Урок самопознание № 23 учимся любить 2 класс
Учитель самопознания Зюськова Т.В.
План урока самопознания
Школа ______________________ Дата ________ № 23
Тема Учимся любить
Ценность Любовь
Качества любовь в семье
Педагог
Класс 2 Кол-во уч-ся________
Цель: расширить представление о ценности любви, как общечеловеческой ценности
Задачи:
— дать представление о формах выражения чувства любви;
— развивать стремление проявлять любовь к себе и другим;
— воспитывать потребность радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением
Ресурсы
(материалы, источники)
Ход урока
1. Организационный момент.
Позитивный настрой.
Упражнение выполняется под тихую спокойную музыку.
Концентрация на Свете.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Учитель: Поделитесь своими ощущениями. Где побывали? Что почувствовали?
Анализ хода урока
2. Проверка домашнего задания.
— Какие правила необходимо соблюдать, чтобы дружба была настоящей?
Дети зачитывают правила, которые записали в тетрадь с.43
— Какие чувства человек испытывает к своему другу?
(… любовь) Любовь должна быть бескорыстная.
3. Позитивное высказывание (цитата)
Сердце без любви — сад без цветения. (русская пословица)
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Повторите пословицу хором, только мальчики, только девочки, всем классом.
4. Рассказывание истории (беседа)
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы.
— Кого и что вы любите? Почему?
— Что приятнее: любить или быть любимым?
— Кого вы больше всех любите?
— Как можно передать свою любовь другому человеку?
— Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с одной маленькой девочкой.
Письмо отцу
В. Сухомлинский
У трехлетней Зины заболел отец. Его положили в больницу. Загрустила девочка.
Был трескучий январский мороз. Мама собралась к отцу в больницу. Зине тоже хочется увидеть папу. Но мама не пускает: мороз большой.
— Вот письмо напиши, — говорит мама, — я передам.
Зина не умела писать. Но рисовать умела, и она нарисовала отцу письмо.
Нарисовала она себя в кроватке, с широко открытыми глазами. Это означало:
— Папа, я и ночью не сплю, все думаю о тебе.
Потом нарисовала она себя с папой в лесу. Кругом деревья, а они с папой собирают цветы. Это значило:
— Папа, приезжай поскорее, опять пойдем с тобой в лес, будем цветы собирать.
Потом захотелось ей написать: папа, я очень, очень люблю тебя. Думала долго Зина, как это нарисовать. И нарисовала солнце. Это означало:
— Я очень, очень люблю тебя.
Как Зина выразила свою любовь к папе?
Докажите, что папа любил Зину.
Как называется такая любовь?
Почему Зина нарисовала свою любовь в виде солнца?
Вывод: сравнение солнца и любви — не случайно, т. к. любовь, как и солнце, дает человеку тепло, но тепло не физическое, а душевное.
5. Творческая деятельность, групповая работа
— Поставьте себя на место Зины — героини рассказа, и расскажите о своей любви к близким при помощи рисунка.
— Напишите на рисунке свои пожелания и слова любви тому человеку, которому адресован рисунок.
(Звучит музыка)
— Какие пожелания вы написали?
Любовь — самое главное чувство на Земле. Она делает жизнь человека радостной и счастливой.
6. Групповое пение
Текст песни «Улыбка мамы»
Слова и музыка: Ольга Осипова
Каждый день и каждый час
Мама очень любит нас,
Окружив заботой нас и лаской.
Детства лучик золотой,
Вспыхнув на небе звездой,
Доброту несет ее из сказки.
Припев:
Мама улыбнется —
Солнце засмеется,
Разливая всюду яркий свет.
Мамина улыбка
Оставляет в сердце
Самый добрый
Светлый в жизни след.
Мама милая моя,
Очень я люблю тебя!
Ты всегда со мною будешь рядом.
Поругаешь иногда,
Скажешь добрые слова
И согреешь душу своим взглядом.
Припев.
В трудный час, когда беда,
Мама выручит всегда,
Ведь вернее друга нет на свете.
И у каждого, да-да,
Мама-мамочка одна.
Ее любят взрослые и дети.
Припев.
7. Домашнее задание
Работа в тетради с. 46
— Нарисуйте самого любимого человека, самое любимое животное, самое любимое блюдо, самое любимое время года
8. Заключительная минута урока
(Звучит музыка)
— Закройте глаза и подумайте о том, о чём говорили на уроке, подарите любовь тем, о ком вспомнили. Спасибо.
На юге Казахстана зафиксировано землетрясение
Казахстанцы не должны упустить шанс найти верную идеологию и переродиться как нация — Зыгарь
Сегодня, 14:40Как США и Европа воспринимают Казахстан: Мнение Михаила Зыгаря
Сегодня, 14:22Казахстан вышел в полуфинал чемпионата Азии по водному поло
Вчера, 21:45Армейский спортсмен установил рекорд в Алматы
Вчера, 21:13В честь Наурыз мейрамы в Братиславе установили юрту
Вчера, 20:42Повышение температуры воздуха ожидается на большей части Казахстана
Вчера, 20:17Чешские эксперты оценили итоги парламентских выборов в Казахстане
Вчера, 19:44В Астане прошел турнир по шахматам среди воспитанников «Жас сарбаз»
Вчера, 19:18Праздник Наурыз отметили в Аммане
Вчера, 18:49Об итогах выборов депутатов Павлодарского областного маслихата
Вчера, 18:1610 человек спасли из снежного заноса в Карагандинской области
Вчера, 18:03Изделия жамбылских ремесленников представлены на выставках в США
Вчера, 17:45Сингапурские тренеры проводят курсы для педагогов Актюбинской области
Вчера, 17:14Пути трансформации Казахстана обсудят на площадке SöZ Astana Public Talk
Вчера, 16:53Патриарх Иерусалимский поздравил казахстанцев
Вчера, 16:47-
Эксперты Армении оценили выборы в Казахстане как свободные и транспарентные
Вчера, 16:12 Избраны депутаты маслихата Акмолинской области
Вчера, 15:38В Женеве празднуют Наурыз
Вчера, 15:09Разработан План мероприятий по противодействию лжетерроризму
Вчера, 14:44Военно-морские учения прошли в акватории Каспийского моря
Вчера, 14:13Министры здравоохранения стран СНГ договорились о расширении сотрудничества
Вчера, 13:47Будет ли плавать Алматы: как модернизируют ливневку в городе
Вчера, 13:2130 человек спасли из снежного заноса в Карагандинской области
Вчера, 12:59Итоги выборов депутатов маслихата Мангистауской области
Вчера, 12:38Зульфия Сулейменова встретилась с Генеральным секретарем ООН
Вчера, 12:15Поздравительные письма Президента вручены казахстанским гимнастам
Вчера, 11:49Об итогах выборов депутатов Костанайского областного маслихата
Вчера, 11:36Торговый оборот Мангистауской области с Ираном составил 52 млн долларов
Вчера, 11:10Депутаты маслихата ВКО – итоги выборов
Вчера, 10:52Миссия наблюдателей ОБСЕ завершает работу в Казахстане
Вчера, 10:24Об итогах выборов депутатов маслихата области Абай
Вчера, 10:01Снизилась заболеваемость туберкулезом в Астане
Вчера, 09:43В области Жетысу обсудили предоставление жилья и строительство дорог
Вчера, 09:27Три участка республиканских трасс закрыты из-за тумана
Вчера, 09:05Итоги выборов депутатов областного маслихата подвели в Алматинской области
Вчера, 08:53Четыре казахстанских дзюдоиста поборются за «бронзу» на Grand Slam в Тбилиси
24 Марта, 22:00Стали известны имена депутатов Жамбылского областного маслихата
24 Марта, 21:48В СКО подвели итоги выборов депутатов областного маслихата
24 Марта, 21:32В Костанайской области завершились взрывные работы на водоемах
24 Марта, 21:20Представители шести партий прошли в Карагандинский городской маслихат
24 Марта, 21:09Более 260 патронов изъяли полицейские у жителя Туркестанской области
24 Марта, 21:01Цифровой макет будущего села представили школьники на павлодарском хакатоне
24 Марта, 20:52В Актау отец задержан по подозрению в убийстве своих троих детей
24 Марта, 20:30Новые цифровые сервисы планируется запустить в Казахстане
24 Марта, 20:15Президент обсудил с председателем правления «Газпрома» проекты в газовой отрасли
24 Марта, 20:08Назначен руководитель управления здравоохранения Туркестанской области
24 Марта, 20:00Порядка 120 компаний представили стройматериалы и школьную мебель в Астане
24 Марта, 19:53В Алматы построили дом для бездомных кошек
24 Марта, 19:39Восстановить поврежденные паводками участки автодорог поручил аким Актюбинской области
24 Марта, 19:26Двоих граждан РФ в нетрезвом состоянии сняли с авиарейса в Алматы
24 Марта, 19:07- LOADING. ..
Познание себя: форсированная гетеронормативность в казахстанской системе образования
Малика Мухамеджан(@mali.mali.ka), 2019, г. Алматы.От «послушных тел» Фуко до «Еще одного кирпича в стене» Pink Floyd образование уже давно признано политическим институтом, неразрывно связанным с проектом построения идентичности. Школьные системы не являются нейтральными, и включение любого школьного предмета в их учебную программу может быть использовано для диагностики социального развития.
Один из недавних случаев, когда школьная программа подверглась анализу и обсуждению со стороны казахстанской общественности, произошел, когда в 2020 году феминистская активистка Фариза Оспан поделилась в своих социальных сетях фрагментами учебника для 9-го класса озин ози тану (самоучитель). знание – казахский) школьный предмет. Явно гендерный язык учебника вызвал волну негативной реакции в Интернете.
Пока неясно, был ли этот спор или, что более вероятно, общий отход администрации президента Касым-Жомарта Токаева от наследия Нурсултана Назарбаева, спровоцировавшим процесс исключения ёзин ози тану из общегосударственной учебной программы, но в феврале 2022 г. объявили, что этот предмет будет исключен из обязательной школьной программы для 1-11 классов и теперь будет предлагаться только в качестве дополнительного предмета в течение одного учебного года. Хотя исключение özin özi tanu из школьной программы представляет собой долгожданное изменение, важно понять, как этот предмет вписывается в более широкий контекст гендерной государственной политики и почему его присутствие даже в дополнительной учебной программе следует ставить под сомнение.
В своем исследовании, опубликованном в 2021 году, я утверждаю, что учебная программа özin özi tanu учит своих юных учеников одномерным представлениям о женственности и мужественности, одновременно клеймя поведение, отклоняющееся от них. Закрепление детей и подростков за жесткими стандартами женственности и мужественности чревато пагубными последствиями, начиная от социального отчуждения и отсутствия свободы воли и заканчивая нормализацией публичного порицания и насилия. Последнее имело место в октябре 2021 года, когда ученик восьмого класса Назарбаев Интеллектуальной школы в Алматы покончил жизнь самоубийством после того, как администрация школы задержала его за ношение юбки на официальном танцевальном мероприятии. Это наглядный пример того, как систематическая стигматизация определенных гендерных проявлений может иметь ощутимые последствия для жизни подростков.
Что такое özin özi tanu / самопознание?
В казахстанской школьной программе нет отдельного курса полового воспитания. Альтернативой, предлагаемой в некоторых школах по всей стране, является предмет под названием «валеология», наука о здоровом образе жизни, который преподается в средней школе. Вопросы анатомии тела, связанные с сексуальностью, такие как менструация, также рассматриваются на уроках биологии. Некоторые темы, связанные с сексуальностью, отношениями и гендерными ролями, поднимаются позже в старшей школе на уроках özin özi tanu.
В 2001 году Сара Назарбаева, жена первого президента Казахстана, правившего страной более 30 лет до 2019 года, Нурсултана Назарбаева, ввела ёзин ози тану в качестве школьного предмета в стране. На официальном сайте özin özi tanu описывается как форма нравственно-духовного воспитания и образовательная программа по оказанию педагогической поддержки учащимся, чтобы они «находили себя, развивали лучшие качества, сохраняли свое достоинство и всегда оставаться личностью в высшей форме». Дисциплина позиционирует себя как моральный ориентир, что подразумевает, что поведение, одобряемое в ее учебниках, выходит за рамки моральных и респектабельных норм. Из содержания нескольких глав учебников озин ози тану становится ясно, что гетеронормативные стандарты женственности и мужественности являются составной частью нравственного компаса, который конструирует дисциплина.
В 2018 году МОН РК внесены изменения в программу ёзин ози тану в Приказ № 522. Согласно данному Приказу ёзин ози тану обучает студентов «знанию общечеловеческих ценностей через призму национальной культуры ». Конечная цель дисциплины описывается как готовность студентов проявлять вежливость и патриотизм. Тем самым правительство установило прочную связь между предметом, преподаваемым в школе, и национальной идентичностью, которая коренится в нравственно правильном поведении, фильтрующем все ценности через призму национальной культуры. Познание себя приравнивается к познанию своего места в нации.
Как упоминалось ранее, özin özi tanu предлагался во всех классах школы, кроме первого. Все его последние выпущенные учебники можно найти на различных казахстанских образовательных сайтах. В дисциплину не включены тексты о гендерных ролях и семье вплоть до девятого класса, когда казахстанским школьникам обычно исполняется 15 лет. Для классов с 9 по 11 темы женственности, мужественности и семьи появляются в одной или двух главах учебника, в то время как остальные затрагивают важность доброты, помощи, дружбы, филантропии, патриотизма и т. д. Учебники обычно написаны на в форме анекдотов и притч с вопросами для обсуждения и самоанализа в конце каждой главы.
Гетеронормативность учебника
Учебник özin özi tanu для девятого класса издания 2019 года содержит две главы, посвященные гендеру, в разделе «Быть человеком». Одна называется «Женская судьба», другая — «Мужчина как воплощение долга, ответственности и дисциплины». В первой главе ставится вопрос о том, актуальна ли женственность в современных обществах, прежде чем сразу же привести доводы в ее пользу и заявить, что женственность однородна, в отличие от множества различных форм «неженственности». Женственность определяется способностью женщины быть чуткой и понимающей по отношению к другим, а также потребностью женщины в «эмоциональной связи».
Согласно учебнику, молодые девушки, которые выбирают традиционно «мужское» поведение, такое как курение, неуместные шутки и грубость, в конечном итоге сталкиваются с угрозой того, что их будут рассматривать как «одного из мальчиков», что мешает их способности найти мужья. Учебник для девятого класса эссенциализирует такие качества, как терпение, эмоциональная податливость и чувствительность, сострадание как гендерные черты, приписываемые женщинам, в отличие от мужских решительности и заботливости. Это учит молодых студентов асимметричной динамике власти в гетеросексуальных браках, где ожидается, что жена будет понимать и приспосабливаться и выполнять большую часть эмоциональной работы, в то время как муж является кормильцем.
На кону здесь, согласно учебнику, способность женщины удержать мужа и построить счастливую семью в гетеронормативном понимании понятия. «Быть женственной — это неписаное обязательство, моральный долг молодой женщины! Быть женственным, чтобы мужчина мог быть мужественным». Согласно этому учебнику, вести мужчин через отношения с изяществом, тактом и утонченностью — это навык, доступный только женщинам женского пола. Женщинам предписано оставаться в подчиненном положении, служа своим партнерам-мужчинам. Кроме того, в главе об отцовстве также утверждается, что мать берет на себя роль основного опекуна, нормализуя при этом определенную дистанцию между отцами и их детьми, «потому что именно мать является естественным воспитателем своих детей». Учебник, таким образом, хочет, чтобы его ученики приравнивали женственность к эмоциональному труду заботы, в то время как мужественность конструировалась как естественно лишенная способностей к воспитанию и взаимной эмоциональной близости.
Учебник для десятого класса, также изданный в 2019 году, прямо комментирует «изменение» семейных ценностей в современном обществе в главе «В кругу семьи». Книга осуждает гражданские союзы как деградацию семейных обязанностей. «Изменилось отношение к семейным ценностям. Жизнь в гражданском союзе стала нормальной. […] Понятие семейной ответственности пересматривается. Некогда прочного, неугасимого семейного очага больше нет. Вы живете вместе, вам что-то не нравится, вы уходите». Этот открытый приоритет гетеросексуального моногамного брака способствует стигматизации выбора за пределами этого вида отношений, что может удерживать молодых людей от задавания вопросов и вызывать чувство стыда за наличие желаний и интересов, выходящих за рамки гетеронормативности.
В контексте патриархального общества долг перед семьей и акцент на законном браке, а не на гражданском союзе подразумевают, что вести половую жизнь вне брака и иметь партнеров без цели вступления в брак неправильно. Это может не удерживать подростков от сексуальной активности, но может усилить стигматизацию и позор в отношении сексуальной активности и способствовать низкому уровню полового воспитания. Кроме того, учебники преподают учащимся дихотомию мужественности и женственности, основанную на строго гетеронормативном понимании, которое связывает ценность женщины с ее способностью найти и удержать мужчину и воспитать детей, в то время как мужчины заманиваются в ловушку одномерного понимания мужественности и обескураживают. Эмоциональный интеллект.
В отчете ЮНФПА за 2018 год установлено, что почти 30% опрошенных казахстанских подростков в возрасте от 15 до 19 лет вступают в половую жизнь, при этом 16% женщин-респондентов были беременны и 14,8% всех респондентов хотя бы раз заражались ИППП. Это свидетельствует о том, что потребность в качественном половом воспитании для молодого поколения страны не была искоренена такими дисциплинами, как özin özi tanu, которые отдают приоритет моральным учениям о женственности и мужественности. Тот факт, что 62% забеременевших девочек-подростков забеременели до срока, а 62,6% подростков с ИППП не обращались за медицинской помощью, еще раз подтверждает гендерные нормы, касающиеся беременности и материнства, а также стигму, связанную с тем, что они делятся своим сексуальным опытом и проблемами даже с профессионалы.
Учебник для одиннадцатого класса следует той же логике, провозглашая в главе «Социальные роли», что «судьба женщины — быть матерью, передавать детям нравственные ценности, а также сохранять мир и гармонию внутри себя». семья.» Женщинам решительно отведены роли жен и матерей. В этих ролях у них не так много места для самоинтерпретации или модификаций, поскольку учебник настаивает на том, что у жен и матерей есть определенные обязательства, к которым они должны подготовиться и пожертвовать своими другими ролями и интересами, такими как призвание и карьера.
«Женщину всегда можно заменить на работе, но не в семье, поэтому каждая молодая женщина должна получить истинные знания об обязанностях и ответственности матери и жены». Учебник советует девушкам сделать выбор между «карьерой, богатством, удовольствиями» и «созданием счастливой семьи», подразумевая, что нравственно правильным выбором будет последнее. В другом своем эссе о национализме и обвинении жертв в Казахстане я показываю, как использование женских тел в качестве оружия для биологического и культурного воспроизводства нации позволяет казахстанской общественности пристыдить женщин за их сексуальные и романтические предпочтения, даже если они становятся жертвами сексуального насилия. Учебник özin özi tanu вносит свой вклад в указанное вооружение, обучая своих студентов тому, что женщины являются «сердцем и дыханием нации».
Гендер и нация в казахстанской политике
Озин ози тану является лишь одним из примеров того, как правительство Казахстана институционализирует свои редукционистские идеи гендерных ролей. Если обратиться к официальному тексту Стратегии гендерного равенства в Казахстане на 2006-2016 годы, то важность национальных культурных ценностей закодирована в разделе «Достижение гендерного равенства в семье. Укрепление семьи и повышение родительской заботы в семье». В то время как в стратегии излагаются ключевые аспекты национальной культуры, нуждающиеся в критическом изучении и изменении, некоторые ее части по-прежнему ограничиваются тем, что представляет собой гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин. Например, раздел о гендерном равенстве в семье уделяет большое внимание высокому уровню разводов, увеличению числа одиноких мужчин и женщин и тенденции не иметь более одного ребенка. В то же время документ обходит вниманием патриархальные властные структуры семьи, которые могут быть причиной высокого уровня разводов.
Отнесение в документе высоких показателей разводимости и низкой рождаемости к основным «угрозам» для достижения гендерного равенства в семье не представляется уместным. Обрисовывая в общих чертах эти «угрозы» и игнорируя признание других основных проблем, таких как неравное распределение работы по дому, супружеское изнасилование и домашнее насилие, рисуется картина, согласно которой правительство Казахстана в основном озабочено сохранением семей, не разрушая гендерно обусловленную динамику власти семейный институт. Текущая Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года содержит аналогичные нарративы.
Важность сохранения казахских национальных традиций в семье для государства еще больше проявляется в задачах стратегии по возрождению «нравственных ценностей и воспитанию положительного образа семьи и брака» и возрождению «лучших семейные, этнокультурные традиции, способствующие укреплению духовно-нравственных основ брака и семьи». «Моральные ценности» и «этнокультурные традиции» подтверждают главенство конкретных этнических традиций и норм, которые утверждаются государством как неотъемлемые черты функциональной семьи в Казахстане. Это намекает на то, что казахские этнические традиции необходимо сохранять и защищать от внешних воздействий, как часто называют ЛГБТК+ и феминистские движения. Настойчивость в сохранении этнических традиций и нравственных норм семьи в стратегии гендерного равенства усиливает риторику государства, неизгладимо признающего женщин в первую очередь матерями и женами, а уже потом личностью.
Нормализуя определенные формы респектабельного поведения, такие как женщины должны быть женственными и преданными своим семьям, а мужчины являются эмоционально далекими кормильцами, özin özi tanu устанавливает стигму вокруг женской сексуальности и телесной автономии, а также предполагает, что женственность и мужественность едины. размерные понятия, не подлежащие изменению. Это исключает негетеросексуальные и немоногамные идентичности и отношения, что способствует стигматизации ЛГБТК+ сообщества в Казахстане при закреплении за женщинами роли носителей культуры и биологических воспроизводителей, а не признания их полноправными членами казахстанского общества. Как показал отчет UNFPA, казахстанские подростки, как и их сверстники во всем мире, любопытны и склонны к экспериментам в сексуальной и социальной жизни. Однако система школьного образования подчиняется патриархальным ценностям, изложенным в государственной политике, в том числе в законодательстве о гендерном равенстве, и продолжает игнорировать насущную потребность в качественном половом воспитании.
Айзада Арыстанбек — казахстанская интерсекциональная феминистская активистка и социолог, специализирующаяся на вопросах гендера и культуры, национализма и деколониальности. В настоящее время она работает над докторской диссертацией. на факультете социологии Университета Рутгерса. Айзада рассматривает свою работу как пересечение исследований и активной деятельности и стремится внести свой вклад в ненасильственное производство знаний о Центральной Азии. Вы можете найти ее в Твиттере.обзоров школьных ресурсов ОЭСР: Казахстан, 2015 г.
%PDF-1.4 % 18593 0 объект > эндообъект 19075 0 объект >/Шрифт>>>/Поля[]>> эндообъект 19985 0 объект >