Самопознание проявляется в: Познание мира и самого себя (10 класс)

ЧАСТЬ А. Самопознание проявляется в 1) установления зависимости между явлениями природы

ЧАСТЬ А. Самопознание проявляется в 1) установления зависимости между явлениями природы
Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Читайте также:
  1. I этап работы проводится как часть занятия
  2. I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  3. I. Теоретическая часть
  4. II Основная часть
  5. II ЧАСТЬ – Аналитическая
  6. II часть.
  7. II. Основная часть.

Самопознание проявляется в

1) установления зависимости между явлениями природы
2) изучении собственных способностей
3) выявлении закономерностей развития общества
4) изучении коньюнктуры цен на нефтяном рынке

 

Что характеризует процесс самопознания?

1) приобретение сведений об окружающем мире
2) получение достоверных знаний о других людях
3) формирование представлений о собственных возможностях
4) изучение объективных законов мироздания

 

Верны ли следующие суждения о познании мира?

А.

Целью познания является получение достоверной информации, соответствующей действительному положение вещей.

Б. Познание осуществляется в различных формах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представление о предмете
2) предполагает непосредственное воздействие на органы чувств
3) использует логические умозаключения
4) направлено на постижение закономерностей окружающего мира

 

Верны ли следующие суждения об объекте познания?

А. Объектом познания может быть весь окружающий мир.

Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Рациональное познание в отличие от чувственного использует при изучении предмета такую операцию, как

1) отображение формы
2) определение цвета
3) анализ нескольких признаков
4) выявление пространственного расположения

 

Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.

Б. Ложное знание может возникнуть в результате недобросовестной обработки материала.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Истинное знание в отличие от ложного

1) добывается в ходе познавательной деятельности
2) соответствует самому предмету познания
3) абстрагируется от второстепенных черт
4) изложено научным языком

 

Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с двускатными крышами, обложенными дерном» является примером

 

1) научного знания
2) житейского знания
3) народной мудрости
4) мифологического знания

 

Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером:

1) представления
2) восприятия
3) понятия
4) умозаключения

 

Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?

1) «Май холодный – год хлебородный».
2) «Свинья чешется – к теплу, визжит – к ненастью».
3) «Ни в марте воды, ни в апреле травы».
4) «Облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте».

 

Какая из перечисленных наук изучает статусно-ролевую структуру общественных групп?


Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав


 

 

| следующая страница ==>
Познавательные способности человека| ЧАСТЬ В

mybiblioteka. su — 2015-2022 год. (0.036 сек.)

Самопознание в структуре самосознания — Мегаобучалка

 

В отечественной психологии XX в. утвердилась традиция рассмотрения самопознания в структуре самосознания человека.

Исследователи сходятся во мнении, что самосознание представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. Хотя существуют разные точки зрения ученых относительно компонентов, входящих в структуру самосознания, самопознание всегда в ней представлено. Так, Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет в структуре самосознания два компонента: образ себя и отношение к себе. Из них выводятся главные функции самосознания: познание себя, усовершенствования себя, поиск смысла жизни. В.С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного «

Я», осознание своих психических свойств и систему социально-нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести «моментах» структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция. С.Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой».

Наиболее развернуто раскрыто представление о самопознании в структуре самосознания в работах И.И. Чесноковой. Самосознание определяется как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного

Я как субъекта, отличного от других субъектов. Самосознание рассматривается в единстве трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов.

Рассмотрим подробнее представление о самопознании. Самопознание определяется как процесс, посредством которого человек получает знание о себе. Важно понять, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает человеку возможность определить свое место в системе общественных отношений. В этом проявляется принцип опосредствованного познания человеком самого себя: впроцессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем и себя.

Самопознание как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.

Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, прежде всего, с целью более дифференцированного регулирования поведения. Тот факт, что познание человеком себя на протяжении его жизни является постоянно совершенствующимся процессом, подчеркивает, с одной стороны, огромные психологические ресурсы человека как личности, а с другой – неисчерпаемые возможности самого процесса самопознания, как его содержательной, так и функциональной стороны. Причем в разные периоды развития человека психологическая насыщенность самопознания может быть различной: иногда многие годы дают небольшой эффект самопознания и, напротив, в «уплотненные» временные промежутки при соответствующих условиях человек поднимается на высокий уровень самопознания.

Самопознание – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня. Сначала самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основными внутренними приемами такого самопозна­ния являются самовосприятие и самонаблюдение. Однако на стадии более или менее зрелого самопознания включается и самоанализ.

На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Эти образы богаты непосредственным, чувственным содержанием. На данном уровне формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о своей сущности. Рассматриваемый уровень самопознания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека приблизительно до подросткового возраста, когда в развитии самопознания наступает важнейший сдвиг, связанный с появлением более сложного уровня самопознания. В дальнейшем на протяжении всей жизни человека первоначальный уровень продолжает существовать наряду с поздним, и в реальном процессе самопознания их действия теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны, актуализация одного уровня сменяется актуализацией другого.

Для второго уровня самопознания специфично то, что отнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые, однако, необходимо опираются на самовосприятие и самонаблюдение. Анализируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детерминирует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, анализа их и оценки происходит также и осознание себя как субъекта, которому принадлежат выделенные и проанализированные свойства и состоянии осознание себя как некоего образования определенной целостности, единства внешнего и внутреннего бытия.

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Обобщенный образ своего Я, возникший из отдельных единичных, ситуативных образов, одержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе. Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности существует у человека и в виде статично-констатирующего феномена; оно в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию его введения, даже в трудных жизненных условиях.

Деление процесса самопознания на два уровня (табл. 1), естественно, является чисто условным, так же как и выделение ведущих внутренних приемов, специфичных для каждого его уровня. Такая теоретическая градация самопознания на уровни даст возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внешних характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в совершенствовании, усложнении приемов самопознания, свертывании более простых его видов.

Таблица 1

Характеристика процесса самопознания в структуре самосознания

(по И.И. Чесноковой)

Уровни самопоз-нания Представленность в онтогенезе Контекст проявления самопознания Приемы самопознания Результат самопознания
Первый уровень Детский возраст «Я – другой человек» Самовосприятие Самонаблюдение Единичные ситуативные образы самого себя и своего поведения, которые богаты непосредственным, чувственным содержанием
Второй уровень Подростковый возраст «ЯЯ» Самоанализ Самоосмысление Обобщенный образ своего Я, который содержит общие, устойчивые характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.

 

Наивысшей ступени развития самопознание личности достигает тогда, когда формируется не только понятие себе в настоящем. Сущность человека не может быть раскрыта полностью, исходя только из прошлого и настоящего, она далеко не полностью отражается в наличном бытие индивида. В нем обычно таятся силы, задатки, стремления, вообще потенции, еще не реализованные, требующие проявления, актуализации. Эти устремления, хотя и не проявленные, угадываются иногда смутно, когда более отчетливо, но, понятые отчетливо, играют иль детерминирующего фактора, заставляющего человека выбирать ту или иную линию поведения на относительно длительный срок. В таком случае человек определяет свои жизненные планы и цели, своего рода «жизненную философию», обусловливающую основную линию поведения и жизненную стратегию.

Самопознание тесно связано с другими процессами самосознания. С одной стороны, отношение человека к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой – самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок.

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения, объединяются в особое образование самосознания личности – в ее самооценку. В процессе становления самооценки ведущая роль принадлежит самоанализу. На основе самоанализа происходит проявление недостаточно ясных компонентов самооценки и их введение в сферу сознательного. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых отдельных самооценок, их синтез, выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность. Основная функция самооценки в психической жизни человека состоит в том, что она выступает необходимым условием регуляции поведения и деятельности.

Саморегулирование – это форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта – начиная от его мотивирующих компонентов и кончая оценкой достигнутого эффекта поведения. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменять, улучшать себя и в реализации этого стремления. В саморегулировании, так же как и в самопознании можно выделить две системы действия: «Я и другие», «Я и Я». В первом случае саморегулирование направлено на адекватность адаптации человека к другим людям, на основе принятой в обществе системы ценностей. Во втором случае саморегулирование предполагает специфический вид взаимодействия личности с собой. Человек ставит сознательную цель изменить себя и осуществить планомерную деятельность ради этой цели. Важным моментом перехода от первой системы ко второй является самокритика – ценное психологическое качество личности, непременное условие творческого подхода к самому себе. Также важно говорить о самопреобразовании – это творческая деятельность человека, направленная на самого себя в соответствии со своими идеальными замыслами.

Таким образом, изучение самопознания в структуре самосознания дает возможность понять тенденции и особенности его развития, реальные формы проявления и роль в жизнедеятельности человека.

Что такое самопознание? – Reaprendentia

Самопознание – это знание о себе, о своей личной реальности. Он построен на знании того, как ценить, принимать и понимать качества, желания, амбиции, ограничения и жизненные цели, чтобы реорганизовать жизнь на основе оптимизированного, напористого, эволюционного и универсального выбора.

 

  «Познать себя – значит повернуть стрелку часов к себе, анализируя действия, реакции, проявления, мысли и ощущения, исходящие из повседневного опыта»

Инвестирование в самопознание означает усилия по изучению себя во всех областях, составляющих вашу личность, развитию глубокого понимания вашей собственной вселенной, того, кто вы есть, выявлению ваших качеств, способностей и целей в жизни.

Самопознание успокаивает ожидания, приносит равновесие и зрелость. Ниже я перечислил 5 преимуществ и эффектов практического применения самопознания:

1. большее осознание и ясность, чтобы контролировать эмоции и поведение;

2. лучшее самопонимание, чтобы ставить цели для самореализации;

3. более широкое принятие и признание своих качеств и способностей;

4. большее понимание людей;

5. Большая эмпатия.

 

У вас может возникнуть вопрос:  «С чего начать или как?»

 

Вы можете начать с понимания того, что существуют учреждения, фонды, ассоциации и научные области, специализирующиеся на самопознании с различными парадигмами. Приобретение новой парадигмы является основой для новых знаний.

  Парадигма — это в основном модель для интерпретации реальности. Это означает: руководство тем, что мы думаем, чувствуем, ценим и как мы действуем. Это линза, через которую мы смотрим на мир.

Традиционная, физикалистская парадигма показывает, что мы ограничены человеческим телом, это влияет на понимание всей нашей жизни. Например, наше здоровье, мы думаем, что достаточно хорошо питаться и заниматься спортом, чтобы быть здоровыми.

Конвенциональная парадигма характеризуется мыслями, которые у нас есть, обычно эти мысли удобны, мы к ним привыкли.

Сломать парадигму — это вызов, независимо от того, как она устроена.

Существуют различные типы парадигм: Мистическая, Религиозная, Художественная, Философская, Научная, Сознательная.

Рассматриваете ли вы существование биоэнергий, жизни после смерти, перевоплощений, духовных прозрений, явлений за пределами физического аспекта вашей повседневной жизни?

Если ваш ответ «Да», эта статья для вас. Путь к самопознанию неизбежно будет проходить через расширение парадигмы.

Парадигма Сознания была создана Виейрой В. (основателем Консаентологии) из интерпретации человеческой реальности, полностью воспринятой интегральным образом.

 

«Консаентология изучает интегрально, голосоматически, многомерно, мультимилленарно, мультиэкзистенциально человека в соответствии с его действиями и реакциями на имманентную энергию (ЭИ) и сознательную энергию (СЕ), а также в их множественных состояниях технических проявлений». (Вальдо Виейра, 19 лет.94).

