, какая его модель поведения вызовет у окружающих такое отношение к нему, которое он желает получать. Таким образом, самопожертвование становится формой манипуляции, когда индивид ведет себя определенным образом не из внутренних побуждений, а лишь для получения нужного отношения к себе.
  2. Страхи. Индивид боится потерять вторую половинку и людей, с которыми общается. Он замечает, что его поведение не вызывает крепких и сильных чувств, которые он желает получать от других людей. Это приводит к мысли о том, что нужно жертвовать собой, радовать окружающих, делать что-то для них, чтобы они остались. Однако нередко результаты становятся прямо противоположными желаемому.

Примерами того, что может стать результатом самопожертвования, являются:

  • Уход повзрослевших детей из родительского дома, где их постоянно опекали и удушливо любили, и нежелание общаться со своими родителями.
  • Терпение мужских измен или издевательств женщиной, которая посвятила себя семья и своему партнеру.
  • Одинокая старость людей, которые всю жизнь потратили на государственную службу, пренебрегая интересами своих семей.

Люди, которые собой жертвуют, думают, что они несут благо другим людям. Однако почему потом эти жертвующие люди начинают жаловаться, что их старания не оценили и они вообще не получили никакой благодарности в результате своих трудов? Все объясняется тем, что люди жертвуют собой из личных побуждений, а не потому, что их об этом попросили. Единственный вопрос, который следует задавать людям, которые жалуются на неблагодарность окружающих: «А вас просили это делать?».

Жертва сама выбирает свое поведение. Порой окружающие условия даже не заставляют ее действовать подобным образом. Окружающие люди не просили человека вести себя жертвенно. Соответственно, его поведение продиктовано эгоизмом. Жертва делает лишь то, что сама считает нужным, даже не спрашивая окружающих, а нужно ли им это.

Самопожертвование может быть следствием не только эгоизма. К примеру, существуют примеры инстинктивного стремления к самопожертвованию. Например, мать жертвует своим здоровьем ради блага своего ребенка.

Самопожертвование может быть следствием и общественных обязательств, которые накладываются на человека. Так, человек должен вести себя определенным образом, чтобы его поведение считалось общественно приемлемым. Человек должен подстраиваться, поскольку того требует общество, которое не потерпит отклонения от нормы.

Самопожертвование порой является следствием недостатка любви в детстве, желанием что-то себе или другим людям доказать, стремлением заслужить.

перейти наверх

Самопожертвование ради любви

Нередко люди жертвуют собой ради любви. На самом деле любовь не требует жертв. Один человек либо любит другого, либо не любит. Даже если индивид начнет жертвовать собой ради партнера, который его не любит, все его старания окажутся бесполезными. Невозможно в себя влюбить через жалость. Невозможно влюбить в себя, если постоянно стараешься привлечь чье-то внимание. Невозможно стать милее, если человек уже не интересуется.

Таким образом, любовь не требует жертв. Однако все частыми становятся ситуации, когда женщины жертвуют собой ради мужчин (что чаще всего случается), а мужчины – ради женщин. Во многих произведениях описываются ситуации, когда влюбленные люди жертвуют собой. Если любишь, то готов пожертвовать всеми своими интересами, желаниями, силами и временем. Человек на все готов пойти, лишь бы сделать партнеру приятное. Таким образом, в умах многих людей самопожертвование и любовь являются синонимами. Если ради них не жертвуют, то им кажется, что их не любят.

Психологи не согласны с таким положением дел. Любовь не требует жертв. Если человек должен жертвовать собой, значит, его не любят. Если человек любит партнера, то он  не нуждается в жертвах с его стороны.

Любовь возможна между людьми, которые обладают здоровым эгоизмом – когда личные интересы они ставят на первое место, при этом подобным правом наделяют и других людей. У каждого партнера есть право выбора, свобода, личные мысли и желания. Если людям хочется быть вместе, они будут. Если кто-то кому-то не интересен, тогда любви не может быть.

Что на счет самопожертвования, то оно тоже может присутствовать, но не в формате отказа от личных желаний и интересов, а на уровне нахождения компромиссов и уступок. Человек со здоровым эгоизмом, который любит партнера, готов иногда поступиться, пойти на компромисс, сделать то, что хочет его любимый, поскольку это не противоречит его интересам и желаниям. Иногда люди могут делать что-то ради своих любимых, если это не ущемляет их интересы и свободу.

