Общая характеристика самопознания как процесса
Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 5) может быть представлено
следующим образом: Обнаружение —> Фиксация Анализ —> Оценка —> Принятие
Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла.
В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни. Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т. п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими качествами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.
) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.
И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования (об этом мы будем говорить в следующем разделе).
Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.
Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)
В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя.
Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности.
Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буддистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и практикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя.
Кроме общих закономерностей самопознания: степени осознанности, разной насыщенности, принципиальной незавершенности— выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.
1. Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я— Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.
2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интровер-сия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.
3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др. ; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.
контрольно-измерительные задания по обществознанию | Методическая разработка на тему:
Тест: «Знание о человеке и обществе».
Вариант II.
- К основным признакам общества как системы относятся:
а) природные условия;
б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения;
г) этап исторического развития.
- К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:
а) анатомия;
б) философия;
в) генетика;
г) математика.
- К критериям истины относятся:
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
- Понятие «общества» не включает в себя положение:
а) часть материального мира;
б) система;
в) формы объединения людей;
г) природная среда обитания.
- Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется:
а) истиной;
б) практикой;
в) опытом;
г) здравым смыслом.
- К особенностям научного познания относится:
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
- Признаком человеческой деятельности, отличающим её от поведения животных, является:
а) проявление активности;
б) целеполагание;
в) приспособление к окружающему миру;
г) взаимодействие с природой.
- Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи (быт, труд, культура, качество жизни и др.) используется понятие:
а) «потребление»;
б) «образ жизни»;
в) «уровень жизни»;
г) «благосостояние».
- Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:
а) «познание»;
б) «определение»;
в) «знание»;
г) «практика».
Ответы:
- в.
- б. 9 -а
- в.
- г.
- а.
- а.
- б.
- б.
Тест: «Знание о человеке и обществе».
Вариант II.
- К основным признакам общества как системы относятся:
а) природные условия;
б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения;
г) этап исторического развития.
- К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:
а) анатомия;
б) философия;
в) генетика;
г) математика.
- К критериям истины относятся:
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
- Понятие «общества» не включает в себя положение:
а) часть материального мира;
б) система;
в) формы объединения людей;
г) природная среда обитания.
- Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется:
а) истиной;
б) практикой;
в) опытом;
г) здравым смыслом.
- К особенностям научного познания относится:
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
- Признаком человеческой деятельности, отличающим её от поведения животных, является:
а) проявление активности;
б) целеполагание;
в) приспособление к окружающему миру;
г) взаимодействие с природой.
- Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи (быт, труд, культура, качество жизни и др.) используется понятие:
а) «потребление»;
б) «образ жизни»;
в) «уровень жизни»;
г) «благосостояние».
- Результат познавательной деятельности человека определяется понятием:
а) «познание»;
б) «определение»;
в) «знание»;
г) «практика».
Концепции Самопознания — 904 Слова
Многие люди не понимают смысла самопознания. Возможно, именно по этой причине некоторые люди называют ее вводящей в заблуждение идеей, полной опасностей и трудностей. Другие доходят до того, что предполагают, что самопознание — это просто социальная условность, реальной легитимности которой не существует. Тем не менее, прежде чем обсуждать эти два утверждения, необходимо объяснить истинное значение самопознания.
Во многих литературных материалах самопознание определяется как способность доверительно узнать человека внутри себя. Таким образом, самопознание включает в себя признание личных мыслей и чувств, особенно того, как они развиваются и как они влияют на индивидуальное поведение. В большинстве случаев самопознание сводится к пониманию ваших убеждений, вдохновения, желаний, принципов и желаний. Это философия себя.
Однако из-за различного восприятия самопознания большинство философских определений самопознания появляются от первого лица, например, Декарт, Юм и Локк. Например, определения самопознания с точки зрения третьего лица дают только понятие объективности и операционализма, следовательно, вводят в заблуждение.
Именно здесь многие люди считают самопознание вводящей в заблуждение идеей. Для другого человека самопознание происходит, когда человек демонстрирует личный дискурс и поведение. Таким образом, по мнению тех, кто считает, что самопознание является вводящей в заблуждение идеей, трудно определить намерения человека, если не делать косвенных выводов о человеке. До этого момента они думали, что концепция самопознания опасна и сложна, поскольку нехорошо делать выводы о делах или намерениях других людей (Бри, стр. 1).
Другая группа людей считает, что самопознание — это просто социальная условность, не имеющая законной силы. Под этим они подразумевают, что концепции самопознания вообще не существует. В период расцвета бихевиоризма многие философы расходились во мнениях относительно того, является ли самопознание философской концепцией или просто социальной условностью.
Некоторые философы, такие как Фома Аквинский, предположили, что самопознание — это способность наблюдать за своим поведением, следовательно, социальная условность. Он также критиковал идею о том, что самопознание включает отчетливо неизменный эпистемологический процесс. Аквинский также возразил, что если вообще самопознание неуклонно; никто не был бы в состоянии овладеть психическим состоянием более высокого порядка, следовательно, регрессом (Юстина, стр. 1).
Разнообразная критика самопознания началась во времена философии Декарта, Локка, Уильяма и других. Тем не менее, эта критика зависит от взгляда человека на самопознание.
Необходимо отметить, что различие взглядов на самопознание исходит из психологической и философской точек зрения. По моему мнению, идея о том, что самопознание вводит в заблуждение и представляет трудность или опасность, является дурным мотивом. Для меня самопознание исходит из создания отношений с окружающими вас людьми, чтобы вы могли узнать их намерения и характеры.
Например, вы можете узнать жесты людей, дресс-код, то, как они говорят, их подобострастие или снисходительность. Для меня это то, как самопознание проявляется в человеке. Кроме того, самопознание приходит, когда человек способен понять себя и распознать свои поступки. Возможно, основная причина, по которой многие люди думают, что самопознание — это просто социальная условность, заключается в том, что они мало знают о своем уме.
Они не понимают, что их разум отличается от обычного разума и каждый человек уникален. Следовательно, этим людям не хватает самопознания, что иногда характеризуется крайне низкой самооценкой. Без понимания своего личного разума невозможно идентифицировать себя как одаренного, и как только это происходит, становится трудно включить вашу идентификацию в личные чувства. В конце концов, люди приходят к утверждениям, что самопознание — это вводящая в заблуждение идея, полная трудностей и опасностей (Стефани, стр. 1).
Самопознание не является лицемерной идеей, поскольку оно помогает человеку понять личность внутри себя. Всякий раз, когда люди понимают себя, они в состоянии управлять своей личной жизнью и заботиться о ней. Поступая таким образом, легче сделать так, чтобы жизнь сложилась для вас, вместо того, чтобы жизнь стала для вас следствием.
Самопознание — это не просто социальная условность, потому что оно заставляет нас постигать нашу внешнюю физическую вселенную сверх окружающего нас внутреннего метафизического мира. Более того, через самопознание наш разум оказывается интерфейсом для обоих переживаний.
Идея самопознания начинается с ума. В большинстве случаев манера нашего мышления определяет нашу жизнь и влияет на наш человеческий опыт. Таким образом, изменяя наши представления об окружающем, мы можем изменить свое мировоззрение по определенным вопросам, таким как самопознание. Парадоксально, но в тот момент, когда мы меняем свое восприятие и мыслим правильно, окружающий мир тоже подстраивается.
Таким образом, мы не можем определить самопознание как простую социальную конвенцию, но благодаря ему мы в состоянии изменить мир. Никогда не бывает трудно изменить мир, и мы не вовлечены в опасный процесс изменения мира. От нас требуется способность изменять наше мышление, которое производит наше самопознание, и мир автоматически изменится (Ами, стр. 2-4).
Тот факт, что человечество живет в коллективной вселенной, где ценности, убеждения и мысли людей влияют на то, что происходит вокруг них, является гарантией того, что самопознание не является простым социальным соглашением и никогда не является вводящей в заблуждение идеей. Примечательно, что происходящее в физическом мире воспроизводит богатое содержание нашего самопознания, следовательно, строит нашу собственную судьбу. Таким образом, самопознание уводит нас от того, чтобы быть жертвой обстоятельств, и вместо этого делает нас наследниками нашей судьбы (Тимоти и Данн, стр. 13-15).
В заключение я считаю, что самопознание не является ни вводящей в заблуждение идеей, ни социальной условностью, потому что оно заставляет нас признать наши ошибки в мышлении и помогает нам изменить его. Кроме того, самопознание помогает нам улучшить наши духовные, умственные, физические и эмоциональные способности с целью определения нашей судьбы.
Эми, Томассон. Самосознание и самопознание. 2006. Интернет.
Бри, Гертлер. Самопознание . 2008. Интернет.
Юстина, Япола. Аквинский о самопознании. Веб.
Стефани, Толан. Самопознание, самооценка и одаренный взрослый . 2007. Интернет.
Тимоти, Уилсон, Данн, Элизабет. Самопознание: его пределы, ценность и возможности для совершенствования . 2004. Интернет.
|