Урок по самопознанию на тему Найти себя (11 класс)
План урока самопознания
Дата________
Тема: Найти себя
Ценность: терпение Качества : совесть, искренность, достойное поведение
Педагог: Духовская Г. К.
Класс 11 Кол-во уч-ся_______
Цель урока:
Ресурсы: (материалы, источники) музыка для позитивного настроя, песня, учебник самопознания, тетради, карандаши.
Ход урока:
1.Орг.момент. Позитивный настрой.
Свет
2.Проверка домашнего задания.
3.Позитивное высказывание (цитата).
«Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим — величайшее достижение»
Ральф Уолдо Эмерсон 4.Рассказывание истории (беседа).
Притча – «Ты – лев»
Вопросы:
Почему лев олицетворял себя с овцами?
Сможет ли он стать самим собой?
Трубно ли быть самим собой? Поясните свой ответ.
Понять истинный смысл лицемерия возможно при знакомстве с учебной информацией:
Рассмотрите ситуации. В какой из этих ситуаций проявляется лицемерие? Почему?
1. Учитель ведет урок, строго следит за дисциплиной, и учащиеся внимательно слушают его. Как только он вышел, все тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться.
В учреждении ожидается приезд высокого началъ ства. Перед этим в помещении, в документах наводят порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». После визита все возвращается в прежнее русло.
Продавщица, обсчитывая покупателей, оправдывает ся, что сделала это по невнимательности, когда вы выра зили неудовольствие по поводу того, что она неправильно дала сдачу. Она извиняется, возвращает вам деньги, но продолжает это делать со следующими покупателями.
Подросток дома вежлив и послушен. В компании друзей он ведет себя развязно, употребляет слова, которые дома родители от него никогда не слышали. 6. Круг «От сердца к сердцу» 7.Домашнее задание.
8.Заключительная минута тишины.
weburok.com
Тест самопознание 11 класс 1 раздел
Самопознание 11 класс.
Раздел 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Закончите цитату И. Шевелева:
«Каждый человек — ______________________________________________».
Что такое «индивидуальность человека»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжите фразу:
«Человек познаёт себя, чтобы … ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите верное утверждение И. Гёте:
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает …
А) своё эмоциональное состояние
Б) свой истинный облик
В) свой личностный рост
5. Какую роль в нашей жизни играют эмоции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 . Какого человека мы называем тактичным? (Подчеркните нужное)
Имеет чувство меры, определяющее ваше поведение.
Умеет постоять за себя.
Не станет кричать и возмущаться.
Напористый, ступает «босыми ногами» по чувствам других.
Соблюдает формы приличия и уважительного отношения к собеседнику.
Многого добивается в жизни.
Резок и груб в высказываниях.
Находится в гармонии с самим собой.
7. Дайте определение понятию ИДЕАЛ – это …
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Чем отличаются истинные ценности от мнимых?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Закончите цитату Иммануила канта: «Годы юности – самые трудные годы. Ибо это — ___________________________________________________».
10. Кто помогает (и мешает) по мнению Е.А. Климова выбрать профессию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Из какого произведения, предложенных в 1 разделе вашего учебника эти строки: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!»
А) из очерка Николая Рериха «Гуру – Учитель»
Б) Пантелеймон Романов «Жизнь Шокана Уалиханова»
В) Евграф Дулуман «Аксиомы о человеке…»
12. Какие темы раздела у вас вызвали больший интерес и почему? Что бы вы хотели изменить в проведении уроков самопознания?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Урок самопознания в 11 классе по обновленной программе
Школа КГУ ОСШИОД №4 «Болашак» Дата16.11.2015 год.
Качества: Бескорыстие, сострадание, милосердие, сомоотверженное служение, любовь ко всем, гуманность.
Цель: Расширить понятие «человек-венец творения»,через общечеловеческую ценность Любовь.
Задачи:
1.Дать определение понятию «венец творения» как ценность любовь.
2.Способствовать развитию таких качеств как милосердие, сострадание,бескорыстности,самоотверженное служение.
3.Способствовать воспитанию любви ко всем, к гуманности.
Ресурсы: (материалы, источники)
Ход урока:
1.Орг.момент.
Позитивный настрой «Свет».(2:45 мин)
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите:! Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
2.Проверка домашнего задания. (7 мин)
Задание было дано на опережение. Прочитать слова назидания Абая «Слово четырнадцатое».
Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца.
И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет «человеком с сердцем», часто оказываются людьми не стоящими похвалы.
Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце.
Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю.
Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления. Те, кого люди называют крепкими джигитами, храбрыми джигитами, ловкими джигитами, чаще всего подбивают друг друга на темные, скверные дела. Их слепое подражание друг другу, бездумная удаль приводят к несчастьям.
Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед Богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом? Впору задаться вопросом — человек ли он?
Вопросы для обсуждения:
1.Что, по мнению Абая, является главным в человеке?
2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы оставаться Человеком?
3.А что живет в вашем сердце?
Музыкальный фон для позитивного настроя.
Учебник стр.87
Слайд с вопросами
3.Позитивное высказывание (цитата).(5мин)
«Творчество – значит любить все, что вы делаете, наслаждаться жизнью, дарить добро другим и праздновать это, как подарок существования.»
Автор неизвестен.
Вопросы для обсуждения:
1.Как вы понимаете выражение «творчество -значит любить»?
2.А что значит «дарить добро, значит получить подарок жизни ?
3. А вы наслаждаетесь жизнью, творите добро в своей жизни?
(Запишите, пожалуйста эту цитату в тетрадь «Мудрых мыслей»)
Слайд с цитатой
Работа с тетрадью «Мудрые мысли»
4.Рассказывание истории (беседа).
Подарок учителя: Послушайте историю, которая многому нас может научить.(3 мин)
Состоялся турнир по гольфу. Победитель получил огромный денежный приз. Счастливый мужчина собирался возвращаться домой. Но недалеко от клуба к нему подошла женщина, которая попросила у него хоть немного выигранных денег. Она выглядела такой несчастной, что мужчина остановился и выслушал весь её рассказ. Оказалось, что её сын очень болен. Ему требуется сложная и дорогостоящая операция, а у неё совсем нет денег. Спортсмена тронула до глубины души её история и он отдал всё своё денежное вознаграждение на лечение мальчика.
Через несколько дней он вернулся в свой гольф-клуб. И рассказал своим друзьям о встрече с несчастной женщиной.
— О, как нам жаль! – заговорили они в один голос. – Ты тоже попался на уловки этой обманщицы. Она всё выдумала, чтобы завладеть твоими деньгами. К сожалению, она неоднократно уже так поступала. Прости, нам очень не приятно тебе это сообщать. Но мы твои друзья.
— Там никакого больного ребёнка нет? – переспросил чемпион.
— Нет!
— Слава Богу! Это самая хорошая новость за всю последнюю неделю!- заулыбался мужчина.
Вопросы для обсуждения:
1.Какая главная идея заложена в этой истории?
2.Что значит «творить» для этого мужчины?
3.А как бы вы поступили в этой ситуации?
«Человек – венец творения» Как часто мы слышим эти выражения и принимаем их? Мы способны открывать свои сердца, наполнять их любовью и становиться излучающими любовь, тем самым привлекая еще больше любви. А это значит, что только любовь может творить чудеса, только она поможет человеку стать творцом прекрасного.
Как вы понимаете такие слова как «Человек сам творит себя и свое будущее»?
Подарок учителя: демонстрация видео-ролика
«Мир не без добрых людей »(6 мин)
Вопросы для обсуждения:
1.Считаете ли вы, что любовь необходимо дарить всем людям? Почему?
2. Как вы понимаете выражение «свет» твоей любви?
3.В чем проявляет милосердие главного героя фильма? Удается ли ему изменить мир вокруг себя?
4. А в вашей жизни чего вы больше всего желаете?
Видео-ролик
«Мир не без добрых людей»
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Напишите в своих тетрадях письмо самому себе «Раскрой любовь в себе!». Постарайтесь выразить свои мысли о том, являетесь ли вы Человеком-творцом. Какой он? Какое он может нести благо всему миру? (Учащиеся пишут письмо в тишине. Звучит спокойная музыка.)
Учащимся предлагается поделиться на 2 группы с помощью цветных жетонов и составить «Кодекс Человека -творца». Все идеи необходимо зафиксировать на флипчарте и по группам провести презентацию.
Рабочая тетрадь
Задание №1 стр.43
красивая музыка
2 флипчарта, цветные маркеры,
цветные жетоны.
6.Домашнее задание.
Учащимся на следующий урок предлагается подобрать видеоряд на тему «Люди творящие добро», которое будет пронизано мыслью великого гуманиста Махатма Ганди « Человек, посвятивший себя служению обществу, не должен принимать дорогих подарков»
7.Групповое пение. ПЕСНЯ МИРА
1.Мы живём на земле одной,
И для всех она дом родной.
Так красива земля в цветах
С птицей мира в облаках.
Припев:
Так давайте же все дружить,
И друг другу любовь дарить.
И беречь птичьи голоса,
Океаны и леса.
Так давайте мы станем в круг.
Улыбнёмся друг другу вдруг.
И тогда расцветёт земля.
Для тебя и для меня.
2. Нарисуем наш дом в цветах,
Склоны гор в реках и лугах.
Летний дождь и лучистый зной,
И цветущий наш шар земной.
Припев тот же.
Музыкальный файл «Песня мира»
8.Заключительная минута урока.
Учитель предлагает сесть учащимся в круг, подумать о хорошем, подумать чему они научились на уроке, выражая любовь ко всем людям своей мыслью.
Ребята, сегодня мы с вами раскрыли понятие «Человек-венец творения». Поговорили о том, насколько любовь может изменить мир, изменить нас с вами. Как важно дарить «свет» любви миру! Почувствовать себя творцом добра и стать частичкой счастья. Закройте глаза и подумайте (звучит музыка).
Предлагаются вопросы для размышления:
1.Живет ли «свет» любви в вашем сердце?
2.Кому бы вы хотели подарить этот «свет» любви?
3.Почувствуйте себя Человеком венца творения.
-Нашу встречу мне бы хотелось завершить строками стихотворения «Любить значит творить»
Учитель зачитывает стихотворение под красивую музыку
«Любить значит творить»
Эльдар Авангардов
Любви не искать нам причины
За небом, за девять морей.
Творить нам в лицо, не за спиной,
Любить – это значит гореть.
Любовь изменяет все краски
На свете и мир для людей,
Творит доброту нам и ласку
Для всех на Земле и везде.
Любить есть работать до пота,
Не годы, а тысячи лет.
Любовью творится работа,
Людские дела на Земле.
Любовь сотворяет все блага,
Без них нам на свете не жить.
Они под любовным есть флагом,
Любить – это блага творить.
Учитель благодарит учащихся за урок.
— Большое спасибо вам, ребята за ваше творчество, за добрые мысли, наполненные любовью. На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о «Человеке-творце» в лицах великих людей, которые бескорыстно служили на благо обществу. До свидания! Я вас буду ждать!
красивая музыка
Музыка для стихотворения
infourok.ru
САМОПОЗНАНИЕ 11 КЛАСС КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН КСП 34 часа, 1 час в неделюСАБАҚ ЖОСПАР, ОРТА, ҰЗАҚ, ҚЫСҚА МЕРЗІМДІ САБАҚ ЖОСПАРЫ, ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ КСП, ССП, КТП, ҚЫСҚА МЕРЗІМДІ ЖОСПАРЛАРЫ, КҮНДЕЛІКТІ САБАҚ ЖОСПАРЛАРЫ, ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ, КСП, ССП, СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН, СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЛАН, ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ УРОКОВ sabaktar.kz, САБАКТАР.КЗ обновлевка, обновленный, жаңартылған,
III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер» и использование метода
Фишбоун
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению. Сегодня мы с вами побеседуем на тему «Что такое общение?». Вообразите себе, что вы лишены общения: может быть, это необитаемый остров. Сколько вы могли бы на нем пробыть? Чем бы заняли себя? Психологи называют это испытание «Ужас перед изоляцией». Состояние одиночества бывает не под силу человеку. Иногда люди, попавшие в изоляцию, не выдерживали, погибали или сходили с ума.
В Японии существует специальное духовное испытание для самосовершенствования под названием «Мотарио». Человека на неделю помещают в пустую пещеру и запрещают разговаривать даже с самим собой. Люди свидетельствуют, что к концу изоляции жажда общения становится невыносимой.
Знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Не случайно в Библии говорится, что «Не добро быть человеку единому».
Что же такое общение?
Общение — необходимое условие полноценной жизни, так как удовлетворяет главную потребность — потребность человека в человеке.
Общение — это взаимодействие людей, при котором происходит обмен информацией, чувствами, опытом, деятельностью, умениями и навыками.
Общение — необходимое условие развития и существования личности.
Человек не может жить один, без общества себе подобных. В процессе общения мы становимся личностями, индивидуальными и неповторимыми, узнаем мир, других людей и познаем самих себя, свои возможности, черты характера.
Вероятно, вам приходилось задумываться, что у кого-то все хорошо, много друзей, отношения с учителями нормальные, а тебе не все удается. Скорее всего, они лучше знают себя, свои сильные и слабые стороны, свои интересы, свои способности. Часто наши неудачи, непонимание других и другими — от неумения общаться.
Общение способно стать источником проблем, стеной, разделяющей людей или, наоборот, величайшей радостью, стимулом к добрым делам.
Что же такое грамотное общение?
Общение всегда строится как игра «по определенным правилам». Любое взаимодействие регулируется определенными нормами, принятыми в обществе. Представим себе холл большой библиотеки. Там люди тихо разговаривают, прохаживаются, но никому и в голову не придет делать зарядку в читальном зале. Никому это не помешает, но … не принято. Также из поколения в поколение передавались нормы и правила общения.
В каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, одобряемых моделей и правил общения. Этот кодекс и составляет основу этикета общения.Задание №1. Работа по группам (ватман, маркеры).
Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом, другими людьми. Перечислите, чем занимается каждый человек.
Ответы:
•Учится
•Работает
•Ходит в магазин
•Ездит в транспорте
•Бывает в кино, театре
•Ходит в гости
•Смотрит ТВ
•Слушает радио
•Читает газеты
•Занимается спортом
Одним словом, человек общается.
Задание №2. Упражнение «Мой круг общения «
Начертить круг, разделить его на доли. Подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т.д.). Выделить цветом те, которые обозначают более активное общение.
Что значит общаться? Говорить?
Мы много говорим, но есть еще и другой язык — язык мимики и жестов. Психологами установлено, что при любой форме устного общения от 60 % до 80% информации передается за счет невербальных средств общения и только 20 — 40% с помощью вербальных. Особенностью невербального общения является то, что его проявление обусловлено импульсами подсознания, подделать эти импульсы невозможно, это позволяет нам доверять этому языку больше, чем слову. Если человек говорит не то, что думает, жесты выдают его состояние, они не совпадают со словами.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны, — хмурятся, когда сердятся, их выдает сердитый взгляд. Еще Дарвин утверждал, что ряд жестов у нас врожденные. Способность улыбаться, кивать головой «Да», качание головой из стороны в сторону, жест пожимания плечами, когда человек не знает, о чем идет речь и другие. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, это не что иное, как умение разгадывать разногласия между словом и языком тела.
1. Задание№ 3: Каждый из нас имеет свой темперамент, свой характер. Очень важно уметь различать эмоции человека и предотвращать возможные конфликты. Определите какую эмоцию выражает лицо на портрете: безразличие, удивление, внимание, враждебность, веселье, злость, грусть, радость, плохое самочувствие, печаль, скепсис, скорбь.
Тренинг: Давайте и мы попробуем передать информацию с помощью мимики и жестов. Что важнее вербальное или невербальное общение? Чаще всего эти два вида общения дополняют друг друга. Но иногда между ними возникают противоречия. Давайте проведем психологические опыты.
Задание №4. Все делятся на две команды. Команды получают задания. При помощи жестов и мимики изобразить:
1. Я тебя боюсь. Я тебя люблю.
2. Я сердит на тебя. Я ничего не хочу.
Задание №5. При помощи жестов и мимики прореагируйте на следующие объявления:
· Скоро каникулы
· Математики не будет
· Из-за неисправности аппаратуры дискотеку отменили
· Самопознания не будет, Елена Анатольевна заболела
· Уроки отменили, все домой
Вывод: невербальное общение лучше подходит для эмоций, а для передачи информации нужно общение вербальное.
Изучением значения жестов ученые начали заниматься в 70-х годах XX века и уже сейчас их известно более 1000.
sabaktar.kz
Поурочный план по самопознанию 11 класс,Раздел-I (5-6 уроки) » Мир учителя
Название: Поурочный план по самопознанию.Раздел — 1 (5-6 урок)
Класс: 11
Год: 2010
Страна: Казахстан
Уроки 5-6
В ПОИСКАХ ИДЕАЛА
Текст «Аксиомы о человеке…» Дулумана Е.К обобщает все ранее сформированные представления учащихся о человеке и определяет новую тему: проблемами мировоззрения каждого человека является проблема смысла его жизни, а смысл жизни человека, в конечном итоге — в осуществлении избранных или установленных им для самого себя … идеалов.
Учитель может предложить детям еще один интересный текст.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИДЕАЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А. Данилец
В любую эпоху существование человека связано с идеалами.
Человек становится лучше, сравнивая себя не только с идеальным «совершенным» образом, описанным в духовных книгах, но и с теми, кто в действительности достиг в каком-нибудь отношении — высшей ступени. Сравнение себя с ними, беспристрастный самоанализ и подражание лучшему — это верный путь развития и совершенствования человека.
Понятие «идеал» пришло к нам от греков и связано, прежде всего, с идеей совершенства. Сейчас в словарях и энциклопедиях можно выделить два главных аспекта в понятии «идеал»:
идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека;
норма и образец поведения людей.
Если в первом случае речь идет, как правило, об идеалах
Истины, Красоты, Добра, то во втором случае — об идеалах ( праведливости, Равенства, Свободы.
Духовно общаясь с «идеалом», человек может развить и улучшить свои познания, свои умения и свои душевные силы.
После этого проводится беседа, в ходе которой дети называют людей, являющихся для них идеалами, выясняют, почему люди подражают кому-то, сравнивают себя с кем- ю, стремятся к лучшему. Вводится слово «кумир» и определяются кумиры современной молодежи.
Далее учащиеся выполняют задание в учебнике, в котором предлагается высказывания о кумирах, которые делают учащиеся и студенты учебных заведений Г. Алматы.
Корреспондент Андрей Князев обратился к студентам и школьникам г. Алматы с вопросом «Кто является для нас кумиром?». Прочитайте полученные ответы и назовите своих кумиров.
Учебная информация обобщает ответы детей и ннодит понятие идеал, а также указывает на то, что идеал можно рассматривать и как цель деятельности человека, смысл его жизни.
Задание с фотографиями дает учащимся пред- ггавление о кумирах их родителей и рекомендуется проводиться как домашнее, чтобы у детей была возможность выполнить его со своими родными.
Рассмотрите фотографии. Кто это? Что вы о них шаете? Можно ли всех этих людей назвать кумирами? Почему ими восхищались, им подражали? Подготовьте ответы на вопросы вместе с родителями.
Задание по составлению коллажа на тему «Кумиры моего времени» требует предварительной подготовки и иыполняется в группах.
Обобщение в рубрикеNBи дискуссия завершают разговор о кумирах:
Во всем мире каждое поколение молодых людей выбирает себе кумиров. Они становятся примером для подражания. Чаще всего это сильные, волевые личности, которые сумели утвердиться в нашем непростом мире. Но кумиры находятся рядом с нами только на начальном этапе нашего пути к успеху и счастью. Приобретая определенный опыт, человек перестает равняться на другие личности, следует собственным убеждениям и мировоззрениям. Кумиры дают только первоначальный толчок, а далее все в руках самого человека.
Дополнительно учащимся учитель может предложить материалы социологического исследования, проведенного на территории Казахстана.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Из материалов статистических исследований, 2008 год.
Поклонение кумирам — закономерный этап в развитии личности и неотъемлемая часть молодежной культуры. Времена и кумиры меняются, но желание «равнять себя» с идеалом охватывает все поколения. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», более половины казахстанцев (53%) признались, что в юношеском возрасте (14-18 лет) у них были кумиры — люди, которые вызывали восхищение и воспринимались как образец… В качестве кумиров своей юности они называли, прежде всего, певцов и музыкантов, потом упоминались космонавты (8%), военачальники и герои войны (5%), разведчики (5%), исторические и политические деятели (5%). Казахстанцы с высшим образованием в два раза чаще говорили, что в юности их кумирами были писатели, поэты и литературные герои. На своих родителей и родственников равнялись 10% респондентов…
Сегодня в фокусе внимания другие интересы, прежде всего направленные на материальное преуспевание и личностную самореализацию, и, соответственно, другие персонажи. Да и само понятие «кумир» перемещается из и носкости некого идеального образца для подражания (где немалую роль играла моральная сторона) к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило — без оценки того, как этот успех был постигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве пидирующие позиции занимают поп- и рок-звезды и успешные бизнесмены.
Сегодняшние юноши и девушки почитают как кумиров | еросв шоу-бизнеса (53%), звезд телевидения (33%), актеров (.17%), киногероев (18%), спортсменов (18%), представителей светской тусовки (23%), манекенщиц и моделей (18%). Лишь 4% опрошенных отметили в | ачестве возможных «образцов для подражания» казахстанских политиков. 10% опрошенных в качестве кумира назвали действующего президента.
Возраст(лет) | 18-24 | 25-34 |
Успешные бизнесмены, олигархи | 42% | 39% |
Герои телесериалов | 28% | 28% |
Поп- и рок-звезды, представители «золотой» молодежи | 52% | 52% |
Спортсмены | 37% | 27% |
Современные политики | 4% | 5% |
Президент | 14% | 11% |
Кто-то другой | 1% | 2% |
Никто | 9% | 9% |
Затрудняюсь ответить | 4% | 8% |
Чтение текста о показателях ценности человека в глазах других людей вводит учащихся в новую тематическую линию урока — мнимые и истинные ценности жизни, который закрепляется в учебной информации.
Истинные ценности — это те качества, стремление к которым никогда не иссякает в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.
Чтобы разговор был еще более предметным, учитель предлагает коллективно выполнить такое задание: Рассмотрите таблицу ценностей. Какие из ни
worldofteacher.com
Презентация урока самопознания в 11 классе на тему Найти себя
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«НАЙТИ СЕБЯ»открытый урок по самопознанию в 11- м классеучитель: Каирова А.Ш. «Воспитание, если желает счастья, то оно должно воспитывать человека не к счастью, а тяжелому труду жизни».К.Д.Ушинский Подарок учителя Видеоролик «Как выбрать профессию в любом возрасте?» Вопросы:-Какой смысл имеет сюжеты из видеоролика?-Как вы ответили бы на эти 3 вопроса?-Какие профессии вы знаете? Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны» Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствамиЧеловек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на нихЧеловек — знаковая система; знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозорЧеловек — художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта Профессия, -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. Словарь Ожегова Типы профессий Типы профессий Человек-человек Человек — техника Человек — природа Человек – знаковая система Человек – художественный образ Примеры профессий Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарьсантехник, горнорабочий Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт,
weburok.com
Открытый урок самопознания 11 класс «Будущее мира»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа №1 п. Осакаровка»
План-конспект открытого урока самопознания
Тема: «Будущее мира»
Класс: 11 «А»
Учитель:
Шубина Л.С.
п. Осакаровка 2013 г
Цель:
— раскрыть значение и многогранность понятий «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности», «толерантность», «знание», «информированность», «Учитель», а также факторы успешной социализации и саморазвития личности, построение моделей собственного будущего;
— развивать умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах успешного принятия решений, проявления инициативы;;
— воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту человечества;
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Итак, начнем наш урок. Тема сегодняшнего урока: «Будущее мира».
«Круг радости»
По традиции хочется начать с круга радости, в котором каждый из вас по цепочке должен назвать одно только слово, ответив на вопрос: «От чего зависит будущее мира?»
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ, в это время учитель открывает названные слова на в кластере виде солнца (на доске)
На лучах написаны:
Ценности
Цели
Жизнь
Надежда
Взаимопонимание
индивид
действие
развитие человечества
охрана
Учитель: Итак, ребята, вот мы с вами и нашли аспекты, влияющие на будущее всего мира. Сегодня на первом уроке этой темы мы постараемся разобрать половину этих аспектов, а на следующем закончим с остальными.
И первое от чего зависит будущее мира – ценности. Их развитие, их влияние и т.д.
Предлагаю просмотреть социальную рекламу. А после ответить на некоторые вопросы.
ВИДЕО социальной рекламы «Жизнь всего одна» (2 минуты)
Беседа:
Какие выводы вы сделали, просмотрев данное видео?
Кто согласен с главной идеей социального ролика, что в современном мире, к сожалению, изменили жизненные ценности?
Учитель: спасибо за ваше откровение, ребята. Ну а сейчас мне хочется перейти к следующему аспекту под названием «Жизнь». Жизнь каждого из нас влияет на общую судьбу будущего мира. А что значит это слово «жизнь»?
(ответы учащихся)
Учитель: Жизнь – величайшая ценность. Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес адресует всему человечеству это прощальное письмо — один из последних даров миру прекрасного человека и подлинного мастера… (помните вы на прошлом уроке сами писали письмо человечеству? )
ВИДЕО «ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ…» последнее письмо Г. Маркеса
(4 мин)
Вопрос: Какой совет вам, ребята, запомнился больше всего? Почему?
Учитель: Я очень надеюсь, что данные советы вам запомнятся и помогут в жизни! Ну, а сейчас давайте рассмотрим следующий аспект под названием «Цели»
(под видео учитель читает)
Вспомнились размышления Стивина Ликокa: «Меня удивляет то, как мы распoряжаемcя жизнью. Едва научившись говорить, младенец лепечет: «Когда я стану большим мальчиком…». А что дaльше? Большой мальчик мeчтaет: «Вот когда я cтану взрослым…». Взроcлый постoянно преговаривает: «Когда я женюсь». Нo когда он женится, его отношение к жизни не меняется. Теперь oн начинаeт постоянно твердить o том, как он выйдет нa пенсию. Нaконeц, наступает вожделeнный день, он выхoдит на пенсию, и что же? Оглядываясь на пройденный путь, он видит лишь бесплодную землю, над котоpой пролетают холодныe вeтры — и ничего живого вокрyг. Он понимает, что y нeго не было никакой жизни, что он пpошел мимо нeе, и тепеpь ничего не изменишь. Слишком поздно мы осознаем, что cмысл жизни — в том, чтобы пpожить ее, радyясь кaждому даpованному нам дню и чаcy».
Анализ: Какой главный урок или вывод можно извлечь из данных размышлений?
(ответы детей)
Учитель: я соглашусь с вами, ребята, ведь каждый из нас имеет право на собственное мнение.
Пришла очередь разобрать нам следующий аспект под названием «Надежда» Предлагаю вам сейчас прочитать стихотворение на экране: (Роза Айтжанова прочти пожалуйста)
ЕСТЬ НАДЕЖДА
Я — часть потeрянного поколения
И я откaзываюсь верить, что
Я могy изменить этот мир
Я понимаю, возможнo, это шoкирует вас,
«Счастье уже внутри тебя»
— Это ложь, на самом деле
Деньги cделaют меня cчастливым
И в тридцать лeт я росскажу свoему pебенку, что
Он — не самая важная вещь в моей жизни.
Мой бoсс будет знать, чтo
Мои принципы:
Работа
Важнее, чем
Семья.
Послушайте:
С давних пор
Люди живут сeмьями.
Но сейчас
Общество никогда не будeт таким, как пpежде
Экспeрты говоpят мне:
Через тридцать лет я буду пpаздновать
десятилетие моего разводa.
Я не вeрю, что
Я буду жить в стране, которую сам cоздам
В будущем
Уничтoжениe прирoды cтанет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекраcную плaнету
И Кoнечно,
Мое поколение уже потеряно.
Глyпо пoлaгать, что
Есть нaдежда.
Беседа:
— Какое впечатление онo произвело на вас?
— А теперь, прочитайтe стихoтвoрeние, начиная с конца.
Учитель: оказывается, как часто бывает в жизни, одни и те сказанные слова могут иметь несколько смыслов, и всегда помните об этом, прежде чем обидеться на кого-то, возможно вы неправильно поняли человека!
Ну а сейчас пришло время рассмотреть последний на сегодня аспект, влияющий на будущее мира, под названием «Взаимопонимание». Отсутствие взаимопонимания в широком смысле приводит к войнам, а в узком смысле приводит к разводам и распадам взаимоотношений. И сейчас я хочу показать вам видео-ролик под названием «Притча про 1000 шариков»
Учитель: Думаю делать какие-либо выводы лишнее… Я хочу в виде круга «От сердца к сердцу» дать слово Саше, и заслушать стихотворение «ДЛЯ ГРУСТИ НЕТУ ОСНОВАНИй» Ларисы Миллер
ДЛЯ ГРУСТИ НЕТУ ОСНОВАНИй
Для грyсти нету оснoваний,
Кочyем в длиннoм каравaнe ‘
Вcех покoлeний и столетий,
Над нами стая oблаков
А перед нaми дали, дали,
И если пoлюбить детaли,
Окажется, чтo мы богаты
Восходом, крaсками заката
И звуками, и тишиной,
И свистом ветра за стeной,
И тем, как оживают листья
Веcной. И если в бескорыстье
Земных поступков наших суть,
Не так уж тяжек этот путь.
Ну и теперь, я хочу перейти к методике «Наедине с самим собой»
Пока идет музыка, я предлагаю вам выполнить одно из двух видов творческих работ на ваш выбор. Вы можете составить пирамиду своих ценностей или изобразить рисунок «Моё будущее»
Играет Музыка релаксационная (4 минуты)
Учитель: В завершении урока, хочу сказать – пусть всё сказанное и услышанное сегодня на уроке не пройдет бесследно! А напротив, оставит неизгладимый след в ваших душах и подвигнет на лучшие поступки в вашей жизни. Спасибо за урок, до новых встреч!
kopilkaurokov.ru