перейти наверх

Итог

Самопожертвование – это личный выбор индивида, который пытается своим поведением заслужить определенное отношение к себе. Однако в результате он получает лишь неблагодарность или полное равнодушие к его жертвам. Отсюда возникает вопрос: а оценят ли ваши пожертвования те люди, которые о них не просят?

psymedcare.ru

Сочинение на тему самопожертвование ради любви

В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже.
Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.

Проблема самопожертвования

Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.
Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.
Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности.
Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов.
Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей.
Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.
Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм.
При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям.
Примеров этому в реальной жизни существует множество:
взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
жены, отказавшиеся от самореализации и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.
Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания.
Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, они пожертвовали собой, молодостью, карьерой, семьей (у каждого крайне выраженного альтруиста жертва индивидуальна), а в благодарность их бросили на произвол судьбы.
На самом деле, людей, склонных жертвовать собой, никто не просил о такой жертве. Все их поведение было продиктовано исключительно собственным выбором.
Именно в отсутствии благодарности со стороны родни и заключается основополагающая проблема самопожертвования. Аргументы, слышимые от близкого окружения, неоспоримы и однообразны, часто умещаются в одном вопросе: «Кто об этом тебя просил?».
Так, например, женщины часто обвиняют детей, что из-за них лишены возможности устроить собственную личную жизнь.
При этом они не осознают, что просто перекладывают на маленькие детские плечики ответственность за собственные промахи, которые они с изрядной частотой совершали во взаимодействии с сынами Адама.
Поэтому, большинство склонно считать самопожертвование в жизни проявлением эгоизма. Поскольку индивид делает лишь то, что ему хочется или в чем он нуждается, совершенно не задумываясь о том, есть ли потребность у близких в таких действиях.
Однако было бы неправильным утверждать, что слово эгоизм и самопожертвование синонимы.
Скорее эгоизм является обратной стороной самопожертвования в некоторых случаях, поскольку известно множество ситуаций, когда один субъект жертвует бескорыстно собственным здоровьем или жизнью ради спасения другого, например, при пожаре.
Такое искреннее самопожертвование может быть осознанным (во время войны подвиги солдат) и неосознанным (спасения при экстремальных обстоятельствах).
Другими словами, осознанный подвиг самопожертвования заключается в понимании индивидом собственной жертвы, ее смысла, цены и конечной цели. Так, например, солдат, накрывая собой вражеский дот, понимает, что это его последние секунды жизни, что его действия спасут товарищей от гибели. Именно такое самопожертвование называется героическим.
Кроме того, нередко самопожертвование может выступать в качестве базового инстинкта, например, мать спасает свое дитя.
В общем понимании, скорее самоотречение и самопожертвование синонимы, нежели эгоизм. Хотя большинство лингвистов уверено, что слово самопожертвование аналогов по значению в русском языке не имеет.
Считается, что источником описываемого понятия является самоотречение.
Самопожертвование обнаруживается в самоотречении, упрочивается в нем и обретает готовность к устойчивому обновлению абсолютной отдачи.
Сегодня в себе угрозу таит проблема самопожертвования, выраженная в терроризме. Личностными стимулами террористов-смертников является их восприятие самопожертвования. Они считают, что жертвуют собственной жизнью во имя религии.
Самопожертвование не так опасно, когда наблюдается в пределах одной семьи или отдельного коллектива, поскольку его разрушительное воздействие не так глобально.
Когда же оно затрагивает интересы государства или большой социальной группы, то последствия будут довольно плачевные. Часто фундаментом суицидального терроризма становится проблема самопожертвования.
Аргументы его основаны на любви к родине, на религиозном «экстазе».
Самопожертвование при терроризме заключается не в добровольном желании смерти, а в обязанности, которую накладывает социум на собственных членов.
Подвиг самопожертвования в качестве осознанного ухода из жизни ради блага общества существовал в различных цивилизациях и культурах.
Индивид ценой собственной жизни стремится предотвратить угрозу существованию или потери близкими соплеменниками свободы, а также обеспечить благо­получие общественной системе, с которой он идентифицировал себя.
Хотя в современном бытие общественное сознание все более укореняет в себе убеждение о самоценности любой личности, вне зависимости от ее этнической или социокультурной идентичности, готовность к самопожертвованию при террористических актах стано­вится глобальным явлением.
Практически все исследователи феномена терроризма убеждены, что ключевой побудительной силой, предопределяющей выбор самопожертвования для свершения экстремизма, являются тактико-стратегические принципы идеологов террористи­ческих организаций и идейные установки смертников, которые приносят в жертву себя.
Террорист-смертник, жертвуя собой, разрешает собственные личные проблемы, при этом обеспечивая в ином мире для себя бла­гоприятные условия жизни, а для своей близкой родни – в этом мире.
Чем объяснить проявление самопожертвования?
Некоторые психологи утверждают, что на подобное действие способен далеко не всякий субъект. Ряд ученых считает, что самопожертвование «передается по наследству». Другими словами, стремление индивида пренебрегать собственными интересами и посвятить жизнь другим, вложено на генетическом уровне.
Кроме того, свой вклад в развитие самопожертвование вносит и воспитание, если в семье чтят благотворительность и готовы отдать последнее на нужды людей. Ребенок, наблюдая подобное поведение родителей, считает именно такую поведенческую модель верной, поскольку с противоположной он не сталкивался.
Вырабатывает мировоззрение и массовое «зомбирование», которое зачастую наблюдается в идеологии большинства религиозных сект или иных общин.
Нередко недостаток любви в детстве приводит к самопожертвованию во взрослом возрасте. Недолюбленные индивиды склонны жертвовать собой ради получения общественного признания, чтобы родители ими гордились.
Таким образом, давая ответ на вопрос: «чем объяснить проявление самопожертвования», следует заключить, что желание похвалы, повышения собственной значимости, желание доказать что-то себе либо кому-то, быть признанным, стать знаменитым – это все является причинами, вызывающие стремление жертвовать собой. Кроме того, душевный посыл спасти тонущего, природный инстинкт защитить слабого, бескорыстный порыв оказать помощь индивидам, оказавшимся в беде, также считаются довольно частыми причинами самопожертвования.
Примеры самопожертвования в литературе
Часто можно встретить примеры самопожертвования в литературе, как классической, так и художественной. Очень четко просматривается тема самопожертвования в фантастической эпопее Дж.Толкина «Властелин колец», в которой описывается подвиги представителей различных рас ради мира и жизни народов Средиземья.
Многие русские писатели нередко затрагивают описываемую тему в своих творениях. Так, к примеру, в творчестве Достоевского прослеживаются модели поведения, основанного на самоотречении и жертвовании.
Героини его произведения «Преступление и наказание» Мармеладова Сонечка и Раскольникова Дуня жертвуют собой во благо дорогих им людей. Первая торгует собственным телом, тем самым зарабатывая на пропитание семье.
Она страдает, не имея права даже на суицид, поскольку близкие останутся без источника существования. Вторая намеревается создать семью с нелюбимым, но богатым мужчиной, ради помощи нищему брату.
В произведениях М.Горького также часто можно встретить явление самопожертвования. В его сочинении «Старуха Изергиль» воплощением жертвования собой является Данко.
Самопожертвование в произведениях мировой литературы и мифах воспевается как подвиг во имя человечества, как способность преобразить мир и социум, сделать их лучше и чище. Например, миф о Прометее, который подарил людям не просто огонь, а единственную возможность для выживания, понимая, что обрекает себя на гибель.

Самопожертвование ради любви

Об этом прекрасном и высоком чувстве, которое соединяет две противоположности: мужчину и женщину, сочинено множество романов, сложено стихов, написано картин.
Принято считать, что истинная любовь – это умение жертвовать собой, пренебрегать собственными интересами, это самоотдача, готовность одного партнера совершить возможное и невозможное во благо другого партнера.
Наверное, такое понимание любви берет свои истоки из русских литературных произведений.
Любовь и самопожертвование в произведениях часто описываются как единое целое. Множество авторов описывало любовь, основанную именно на жертвовании собой.
Ярким примером такого чувства является роман между Маргаритой и Мастером в бессмертном творении Булгакова. Маргарита ради спасения любимого, преодолевая страх, беря верх над обстоятельствами, совершает подвиг.
Именно силой своей любви героиня спасла Мастера.
Самопожертвование во имя любви – миф или реальность? Действительно люди готовы ради любимого пожертвовать своими интересами, предпочтениями, друзьями, хобби? Чем объяснить проявление самопожертвования во имя любви? Что важнее: здоровый эгоизм или самопожертвование в любовных отношениях? Многие скажут, что на эгоизме отношения долго не протянут. Для длительной и счастливой семейной связи важно умение жертвовать собой. Это утверждение могло бы быть верным, когда бы такое самопожертвование являлось бескорыстным. К сожалению, в любовных отношениях очень редко можно встретить искреннюю самоотверженность и самоотречение. Каждый партнер, жертвуя чем-то во имя любимого, ожидает взамен либо подобной жертвы, либо бескрайней благодарности. Если в отношениях в основном жертвует один партнер, то его самопожертвование скорее будет являться проявлением зависимости от любимого, что зачастую приводит к плачевным результатам.
Что такое здоровый эгоизм? Это любовь индивида к собственной персоне. «Адекватные» эгоисты ставят собственные интересы превыше всего, но также наделяют этим правом других. Психологи утверждают, что если индивид собственную личность со всеми ее недостатками и позитивными качествами не любит, то он не сможет по-настоящему полюбить другого.
К сожалению, большинство убеждено, что любовь является вытеснением собственного эгоизма в сторону другого. Если добавить к этому смысл слова эгоизм, то получается, что любовь – это когда привлекательность «Я» партнера становится выше собственной, то есть собственные интересы замещаются предпочтениями другого. Именно на этом базируется их взаимное чувство.
Внутренний мир одного партнера заполняется внутренним миром любимого. Таким образом, выстраиваются не здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, а зависимая связь, в которой обязательно один будет более зависимым от другого. То есть один будет жертвовать своими интересами, а другой принимать за должное.
Часто такие отношения распадаются, принося множество обид и душевную боль индивиду, склонному жертвовать собой.
Конечно, в любви нужно научиться уступать. Любовь без компромиссов тоже долго не протянет, но умение вовремя промолчать и находить компромиссные решения не имеет ничего общего с самопожертвованием.
Поэтому смысл самопожертвования во имя любви не существует. Где есть место жертвованию собой, там нет места для любви. Настоящая любовь не нуждается в подтверждении посредством пренебрежения собственной личностью и интересами.
Таким образом, самопожертвование приемлемо в любви к Родине, материнской любви, но никак не в том чувстве, которое возникает между чужими друг другу субъектами: мужчиной и женщиной, связывая их на всю жизнь.
Источник: http://www.cs.housepsych.com/samopozhertvovanie_default.htm

alphacat.ru

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу.  Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за страха одиночества.

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

sunmag.me

👉 Самопожертвование — примеры, проблема самопожертвования ради любви

Самопожертвование — это пренебрежение индивида персональными интересами с целью сохранения благополучия другого. Проще говоря, это стремление отказаться от удовлетворения личных целей, удовольствий, нередко даже жизни для защиты выгод и интересов других индивидов. Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже. Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.

Проблема самопожертвования

Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.

Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.

Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности. Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов. Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей. Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.

Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм. При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям. Примеров этому в реальной жизни существует множество:

  • взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
  • жены, отказавшиеся от самореализации и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
  • мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.

Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания. Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, о

ru.psichiatria.org

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Самопожертвование

Из огромного множества текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили те проблемы, касающиеся самопожертвования, которые встречаются наиболее часто. К ним мы подобрали аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы (ссылка в конце статьи).

Самопожертвование на войне

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А. Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» сумел показать силу характера русского человека и его самоотверженность. О судьбе простого солдата можно слагать легенды. Герой, конечно, воспринимает войну с горечью, но знает, что должен делать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, которые попали в тяжелейшие условия. С товарищами он всегда пытался шутить и рассказать им что-то интересное, чтобы они не успевали задумываться о том, что ожидает их впереди. Он без каких-либо сомнений готов прийти на помощь любому, в этом заключается его долг. Например, в главе «Переправа» он переплывает ледяную реку, чтобы донести важные сведения до начальства и помочь оставшимся на том берегу товарищам. И самое главное, что за свою самоотверженность он не требует наград или званий, чарка горячительного напитка уже способна сделать его чуть счастливее. Здесь важно понимать, что таких, как Тёркин, во времена войны были тысячи, в каждой роте по одному отважному бойцу, который был готовы пожертвовать собой ради победы и счастья для будущего поколения.
  2. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Ужас войны никого не мог обойти стороной. Каждая семья столкнулась с потерями, горем и ежедневным страхом. Б. Васильев рассказывает нам истории девушек, которые решили уйти на фронт, и у каждой из них была веская причина для подобного решения. Мало кто привык ассоциировать войну с женщинами, и от этого осознания не становится легче. Пять молодых девушек храбро сражались против ненавистного врага, были готовы пойти на что угодно, чтобы выполнить поручения командира. Даже, когда на их глазах начали, одна за другой, умирать подруги, они не сдались, только ещё больше загорались желанием победить. На их жизни пришлось слишком много горя и слез, но это лишь укрепило дух, не дало слабости вырваться наружу. Каждая из них совершила подвиг и отдала жизнь за Родину, нисколько не сомневаясь в правильности своих поступков.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе «Война и мир» существуют описания многих персонажей, и все они ведут себя различно в то время, когда началась война против Наполеона. Но хотелось бы заострить внимание на личности капитана Тушина, который изначально не производит положительного впечатления на читателя. Л. Толстой хочет показать этого человека с совершенного иного ракурса. Сцена сражения, в которой участвует батарея Тушина, впечатляет до глубины души. Никто не мог подумать, что человек, который предстает перед главнокомандующим без сапог, может совершить героический поступок. Храбрость Тушина проявляется в критический момент, когда он, не жалея сил, отражал вражеские атаки. И, когда читаешь о таких самоотверженных подвигах, начинаешь понимать всю суть слова «самопожертвование».

Любовное самопожертвование

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». В самой знаменитой трагедии о любви рассказывается история двух молодых людей, которые были готовы пожертвовать всем ради чувств, которые они испытывали друг к другу. Исторически так сложилось, что их семьям пришлось соперничать друг с другом, но это не могло стать препятствием к зарождению влюбленности между Ромео и Джульеттой. У них было слишком мало времени, но все же любовь, которая разгорелась так быстро, была чистой и настоящей. И Шекспир красноречиво указывает на то, сколь правдивы эти слова, потому как герои жертвуют жизнью ради чувства.
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Это повесть А.И. Куприна, в которой раскрывается мысль о том, на что способен человек ради любви. Образ Желткова дает читателю понять, что глубокие чувства могут быть высокими и благородными. Всю свою жизнь герой посвящает лишь одной женщине, которую не смеет забыть или предать. Он не требует от княгини ничего взамен, просто беззаветно любит. Желтков способен испытывать ощущение счастья от, казалось бы, совсем незначительных вещей. Он делает подарок любимой, зная, что никогда не сможет быть с ней рядом. Вся его жизнь окутана нежными чувствами к этой женщине, которые может пресечь разве что смерть. После объяснения с мужем Веры, Желтков видит лишь один, но очень печальный, выход, так как не хочет приносить несчастья в её жизнь.
  3. Гомер «Одиссея». Древнегреческие мифы полны рассказами о подвигах, но есть ли там место любви? В гомеровской «Одиссее» рассказывается о приключениях героя троянской войны. Одиссей много лет скитался по морям, побеждал чудовищ и никак не мог найти дорогу домой, так как был проклят. Зачем он терпел все эти лишения, когда у него был шанс поселиться на острове с богиней Калипсо и закончить жизнь в вечном спокойствии? Одиссей совершал столь многое именно ради любви к своей жене – Пенелопе. Он пытался любой ценой найти дорогу домой, потому что знал, что она не забыла и терпеливо ждет его возвращения. Ради него она тоже терпела постоянные нападки ненавистных женихов и пыталась сделать все возможное, чтобы дождаться любимого мужа. Даже когда все вокруг перестали верить в то, что он ещё жив, она продолжала хранить надежду в своем сердце.

Рабское самопожертвование

  1. Н.В. Гоголь «Шинель». Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, который обратил внимание на фигуру маленького человека. Конечно, главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает у читателя чувство жалости. Но не стоит забывать, что лишь он сам виноват в собственном положении. Всю свою жизнь он привык выслуживаться перед всеми, кого считал выше себя, и это приводит его к осознанию собственной ничтожности. Он влачит своё жалкое существование, сосредотачивает внимание на абсолютно мелочных событиях. Привычка принижать себя перед остальными делает его рабом собственной жизни, что и приводит его к такому печальному итогу.
  2. А.П. Чехов «Хамелеон». Главный герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» является очередным примером глупого и комичного самопожертвования. Надзиратель Очумелов так сильно стремится показать всем своё уважение к генералу, что совершенно забывает о том, как выглядит в глазах остальных людей. Жертвуя собственной честью и достоинством, он готов облизывать вышестоящие чины при том, что это не принесет ему очевидной выгоды. Чехов пытается показать, в каком невыгодном «цвете» выглядит человек, не имеющий собственной позиции, и готовый подстраиваться под всех, чтобы произвести хорошее впечатление.

Самопожертвование, связанное с профессией

  1. М.А. Булгаков «Записки юного врача».В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.

Самопожертвование ради людей

  1. Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, который подарил человечеству огонь, является самым знаменитым примером самопожертвования. Прометей хотел, чтобы люди стали чем-то большим, чем просто обычными дикарями, которые живут в страхе перед богами. Он видел в них огромных потенциал и возможности, о которых сами они не могли догадаться. Поэтому он дарит им огонь, а позже показывает, как добыть его самостоятельно. Также он решил обучить людей счету и чтению, искусству приручения животных и мореходным навыкам. Прометей знал, что Зевс покарает его за бунтарское поведение, но намеренно жертвовал собой, чтобы дать человечеству возможность жить иначе.
  2. У. Шекспир «Гамлет». В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой, датский принц, сталкивается с ужасными событиями. Умирает его отец, а позже является в образе духа и просит отомстить тем, кто виновен в его гибели. Гамлет находится в замешательстве и большую часть произведения пытается понять, что именно происходит в его жизни, и как не сойти от этого с ума. Он наблюдает за теми, кто окружал его всю сознательную жизнь, и видит, в каком прогнившем обществе существовал, не замечая столь очевидного порока. Гамлет продумывает ряд действий, чтобы обнаружить убийцу отца, а затем решается на месть. Несмотря на глубокие душевные терзания, принц знает, что должен совершить этот кровавый поступок ради того, чтобы очистить Датское королевство от всех скверных людей, которые принесли столько горя его семье.
  3. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня всю жизнь жертвовала своими интересами ради процветания окружающих людей. В молодости она вышла замуж не по любви, а чтобы помочь семье своего пропавшего жениха. Она стала женой его младшего брата, Ефима. Потом все свои лучшие годы она отдала самоотверженной работе во благо новоиспеченных родственников и местного колхоза. Затем, лишившись своих детей, она взяла на воспитание дочку вернувшегося Фаддея, который ненавидел ее за мнимое предательство. В конце своего жизненного пути добрая женщина решила пожертвовать домом, отдав лучшую его часть Кире. Перетаскивая горницу через рельсы, она и встретила свою смерть. Увы, ее каждодневные бескорыстные труды во имя ближних никто не помнил и не ценил, ведь на похоронах ее родственники и друзья лишь делили скудное наследство, не горюя об утрате. Однако именно этот человек ценой самопожертвования всегда помогал им.

Скачать таблицу с аргументами

Автор: Александра Давыдова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Жертвы во имя любви: кому они нужны?

На алтарь любви приносили жертвы наши предки, на этот же алтарь продолжаем исправно носить жертвы и мы, люди-человеки 21-го века. Жертвенность считалась и считается до сих пор (благодаря сказкам, любовным романам, биографиям великих людей и т.д.) одной их заглавных примет настоящей любви.

Якобы жертвовать собой ради любимого – это правильно, необходимо и очень даже почетно. Но так ли это на самом деле? И так уж нужны эти пресловутые жертвы во имя любви?

Красивая и Успешная сегодня размышляет на тему: кому выгодны и нужны жертвы во имя любви? И нужны ли они вообще? И почему мы, современные барышни, вновь и вновь бросаем к подножью алтаря семейной жизни себя, свои желания, время, веру и убеждения?

Жертва – угода любви или собственному эго?

Очень часто в самом начале отношений мы окружаем возлюбленного всей любовью и заботой, на которую только способны. Мы отдаем ему всю себя – целиком, полностью и «безвозмездно» – только бы он был сыт, счастлив,  румян и безмятежен, только бы любил нас, ценил и в сторону не глядел.

А ведь зачастую наш герой даже не подозревает, что нам приходится переступать через себя, изворачиваться, жертвовать временем/гордостью/жизненными принципами – все ради его блага и теплым чувствам к нам. Ведь мы делаем все это с улыбкой и горящими любовью глазами, даже если нам пришлось раньше времени сорваться с работы /пропустить важное совещание/соврать родным/записаться на кулинарные курсы/похудеть на 5 кг за ночь/напрочь испортить волосы очередным радикальным переокрашиванием из брюнетки в блондинку и наоборот. И прочее, прочее, прочее… Все – ради НЕГО!

Мало того –  со временем мы начинаем требовать аналогичных поступков и от своего «оппонента» (ну или хотя бы благодарности!). Но, увы, очень часто это происходит или слишком поздно, или слишком рано 🙁 И он просто не понимает, что от него конкретно хотят и почему это вам вдруг стало в тягость стирать его носки/уступать место у монитора/навещать его маму/приносить ему тапочки?

Откуда в нас эта болезненная потребность? Что движет нами? Почему мы идем на жертвы во имя любви?

Жертвоприношения: истоки

Сказки, рассказанные нам еще в детстве на ночь, биографии великих женщин, выученные назубок на уроках истории, фильмы и  романы, увиденные/прочитанные нами в течение жизни – вот, с чего все начинается. Т.е. уже с детства нам внушают, что мы просто обязаны идти на жертвы ради любимого. Взращенные на любовных романах, индийских фильмах (в которых не поют и не идут на жертвы ради любви разве что ленивые), сказках и прочей любовной ерунде, мы сквозь всю жизнь проносим этот великий лозунг в себе – «Любовь, особенно настоящая, требует жертв и полной самоотдачи. Точка!».

Поэтому прежде чем вкусить всю сладость счастливой концовки мы по определению должны хорошенько пострадать, помучаться, потерзаться, и вот, пройдя сквозь все тернии и преграды (родительские запреты, ребенок от его первого брака, длительная разлука и т.д.) достигнуть-таки сладких звезд семейного благополучия.

Взять ту же Русалочку, ради любви к прекрасному Принцу она решилась сначала отдать самое красивое, что у нее было – ее голос, а затем и самое главное — жизнь. Так и не решившись убить любимого ради собственного спасения, она выбрасывает нож в пучину морскую и превращается в пену…

А ведь можно было просто подплыть к своему принцу и спросить: «Не угостите ли даму сигареткой?» 🙂

Но мы ведь не ищем легких путей, да? Нам же нужно пройти все «законные» круги любви, чтобы, в конце концов, с чистой совестью наслаждаться ею и почетным званием «великой» жертвы.

Но правильно ли все это? Неужели любовь требует всех вышеперечисленных жертв? Неужели она не выживет без жертвоприношений, наступания на собственное «Я», страданий, слез и полной самоотдачи? Неужели Принц не смог бы полюбить Русалку просто так – за красивые глаза, игривый смех и переливающийся на солнце всеми цветами радуги чешуйчатый хвост?

Нет, нет, и еще 155 раз Нет.

Но обо всем по порядку…

Что такое жертва в классическом понимании этого слова?

Жертва, согласно словарю В. Даля, это то, «что отдаю или чего лишаюсь невозвратно, отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу».

Т.е. нечто «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее»!!??

Что называю «жертвами» наши современницы?

Да все на самом деле, любую уступку, любой поступок, любой компромисс, начиная от отказа от сигарет и еженедельных встреч с подругами, до полного и самозабвенного посвящения себя ему любимому – везде и всюду мы гордо подчеркиваем свою готовность к жертвам, везде и всюду мы идем на них – осознанно или просто в пылу безграничной любви. Как же иначе?

Кому нужны жертвы во имя любви?

Чаще всего они нужны человеку, который, собственно, их и приносит. Печально, но факт. Ведь многие из нас идут на самопожертвования не ради другого человека, а потому что, согласитесь, очень волнительно и заманчиво прослыть среди друзей, знакомых и родных «славной и смелой» декабристкой, готовой следовать за любимым в Сибирь/Тараканово-Усатово/квартиру его мамы.

А как же это здорово крикнуть в пылу ссоры или очередного разбора полетов родному, но не очень благодарному мужу: «А я ради тебя…; а я для тебя…; а вот я…; а вот ты…!».

Кто идет на жертвы во имя любви?

Так уж вышло, что чаще всего жертвуют собой во имя великой любви женщины…

  • Копирующие модель семейного поведении своих родителей.
  • Неуверенные в себе и пытающиеся заслужить любовь мужчины.
  • Пытающиеся избежать ответственности за собственные неудачи/выбор/жизнь.
  • Находящие утешение в «спектакле» самоунижения, получающие удовольствие от возможности потешить свое больное самолюбие.
  • Зависимые от общественного мнения и публичного признания/оценки своих действий.
  • Зависящие материально от мужчины и пытающиеся во что бы то ни стало сохранить его финансовую благосклонность.

Кто страдает из-за неоправданных жертв во имя любви?

Страдают все! И те, во имя кого эти жертвы приносятся, и те, кто их приносит. Первых мучает чувство вины и некомфорта (мало кому нравится, что из-за них страдают, переступают через себя, забывают о себе), вторых – горькое разочарование (либо их «божество» в итоге оказалось не таким уж волшебным и достойным, либо жертва эта была принесена на пустой алтарь, либо еще хуже — она никому вовсе и не нужна/о ней никто не просил).

Жертвовать или нет? Вот в чем вопрос!

Так что же получается? Жертвовать собой не нужно и не правильно? Особенно сейчас, когда все пережитки прошлого удачно забыты и преданы небытию, когда считается дурным тоном жертвовать собой ради мужа и семьи, когда феминистические лозунги заставляют женщин не только не отказываться от собственной карьеры и выгоды, но и делать это в разы лучше мужчин.

И что на самом деле считать жертвой? Переезд в другой город? Ссору с родителями из-за их непринятия твоего избранника? Отказ от высокой должности ради  семейной идиллии и любви мужа к своевременным ужинам? Или тихое согласие на просмотр футбола вместо любимого сериала? А может, внеочередной выгул совместной собаки?

Что есть жертва на самом деле? Нужны ли они?

Жертвы — они на самом деле никому не нужны! Особенно односторонние. Если уж начистоту. Да и любовь не предполагает жертв в чистом виде. Ну не нужны они ей!

Нужны маленькие уступки, компромиссы и послабления – вот без этого в семейной жизни никак (заметьте – в семейной жизни)! Будь то наше свободное время, помощь, внимание, место у монитора – у каждого свои ценности и меры. Но без всего этого нам нельзя – если, будучи в браке или за мужчиной, мы будем думать только о себе и своих желаниях, то долго такой союз не протянет. Ибо нормальная человеческая связь предполагает взаимные уступки, лояльность и отдачу.

Но сама любовь  должна приносить только радость и чувство удовлетворения. Ведь подлинное счастье  — оно простое, как две копейки, т.е. стоит недорого,  все остальное – то, за что приходится платить – фальшивка.

Поэтому!

Если вы любите, и вас приспичило совершить нечто «героическое» в честь своего визави – не спешите, подумайте, а еще лучше спросите у него – Что он хочет на самом деле? Нужны ли ему ваши героизм и старания вообще? Сможет ли он, в конце концов, принять их и оценить по достоинству (все то, ЧТО вы попытаетесь сказать ему тем или иным поступком)?

А может, получится обойтись без всех этих жертв? А может, он готов ужинать вчерашним борщом, и вам не нужно пропускать тренировку пилатеса? А может, ему не так уж и не нравится тот антикварный по всем статьям торшер, и стоит просто перенести его из спальни, скажем, на балкон? А может, вечное опекание и беготня вокруг ужасно раздражают его и в какой-то мере расслабляют (ну и правда, зачем напрягаться и что-то делать, если все это можете сделать вы?!). Поймите же – получить любовь и одобрение близких людей можно и не отказываясь от своих потребностей, и не поступая так как «сделали бы это они».

Перестаньте делать мужу медвежьи услуги, не дайте ему превратиться в отъявленного эгоиста и лентяя (не ценящего ваши жертвы по достоинству, воспринимающего все это как должное), подарите себе и ему возможность развиваться самостоятельно и как положено полноценной ячейке современного общества (не загоняя собственные потребности глубоко в угол подсознания), будьте честны друг с другом и в первую очередь сами с собой.

Ну а если вы из тех дамочек, кто принципиально не жертвует своим «Я» ради «неблагодарных и недостойных» мужчин, ну что ж – дело ваше. Но запомните – дабы в семье были тишь, лад и благодать, без уступок и готовности корректировать себя не обойтись (так уж повелось на Руси 🙂 ).

Поэтому остановитесь, подумайте. Так уж в тягость вам прогулки с его собакой? Так уж невыгоден вам переезд в его город? Так уж нужен вам торшер, купленный за копейки на барахолке, именно в спальне? А может, обставить все так, чтобы было удобно обоим? И сделать это тихо, без понтов (а вот я, если бы не я и т.д.) и со всей возможной разумной любовь? А?

Ведь все в этом безумном мире вторично, все, кроме любви, здоровья и детей. Так давайте во всем знать меру и поступать верно – так, чтобы было выгодно всем вокруг. И нам в том числе. А жертвы оставим индийским фильмам, поэтам и тщеславным глупцам.

——
Автор — Юлия Максименко, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!!!

www.sympaty.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *