Самосознание и самооценка
Но те, чьи умы неразвиты, и кто не осознали себя, не способны понять, что происходит, даже если постараются.
Бхагавад-гита (гл. 15, текст II)
Знание себя, своих физических, психических и нравственных сил дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия и поведение. И вот здесь мы вплотную подходим к роли сознания в жизни и деятельности людей. Сознание — это высшая (интегрирующая) форма развития и проявления психики человека. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит.
Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.
Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем.
Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогает развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я». Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью.
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Определить ее вам поможет тест.
Тест
Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец — назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.
Из первого(«положительного») и второго («отрицательного») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка результатов и выводы
Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 — нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.
Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — заниженной, к 0,5 — нормальной.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним.
Как показал психологический эксперимент, если всех таких страдальцев поставить рядом и попросить их найти друг в друге недостатки, то, как правило, будут названы не те, которые каждому из них омрачают существование.
Объективных критериев красоты или уродства, как правило, не существует. Некрасивыми или несчастливыми бывают именно те люди, которые себя таковыми считают.
Уход в свои недостатки и жизненные неприятности приводит к возникновению комплексов неполноценности. Именно эти комплексы, а не сами недостатки вызывают негативную реакцию окружающих.
Когда встречаешь человека со страдальческими глазами и стиснутыми губами, боящегося сказать слово и отводящего в смущении взгляд от собеседника, в сознании невольно возникает образ стены с колючей проволокой под током высокого напряжения. На эмоциональном уровне это выражается как нежелание общаться с таким человеком, на рациональном — в виде оценки его как некрасивого, неинтересного. Хотя присмотревшись, видишь, что у него приятное лицо, он может оказаться интересным собеседником и надежным другом. Но, чтобы все это увидеть, надо приложить немало усилий по преодолению барьера, воздвигаемого теми, кто считает себя непривлекательными (Булгакова Е.
Г. Леплю самого себя // Раб. газета. 1987. 12 марта).Человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям.
Можно привести пример с одной преподавательницей общественных наук в техническом вузе.
Будучи способным человеком и симпатичной женщиной, она переоценивала свои педагогические способности. После доброжелательной, но критической оценки коллегами методической стороны прочитанной ею лекции преподаватель К. вошла в конфликт со всем коллективом кафедры, обвиняя коллег в том, что они просто не доросли до ее уровня. Конфликтная ситуация привела к тому, что ей пришлось уйти с кафедры. К сожалению, история повторилась и на следующем месте работы.
Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.
Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. В психологической литературе понятия «саморегулирование» и «самоуправление» часто употребляют как синонимы.
Г. С. Никифоров под психическим самоуправлением понимает сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Вместе с тем, он разделяет по смыслу самоуправление и саморегулирование. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и деятельности, постановка целей, выбор путей их достижения.
Саморегуляция человека очень тесно связана с развитием умственной активности и пластичности, т. е. умением настраивать свое поведение в изменяющихся условиях.
Что же такое самовоспитание. Его можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.
Ф. Зимбардо предложил методы, которые помогут вам преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе. Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия. Описанные ниже пятнадцать шагов помогут вам в организации ваших усилий.
Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.
Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.
Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.
При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.
Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.
Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.
Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).
Рис. 1. Три вида самооценки
В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой
Заниженная самооценка | Завышенная самооценка |
Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. | Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. |
Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).
Таблица 2
Игры, используемые педагогамиНаправление | Название игр иупражнений | Цели изадачи |
Создание положительного эмоционального фона. | Азбука настроений Ворчун и Весельчак Веселые, грустные Чье окошко? Календарь эмоций Угадай настроение Встреча эмоций Маска Часы Жучок Настроение Котенок Бутылочка Жмурки Подарок | Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств» |
Снятие эмоционального напряжения | Магазин зеркал Сердечко Тесто Салют Печем пирог Волны Слон у папы на спине | Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения. |
Создание собственной значимости | Мир без тебя Что нравится мне и другим Моя копилка Как изменить свою внешность Кто я? Как я поступлю? Я есть, я буду! Кем я буду и каким? Ты самый, самый Я дарю тебе свое имя | Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего. |
Повышение самооценки | Закончи предложение Банк идей Сотворю себя сам Мне нравится в себе Это я Новое имя Комплемент самому себе Рисунки | Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе. |
Уровень самовосприятия | Домашний фотоальбом Фоторобот Расскажи сказку Чувства Яркое имя | Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам. |
В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».
В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.
Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1999.
- Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
- Смелзер Н. Социология.- М.,1994.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адекватная самооценка, дошкольный возраст, окружающий мир, детская оценка, дошкольное детство, завышенная самооценка, качество, общественное существо, сторона личности.
Натаниэль Бранден о самосознании и самооценке
Какое отношение самосознание имеет к самооценке? Как жизнь с самосознанием может помочь вам чувствовать себя лучше?
Жизнь с осознанием повышает вашу самооценку, развивая вашу самоэффективность: вы правильно реагируете на свою реальность, поэтому вы принимаете более правильные решения. С каждым правильным решением, которое вы принимаете, вы собираете доказательства того, что вы способны, что повышает вашу уверенность в том, что вы будете способны в будущем, и, следовательно, вашу самооценку.
Продолжайте читать, чтобы узнать о связи между самосознанием и самооценкой.
Почему важно жить с осознаниемПо словам психотерапевта и эксперта по самооценке Натаниэля Брандена, существует важная связь между самосознанием и самооценкой. В частности, самосознание повышает вашу самоэффективность, что является важным компонентом самооценки. Каждый день вы принимаете решения, которые либо демонстрируют, либо не демонстрируют приверженность сознательной жизни: вы живете осознанно, не покупая напиток, который вам не по карману, а затем делаете обратное, избегая необходимого, но жесткого разговора. Хотя вы сознательно не помните большинство из этих решений, потому что вы принимаете так много из них, каждое решение либо питает, либо снижает вашу самооценку, а в совокупности они определяют вашу самооценку.
Кроме того, Бранден утверждает, что жизнь без осознания может привести к зависимости : Вы обращаетесь к вызывающим привыкание веществам, чтобы уменьшить осознание своей боли. Но инструменты вашей зависимости лишь временно притупляют вашу боль. После этого ваша боль возвращается сильнее, чем раньше, поэтому вам нужно еще больше вашей субстанции, чтобы притупить ее осознание. Бранден добавляет, что зависимость возможна только , если вы живете без осознания: вы сознательно делаете что-то плохое для себя только в том случае, если вы 0017 игнорировать реальность того, что это плохо для вас.
(Краткое примечание: Как и Бранден, психолог Тара Брач утверждает, что зависимость — это попытка избежать боли. Однако в «Радикальное принятие » она утверждает, что зависимость возникает в первую очередь из-за неспособности принять себя. Как мы увидим, Бранден также обсуждает важность принятия себя, но не связывает это напрямую с зависимостью.)
Упражнения, которые помогут вам жить с осознаниемКак вы можете жить с большей осознанностью? Бранден рекомендует упражнения на завершение предложений, которые являются инструментом, используемым в терапии и психологических исследованиях. В течение двух недель, когда вы просыпаетесь, придумывайте от шести до десяти окончаний подсказок или «основ предложений», подобных перечисленным ниже. Эти окончания не обязательно должны быть уникальными или осмысленными, они должны быть грамматически правильными. Пишите быстро без саморедактирования, потратив на упражнение не более 10 минут. (Краткое примечание: для этого упражнения мы включили подборку из полного списка основ предложений Брандена. Еще несколько есть в его книгах, а также в его ленте в Твиттере.)
- Для меня жить осознанно означает…
- Если бы я немного больше осознавал свои действия сегодня…
- Если бы я лучше осознавал, как я отношусь к другим сегодня…
Не просматривайте свои ответы. Когда вы закончите, продолжайте свой день как обычно. Затем каждый будний вечер пишите от шести до десяти окончаний к основам предложений, как показано ниже.
- Когда я размышляю о том, что бы я чувствовал, если бы жил более осознанно…
- Когда я размышлял о том, что происходит, когда я немного больше осознаю свою деятельность…
- Когда я размышляю о том, что происходит, когда я немного лучше осознаю свои отношения…
Не перечитывайте свои ответы в течение недели и не беспокойтесь о повторении некоторых ответов. Каждые выходные проверяйте, что вы написали в будние дни, и напишите по крайней мере шесть окончаний в следующей подсказке:
- Если что-то из того, что я написал на этой неделе, правда, было бы полезно, если бы я…
Бранден утверждает, что завершает эти упражнения естественным образом повысят вашу самооценку . Он объясняет, что у всех нас есть кладезь знаний, к которым мы не можем получить немедленный доступ. Выполнение этих подсказок позволяет нам получить доступ к этому колодцу: знание того, что вы должны каждый день размышлять о том, как большее осознание улучшит вашу жизнь, повышает вашу осведомленность, повышая вашу самооценку.
Бранден считает, что после прохождения двухнедельной программы у вас будет четкое представление о том, как работает завершение предложений. Затем вы можете разработать свои собственные подсказки, чтобы улучшить свое сознание в тех областях, где вы боретесь с осознанием.
Как завершение предложений повышает вашу самооценку Ученые предполагают, что выполнение упражнений на завершение предложений улучшает как ваше самосознание, так и вашу личную ответственность — и, поскольку это два столпа самооценки, это объясните, почему Бранден считает, что эти упражнения повышают вашу самооценку. Во-первых, психологи утверждают, что, выполняя упражнения на завершение предложений, вы естественным образом лучше понимаете свою внутреннюю психическую жизнь, что может способствовать изменению поведения: , тем выше вероятность его изменения. Во-вторых, психологи утверждают, что выполнение упражнений на завершение предложений побуждает вас брать на себя ответственность, которая, как мы узнаем позже, является опорой самооценки. Они связывают это с тем фактом, что самоосознание, которое вы получаете благодаря своим действиям, является большим стимулом к изменению, чем подталкивание терапевта. |
[PDF] КОНЦЕПЦИЯ РЕБЕНКА О САМОПОЗНАНИЕ И САМОУВАЖЕНИЕ
- ID корпуса: 24864521
s{UszyskaJarmoc2008THECC, title={КОНЦЕПЦИЯ РЕБЕНКА О САМОПОЗНАНИИ И САМОУВАЖЕНИИ}, автор={Янина Ушинская-Ярмоц}, год = {2008} }
- Ю. Ушиньска-Ярмоц
- Опубликовано в 2008 г.
- Медицина
| ВВЕДЕНИЕ | ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ | МЕТОДЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ССЫЛКИ
sokl.uef.fi
Взгляд учащихся начальной фазы на поддержку в обучении и самооценку
Предыстория: Поддержка в обучении в Южной Африке – это явление, при котором учащиеся, сталкивающиеся с препятствиями в обучении, исключаются из основного класса и получают поддержку на родном языке и…
Влияние поддержки обучения на самооценку учащихся начального этапа
- C. Kriel
Психология
- 2017
Функционирование семьи и самооценка средней школы Студенты: вопрос перспективы?
- Craig S. Cashwell
Психология, образование
- 1995
Была изучена взаимосвязь между функционированием семьи и самооценкой 619 учащихся средней школы. Практические последствия для консультантов, работающих с этой группой населения и их семьями,…
Уверенное преподавание: руководство по повышению самооценки учителя Характеристики Угрозы самооценке Характеристики учителей с высокой самооценкой Повышение коммуникативных навыков Локус контроля Как справляться со стрессом Семидневный…
Я-концепция маленьких детей в возрасте от 5 до 8 лет: измерение и многомерная структура
- H. Marsh, R. Craven, R. Debus
Психология
- 1991
Новая адаптивная процедура для оценки множества измерений самооценки для детей младше 8 лет и связанных с теоретическими проблемами
Измерение поведенческих показателей самооценки в классе
- П. Бернетт
Психология
- 1998
Это исследование было направлено на разработку и проверку инструмента, который будет использоваться учителями для измерения частота поведения, свидетельствующая о самооценку, а затем оценить надежность приборов и…
Шкала реляционной самооценки: контекстно-зависимая самооценка подростков.
- Г. Шотт, В. Беллин
Психология
Подростковый возраст
- 2001
Я-концепция и самооценка у младших школьников
- P. Burnett
Психология
- 1994
Существует путаница в отношении эмпирической и содержательной связи между Я-концепцией и самооценкой у младших школьников и их отношением к самоописанию, самооценке. оценка , и…
Изменения в оценке интеллектуальной компетентности детей, связанные с развитием
- Д. Стипек, Д. Ивер
Психология
- 1989
Revue des etudes sur les jugements par les enfants de leurs propres компетенции intellectuelles et de leurs d’evaluation du developmentpement de ces компетентности
Проспективное исследование изменений общей самооценки и напряжения при переходе в среднюю школу
- L , М.