Самопрезентация это в психологии – Самопрезентация — Википедия

Содержание

Самопрезентация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самопрезентация (с лат. – «самоподача») – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе [1].

Понятие «самопрезентации» является объектом изучения множества наук: психологи подчеркивают ее направленность на появление желаемой субъектом самопрезентации реакции путем вызывания у объекта воздействия заданного спектра эмоций. Социологи подчеркивают необходимость самопрезентации в целях составления окружающими полного и достоверного образа самопрезентующегося. При этом, говоря о достоверности и возможной идеализации образа, важна степень приближения и стремлениям к указанной идеализации. [2].

В качестве основной функции самопрезентации американский социолог И. Гофман называет определение характера социальной ситуации с учетом возможности регулирования большинства социальных взаимодействий. За счет использования самопрезентации происходит эффективное принятие социумом личностных ролей субъекта воздействия и их взаимодействия [3]. Характер самопрезентации может меняться в зависимости от обстоятельств или целей субъекта самопрезентации. Благодаря анализу данного понятия И. Гофманом, самопрезентация стала выступать в качестве предмета социально-психологических исследований.

Самопрезентация выступает в качестве важной части навыков общения, используемых различными субъектами в целях формирования определенного образа в сознании других людей для дальнейшего получения материальных и социальных выгод. Использование самопрезентации может осуществляться в различных условиях: от общения с незнакомыми людьми на улице до встречи с высокопоставленными партнерами.

Самопрезентация бывает двух видов:

— природная, называемая природным распределением,- свойственна всем индивидам и характеризующаяся не надуманностью процесса и естественностью. В результате природной самопрезентации происходит определение человека в системе общественного сознания. Отличительными особенностями самопрезентации данного вида является невозможность контроля и корректировки, что можно расценить в качестве недостатка природной самопрезентации в силу неизвестности характера произведенного эффекта.

— искусственная самопрезентация, в рамках которой применяются специально наработанные навыки представления себя,со спланированным результатом. Главной целью искусственной самопрезентации является формирование положительного отношения со стороны значимых для субъе

ru.wikipedia.org

Самопрезентация | Блог 4brain

Мы все хотим достигать новых вершин и быть успешными, если, конечно, у нас есть цели и желание осуществить свои мечты. Естественно, путь у каждого разный: кто-то поднимается по карьерной лестнице, кто-то занимается своим бизнесом, кто-то выбирает «свободный полет» и учится зарабатывать и реализовывать замыслы, ни от кого не завися. Но, так или иначе, почти в любой сфере нам нужно уметь грамотно и эффективно (и даже эффектно) представляться перед другими людьми.

Устраиваясь на работу, знакомясь с потенциальными партнерами и вообще с людьми, которые нам интересны и от которых можем и хотим получить какую-то выгоду (думаем, вы согласитесь с нами, что таких ситуаций в жизни предостаточно, и скромничать не стоит), мы должны уметь создавать о себе правильное впечатление – такое, какое нужно именно нам. Оно позволяет влиять на людей, побуждать их к определенным действиям и т.д. И для создания такого впечатления, пожалуй, лучшим способом служит самопрезентация.

«Естественная» и «искусственная» самопрезентация

Любопытно то, что самопрезентации мы проводим буквально каждый день своей жизни. Несмотря на то, что об этом мы можем даже не подозревать, проекты презентации себя уже заложены в нашем подсознании. Так, подбирая для себя имидж, надевая ту или иную одежду, проявляя конкретные манеры и стиль общения, мы претворяем эти проекты в жизнь.

Этот феномен называется «естественной самопрезентацией», т.к. мы реализуем ее на автомате. Однако далеко не всегда она эффективна, а потому требует коррекции с помощью наших собственных усилий. Такая самопрезентация – осознанная, спланированная, подчиненная конкретному алгоритму – это «искусственная самопрезентация». И вот как раз ей должен овладеть каждый, кто ставит перед собой задачу научиться классно преподносить себя.

Важность навыка самопрезентации

В процессе общения с другими людьми мы всегда стараемся продемонстрировать себя как можно лучше. И это не мудрено, ведь живое общение рассказывает о человеке намного больше, нежели тысячи заполненных анкет или банальное перечисление своих положительных качеств.

Когда вы взаимодействуете с каким-то человеком, в особенности, если этот человек профессиональный интервьюер или, к примеру, менеджер по персоналу, ваш образ мышления, умение рассказать о себе и манеры – это то, на что он обратит свое внимание в первую очередь. И основная задача самопрезентации состоит в том, чтобы показать себя целостной и взрослой личностью.

Конечно же, всегда нужно помнить о том, что эффективным подспорьем к самопрезентации являются адекватный ситуации внешний вид, уместное поведение, тактичность, грамотность и уверенность в себе, а также следование правилам этикета. Поэтому в любой ситуации, когда вы знаете, что вам предстоит рассказать о себе кратко, постарайтесь заблаговременно позаботиться об этих вещах, и надлежащим образом подготовиться. Остальное – дело техники.

Подготовка – залог успешной самопрезентации

Началом любого общения служит знакомство, и от того, насколько хорошо оно прошло, будет зависеть все общение в дальнейшем. Если вы устраиваетесь на работу, и знаете, что ваша кандидатура будет выставлена на конкурс; если вы беседуете с перспективным заказчиком, для которого в дальнейшем будете разрабатывать дизайн сайта; если поступаете в престижный международный вуз и т.д. – нужно иметь в виду, что все это часть вашей жизни, а потому на стоит судорожно грызть ногти или начинать курить одну за одной.

Все, что нужно сделать накануне предстоящего знакомства, – это продумать наиболее подходящий вариант преподнесения информации о себе. Для этого нужно в деталях проработать все сведения, касающиеся предмета будущего разговора. Ваш рассказ о себе должен быть продолжительностью всего в несколько минут, но в него нужно умело включить все, что касается вашего опыта и личных достижений. Мы рекомендуем составлять структурированный план рассказа и писать короткие сочинения о себе.

Имейте в виду, что внимание должно быть акцентировано на конкретных фактах, а не на пространных размышлениях. Первостепенные факты, как и следует понимать, имеют первостепенное значение. Не менее полезно побродить по интернету, чтобы понять, что является наиболее ценным для человека или группы людей, с которыми предстоит общаться. Полученная информация может послужить основой самопрезентации, дополненной фактами из вашей личной и профессиональной жизни. Также не будет лишним познакомиться с дополнительными материалами:

Навык представления себя важен и для студента, и для специалиста, и для бизнесмена, и для фрилансера. И от того, насколько тщательно вы будете готовиться и прорабатывать структуру своего рассказа, зависит ваш успех уже в полевых условиях. Кстати, на эту тему есть одно небольшое видео от тренера по ораторскому искусству Дмитрия Бузовского.

Но подготовка – это далеко не гарантия удачного представления себя, и нужно знать, как профессионально продемонстрировать лучшие черты собеседнику, чтобы серьезно повысить свои шансы на успех. В этом вам помогут семь золотых правил самопрезентации.

7 золотых правил самопрезентации

Встреча назначена, вы к ней подготовились, и наступает момент икс – когда долгожданная, но волнующая самопрезентация становится не чем-то, маячащим на горизонте, а реальностью. Первым делом нужно правильно эмоционально настроиться: поверить в свои силы и успех и «включить» уверенность в себе.

Что касается конкретно поведения, то здесь есть несколько основных критериев:

  • Категорически нельзя опаздывать на встречу
  • Поставить телефон на беззвучный режим
  • Проявлять доброжелательность
  • Поддерживать и грамотно вести диалог
  • Проявлять сдержанность
  • Ни в коем случае нельзя кричать или быть излишне эмоциональным
  • Рассказывать о себе кратко и по делу

Чуть позже мы приведем образец самопрезентации, в котором тоже будут перечислены важные нюансы, а пока остановимся на наших семи золотых правилах.

Правило первое – первые 7 секунд

Соблюдение этого правила поможет вам сформировать о себе правильное первое впечатление. Помните, что человек (аудитория) начнет вас оценивать, как только вы окажетесь в поле его (ее) зрения. Чтобы показать себя достойно, нужно контролировать осанку и не сутулиться, держать голову прямо, а плечи – расправленными. Взгляд и голос должны быть уверенными, а рукопожатие – крепким. В принципе, этого достаточно, но есть и несколько психологических хитростей, о которых можно почитать в нашей статье «Как произвести хорошее впечатление».

Правило второе – первые 30 секунд

Второе правило позволит вам расположить собеседника к себе. Его суть ­– в простейших вещах. Во-первых, на вас должна быть одежда, соответствующая принятому дресс-коду и ситуации. Для любого человека (студента, предпринимателя, бизнес-тренера и т.д.) оптимальным вариантом станет деловой стиль: туфли, брюки (деловая юбка), рубашка (галстук – не обязателен), пиджак. Не стоит надевать на себя лишние аксессуары – вполне хватит часов, обручального кольца и/или сережек.

Во-вторых, ваша одежда должна быть наглаженной и чистой, туфли – начищенными, дыхание – свежим. Не возбраняется пользоваться хорошим парфюмом. И, в-третьих, начав говорить, следите за тембром своего голоса: важно, чтобы вы не хрипели, не кряхтели, не «писклявили» и т.д. Все эти вещи позволят дополнить образ, сложившийся у человека за первые семь секунд, и станут демонстрацией того, что с вами стоит вести беседу.

Правило третье – грамотный рассказ о себе

Самопрезентация, пример которой мы приведем в конце статьи, наглядно покажет вам, как и что следует говорить, а пока укажем на теоретические основы.

Повествование на тему своей личности, как ни крути, является проявлением профессионализма. Если вы заблаговременно проработаете небольшую историю о своих умениях, достижениях и опыте (а также составите хорошее резюме при необходимости), то сможете за считанные минуты донести самое важное до собеседника.

Можно оперировать цифрами, датами, процентами и указывать на достигнутые в прошлом результаты и личные достижения. Полезно употреблять совершенные глаголы, такие как «улучшил», «добился», «разработал», «внедрил» и т.д., т.к. они помогут подчеркнуть законченность ваших действий и полученный результат. А для возбуждения интереса к вашим словам уместно рассказать одну-две истории из профессиональной и/или личной жизни.

В заключение вашего повествования у собеседника должно сформироваться о вас представление, как о человеке, с которым стоит иметь дело, который добивается целей, не боится работы; как о человеке, полезном для сотрудничества и даже незаменимом. Более всего это важно, если, например, кандидатуры выставляются на конкурс.

Правило четвертое – невербальные средства общения

Самопрезентация – это не только словесное, но и невербальное общение. Это значит, что при общении с человеком вам нужно контролировать свои жесты, мимику, позы, другим словами – язык тела. Не нужно скрещивать руки или ноги, чересчур активно жестикулировать, постоянно ерзать на стуле, перебирать ручку в руках или грызть губы. Подобные вещи считаются признаком закрытости, нервозности, неумения контролировать себя, неуверенности и неготовности к ведению диалога.

Напротив, прямая осанка, уверенный взгляд, направленный в глаза собеседнику, спокойное поведение, умеренное кивание головой и уместная улыбка скажут о вас совсем иначе. Они покажут, что вам вполне комфортно, что вы быстро адаптируетесь к новым условиям, умеете находить общий язык и не теряете самообладания. А такой человек всегда интересен, и с ним хочется общаться.

Правило пятое – установление контакта

Для успешной самопрезентации важно не только внимательно слушать собеседника, умело преподносить себя и отвечать на вопросы, но и самому проявлять интерес к своему визави. Грамотное общение – это диалог, а это значит, что нельзя зацикливаться на себе. Поэтому нужно задавать вопросы на интересующую тему: например, о компании (если устраиваетесь на работу), учебном заведении (если хотите стать студентом крутого университета), перспективах (если речь о партнерстве) и т.д.

Вопросы, задаваемые вами, помогут создать положительную атмосферу и оптимальный уровень первичного доверия и узнать новую информацию. Многие люди боятся спрашивать о чем-то других, особенно, если они выше по статусу, пользуются большим авторитетом и занимают серьезные посты. Но это неправильно, ведь вы, можно сказать, продаете свои умения и навыки, свой опыт, а значит, и цена должна быть соответствующей.

Правило шестое – ответы на вопросы

Вероятнее всего, презентуя себя, вы столкнетесь с вопросами, и это не должно стать для вас неожиданностью. Чтобы грамотно отвечать, когда вас о чем-то спрашивают, вы в первую очередь должны быть специалистом в той области, о которой идет речь, и разбираться в деталях. Следует избегать голословности, необоснованных суждений и скоропостижных выводов. Хорошие ответы – это ответы четкие и по делу, без лишних подробностей и пространных рассуждений. Если что-то захотят уточнить, вы не останетесь в неведении.

Если вас интересует конкретно тема приема на работу, можете почитать наши статьи (также эти материалы будут полезны и для студентов):

Правило седьмое – завершение презентации

Завершение самопрезентации – это своеобразное заключение сделки. Когда вы презентуете товар или услугу, вы завершаете сделку, подводя клиента к принятию решения о покупке. Точно так же и здесь – вы мотивируете человека иметь с вами дело. Спросите, какие перспективы могут вас ждать, когда ждать звонка, планируется ли новая встреча.

Скажите еще раз несколько слов о том, зачем и почему с вами стоит сотрудничать, какие выгоды собеседник получит, если согласится на это. И, конечно же, не забывайте благодарить людей за уделенное вам внимание, а если общение доставило вам удовольствие, не стесняйтесь это демонстрировать доброжелательной улыбкой и парой приятных слов на прощание.

Мы же с вами пока не прощаемся, но предлагаем немного отдохнуть от чтения и посмотреть интересное видео, где предприниматель Александр Каштанов и психолог Дмитрий Шкарин рассказывают, как выгодно продавать себя на собеседовании.

Надеемся, вы еще больше настроились на позитивную волну, и можете смело идти дальше. И теперь мы хотим познакомить вас с образцом самопрезентации, который вполне может послужить универсальной шпаргалкой на тему того, что нужно и чего не стоит делать, рассказывая о себе.

Образец самопрезентации

Этот образец составлен на примере собеседования при трудоустройстве на работу, но его можно применять и для других ситуаций, ведь любая самопрезентация, как и собеседование, представляет собой встречу и беседу с людьми, общение с которыми преследует определенную цель.

Во время этого общения людям необходимо понять, насколько они подходят друг к другу, устраивает ли их то, что они друг другу предлагают, возможна ли какая-то дальнейшая совместная деятельность. Повлиять на перспективы могут даже, казалось бы, самые незначительные детали. Исходя из этого, есть оптимальный порядок действий для самопрезентации и вещи, которых не нужно делать, рассказывая о себе, ни при каких обстоятельствах.

Порядок действий для самопрезентации:

  • Представьтесь
  • Улыбнитесь
  • Расскажите о себе, своем опыте и навыках
  • Расскажите о своих успехах и достижениях
  • Расскажите о своих целях и устремлениях
  • Объясните, почему вы предлагаете свои навыки и свое время (почему хотите работать именно в этой компании, учиться именно в этом институте, сотрудничать именно с этим человеком и т.д.)
  • Расскажите о том, в чем состоят выгоды сотрудничества с вами (что вы можете дать, почему вы уникальны и т.п.)
  • Поблагодарите за уделенное вам внимание

Если будет необходимость, а ситуация будет располагать к более доверительной беседе (а также, если будут заданы соответствующие вопросы), можно немного рассказать о семье и увлечениях, как проводите досуг и других вещах личного характера. Не забывайте, что в самопрезентацию можно смело включать интересные истории из своего личного опыта.

Кроме того, проводя такую презентацию, вы должны постараться исключить возможные ошибки. Вкратце расскажем о самых распространенных из них.

Основные ошибки в самопрезентации

Всего мы выделили десять главных ошибок в самопрезентации. В некоторой степени мы уже их касались, но сейчас поговорим более конкретно. Вот эти ошибки:

  • Избегать зрительного контакта, т.е. смотреть не в глаза своему собеседнику или аудитории, а бегать взглядом по помещению, смотреть на текст, в окно и куда угодно вообще. Отсутствие зрительного контакта – это признак неуверенности в себе или каких-то скрытых мыслей, что сказывается на самопрезентации отрицательно.
  • Говорить «ни о ком». Например, вы начинаете так: «Мое прошлое место работы – компания «Вася и Ко». Там я был менеджером по персоналу. Менеджер выполняет функции…» и дальше продолжаете о функциях. Но здесь теряется объект презентации, т.е. вы. Нужно делать примерно так: «Я занимался подбором претендентов на разные должности и проводил собеседования. Также я анализировал кандидатов, обсуждал результаты с начальством…» и т.д. Самопрезентация – это рассказ о себе – помните об этом.
  • Применять один и тот же шаблон самопрезентации. Разные ситуации требуют разного подхода: презентовать себя работодателю – это одно, друзьям – это другое, партнеру – третье. В зависимости от особенностей каждого конкретного случая, продумывайте и речь, и манеру поведения, и информацию, которую будете преподносить.
  • Употреблять слишком много отрицательных слов и выражений. Частица «не» воспринимается людьми на подсознательном уровне негативно. Если вы будете вставлять в свой рассказ много «не», вашему собеседнику это не понравится, и он сам, возможно, даже не поймет почему. Продумывайте повествование так, чтобы в нем не было отрицательных высказываний, и общаться станет намного проще.
  • Использовать закрытые позы. Мы уже упоминали о невербальных средствах общения. Скрещенные руки и т.п. – символ закрытости, защиты и неуверенности. Это признак нервозности и страха. Используя подобные жесты и позы, вы обрекаете себя на провал, поэтому стремитесь к открытому общению и применению невербальных сигналов о готовности к нему.
  • Суетиться и много жестикулировать. Об этом мы тоже говорили, но все же напомним. Такие проявления как ерзанье на стуле, кручение ручки, сгибание скрепок, наматывание волос на палец и т.д. служат признаком нервозности, суетливости, спутанности мыслей. Причем такие проявления могут иметь место, даже если мы этого не замечаем. Будьте внимательны к тому, что делаете, когда презентуете себя.
  • Не понимать цели самопрезентации или вовсе ее не ставить. Если нет цели, речь и действия становятся бессмысленными, т.к. не имеют четкого направления. Отсюда и неловкие движения, и неудобные паузы, и мандраж. Слушать такого человек не очень приятно. Но чтобы этого избежать, нужно просто ясно понимать, ради чего устраивается самопрезентация, и какого результата вы хотите достичь.
  • Игнорировать потребности собеседника или аудитории. Еще перед началом самопрезентации вам желательно узнать, что интересно тому или тем, перед кем вы предстоит выступать, чем вы можете ему или им помочь, в какой форме лучше преподнести информацию о себе. И тут вновь речь о разных категориях людей – самопрезентация для студента и презентация для преподавателя (или кого-то другого) – это две разные вещи.
  • Приукрашивать информацию. Все, что вы говорите, должно соответствовать реальному положению дел. Рассказывая о себе, не говорите о том, чего не знаете, чего не было, чего не происходило с вами. Даже если вы сможете добиться первоначально успеха, применяя такую тактику, в дальнейшем все в любом случае встанет на свои места. Нужно просто знать о своих преимуществах и умело их преподносить.
  • Не реагировать на то, что происходит в процессе самопрезентации. Когда вы рассказываете о себе, оставайтесь внимательны и к собеседнику или аудитории. Если чувствуете, что собеседник утомился, сделайте перерыв, если видите, что ему стало плохо, узнайте, все ли в порядке и т.д.

Возьмите на заметку также несколько вещей, которых не следует делать в процессе самопрезентации:

  • Не стоит затрагивать негативный опыт (на старой работе, с бывшими коллегами, в прошлой компании и т.д.)
  • Не стоит отрицательно отзываться о людях (бывшем начальнике, коллегах, клиентах и т.д.)
  • Не нужно отвечать на телефонные звонки
  • Нельзя торопить собеседника и указывать на нехватку времени
  • Не рекомендуется отвечать на вопросы фразами типа: «Я не знаю», «Мне трудно решить», «Я не могу» и т.п.
  • Не нужно делать или говорить что-то, что может указать на ваш непрофессионализм и некомпетентность
  • Не стоит говорить о том, что вы нервничаете или чувствуете себя не в своей тарелке
  • Ни в коем случае нельзя ругаться, кричать, скандалить, даже если вам что-то показалось неприятным или оскорбительным
  • Не нужно рассказывать о своих проблемах или сложных семейных обстоятельствах (давить на жалость, оправдываться)
  • Не следует бояться задавать вопросы и отмалчиваться
  • Если речь о трудоустройстве, то нежелательно спрашивать об отпуске и перечне предоставляемых льгот, указывать на неподходящий график, интересоваться, что бывает за опоздания или прогулы, а также говорить о том, что прием на эту работу для вас – вопрос жизни и смерти

И в качестве заключения и небольшого дополнения к вышесказанному приводим довольно простой, но очень хороший пример самопрезентации, в котором нет ничего лишнего, но есть все необходимое.

Пример простой самопрезентации

Давайте снова возьмем ситуацию с трудоустройством. Представьте, что вы – работодатель. Вы приглашаете в свой кабинет кандидата на свободную должность. Самопрезентация хорошего кандидата будет выглядеть примерно так:

­– Добрый день. Меня зовут Владислав Игнатьев. Я занимаюсь программным обеспечением. В этой сфере я работаю уже десять лет. Недавно я прошел несколько курсов повышения квалификации.

Окончил политехнический университет. Несмотря на то, что туда я пошел по настоянию родителей, со временем обучение там стало мне очень интересно, и изучению разработки ПО я стал посвящать все свободное время.

Я разбираюсь в методологии тестирования и практик тест-дизайна, знаю языки программирования Java, Python, PHP. Свободно работаю с TFS, SNV и другими системами контроля версий, а также с системами баг-трекинга.

На прошлом месте работы я проводил и автоматизировал тестирования, работал в одиночку и команде, в деталях изучил несколько систем управления проектами, такие как Kanban, Scrum, Agile, PRINCE2 и еще несколько.

Вы, наверное, хотите узнать о моих сильных сторонах, поэтому я сразу скажу, что люблю решать проблемы и с удовольствием это делаю, умею мотивировать и дисциплинировать себя сам. Могу эффективно работать один, но прекрасно работаю и в команде, в том числе и в роли руководителя. Легко нахожу общий язык с людьми, быстро адаптируюсь к изменениям.

Что касается моих слабых сторон, то я не хотел бы о них говорить, хотя они, конечно же, как и всех, есть и у меня. Тем не менее, я всегда за саморазвитие, обучение и улучшение своих личных качеств и профессиональных навыков. Всегда стремлюсь к самосовершенствованию.

Первостепенная задача для меня – это приношение пользы людям вообще и компании, где я работаю, в частности. Сюда же могу отнести карьерный рост. А если говорить о долгосрочных целях, то я был бы рад стать одной из причин, по которым ваша компания продолжит достигать успехов и оставаться лидером на рынке. Работать с вами мне было бы очень интересно.

Думаю, что на этом хватит обо мне. Благодарю за возможность рассказать о себе.

На такую самопрезентацию у вашего кандидата уйдут считанные минуты, а вы, вероятнее всего, запомните его как минимум на несколько часов, особенно, если он не допускал ошибок и придерживался рассмотренных правил.

Как видите, в самопрезентации нет ничего запредельного и суперсложного. Важно лишь уяснить суть и немного попрактиковаться. Тогда и успех станет ваш верным спутником, чего мы вам искренне и желаем. Будьте успешны и добивайтесь целей!

4brain.ru

Самопрезентация: как преподнести себя и произвести нужное впечатление

Фильм «Святоша»

Неуверенность разрешается, если после нее человеку есть что показать.
скачать видео

Самопрезентация — это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.

Как улучшить навык самопрезентации?

Очень важным в самопрезентации считается язык тела. Очень много информации о человеке можно почерпнуть исходя из невербальных сигналов: мимики, жестов, телодвижений. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на стул, скажет окружающим о вас очень много. Грамотный собеседник по вашей позе всегда сумеет определить, говорите вы правду или лукавите, мандражируете или ведете себя нагло, готовы к действию или вам все надоело. Для того чтобы научиться правильно держать себя достаточно пары репетиций перед зеркалом, правильного дыхания и внутреннего спокойствия.

​​​​​​​Не забудьте о таких важных деталях, как одежда, аксессуары, прическа. Собираясь куда-либо, нужно очень точно оценить ту обстановку, которая вас ожидает, и предугадать впечатление, которое вы можете произвести. Не обязательно облачаться в дорогие костюмы, но очень важно выглядеть опрятным. Например, обувь опрятна или стоптана? Аккуратность в одежде очень часто ассоциируется с опрятностью в делах (смотри Имидж, Стиль).

Для благоприятной оценки окружающих важно научиться мизансценироваться в пространстве, соблюдать правильную дистанцию в общении. Существует несколько пространственных зон, правильно располагаясь в которых, можно «успокоить» собеседника, вызвать его положительную реакцию. Различают интимную зону (до 45 см), в которую разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с человеком. Личная зона (от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Это дистанция приемов и официальных вечеринок. Социальная зона (от 120 до 400 см) — расстояние, на котором лучше всего общаться на официальных встречах с посторонними людьми. Зона публичная (более 4 м) удобна при общении с большими группами людей; и выступающему, и слушателям комфортнее воспринимать друг друга с этой дистанции (cмотри Персональное пространство).

Темп и манера речи, громкость голоса, интонация и четкость произношения — это то, на основании чего мнение о вас сложится в первые минуты разговора. Важно контролировать темпоритм своей речи. Без излишней экспрессии. Восприятие быстрой и размеренной речи — различно. Если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, не торопитесь и не тараторьте. Однако, с другой стороны, быстрая речь воспринимается более убедительно, поэтому в особо важных моментах лучше ускорить ее темп. Говорить лучше весомо и уверенно — как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его невнятным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, смягчающими речь. Например, «достичь определенных успехов» вместо «стать лидером», «не очень рад» вместо «разозлился». Создают впечатление неуверенности и слова: «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем подобным образом, складывается мнение как о человеке слабом, непригодном для серьезной и ответственной работы. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания вроде «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я — человек новый». Если хотите проверить, как вы умеете вербально преподносить себя, запишите собственную речь, а затем прослушайте запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.

Самое лучшее впечатление производит искренние слова и естественное поведение, но только при одном условии — если вы человек достаточно воспитанный. Если воспитанность — не самая ваша сильная черта, некоторое время лучше вести себя как принято, а не как вам хочется и привычно.

Помимо внешних признаков, нужно обязательно работать над содержательной частью своего мироощущения. Даже если вы выработаете стиль и будете соблюдать все условия эффективной самопрезентации, при этом мало понимая, что же вам, собственно, нужно от других, и не умея это ясно выразить — успеха добиться вам вряд ли удастся. Содержательной частью вашего мироощущения может быть, например, способность брать на себя ответственность​ за свои действия, привычка ставить себе задачи и выполнять их, ориентированность на результат (смотри результатник).

www.psychologos.ru

Виды и формы самопрезентации

Основные виды самопрезентации

Определение 1

Самопрезентация – это средство формирования собственного образа, демонстрация своей личности перед окружением. Также это управление впечатлением, которое выступающий производит на слушателей.

Основная задача такого личного представления – это привлечь интерес публики и побудить ее к определенным действиям.

Выделяют два вида самопрезентации: природная и искусственная. Первый тип свойственен всем людями и закладывается с самого рождения. Появившийся на свет ребенок уже личность со своим темпераментом, потребностями и желаниями. Некоторые черты и особенности характера передаются по наследству генетически, другие появляются в результате обучения и развития.

Недостатком природной самопрезентации считается невозможность контроля. Процесс не поддается регулированию и корретировке. Человек не выбирает, будет ли самопрезентация положительной или отрицательной.

Искусственную самопрезентацию можно контролировать. Она создается с целью завоевания приверженности целевой аудитории. Такой вид представления личности заранее подготавливается, может осуществляться отдельно или в дополнении к природной самопрезентации. Элементы искусственной самопрезентации позволяют завуалировать негативные моменты природного вида, и превратить их в достоинства выступающего.

Выделяют и другие типы самопрезентации:

  • Подстраивание под окружающий людей. Это сложная, но реализуемая техника. При знакомстве с аудиторией, необходимо узнать ее интересы, темы для бесед, особенности поведения и манеры. Это позволяет почувствовать будущих слушателей, найти с ними точки соприкосновения, а потом и влиться в компанию.
  • Лидерство, доминирование и авторитет. Это методика намного труднее предыдущей и требует особых знаний и умений от выступающего. Человек должен владеть ситуацией, имеет профессиональные навыки оратора и последователя. Он должен уметь «продавать» свои идеи и убеждения, заинтриговывать аудиторию и побуждать ее к действиям.

Формы самопрезентации

Благоприятное впечатление на аудиторию в процессе самопрезентации может происходить в рамках делового и личного общения. В первом случае важно раскрыть свои профессиональные навыки и умения, показать себя достойным специалистом, способным на дальнейшее развитие и рост. Личная презентация – это представления человека как индивидуума. Это демонстрация личных качеств, которые способствуют профессиональному развитию: ответственность, коммуникабельность, креативность, исполнительность и др.

Самопрезентация имеет две формы:

  1. непосредственная – лицом к лицу к собеседника;
  2. опосредованная – с помощью определенных средств.

Первая форма самопрезентации считается традиционной. Это выступление в рамках деловой беседы, собеседования, на пресс-конференциях и других мероприятиях.

Во втором случае выступающий использует определенные средства: визитные карточки, автобиографию, портфолио, резюме.

При обеих формах самопрезентации необходима тщательная подготовка. Это выбор и обустройство помещения (в случае организации деловой встречи или проведения пресс-конференции) и обязательная репетиция речи.

Исследования показывают, что наибольшее влияние на публику оказывает не информация по предмету выступления, а личный контакт. Второго шанса оказать положительное впечатление на аудиторию не будет.

Замечание 1

Лучшей формой самопрезентации считается публичное выступление. Удачное выступление значительно повышает авторитет человека. Профессиональными ораторами не рождаются, это результат многолетних тренировок, удачных и неудачных выступлений. При этом эксперты рекомендуют создавать зрительный контакт с публикой, т.е. не использовать написанный на бумаге текст. Это должен быть живой диалог.

Способы самопрезентации

Каждый человек с рождения стремиться управлять впечатлением другим людей. От природы у людей есть потребность в одобрении, избегают конфликтов и стараются показать себя с лучшей стороны. Каким будет первое впечатление, зависит от целей коммуникационного процесса. В любом случае внешний облик и такие человеческие качества, как компетентность, скромность и честность, высоко ценятся и повышают благоприятное впечатление.

Идеальной самопрезентация никогда не будет, но существуют способы, как предоднести свой образ в общении:

  • «социальная самореклама»;
  • «нерефлексивное самоодобрение»;
  • «греться в лучах чужой славы»;
  • «создание препятствий;
  • «самобичевание»;
  • «похвала противника или оппонента»;
  • «ложная скромность»;
  • «самооборона».

Первый способ направлен на усиление социальной желательности собственного образа в глазах аудитории. Это свойственно людям, обладающих высокой самооценкой и самоуважением, хорошо осознающих свои особенности. Такие личности любят подчеркивать свою успешность, демонстрировать положительное отношение к себе, заниматься усилением своих достоинств и просто получать удовольствие от своего собственного вида.

«Нерефлексивное самоодобрение» — это самоподача, при котором человек на малоосознанном уровне сам себя хвалит и дискредитирует других. Таким образом, люди показывают преобладание эмоциональных суждений о своей личности, прикрашивают собственное «я», не замечают недостатков.

Часто люди любят хвастаться знакомством со знаменитыми и высокопоставленными людьми. Это не всегда является правдой, но отлично работает при общении и установлении контактов с людьми.

Для избегания негативных впечатлений и осуждений, люди придумывают себе препятствия. Смысл такого способа – это защита своего образа, поднятия самооценки и социального имиджа.

Самобичевание или самоуничтожение используется для того, чтобы предрасположить людей в пользу своего «Я». Многие люди склонны сочувствовать и сопереживать.

Похвала противников или оппонентов, еще и на публике – это самая выигрышный способ привлечения к себе внимания. Но для положительной оценки необходимо подготовить почву.

Использование ложной скромности допустимо при присутствии более скоромного человека. Главное не переборщить, скромность еще может быть следствием неуверенности в себе и своих силах.

Самооборона применяется, когда существует недовольство самим собой при раздражении в адрес других. Человек находится в состоянии напряжения и ждет негатива в свою сторону. В отличие от других способов в этом случае субъект самопрезентации не стремится приукрашивать свое «я», недостатки превращать в достоинства. Он просто доказывает, что он хороший без всяких эмоциональных украшений.

spravochnick.ru

Феномен самопрезентации личности в психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

И.А. Журавлева

ФЕНОМЕН САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ THE PHENOMENON OF SELF-PRESENTATION IN INDIVIDUAL PSYCHOLOGY

Аннотация: в данной статье дается описание явления самопрезентации. Раскрываются различные подходы к пониманию изучаемого феномена. Делается попытка сформулировать авторское понимание самопрезентации, а также делается попытка выделить особенности самопрезентации на разных этапах онтогенеза.

Ключевые слова: самопрезентация, личность, самопрезентация личности на разных этапах онтогенеза.

Abstract: this article describes the phenomenon of self-presentation. It reveals different approaches to understanding this phenomenon. The author also makes an attempt to formulate her own understanding of self-presentation as well as identifying the main changes in the characteristics of self-presentation in various stages of ontogenesis.

Keywords: self-presentation, personality, self-presentation of personalite in various stages of ontogenesis.

Возрастная психология и психология личности стремятся к объективному исследованию особенностей развития личности на разных этапах онтогенеза. Изучение самопрезентации личности позволяет проследить развитие личности на разных этапах онтогенеза, а также проследить динамику средств предъявления личности в обществе.

Проблема самопрезентации в Античности

Исследование проблемы самопрезентации и предъявления сторон индивидуальной личностной характеристики, предъявление образа субъекта имеет свои корни в философских идеях, а именно в идеях Платона и Аристотеля. В идеях Платона четко прослеживается интерес к проблемам самовыражения субъекта в образе, в основе которого лежит стремление к самопознанию, самосовершенствованию, причем такое «самопознание достигается субъектом благодаря восприятию его образа другим субъектом, через «отражение» его в этом субъекте, к чему и сводится содержание субъект-субъектного взаимодействия между субъектом-прообразом и субъектом, воспринимающим образ» [17, с. 17]. В контексте данной идеи процесс создания образа субъекта рассматривается с позиции активной, творческой, целенаправленной деятельности отображаемого в образе субъекта, в результате которой создается образ, адекватный своему создателю-прообразу, способствующий его самопроявлению, самопознанию, самосовершенствованию.

В идеях Аристотеля отражается интерес к проблематике, связанной с воздействием образа субъекта на воспринимающих его субъектов, закономерностями восприятия образа субъекта и вытекающими из них возможностями социального влияния посредством образов субъектов. В связи с этим, объектом исследований мыслителей являются образы субъектов, создаваемые не столько с целью адекватного самовыражения, самопознания, самосовершенствования, сколько с целью произвести то или иное определенное впечатление на воспринимающего субъекта и, тем самым, оказать воздействие на его поведение [17, с.18]. Такой образ не обязательно должен быть полностью адекватным отображаемому субъекту.

Самопрезентация как способ выражения образа субъекта

Первым исследователем, в трудах которого получает должное развитие идея самопрезентации, был У. Джемс. Он рассматривал глобальное, личностное Я как двойственное образование, соединяющее в себе Я-сознающее и Я-как-объект, две

© И.А. Журавлева, 2012

стороны одной целостности, всегда существующие одновременно, причем первая из них представляет собой чистый опыт (Я-сознающее), вторая — содержание этого опыта (Я-как-объект) [12, с. 25]. В связи с этим предъявление себя основывается на том, как человек осознает себя и чувствует, не отводя никакой роли социальному окружению.

Самопрезентация как социальная самость

Опираясь на идеи, сформулированные У. Джемсом, Ч. Кули, умело использует понятие самоощущения, социальной самости, для определения феномена самопрезентации и образа Я. Оперируя понятием «самости», Ч. Кули характеризует его как врожденное и инстинктивное, имеющее эгоистическую природу, претендующее на признание в социальной среде и находящее реализацию лишь в социуме. Сталкиваясь с другими людьми, самость не может не быть социальной [5, с. 17]. Ч. Кули определяет ее как «воинственное социальное стремление, старающееся удержать и расширить свое место в общем потоке стремлений» [5, с. 20], всегда по необходимости связанное «с мыслью о других людях». Самопрезентацию человека Ч. Кули связывает с введенным им понятием «зеркальное Я», которое он определял как представление человека о себе самом, которое складывается под влиянием восприятия этого человека другими людьми: «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение» [5, с. 29]. Ч. Кули полагает, что основой самопрезентации и поведения личности, полагаемой в обществе, является желаемый социумом образ и паттерн поведения.

Самость — формирующая способность человека

В отличие от Ч. Кули, Дж. Мид рассматривает самость не как врожденное ощущение, а как самосознание человека, то есть формирующуюся способность. Формирование самости происходит благодаря принятию человеком ролей других людей. Это происходит, в частности, в игре или в кооперативных процессах общества. Взаимное приспособление людей, входящих в социальную группу, достигается во многом «благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах; причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ — иными словами, он может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать [10, с. 75].

Самопрезентация как общение

Работая над проблемой общения, Б.Ф. Ломов отмечал, что человек определенным образом презентуя в общении свои индивидуальные характеристики одновременно «цементирует» свои качества и в тоже время развивает самого себя [7, с. 77]. Отводя общению не менее значимую роль, В.Н. Панферов акцентирует внимание в большей степени на функциональной стороне явления, и определяет как «процесс социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия друг с другом» [11, с. 20]. Содержательно раскрываются функции процесса самопрезентации в пяти стадиях общения при первом контакте незнакомых между собой людей, в котором самовыражение, особенности отношения к партнеру демонстрируются через знаковые атрибуты (одежда, косметика и т.д.), через невербальную коммуникацию, демонстрацию привлекательных черт характера и способностей, обозначение своего статуса [11, с. 99, 121].

Рассматривая проблему самопрезентации в контексте общения, Л.Б. Филонов подчеркивает особую значимость представления своих личностных качеств и проявления их на тех стадиях общения, когда уже накоплена определенная информация об общих интересах, образованы опорные точки общения, возникает потребность в демонстрации определенного типа отношения, потребность совершить свой

уникальный и неповторимый выбор, предъявить социуму свою личность. Самопрезентация возникает в стремлении «…создать о себе такое впечатление, которое порождало бы необходимые отношения как благоприятные условия для достижения поставленных целей» [15, с. 49].

Самопрезентация как способ управления впечатлением

Наряду с Дж. Мидом, отводящим значимую роль социальной среде в самопрезентации личности, Э. Гоффман отмечает, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия [2, с. 17]. Согласно идеям Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами, проявлять необходимую человеку сторону личности. Развивая основные положения гоффманского подхода, М. Снайдер предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого, а также -на свое внутреннее (реальное) «Я», другие — на то впечатление, которое они создают у окружающих (люди склонные к самомониторингу).

Д. Майерс указывает на то, что человек постоянно управляет впечатлением, которое создает. Управление впечатлением осуществляется при помощи самопрезентации, которая понимается как «акт самовыражения и поведения, направленный на то, что бы создать благоприятное впечатление о себе или впечатление соответствующее чьим-либо идеалам» [8, с. 96]. Личность выражает собственное самоопределение, показывает себя как определенный тип, поддерживает собственную самооценку и подтверждает свой образ «Я», тем самым учится управлять производимым впечатлением. Сознательная самопрезентация — это образ жизни и в тоже время — это одна из сторон личности.

Самопрезентация как самоподача

В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам» [16, с. 150]. Подтверждая идеи В.М. Шепеля, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков самопрезентацию рассматривают как перцептивную сторону общения, при этом ими используется термин «самоподача», под которым понимается как «способность живого объекта восприятия вмешиваться в процесс формирования своего образа у собеседников» [4, с. 64]. Подчеркивая направленность процесса самопрезентации на формирование образа, авторы отмечают, что самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознаваемом) направить восприятие партнера по определенному пути. Основой самопрезентаци является интуитивное знание об основных способах социального восприятия. Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков приводят классификацию видов самопрезентационного поведения, выделяя: самоподачу превосходства; самоподачу привлекательности; самоподачу отношения; самоподачу актуального состояния, а также самоподачу причин поведения [4, с. 65-75]. Основанием классификации является выделение основных целей, мотивов, определяющих самопрезентационное поведение человека.

Самопрезентация как представление желаемого образа аудитории

Е.А. Петрова, соглашаясь с мнением С. Шленкера, считает, что самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (самого себя). Тем самым человек учится управлять впечатлениями, которые производит. Он выражает свое самоопределение («самоопределяется»), показывая себя как определенный тип человека [13, с. 45].

Согласно идеям Е.А. Петровой, первостепенная цель презентации — убедить аудиторию действовать в нужном направлении, побудить людей ответить на сообщение на основании психосемиотической компетентности и визуально-коммуникативной рефлексии. Таким образом, были выявлены три основные стратегии самоподачи образа «Я» в общении: самопрезентация — целенаправленное формирование субъектом максимально привлекательного образа; самораскрытие -приближение демонстрируемого образа себя к Я-реальному; самомаскировка -сокрытие своих истинных способностей от партнера по общению [13, с. 111]. Продолжая, Е.М. Кыштымова выявила, что качества человека, предъявляющего свой образ, влияют на характеристики этого образа — выбора семантики и синтаксиса знаков, которые должны быть адекватны внутреннему содержанию, психологическим особенностям личности, и отражать потребности, эмоциональные и интеллектуальные характеристики аудитории, в которой будет представлен образ[6, с. 155-159].

Самопрезентация как манипуляция

Е.Л. Доценко рассматривает управление образами как один из видов манипуляции. Манипуляция в данном случае рассматривается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [3, с. 39]. Реализуя манипуляцию в самопрезентации человек сознательно создает необходимый образ социальной аудитории для достижения поставленных целей, которые оформлены в иерархии мотивов.

Самопрезентация как деятельность по созданию имиджа

Основной способ предъявления имиджа — самопрезентация. Е.Б. Перелыгина называет самопрезентацию деятельностью, направленной на создание имиджа. «Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты. Так же как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» [12, с. 64]. При этом, самопрезентация является не единственным механизмом, используемым для создания имиджа. В процессе самопрезентации не все люди ставят цель создать у других образ своего Я, идентичный своему идеальному Я. Чаще всего они руководствуются более «реалистичной» программой, выдвигая в качестве цели самопрезентации некий символический образ себя для других.

Самопрезентация как одна из форм активности личности

В работах О.А. Пикулевой, самопрезентация рассматривается как «деятельность (активность), как процесс, как поведение, как способ и как способность» [14, с. 87]. Самопрезентация рассматривается как в различной мере осознаваемое и постоянно осуществляемое в межличностном взаимодействии предъявление Я — информации в вербальном и невербальном поведении субъекта взаимодействия с учетом специфики социальной ситуации. О.А. Пикулева отмечает, что социальная ситуация в самопрезентационном поведении является ролевой и субъект самопрезентации имеет определенные самопрезентационные сценарии — поведенческие паттерны к определенным ролям. В основе таких сценариев лежат определенные установки, обусловленные личностными особенностями и ролевыми ожиданиями, а так же насколько значима и знакома социальная ситуация для человека [14, с. 87-88].

Самопрезентация как предъявление индивидуальных личностных характеристик обществу

Определяя самопрезентацию как сознательную активность человека, Н.Е. Веракса уточняет понимание этого явления, характеризуя как «полагание»

индивидуальных личностных характеристик социуму в ситуации неопределенности. Привнося в понимание самопрезентации индивидуальность, это явление еще более наполняется и насыщается, характеризует его со стороны неповторимости, уникальности свойств человека. Б.Г. Ананьев отмечал, что личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глубиной» личности. В то время как В.С. Мерлин определяет целостную характеристику индивидуальных свойств человека как интегральную индивидуальность [9, с. 22.] Интегральная индивидуальность отражает определенную иерархию, взаимосвязь свойств личности, индивидуально неповторимое сочетание свойств личности. Уникальное сочетание индивидуальных личностных характеристик определяют самопрезентацию человека, изменяясь с «возникновением новых связей между индивидуальными свойствами» [9, с. 153]. В.С. Мерлин отмечает, что в новообразованиях личности, характерных для определенных возрастов, выделяются относительно независимые симптомокомплексы, причем с годами они все более дифференцируются и их количество увеличивается [9, с. 158].

Самопрезентация на разных этапах онтогенеза

В процессе самопрезентации, как формы активности личности, человек демонстрирует и проявляет свои особенности. На разных этапах онтогенеза предъявляемые личностные особенности изменяются в связи с развитием самой личности. Впервые особенности самопрезентации, как личностного феномена, мы можем наблюдать на этапе первого рождения личности, когда формируется первый личностный механизм — «соподчинение мотивов», который приходится на дошкольный возраст. Именно в этом возрасте можно наблюдать сознательное социальное поведение, в котором ребенок отстаивает свои интересы, любимые занятия, свои игрушки не всегда социально приемлемым поведением. В младшем школьном возрасте ребенок притязает на признание в учебной деятельности, самопрезентируется, представляя себя представителем той или иной профессии. В подростковом возрасте, когда должным образом развивается рефлексия, являясь важным личностным образованием, человек самопрезентируется во взаимодействии с обществом, притязая на признание референтной группы. В юношеском возрасте самопрезентируются, притязая на уникальность личности в интимных взаимоотношениях, в профессиональной сфере. В зрелом возрасте можно наблюдать изменение самопрезентации в смещении со внешне значимых особенностей на внутреннезначимые, на духовное развитие, когда человек наиболее сильно развивает «глубину» личности. В пожилом возрасте, несмотря на парадоксальность звучания, человек, на наш взгляд, также самопрезентируется в проявлении мудрости, отражая, сохраняя и передавая свой жизненный опыт. Таким образом, самопрезентацию личности можно наблюдать с первого рождения личности в дошкольном возрасте и на всех дальнейших этапах онтогенеза. На каждом этапе онтогенеза особенности и специфика самопрезентации изменяются.

Проведенное исследование феномена самопрезентации в психологии позволяет нам определить его как: 1. одну из форм активности личности; 2. явление, которое можно объективно наблюдать; 3. как личностный феномен, проявляющийся во взаимодействии с обществом, в процессе которого проявляются индивидуальные личностные характеристики.

Литература

1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. — Санкт-Петербург, 2005 . — 322 с.

2. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. — М., 2000. —

304 с.

3. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. — Самара, 2007. — С. 637-703.

4. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990. — 204 с.

5. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. — М., 2000. — 312 с.

6. Кыштымова ЕМ. Психосемиотические основания создания и функционирования индивидуального образа. Имиджелогия — 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. — М., 2006. — С. 155-159.

7. Ломов Б.Ф. Человек и техника. — Л.,1963. — 464 с.

8. Майерс Д. Социальная психология // Перев. с англ. — СПб., 2007. — 794 с.

9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. — М., Воронеж, 2005. — 544 с.

10. Мид Дж. Избранное: Сб. переводов // Сост. и переводчик В.Г.Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. — М., 2009. — 290 с.

11. Панферов В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики. — 2.изд. — СПб., 2002. — 252 с.

12. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002. — 223 с.

13. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М., 2001. — 245 с.

14. Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии. Имиджелогия — 2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии // Под ред. Е.А. Петровой. — М., 2005. — С. 87-88.

15. Филонов Л.Б. Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе. — М., 1992. — 125 с.

16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — Москва, 1997. — 166

с.

17. Яндарова С.В. Имидж личности: содержание, функции и мотивации построения: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 2006. — 196 с.

Т.И. Зиновьева А.В. Богданова

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

TEACHING PUPILS INTONATION EXPRESSIVENESS IN THEIR DIALOGUE SPEAKING: THE WAYS OF SOLVING THE PROBLEM

Аннотация: в статье представлена концепция авторской методики развития интонационной выразительности диалогической речи учащихся, описана программа опытного обучения.

Ключевые слова: диалог, интонация, интонационные и диалогические умения, интонационная выразительность диалогической речи.

Abstract: the article represents the concept of the author’s methodology in developing pupils’ intonation expressiveness of their dialogue speaking and the programme of experimental training is described.

Keywords: dialogue, intonation, intonation and dialogical skills, intonation expressiveness of dialogue speaking.

В настоящее время особую значимость в начальном обучении приобретает вопрос развития диалогических умений учащихся, совершенствования интонационной стороны речи, что обеспечивает эффективность процесса общения (Т.И. Зиновьева,

© Т.И. Зиновьева, А.В. Богданова, 2012

cyberleninka.ru

12.3. Самопрезентация. Психология общения и межличностных отношений

12.3. Самопрезентация

Психологические установки, сформировавшиеся на первом этапе установления взаимопонимания, играют большую роль в общении и на последующих этапах. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Поэтому важным моментом в создании о себе первого впечатления является самопрезентация (самопредъявление, самоподача). Каждый человек, наверное, интересовался тем, какое впечатление он производит на других. Самопрезентация используется как средство достижения определенных целей. При этом одни люди заботятся о том, чтобы произвести нужное впечатление, а другие — нет. Естественно, первые чаще достигают своих целей при общении с другими людьми, чем вторые.

Для того, чтобы произвести на других нужное впечатление, необходимо учитывать законы социальной перцепции (восприятия людей). Тот или иной акцент в одежде, наличие того или иного значка, манера разговора и поведения и т. п. приводят воспринимающих к приписыванию человеку определенных личностных качеств и формированию и оценке его целостного образа. Поэтому и важно учитывать, какой образ себя мы хотим создать, делая акцент на той или иной детали нашего внешнего облика и поведения, с помощью которой будет направляться внимание нашего собеседника по определенному пути. При этом важно учитывать, с каким партнером мы имеем дело и в какой ситуации. Например, модная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих только в том случае, если все остальные будут одеты одинаково немодно.

Одна фирма, специализирующаяся на финансовых расчетах, обратилась с просьбой помочь перспективной сотруднице. Женщина эта блестяще окончила университет и была ведущим налоговым консультантом фирмы. Она прекрасно справлялась с работой до тех пор, пока занималась непосредственно в офисах своей фирмы. Как только она перешла к консультациям в фирмах клиентов, дела резко ухудшились: служащие почти полностью игнорировали ее советы. «Когда я ее увидел, — пишет автор книги „Одежда для успеха“ Дж. Т. Моллой, — все стало ясно. Она была миловидной блондинкой ростом 1 м 50 см, весом 42 кг. В свои 26 лет она выглядела на 16. Я решил заставить ее выглядеть строго и серьезно, насколько это было возможно с ее миниатюрной фигурой. На службе она стала носить темный костюм и контрастирующую с ним белую блузку, легкий шелковый шарф и шляпку с полями. Существенным дополнением были очки в темной оправе. Изменение гардероба принесло успех. Теперь клиенты слушали ее с уважением и вниманием, ее советы принимались как руководящие. Сейчас эта женщина занимает более высокое положение в фирме».

Однако не каждой женщине надо для успеха превращаться, перерождаться из лани в барракуду. Второй пример Дж. Т. Моллоя: «Женщина, занимающаяся заключением торговых контрактов. Рослая, крепкого телосложения, она начала свою карьеру на севере страны, после переезда в южные штаты продолжала носить темные костюмы и большой атташе-кейс. Ее дела на Юге стали идти хуже, хотя никаких изменений, кроме географических, как будто не произошло. После консультации она стала носить костюмы светлых тонов и легкие женские сумки. Этого было достаточно, чтобы она стала мягче, южнее и респектабельнее. В результате она достигла успеха, удовлетворяющего и ее фирму».

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 68.

Классификация стилей самопрезентации имеется у Е. Джонса (E.Jones, 1964, 1990). Он выделил запугивание, ориентацию на пример (образцовое поведение), просительство и инграциацию (заботу о привлекательности собственных личностных качеств с тем, чтобы оказать влияние на другого человека).

Для осуществления стратегии инграциации используются ряд тактик: позитивные высказывания субъекта о самом себе; превозношение персоны, выступающей в качестве цели, с помощью лести, комплиментов и других позитивных подкреплений; проявление к этому субъекту интереса; конформность по отношению к нему; оказание каких-либо услуг.

Использование запугивания присуще субъектам, обладающим определенной властью, полномочиями в лишении каких-либо благ, изменении условий жизни персоны, служащей целью. В данном случае человек, применяющий такой стиль самопрезентации, зачастую угрожает адресату воздействия, чтобы добиться от него требуемого поведения.

Стратегия образцового поведения предполагает демонстрацию моральных достоинств субъекта самопрезентации. Это реализуется благодаря следующим поведенческим тактикам: самоотречению, пренебрежению собственными интересами, борьбе за «правое дело», оказанию помощи.

«Просительство» — это стиль тех, кто не обладает большой властью и предполагает демонстрацию собственной беспомощности и обращение с просьбой к объекту самопрезентации.

Как отмечает Джонс, реализация каждого из данных стилей связана для субъекта с определенным риском. Например, человек, преимущественно демонстрирующий своим поведением стратегию запугивания, рискует прослыть «буйным, слабым, нерезультативным»; придерживающийся инграциации — «льстецом, угодливым конформистом»; стратегии образцового поведения — «лицемером», а просительства — «ленивым, слабым» (вспомните один из рассказов А. П. Чехова, в котором его героиня все время повторяла: «Я женщина слабая, беззащитная»).

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) пишут о самоподаче превосходства, самоподаче привлекательности, самоподаче отношения, самоподаче актуального состояния и самоподаче причин поведения.

Самоподача превосходства. Она связана прежде всего с независимой манерой поведения, выражающейся в резком тоне, с видом человека, не терпящего возражений, не стесняющегося присутствия других людей, в пренебрежении к ним. В Древнем Риме, например, знатные женщины не стеснялись оставаться нагишом в присутствии мужчин-рабов.

Самоподача превосходства может проявляться в манере поведения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти — это тоже явная демонстрация своего превосходства, власти. Зависимые люди обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают в глаза». Если человек говорит непонятно, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т. е. не стремится к тому, чтобы его поняли, а, наоборот, демонстрирует свою ученость, то такое поведение может интерпретироваться как демонстрация интеллектуального превосходства (Argyle et al., 1981). Неприлично громкий разговор, нередко сопровождаемый нецензурными словами, в общественном транспорте молодых компаний и вызывающее их поведение, доходящее до цинизма, — тоже стремление показать свое превосходство, независимость от социальных норм поведения.

Превосходство часто демонстрируется через стоимость, цвет и силуэт одежды («от Кардена», «от Юдашкина»), через пиджак красного цвета, как в недавнем прошлом у «новых русских», и т. д. Наконец, это может проявляться в обстановке общения, например: большие кабинеты начальников с длинной ковровой дорожкой к их столу (символ трудной их досягаемости), массивный стол, кресло с высокой спинкой, как бы подчеркивающие величие, значимость начальника, и т. д.

Что в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь — цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения «строгой», «официальной» и т. п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. Наши исследования, проведенные на разнообразной выборке испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару.

Действительно, с высоким статусом обычно несовместим, например, пиджак типа реглан, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы (нет стрелок) и т. д. И все эти особенности неосознанно фиксируются нами и влияют на оценку статуса.

Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда ахроматическая, черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщенней и чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус.

Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, но и во взаимодействии. Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то «носителя» скорее признают высокостатусным «деятелем искусства», чем человеком низкого статуса.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 24.

Самоподача превосходства имеет большое значение для руководителей, юристов, преподавателей.

Чтобы снять или по крайней мере уменьшить эффект стереотипизации, психологи рекомендуют использовать способ мысленного эксперимента. Надо быстро поменять в своем воображении все те признаки превосходства, которые вам демонстрируют, на противоположные. Например, представить себе этого человека стоящим дома у плиты в переднике и жарящим блины под аккомпанемент ценных указаний супруги. Такие воображаемые сцены помогают быстро сделать восприятие партнера адекватным, т. е. увидеть действительное его превосходство либо его явное отсутствие.

Самоподача привлекательности. Это средство воздействия на партнеров по общению важно практически для каждого человека. Это не просто надевание модного костюма, но и соответствие его внешним данным человека. Это макияж женщин, их нарочитая небрежность в «слежении за собой» — легкая небрежность в одежде, выбившийся из прически локон и прочее.

Самоподача отношения. Очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему. Улыбка, кивок согласия и открытый прямой взгляд помогают наладить контакт с партнером по общению. Однако если на нас смотрят прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой «вызывающий» взгляд интерпретируется скорее как выражение враждебности. Такой взгляд вызывает реакцию избегания.

Подтверждением этому может служить следующий эксперимент. Когда водители автомобилей стояли перед перекрестком и ожидали зеленого сигнала светофора, они подвергались воздействию пристального взгляда либо от другого шофера из стоявшей рядом машины, либо от пешехода, либо на них вообще никто не смотрел. Затем была измерена скорость, с которой водители трогались с места и пересекали перекресток. Оказалось, что после пристального взгляда перекресток пересекался водителями быстрее.

Способы самоподачи отношения делятся на вербальные и невербальные. Вербальные хорошо известны по приемам, используемым подхалимами. Вспомним Чичикова: «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза „ваше превосходительство“, что им очень понравилось» (Гоголь Н. В. Мертвые души // Избранное: В 2 т. — М.: Художественая литература, 1973. Т. 2. С. 266).

Главное в вербальных приемах самоподачи — это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Но для этого при первой встрече надо найти такую тему, по которой имеются сходные точки зрения. Наверное, не случайно люди начинают общение, говоря о погоде.

Невербальные средства, используемые при самоподаче отношения, разнообразны. Это и кивок головы, и прямой взгляд с легкой улыбкой на губах, и поза, расположение тела по отношению к собеседнику. Важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как их расхождение изобличает неправдивую самоподачу говорящего.

Самоподача эмоционального состояния. Этот способ самопрезентации связан либо с намеренным акцентированием своего эмоционального состояния, либо, наоборот, его сокрытием. В первом случае мы надеемся, что наши партнеры адекватно поймут наше поведение. Во втором случае общение бывает затруднено, так как затрудняет понимание наших проблем, а это не способствует установлению взаимопонимания.

Самоподача причин поведения. Вербальными средствами такой самоподачи являются обороты типа «я не виноват, что…», «так сложились обстоятельства…», «я был вынужден…» и т. п. Такая самоподача способствует пониманию нас партнерами.

Многие исследования показывают, что одной из причин ранних разводов является разочарование супругов друг в друге после некоторого периода совместной жизни, когда они обнаруживают, что те качества, которые они предполагали в партнере, на самом деле отсутствуют. Понятно, что это во многом связано с самоподачей. В период добрачного общения влюбленные осознанно или, что чаще, неосознанно пытаются показать себя с лучшей стороны, склонны некритически относиться друг к другу, не учитывают ошибки социальной перцепции и поэтому видят в любимом скорее то, что им хочется, чем то, что есть на самом деле.

«В нашем обществе люди чаще всего вступают в брак с романтическим туманом в голове; обычно они не обращают внимания на черты характера, потребности и цели своего избранника (избранницы). Они вступают в брак с образом, а не личностью. Образ этот частью составлен из их собственных желаний и фантазий (больше всего это похоже на интерпретацию пятен Роршаха), а частью получается в результате сознательной или неосознанной игры партнера. Человек может изображать себя перед другим иным такой личностью, какую, на его взгляд, можно принять и полюбить, однако очень редко это — настоящий образ личности» (JourardS. M., 1961).

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 76.

Заканчивая разговор о самопрезентации (самоподаче), следует указать на то, что в обыденном представлении людей она не очень хорошо оценивается. Это находит отражение в таких выражениях, как «пускать пыль в глаза», «вешать лапшу на уши». Однако Крижанская и Третьяков указывают на то, что самоподача не всегда является, во-первых, преднамеренной, сознательной, и во-вторых — не всегда имеет целью ввести партнера в заблуждение. Действительно, что плохого в том, что человек старается представить себя в наилучшем свете, если это соответствует его внутреннему содержанию как личности? Кроме того, Крижанская и Третьяков отмечают, что самоподача присутствует в любом случае, прилагает человек для этого старание или нет. «Если два приятеля собираются на важный разговор к начальству и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть „соответственно“, а другой презирает такое „подлаживание под ситуацию“ и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый „подает“ официальность, уважение, статус, респектабельность, другой „предъявляет“ независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет» (с. 75).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что такое самопрезентация и зачем она нужна?

Данный материал используется для работы со старшеклассниками в период
профильной подготовки. Ни для кого не секрет, что учащимся 10–11-х классов
предстоит нелегкий период в жизни – поступление в ВУЗ, знакомство с новым
коллективом (а в дальнейшем, по окончании учебного заведения, поиск работы…).
Кроме того, жизнь старшеклассников насыщена выступлениями на
научно-исследовательских конференциях, на различных олимпиадах, конкурсах и т.д.
Все это предъявляет высокие требования к их личности, к умению весьма выигрышно
выглядеть в глазах референтно значимой группы людей. Естественно, такая ситуация
заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания.

Занятие целесообразно проводить в группе наполняемостью 10-15 человек.
Продолжительность занятия 1,5-2 часа.

Вариант знакомства “Кто я”.

Каждый участник на листе бумаги ярким фломастером делает в свободной форме
десять кратких сообщений о себе, каждое из которых, отличающееся от предыдущих,
начинается одинаково: “Я — …”. Далее следует все, что угодно, соответствующее
истине. Это могут быть черты характера, особенности личности, интересы,
биографические данные, разнообразные сравнения себя с кем и с чем угодно в
аллегорической форме и проч. Затем участники прикрепляют эти листы у себя на
груди и, медленно прохаживаясь по комнате, читают написанное. Можно при этом
вводить запрет на разговоры, чтобы повысить накал обсуждения своих впечатлений
после того, как группа вернется на свои места. Центральным моментом в этом
варианте знакомства является обсуждение. Ведущему необходимо быть “озвучивателем”,
“усилителем” каждого высказанного мнения, удивления, недовольства и даже
нежелания говорить.

Вводное слово ведущего.

Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности
в системе внешних коммуникаций (это то, как вы выглядите и что представляете
собой в глазах вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций,
или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города).

Самопрезентация, самоподача, самопредъявление – все эти слова означают, что
человек предъявляет себя аудитории.

Самопрезентация – это умение эффективно и выигрышно подавать себя в различных
ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только
нравится самому себе, но и привлекателен для окружающих.

Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое
впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Что фиксируется при
формировании первого впечатления:

  • внешний облик
  • оформление внешности
  • экспрессия, внешняя выразительность
  • выполняемые действия
  • предполагаемые качества личности.

Очевидно, что любому из нас имеет смысл специально продумывать, как будет
формироваться это первое впечатление, какие акценты уместно расставить в момент
появления перед публикой.

Как улучшить навык самопрезентации? Остановимся на нескольких
ключевых моментах:

Очень важным в самопрезентации считается язык тела. Очень много
информации о человеке можно подчерпнуть исходя из невербальных сигналов: мимики,
жестов, телодвижений. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на
стул, скажет окружающим о вас очень много. Грамотный собеседник по вашей позе
всегда сможет определить, говорите вы правду или лукавите, мандражируите или
ведете себя нагло, готовы к действию или вам все надоело. Для того, чтобы
научиться правильно держать себя достаточно пары репетиций перед зеркалом,
правильного дыхания и внутреннего спокойствия.

Не забудьте о таких важных деталях как одежда, аксессуары, прическа.
Не обязательно облачаться в дорогие костюмы, но очень важно выглядеть опрятным.
Аккуратность в одежде очень часто ассоциируется с опрятностью в делах. Во
внешнем виде важна мера, ничего не должно быть “слишком” (аккуратная прическа,
невызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и
т.п.).


Темп и манера речи, громкость голоса, интонация и четкость произношения –
это то, на основании чего мнение о вас сложится в первые минуты разговора. Важно
контролировать темпоритм своей речи. Без излишней экспрессии. Восприятие быстрой
и размеренной речи различно. Если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались,
не торопитесь, и не тараторьте. Однако, с другой стороны, быстрая речь
воспринимается более убедительно, поэтому в особо важных моментах лучше ускорить
ее темп. Говорить лучше весомо и уверенно. Нерешительного человека можно узнать
по его невнятным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, смягчающими речь.
Например, “достичь определенных успехов” вместо “стать лидером”, “не очень рад”
вместо “разозлился”. Создают впечатление неуверенности и слова: “как бы”, “всего
лишь”, “немного”, “судя по всему”. Если хотите проверить, как вы умеете
вербально преподносить себя, запишите собственную речь, а затем прослушайте
запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей
решительности и определенности. Главное – будьте искренни. Любая фальшь заметна
и играет против вас.

Итак, речь характеризуется по следующим направлениям:

  • грамотность (свидетельствует об уровне образованности и общей культуре)
  • дикция (работа артикуляционного аппарата)
  • техника (произношение, “привычка”).

Сейчас мы с вами поработаем над техникой речи (потренируемся). Участникам
выдаются скороговорки, и предлагается следующее: “Попробуйте ежедневно читать
скороговорки перед зеркалом, постепенно выучив их. Это обязательно поможет вам
говорить ясно и четко, привлекая собеседника красивой речью. Вам будет легче
убедить его в правильности ваших слов.”

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Купи кипу пик, пик купи кипу.
  • Около кола колокола.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Саша шла по шоссе и сосала сушку.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела, губа была тупа.
  • Угольки сгребли в уголки.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  • Волки рыщут, пищу ищут.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Шла Саша из Буркина-Фасо в Куала-Лумпур.
  • Шел Шура из Куала-Лумпур в Буркина-Фасо.
  • Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
  • Курьера курьер обгоняет в карьер.
  • Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  • Волховали волхвы в хлеву с волхвами.
  • Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала не расчувствовавшегося Николку.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • У Варьки-вертушки во рту ватрушки.
  • Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски,

    Вылит колокол, да не по-колоколовски,

    Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать,

    Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Также, участникам предлагается для работы дома артикуляционная гимнастика и
таблица с правильным грамотным произношением некоторых слов (см.
приложение № 1
).

Далее предлагается поработать над созданием презентации самого себя. Здесь
необходимо постараться наиболее ярко и точно рассказать о себе одноклассникам,
проявить оригинальность, креативность. Рассказать о своих достоинствах,
способностях, особенностях, увлечениях и т.д.

Примерный план выступления (перечень общих сведений, характеризующих
человека):

  • образование
  • профессиональная деятельность (конкретные достижения, интересы…)
  • сильные и слабые стороны
  • особенности поведения
  • речь.

Время для работы 15-20 минут. Далее участники рассказывают о себе. Ведущий
предлагает вариант своей презентации (см. приложение № 2).

Обсуждение: обмен мнениями, впечатлениями, какие эмоции возникали по ходу
выступлений (как у выступающих, так и у слушателей), в чем практическая
значимость данного выступления, где это может пригодиться?


Итог: Для успешного самопредъявления человеку абсолютно
необходимо здоровье, энергия, благополучие и уверенность. Пробуйте свои силы,
тренируйтесь, ищите свой уникальный способ публичного говорения, радуйтесь своим
успехам и спокойно относитесь к любым результатам своих выступлений.

“Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые
смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, — смело
пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто
останется в живых, нередко ждет овация”.Ронн Хофф. “Я вижу вас голыми”.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о