 

Парадигма Сознания приближается к сознанию, исходя из этих 7 столпов:

1. Голосоматика: Признает существование голосомы (холо + сома), набора тел, которые сознание использует для проявления себя.

2. Биоэнергетика: Предполагает осознанное применение биоэнергий через энергосому (энергия + сома: энергетическое тело, образованное совокупностью чакр).

3. Многомерность: Сознание проявляется во многих измерениях, каждое тело проявляется в одном измерении. Это можно поэкспериментировать с осознанной проекцией, астральной проекцией или даже с осознанными сновидениями.

4. Серийность: Сознание – это мультиэкзистенциальная личность, переживающая множество человеческих жизней, циклов перерождений.

5. Космоэтика: Моральная философия, космическая мораль – принцип более широкий, чем человеческая мораль.

6. Универсализм: набор идей, вытекающих из основных законов Природы, Вселенной и Космоса.

7. Самоэкспериментирование: структурирует исследование сознания на основе самоэкспериментов, самопознания, при этом проектиология является основой для понимания многомерности и экстрафизических переживаний.

 

У нас есть эмоции, биоэнергия, парапсихические ощущения, парапсихические восприятия, различные тела проявлений для каждого из этих измерений, которые необходимо учитывать.

Мы не просто физические, мы проявляемся за пределами физического измерения.

Добро пожаловать в самопознание.

Глава I: Познание себя

Глава I: Познание себя
Священные тексты ислам Индекс Предыдущий Следующий

ЗНАНИЕ СЕБЯ

ЗНАНИЕ Себя есть ключ к познанию Бога, согласно поговорке: «Кто познал себя, познал Бога»[1] и, как Написано в Коране, «Мы покажем им Наши знамения в мире и в себе , чтобы истина могла быть явлена ​​им». Нет ничего ближе к тебе, чем ты сам, и если ты не знаешь себя, как можешь ты знать что-то еще? Если ты говоришь: «Я знаю себя», имея в виду твою внешнюю форму, тело, лицо, конечности и т. д., такое знание никогда не может быть ключом к познанию Бога. И если твое знание того, что внутри, простирается лишь до того, что, когда ты голоден, ты ешь, а когда злишься, то нападаешь на кого-то, ты не продвинешься дальше на этом пути, ибо звери — твои партнеры в делах. это? Но настоящее самопознание состоит в познании следующих вещей: Что ты сам в себе,

[1. Традиционное изречение Мухаммеда.]

{стр. 20}

и откуда ты пришел? Куда ты идешь, и с какой целью ты пришел пожить здесь некоторое время, и в чем состоит твое истинное счастье и несчастье? Некоторые из твоих атрибутов принадлежат животным, некоторые дьявольским, а некоторые ангельским, и ты должен выяснить, какие из этих атрибутов случайны, а какие существенны. Пока ты не узнаешь этого, ты не сможешь узнать, в чем твое истинное счастье. Занятие животных — есть, спать и драться; поэтому, если ты животное, займись этим. Дьяволы заняты разжиганием нечестия, хитростью и обманом; если ты принадлежишь им, делай их работу. Ангелы созерцают красоту Бога и совершенно свободны от животных качеств; если же ты ангельского естества, то стремись к своему происхождению, да познаешь и созерцаешь Всевышнего и избавишься от рабства похоти и гнева. Ты должен также узнать, почему ты был создан с этими двумя животными инстинктами: должны ли они подчинять и уводить тебя в плен, или же ты должен подчинять их и, продвигаясь вверх, делать из одного своего коня, а из другого — своего коня. оружие.

{стр. 21}

Первый шаг к самопознанию — знать, что ты состоишь из внешней формы, называемой телом, и внутренней сущности, называемой сердцем или душой. Под «сердцем» я подразумеваю не кусок плоти, расположенный слева от нашего тела, а тот, который использует все остальные способности как свои инструменты и слуг. На самом деле он принадлежит не к видимому миру, а к невидимому, и пришел в этот мир, как путник, посещающий чужую страну ради товаров, и скоро вернется на родину. Именно знание этой сущности и ее атрибутов является ключом к познанию Бога.

Некоторое представление о реальности сердца или духа может получить человек, закрыв глаза и забыв обо всем вокруг, кроме своей индивидуальности. Таким образом, он также получит проблеск бесконечной природы этой индивидуальности. Однако слишком глубокое исследование сущности духа запрещено Законом. В Коране написано: «Они будут спрашивать тебя о духе. Скажи: «Дух приходит по повелению моего Господа». и

{стр. 22}

, что оно не от вечности, а сотворено. Точное философское знание духа не является необходимым предварительным условием для хождения по пути религии, а скорее является результатом самодисциплины и упорства на этом пути, как сказано в Коране: «Те, кто усердствуют в Нашей пути, поистине, Мы направим их на верные пути».

Для ведения этой духовной войны, посредством которой должно быть получено знание о себе и о Боге, тело может быть представлено как царство, душа — как его царь, а различные чувства и способности — как составляющие армию. Разум можно назвать визирем или премьер-министром, страсть — сборщиком налогов, а гнев — полицейским. Под видом сбора доходов страсть постоянно склонна к грабежу за свой счет, а обида всегда склонна к резкости и крайней строгости. Оба они, сборщик налогов и полицейский, должны находиться в надлежащем подчинении королю, но не должны быть убиты или изгнаны, так как они должны выполнять свои собственные функции. Но если страсть и негодование овладевают разумом, то неизбежно происходит гибель души. А

{стр. 23}

душа, позволяющая своим низшим способностям господствовать над высшими, подобна тому, кто должен отдать ангела во власть пса или мусульманина во власть неверующего. Культивирование демонических, животных или ангельских качеств приводит к возникновению соответствующих характеров, которые в Судный день проявятся в видимых формах: чувственные — как свиньи, свирепые — как собаки и волки, а чистые — как ангелы. Цель нравственной дисциплины — очистить сердце от ржавчины страсти и обиды, пока оно, как чистое зеркало, не отразит свет Божий.

Тут могут возразить: «Но если человек был сотворен с животными и демоническими качествами наряду с ангельскими, то откуда нам знать, что последние составляют его действительную сущность, а первые лишь случайны и преходящи?» На это я отвечу, что сущность каждого существа нужно искать в том, что в нем есть высшего и ему свойственного. Таким образом, и лошадь, и осел являются вьючными животными, но превосходство лошади над ослом состоит в том, что она приспособлена для использования в бою. Если он терпит неудачу в этом, он деградирует до ранга 9.0003

{стр. 24}

тягловых животных. Так же и с человеком: высшая способность в нем есть разум, который приспосабливает его к созерцанию Бога. Если это. преобладает в нем, когда он умирает, он оставляет позади себя все склонности к страсти и обиде, и становится способным общаться с ангелами. По своим чисто животным качествам человек уступает многим животным, но разум ставит его выше их, как написано в Коране: «Человеку Мы подчинили все вещи на земле». Но если его низшие склонности восторжествовали, после смерти он всегда будет смотреть на землю и жаждать земных наслаждений.

Теперь разумная душа в человеке изобилует чудесами, как знания, так и силы. С его помощью он овладевает искусствами и науками, может в мгновение ока переходить с земли на небо и обратно, может составлять карту неба и измерять расстояния между звездами. С его помощью он также может привлекать рыбу из моря и птиц из воздуха и может подчинить себе служебных животных, таких как слон, верблюд и лошадь. Его пять чувств подобны пяти дверям, открывающимся во внешний мир; но, что еще более удивительно,

{стр. 26}

в его сердце есть окно, открывающееся в невидимый мир духов. В состоянии сна, когда пути чувств закрыты, это окно открывается, и человек получает впечатления от невидимого мира и иногда предзнаменования будущего. Тогда его сердце подобно зеркалу, отражающему то, что изображено на Скрижали Судьбы. Но даже во сне мысли о мирских вещах затуманивают это зеркало, так что впечатления, которые оно получает, неясны. Однако после смерти такие мысли исчезают, и вещи видятся в своей обнаженной реальности, и сбывается изречение Корана: «Мы сняли с тебя покрывало, и твой взор сегодня проницателен».

Это открытие окна в сердце к невидимому тоже происходит в условиях. приближаясь к пророческим вдохновениям, когда интуиция возникает в уме, не передаваемая через какой-либо канал чувств. Чем больше человек очищает себя от плотских похотей и сосредотачивает свой ум на Боге, тем больше он будет сознавать такие интуиции. Те, кто их не осознает, не имеют права отрицать их реальность.

{стр. 26}

Подобные интуиции не ограничиваются только теми, кто имеет пророческий ранг. Подобно тому, как железо путем достаточной полировки можно превратить в зеркало, так и любой разум с помощью должной дисциплины можно сделать восприимчивым к таким впечатлениям. Именно на эту истину намекал Пророк, когда говорил: «Каждый ребенок рождается с предрасположенностью к исламу, затем его родители делают из него иудея, христианина или звездопоклонника». Каждый человек слышал в глубине своего сознания вопрос: «Разве Я не твой Господь?» и ответил на это «да». Но иные сердца подобны зеркалам, настолько загрязнённым ржавчиной и грязью, что не дают ясного отражения, тогда как сердца пророков и святых, хотя они и люди «подобные нам страсти», чрезвычайно чувствительны ко всем божественным впечатлениям.

И не только по причине приобретённого знания и созерцания душа человека занимает первое место среди созданных вещей, но также и по причине могущества. Как ангелы правят стихиями, так и душа управляет членами тела. Те души, которые достигают особой степени силы, управляют не только своим телом, но и телами других. Если

{стр. 27}

они желают больному выздороветь, он выздоравливает, или здоровому человеку заболеть, он заболевает, или если они желают присутствия человека, он приходит к ним. В зависимости от того, хороши или плохи эффекты, производимые этими могущественными душами, их называют чудесами или колдовством. Эти души отличаются от обычных людей тремя способами: (1) то, что другие видят только во сне, они видят в моменты бодрствования. (2) В то время как воля других действует только на их собственные тела, они силой воли могут двигать посторонние тела. (3) Знания, которые другие приобретают путем кропотливого обучения, приходят к ним интуитивно.

Эти три, конечно, не единственные признаки, которые отличают их от обычных людей, но единственные, которые доступны нашему познанию. Как никто не знает истинной природы Бога, кроме Самого Бога, так и никто не знает истинной природы пророка, кроме пророка. И этому не следует удивляться, поскольку в повседневных делах мы видим, что невозможно объяснить очарование поэзии тому, чей слух не восприимчив к интонациям и ритму, или великолепие цвета тому, кто абсолютно слеп. Помимо простой недееспособности, есть еще

{стр. 28}

препятствия к достижению духовной истины. Одним из них является внешнее знание. Если использовать фигуру, сердце можно представить в виде колодца, а пять чувств — в виде пяти ручьев, постоянно несущих к нему воду. Чтобы узнать истинное содержимое сердца, эти потоки нужно, во всяком случае, на время остановить и вычистить из колодца принесенный ими мусор. Другими словами, если мы хотим прийти к чистой духовной истине, мы должны на время отбросить знание, полученное внешними процессами и слишком часто превращающееся в догматические предубеждения.

Ошибку противоположного рода допускают поверхностные люди, которые, вторя некоторым фразам, подхваченным ими от суфийских учителей, ходят порицать всякое знание. Это подобно тому, как если бы человек, не являющийся адептом алхимии, говорил: «Алхимия на лучше, чем в золоте», и отказывался бы от золота, когда ему его предлагали. Алхимия лучше золота, но настоящие алхимики очень редки, как и настоящие суфии. Тот, кто имеет лишь поверхностное представление о суфизме, не выше ученого мастера, чем 9.0003

{стр. 29}

, чем тот, кто провел несколько опытов в алхимии, имеет основания презирать богатого человека.

Всякий, кто вникнет в дело, увидит, что счастье обязательно связано с познанием Бога. Каждая наша способность радуется тому, для чего она создана: похоть радуется исполнению желания, гнев — мести, глаз — созерцанию красивых предметов, ухо — слышанию гармоничных звуков. Высшая функция души человека — постижение истины; в этом соответственно она находит свое особое удовольствие. Даже в таких мелочах, как обучение шахматам, это справедливо, и чем выше предмет получаемых знаний, тем больше наслаждение. Человеку приятно быть допущенным к доверию к премьер-министру, но тем более, если король сделает из него близкого человека и выдаст ему государственные тайны!

Астроном, который благодаря своим знаниям может нанести на карту звезды и описать их движение, получает от своих знаний больше удовольствия, чем шахматист от своих. Итак, видя, что нет ничего выше Бога, сколь велики должны быть

{стр. 30}

восторга, проистекающего из истинного познания Его!

Человек, у которого пропало стремление к этим знаниям, подобен тому, кто потерял аппетит к здоровой пище, или кто предпочитает питаться глиной хлебу. Все телесные желания исчезают со смертью вместе с органами, которыми они пользуются, но душа не умирает и сохраняет все знания о Боге, которыми она обладает; нет, увеличивает его.

Важная часть нашего познания Бога возникает из изучения и созерцания собственных тел, открывающих нам силу, мудрость и любовь Творца. Его сила в том, что из простой капли Он создал чудесное тело человека; Его мудрость раскрывается в ее хитросплетениях и взаимной приспособляемости ее частей; и Его любовь проявляется в том, что Он снабжает не только такими органами, которые абсолютно необходимы для существования, как печень, сердце и мозг, но и теми, которые не являются абсолютно необходимыми, такими как руки, ноги, язык и глаз. К ним Он добавил в качестве украшений черноту волос, красноту губ и изгиб бровей.

{стр. 31}

Человек поистине назван «микрокосмом», или малым миром в себе самом, и строение его тела должно изучаться не только теми, кто хочет стать врачами, но и теми, кто желает достичь более глубокого познания Бога. , точно так же внимательное изучение тонкостей и оттенков языка в великой поэме открывает нам все больше и больше гениальности ее автора.

Но, когда все сказано, знание души играет более важную роль в ведении к познанию Бога, чем знание нашего тела и его функций. Тело можно сравнить с конем, а душу с всадником; тело создано для души, душа для тела. Если человек не знает своей души, которая ближе всего к нему, что толку в том, что он утверждает, что знает других? Это как если бы нищий, у которого нет средств на еду, утверждал бы, что может накормить город.

В этой главе мы попытались в некоторой степени разъяснить величие человеческой души. Тот, кто пренебрегает им и допускает его способность ржаветь или вырождаться, обязательно должен быть проигравшим в этом мире и в следующем. Истинное величие; человека заключается в его способности к вечному

{стр. 32}

прогресса, иначе в этой временной сфере он слабейший из всех вещей, подверженный голоду, жажде, зною, холоду и печали. Те вещи, которые доставляют ему наибольшую радость, часто оказываются для него самыми вредными, а те вещи, которые приносят ему пользу, не могут быть достигнуты без труда и хлопот. Что касается его интеллекта, то легкого нарушения материи в его мозгу достаточно, чтобы погубить или свести с ума его; что касается его силы, то укуса осы достаточно, чтобы лишить его покоя и сна; что касается его характера, он расстроен потерей шестипенсовика; что касается его красоты, то он не более чем тошнотворное вещество, покрытое светлой кожей. Без частого мытья он становится совершенно отталкивающим и безобразным.

По правде говоря, человек в этом мире крайне слаб и ничтожен; только в следующем он будет иметь ценность, если посредством «алхимии счастья» поднимется из чина зверей в чин ангелов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *