Самопознание личности: Самопознание личности

2 упражнения, 4 инструмента и 6 методов самопознания [полезные ссылки внутри] — Офтоп на vc.ru

Почему самопознание важно?

27 739 просмотров

Самопознание и самооценка своей личности – важнейшая часть саморазвития. Прежде всего это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я» :

  • способностей;
  • недостатков;
  • достижений;
  • ошибок;
  • мотивации;
  • предпочтений;
  • жизненной позиции;
  • влияния на окружающих;
  • пробелов в знаниях.

В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами. Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала. Успех достигается не исправлением своих недостатков, а фокусировкой на сильных сторонах. Но как это можно сделать не зная, какие твои сильные стороны? Для этого существует ряд инструментов самоанализа.

Упражнения самоанализа

Упражнение 1.1: самопознание

  • Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия. Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?
  • Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции. Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы«перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.

Упражнение 1. 2: эмоциональный интеллект

Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить наследующие вопросы:

  • Насколько хорошо вы контролируете себя?
  • Понимаете ли вы свои эмоции?
  • Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
  • Умеете ли вы адаптироваться?
  • Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  • Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
  • Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
  • Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
  • Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
  • Знаете ли вы, как ладить с людьми?
  • Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
  • Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
  • Вызываете ли вы доверие у людей?
  • Понятно ли ваше видение другим людям?
  • Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
  • Вы командный игрок?

Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:

  • Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
  • Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)36.
  • Карта эмоционального интеллекта Essi System37.

Инструменты самопознания личности

Инструмент 1: StrengthsFinder 2.0 (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Подробнее см. www.strengthsfinder.com

Инструмент 2: «Ценности в действии» (VIA) (бесплатно)

Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности вдействии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах(в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которыестимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.

Вот мои топ 5 характеристик (всего их 24):

  • Любопытство (любознательность)Интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту. Интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
  • Честность (искренность, целостность)Привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не строить из себя кого-то, кем ты не являешься; брать ответственность за свои чувства и поступки.
  • Любовь к учению. Постижениие новых умений, тем и сфер знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении. Эта черта связана с любознательностью, но выходит за ее рамки.Стремление к систематическому приумножению знаний.
  • БеспристрастностьСпособность одинаково относиться к людям в соответствии с общечеловеческими представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому равные,справедливые шансы.
  • Оптимизм (надежда, ориентация на будущее)Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения высокой цели; вера в то, что достичь успеха можно благодаря собственным усилиям.

Инструмент 3: индикатор типов личности по методике Майерс – Бриггс

Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:

  • Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
  • Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать /использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
  • Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
  • Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?

После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTPили ISFJ39. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее. Нашел неплохой тест здесь и здесь. И еще можете пройти один ниже. Советую пройти все три, потому что результаты получились разные, но отличая лишь в одной букве, соединив можно увидеть свой результат.

Инструмент 4: модель DISC

Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям:доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность(Conscientiousness).

Прошел тест здесь. Расшифровал результат с помощью этого файла.Есть много платных и очень полезных материалов на английском здесь.

Методы самопознания

Поговорите с собой

Посмотрите на себя со стороны. Как вы считаете, какие у вас есть таланты? В чем вы хороши? Что вам дается не очень?

Обратная связь “360-градусов”

Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов. Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития.С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Вот вопросы которые стоит задавать людям:

  • Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
  • Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможностиприведите в пример конкретные ситуации.)
  • Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
  • Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности?(По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
  • Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
  • Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности,так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?

Загляните в прошлое

Детские воспоминания

Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались. Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.

Работа и успехи

  • Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
  • В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
  • За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
  • Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
  • Какие навыки вы освоили легко и быстро?
  • К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?

Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

Ошибки и неудачи

Вспомните, когда вы потерпели крах, — например, проект, в котором вы участвовали,провалился. Подумайте, что вы могли сделать лучше. Возможно, вы переусердствовали и зашли слишком далеко? Или это ваша слабая сторона? Какие уроки вы усвоили? Важно вытащить из глубин памяти проблематичные задачи, чтобы понять, как лучше реагировать на схожие ситуации в будущем.

Ваши увлечения и удовольствия

  • Какая работа заряжает вас энергией?
  • Чему вы любите учиться?
  • Какие дела даются вам легко и доставляют удовольствие?
  • Когда вам кажется, что время пролетает незаметно?
  • Как выглядит ваш идеальный рабочий день?
  • Какими делами вам не терпится заняться?
  • Какие у вас хобби или любимые проекты?
  • Решение каких задач вызывает чувство удовлетворения?
  • За какими делами вы чувствуете себя самим собой?
  • Когда вы чувствуете себя особенно счастливым на работе?

Ваши антипатии и тревоги

  • Какие задания вызывают у вас ужас?
  • Какую работу вы выполняете плохо?
  • Какие задания истощают силы?
  • Какие задания всегда давались вам тяжело и не становятся легче с годами?
  • Что вы откладываете на потом?
  • Какие дела вызывают у вас тревогу?
  • Что заставляет чувствовать себя ущербным, неадекватным?

После того, как соберете данные – отобразите их в такой диаграмме для удобного анализа:

Каждый из приведенных здесь методов, инструментов и техник раскрывает вас с разных сторон. Рекомендуется использовать все, чтобы “прочно стоять на ногах”.

Не забудьте отправить друзьями коллегам 😉

Текст написан по книге “Вдохновляющий лидер” Ян Мульфейт и Мелина Кости.

Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности

Самосознание и место в психической организации человека. Сознание и проблема возникновения самосознания. Уровни развития самосознания.

«Я» как единица личности. Представления о трехкомпонентной структуре «Я» в классической психологии сознания (У. Джемс). Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности.

Самосознание и “образ Я”. Структура “образа Я”, его эмоциональный и познавательный аспекты. Понятие “Я-концепции”: осознание собственных психических качеств как результат сравнения с другими людьми. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания. Идеальное и реальное Я.

Развитие личности как разрешение жизненных проблем. Условия и пути самоактуализации личности. Личностный рост. Основные черты самоактуализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жизненных целей. Понятие о личностном росте. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию.

Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.

Самосознание— это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом — Я- концепцией.

Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом, о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.

В психологической литературе «Я» как субъект мышления, рефлексирующее «Я» обычно называют активным, действующим, субъектным или экзистенциальным «Я» (» Эго»), а «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектным, рефлексивным, феноменальным, категориальным «Я» или «образом Я», «понятием Я», «Я-концепцией» и т. п.

Р. Бернс определяет «Я концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.

Следующее определение принадлежит К. Роджерсу (1951): «Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это — сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем».

Другое определение принадлежит Дж. Стейнсу (1954): «Я-концепция — существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести».

Как личностные тесты помогают улучшить самопознание

Что на самом деле означает самопознание? Насколько объективно мы можем ответить на вопрос «кто я?» Достаточно ли знать, кто вы больше интроверт или экстраверт? Помогают ли личностные тесты улучшить самопознание? Если вы когда-либо задавали себе эти вопросы, вы уже начали путь к самопознанию.

В этой статье мы попытаемся дать некоторые ответы на эти довольно простые, но по существу глубокие вопросы.

Что такое самопознание?

Самопознание — не такой простой навык, как кажется.

И здесь речь идет не о самопознании с эмоциональной или физиологической точки зрения, а скорее о том, что касается психологического ядра, внутренней части себя. Следовательно, самопознание присуще нашей личности. В психологии самопознание определяется как «реальная и достоверная информация, которую человек имеет о самом себе. «Он включает в себя определенные представления о нашем эмоциональном состоянии, чертах личности, поведении, убеждениях, отношениях, ценностях, потребностях, предпочтениях и социальной идентичности.

Все мы сложные человеческие существа, еще не полностью реализовавшие свой потенциал. Чтобы лучше понять себя, мы должны сначала начать длительный процесс самоанализа, самооценки и самопринятия.

Принятие себя — это долгий путь, часто сложный и противоречивый, потому что нам приходится бороться с собой, со своим мышлением, нашими страхами, нашим невежеством, нашими сомнениями и даже иллюзией того, что мы хорошо знаем себя. Потому что очень часто наше восприятие ошибочно, наши рассуждения предвзяты, наши идеи обусловлены.
Таким образом, самопознание является деликатным процессом, потому что вы должны подвергнуть сомнению свои идеи, сделать шаг назад от себя, культивировать сомнения, практиковать слушание и смирение и принимать себя такими, какие вы есть, со всеми вашими хорошими и плохими качествами.

Самооценка или самоанализ — это первый необходимый шаг для начала позитивных изменений в направлении самопознания.

Чем могут помочь личностные тесты?

Личность традиционно определяется как совокупность поведенческих, когнитивных, эмоциональных и мотивационных характеристик, относительно стабильных во времени и в различных ситуациях.

Обычно мы не меняем свою личность, ценности и потребности на основании того, что узнаем о себе. Смена карьеры не означает изменения вашей личности, равно как и установление утреннего распорядка, когда вы заботитесь о себе и укрепляете свое мышление. Принимая определенные меры, действия и модели поведения, мы развиваем навыки, которые могут развиваться в результате наших действий.

Таким образом, хороший личностный тест выявит устойчивые личностные черты, влияющие на наше поведение и навыки, которые необходимо развивать.
Оценка личности – это, прежде всего, инструмент самопознания. Этот тип самооценки обеспечивает объективное понимание наших естественных предпочтений, сильных и слабых сторон, эмоциональных триггеров и паттернов, о которых мы мало или совсем не знаем.

Информация, которую мы узнаем о себе из результатов личностного теста, откроет нам глаза и станет первым шагом к лучшему самопознанию. Человек, который знает свои сильные и слабые стороны, свой стиль личности, естественно, будет более искусным в восприятии своих мотивов, определении своих ценностей, понимании поведения других людей и управлении повседневными ситуациями.

Какие преимущества дает знание себя на работе?

Знание своей личности и хорошее самопознание — это суперсила в действии. Они открывают путь к успеху и самореализации.

Наоборот, недостаток самопознания подвергает нас сомнениям, отрицательным и сдерживающим эмоциям, порожденным неуверенностью в себе, и заставляет нас недооценивать себя, ограничивать себя и делать неправильный выбор.
Вооружившись хорошим самопознанием, мы с большей вероятностью избежим ошибок в наших отношениях на работе, получим более четкое представление о том, как другие воспринимают нас, и улучшим наши навыки межличностного общения.

Давайте рассмотрим пример из жизни: если вы интроверт, вы, скорее всего, испытаете больше стресса на руководящей должности, чем экстраверт. Таким образом, если вы сильный интроверт, вам нужно освоить некоторые навыки межличностного общения, чтобы справляться с требованиями такой позиции, требующей паттернов поведения экстравертного типа (например, потребность в действии или настойчивость), или же вам, возможно, придется найти позицию, более совместимую с твоя личность.

Таким образом, осознание своих личностных качеств помогает проанализировать и принять такое решение.
И именно принятие правильных решений и правильных поступков является конечной целью познания себя и своей личности.
Будь то проект на работе, профессиональное развитие или покупка недвижимости, способность анализировать ситуации, понимать реакцию других, предвидеть причины и принимать обоснованные решения — важное качество, проистекающее из самопознания. .

Хорошее решение не принимается по прихоти, продиктовано бессознательными и случайными импульсами; хорошее решение является результатом вдумчивого принятия знаний, ясного и ясного видения. И это неизбежно основывается на хорошем самопознании и уверенности в себе и в своих силах, которые вытекают из этого.

На этом преимущества хорошего самопознания не заканчиваются. Это одновременно и отправная точка, и кульминация нашего личного и профессионального самореализации.

В заключение, пересмотренный девиз Сократа «познай самого себя, и ты познаешь вселенную и богов» еще раз подтверждает, что только самоанализ может привести к познанию высших вещей и осуществить самые смелые мечты.

Самопознание: основа всего!

глаз

4890 Опубликовано 13 января 2022 г.

» Познай себя » кто никогда не слышал эту знаменитую цитату из Сократа?
Самопознание, на мой взгляд, является основой эмоционального интеллекта. Я пойду дальше, сказав, что это основа профессиональной эффективности. Он определяется возможностью осознать свою способность выполнять одну задачу, а не другую. Знайте свои пределы и свои потребности. Но это также и вектор уверенности в себе. Мы увидим на разных примерах, как самопознание стало важным ежедневным навыком общения как в профессиональной, так и в личной сфере.

Многочисленные варианты самопознания

В исследовательской работе, недавно опубликованной Морином и Рэйси (2021), мы обнаруживаем, что самопознание оказывает влияние на все аспекты повседневной жизни:
» Самопознание в психологии — это реальные и конкретные данные, которые человек знает о себе. Сюда входят данные об эмоциональном состоянии, личностных чертах, отношениях, поведенческих рутинах, убеждениях, ценностях, желаниях, целях, вкусах и социальной идентичности».
Он играет жизненно важную роль в психическом здоровье.

Согласно исследованию Шаффнера (2020), « самопознание развивает нашу способность вести последовательную и приносящую удовлетворение жизнь. Кроме того, оно позволяет нам узнать наши страхи и мотивы и развивает контроль над своими эмоциями. »
Поэтому самопознание происходит ежедневно и во всех сферах. Он участвует в построении личности.

Какое значение в профессиональной сфере?

Самосознание — важный навык для любого сотрудника. Потому что он должен уметь единолично принимать решения, быть уверенным в своих действиях, в этом и заключается его профессиональная эффективность. Действительно, от самопознания приходит уверенность в себе, мотивация или даже настойчивость.

Чтобы повысить эффективность, сотрудник должен осознавать свои сильные и слабые стороны, а также собственные ограничения. И именно в этом смысле самопознание является важным активом профессиональной эффективности.
Как и все soft-skills, его можно использовать…

Как развить этот «Soft-skill»?

Будь то повышение профессиональной эффективности или процесс личного развития, важно сделать шаг назад.
Я предлагаю вам несколько упражнений, чтобы начать этот процесс.
Вы можете начать с вопроса «Кто я такой по сути?», а затем ответить на вопрос «Как, по моему мнению, меня воспринимают другие?»

По второму вопросу приглашаю вступить в диалог со своими близкими, сверстниками. Существуют инструменты для развития самопознания. Вы можете использовать личностный тест, который поможет развить эти «мягкие навыки»; это интересная основа для дальнейшего изучения личности и естественной предрасположенности к развитию определенных навыков.
 
Личностные тесты — отличный инструмент для измерения самопознания. В результате этих тестов получают информацию и данные, необходимые для развития другого социального навыка — уверенности в себе. А еще этот софт-скилл пригодится вам как в личной, так и в профессиональной сфере.

Самопознание — шаг к уверенности…

Самопознание позволяет вам иметь более позитивный взгляд на свою личность и тем самым обрести уверенность.
Я уверен, что у всех вас есть пример в вашей профессиональной или личной среде, где вы смогли навязать себя, потому что вы в совершенстве освоили свой предмет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *