Самопознание и его формы: Самопознание и его формы

Самопознание человека

Главная

Статьи

Интересное

Самопознание человека

интересное, интересные факты

У каждого человека есть только два предельных варианта выбора жизненной траектории: либо согласовывать свои поступки со знанием законов бытия, разного рода обоснованных требований, либо игнорировать их. Реализация первого варианта свое конкретное выражение находит в культурном образе жизни, реализация второго варианта — в анти культурном образе жизни, в неразумном поведении (наркомания, алкоголизм, терроризм и т. д.). Результат реализации первого варианта — утверждение в жизни жизни, результат второго — утверждение в жизни смерти. Всех людей, игнорирующих объективные законы человеческой жизни, т. е. разумные требования к ней, жизнь «наказывает» болезнями, страданиями, несчастиями, преждевременной смертью.

Овладение умением жить в согласии с разного рода необходимыми требованиями в различных видах своей деятельности (профессиональной, семейной, оздоровительной и т.

д.) проявляется в достижении человеком относительного равновесия с природой и обществом, выступает как «искусство жить». А последнее предполагает познание человеком не только внешнего мира, но и самого себя. Результатом самопознания является «образ я». Так как «образ я» есть то, на основе чего каждый человек строит свои отношения с другими людьми, в тех или иных видах деятельности самореализуется, осуществляет себя в мире, огромное значение самопознания в жизни человека очевидно. Поэтому неудивительно, что в трудах уже первых греческих философов настойчиво звучит призыв: «Познай себя!». По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов Древней Греции (Фалес, Питтак, Би-ант, Солон, Клеобул, Мюсон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». «Кто знает себя, — утверждал афинский мудрец Сократ, — тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий.
Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».

Познание человека вообще выступает либо как познание внешнего мира, либо как познание самого себя, т. е. как самопознание. Но что такое самопознание? По мнению, например, А. С. Спиркина, самопознание — «это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». По мнению В. Г. Маралова, «самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми». Словарь терминов социальной педагогики дает такое определение: «Самопознание — познание своего Я в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я».



Недостаток приведенных выше определений самопознания состоит в том, что они осуществляются через перечисление тех или иных сторон индивида, которые отражаются в процессе самопознания. Но так как каждый человек как объект познания в такой же мере неисчерпаем, как и Вселенная, то очевидно, что ни в одном определении самопознания нельзя охватить всего того, что отражается в этом процессе. Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы вначале дать самое общее, абстрактное определение самопознания, а затем путем выделения определенных оснований конкретизировать его.

В научной литературе встречались также определения самопознания, в которых делается попытка выявить его сущность, т. е. выделить самое существенное. Так, например, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, самопознание — это свойство «отдавать себе отчет в своем отношении к миру и другим людям» (согласно словарям русского языка, устойчивое выражение «отдавать себе отчет» означает достижение понимания, осознания, подразумевает способность разобраться в чем-либо). Однако самопознание человека не сводится только к познанию своего отношения к миру и другим людям. Каждый человек в той или иной мере познает и свое отношение к самому себе. Кроме того, он познает и особенности своей психики и тела. С. А. Минюрова определяет самопознание как процесс, посредством которого человек получает знания о себе. В этом определении самопознание сводится к рациональному самопознанию. Между тем каждый человек познает себя не только на уровне рационального познания, но и на уровне чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Здесь следует также отметить то, что в литературе, особенно психологической, широко распространено сведение самопознания к осознанному самопознанию. Однако кроме осознанного самопознания существует также самопознание на обыденном уровне, когда индивид познает себя (напр., чего он хочет и как он намерен удовлетворить свою потребность), но при этом совсем не осознает того, что осуществляет познавательную деятельность. А. Н. Леонтьев справедливо указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя.

С учетом сказанного можно дать следующее исходное, наиболее абстрактное (общее) определение понятия «самопознание». Самопознание — это такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид. Содержанием самопознания является отражение индивидом самого себя и формирование определенного образа своего «я». Конкретизация этого определения понятия «самопознание» предполагает прежде всего выявление его соотношения с близкими ему понятиями, с которыми оно нередко фактически отождествляется: «рефлексия» и «самосознание», затем со всеми другими понятиями, обозначения которых начинаются с части «само» и характеризуют «самость» индивида (начальный элемент термина «само» означает направленность на самого себя, исход от себя или осуществление для себя). К этим понятиям относятся: самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самообеспечение, само-проектирование, самооценка, самоопределение, самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самоуправление, самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина и др..

Как самопознание человека соотносится с рефлексией и самосознанием? Приведем некоторые определения этих понятий.

«Рефлексия — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя; собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к другим, своих задач, назначения и т. д.». «Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта». «Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности. Это направленность сознания человека на самого себя — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия)».

«Самосознание — оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля; убеждение в ценности собственной личности». «Самосознание — полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе».

С трактовкой понятий «рефлексия» и «самосознание», которые даются в «Словаре по социальной педагогике», мы не согласны, так как в таком случае рефлексия сводилась бы к познанию человеком только своего внутреннего мира, при том что каждый человек познает свою активность и во внешнем мире, а самосознание сводилось бы только к сознательному оценочному самопознанию, хотя в структуру самопознания входит также предметное и проектное самопознание.

Что же касается определения понятий «рефлексия» и «самосознание» в Большом психологическом словаре, то они фактически идентичны: и рефлексия и самосознание направлены на осознание себя, своей индивидуальности. При этом термин «самосознание» мы будем рассматривать как синонимичный по отношению к терминам «само-осознание», «само-осмысление». Попытки вкладывать в них какое-то специфическое содержание и разграничивать с понятием «самосознания» нам представляются непродуктивными.

Рассмотрим теперь соотношение понятия «самопознания» со всеми другими понятиями, обозначения которых содержат начальную часть «само». Отметим, что проблема взаимосвязи соответствующих явлений, т. е. представления терминов и понятий в определенной системе, в специальной литературе не решена. Можно упомянуть только работу Г. К. Чернявской, в которой предпринята первая попытка систематизации указанных выше понятий. В качестве основания исследователем выбраны важнейшие вопросы, которые неизбежно встают в жизни перед каждым человеком. Эти вопросы были сформулированы И. Кантом: «Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?».

В соответствии с ответами на эти вопросы можно говорить о «блоках» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивном, поведенческом и регулятивном. Когнитивный блок связан с ответом на первый из поставленных И. Кантом вопросов: «Что я могу знать?» Г. К. Чернявская в данный блок включает самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку и само-модель, которые определенным образом взаимосвязаны.

Ко второму, поведенческому блоку, связанному с ответом на вопрос «Что я должен делать?», она относит самоподготовку, самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Каждое из этих понятий характеризует определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление себя как субъекта деятельности вообще.

К третьему блоку, связанному с ответом на вопрос «На что я могу надеяться?», Г. К. Чернявская относит саморегуляцию, самоконтроль и самодисциплину. Действия личности, в которых проявляются соответствующие процессы, с одной стороны, определяют цели и надежды для той деятельности, которая отражается понятиями первого и второго блоков, а с другой — оказывают непосредственное регулирующее влияние на эту же деятельность. Положительным моментом в подходе Г. К. Чернявской к выявлению природы самопознания является попытка раскрытия его взаимосвязи с блоком понятий, относящихся к самости индивида, и выявления механизма взаимосвязи самопознания и самореализации личности.

Связь самопознания с рядом терминов с начальной частью «само» исследовал А. Я. Голубчиков. В развернутом генетическом цикле самоопределения индивида он выделяет взаимосвязанные самопознание, само-проектирование, самоуправление и самореализацию. При этом самопознание предполагает решение следующих задач: а) насколько полно я выражаю сущность и идеалы рода? б) в чем типичность и своеобразие меня как личности? в) в чем выражается моя уникальность?

Само-проектирование характеризуется созданием многовариантного проекта, имеющего в структуре жизненную детерминанту и по содержанию охватывающего основные формы активности индивида. Самоуправление полагает целью управление своей природной организацией, психикой и жизнедеятельностью во всех процессах самоопределения. Самореализация предстает в виде цикличной взаимосвязи самообучения (совершенствование навыков деятельности), самовоспитания и самообразования как предметность основных форм активности индивида. В свою очередь, самореализация побуждает к познанию мира и самопознанию, само-проектированию и самоуправлению. Однако в концепции А. Я. Голубчикова нам представляются спорными следующие положения:

1) противопоставление самопознания и само-проектирования. На наш взгляд, само-проектирование — это один из конституирующих видов самопознания, связанный с познанием индивидом своего будущего;

2) слишком широкая трактовка самоопределения индивида. Получается так, что и самопознание, и само-проектирование, и самоуправление, и самореализация — всё это есть самоопределение. В действительности самоопределение — это процесс и результат целостного самопознания индивида, в которое включаются предметное, оценочное и проектное самопознание. Другими словами, самоопределение индивида — это процесс и результат сознательного выбора собственных позиций, целей и средств самоосуществления для достижения определенных результатов в настоящем и будущем.

На наш взгляд, к фундаментальным вопросам индивидуального бытия человека, которые каждый хотя бы раз в жизни задавал себе, относятся следующие: 1. Кто я такой и почему я такой? 2. Как я отношусь к себе? 3. Кем я хочу, могу и должен стать? 4. Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать? Ответ на первые два вопроса связан с предметным самопознанием, т. е. само-описанием и само-объяснением. Результатом становится знание о самом себе как о явлении реального мира, т. е. знание о себе как таковом (напр., я знаю, что я студент педагогического вуза и почему я поступил именно в этот вуз). Ответ на второй вопрос связан с оценочным самопознанием. Его результат — многообразные самооценки. Ответ на третий вопрос связан с проектным самопознанием, включающим в себя само-диагностирование, само-прогнозирование, само-целеполагание и само-планирование. Его результат — само-проект, представляющий собой идеальный образ той или иной будущей деятельности человека.

Ответ на четвертый вопрос связан с самоуправлением процессом практической реализации само-проекта. Реализация само-проекта в деятельности выступает как самореализация человека. Рассмотрение самоуправления и самореализации в единстве связано с тем, что эти процессы в реальной жизни находятся в органической взаимосвязи. Это обусловлено тем, что само-проект выступает как средство сознательного регулирования самореализации человека и как средство достижения ее целей.

Итак, с нашей точки зрения, самопознание индивида включает в себя предметное самопознание, оценочное самопознание и проектное самопознание. Представленная выше последовательность рассмотрения видов, или уровней, самопознания выступает как его собственная логика. В ней находит свое выражение то, что без предметного самопознания оценочное самопознание невозможно в принципе, поскольку, чтобы нечто оценивать в себе (напр. , результаты своей деятельности), надо располагать об этом (о результатах деятельности) объективным знанием. Разумеется, самооценка предполагает и знание должного (идеалов, норм, разного рода требований).

Результаты предметного и оценочного самопознания — соответствующие знания -служат основанием проектного самопознания (в проекте, кроме знания человеком своих потребностей и возможностей, также учитываются те внешние условия, в которых будет осуществляться его деятельность). Если предметное и оценочное виды самопознания связаны с отражением «я» реального (прошлого и настоящего индивида), то особенность проектного самопознания состоит в том, что оно непосредственно нацелено на познание его будущего, т. е. не того, что было или что есть, а того, что может и должно быть в его жизни, на конструирование «я» идеального.

Указанными взаимосвязями диалектика видов, или уровней, самопознания не исчерпывается. Она также выражается в том, что, во-первых, осуществление оценочного самопознания может потребовать возврата к предметному самопознанию, а осуществление проектного самопознания — к предметному или оценочному самопознанию или к тому и другому одновременно с целью либо уточнения каких-либо знаний, либо получения новых, во-вторых, в концептуальное предметное самопознание в качестве компонентов входят проектное и оценочное самопознание (так, напр. , предметное самопознание индивидом сущности своего нравственного «я» в принципе невозможно без постановки цели этого самопознания, определения средств ее достижения и самооценки полученного результата). Оценочное самопознание также предполагает предметное самопознание и включает в себя проектное самопознание.

Из вышеизложенного следует, что 1) самопознание предполагает не только прямые связи между его видами, но и связи обратные, даже объемные; 2) самопознание посредством диалектической взаимосвязи предметного самопознания, оценочного и проектного, как и познание (сознание) вообще, выполняет отражательную функцию и функцию саморегуляции в любом виде самореализации человека.

В свете сказанного широко распространенные в специальной литературе подходы к самопознанию отдельного человека нам представляются весьма спорными. Общее между ними состоит в том, что из самопознания исключается само-оценивание и само-проектирование и все эти процессы противопоставляются друг другу. Так, например, Г. К. Чернявская, как уже отмечалось, выделяет три блока внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий и регулятивный. В когнитивный блок, наряду с другими элементами, также включается самопознание и самооценка, а третий, регулятивный блок связывается с целеполаганием. Вследствие этого самопознание противопоставляется и само-оцениванию, и само-проектированию (целеполаганию). А. Я. Голубчиков в автореферате докторской диссертации в развернутом генетическом цикле самоопределения индивида также противопоставляет самопознание и само-проектирование, рассматривая их как положенные процессы.

Исключение из самопознания индивида само-оценивания и само-проектирования и рассмотрение их как положенных явлений — общее место в современной психологической литературе. Так, например, по мнению В. Г. Маралова, мерой взаимодействия между «я» как субъектом познания и «я» как объектом познания являются, с одной стороны, самопознание и само-оценивание, с другой — саморегулирование и самоконтроль. Очевидно, что при таком подходе самопознание и само-оценивание противопоставляются. При этом самопознание автором сводится к предметному самопознанию (т. е. к познанию того, «каков я есть», «какими я обладаю качествами» и т. д.). Что же касается саморегулирования и самоконтроля (отметим, что саморегулирование и самоконтроль рассматривать как положенные нельзя, поскольку самоконтроль — одна из форм саморегулирования), то их непосредственной основой является само-проектирование. Однако в схематическом изображении структуры самосознания. B. Г. Мараловым оно даже не упоминается.

Практически аналогичный подход к самопознанию представлен в учебном пособии С. А. Минюровой «Психология самопознания и саморазвития». Так, например, И. И. Чеснокова, на которую ссылается C. А. Минюрова, самосознание рассматривает в единстве трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Очевидно, что в этом подходе само-оценивание из самопознания исключается и рассматривается как положенное с ним. При этом, по мнению автора, обобщенные результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующей самооценке, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. Однако какие другие существенные моменты включаются в саморегуляцию, автор не раскрывает. В любом случае, согласно И. И. Чесноковой, саморегулирование личности обходится без само-проектирования, что является недоразумением.

Для доказательства качественного отличия самопознания и само-оценивания и рассмотрения их как положенных процессов приводится следующая аргументация. Утверждается, что само-оценивание (иногда его называют ценностно ориентированной деятельностью), как и самопознание, имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие само-оценивания состоит в том, что оно устанавливает отношения не между объектами, а между объектом и субъектом, т. е. дает не чисто объективную, а субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях. Действительно, предметное самопознание и само-оценивание — это разные формы отражения индивидом самого себя. Но результат у них общий — знания. А знания — это всегда результаты рационального познания в виде понятий и суждений. Следовательно, само-оценивание, как и предметное самопознание, — это тоже самопознание, но оценочное самопознание. Его результат -оценочное знание. Если в предметном самопознании индивид познает, например, какие-то свои качества, то в оценочном самопознании он познает свое отношение к ним. Кроме того, само отношение субъекта к этим качествам — это тоже объект познания, который обладает сущностью.

Можно сделать следующий вывод: и предметное, и оценочное отражение индивидом самого себя — это разные формы, или уровни, самопознания. Поэтому рассмотрение самопознания и само-оценивания как положенных и исключение второго из первого, на наш взгляд, лишено всякого основания и является серьезным научным заблуждением.

Нельзя, по нашему мнению, самопознание и само-оценивание противопоставлять и на том основании, что самопознание дает объективную информацию, а само-оценивание — субъективную. Предметное самопознание также может быть субъективным, т. е. неадекватным, содержащим заблуждение, а само-оценивание, наоборот, может быть объективным (напр., выполняемая человеком строгая самооценка в соответствии с правовыми нормами).

Можно указать и на другие противоречия. В психологической литературе саморазвитие личности рассматривается как проблема ее практического преобразования на основе планирования и проектирования. При этом в механизм саморазвития включаются рефлексия, само-принятие и само—прогнозирование. Отметим прежде всего то, что рассматривать планирование и проектирование как положенные неправомерно, поскольку планирование есть составная часть проектирования. Кроме того, как отмечалось, рефлексия -это то же, что и сознательное самопознание. Но С. А. Минюрова самопознание и саморазвитие рассматривает как отдельные, самостоятельные явления (ее работа называется «Психология самопознания и саморазвития»). Поэтому, естественно, возникает вопрос о том, каким образом рефлексия (самопознание) одновременно является самостоятельной деятельностью и составной частью саморазвития? Это читателю непонятно. Непонятно и то, как в таком случае самопознание соотносится с проектированием (само-проектированием), которое затем сводится к само-прогнозированию, тем более что последнее, как отмечалось, одна из форм само-проектирования, понимаемого в широком смысле слова.

Общий вывод. В различной литературе последнего времени (и философской, и психологической) самопознание представлено в каком-то купированном виде, поскольку сводится только к предметному самопознанию. Из него исключается как самооценочное самопознание, так и проектное, и оба они рассматриваются как положенные с самопознанием. Это делает невозможным рассмотрение собственной логики самопознания и диалектики ее форм и ведет к концептуальной путанице.

В заключение рассмотрим вопрос о ценности самопознания в жизни индивида. Самопознание относится к числу фундаментальных ценностей человеческого бытия. О ценности самопознания писали философы, представители других отраслей науки и деятели искусства. Обобщая различные трактовки ценности самопознания, мы пришли к выводу, что смысл и назначение самопознания индивида состоит в обеспечении его продуктивной самореализации, понимаемой как творение им благ самому себе, другим людям, обществу при не нанесении никому вреда.

В общем понимании ценности самопознания можно выделить ряд аспектов. Сознательное самопознание позволяет каждому человеку:

1) строить свою жизнь не стихийно, а на научной основе, благодаря чему он в своем бытии обретает свободу;

2) получать в зависимости от нахождения на том или ином этапе своего жизненного пути определенные ответы на следующие вопросы индивидуального человеческого бытия: «Кто я такой и почему я такой?»; «Как я отношусь к себе, оцениваю себя?»; «Кем я хочу, могу и должен стать в жизни?»; «Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать?»;

3) оценивать свои потребности и возможности, уметь разбираться в своем внутреннем мире и в своем взаимодействии с внешним миром;

4) открыть свою уникальность, а уникальность — основа индивидуальности. В свою очередь, индивидуальность — основа творчества. Все духовные и материальные инновационные ценности в обществе были созданы личностями, если воспользоваться

словами Е. А. Баратынского, с «необщим выражением лица»;

5) обеспечить эффективное самоуправление личности. Это связано с тем, что само-проект, возникающий в результате самопознания, является и инструментом достижения целей, и инструментом сознательной саморегуляции;

6) использовать свои положительные качества, развивать и совершенствовать их и избавляться от своих отрицательных качеств, т. е. успешно заниматься самовоспитанием. Всем известно, что всякое воспитание есть прежде всего самовоспитание. А без самопознания оно невозможно;

7) познавать других людей. «Кто однажды обрел себя, — писал австрийский писатель С. Цвейг, — тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей»;

8) становиться тем, кем человек способен стать, а не тем, кем его заставляет быть социальное окружение, т. е. быть самим собой. Еще древнегреческий философ Пифагор утверждал: «Если тебя спросят: «В чем состоит благополучие?» — ответствуй: «Быть в согласии с самим собой»»;

9) брать на себя ответственность, так как в основании последней лежит предопределяемый самопознанием свободный выбор. А быть ответственным — значит быть подлинным субъектом самореализации. А. Мас-лоу отмечал: «Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он само-актуализируется»;

10) достичь зрелости и полноценного человеческого счастья.

Самопознание — это судьба человека.

Байлук Владимир Васильевич

Назад в раздел

интересное интересные факты здоровье полезные советы москва история туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа владимир и область горы

Статья на тему «Роль самопознания в жизни человека»

Роль самопознания в жизни человека.

Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства. Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.

Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических  особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.

Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.

Роль самопознания в жизни человека

Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.

Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

История появления термина.

Ещё в далеком VI веке до н. э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.

Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.

Значение самопознания в современном мире

Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.

В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании

Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.

Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью.

Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.

Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.

В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.

Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!

Виды самопознания:

1. Биологическое ознакомление.

К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.

2. Социальная проба.

Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.

3. Личностное исследование.

Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.

Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.

• Сознательное изучение.

Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.

• Бессознательное познание.

Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.

Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.

Самопознание в философии

Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.

Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.

Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.

Самопознание — Библиография — PhilPapers

  • Журналы
  • Войти
  • Создать учетную запись
  • Синтаксис
  • Расширенный поиск

В эту категорию требуется редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.

Философия разума > Эпистемология разума > Самопознание

Подкатегории:

Отчеты о самопознании, основанные на наблюдениях ( 82 )

Основанные на выражении отчеты о самопознании ( 101 )

Рациональности, основанные на самопознании ( 140 )

Внешний и самопознание* ( 487 | 200)

.

Знание Сознания* ( 179 )

Знание Эмоций* ( 68 )

Авторитет и привилегированный доступ от первого лица ( 317 )

Подходы от первого лица*0028 1 352 | 180)

Интроспекция и интроспекции* ( 580 )

НЕОБХОДИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ В НЕСКОЛЬКО ЗНАКИ ( 142 )

Самообечение* ( 421 )

ИСТОРИЯ: СВОМКА.

Самопознание, MISC ( 249 )

См. Также:

  • Самосознание ( 1,899 | 186)
  • 0028 487 | 200)
  • Знание восприятия ( 1 659 | 167)
  • Данные ( 199 )
  • Само ( 1 023 | 765)
  • Метакогнирование и сознание ( 129 )
  • 3. ( 465 )
  • Аносогнозия ( 54 )

История/Традиции: Самопознание

  • История: самопознание ( 39 )
  • HUME: Самопознание ( 39 )0028 7 )

Работа в этой области

Национальный университет Сингапура

Лектор или старший преподаватель

Университет Вашингтона

Ассоцентный профессор OR Professor и Chared

28 Universit Должность

Вакансии от PhilJobs


1 — 50 / 1617

Материалы для классификации

  1. Пробелы в эмпатии между горячими и холодными сторонами и основания подлинности. Регистрация Грейс Хелтон и Кристофер — готовится к публикации — Синтез .details
  2. Справочные вопросы и рефлексивность мышления от первого лица. Мишель Пальмира — 2022 — Journal of Philosophy 119 (11): 628-640.details
  3. Намерение, суждение-зависимость и самообман. Али Хоссейн Хани — готовится к публикации — Res Philosophica .details
  4. Существенное самопознание и необходимость признания. Наоми Клоостербур — готовится к публикации — Journal of Value Inquiry :1-21.details
  5. Самопознание и пределы прозрачности. Джонатан Уэй — 2007 — Анализ 67 (295):223-230.подробнее
  6. Philautia, самопознание и Oikeôsis у Филона Александрийского и Плутарха. Гретхен Рейдамс-Шилс — 2022 — У Райнера Хирша-Луипольда (ред.), Плутарх и Новый Завет в их религиозно-философских контекстах: связующие дискурсы в Мир Ранней Римской империи . Яркие детали
  7. Эмоциональное самопознание. Альба Монтес Санчес и Алессандро Саличе (ред. ) — подробности в ближайшее время
  8. Самопознание убеждений: возражение против метода прозрачности. Хавьер Видаль — 2019 — Revista de Humanidades de Valparaiso 14:429-448.подробнее
  9. Кант о самопознании и самообразовании: природа внутреннего опыта.
  10. Powinność i samowiedza: studia z filozofii praktycznej = Обязанность и самопознание: исследования практической философии. Роберт Пилат — 2013 — Варшава: Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynała Stefana Wyszyńskiego.details
  11. Познание через понимание: самопознание, диалог, рассуждение, размышление. Тайлер Бердж — 2013 — Оксфорд: Oxford University Press.подробнее
  12. Волноваться или тонуть? Сократ и софисты о самопознании у Евтидема.М. М. МакКейб — 2013 — В Дж. Бойз-Стоунз, К. Гилл и Д. Эль-Мурр (ред.), Платоновское искусство философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  13. Хорошие жизни: автобиография, самопознание, повествование и самореализация. Сэмюэл Кларк — 2021 — Oxford University Press. подробности
  14. БЕРДЖ, ТАЙЛЕР, Познание через понимание. Самопознание, Беседа, Рассуждение, Рефлексия. Философские очерки. Том 3, Oxford University Press, Оксфорд, 2013 г., 635 стр. [ОБЗОР] Карлос Ортис де Ландазури — 2015 г. — Anuario Filosófico :174-178.details
  15. Самопознание. Маркос Валарис — 2018 — В книге Маркоса Валариса и Стивена Хетерингтона (ред.), Знание в современной философии . Издательство Bloomsbury Publishing.details
  16. Лидерство и разоблачение подлинности: философия самопознания и обмана. Брент Эдвин Кашер и Марк Менальдо (ред.) — 2018 г. — Челтнем, Великобритания: Edward Elgar Publishing.details
  17. Двойное невежество и извращение самопознания. Даниэль А. Лейн — 2018 — В Джеймсе М. Амбери и Энди Р. Германе (ред.), Знание и неведение о себе в платонической философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  18. Между биографией и биологией: биос и самопознание у Платона «Федр». Сара — 2018 — В книге Джеймса М. Амбери и Энди Р. Германа (ред.), Знание и неведение о себе в платоновской философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  19. Самопознание и использование себя в платонических эпохах. Брайан Маррин — 2018 — В Джеймсе М. Амбери и Энди Р. Германе (ред.), Знание и неведение себя в платонической философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  20. Между восхождением и нисхождением: самопознание и платоновская аллегория пещеры. Джеймс — 2018 — В книге Джеймса М. Амбери и Энди Р. Германа (ред.), Знание и неведение о себе в платоновской философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  21. Сократическое самопознание и пределы эпистемы. Дрю А. Хайленд — 2018 — В Джеймсе М. Амбери и Энди Р. Германе (ред.), Знание и неведение о себе в платоновской философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  22. Лица платонического самопознания: Алкивиад I и Хармидес. Томас Туоццо — 2018 — В Джеймсе М. Амбери и Энди Р. Германе (ред.), Знание и неведение о себе в платонической философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  23. Самопознание и добро. Ллойд П. Герсон — 2018 — В Джеймсе М. Амбери и Энди Р. Германе (ред.), Знание и неведение себя в платоновской философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  24. Введение: самопознание как тематическое пересечение. Энди Герман и Джеймс М. Амбери — 2018 г. — В книге Джеймса М. Амбери и Энди Р. Германа (ред.), Знание и неведение о себе в платоновской философии . Издательство Кембриджского университета. подробности
  25. Самоуверенность, самопознание и самосовершенствование. Эйлем Озалтун — 2017 — Palgrave Communications 42 (3).детали
  26. Горе и самопознание. Дэйв Бейсекер — 2022 — Journal of Philosophy of Emotion 4 (1): 27-33. подробности
  27. Группы, летающие вслепую. Джаред Петерсон — 2022 — Synthese 200 (6):1-24. подробнее
  28. Самопознание желания: когда выводов недостаточно.
  29. Inwiefern sind philosophische Erfahrungen epistemisch transformativ?Íngrid Vendrell Ferran — 2022 — Deutsche Zeitschrift für Philosophie 70 (5):809-822.подробнее
  30. Смирение, самопознание и мудрость. Шейн Во — 2012 — Философия, культура и традиции 8:17-33.детали
  31. LBT, сократический интеллектуализм и самопознание. Кэрол Гулд — 2022 — International Journal of Philosophical Practice 8 (1): 45-52.details
  32. Самопознание и эпистемические добродетели: между релайабилизмом и ответственностью. Сезар Ширмер Сантос — 2015 — Veritas – Revista de Filosofia da Pucrs 60 (3):579-593.подробнее
  33. Память наблюдателя и устойчивость к ошибкам из-за неправильной идентификации. Хорди Фернандес — 2021 — Synthese (1):641-660.детали
  34. Самоанализ эмоций. Бертиль Де Влигер и Анна Джустина — 2022 — Pacific Philosophical Quarterly 103 (3): 551-580. подробности
  35. Самость и возможность самопознания. Бонни Райан — неизвестные детали
  36. Самопознание Августина в животных. Карел Клозар — 2019- Filosofie Dnes 11 (1).деталь
  37. Телесное самопознание как особая форма восприятия. Хао Тан — 2022 — Disputatio 11 (20).подробнее
  38. Очерк Канта о самопознании и самообразовании и ответы критикам. Катарина Т. Краус — 2022 — Кантианское обозрение 27 (3): 491-508 .детали
  39. комментариев о Катарине Т. Краус, Канте о самопознании и самообразовании: природа внутреннего опыта. Аллен Вуд — 2022 — Кантианский обзор 27 (3):469-474.подробнее
  40. Что такое идея души? Комментарии о Катарине Краус, Кант о самопознании и самообразовании. Патрик Р. Фрирсон — 2022 — Кантианское обозрение 27 (3): 475-481.
  41. Самореферентная рекурсия. Илекса Ярдли — 2018 — https://Medium.Com/the-Circular-Theory .details
  42. Алкивиад Платона о самопознании и формах. Грузия Сермамоглу-Соулмаиди — 2022 — Древняя философия 42 (2):353-366.подробнее
  43. Кант о самопознании и самообразовании Катарины Т. Краус. Стефани Бухенау — 2022 — Journal of the History of Philosophy 60 (3): 515-517.details
  44. Важность самопознания для свободного действия. Джозеф Гуррола — готовится к публикации — European Journal of Philosophy .details
  45. Кант и приоритет самопознания. Джеймс П. Мессина — неизвестные подробности
  46. Содержание и контрастное самопознание. Винсент Г. Абруццо — неизвестные детали
  47. Самопознание Духа, История и Абсолют. Томас Оэль — неизвестные детали
  48. Об обнаружении прозрачных состояний: компатибилистский подход к прозрачности. Арно Девальк — готовится к печати — European Journal of Philosophy .details
  49. L’exigence de la connaissance de soi dans la Généalogie de la мораль. Задача самопознания в генеалогии морали. Marie-Andrée Ricard — 2022 — Les Cahiers Philosophiques de Strasbourg 51:133-160. details
  50. Прозрачное самопознание отношений и эмоций: попытка Дэвидсона. Нин Фан — 2021 — International Philosophical Quarterly 61 (243):275-284.details

1 — 50 / 1617

Доступ за пределами кампуса

Используете PhilPapers из дома?

Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения.

Контролировать эту страницу

Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:

Эл. адрес Новостная лента

Редакция

Общие редакторы:
Дэвид Бурже (Западный Онтарио)
Дэвид Чалмерс (ANU, NYU)

Региональные редакторы:
Дэвид Бурже
Гвен Брэдфорд
Берит Брогаард
Маргарет Камерон
Дэвид Чалмерс
Джеймс Чейз
Рафаэль де Клерк
Ezio Di Nucci
Esa Diaz-Leon
Barry Hallen
Hans Halvorson
Jonathan Ichikawa
Michelle Kosch
Øystein Linnebo
JeeLoo Liu
Paul Livingston
Brandon Look
Manolo Martínez
Matthew McGrath
Michiru Nagatsu
Susana Nuccetelli
Giuseppe Primiero
Jack Алан Рейнольдс
Даррелл П. Роуботтом
Александра Самонек
Константин Сандис
Ховард Сэнки
Джонатан Шаффер
Томас Сеньор
Робин Смит
Дэниел Стар
Юсси Суикканен
Анесс Ким Вебстер

Другие редакторы
Свяжитесь с нами
Узнайте больше о PhilPapers

Кришнамурти · Самопознание — начало свободы

Многие из нас, кажется, думают, что, научив каждого человека читать и писать, мы решим наши человеческие проблемы; но эта идея оказалась ложной. Так называемые образованные люди не являются миролюбивыми, интегрированными людьми, и они тоже несут ответственность за смятение и бедствия в мире.

Правильное образование означает пробуждение разума, воспитание целостной жизни, и только такое образование может создать новую культуру и мир во всем мире; но чтобы добиться этого нового вида образования, мы должны начать все заново на совершенно иной основе.

Пока мир рушится вокруг нас, мы обсуждаем теории и пустые политические вопросы и играем с поверхностными реформами. Не указывает ли это на полное легкомыслие с нашей стороны? Некоторые могут с этим согласиться, но они будут продолжать делать то же самое, что и всегда — и в этом печаль существования. Когда мы слышим истину и не действуем в соответствии с ней, она становится ядом внутри нас, и этот яд распространяется, вызывая психологические расстройства, дисбаланс и плохое здоровье. Только когда в человеке пробуждается творческий разум, появляется возможность мирной и счастливой жизни.

Мы не можем быть разумными, просто заменяя одно правительство другим, одну партию или класс другим, одного эксплуататора другим. Кровавая революция никогда не решит наших проблем. Только глубокая внутренняя революция, меняющая все наши ценности, может создать другую среду, разумную социальную структуру, и такую ​​революцию можем совершить только мы с вами. Никакого нового порядка не возникнет, пока мы сами не сломаем наши собственные психологические барьеры и не станем свободными.

На бумаге мы можем нарисовать чертежи блестящей Утопии, дивного нового мира; но принесение настоящего в жертву неизвестному будущему, безусловно, никогда не решит ни одной из наших проблем. Между настоящим и будущим находится так много элементов, что никто не может знать, каким будет будущее. Что мы можем и должны делать, если настроены серьезно, так это решать наши проблемы сейчас, а не откладывать их на будущее. Вечность не в будущем; вечность сейчас. Наши проблемы существуют в настоящем, и только в настоящем они могут быть решены.

Те из нас, кто настроен серьезно, должны возродиться; но возрождение может произойти только тогда, когда мы порвем с теми ценностями, которые создали благодаря нашим самозащитным и агрессивным желаниям. Самопознание — это начало свободы, и только когда мы познаем себя, мы можем установить порядок и мир.

Кто-то может спросить: «Что может сделать один человек такого, что повлияет на историю?» Может ли он вообще чего-нибудь добиться своим образом жизни?» Конечно, может. Мы с вами, очевидно, не собираемся прекращать немедленные войны или создавать мгновенное взаимопонимание между народами; но, по крайней мере, мы можем произвести в мире наших повседневных отношений коренное изменение, которое будет иметь свои собственные последствия.

Индивидуальное просветление влияет на большие группы людей, но только если человек не стремится к результатам. Если мыслить с точки зрения выгоды и результата, правильная трансформация себя невозможна.

Человеческие проблемы не просты, они очень сложны. Чтобы понять их, требуется терпение и проницательность, и крайне важно, чтобы мы, как личности, понимали и разрешали их для себя. Их нельзя понять с помощью простых формул или лозунгов; они также не могут быть решены на своем уровне специалистами, работающими в определенном направлении, что ведет только к еще большей путанице и страданиям. Наши многочисленные проблемы могут быть поняты и решены только тогда, когда мы осознаем себя как целостный процесс, то есть когда мы понимаем всю свою психологическую структуру; и ни один религиозный или политический лидер не может дать нам ключ к этому пониманию.

Чтобы понять себя, мы должны осознавать свои отношения не только с людьми, но и с собственностью, с идеями и с природой. Если мы хотим произвести настоящую революцию в человеческих отношениях, которые являются основой всего общества, должны произойти коренные изменения в наших собственных ценностях и мировоззрении; но мы избегаем необходимого и коренного преобразования самих себя и пытаемся произвести политические революции в мире, что всегда ведет к кровопролитию и катастрофе.

Отношения, основанные на ощущениях, никогда не могут быть средством освобождения от себя; однако большинство наших отношений основано на ощущениях, они являются результатом нашего стремления к личной выгоде, к комфорту, к психологической безопасности. Хотя они могут предложить нам мгновенный побег от себя, такие отношения только укрепляют самость с ее ограничивающей и связывающей деятельностью. Отношения — это зеркало, в котором можно увидеть себя и всю свою деятельность; и только тогда, когда пути самости поняты в реакциях отношений, происходит творческое освобождение от самости.

Чтобы изменить мир, мы должны возродиться внутри себя. Ничего нельзя добиться насилием, легкой ликвидацией друг друга. Мы можем найти временное облегчение, присоединившись к группам, изучая методы социальной и экономической реформы, принимая законы или молясь; но что бы мы ни делали, без самопознания и любви, которая ему присуща, наши проблемы будут постоянно расширяться и множиться. Между тем, если мы приложим наши умы и сердца к задаче познания самих себя, мы, несомненно, разрешим наши многочисленные конфликты и печали.

Современное образование превращает нас в безмозглых существ; это очень мало помогает нам найти наше индивидуальное призвание. Мы сдаем определенные экзамены, а затем, если повезет, устраиваемся на работу, что часто означает бесконечную рутину на всю оставшуюся жизнь. Нам может не нравиться наша работа, но мы вынуждены продолжать ее, потому что у нас нет других средств к существованию. Мы можем хотеть сделать что-то совершенно другое, но обязательства и ответственность сковывают нас, и мы скованы собственными тревогами и страхами. Разочаровавшись, мы ищем выхода через секс, выпивку, политику или причудливую религию.

Когда наши амбиции рушатся, мы придаем чрезмерное значение тому, что должно быть нормальным, и у нас развивается психологический перекос. Пока у нас не будет всестороннего понимания нашей жизни и любви, наших политических, религиозных и социальных желаний с их требованиями и препятствиями, у нас будут постоянно возрастать проблемы в наших отношениях, ведущие нас к несчастью и разрушению.

Невежество — это недостаток знания путей своего «я», и это невежество нельзя рассеять поверхностными действиями и реформами; его можно рассеять только благодаря постоянному осознанию движений и реакций «я» во всех его отношениях.

Мы должны осознать, что мы не только обусловлены окружающей средой, но и являемся окружающей средой — мы не являемся чем-то отдельным от нее. Наши мысли и ответы обусловлены ценностями, которые навязало нам общество, частью которого мы являемся.

Мы никогда не понимаем, что являемся полной средой, потому что в нас есть несколько сущностей, и все они вращаются вокруг «я», самости. Самость состоит из этих сущностей, которые являются просто желаниями в различных формах. Из этого нагромождения желаний возникает центральная фигура, мыслитель, воля «я» и «моё»; и таким образом устанавливается разделение между собой и не-я, между «я» и окружающей средой или обществом. Это разделение является началом конфликта, внутреннего и внешнего.

Осознание всего этого процесса, как сознательного, так и скрытого, есть медитация; и через эту медитацию преодолевается самость с ее желаниями и конфликтами. Самопознание необходимо, если кто-то хочет освободиться от влияний и ценностей, дающих убежище самому себе; и только в этой свободе есть творение, истина, Бог или что угодно.

Мнения и традиции формируют наши мысли и чувства с самого раннего возраста. Непосредственные воздействия и впечатления производят мощный и продолжительный эффект, определяющий весь ход нашей сознательной и бессознательной жизни. Конформность начинается в детстве через образование и влияние общества.

Желание подражать — очень сильный фактор в нашей жизни не только на поверхностном, но и на глубоком уровне. У нас почти нет независимых мыслей и чувств. Когда они случаются, они являются простыми реакциями и, следовательно, не свободны от установленного паттерна; ибо нет свободы реакции.

Философия и религия устанавливают определенные методы, с помощью которых мы можем прийти к осознанию истины или Бога; однако просто следовать методу — значит оставаться бездумным и неинтегрированным, каким бы полезным ни казался этот метод в нашей повседневной социальной жизни. Стремление подчиняться, то есть стремление к безопасности, порождает страх и выдвигает на первый план политические и религиозные авторитеты, лидеров и героев, которые поощряют подчинение и которые тонко или грубо доминируют над нами; но несоответствие — это только реакция на авторитет и никоим образом не помогает нам стать цельными людьми. Реакция бесконечна, она ведет только к дальнейшей реакции.

Конформизм с его скрытым страхом является помехой; но простое интеллектуальное признание этого факта не устранит препятствия. Только когда мы осознаем препятствия всем своим существом, мы можем освободиться от них, не создавая новых и более глубоких препятствий.

Когда мы внутренне зависимы, традиция имеет большую власть над нами; и ум, который мыслит традиционными способами, не может открыть что-то новое. Подчиняясь, мы становимся посредственными подражателями, винтиками в жестокой социальной машине. Важно то, что мы думаем, а не то, что другие хотят, чтобы мы думали. Когда мы подчиняемся традиции, мы вскоре становимся простыми копиями того, чем должны быть.

Это подражание тому, кем мы должны быть, порождает страх; а страх убивает творческое мышление. Страх притупляет ум и сердце, так что мы не осознаем всего значения жизни; мы становимся нечувствительными к собственным горестям, к движению птиц, к улыбкам и страданиям других.

Сознательный и бессознательный страх имеет много разных причин, и чтобы избавиться от них всех, требуется настороженная бдительность. Страх нельзя устранить ни дисциплиной, ни сублимацией, ни каким-либо другим актом воли: его причины нужно найти и понять. Это требует терпения и осознания, в котором нет никаких суждений.

Сравнительно легко понять и развеять наши сознательные страхи. Но большинство из нас даже не замечают бессознательных страхов, потому что мы не позволяем им выйти на поверхность; и когда в редких случаях они выходят на поверхность, мы спешим их прикрыть, убежать от них. Скрытые страхи часто дают о себе знать через сны и другие формы намеков, и они вызывают большее ухудшение состояния и конфликты, чем поверхностные страхи.

Наша жизнь не просто лежит на поверхности, большая ее часть скрыта от случайного наблюдения. Если бы мы хотели, чтобы наши смутные страхи вышли наружу и растворились, сознательный ум должен быть несколько спокоен, а не постоянно занят; затем, когда эти страхи выходят на поверхность, их нужно беспрепятственно наблюдать, ибо любая форма осуждения или оправдания только усиливает страх. Чтобы быть свободными от всякого страха, мы должны быть готовы к его омрачающему влиянию, и только постоянная бдительность может выявить его многочисленные причины.

Одним из результатов страха является признание авторитета в человеческих делах. Авторитет создается нашим желанием быть правыми, чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя комфортно, не иметь сознательных конфликтов или беспокойств; но ничто из того, что происходит от страха, не может помочь нам понять наши проблемы, даже если страх может принять форму уважения и подчинения так называемым мудрым. Мудрые не обладают властью, а обладающие властью не мудры. Страх в любой форме препятствует пониманию нас самих и нашего отношения ко всем вещам.

Последствием власти является отрицание разведки. Принять власть — значит подчиниться господству, чтобы подчинить себя индивидууму, группе или идеологии, будь то религиозной или политической; и это подчинение себя авторитету есть отрицание не только интеллекта, но и личной свободы. Соблюдение вероучения или системы представлений является самозащитной реакцией. Принятие авторитета может помочь нам временно скрыть наши трудности и проблемы; но избегать проблемы — значит только усугублять ее, и при этом отказываются от самопознания и свободы.

Как может быть компромисс между свободой и признанием власти? Если есть компромисс, то те, кто говорят, что ищут самопознания и свободы, не искренни в своих усилиях. Кажется, мы думаем, что свобода — это конечная цель, цель, и что для того, чтобы стать свободными, мы должны сначала подчиниться различным формам подавления и запугивания. Мы надеемся достичь свободы через соответствие; но разве средства не так же важны, как и цель? Разве средства не формируют цель?

Чтобы иметь мир, нужно использовать мирные средства; ибо если средства жестоки, то как конец может быть мирным? Если конец есть свобода, то и начало должно быть свободным, ибо конец и начало едины. Самопознание и разум могут быть только тогда, когда в самом начале есть свобода; а свобода отрицается принятием авторитета.

Мы поклоняемся авторитету в различных формах: знаниям, успеху, силе и так далее. Мы пользуемся властью над молодыми и в то же время боимся высшей власти. Когда сам человек не имеет внутреннего видения, внешняя сила и положение приобретают огромное значение, и тогда индивидуум все более и более подчиняется авторитету и принуждению, он становится инструментом других. Мы видим, как этот процесс происходит вокруг нас: в моменты кризиса демократические нации действуют как тоталитарные, забывая о своей демократии и заставляя человека подчиняться.

Если мы сможем понять принуждение, стоящее за нашим желанием доминировать или подчиняться, тогда, возможно, мы сможем освободиться от калечащего воздействия власти. Мы жаждем быть уверенными, быть правыми, быть успешными, знать; и это стремление к определенности, к постоянству создает внутри нас авторитет личного опыта, в то время как внешне оно создает авторитет общества, семьи, религии и т.д. Но простое игнорирование авторитета, стряхивание его внешних символов имеет очень мало значения.

Порвать с одной традицией и приспособиться к другой, оставить этого лидера и следовать за другим — всего лишь поверхностный жест. Если мы хотим осознать весь процесс власти, если мы хотим увидеть его внутреннюю сущность, если мы хотим понять и превзойти стремление к уверенности, тогда мы должны обладать обширным осознанием и проницательностью, мы должны быть свободны, а не в конце, а в начале.

Стремление к уверенности, к безопасности является одним из основных видов деятельности личности, и именно за этим непреодолимым стремлением нужно постоянно наблюдать, а не просто скручивать или заставлять его двигаться в другом направлении или заставлять его соответствовать желаемому образцу. . Самость, «я» и «моё» очень сильны в большинстве из нас; спя или бодрствуя, оно всегда бдительно, всегда укрепляет себя. Но когда есть осознание себя и осознание того, что все его действия, какими бы тонкими они ни были, неизбежно должны вести к конфликту и боли, тогда тяга к определенности, к самодостаточности приходит к концу. Нужно постоянно следить за тем, чтобы «я» открывало свои пути и уловки; но когда мы начинаем понимать их и понимать последствия авторитета и всего того, что связано с нашим принятием и отрицанием его, тогда мы уже освобождаемся от авторитета.

До тех пор, пока разум позволяет доминировать и контролировать себя желанию собственной безопасности, не может быть освобождения от себя и его проблем; и именно поэтому нет освобождения от себя через догму и организованную веру, которую мы называем религией. Догма и вера — это только проекции нашего собственного ума. Ритуалы, пуджа, общепринятые формы медитации, постоянно повторяемые слова и фразы, хотя и могут вызывать определенные приятные отклики, не освобождают ум от «я» и его деятельности; ибо самость по существу является результатом ощущений.

В моменты печали мы обращаемся к тому, что мы называем Богом, который есть не что иное, как образ нашего собственного разума; или мы находим приятные объяснения, и это дает нам временное утешение. Религии, которым мы следуем, созданы нашими надеждами и страхами, нашим стремлением к внутренней безопасности и уверенности; и с поклонением власти, будь то власть спасителя, мастера или священника, приходят покорность, принятие и подражание. Итак, нас эксплуатируют во имя Бога, как нас эксплуатируют во имя партий и идеологий — и мы продолжаем страдать.

Все мы люди, как бы мы себя ни называли, и страдание — наш удел. Горе свойственно всем нам, идеалисту и материалисту. Идеализм — это бегство от того, что есть, а материализм — еще один способ отрицания безмерных глубин настоящего. И идеалист, и материалист по-своему избегают сложной проблемы страдания; оба поглощены собственными страстями, амбициями и конфликтами, и их образ жизни не способствует спокойствию. Они оба несут ответственность за смятение и страдания мира.

Теперь, когда мы находимся в состоянии конфликта, страдания, нет никакого понимания: в этом состоянии, как бы хитро и продуманно ни было наше действие, оно может привести только к дальнейшему смятению и печали. Чтобы понять конфликт и, таким образом, освободиться от него, необходимо осознание путей сознательного и бессознательного ума.

Никакой идеализм, никакая система или модель любого рода не могут помочь нам разгадать глубинную работу ума; напротив, любая формулировка или вывод будут мешать их обнаружению. Стремление к тому, что должно быть, привязанность к принципам, к идеалам, установление цели – все это ведет ко многим иллюзиям. Если мы хотим познать себя, должна быть определенная спонтанность, свобода наблюдения, а это невозможно, когда ум погружен в поверхностные, идеалистические или материалистические ценности.

Существование — это отношения; и независимо от того, принадлежим мы к организованной религии или нет, мирские ли мы или захвачены идеалами, наши страдания могут быть разрешены только через понимание себя в отношениях. Самопознание может принести человеку спокойствие и счастье, ибо самопознание — это начало разума и интеграции. Интеллект — это не просто поверхностное приспособление; это не развитие ума, не приобретение знания. Интеллект — это способность понимать образ жизни, это восприятие правильных ценностей.

Современное образование, развивая интеллект, предлагает все больше и больше теорий и фактов, не приводя к пониманию всего процесса человеческого существования. Мы очень интеллектуальны; мы развили хитрые умы и запутались в объяснениях. Интеллект удовлетворяется теориями и объяснениями, а интеллект — нет; а для понимания всего процесса существования необходима интеграция ума и сердца в действии. Интеллект неотделим от любви.

Для большинства из нас совершить эту внутреннюю революцию чрезвычайно трудно. Мы знаем, как медитировать, как играть на пианино, как писать, но у нас нет знаний о медитирующем, исполнителе, писателе. Мы не творцы, ибо наполнили наши сердца и умы знанием, информацией и высокомерием; мы полны цитат из того, что думали или говорили другие. Но на первом месте стоит переживание, а не способ переживания. Должна быть любовь, прежде чем может быть выражение любви.

Таким образом, ясно, что простое развитие интеллекта, то есть развитие способностей или знаний, не приводит к разуму. Существует различие между интеллектом и интеллектом. Интеллект — это мышление, функционирующее независимо от эмоций, тогда как интеллект — это способность чувствовать так же, как и рассуждать; и пока мы не будем подходить к жизни с разумом, а не только с интеллектом или только с эмоциями, никакая политическая или образовательная система в мире не сможет спасти нас от трудов хаоса и разрушения.

Знание не сравнимо с разумом, знание не мудрость. Мудрость не продается, это не товар, который можно купить ценой обучения или дисциплины. Мудрость нельзя найти в книгах; его нельзя накопить, запомнить или сохранить. Мудрость приходит с отказом от себя. Иметь непредубежденность важнее, чем учиться; и мы можем иметь открытый ум, не забивая его информацией, а осознавая свои собственные мысли и чувства, внимательно наблюдая за собой и окружающими нас влияниями, слушая других, наблюдая за богатыми и бедными, могучие и низшие. Мудрость приходит не через страх и угнетение, а через наблюдение и понимание повседневных происшествий в человеческих отношениях.

В поисках знания, в своих стяжательских желаниях мы теряем любовь, притупляем чувство прекрасного, чувствительность к жестокости; мы становимся все более и более специализированными и все менее и менее интегрированными. Мудрость нельзя заменить знанием, и никакие объяснения, никакие накопления фактов не избавят человека от страданий. Знание необходимо, наука имеет свое место; но если ум и сердце задушены знанием и если причина страдания объяснена, то жизнь становится суетной и бессмысленной. А разве это не то, что происходит с большинством из нас? Наше образование делает нас все более и более мелкими; это не помогает нам раскрыть более глубокие слои нашего существа, и наша жизнь становится все более дисгармоничной и пустой.

Информация, знание фактов, хотя и постоянно увеличивается, по самой своей природе ограничены. Мудрость безгранична, она включает в себя знание и способ действия; но мы хватаемся за ветку и думаем, что это все дерево. Через знание части мы никогда не сможем осознать радость целого. Интеллект никогда не может привести к целому, ибо он лишь сегмент, часть.

Мы отделили интеллект от чувства и развили интеллект за счет чувства. Мы подобны трехногому объекту, у которого одна нога намного длиннее других, и у нас нет баланса. Нас учат быть интеллектуалами; наше образование развивает ум, чтобы он был острым, хитрым, стяжательным, и поэтому он играет самую важную роль в нашей жизни. Интеллект намного больше, чем интеллект, ибо это интеграция разума и любви; но разум может быть только тогда, когда есть самопознание, глубокое понимание всего процесса себя.

Для человека, будь то молодой или старый, важно жить полной, целостной жизнью, и именно поэтому наша главная проблема заключается в развитии того разума, который приносит интеграцию. Чрезмерный акцент на какой-либо части нашего общего устройства дает частичное и, следовательно, искаженное представление о жизни, и именно это искажение вызывает большинство наших трудностей. Любое частичное развитие всего нашего темперамента неизбежно будет губительным как для нас самих, так и для общества, и поэтому действительно очень важно, чтобы мы подходили к нашим человеческим проблемам с целостной точки зрения.

Быть целостным человеком означает понимать весь процесс собственного сознания, как скрытого, так и открытого. Это невозможно, если мы уделяем чрезмерное внимание интеллекту. Мы придаем большое значение развитию ума, но внутренне мы несовершенны, бедны и сбиты с толку. Эта жизнь в интеллекте есть путь распада; ибо идеи, как и верования, никогда не могут объединить людей, кроме как в конфликтующие группы.

Пока мы зависим от мысли как средства интеграции, должна быть дезинтеграция; а понять дезинтегрирующее действие мысли — значит осознать пути своего «я», пути собственного желания. Мы должны осознавать свою обусловленность и ее реакции, как коллективные, так и личные. Только когда человек полностью осознает деятельность своего «я» с его противоречивыми желаниями и стремлениями, его надеждами и страхами, появляется возможность выйти за пределы «я».

Только любовь и правильное мышление произведут настоящую революцию, революцию внутри нас самих. Но как нам иметь любовь? Не через стремление к идеалу любви, а только тогда, когда нет ненависти, когда нет жадности, когда приходит конец самоощущению, являющемуся причиной антагонизма. Человек, увлеченный эксплуатацией, жадностью, завистью, никогда не сможет любить.

Без любви и правильного мышления угнетение и жестокость будут только возрастать. Проблема антагонизма человека к человеку может быть решена не стремлением к идеалу мира, а пониманием причин войны, которые лежат в нашем отношении к жизни, к нашим ближним; и это понимание может прийти только через правильное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *