Самопознание 9 класс 1 урок – Урок самопознания в 9 классе на тему «Выбор пути»

Урок самопознания в 9 классе на тему «Выбор пути»

  1. Рассказывание истории (беседа)

Притча о выборе пути. «У каждого своя дорога»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
— Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:
— Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
— Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Анализ притчи:

1. О чем эта притча?

  1. Что случилось с мудрецами?

  2. Что они решили делать? Как выбраться из леса?

  3. Почему пятый мудрец считал , что он прав?

  4. Какой бы выбор сделали лично Вы?

  5. Чем должен каждый из нас руководствоваться в своей жизни?

  6. В чем основной смысл притчи?

multiurok.ru

Урок по самопознанию «ВЫБОР ПУТИ» 9 класс

Ход урока:

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Мысленная прогулка в лесу.Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания

Пижама с зайчиками Е.Ковалева стр 41-46 чит

Как пришла к выбору профессии героиня очерка?

Как не ошибиться в выборе профессии?

Почеу автор очерка беспокоится о своей сестре?

Примечание

4.Рассказывание истории (беседа) Притчи «О кофе и жизненных приоритетах».

«Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными – и простыми, и дорогими, и изысканными.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:  «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было, кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки… А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!»

Вопросы:  В чём смысл притчи? Как вы думаете, почему профессор сравнил кофе с жизнью?

6.Групповое пение. Все будет хорошоД. Фомин

Я долго думал кто же мы
Просто пешки на доске
Или игроки
Но в вечном поиске любви
Так часто падали мы
И мир на грани войны

Ла-ла-ла-ла-ла-ла, всё будет хорошо
Ла-ла-ла-ла-ла-ла, куда бы ты не шёл
Направо- трудный бой
Налево- мир пустой
Но будь самим собой и всё будет хорошо

Ты жил, ты делал как умел
Странно слушать то что ты когда-то пел
Но в вечном поиске себя
Меняем минус на плюс
Давайте вместе друзья

Всё будет хорошо поверь,
Февраль покинул дом,
За ним закроют дверь.
С рассветом воплощаются мечты,
И там я обрету надежду
Вдали от суеты…
П-ев
Всё будет хорошо куда бы ты не шёл.
Прислушайся к седцу, почувствуй душой.
В погоне за счастьем покинем пределы,
останься собой и будь всегда первым.

multiurok.ru

Урок Самопознание 9 класс «Сила мысли и слова »

План урока самопознания

Школа ГУ « Садчиковская С.Ш.»

 Дата 31.01.2017 № 20-2

Тема: Сила мысли и слова

Ценность: Истина Качества: успешность, позитивное мировоззрение,

Педагог: Цайтлер Р.С..

Класс 9 Кол-во уч-ся 30

Цель:

-раскрыть ценность истина через силу мысли и слова.

Задачи:

— формировать осознанное стремление быть успешным человеком;

-воспитание активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Позитивный настрой на дыхание.

«Сейчас мы будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируем-ся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох-выдох 9-10 раз медленно».Мягкий вдох-прозрачный выдох

  1. Проверка домашнего задания.

Стр.121-122 ответы на вопросы.

-Основа нравстенного воспитания?(формирование характера)

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Если бы вы поняли, как сильны ваши мысли, вы бы никогда не думали негативно

Пис Пилгрим (1908-1981) — американская пацифистка, вегетарианка и активистка борьбы за мир.

  1. Рассказывание истории (беседа).

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования.
Их цель была забраться на вершину башни.

Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками…
Соревнования начались…
Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.

Из всех сторон доносилось:
“Это слишком сложно!!  Они никогда не заберутся на вершину”
“Нет шансов! Башня слишком высокая!”
Маленькие лягушата начали падать. Один за другим…
Некоторые  прыгали всё выше и выше…
Толпа всё равно кричала “Ни один не сможет это сделать!”
Ещё больше лягушат падали с высоты на землю…
Только один поднимался всё выше и выше…
И, приложив все усилия, он, один-единственный, забрался на вершину!
Все лягушата захотели узнать, как ему это удалось?
Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы и не упасть с высоты?
Но лягушонок-победитель оказался глухим….
Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение…
Они отнимают у тебя веру в собственные силы!!!
Не забывай о силе слов!!! Думай лишь о хорошем!!

Беседа по вопросам:

— В чем смысл этой притчи?

— Почему всего один лягушонок добрался до верхушки?

— Повторите ключевые слова этой притчи.

Это интересно!

» Могущество Мысли «.

В 50-е годы XX века английский грузовой корабль, перевозящий из Португалии бутылки с мадерой, прибыл в порт назначения в Шотландии. Один из моряков зашел в холодный грузовой отсек для того, чтобы проверить, все ли бутылки отгружены. Ничего не зная об этом, другой моряк запер дверь снаружи. Пленник изо всех сил стучал в переборки, но никто его не услышал, и корабль отправился обратно в Португалию.
Моряк обнаружил в помещении достаточное количество еды, но он знал, что не проживет долго при низкой температуре. Он схватил кусок металла и всю свою энергию употребил на то, что выцарапывал на переборках час за часом, день за днем рассказ о своей крестной муке. Он описал свою агонию с научной точностью. Как холод сковывал его тело, отмораживая нос, пальцы на руках и на ногах. Как нестерпимы ожоги ледяного воздуха.
Когда корабль бросил якорь в Лиссабоне, капитан открыл отсек и нашел мертвого моряка. Люди прочли его выцарапанную на стенах историю. Но самое потрясающее было не в этом. Капитан измерил температуру воздуха внутри отсека. Термометр показал 19 градусов. Поскольку обратно корабль шел без товара, система охлаждения не была включена. Человек умер только оттого, что думал, что ему холодно. Он стал жертвой своего воображения.

-Как научиться позитивно мыслить?

-Как бы Вы объяснили смысл утверждения «Жить – значит мыслить», высказанного Цицероном?

Творческая деятельность, групповая работа.

Ро́бин Ша́рма — канадский писатель, один из самых известных в Северной Америке специалистов по мотивации, лидерству и развитию личности. Родился в 1965 году в Новой Шотландии: «Слова имеют свою силу. Используй нужные слова — и жизнь твоя изменится».

Гармония. Покой. Доброта. Счастье. Радость. Мудрость. Истина. Сострадание. Прощение. Мужество. Любовь

• Опыт – 2 стакана (эксперимент).

Так что же такое слово?

Валерия Гивиевна Ниорадзе, доктор педагогических наук, профессор МГПУ так определила слово. «Слово – это основа основ, с чего началось единение людей, их становление как социальных существ, развитие человеческой культуры. Слово-это не просто звуковое оформление, наименование предмета, действия, признака. Слово-это мысль, разум человека, его духовная сущность».

Мы с вами поговорили о слове. А теперь давайте подумаем, как нам работать со словом каждый день? Какие установки мы можем взять себе?

1. Я тщательно слежу за своими словами и мыслями.

2. Я осторожно обращаюсь с мыслями.

3. Мои мысли помогают мне и другим.

Прочитайте советы журналистки Вали Симирзиной, которые помогают ей избавляться от негативных мыслей. Какие советы бы дали вы? Запишите.

Сложно ли было составлять свои советы.

Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота.

 Давайте проверим это утверждение.

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе слово.

Листы со словами:труд, планирование действий, вера в себя, позитивное восприятие мира, способности, талант.

6.Групповое пение.

Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова

Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.

Ты не можешь не заметить, —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри. 
Как прекрасен этот мир.

Ты взглянула – и минуты
Остановлены как будто,
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.

Как прекрасен этот мир, посмотри. 
Как прекрасен этот мир.

7.Домашнее задание.

Изречение французского писателя Стендаля открывает еще одну грань понятия «успех»: «Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех». Написать эссе «Что для меня значит «быть самим собой».

8.Заключительная минута тишины.

Ребята, закройте глаза и подумайте о том, в каком прекрасном мире мы живем! Любите всех, помогайте всем, совершайте хорошие поступки! И сохраните это в своем сердце.

-Я желаю вам добра!

kopilkaurokov.ru

План урока по самопознанию 9 класс

План урока «Самопознание»

Школа:Мынкульская ООШ

Дата: № 8

Тема: Выбор пути.

Ценность: Истина.

Качества: ответственность за мысли, слова и действия, бескорыстное служение обществу, вера в себя и собственные силы.

Педагог: Фасахутдинова Т.В. Класс: 9 Кол-во уч-ся:

Цель: расширять представления учащихся о выборе своего жизненного пути через общечеловеческую ценность истину, руководствуясь голосом совести.

Задачи:

  • расширить знания о важности познания себя при выборе жизненного пути, выполнение гражданского долга перед собой и обществом, веря в себя и собственные силы;

  • развивать потребность раскрыть свое истинное предназначение в единстве мысли, слова, действия;

  • воспитывать, социальную и гражданственную ответственность, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, бескорыстное служение обществу.

Ресурсы материалы, источники) Музыка «Хрустальная композиция», «Все будет хорошо» Д. Фомин, музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

— приветствие

— проверка отсутствующих

— проверка готовности

Позитивный настрой. Концентрация на Свет.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сообщение темы урока: Выбор пути

2.Проверка домашнего задания (опережение). ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ СЛОВО (в сокращении) Абай Кунанбаев, с 49 – 50 (учебник «Самопознание»- 9 класс)

Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Достаток преходящ, ремесло — нет. Ремесленника, который живет незаработанное честным трудом, можно было бы почитать, как святого. Но Аллах не миновал и тут, даже среди немногочисленных казахов-ремесленников, подобно неизлечимой болезни, бытуют пороки.

Во-первых, эти люди не стремятся совершенствовать свое мастерство. Не ищут мастеров лучше себя, чтобы, работая с ними рука об руку, перенять их искусство, а довольствуются тем, что умеют сами…

Во-вторых, надо работать в поте лица. А они, заработав несколько голов скота, начинают мнить себя богачами и хвастливо думают: «Разве у меня не вдоволь скота?» А ведь стоит появиться такой мысли, как человек предается праздной лени, беспечности, чванливости и франтовству.

В-третьих, эти люди не остерегаются льстецов. А льстецы не преминут обратиться к ремесленнику с лукавой просьбой: «Ты ведь щедрая душа, свет мой, и ты мастер, искуснее которого нет в округе!». Или: «Уважаемый, что вам стоит выполнить мою просьбу?». И вот ремесленник рад до безумия, что ему кладут поклоны, верит в свою незаменимость, и дни его проходят в пустом самодовольстве. Более того, своим поведением он тешит льстецов и дает им повод думать, что обманом можно добиться всего.

В-четвертых, они часто неразборчивы в друзьях. И чаще всего такой ремесленник оказывается в компании нечестных людей. Обманщики набиваются ему в друзья, дарят какую-нибудь мелочь, обещают золотые горы или свое покровительство, а ремесленник рад до смерти, что нашел бескорыстного друга, и тоже старается услужить ему. Из кожи лезет вон, только бы сделать другу приятное, и не замечает, что его водят за нос. Так проходят дни, забываются и семья, и хлеб насущный, растут долги. Наступает время, когда он вынужден занимать у одних, Чтобы расплатиться с другими. Теперь бедняга трудится, Чтобы как-то сводить концы с концами, но все больше. Втягивается в раздоры и окончательно теряет свое Человеческое лицо.

Анализ проводится по вопросам:

  • Почему так важно до тонкостей освоить свое дело?

  • Какие качества мешают овладеть ремеслом, по мнению Абая?

  • Почему с такой болью Абай говорит о своем народе?

  • Как достичь высокого мастерства в выбранном деле, оставив след в жизни?

  • Как Вы думаете, слова Абая актуальны для нашего времени?

  • Что в ваших силах сделать на благо процветания нашего общества?

Примечания

Музыка «Хрустальная композиция»

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Есть два желания: исполнение, которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть.

Л. Толстой- (1828 – 1910)- русский писатель, мыслитель.

  1. Рассказывание истории (беседа).

Дар от учителя: Притча о выборе пути.

Четыре человека умерли в одну ночь. Их звали Джим, Рон, Майк и Дэйв. Вскоре они обнаружили себя идущими по широкой вымощенной дороге, по которой они и продолжили вместе свой путь, пока не дошли до развилки. Перед ними открылись два пути: налево и направо. В раздумье они остановились, и тут перед ними появился человек в белом.

— Добро пожаловать, друзья, — сказал он. — Перед вами дорога в ваш новый дом. Один путь ведёт в Рай, где красота невообразимая, а другой путь — в Ад, где ужасы, отчаяние и безысходность, но знать, куда какой путь ведет, вам не положено. Вы пойдёте сами по любой выбранной дороге, но учтите, что вернуться можно в любой момент, пока вы не достигнете ворот Ада или Рая. Если попадёте в Ад — останетесь там, но не пугайтесь, если это произойдёт, все равно каждый из вас получит то, что заслужил.

Человек исчез. Путники были изумлены такими условиями: где это слыхано, чтобы дорога в Рай или Ад выбиралась наугад. Тут что-то не так. Но делать нечего, и они стали тянуть жребий, кто пойдёт первый.

Человек по имени Джим вытянул жребий и сразу без раздумья, повернул направо, потому что слово «право» ассоциировалось у него с чем-то правильным и верным. Он бодро зашагал по дороге, но вскоре остановился, так как его испугал раздавшийся рёв диких зверей, да ещё и тучи сгустились так, что закрыли солнце, и земля задрожала под его ногами. Джим страшно испугался, подумал, что выбрал неверный путь и повернул обратно. Он прибежал к развилке и рассказал остальным троим о том, что видел, тоже основательно их напугав, и повернул налево. Но по мере движения он видел ещё более страшные и зловещие знаки, и, перепуганный вконец, опять прибежал к развилке.

Все четверо страшно разволновались — ни одна дорога не была похожа на путь в Рай.

Тогда человек по имени Рон сказал:

— Всё, я решил, пойду направо, и будь что будет, обратно не вернусь.

Он принял твёрдое решение, пошёл по правой дороге, и шёл, не обращая внимания на устрашающий рёв диких зверей, штормовые облака и дрожание земли под ногами. В какой-то момент небо посветлело, и он увидел впереди невероятной красоты местность, наполненную миром и покоем. Он предположил, что это и есть Рай, и остался там.

Увидев, что Рон не вернулся, человек по имени Дэйв тоже решился. Он не знал судьбы ушедшего Рона. Может быть, его сожрали дикие животные по пути направо. И Дэйв решил выбрать путь налево. Разумеется, он не был уверен, что путь налево является правильным, но рассуждал так: «Всё, что бы ни случилось в конце пути, я приму как должное и постараюсь приспособиться».

Дэйв продвигался вперед, невзирая на пугающие знамения: рёв диких зверей, штормовые тучи и грозные молнии. И вот, наконец, он пришёл к месту, где из земли торчала грязная табличка «Ад». И тут же дорога позади него исчезла, не оставив ему возможности для отступления.

Перед Дэйвом простиралась мрачная, унылая, тёмная и холодная долина, совершенно неприспособленная для жизни. Люди там жили в маленьких неблагоустроенных кибитках, и всё время дрожали от страха быть разорванными дикими зверями, подвергнуться нападкам бандитских шаек или завязнуть в болотах. Дэйв узнал от местных жителей, что земля проклята даже самим дьяволом.

Дэйв обдумал ситуацию: «Я обещал сам себе, что не отступлю с выбранного пути, и куда бы я ни пришёл, я постараюсь приспособиться. Я отказываюсь выслушивать запугивания местных жителей и вопли о безысходности, а так же принять на веру то, что земля эта проклята дьяволом. Внутри меня — мир и покой, моя совесть чиста, так почему же снаружи должен быть ад?»

Эти рассуждения придали Дэйву уверенности, и он воззвал к местным жителям, чтобы они перестали дрожать от страха и попробовали изменить условия жизни. Горстка людей послушала Дэйва и последовала за ним, но остальные боялись, что станет ещё хуже, чем было. С горсткой последователей, Дэйв принялся осушать болота, строить новые светлые дома, сажать сады, давать отпор шайкам бандитов и приручать диких зверей. Сомневавшиеся вскоре присоединились к ним, когда увидели, столько произошло чудесных изменений.

Через некоторое время город вырос и расцвёл, и всё вокруг задышало красотой и покоем. Тогда Дэйв вышел к воротам, снял табличку «Ад» и вколотил другую, которая гласила: «Рай».

И только он это сделал, как перед ним возникла новая развилка, и человек в белой одежде спросил его:

— Ты уже знаешь, что тебе сейчас нужно делать?

— Хмм… думаю, что мне опять предстоит выбирать дорогу.

— Совершенно верно, — ответил человек в белом.

— Но прежде чем я сделаю выбор, не расскажешь ли ты мне, что случилось с моими тремя попутчиками?

И человек ответил:

— Рон сразу попал в Рай, место, во многом похожее на то, что ты создал сам. Однако он сожалеет, что не принял участия в его создании и никак не способствовал его процветанию. Он желал бы что-нибудь сделать сам. Когда его желание станет достаточно сильным, ему будет предложен выбор новой дороги, скорее всего, ему будет дана возможность превратить Ад в Рай самому, как это сделал ты. Что касается Джима и Майка, то они-то сейчас в настоящем аду, потому что парализованы страхом и продолжают метаться на развилке.

А что ждёт меня впереди? — задал Дэйв ещё один вопрос.

Неизвестность, — сказал человек.

Этот ответ одновременно испугал и обрадовал Дэйва. Он кивнул и бодро зашагал по дороге, ведущей направо.

Вопросы:

  • В чем смысл притчи?

  • Почему нас так пугает неизвестность?

  • От чего зависит наш выбор пути?

  • Что придает нам уверенности в жизни?

  • Как преодолеть самого себя?

  • Как часто нам хватает уверенности в собственных силах?

  • Какие качества необходимы для преодоления трудностей?

  • Какой бы выбор сделали лично Вы?

  • Чем должен каждый из нас руководствоваться в своей жизни?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Составьте по группам свои советы или рекомендации сверстникам по поводу «Выбора пути» (защита проекта).

Ответьте на вопросы, связанные с построением личной профессиональной перспективы?

  1. Групповое пение. Все будет хорошо. Д. Фомин

«Все будет хорошо» Д. Фомин

  1. Домашнее задание.

  • Задание № 5 с 30-31(тетрадь)

  • Чтение «Интервью с современным молодым человеком» с.53(учебник)

«Ищущий всегда находит» Л. Лопатина, М.Скребцова.

Кто ищет, тот всегда находит,

И это с каждым происходит.

Здесь нужно только твердо знать,

К чему стремиться, что искать.

Над ищущим горит всегда

Волшебной помощи звезда.

Она крыла ему дает,

Чтобы стремился он вперед

Музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1. Заключительная минута тишины.

Еще раз мысленно вернитесь к тем человеческим качествам, о которых шел разговор на уроке, ощутите их присутствие в своей душе. Храните их в себе, дарите их другим. Сделайте правильный выбор своего жизненного пути.

Музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Приложение №1

Ценность: Истина

Духовно – нравственная глубина урока

Истина (качества)

Начальное звено: говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее в других, скромность, оптимизм, любознательность.

Среднее звено: поиск знаний, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм.

Старшее звено: поиск истины в самих себе, отличайте временное от вечного, реальное от нереального, самоанализ, ищите знание, уважение ко всем религиям, вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление.

infourok.ru

Поурочный план по самопознанию 9 класс,Раздел-I (2-5 уроки) » Мир учителя

Название: Поурочный план по самопознанию. Раздел-1 уроки с 2 по 5
Класс: 9
Год: 2010
Страна: Казахстан


РАЗДЕЛ-I
Урок 2.
ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ


Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души».
Задачи:
— содействовать совершенствованию духовного мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает высказаться о том, что является главным в его сверстниках. Например: «Мне кажется, что главным в моих ровесниках должно быть стремление больше узнать», «Я думаю, что главным является желание открыть свои способности и развить их» и т.д.
Беседа
1. Как вы относитесь к своему поколению?
2. Кто из ваших сверстников вызывает у вас особое уважение?
3. Что волнует ваших сверстников?
Размышление над ситуацией
Содержание представленного в рубрике письма созвучно переживаниям многих молодых людей, так как в тгом возрасте каждый из них серьезно задумывается о смысле жизни. Однако девятиклассники, изучающие предмет «Самопознание», не раз обсуждали проблемы, подобные изложенным в письме. Отвечая автору, они смо¬гут обосновать важность выполнения своих непосредствен¬ных обязанностей ученика, члена семьи, гражданина своей страны не формально, а творчески, что и наполняет жизнь смыслом, делает ее интересной и насыщенной. Задание выполняется в тетради.
(Ниже, в рубрике «Задание», приводится ответ на письмо корреспондента молодежной газеты, который поможет учащимся осмыслить важные стороны своей жизни.)
Рассмотрите ситуацию, изложенную в письме. Случалось ли вам испытывать подобные сомнения, задавать подобные вопросы? Подумайте и ответьте автору письма, что наполняет жизнь смыслом и приносит удовлетворение?
«Я учусь в девятом классе. До девятого класса я была озорной, веселой заводилой девчонкой. Теперь все изменилось. Я уже не могу смотреть на жизнь по-прежнему. Меня мучает то, что за все свои шестнадцать лет я не принесла никакой пользы. Кто я? Зачем живу?

Что хорошего я сделала? Не знаю. Хорошие отметки (я отличница), дисциплина, активность в школе — вот и все?
Я люблю читать. Прочитала много книг. Мне кажется, что герои книг — необыкновенные люди. Есть ли сейчас такие? Вот раньше были люди! У всех у них в жизни была какая-то цель. А какая цель у меня? Получить профессию, выйти замуж? Все это кажется таким обычным.
Дело в том, что у нас, у нашего поколения, есть все. Мы не голодаем, не живем на улицах под открытым небом, мы хорошо одеваемся (опять-таки с помощью родителей), о войне читали лишь в книгах, газетах или видели ее по телевизору. Почему же мне чего-то не хватает? Я хочу, чтобы моя жизнь не была скучной, однообразной. Но как, как этого добиться? Меня часто называют «слишком романтичной», говорят, что я «многого хочу». Но разве можно жить иначе?
Я не пишу фамилии, понятно, почему. И все-таки я уверена, что не только я так думаю, со мной согласятся многие.
С уважением — Лена «
Задание
Первая часть задания касается понятия «смысл жизни» и поэтому созвучна вопросам, отраженным в письме. Опыт таких размышлений у учащихся уже есть, теперь поиск ответа на один из ключевых вопросов самопознания следует вывести на новый уровень. Этому поможет вторая часть задания, обсуждение вопросов которой поможет прийти к выводу, что образцовую модель жизни создать невозможно, так как у каждого человека свой путь к истине. Вместе с тем нужно обязательно пояснить, что в многовековом опыте человечества есть примеры выдаю¬щихся людей, которые обретали смысл жизни в вечном поиске ответов на вечные вопросы. Это — люди трудо¬любивой души. Можно назвать имена Пушкина, Моцарта, Абая, Циолковского, Сатпаева, к творчеству и трудам которых человечество обращается, чтобы удовлетворить свои духовные искания.
Возможно, обсуждение вопросов, рассказы учащихся не приведут всех к единому мнению, но, бесспорно, расширят их представления о понятии «труд души».
Поделитесь опытом и расскажите о том, что наполняет вашу жизнь смыслом и делает ее интересной.
Можно ли создать модель жизни человека, ее своеобразный эталон, к которому каждый бы мог стремиться? Почему?
Подумаем об этом
Статью известного корреспондента Инны Руденко можно рассматривать как дополнение к учебной информации по изучаемой теме, поэтому, ориентируя учащихся на самостоятельное чтение, следует пояснить, что она является ответом на письмо Лены и, возможно, обозначит для учащихся такие грани темы, которые им еще только предстоит раскрыть для себя.
«Однажды, рассказывают, Александр Грин слушал чтение новой повести молодого автора. Очень внимательно н доброжелательно слушал: в нем всегда жила, не всегда выходя наружу, суровая нежность к людям. И вдруг рассердился — услышал в повести такие слова: «Небо было как небо».
«Небо было как небо… — повторял Грин, нахмурив¬шись. — Небо как небо?» И добавил расстроено: «Так — нельзя».
Мне вспоминается этот маленький эпизод из жизни большого романтика, когда я читаю письмо Лены. «Слишком ты романтична», — говорят ей подруги, и в этом утверждении слышится упрек: много хочешь, и в этом утверждении слышится вопрос: что тебе еще нужно?
Такая неудовлетворенность! Такое томление души, такое ощущение неполноты жизни, такая обделенность даже! Все, кажется, есть для счастья, нет только одного — самого счастья. Отчего так? Почему? — спрашивает Лена, вынося
свои вопросы на наш с вами суд. Как часто мы еще боимся этой смутной, вдруг подступающей к тебе и в середине пути, не только у его начала, тоски, как гоним от себя эти внезапно настигающие во вполне благополучных буднях вопросы, свидетельствующие о каком-то ином неблаго¬получии, как часто ссылаемся при этом то на атмосферное давление, то на солнечную активность, то на расстроенные нервы — все лучше, кажется, чем эта неудовлетворенность. И не понимаем того, что она-то, быть может, и есть лучшее в нас — нет ничего пошлее, как известно, самодовольного оптимизма.
Это первое, что хотелось бы сказать Лене: как хорошо, что она этого самодовольства лишена! Одни люди ставят перед собой цели, другие повинуются лишь своим желаниям. Судя по письму, Лена принадлежит к первым. Когда нет цели — все может стать целью, чему, увы, немало свидетельств. Сколькие еще за тем незадачливым автором могут сказать: — А небо? — Что небо? — Небо как небо…
Лена же рвется вперед и выше. Она в самом деле, тут подруги правы, многого хочет, хотя это многое укладывается всего в три вопроса: кто я? Зачем я живу? Что хорошего сделал? Всего три вопроса, а чтобы ответить на них, иным не хватило и жизни. Вечные вопросы. Какое счастье, что Лена их задает. Уже сам вопрос о смысле жизни придает жизни смысл. Но вот беда: ответы на вечные вопросы вылиты ведрами, а приняты — каплями. Смысл вопроса о смысле жизни в том, видимо, и состоит, что он возникает у тебя, несмотря на ответы, найденные до тебя. Потому они и вечные, что каждый человек будет отвечать на них сам.
Лена мечтает о трудностях, но, быть может, всего труднее дается человеку умение будни поднимать до праздника, быт — до бытия, дело — до деяния.
Как обычную жизнь наполнить высоким смыслом? Вот главный вопрос, который вытекает из письма Лены. Лена, сама того, быть может, не подозревая, подсказывает нам и
то, от чего, отвечая на этот вопрос, следует и себя, и Лену предостеречь.
«Получить профессию, выйти замуж? Все это кажется таким обычным», — пишет Лена. Как сказать… Можно сказать: «Профессия» или того проще: «Поступление в пуз». А можно сказать: «Дело, которому я служу». Цель жизни может не исчерпываться делом. Но именно дело человека — главный проводник цели. Мне приходилось истречаться с дворником, который так относился к своему, прямо скажем, не очень престижному делу, что ощущал свою значимость и достоинство, будто он космонавт на орбите. Всякий полет все же, не будем этого забывать, начинается с земли. Случайно ли Лена ни словом не обмолвилась в письме о том, кем хочет стать? Это на пороге-то аттестата зрелости. Мечтая о крыльях, не будем забывать заботиться и об обуви.
«Замужество», — говорит Лена. Но лучше сказать — любовь. И еще — дети. Воспитать детей, настоящих граждан и истинно интеллигентных людей — разве это не благородная, не высокая цель? Замужество для таких натур, как Лена, быть может, и не станет единственной целью, но любовь обязательно подскажет средство для достижения этой цели, потому что ни одному человеку не удалось еще, оставив о себе благородную память, вырваться из круга обыденности, не любя людей.
В юности часто кажется, что настоящая жизнь — она гам где-то, за долами, за горами. На другой, не на твоей улице, где все так привычно, знакомо, обыденно. «Там — небо высокое!» — не случайно поется в одной песне. А тут? Над тобой? Небо как небо?..»
Задание
Поэт Н.Заболоцкий сказал: «Душа обязана трудить¬ся…». Как это возможно в повседневной жизни? С целью необходимости разобраться в этом предлагается задание.
Перед вами перечень обычных предметов и явлений, которые прочно вошли в жизнь человека. Подумайте, как
они влияют на развитие внутреннего мира. Обоснуйте ответ.
Театр, библиотека, Интернет, друзья, семья, при¬вычки, книги, спорт, карьера, природа, хобби, развлечения.
Учитель может рекомендовать такой принцип рассуждения на примере слова «театр»: «Встреча с театром — всегда праздник. К этому празднику, как правило, человек готовится, настраивая себя на встречу с прекрасным. Во время действия он испытывает сложную гамму чувств: симпатию, сочувствие, любовь к одним героям и недоу¬мение, возмущение, неприязнь по отношению к другим. Зритель взволнованно следит за развитием событий, переживая за их исход. Талантливо разыгранное действие имеет такую силу воздействия на человека, как будто он сам был участником событий. Театр — это всегда открытие чего-то нового в людях и окружающем мире, эмоциональ¬ный всплеск, который влияет на внутреннее состояние зрителя. Из театра человек уходит уже не тот, что пришел накануне, потому что на все происходящее чутко реагировала его душа».
Резюме
Обобщение сказанного по теме рекомендуется сделать на основе информации, изложенной в рубрике Nota bene:
Жизнь человека трудолюбивой души никогда не бывает скучной, потому что он в постоянном поиске, стремлении найти ответы на многие, на первый взгляд, простые вопросы. Выдающийся просветитель Гельвеций мудро заметил: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Стремление к познанию, раскрытию своих возможностей и способностей, служение обществу делом, которое по душе, — вот путь становления человека, смысл которого заключен в словах Менандра: «Как прелестен человек, когда он человек!»
Учителю следует пояснить, что мерой всех поступков человека является его глубокая вера в свое высокое предназначение, основанная на любви к людям, стремлении творить добро, что связано с серьезной внутренней работой над собой.
От сердца к сердцу
В отрывке из сонета Шекспира заключен призыв, отвечающий теме урока:
Расти, душа, и насыщайся вволю… После чтения сонета учитель может адресовать эти слова
как напутствие своим ученикам на пути познания.
(Отрывок)
Вильям Шекспир
Моя душа, ядро земли греховной,
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишься на роспись внешних стен.
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой вклад за счет бегущих дней
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней!
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно!
(Перевод С. Маршака)


Урок 3
В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ

Цель: углубление представлений учащихся о понятии красота человека».
Задачи:
раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния инутреннего мира человека;
развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
— воспитывать чувство прекрасного.

Круг радости
В стихотворении Абая, которое учитель предлагает прочитать одному из учеников, создан образ девушки,
обладающей удивительной красотой:
* * *
Абай
Словно месяц, изогнутый в небе ночном, Отливает сверкающий лоб серебром. Свет струится из черных, как полночь, очей, Брови вскинули иссиня-черный излом.
Нос точеный ее легок, узок и прям. Розов отсвет ланит — удивленье очам, Сердце, видя улыбку, пьянеет, когда Блещут зубы, подобные жемчугам.
Речь нежна и умна — тонкий лепет ручья, Смех заливчато длится, как трель соловья. Шея — шелк белоснежный — гибка и тонка, Чист и свеж подбородок, прохладу тая.
По-ребячески нежен ее локоток, Пальцы гладки, проворны, блестит ноготок, И, потупясь, смущенно туманится взгляд, Если косы рассыплют свой черный поток.
Вводя стихотворением в тему урока, учителю следует пояснить, что на уроке речь пойдет о создании собствен¬ного образа через осмысление понятия «красота человека».
Беседа
Вопросы 1,2, представленные в рубрике «Беседа», могут стать основой небольшой дискуссии. Однако в вопросе 3 заложена возможность прийти к единству в поисках пути обретения красоты каждым человеком, где мнения учащихся учителю следует поддержать или скорректировать.
1. Что определяет красоту человека?
4. Кого из известных вам людей вы считаете краси¬вым? Почему?
5. Может ли каждый человек быть красивым? Что для этого необходимо?
Задание
Рассмотрите репродукции картин итальянского художника XV в. Тициана. Удалось ли художнику передать красоту изображенных людей? Как?
Представьте, что герои картин оказались бы в пашем времени. Оценили ли бы наши современники их красоту? Почему?
Обмениваясь впечатлениями от увиденного, учащиеся смогут высказать свои представления о том, соответствуют ли представленные образы современным канонам красоты. Скорее всего, будут отмечены изъяны в пропорциях, одежде, прическе. Однако учителю следует подчеркнуть, что многие поколения людей считают образы, созданные художниками, выражением нетленной красоты, потому что красота — внутреннее состояние, которое угадывается во взгляде, улыбке, движениях и жестах человека.
Чтение
Текст, изложенный в рубрике, представляет собой сказку, в которой героиня в простой и доступной форме выражает важную для понимания смысла красоты человека мысль: «Гораздо приятнее, когда восхищаются тобой самой, а н

worldofteacher.com

Урок самопознания в 9 классе

  1. Подарок от учителя (притча).

«В поиске учителя»

Ш.А.Амонашвили

Пора моего ангелочка определить в школу», — подумал ангел. Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.

«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…» Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся — тот кричал на ученика и ругал его:

— Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!

«Жестокий… Не от Сердца он…»

В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.

«Ханжа… Не от Сердца она…»

В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь — зорко только Сердце».

Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:

— Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал.

«Невежда… Не от Сердца он…»

Заглянул ангел в следующий класс — там учитель вёл урок математики.

— Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз…

Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:

— 80 640 раз… А в неделю — 564 480 раз… А в месяц… А в год…

Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:

— Как ты смеешь выкрикивать с места, да ещё без моего разрешения…

«Грубиян… Не от Сердца он…»

Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.

«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением…» — подумал ангел и сказал своему ангелочку:

— Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя.

Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».

Но ангел не знал, как это сделать.

— Почему ангел выбрал последнего учителя?

— Назовите качества присущие искреннему человеку?

— Может ли человек научить чему-то хорошему другого, если у самого слова расходятся с делом?

multiurok.ru

Самопознание 9 класс КСП ССП Краткосрочные Среднесрочные планы на 2017-2018 год

I.                    Вызов.Вопросы беседы помогут учителю конкретизировать тему урока, на котором пойдет речь о первой любви, о любви мужчины и женщины. Беседа ориентирована не только на выявление уровня осведомленности учащихся о взаимоотношениях полов, но и личного опыта, так как глубина рассуждений по существу заданных вопросов зависит от глубины личных переживаний, связанных с юношеской любовью.

1. Когда к человеку приходит первая любовь?

2. Влияет ли на человека это чувство? Как?

3. Как вы понимаете смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»?

 

Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. (Кун Фу-Цзы)

2. Беседа по содержанию цитаты

Как вы понимаете смысл этого изречения?

Бесконечное пространство любви и её всепобеждающая сила и мудрость.

 Рассказывание истории (беседа).

1. Когда к человеку приходит первая любовь?

2. Влияет ли на человека это чувство? Как?

3. Как вы понимаете смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»?

Сегодня мы  с вами поговорим о первой любви, о любви мужчины и женщины.

Работа с текстом

 Притча. Как важна в жизни Любовь

Давно… Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей:
Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет.
Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.
Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо… Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.
«О, Любовь, — ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».
Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос:
«Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.
И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась… ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию:
«Познание, скажи мне, кто спас меня?».
«Это было Время», — ответило Познание.
«Время?» — удивилась Любовь – Отчего Оно мне помогло?»
Познание ответило:
«Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь». —Как вы думаете, почему любовь последняя покинула остров?

— А почему другие чувства не взяли любовь с собой?

      Этюд о любви   Инкар Токаш                                                                                                                     Первая любовь — как много она значит для человека! Умытый первым чувством,  мир вдруг неизъяснимо преображается, и каждый миг исполнен значения, и Неприметные прежде детали бытия возвышаются до символов, и природа — лес, речка, луна, цветы, солнце, дорога — входят в жизнь, как живые, имеющие душу существа, и твоя собственная душа открывается и оказывается  бездонной, как и весь так волшебно вдруг преобразившийся мир. «Вот он просыпался утром, и первое, чго ударяло ему в глаза, было радостное солнце, первое, что он слышал, был радостный, знакомый с детства трезвон Деревенской церкви, там за росистым, полным тени и блеска, птиц и цветов садом … Но тотчас же восторгом и ужасом  всю душу пронзала мысль: Катя! Утреннее солнце блис­тало ее молодостью, свежесть сада была ее свежестью, все то веселое, игривое, что было в трезвоне колоколов, тоже играло красотой, изяществом ее образа …»  Не правда ли, и вы, даже если, проснувшись утром, не слышали колоколов и не видели в окно сада, чувствовали то же, что и бунинский Митя, когда были влюблены? Но кого-нибудь, быть может, при словах «первая любовь» охватит чувство острого сожаления: нет, не пережиты мною эти высокие мгновения, не узнаны душою этот восторг и ужас, сладость и боль. Все было мельче, а то и вовсе пошло, все было поспешно просто, а то и совсем не было. Мимо прошла любовь. Отчего? Как приходит любовь? И к кому? Отчего уходит? И можно ли ее удержать, сохранить, пронести через жизнь? Как распознать: истинное ли это чувство или его иллюзия? Почему сердце избирает именно его, ее? Всякий ли человек достоин любви?

-Что помогает человеку ответить на вопросы, поставленные автором?

-Всякий ли человек достоин любви?

История любви  (но любовь ли это)

Я по-прежнему убеждена, что любовь — самое прекрасное и светлое чувство, которое человеку выпадает пережить. Но я была свидетелем того, как любовь чуть не разрушила человека. Никита пришел к нам в класс в 10-м и сразу всем понравился. Учителя в нем души не чаяли: легко учился на пятерки почти по всем предметам. Да что там пятерки! В нашем гуманитарном классе вдруг появился парень, способный представлять школу на олимпиаде по математике. А когда он занял там П-е место, был потрясен даже наш всегда спокойный и невозмутимый директор. Никите прочили лавры будущей звезды мат лингвистики.

Ребята, которые, как известно, учительских любим­чиков не жалуют, относились к Никите с симпатией и уважением. Девчонок он сразил наповал, сразу же, без лишних  уговоров согласившись играть в школьном театре. Мальчишки оценили, что Никита мог часами гонять с ними в футбол, не отговариваясь срочными уроками, как отличник.

Но главное, как он общался: доброжелательно, открыто, всегда с улыбкой. Никто из нас ни разу не слышал от него издевки или хамства. Веселый, приветливый, остроум­ный… Одних этих качеств было достаточно, чтобы каждая из нас по уши влюбилась в Никиту. Возможно, в глубине души так и было, но любовь к Никите была для девчонок нашего 10-а — табу! Потому что буквально на следующий день после его появления Полина сказала: «Он мой!»

Соперницы-одноклассницы — это в порядке вещей. В любви каждый сам за себя! И у нас в классе не раз возникали ситуации, когда девчонки ссорились и даже начинали враждовать из-за приглянувшегося парня. Но перебежать дорогу Полине не решился бы никто.

Полина — девушка умная, красивая, с сильным, волевым характером. Она писала стихи и песни и по любому поводу цитировала Диккенса. У нее была репутация бесшабашной девчонки, которая может зимой вылезти в окно и постоять на карнизе 3-го этажа, подначивая растерявшихся мальчишек. Или вогнать в краску учителя, заявив громко, на весь класс: «Я вас не узнаю, Александр Иванович, — урок сегодня был совершенно неинтересный». Ей все сходило с рук.

То, что Никита влюбился в Полину, никого особенно не удивило. Она девчонка яркая, с «изюминкой». С ней и поговорить интересно, и не соскучишься. С Полиной всегда связаны интересные приключения. То придумает встречать рассвет где-нибудь на крыше, под песни собственного сочинения. То решит поехать на выходные автостопом смотреть северное сияние. Нас удивило другое — влюбленный Никита менялся прямо на глазах.

Теперь Никита и Полина были всегда вместе. Он ушел из школьного театра, потому что театр покинула Полина — в новом спектакле для нее не было роли. Да и с нами он практически перестал общаться. Прежде веселый и разговорчивый, он теперь быстро кивал при встрече и с виноватой улыбкой торопился отойти в сторону: Полина ревновала его не только к девчонкам, но и к мальчишкам. Даже на школьный чемпионат по футболу играть за сборную класса Никита не пришел. Я видела потом, как Юрка похлопал извиняющегося Никиту по плечу:

— Я все понимаю, Кит, у тебя любовь! Но только учти: слопает тебя наша Поленька. Она же удав — анаконда с пышной челкой!

А еще через пару дней Юрка меня огорошил:

Ты знаешь, что Кит ушел из дома? Она потребовала!..

Перемены в Никите, конечно, заметили не только мы, но и его родители. Его мама позвонила Полине.

— Полиночка, вы с Никитой друзья. Меня беспокоит, что он забросил учебу, осунулся, погрустнел. Через две недели экзамены… Может быть, вам стоит сейчас пореже встречаться ?..

Полина отреагировала немедленно:

— Твои родители меня ненавидят. Или я — или они! Если ты меня действительно любишь, переезжай ко мне. Отец с бабулей слова не скажут!

Ослушаться Никита не посмел.

— Мама, я вас с папой очень люблю, но, поверь, так будет лучше.

Родители «поверили», боясь еще больше травмировать сына. Никита с Полиной за ручку приходили на экзамены, а потом, ни с кем не разговаривая, уходили.

Скандал разразился на экзамене по истории. Полина пришла сдавать его одна.

— А где же Никита? — чуть не хором спросили мы. Я ему запретила. Пусть докажет, что действительно меня любит!

Он доказал. Учителя с трудом уговорили комиссию разрешить ему сдавать экзамен с другим классом. На выпускном Никиты не было. Три недели он пролежал в больнице с сильнейшим депрессивным неврозом. Потом родители увезли его жить и учиться в другой город.

-Что связывало Никиту и Полину?

-Как влияли установившиеся отношения на образ 0 4 /ни и поступки каждого из  них?

-Почему Никита попал в больницу?

-Мог ли Никита противостоять Полине? Почему?

-Какие уроки извлекли вы из этой истории?

Любовь между юношей и девушкой — прекрасное, яркое, окрыляющее чувство. Если чувства людей искренни и взаимны, в любви проявляются самые лучшие качества характера: нежность, заботливость, уважение к избраннику (избраннице). Нужно помнить, что настоящей любви не свойственны ревность,  недоверие. Очень важно понимать, что основу отношений любящих людей состав­ляет свобода выбора: подчинение любимого человека своей воле, игнорирование его интересов недопустимо!

 Творческая деятельность, групповая работа.

Говорят, что влюбленный — это чудак.

Внешне, может,  и так, но, по сути – не так.

Просто он изнутри озаренный.

Не  косись на него с недоверьем,

Кто рекорды дает и живет с огоньком?

Да, конечно же, он влюбленный! Эдуард Асадов.

-Почему влюбленного поэт сравнивает с чудаком?

Нарисуйте влюбленного человека.

 

— «Какой момент остался наименее ясным?»

Творческая   работа для групп?

Нарисуйте эмблему любви. Внесите в рисунок символы, отражающие ваше представление о любви. Проведите презентацию творческого результата.

Учитель может пояснить, что эмблемой любви может быть эмблема, в который отражены символы его чувств, семейных ценностей.

От сердца к сердцу

Учитель предлагает встать в круг, взяться за руки и назвать слово или словосочетание, которые обозначают необходимое условие любви. Например: взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, поддержка, забота, искрен­ность, признание интересов другого и т.д.

 

 

III. Рефлексия.

Учитель: Наш урок  подошел к концу, я думаю, мы очень продуктивно поработали. Но мне бы хотелось, чтобы вы высказали свои впечатления об уроке, может быть, внесли свои предложения для проведения следующего урока.

Домашнее задание: составить три тестовых вопроса открытого типа на материалах урока.

 

 Модуль «Обучение тому, как обучаться». 

 

Стратегия «Выставка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Развитие критического мышления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «ИКТ в преподавании».

 

 

 

 

 

Модуль «Оценивание для обучения».

 

Стратегия «Карта оценки».

 

 

Модуль «Развитие критического мышления».

 

 

Стратегия «Минутный обзор».

 

 

 

zhospar.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *