Самопознания структура: Структура самосознания личности.

Содержание

Силантьева М. В. Уровни и структура самосознания / М. В. Силантьева // Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации



1

Силантьева МВ. Уровни и структура самосознания / МВ. Силантьева // Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры. Труды российской научно-практической конференции светских ученых и теологов с участием зарубежных исследователей (Москва, 2 октября, Пермь 4-
5 октября 2012). Ч. — С. 230-236.
М.В. Силантьева

Уровни и структура самосознания


Понятие самосознание в современной научной литературе употребляется, по меньшей мере, в двух различных смыслах. В философской традиции самосознание понимается как принцип самотождественности, обеспечивающий единство личности. В психологии (в том числе, в психологии социальной) и культурологии самосознание обычно эквивалентно само
о
сознанию, рефлексивности. При этом отмечается роль данного процесса в формировании идентификационных программ личного и общественного сознания. Со времен Сократа, которого считают первооткрывателем философского подхода к самосознанию (Я знаю, что я
ничего не знаю
»)
1
, самосознание приравнивалось к содержательно пустой точке самотождественного единства, принципиально неразложимой ни на какие субструктуры. Кантовское трансцендентальное единство апперцепций»
2
также неслучайно именно единство, а не множество. В качестве особого управляющего сознанием центра предстает самосознание в русской философии. Например, у НА. Бердяева, самосознание совпадает с принципом личности, сохраняющим неизменное в изменении малым абсолютом, созданным Богом в качестве единичной субстанции. Личность способна соответствовать Абсолюту Божественному по таинственному и противоречивому способу совпадения общего и частного, те. Богочеловека, Образа — и человеческой личности через таинство причастия. Ясное и отчетливое понимание себя как существующего самотождественного я – основа, начало, и вместе стем основной результат методического сомнения Р. Декарта. В любом случае, дифференциация пластов сознания, через которые происходит обработка материала опыта, сточки зрения классической философии возможна именно потому, что существует некое неделимое единство, способное собирать водно целое результаты опытного сканирования действительности. Иначе говоря, речь идет о собирании знания во вспышку неразложимого на составные части понимания по типу инсайта. Понимания чего Если избегать аллюзий трансцендентализма достраивая его до экзистенциализма, речь идет о понимании результатов попадания в событие присутствия вещи (или вещей, реальности. Понимание это есть оно самое, понимание как таковое, — неравно содержательному знанию о вещи и даже неравно содержательному знанию о самом себе, эту вещь мыслящему. Единство личности не ставится под вопрос в зависимости от объема имеющихся знаний (скажем, в зависимости от возраста или образования. Речь идет осам ой способности заметить себя как именно себя, а не кого-то другого. Данный смысловой центр личности классическая философия отождествляет с
нравственной ориентированностью
человека, его отчетливым нахождением себя в иерархизированной системе координат (верх — низ, добро — зло. Даже в том случае,
1
Доброхотов А.Л.
Категория бытия в классической западноевропейской философии. МС.
2
Семенов В.Е.
трансцендентальная семантика Канта // Вопросы философии. Электронный ресурс http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=430&Itemid=52 (дата обращения 24.01.2012). Дата публикации 27.12.2011.
3
Бердяев Н.А.
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, YMCA-PRESS, 1952. С. — Ср.:
Он же.
О рабстве и свободе человека. Париж УМСА-PRESS, 1939. С.



2 когда личность не следует положительным образцам поведения, ее информированность о принципиальном наличии последних не вызывает сомнения. Нравственное измерение входит ив определение «cogito» (правда, скорее как негативный момент радикальное сомнение появилось на свет, как известно, именно потому, что открытые Декартом отрицательные числа и, соответственно, система координат, казались ему, подобно всякой отрицательности, искушением дьявола. Таким образом, сознание и самосознание понимаются в классической философии (в том числе, и новоевропейского образца) как разные онтологические уровни, причем самосознание
изнутри сознания
неразложимо на какое-либо множество (ни по уровням, ни по подсистемам. Напротив, сознание является его множественной проекцией, раскрывающей на другом онтологическом уровне возможные содержания той формы, которую задает самосознание. Трактовка
самосознания
в качестве некой системы с четко фиксируемыми элементами или уровнями – демаркационная линия между классической философией и размышлениями эпохи постмодернизма, включая те из них, которые формулируются строго рационалистическими (или даже наукоподобными, — такими, как постпозитивизм) путями. Заметим постмодернистские диагнозы современной культуре (в определенной степени предсказуемые как раз на основе кантовского трансцендентализма, неслучайно говорят о разрушении нравственности. Отказ от метафизики, сплющивание точки самосознания и ее проекции,
принципиальное
неразличение сознания и самосознания, — помимо прочего, разрушает единство сознания и его нравственную определенность. Думается, сама постановка вопроса о самосознании как о наборе идентификационных программ выдает специфический сбой, проявивший «постнеклассическое» понимание самосознания, – желание внедриться в центр самоуправления личности и влиять на ее поведение через базовый механизм нравственных ценностей, через сознание (нов обход его фильтров) влияющий на поведение человека. Показательно также слово механизм, появляющееся в упомянутом контексте почти всякий раз, когда речь заходит о научной интерпретации понятий личность и культура. Многочисленные научные исследования души показывают, что душу
можно
рассматривать по принципу механизма. Однозначный стимул при определенных условиях и типах воздействия
приводит
к однозначной реакции. Отсюда, кстати, — распространение разного рода психотехник, ведущих, по мнению значительного числа специалистов-психологов, к разрушению в сознании человека самоорганизующих начал самоконтроля и совести. Скальпель подобных воздействий может иметь изначально благую цель – направить в определенное, заранее вычисленное, русло активность социализованного субъекта понимаемого, правда, все еще как
самостоятельное единство
личности, способной принимать решения. Данная «манипулятивная интенция, подробно описанная вначале века в исследованиях техники и ее обратного влияния на человеческую культуру, уже не противопоставляет сознание и самосознание, хотя еще различает их. Напротив, свойственное
4
В частности, у Канта идеи чистого разума (Бог, мири душа, не являясь элементами научного знания чистого разума) обеспечивают единство сознания. При этом они выполняют регулятивную (согласно Критике чистого разума) и конститутивную (согласно Критике практического разума) роль. Отсюда следует, что в случае утраты ненаучных – метафизических – идей, сознание должно рассыпаться, фрагментаризироваться. Что и происходит на наших глазах, — по крайней мере, с общественным сознанием, из которого не без помощи научной философии оказались изъяты идеи Бога и души. Осталась, вроде бы, идея мира как целого. Но иона подвергается атаке плюрализма, рассматривающего истину в качестве структуры, — в лучшем случае мозиачной; а в худшем – просто в качестве бесконтрольно размножающихся несоизмеримых агрессивных субстанций, конкурирующих друг с другом популяций понятий (С. Тулмин). –
Ср.:
Кузьмина Т.А.
Концепция свободы в этике Канта Этика Канта и современность. Рига. 1989.
5
Возможные лишь в обход кантовского запрета рациональная психология, помысли автора Критики чистого разума, — путь к тотальной фрагмантаризации сознания.



3 деятельностному подходу неразличение этих онтологических уровней вызывает к жизни целый ряд специфических общественных практик, самым непосредственным образом влияющих на характер воспроизводства культуры. Например, натаскивающую педагогику, стремящуюся добиться от социальных атомов повышенной исполнительности за счет циклической перезагрузки сознания обучаемых бесчисленными потоками информации. Главное здесь – не делать пауз, ибо они дают возможность полученную информацию утрамбовать, переварить и понять (те.
дать место
своему самосознанию,
по-думать
). Освоение полученной информации связывается с умением пользоваться ею, — и всё. Никто, однако, до сих пор не опроверг положение, согласно которому созревание думающей личности возможно только при наличии внутреннего пространства
свободы
знать и решать. Педагог в этом случае не должен посягать на место бога – главного распорядителя и знатока истинных ценностей — в пространстве познания (притом, что именно их он стремится донести до сознания учащегося. Уважение свободы, готовность иметь с ней дело и отсутствие парализующего страха перед ее последствиями – условие формирования
личности
(а не телесного болвана, марионетки, — вспомним гофмановских кукол. Насколько современное общество в своих педагогических (и иных) технологиях в среднем далеко от подобной установки, свидетельствуют то смущение, которое испытывает человек эпохи постмодерна уж
е
от сам
о
й формулировки свобода образования и тех перспектив, которые подобная постановка вопроса открывает. Интересно, что уровни
самого сознания
можно градуировать едва лине до бесконечности. Так, Э. Гуссерль говорит о четырех уровнях феномена — те. элемента структуры сознания и одновременно существования А.Ф. Лосев в Философии имени насчитывает значительно большее число подуровней
имени
как движения понимания по отношению к «вещи»
6
Философия, строго говоря, может рассматриваться и как рефлексивная деятельность сознания, — хотя существует вовсе не ради повторного просмотра сложившихся путей рассуждения и выявления правильных в отличие от неправильных. Такая задача, возможно, стоит перед современной формальной логикой но и у формальной логики есть философская сверхзадача — вести познание к той цели, которая открывается ему именно в точке единства. Это возможно потому, что в самосознании совпадают попадание в знание я есть и его оборотная сторона — отчетливое свидетельство существования «
есть
не только я
». Впрочем, тождественным может быть только различённое. Раскрытие последнего тезиса и приводит философию к поиску первоначала, свободы реальности, «п
о
ля экзистенциальной коммуникации и т.д. Философия, таким образом, получает свою
форму
, исходя из цели, ради которой существует. Содержание философствования может при этом развертываться разными путями, однако оно останется
философским
только в том случае, если не утратит привязки к своей цели. В наше время список классических философских тем активно пополняет аксиология, с ее интересом к различным ценностным системами культурология с ее устремленностью к собиранию баз данных. Называя новейшее время временем аксиологии, НА. Бердяев вслед за Ф. Ницше подчеркивает вырожденный характер аксиологизма, поставленного едва лине в центр философского внимания. С одной стороны,
«аксиологизация» философии уже случилась, и нет смысла от нее открещиваться. С другой — требуется разобраться, что здесь не так. По мнению русского философа, «аксиологизм» не
6
Лосев А.Ф.
Философия имени. МС Ср.
Бибихин В.В.
Энергия. МС В этом смысле ее обычно имеют ввиду, когда подходят к рассмотрению сточки зрения критикуемого феноменологией Гусссерля психологизма, или естественной установки сознания. – См, например
Бибихин
В.В.
Ранний Хайдеггер. МС. С, 62-69. Обращает также на себя внимание подзаголовок книги НА.
Бердяева Самосознание Опыт философской автобиографии.



4 является собственно философской деятельностью не по своему содержанию, а именно по форме – тому формату поисков, который задает самосознание
8
Так чем же плох аксиологизм и культурологическое собирательство Почему нужно считать философским вырождением благое стремление описать систему ценностей, сохраняя ее для потомков и включая тем самым режим консервации здоровых образцов мышления и поведения – в противовес ущербным саморазрушающим человеческое сознание а заодно и общественную мораль) стандартам, обретенноым в новых условиях развитого модернизированного социума Ответ на этот вопрос предполагает определение
цели
аксиологизма именно как
методологической философской
установки. При ближайшем рассмотрении выясняется, что данный подход претендует, прежде всего, на описанное выше проникновение в святая святых — точку самосознания, с целью перенастройки сознания по желательным образцам. Те. — нарушает принцип свободы личности, пытается «идеологизировать», направить в нужное русло, саму связывающую деятельность самосознания, —
минуя фильтр сознания
Показательным в данной связи является усиленно навязываемый термин гуманитарные технологии, сам
о
название которых свидетельствует о манипулятивном характере отношения к человеку, о стремлении к активному вторжению в сферу ее личностного самоопределения. Учитывая, что сфера свободы и сфера морали – одно, не приходится удивляться распространению права во фрагментированном сознании современного типа. Здесь право выступает как суррогат морали – ведь ценности, проинтегрированные (возможно,
до
всякого рефлективного осознания, дают нравственное долженствование
«недоинтегрированные» — остаются в плоскости релятивизированного права, создающего все новые возможные миры на основе тех или иных национальных или
«модернизационных» мировоззренческих моделей
10
Реалии (вещи в старом философском смысле) современной культуры, действительно, требуют радикального ответа человека на вопрос о том, кто он. Уточнение границ человечности в свете развития техники, информатизации жизненной среды, появления биотехнологий итого нравственного смещения, которое с этими процессами связано, объективно заставляет искать механизмы идентификации и самоидентификации, задающие личность и общество как целостности определенного типа. Задача уточнения этих границ обусловлена их размыванием и, соответственно, стремлением каким-то образом эти границы зафиксировать или хотя бы обозначить. Если
и последнее
оказывается под вопросом, ставится задача выявления механизмов распада и тех рычагов, которые способны противопоставить ему
живые
ценностные системы, способные к самовоспроизводству в качестве регулирующих …
механизмов
общественной жизни
11
Таким образом страх апокалипсиса, многие века эксплуатируемый в качестве модулятора нравственного самосознания (по крайней мере, в христианстве, оригинальным способом проявляет себя в постхристианском обществе гедонистического типа, к которому многие аналитически мыслящие авторы относят современные рыночные сообщества 8
Бердяев Н. А.
Философия свободы. Смысл творчества. МС Ср.:
Баева Л.В.
Ценности изменяющегося мира экзистенциальная аксиология истории. Астрахань, 2004. С, 53 Электронный ресурс http://www.aspu.ru/images/File/Publikatzii/Tzennosti_izmen_mira.pdf (дата обращения 24.01.2012).
9
См
Силантьева М.В.
Современные гуманитарные технологии в контексте российской действительности // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. МС.
10
Силантьева М.В.
Философия права // Право и управление XXI век. №3 (20) 2011. М, МГИМО УС См
Кучмаева И.К.
Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М, 2006.
12
Флоровский Г.В.
Вера и культура. Электронный ресурс http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-27 дата обращения 26.10.2011).



5 Через обнаружение различных уровней рефлектирующего сознания (а именно это стоит за предложением выявить рычаги воздействия на идентификационные программы) стремятся достать их глубинную суть, самосознание. Исследования в данной области по виду, действительно, принадлежат скорее области социальной психологии и культурологи, чем философии. Они, в частности, позволяют проследить динамику трансляции существующих ценностных систем, порядок их деградации и последующего пересмотра способы возникновения и поддержания новых ценностных ориентаций. В данной плоскости можно проследить определенную иерархию слоев сознания, — прежде всего, общественного но также и личного. Очевидно, исходным, определяющим характер содержания других, в культуре известного нам типа является

Каталог: upload -> iblock -> d56
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
d56 -> Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях и профилактики асоциального поведения обучающихся


Скачать 341,45 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Самосознание в психологии: теории, структура, проблемы

Внутреннее «Я» выражается разными факторами, проявлениями. Самосознание в психологии — сложный психический процесс, через который отражается внутренний мир человека. Каждый индивид по-разному думает о себе. При оценке собственных качеств, способностей человек познает свою индивидуальность.

Суть

Самосознание — сложный психический процесс, через который человек относится к своему телу, поступкам, оценивает личные чувства, переживания, интересы. Через него личность осознает место в социуме. Самосознание — результат человеческого развития.

Развитие самосознание происходит в несколько этапов:

  1. До года. Малыш учится отделять себя от окружающего мира и людей. Познание происходит через игры.
  2. От 1 до 3 лет. Ребенок пытается выполнять разные действия по времени.
  3. От 3 до 7 лет. Малыш учится говорить о себе в третьем лице, пытается показать свою независимость.
  4. От 7 до 12 лет. Ребенок пытается адаптироваться в социуме. Этому способствует обучение в школе.
  5. От 12 до 14. Дети интересуются собственной личностью. Ребенок пытается сравнивать себя со взрослыми.
  6. От 14 до 18 лет. Подростки пытаются «найти себя», повлиять на самосознание.

В процессе взросления ребенок усваивает:

  • ценности и нормы семьи;
  • собственный образ как источник индивидуальных качеств, способностей;
  • отношение родителей, выраженное эмоциональными и когнитивными оценками;
  • самооценку родителей и других близких родственников;
  • методы регуляции поведения ребенка со стороны взрослых.

История изучения

Самосознание начало изучаться еще несколько сотен лет назад, но активных работ в этой области не проводилось до начала XX века. Период между 20–30 годами был назван «подростковым бумом», при котором психологи активизировали деятельность в разных направлениях.

Основные работы по изучению сознания, самосознания появились в периоде между 30–40 годами XX века. Большой вклад в изучение этих областей внесли и зарубежные психологи, и отечественные ученые.

Функции и цели

Цели:

  1. Познание, переживание внутреннего мира.
  2. Отражение мира.
  3. Изучение чувств, эмоций.
  4. Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.

Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:

  • интерпретация опыта;
  • определение ожиданий;
  • обеспечение внутренней согласованности;
  • выявление личных границ.

Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.

Теории

Основу понятия самосознание сформулировал Рубинштейн. Индивид с помощью самосознания может понимать себя, структуру взаимоотношения с людьми, воспринимать личное окружение.

По теории Выготского, человек начинает полноценно осознавать себя только под конец подросткового периода. Он связал данный процесс с возможностями раздумывать, размышлять.

По теории Мерлина, функция понимания себя состоит из нескольких компонентов:

  1. Осознание себя как объекта деятельности.
  2. Понимание собственных чувств, эмоций.
  3. Выявление отличий от других людей.

Среди основных критериев оценки сознания можно выделить:

  1. Обособленность индивида от окружающего мира.
  2. Осознание возможности управления своими поступками, словами и т. д.
  3. Оценка качеств окружающих, примерка их к себе.
  4. Осознание личных потребностей и мотивов поступков.
  5. Выявление и понимание своих качеств.

Механизм формирования

Основные механизмы формирования самосознания:

  1. Принятие точки зрения других людей.
  2. Развитие межличностных отношений.
  3. Семейная идентичность.
  4. Система контроля за собственными эмоциями, чувствами, желаниями.
  5. Осознание психических явлений.

Механизмы запускаются с раннего возраста и наращивают темп до пика развития самосознания.

Уровни

Для определения своих индивидуальных качеств проводится самопознание, которое происходит путем:

  • самонаблюдения за результатами деятельности;
  • осознания оценки других людей относительно своих поступков;
  • анализа личных ощущений, эмоций.

При самопонимании человек оценивает мир и социум, в котором он живет. Индивид определяет:

  • стиль существования;
  • ценности общества;
  • мораль;
  • религиозность, духовность.

При изучении самосознания психологи выделяют несколько уровней этого психического процесса, которые имеют определенные особенности. Человек может принять выявленные особенности как данность или попытаться их изменить.

Чувственное

Это низший уровень. Ощущение психосоматических процессов, протекающих в организме совместно с переживаниями, чувствами, эмоциями. Благодаря этому можно достичь самоидентификации.

Образно-личностное

Осознание человеком себя как деятельного начала. Проявляется самоактуализацией, самопереживаниями.

Аналитическое

Осознание индивидом содержания мыслительных процессов. Благодаря этому осуществляется самоосмысление, самоанализ. Человек можно наблюдать за поведением, чувствами, эмоциями со стороны. Позволяет выявить основные ошибки в поведении и подобрать другую тактику действий.

Деятельное

Это синтез трех основных уровней — чувственного, образно-личностного, аналитического. Благодаря ему осуществляются мотивационные функции.

Структура

Самосознание имеет сложную структуру со множеством компонентов, которые отвечают за выполнение разных функций.

Самопонимание

Когнитивный элемент. Представление личности о своем темпераменте, внешности, способностях, талантах.

Самоотношение

К нему относится направленная на себя критика, оценка личных возможностей, самоконтроль. Они оцениваются с адекватной стороны. Проявляется как себялюбие и принятие всех недостатков.

Саморегуляция

Стремление к социализации. Любой человек хочет, чтобы его признавало общество, он получает от окружающих одобрительные отзывы относительной своих увлечений. Личности важно получить определенный социальный статус.

Самоактуализация

Многие специалисты считают самоактуализацию не одним компонентов из структуры самосознания, а тем, что связано с ним неразрывно, развивается совместно. Отвечает за развитие способностей до максимального уровня. При наличии конфликта могут привести к саморазрушению.

Самооценка

С помощью самооценки человек может объективно оценивать силы, возможности, распределять их для достижения цели. Самооценка бывает заниженной или завышенной, что будет влиять на восприятие личных способностей.

Притязания

Уровень самооценки, который определяет возможность достижения поставленной цели, дальнейшее развитие индивида.

Структура Я-концепции

Основной продукт самосознания — образы Я.  Основные:

  1. Я-фантастическое.
  2. Я-идеальное.
  3. Я-реальное.

Исследователи делят их на группы, разработанные Ш. Самуэлем.

Я-телесное

Каждый человек воспринимает свое тело по-разному. Чаще мысленное представление отличается от того, что индивид видит в зеркале. При формировании картины в мозгу задействуются сигналы, поступающие от отдельных участков тела.

Настоящее Я

Совокупность мнений о себе в настоящее время. Может не соответствовать реальности. Оно зависит от характера, наличия психических нарушений.

Я-динамическое

Представление о себе, но с проекции объекта, которым хочется стать. Зависит от социального статуса, успехов в прошлом, наличия умений, талантов. При этом динамическое Я может изменяться при появлении чувства зависти или жадности.

Я-фантастическое

Это фантастическое представление индвида о будущем, в котором все сложилось согласно желаниям.

С возрастом Я-фантастическое прослеживается менее явно. Наиболее активно проявляется в юношеском возрасте.

Я-идеализированное

Комплекс представлений о том, кем хотелось бы видеть себя сейчас или в будущем. Зависит от ситуации в конкретный момент.

Я-представляемое

К нему относятся образы, которые личность выставляет на показ перед окружающими, чтобы скрыть недостатки, слабости. Я-представляемое отвечает за две функции — адаптацию, защиту.

Представляемое Я похоже на Я идеальное. Если они начинают сильно отличаться друг от друга, случается внутренний конфликт, который может привести к фрустрации.

Я-фальшивое

Его можно назвать самообманом личности. От фальшивого Я зависят патологические защитные механизмы личности.

Отклонения

Отклонения от нормы самосознания постепенно приводят к снижению самооценки, самоуважения, что проявляется:

  • социальной деградацией;
  • асоциальностью;
  • преступностью;
  • жестокостью.

Человек становится восприимчивым к влиянию извне, может втянуться в асоциальную группу, выбрать деструктивный образ жизни.

Методы совершенствования

Методики включают:

  1. Самопринятие.
  2. Изменение контроля над собой.
  3. Выделение себя из окружающей среды. Это умение относится к собственной индивидуальности как личности.

Ошибки

Возможные проблемы:

  1. Отказ от самопознания.
  2. Растрачивание потенциала в пустую.
  3. Размывка границ времени.
  4. Боязнь новых знакомств и отношений.

При наличии блоков, страхов, нужно обращаться к психологу, чтобы специалист смог определить причину дискомфорта.

Самосознание — совокупность представлений человека о самом себе, психический состояний, телесных ощущений. Оно берет начало из сознания, но формируется в процессе социализации личности, ее восприятии внешнего мира.

Кант о самопознании и самообразовании: природа внутреннего опыта | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews

Представление Канта о себе, без сомнения, является самым захватывающим, но и самым сложным аспектом его философского мышления. Она сложна, многослойна и неразрывно связана со многими центральными положениями его системы. Поэтому неудивительно, что интерпретаторы редко пытаются реконструировать всю картину, а чаще сосредотачиваются на одном ее аспекте. Однако локализованным подходам не хватает понимания того, как разные части головоломки сочетаются друг с другом. Амбициозная новая книга Катарины Краус исправляет это, предлагая столь необходимое всестороннее рассмотрение взглядов Канта на самость, которая колеблется между девятым миром.0003 априори — эмпирическое, а также теоретико-практическое разделение. [1] В книге искусно обозначены важнейшие интерпретационные вопросы, обрамляющие различные части кантовской картины, и различные позиции, которые можно занять по отношению к ним, а также представлены новые альтернативы обсуждению. Его тщательное взаимодействие как с сочинениями Канта, так и с существующими научными исследованиями является образцовым. Эта книга заслуживает того, чтобы стать стандартным ориентиром для любого обсуждения взглядов Канта на самость.

Тенор, пронизывающий шесть глав книги, — это идея о том, что возможность самопознания (и его объекта, психологической личности) зависит от сотрудничества чувственности, понимания и разума. Часть I (главы 1–2) представляет внутреннее чувство как общую способность внутренней восприимчивости и развивает «интерактивную» модель восприятия, которая помогает объяснить, как можно последовательно истолковать самоаффектацию как имеющую двойную функцию: временное сознание объектов вообще, а также эмпирическая интуиция своих внутренних состояний. Часть II (главы 3–4) обращается к апперцепции как способности, лежащей в основе общей формы рефлексивности, общей для всех сознательных объективных представлений, и разъясняет, как «я мыслю», являясь выражением этой формы рефлексивности, предвосхищает рефлексивное самосознание. . Часть III (главы 5–7) завершает первоначальный отчет Крауса о внутреннем опыте, демонстрируя, как регулирующее использование идеи души заполняет разрыв между самореференцией в мысли и бессубъектным освобождением внутреннего чувства. В последних двух главах исследуется значение этого описания внутреннего опыта для кантовского описания нормативной структуры теоретической деятельности самопознания и практической деятельности самоформирования. Было бы невозможно подробно остановиться на всех аспектах этой богатой и обширной книги в рамках данного обзора. Последующие комментарии будут сосредоточены на изложении Краусом внутреннего опыта и роли идеи души, которая составляет ядро ​​книги и которую я считаю ее наиболее оригинальным и проницательным вкладом.

Мы выносим эмпирические суждения, посредством которых мы приписываем ментальные состояния, расположенные во времени (например, возникающие мысли, желания и т. д.), себе и, следовательно, «я», которое идентично во времени и в различных ментальных состояниях. Кант, кажется, нигде не отрицает возможности эмпирических суждений о самом себе. Наоборот, можно отождествить эти суждения, как это делает Краус, с концептуальным содержанием того, что он называет внутренним опытом (130). Однако Кант также указывает на существенное несоответствие между внутренним и внешним опытом: в отличие от внешней интуиции, внутренняя интуиция не дает нам какого-либо устойчивого объекта, а потому не удовлетворяет условию применения категории субстанции (и, следовательно, , другие относительные категории). Представление Крауса о внутреннем опыте направлено на решение проблемы того, как, несмотря на несоответствие, внутренний опыт возможен как эмпирическое познание мыслителя-как-объекта или психологической личности. По мнению Крауса, внутреннее чувство само по себе не дает объектно-ориентированного представления о себе, идентичного в различных представлениях и во времени (глава 2). Это самопредставление также не может быть выведено из трансцендентальной апперцепции, поскольку оно составляет лишь «общую форму рефлексивности», относящуюся к любым сознательным представлениям об объектах (глава 3). Таким образом, проблема заключается в том, как мы переходим от внутренней интуиции и осознания рефлексивности наших представлений к референтное или рефлективное самосознание.

Первая часть решения Крауса (глава 4) эксплицирует отношение между логическим Я (субъектом апперцепции) и психологическим Я (объектом внутреннего переживания). Как справедливо настаивает Краус, должен быть смысл, в котором два Я-репрезентации «идентичны относительно своего референта» (152). Она конкретизирует это притязание на тождество как утверждение о том, что успешное референциальное использование «я» должно приписывать репрезентации, объединенные их принадлежностью к одному и тому же сознанию (выраженное через «я мыслю», 108–109). ) на один и тот же реальный предмет. Таким образом, вопрос состоит в том, как «я», первоначально являющееся простым выражением формы рефлексивности моих представлений, приходит к тому, чтобы отсылать ко мне как к реальной психологической сущности. Краус предполагает, что ответ дан в Паралогизмах. Положительным вкладом паралогизмов является спецификация «логических предикатов» «я», из которых могут быть выведены «семантические правила», фиксирующие его референт в опыте. Например, второстепенная посылка второго паралогизма гласит, что я должен мыслить себя как «абсолютное (хотя и просто логическое) единство» (А350). Это влечет за собой, согласно Краусу, следующее семантическое правило: «Ментальный эквивалент «я» относится к единственному референту, который не может быть разделен на самостоятельные части» (149).). Основное положение Крауса, как я понимаю, состоит в том, что «я мыслю» определяет априорно определения себя как объекта мысли до того, как этот объект дан созерцанию и в соответствии с условием чувственности. Иными словами, рефлексивная структура моих представлений диктует, как я должен мыслить себя как объект возможного познания: «Если эти логические предикаты определяют условия того, как надо думать о себе, то они определяют и условия того, как нужно познавать себя». , так как познание предполагает мышление» (148). Таким образом, мы можем объяснить, как «я» может относиться к себе как к объекту внутреннего опыта (если окажется, что такой объект существует).

Это смелый и интригующий тезис. Однако неясно, как простое «логическое изложение» «я мыслю» может привести к правилам, фиксирующим референт «я» при использовании в эмпирических контекстах (если, возможно, оно не дополнено метафизическим описанием репрезентативной деятельности, которая сопоставляет логических признаков репрезентаций с реальными признаками репрезентирующего субъекта). Как может априорное представление, выражающее «простую форму сознания», влечь за собой то, на что похож субъект этого сознания? Если «я мыслю» чисто формально и пусто (ср. А346/В404), то как могут из него «аналитически следовать» определения мыслителя-как-объекта? Действительно, Краус подчеркивает, что эти определения являются «логическими», а не «реальными определениями реального мыслящего агента» (146). Однако она имеет в виду, что эти определения определены в терминах чистые , а не схематизированные категории (143). Категории (схематические или нет) представляют собой понятие объекта вообще; как таковые, они представляют основные онтологических свойств объекта и, таким образом, их следует отличать от логических функций. Поэтому то, что Краус называет «логическими» определениями Я, вопреки своему ярлыку, следует понимать как уже обладающее минимальным онтологическим значением. [2] Это можно проиллюстрировать приведенным выше примером: свойство «не [быть делимым] на самостоятельные части» явно является реальным свойством, которое может быть конкретизировано объектом, в отличие от логического свойства объекта. мысль о предмете. Повторяя проблему, «я мыслю» (в собственном свете Крауса), по-видимому, не имеет того содержания, из которого можно вывести категориальные определения мыслителя.

Не вполне логичный статус логического Я и его предикатов с точки зрения Крауса, как правило, затемняется в ее рассуждениях. Но обратите внимание, что это подразумевается ее отказом от общепринятого взгляда, который истолковывает логическое Я как просто логический субъект или мыслесущность, на том основании, что оно не может быть просто «объектом простой мысли, не существующим выше и вне мысли». (145–6). Это также согласуется с ее характеристикой логических предикатов «я» как «категорий самореференции», аналогичной «категориям референции объекта» (150), что предполагает, что мы должны думать об этих предикатах как о основные понятия, посредством которых мы представляем себя как объект.

Однако Краус не может иметь в виду, что существуют два совершенно различных набора «категорий», одна из которых мы мыслим внешние объекты, а другая — посредством которой мы мыслим себя как объект, ибо категории представляют собой понятие объекта вообще , без учета различия между внутренней и внешней чувствительностью. Скорее, мне кажется, что категории самореференции Крауса родственны определениям понятия материи в « метафизических основаниях естествознания».0004 . В каждом случае категориальные определения, о которых идет речь, суть соответственно специфические предмета внутреннего опыта вообще и предмета внешнего опыта вообще.

Если мой диагноз верен, Краус эффективно утверждает, что существует значительная разница в способах, которыми высшее родовое понятие объекта внутреннего опыта и понятие объекта внешнего опыта получают свои специфические категориальные определения. В случае внешнего опыта эти определения уточняются из снизу вверх : на основе понятия материи, впервые полученного из внешнего опыта («проведением [этого понятия] через» [ durchführen ] все четыре функции категорий; 4:476). Напротив, в случае внутреннего опыта, по-видимому, предполагает Краус, они определяются от сверху вниз : априорно и не зависят от самого внутреннего опыта. Хотя это интересное предположение, непонятно, почему мы должны допускать еще одно несоответствие между внутренним и внешним опытом на этом уровне. Предложение Крауса, возможно, могло бы стать правдоподобным в качестве объяснения референциального использования «я», если бы возможность внутреннего опыта как эмпирического самопознания была в конечном счете исключена более фундаментальным несоответствием. Однако точка зрения Крауса (как мы увидим ниже) состоит в том, что эту проблему можно решить и подтвердить возможность эмпирического самопознания. Если это так, то полностью априорные категориальные определения мыслителя-как-объекта кажутся излишними. Почему же тогда эти определения не могут быть выведены тем же (восходящим) путем, как и в случае внешнего опыта, в результате («аналогического») применения категорий отношения к внутренней интуиции? На самом деле Кант, по-видимому, указывает, что в этом отношении существует паритет между внутренним и внешним опытом, поскольку он определяет высшее родовое понятие, лежащее в основе специальной метафизики внутренней природы (аналог понятия материи), как эмпирическое понятие мыслящего существа (4:470). [3]

Исключительно оригинальное прочтение Краус Паралогизмов составляет первую часть ее решения проблемы возможности внутреннего опыта. Как она услужливо отмечает, априорных условий самореференции «объясняют, как термин «я» может использоваться для обозначения мыслителя только при условии , что что-то реальное может конкретизировать этот термин» (149). Таким образом, возможность самореференции и, следовательно, внутреннего опыта зависит от существования некоторого чувственно данного объекта, который конкретизирует «логические предикаты» «я». Наличие такого объекта зависит от возможности эмпирического сознания числового тождества себя во времени (161–67), а это, в свою очередь, зависит от применимости категории субстанции к внутренней интуиции. Вторая часть решения Крауса (глава 5) призвана объяснить, как это возможно, несмотря на основное несоответствие между внутренней и внешней интуицией.

Решение Краус проблемы несоответствия является кульминацией ее ранее опубликованной работы (Kraus 2018 и 2019). Это доводит ее описание условий, при которых я могу « представить себя как психологическую личность, встроенную в пространственно-временную и причинно-действенную структуру мира» (171). В центре ее рассказа находится переосмысление регулирующей роли трансцендентальной идеи души. Короче говоря, Краус утверждает, что идея души обеспечивает «представление ментального целого», которое заменяет постоянный объект во внутренней интуиции и тем самым позволяет определять во времени внутренние явления в соответствии с категорией субстанции и другими категориями отношений. . Другими словами, отсутствие схемы постоянства во внутренней интуиции сводится к отсутствию эмпирического понятия сознания; идея души заменяет именно это отсутствующее понятие, делая возможным осмысление внутренних явлений как объектов эмпирического познания (207). Таким образом, идея души обеспечивает «контекст умопостигаемости», внутри которого определенный вид познания (эмпирическое самопознание) становится умопостигаемым в первую очередь. Краус услужливо сравнивает роль идеи души, обеспечивающую умопостигаемость, с ролью идеи целесообразности, без которой мы не смогли бы познать определенный кусок материи как организм (173).

Это инновационное решение знакомой проблемы. Однако оно недостаточно подтверждается текстовыми свидетельствами. Насколько мне известно, Кант никогда не делает ни малейшего указания на то, что идея души играет роль замещающей схемы категорий. Он действительно говорит, что идея разума является «аналогом схемы чувственности» (A665/B693), замечание, на которое Краус в значительной степени опирается, защищая свое прочтение. Тем не менее, тот же отрывок ясно показывает, что идеи аналогичны чувственным схемам в этом смысле: идеи опосредуют многообразие эмпирические понятия и — идея систематического единства , так же как схемы опосредуют многообразие эмпирических созерцаний и категорий . Что Кант , а не говорит (здесь или в другом месте), так это то, что идеи разума опосредуют вторую пару представлений. Более того, настаивать на том, что они существуют, противоречило бы утверждению Канта о том, что «рассудок составляет объект для разума, точно так же, как чувственность — для рассудка» (A664/B69).2) и что «чистый разум оставляет рассудку все, что относится непосредственно к предметам созерцания [. . . .] Он оставляет за собой только абсолютную тотальность в употреблении понятий» (А326–27/В383).

Далее, трудно уловить, как идея души, учитывая тип ее представления и ее репрезентативное содержание, может выполнять ту роль, которую Краус приписывает ей. Трансцендентальные идеи, по Канту, являются самими категориями, поскольку они «[свободны] от неизбежных ограничений возможного опыта» (А409)./B435; ср. А320/В377). Если проблема, которую мы пытаемся решить, состоит в том, как определенные категории могут быть применены к внутренним интуициям, то неясно, как решить проблему введением другого понятия, которое само выводится из категорий (идея души также должна быть применена). к внутренним интуициям, поскольку мы должны, согласно Краусу, концептуализировать эти интуиции как представляющие «части ментального целого»). Кроме того, для идей состоять в категориях, вынесенных за пределы опыта, означает, что мы выводим идеи, беря «синтетическое единство» опыт и расширение его «вплоть до абсолютно необусловленного» (A326/B383). Являясь понятиями абсолютного синтеза, идеи «рассматривают все эмпирических познаний как определенные через абсолютную совокупность условий» (А327/В384, курсив добавлен). Если каждая трансцендентальная идея, по Канту, предполагает определенного рода опыт (например, внутренний опыт), единство которого она представляет как безусловное, то она сама не может быть условием возможности такого рода опыта.

По своему содержанию идея души представляет собой понятие ноуменальной сущности (простой мыслящей субстанции). Это ставит вопрос о его релевантности для эмпирического познания себя как явления. Как понятие ноуменальной души может заменить эмпирическое понятие феноменального мыслящего существа, которого нам не хватает? Краус приводит некоторые аргументы против точки зрения, которую она называет «ноуменальной» интерпретацией, согласно которой идея души «относится» к ноуменальной основе внутренних проявлений (188). Однако целью этих рассуждений является точка зрения, утверждающая объективно правомерное применение идеи души к вещи в себе и, таким образом, ее правомерность.0003 конститутивное использование (189). Отказ Крауса от этой точки зрения не устраняет того факта, что идея души остается концепцией ноуменальной сущности (именно это и есть идея из ) даже при регулятивном использовании. Но если вопрос состоит в том, как мы приходим к представлению феноменальной субстанции (или ее «аналога») во внутреннем опыте, то не очевидно, как представление о себе (аналогически или иным образом) в соответствии с идеей ноуменальной души мы в лучшем положении, чтобы сделать это. Возможно, у Крауса есть способ решить эту и другие проблемы, о которых я рассказал в этом обзоре. Я надеюсь, что она вернется к некоторым из этих вопросов в своих будущих работах.

Изобретательные подходы Крауса к извечным проблемам интерпретации Канта столь же наводят на размышления, сколь и смелы. Одно из достоинств этой книги заключается в разнообразии, глубине и оригинальности вопросов, которые она вызывает. Поднимая и помогая нам сформулировать эти вопросы, он открывает новые пути для нашего размышления — о философии Канта в целом и о природе личности. Никто из тех, кто интересуется этими важными темами, не может позволить себе игнорировать эту книгу.

ССЫЛКИ

Клемм, Хайнер. Канц Философия предметов . Гамбург: Майнер, 1996.

Краус, Катарина. «Душа как« Руководящая идея »психологии: Кант о научной психологии, систематике и идее души». Исследования по истории и философии науки, часть A 71 (2018): 77–88.

Краус, Катарина. «Соотношение и несоответствие между внутренним и внешним опытом у Канта». Кантианское обозрение 24, вып. 2 (2019): 171–95.

Лонгенес, Беатрис. Я, я, мое: назад к Канту и обратно . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2017.

.


[1] Яркими примерами предыдущих попыток являются Klemme (1996) и Longuenesse (2017).

[2] Это следствие также трудно согласовать с утверждением Крауса о том, что эти определения возникают из логического использования понимания (133).

[3] Обратите внимание, что это текстовое свидетельство также говорит против точки зрения Крауса о том, что идея души функционирует как высшее родовое понятие психологии (235ff.).

Существенное самопознание | Самопознание для людей

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСамопознание для людейЭпистемологияФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСамопознание для людейЭпистемологияФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Кассам, Квасим, «Существенное самопознание», Самопознание для людей (

Oxford , 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 декабря 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780199657575.003.0003, по состоянию на 29 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСамопознание для людейЭпистемологияФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСамопознание для людейЭпистемологияФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Тривиальное самопознание далеко от того, что нефилософы признают самопознанием. Тривиальное самопознание отличается от субстанциального самопознания ссылкой на десять условий. Эти условия дают приблизительное представление о видах соображений, которые имеют отношение к определению того, является ли конкретный вид самопознания тривиальным или существенным. Утверждается, что разница между тривиальным и существенным самопознанием заключается в степени. Примеры существенного самопознания включают знание собственного характера, ценностей, способностей, склонностей и эмоций. Знание того, что делает человека счастливым и почему его отношение именно такое, является еще одним примером существенного самопознания. Существует множество путей к существенному самопознанию, и его ценность легче объяснить, чем ценность тривиального самопознания. Существенное самопознание имеет для нас значение в отличие от тривиального самопознания.

Ключевые слова: существенное самопознание, тривиальное самопознание, характер, ценности, способности, склонности, эмоции

Предмет

Эпистемология Философия разума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *