Самопрезентация себя – Самопрезентация: как преподнести себя и произвести нужное впечатление

Содержание

Как психологу презентовать себя (самопрезентация психолога). Часть 1 – Ямаркетинг

В этой статье я вкратце расскажу о некоторых важных моментах создания личной презентации.

 

Категория

Если ваша целевая аудитория не профессиональные психологи, то употреблять технические термины и сленг не приветствуется. Для клиента вы просто психолог – это ваша категория бизнеса. Так вас ищут в поисковике или агрегаторе.

Пример такой терминологии: на одном из сайтов увидели термин “психоаналитическая терапия”, на другом – “экзистенциально-гуманистический психотерапевт”. 

Скорее всего такой подход к самоопределению отпугнет клиентов. Чтобы этого избежать, попробуйте детализировать категорию ваших клиентов.

Детский психолог по вопросам раннего развития. 

Семейный психолог. Реабилитация после расставания. 

 

Метафора

Когда вам не хватает визуальных инструментов в презентации, например, в личной беседе, вполне можно прибегнуть к метафоре.

Семья как тихая гавань

И наоборот, если мы говорим о сайте, то используйте графические элементы, чтобы вызвать необходимые ассоциации.

Самыми распространенными фавиконами (маленький значок сайта) по нашему анализу – это дерево и знак пси. Дерево ещё можно понять. Знак Пси уже нет. Кстати, на третьем месте – человеческая голова.

Но предостерегаю вас от “клише”. Подумайте над уникальной метафорой. Например, для психолога, который работает с женской уверенностью, это может быть графический образ каблука.

 

3-5 слов

Человеческий мозг несмотря на его мощь, не запомнит больше 3-5 единиц информации. Если вы презентуете себя, то помните, что самое важное надо уместить в эту длину.

Экстренная помощь женщинам при расставании

Подготовка молодых родителей к рождению

По правде сказать, если вы знакомитесь с кем-то в неформальной или формальной обстановке, то и это потенциальный клиент забудет почти сразу. Поэтому в силу вступает следующее правило.

 

Визитка повторяет сайт

Визитка – это продолжение вашей личной презентации. На ней легко поместятся и 3-5 слов и графический образ – метафора, который будет вызывать необходимые вам эмоции и ассоциации.

Например, в позиционировании “экстренная помощь женщинам при расставании” можно использовать графический образ сердца со спасательным кругом. Или образ двух фигур, которые обнимаются (одна плачет на груди у другой).

Еще раз. Визитка или сайт или ваш аккаунт в социальной сети являются продолжением вашей самопрезентации. И наоборот.

 

Продолжение следует >>

 

 

yamarketing.ru

Как психологу презентовать себя (самопрезентация психолога)? Часть 2 – Ямаркетинг

Самопрезентация в интернете – это ключевой элемент виртуального заочного общения психолога со своим потенциальным клиентом. Если вы произведете правильное первое впечатление, то с большой долей вероятности, посетитель сайта станет вашим клиентом.

 

Давайте разберем, как ещё может психологу улучшить качество своей самопрезентации. Первую статью из серии можно прочитать здесь >>

 

 

» Ценности

Если вы считаете, что публично рассказывать о своих ценностях не имеет никакого смысла, то спешу вас поправить. Ценности у всех разные, что ещё более важно, мы по-разному их демонстрируем. И именно это может стать еще одной отличительной чертой, которая отделяет вас от конкурентов.

Проблема же в том, что психологи редко думают о своих реальных ценностях и повторяют как мантру стандартные ценности психолога: “забота о клиенте”, “не навреди” и т.д.

Но вы личность! Со своими интересами, желаниями и мыслями. Они формируют абсолютно уникальные ценности, о которых стоит заявить. И вы быстрее найдете своего клиента.

 

» Цель

У вас есть большая цель? Если нет, тогда зачем вы занимаетесь психологией? Где смысл вашей деятельности? Но я уверен, что она у вас есть. Сформулируйте её и поставьте на сайте. Вы увидите, как люди начнут про неё спрашивать.

 

» Проект или психолог?

Мы часто сталкиваемся с тем, что психологи помимо продвижения своего личного бренда запускают самостоятельные проекты. Приходится презентовать ещё и их.

Это ошибка. Во-первых, название проекта ничто никому не скажет. Во-вторых, презентуя свой проект, вы отнимаете внимание от своего имени. В итоге, есть вероятность, что запомнят его, а не вас.

В-третьих, проект может не пойти, а ваше имя будет с ним ассоциироваться. Поэтому проект – отдельно. Вы отдельно.

 

» Видео презентация

О том, как создавать личные видео презентации мы написали уже много и статей и даже сделали отдельный онлайн курс. Скажем лишь, что для психолога – это отличная возможность повысить конверсию (привлекательность) своего сайта.

 

» Приветствите

Мы проанализировали более 50 описаний на сайте психологов и почти в каждом из них была фраза “Здравствуйте, мое имя “ИМЯ”. Я психолог – психотерапевт – коуч – “впишите свое”.

Это стандарт отрасли. Не утверждаю, что это плохо. Но это скучно. Подумайте над разными вариациями. Начните с фразы “Последние 15 лет я помогаю своим клиентам пережить расставание”. Тут и преимущество – многолетний опыт и специализация. Или “Если вы столкнулись с депрессией, то …”

Чаще всего имя и фамилия мы видим в заголовке сайта. И подпись под ним, которая указывает на вашу профессию, тоже. Повторяться не имеет смысла. Это даже вредит, потому что отнимает время у потенциального клиента, которое ему необходимо, чтобы дойти до важной части вашей само презентации.

 

Продолжение следует…

yamarketing.ru

Почему важна правильная самопрезентация личности: правила самопрезентации

Почему важна правильная самопрезентация личности

«Расскажи что-нибудь о себе». Вы слышите это предложение и начинаете копаться в голове, придумывая, что же такое поведать. И начинаете выдавливать: «Ну… мне … (столько-то) лет… (пауза). Работаю я … (там-то)… Что еще сказать?..» И на этом рассказ о себе заканчивается. 

Когда вы знакомитесь с человеком, он изначально вас привлекает — кажется интересным, хочется, чтобы его внешность отражала его внутреннее содержание. Но бывает, наступает разочарование — человек обычный, такой же, как и многие, которые вам встречались. Ничем особым не блещет. Действительно ли это так? На самом деле проблема в самопрезентации — человек не умеет выгодно себя преподнести! Как правильно сделать самопрезентацию при знакомстве или на первых стадиях общения (в том числе на первом свидании) — научит Slender Woman. 

Запомните основное правило самопрезентации: показать то, чего нет в других! Если вы общаетесь с мужчиной, заранее составьте список своих достоинств. Это и окончание школы с золотой медалью, наличие высшего образования, победа в университетском конкурсе красоты, факт того, как вы справились с боязнью высоты — прыгнули с парашютом и прочее, прочее, прочее. Обязательно начните рассказ со своей семьи — хорошо, когда вы знаете, кем были ваши предки. Для мужчины эта информация — показатель качества вашей личности и воспитанности. Скажите, кто ваши родители, какие у вас отношения, и что вы им благодарны за  такое воспитание. Важно провести такую

самопрезентацию личности, чтобы вызвать максимальную симпатию к своей многогранности.

Расскажите о своих увлечениях (может, вы танцуете или пишете стихи, или помогаете бездомным животным найти приют), о том, что любите спорт и стараетесь приучить себя к правильному питанию. Скажите о том, что не любите ночные тусовки, что у вас есть близкие подруги и вы ими гордитесь… Не думайте, что людям это не интересно! Это ваша личная история! И она уникальна! Вы достойны признания, и позвольте мужчине (или вашему новому знакомому/знакомой) восхищаться вами. 

После такого рассказа о себе ваш мужчина будет думать, что вы настоящее сокровище, и такую редко где встретишь. Кстати, мужу периодически напоминайте  о своих достоинствах — чтобы он понимал, что с ним лучшая из лучших. Самопрезентация личности прошла успешно.

Итак, пример самопрезентации: сравните то, что было сказано вначале статьи «Ну… мне … (столько-то) лет… (пауза). Работаю я … (там-то)… Что еще сказать?..», и новую красивую самопрезентацию: «Думаю, нужно сперва сказать о моих родителях — ведь это мои корни. Мама педагог, папа — управляющий в строительной фирме. Очень сильный человек — никогда наша семья не слышала от него жалоб, как ему тяжело! Мне 27 лет, и приехала я из другой страны, где и родилась. У меня высшее образование, и работаю я по специальности — я  журналист в авторитетном издании. Знаю немецкий язык на разговорном уровне — 2 года назад там отдыхала и очень быстро стала схватывать. На пятом курсе университета победила в конкурсе рецензий на книгу — это моя маленькая гордость. Когда свободна от работы, очень люблю фотографировать. Меня это как-то внутренне подпитывает. Периодически участвую в конкурсах фотографов, правда, призовые места пока не занимала.  Вот такая моя маленькая история для знакомства, конечно же, еще есть, о чем говорить…»

Сравнили? Из второй самопрезентации вы видите, что перед вами — личность. Она вам интересна и вызывает определенное восхищение. И это — шаг к новым отношениям. Используйте свою пережитые события, свой опыт, свою историю максимально выгодно, чтобы построить отношения с мужчиной (да и завести дружбу). 

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями!

slender-woman.ru

Вербальная и невербальная самопрезентация

Самопрозентация ежедневно присутствует в нашей жизни. Не многие догадываются, что каждый человек работает над ней регулярно. Это происходит при выборе стиля одежды в зависимости от случая или манеры поведения – от ситуации. Такая стратегия получила название – «природная самопрезентация».

Что такое самопрезентация?

Самопрезентация – это процесс, при котором человек представляет свой собственный образ в социальном мире и намеревается создать у окружающих его людей определенное впечатление о своей персоне. Самоподача является важной частью навыков общения, применяемых человечеством для формирования образа в сознании людей. Главной целью самопрезентации является получение социальной и материальной выгоды. Она может применяться в различных ситуациях, начиная с общения с незнакомцами на улице и заканчивая высокопоставленными партнерами в офисах и госструктурах.

Имидж и самопрезентация

Социальной востребованности можно добиться созданием ореола привлекательности. Повышение самооценки происходит за счет индивидуальной незаурядности и привлекательности, которые подкрепляются умением поддержать беседу на любую тематику, став приятным собеседником. Умение создать и подобрать правильный имидж помогает привлечь внимание к своей персоне и завязать отношения.

Самопрезентация личности нужна каждому человеку. На это существует несколько причин, основными из которых являются:

  1. Получение от окружающих определенных ресурсов. Они могут быть материальными, информационными, эмоциональными. Умение подать себя помогает быстрее и проще занять вакантное место на работе, привлечь внимание противоположного пола, находить общий язык в любом обществе.
  2. Конструирование своего «Я». В зависимости от того, как презентовать себя, нас увидят окружающие. Доброжелательный смех и улыбки в ответ на ваши шутки позиционирует вас остроумным и веселым человеком, а если о вас говорят, что вы компетентный и знающий – очень быстро вы себя таким и будете чувствовать.
  3. Гладкое течение социальных контактов. Тактичные замечания по поводу чужих ошибок позволят уменьшить количество замечаний в ваш адрес. Такое поведение позволит значительно снизить уровень конфронтации и агрессии и сгладить критику при общении.

Виды самопрезентации

Вербальная и невербальная самопрезентация – это два основных вида самоподачи. Они наглядно демонстрируют личность в окружающем целом мире и конкретном обществе, (как вас видят коллеги по работе в профессиональной сфере или случайные прохожие во время прогулки по парку или улицам города, ваше умение общаться с родными людьми или с компанией друзей).

Вербальная самопрезентация позволяет использовать дискурсивные особенности и языковые средства для создания определенного образа конкретного человека. Кроме того, к этому виду самоподачи относится письменный язык. К невербальным средствам коммуникации причисляют обмен информацией и общение без использования слов. К ним относится мимика, жесты, знаковые и сигнальные системы. Такие способы общения получили названия первичные и вторичные или естественные и искусственные языки.

Как сделать самопрезентацию?

При выполнении самопрезентации можно воспользоваться одним из двух способов: подстроиться под определенный круг людей или стать их лидером. В первом варианте нужно запастись терпением и какое-то время внимательно понаблюдать за этой группой. Нужно обратить внимание на их манеру общения, обсуждаемые темы, жесты и повадки. Это позволит быстро найти общий язык с новыми знакомыми и не чувствовать себя чужаком. Однако такая самоподача не всегда уместна.

Второй способ включает в себя несколько важных пунктов:

  • Нужно иметь элегантный вид;
  • Подготовить четкую и понятную речь;
  • Сделать акцент на своих сильных сторонах;
  • Подчеркнуть свои личностные качества.

Самопрезентация — с чего начать?

Самопрезентация для собеседования включает пять основных этапов, каждый из которых должен быть тщательно проработан. Она состоит из:

  • самопредставления;
  • вступления в контакт;
  • перехода к беседе;
  • сам разговор;
  • выход из беседы.

Во время первого этапа кандидат на вакантное место обязан представиться, назвав свое полное имя и озвучить цель визита. На этом этапе собеседники должны присмотреться и привыкнуть друг к другу, так как каждый из них имеет разный тембр голоса, внешность и темп речи. Самопрезентация о себе должна проводиться спокойным ровным тоном, не дрожащим от волнения. Если удалось раздобыть информацию о компании, стоит ее изложить, однако нужно убедиться, что она достоверная.

Как провести самопрезентацию?

Творческая самопрезентация чаще проводится не для одного человека, а определенной группой людей. Самоподача будет успешной, если вы сможете заинтересовать публику вступительной речью. Опытные специалисты считают, что после представления себя полезно задать тематическую загадку и подключить слушателей к интерактиву. Такой подход снимет возможное напряжение и вызовет некоторое чувство доверия. После – определите основные моменты выступления и составьте его структуру. Строго придерживайтесь намеченного плана, чтобы не упустить важный момент.

Как закончить самопрезентацию?

Искусство самопрезентации заключается в грамотной подаче каждого этапа. Концовка выступления не менее важна, чем начало и изложение основной сути выступления. Чтобы получилась эффективная самопрезентация, нужно оригинально ее закончить. Для этого:

  • подведите итого своего выступления;
  • сделайте логичный вывод, поставив акцент на ключевом моменте;
  • побудите слушателей к действию.

Самопрезентация — книги

Каждый человек стремится улучшить качество жизни, а для этого нужно развиваться в нескольких направлениях и иметь прочную финансовую поддержку. Как утверждают ученые, она может «хромать» не только из-за недостатка специальных знаний, но и самопродвижения. В таком непростом деле поможет оригинальная самопрозентация. Ознакомиться с различными примерами их проведения и стимулом к действиям можно в таких книгах:

  1. «Обучение самопрезентации» Е. Михайлова. Название говорит само за себя. Автор описывает основные моменты делового взаимодействия и поведения.
  2. «Персональный брендинг» Ф. Котлер, И. Рейн, М. Столлер. Книга помогает узнать, как приобрести популярность. Авторы приводят истории успеха таких знаменитостей, как Дэвид Бекхэм, Дональд Трамп, Кристина Агилера.
  3. «Хорошие девочки не делают карьеру» Л. Франкел. Книга учит, как не допустить ошибки при попытках продвинуться по служебной лестнице.

 

womanadvice.ru

Самопрезентация

Содержание:
Создание хорошего впечатления
Неэффективная самопрезентация
Препятствия, которые мы сами себе создаем
Самоконтроль
Резюме

Николай тщательно готовится к важному собеседованию по поводу приема на работу. Он заранее обдумывает, что скажет о своем опыте работы. Он укладывает волосы и выбирает, какой костюм надеть, беспокоится, не будет ли пиджак выглядеть слишком официально. Он покупает новый портфель и собирается прийти раньше назначенного ему времени. При встрече с сотрудником, проводящим собеседование, Николай не забывает крепко пожать ему руку и приятно улыбается. Во время собеседования Николай старается выглядеть внимательным и подробно отвечать  на вопросы. То есть он делает все возможное, чтобы представить себя как человека энергичного и компетентного, способного достичь успеха на данной должности.

Общепризнанным аспектом социального взаимодействия является стремление управлять впечатлением, которое мы производим на других людей. К понятию самопрезентации относятся попытки человека контролировать впечатление, которое он производит. Основная цель самопрезентации заключается в том, чтобы строить взаимодействие таким образом, дабы достичь желаемого результата. В случае с Николаем этой целью является получение работы.

Почему самопрезентация имеет значение для понимания собственного «Я»? Существует несколько причин. Мы хотим, чтобы люди видели нас в позитивном свете — как интересных, дружелюбных, образованных и заботливых людей. Но иногда мы стремимся передать иные образы. Например, школьный задира может стараться представить себя как жесткого и опасного человека. В других случаях нашей целью может быть минимизация плохого впечатления, например при помощи подходящего объяснения опоздания на экзамен.

Самопрезентация помогает нам описывать и понимать многочисленные и разнообразные презентации самих себя, которые мы хотели бы передать другим. Кроме того, самопрезентация оказывает влияние на наше знание собственного «Я». Способы предъявления себя другим людям могут влиять на Я-концепцию человека. Когда мы демонстрируем различные формы поведения публично, они часто оказывают на нашу Я-концепцию более сильное влияние, чем когда мы представляем их самим себе. Через свое поведение и действия мы получаем знание, соответствующее нашему собственному «Я».

Часто самопрезентация становится осознанным действием. Во время собеседования по поводу принятия на работу Николай в полной мере сознает свое стремление представить себя как трудолюбивого и талантливого человека. Однако в знакомых ситуациях действия по самопрезентации могут стать автоматическими. При общении с друзьями Николай обычно ведет себя как парень, любящий развлекаться и не относящийся к работе слишком серьезно. Когда самопрезентация в определенной обстановке становится привычной, люди не обращают особого внимания на управление впечатлением, делают это автоматически и могут концентрироваться на других аспектах ситуации.

Социолог Эрвинг Гоффман (Goffman) сравнивал самопрезентацию с театральной игрой. Как и драматические актеры, мы часто обращаем особое внима-ние на внешний вид — на то, как мы выглядим и как одеты, а также на свои мане-ры и привычки. Когда мы наряжаемся на свидание или помним о том, что на работе не жуют жевательную резинку, мы контролируем свои проявления для того, чтобы создать желаемый образ. В некоторых случаях мы полагаемся на гардероб, аксессуары, определенные вещи и предметы, которые должны помочь нашей самопрезентации. Употребление хорошего вина, управление шикарной машиной и блеск нового кольца, подаренного при помолвке, все это дает представление о том, как люди используют физические объекты для передачи определенного впечатления. Установка декорации также может иметь значение. К декорации можно отнести приглушенный свет и приятную музыку в качестве прелюдии к романти-ческому эпизоду или совместный с другом выезд за город, предназначенный для демонстрации вашего интереса к природе. Еще одной чертой самопрезентации служит репетиция. Перед каким-нибудь социальным событием мы можем обдумывать, что будем говорить и делать, мысленно пробуя различные варианты.

Гоффман отметил, что в своих социальных взаимодействиях люди часто разделяют области «авансцены» и «кулис». К закулисным относятся области предварительной подготовки исполнения, а передний план — это место самого действия. Готовясь к званому ужину, нервный повар-любитель может провести целый день на кухне, судорожно пытаясь воплотить в жизнь сложные рецепты и перепачкав все кастрюли в доме. Однако поведение этого повара на авансцене может быть совершенно иным. Когда гости сидят за обеденным столом и хвалят восхитительную еду, повар может сказать со спокойным и знающим видом: «Это всего лишь то немногое, что я успел сделать сегодня днем на скорую руку».

Важным аспектом самопрезентации является знание аудитории. В случае с подростком, следующим моде, стильные вещи и прическа, популярные среди его сверстников, могут расцениваться взрослыми родственниками как нелепые. Способность «вжиться в роль другого», предвидеть реакцию других людей на наши действия является существенной для успешного управления впечатлением. Таким образом, к задачам социального взаимодействия относится способность изменять свое поведение от ситуации к ситуации в зависимости от целей самопрезентации и характера аудитории.

Создание хорошего впечатления

Возможно, наиболее распространенный мотив самопрезентации — формирование хорошего впечатлени. Как люди достигают этой цели? Были выявлены несколько тактик успешного управления впечатлением. Одна из стратегий заключается в соответствии нормам социальной ситуации. Например, на торжественном ужине человек может рассказывать интересные истории и шутить. Напротив, на похоронах более подходят выражения печали и сочувствия семье покойного. Другая стратегия заключается в том, чтобы соответствовать поведению других людей. Например, если ваша новая знакомая хвастается своими успехами в теннисе, вы тоже можете начать рассказывать о своих собственных достижениях. Но если она ведет себя скромно и не афиширует свою компетентность, наиболее положительное впечатление может произвести такое же скромное поведение.

Полезно также различать две дополнительные стратегии создания положительного впечатления: самореклама (self-promotion) и расположение (ingratiation) к себе. Самореклама выражается в передаче положительной информации о себе через собственные действия или при помощи рассказов о себе, содержащих положительную информацию. Напротив, расположение к себе, или лесть, заключается в том, чтобы говорить положительные вещи о слушателе. Джоунс и Питтман (Jones, Pittman) высказали предположение, что эти тактики отражают различные цели: в то время как человек, рекламирующий себя, хочет выглядеть компетентным, льстец хочет нравиться. В некоторых ситуациях, таких как собеседование при устройстве на работу, человек может попытаться достигнуть обеих целей одновременно, представляя себя как человека, который может понравиться, и как человека одаренного.

Самореклама может оказаться ненадежной. Рассказ о собственных достижениях может улучшить самопрезентацию, но может неожиданно привести и к обратным результатам и создать впечатление, что вы заносчивы и неуверенны в себе. Это происходит потому, что наблюдатели часто оценивают человека более чем по одному параметру одновременно. Человек, явно рекламирующий самого себя, несомненно, может убедить других людей в том, что он компетентен, но также может продемонстрировать очевидный эгоизм.

Важным фактором саморекламы служит контекст, в котором люди рассказывают о себе. В одном из исследований проводилось сравнение впечатлений, производимых людьми, которые положительно высказывались о своих интеллектуальных способностях в нескольких различных условиях. Люди, упоминавшие о своих интеллектуальных достижениях, рассматривались более благосклонно, когда подобные высказывания они делали в ответ на конкретный вопрос. Например, когда человека спрашивали, как он сдал экзамены в середине семестра, его ответ о том, что он набрал 93 балла, производил благоприятное впечатление. Подобным же образом положительные высказывания о самом себе усиливали положительный образ человека, если они делались в контексте взаимного раскрытия обоих партнеров. Например, заявление Энди о том, что он очень удачно выступил в турнире, проводимом шахматным клубом, воспринималось более позитивно, если оно было частью разговора, в котором Клэр сообщала о том, что она очень хорошо играет в бридж. Напротив, люди, начинавшие рассказывать о собственных способностях, когда их об этом не спрашивали, или вне контекста разговора о достижениях другого человека, воспринимались как менее приятные, менее тактичные и более эгоистичные. Контекст разговора определял решающее различие в том, как наблюдатели интерпретировали саморекламирующие высказывания.

Еще одним тактическим приемом управления положительным впечатлением является осторожное использование скромности. Например, звезда женской баскетбольной команды, которая своей восхитительной игрой только что спасла команду от проигрыша в чемпионате, могла бы описать свою игру как «довольно хорошую» и подчеркнуть, что она не смогла бы это сделать без совместных усилий всей команды. Осознавая свои достоинства, она, вероятно, будет выглядеть приятной и компетентной. Сложность, несомненно, заключается в том, чтобы знать, когда скромность будет эффективна. Существует два простых правила. Во-первых, скромность украшает человека только тогда, когда исполнение действительно было успешным. Скромность по поводу плохого исполнения не создает хорошего впечатления. Во-вторых, скромность работает на усиление общественного образа человека тогда, когда аудитория уже знает о его успехе. Победительница соревнований по легкой атлетике может позволить себе быть скромной, потому что ее слава опережает ее.

Самопрезентация включает в себя как вербальное, так и невербальное поведение. В статье «Невербальное общение и коммуникация» описывались способы влияния невербального поведения на самопрезентатцию. В целом самопрезентации наиболее убедительны, когда вербальные и невербальные сообщения совпадают. Человек, который мрачным и подавленным голосом говорит, что «очень счастлив», не очень-то заслуживает доверия. И наоборот, если человек говорит, что хотел бы познакомиться с вами поближе, и при этом улыбается, часто устанавливает с вами зрительный контакт и сидит близко к вам, гораздо более правдоподобен. Иногда наши самопрезентации настолько убедительны, что мы действительно начинаем сами в них верить. Характерно, что когда презентация, которую мы создаем для других людей, одновременно убедительна и совместима с нашими мнениями о собственном «Я», мы можем начать верить ей, так же как это сделают, как мы надеемся, члены нашей аудитории.

Мы участвует в процессе управления производимым впечатлением не только за счет того, что делаем сами, но также благодаря тому, что ассоциируем себя с теми людьми, которые успешны, могущественны или популярны. Роберт Чалдини и его коллеги использовали термин «БИРГинг» (BIRGing) для определения тенденции «Греться В лучах Отраженной Славы» (Bask In the Reflected Glory) других людей. Люди усиливают самопрезентацию, выдвигая на первый план свои связи с другими людьми, достигшими успеха, даже тогда, когда эти связи совершенно незначительны. Если человек говорит нам, что он родился в том же городе, что и президент, или что однажды он встретил Барбару Стрейзанд, или что его друг выиграл миллион долларов в лотерею, он пытается произвести на нас впечатление при помощи своей косвенной связи с кем-то, кто богат и известен.

Неэффективная самопрезентация

Самопрезентация не всегда бывает эффективной. Иногда наши действия представляют нас далеко не в лучшем свете. Например, мы можем забыть день рождения матери или в ресторане опрокинуть на себя тарелку супа. В подобных случаях самое лучшее, что мы можем сделать, это минимизировать собственные потери.

Смущение является типичной и неприятной эмоцией, которую мы испытываем, допуская промахи в самопрезентации. Это могут быть незначительные упущения в управлении впечатлением, например когда официант роняет поднос с едой или когда вы нечаянно называете кого-либо другим именем. Упущения в самопрезентации могут привести и к более серьезным неудачам в исполнении, например когда профессиональный актер забывает текст или когда известному ученому доказывают, что он неправильно интерпретировал полученные им данные. Человек, испытывающий смущение, обычно предпринимает попытки возобновить прерванную структуру взаимодействия — принести извинения или найти оправдание своим действиям, а затем попытаться начать с того места, на котором остановился. В связи с тем что ситуации, вызывающие смущение, вызывают неловкость у всех присутствующих, у них возникает мотивация помочь «сохранить лицо» человеку, испытывающему смущение.

Оправдания могут играть важную роль в управлении впечатлением. Плохие результаты при сдаче теста или в спортивных состязаниях ставят под сомнения наши способности. Одним из способов интерпретации поведения, которое вряд ли можно расценивать как успешное, является предоставление оправданий. В соответствии с теорией атрибуции, люди часто пытаются отнести свои поражения на счет внешних и недоступных контролю причин. Объяснение неудачи при прохождении теста приносит больше удовлетворения, если оно основано на том, что этот тест был составлен неудачно и все остальные студенты тоже провалились (внешняя, неконтролируемая причина), чем признание того, что тест был легким, а ты не смог справиться с учебным материалом (низкая способность).

Значение оправданий не ограничивается ситуациями, связанными с достижениями. Неудача при выполнении социальных обязательств, такая как опоздание на встречу к назначенному времени, также может создать проблемы в управлении впечатлением. Возможно, если вы переложите ответственность за свое опоздание на проколотое колесо (внешняя, неконтролируемая причина), вы произведете лучшее впечатление и не вызовете раздражения у другого человека, чем в том случае, если вы скажете, что забыли завести будильник (небрежность).

Препятствия, которые мы сами себе создаем

Близким, но менее удачным способом справиться с поражениями является создание препятствий самим себе (self-handicapping). Иногда люди совершают действия, создающие непреодолимые препятствия для успеха, с тем чтобы в дальнейшем, испытав поражение как неизбежный результат предыдущих действий, они могут объяснить его этим препятствием, а не недостатком собственных способностей. Студент, который не спит всю ночь перед экзаменом по математике, может объяснить низкую оценку усталостью, а не своей полной неспособностью к математике; игрок в гольф, который редко практикуется в этой игре, может соотнести свои неудачи в лесной зоне или на песке с недостатком практики, а не с отсутствием способностей; алкоголик может объяснить свое увольнение с работы тем, что он пьет, а не тем, что он плохо работает. В системе атрибуций Харольда Келли (Kelley) атрибуция по способности в расчет не принимается, потому что существует другая вероятная причина — препятствие.
Школьница уснула за учебниками 
Бессонная ночь перед экзаменом может помочь вам выучить дополнительный материал, но это может стать стратегией создания препятствий для самого себя: когда вы плохо сдадите экзамен, вы можете объяснить низкую оценку усталостью и не ставить под сомнение свои способности

В ходе эксперимента, проведенного Шеппердом и Аркином (Shepperd, Arkin) для изучения феномена препятствий, которые мы сами себе создаем, участникам из числа студентов колледжа сообщали, что они будут проходить тест, который описывался как эффективный или неэффективный способ прогнозирования академических успехов. Кроме того, половину участников подготовили к тому,  что во время выполнения теста они будут слышать высокий звук, который может помешать выполнению задания, в то время как другим ничего не сообщили о каких-либо отвлекающих моментах. Затем участников спрашивали, хотят ли они послушать музыку во время проведения теста, и предлагали выбрать между музыкой, которая могла бы способствовать выполнению задания, или той, которая могла бы этому помешать. Результаты показали, что участники сами создавали себе препятствия; это означает, что они выбирали ту музыку, которая, как предполагалось, должна была служить помехой для выполнения задания, когда они предвидели, что задание будет иметь большое значение (тест, при помощи которого оцениваются академические успехи). Тем не менее это происходило только тогда, когда в окружении изначально не было другого препятствия. Участники, ожидавшие, что выполнению задания будет мешать неблагоприятный звук, по-видимому, не испытывали потребности в дополнительном препятствии и, таким образом, были менее склонны выбирать музыку, отвлекающую их от работы.

Люди оберегают свое представление о собственной компетентности, заявляя о наличии препятствий, помешавших достижению успеха, даже тогда, когда существование этих препятствий вовсе не было обязательным. Шнайдер, Хиггинс  и другие исследователи показали, что в оценочных ситуациях, содержащих потенциальную угрозу поражения, люди могут заявлять о таких симптомах, как боязнь прохождения тестов, социальная тревожность, застенчивость, депрессия, или рассказывать о прежних травматических инцидентах. Сообщение о подобных симптомах так же может защитить людей от необходимости формировать атрибуции по способности для собственных неудач: если после крайне неудачной партии в теннис вы скажете, что вам необходимы новые очки, вы можете уберечь себя как от самопорицания, так и от критики со стороны других людей. Как можно ожидать, когда человек выдвигает подобные оправдания, существует тенденция снижения негативного чувства от неудачи, по крайней мере на то время, пока никто другой не узнает правду о ситуации. Однако не для всех людей стратегии создания препятствий для самих себя всегда действуют столь убедительно .

Существуют две стратегии создания препятствий для самих себя: поведенческие препятствия — подлинные препятствия, такие как усталость, алкогольная или наркотическая зависимость, отсутствие пунктуальности, невнимательность и т. д. и заявляемые препятствия — заявления о болезни, тревоге, застенчивости или травматических инцидентах, т. е. состояниях, которые могут служить оправданием плохого исполнения. В обоих случаях, как и с атрибутивным предрасположением в пользу собственного «Я» в целом, основными мотивами являются поддержание самооценки, или потребность сохранить собственное «Я», и самозащита, или защищающий «эго» мотив для избежания устойчивой, неконтролируемой, внутренней атрибуции для неудачи, такой как врожденное отсутствие способности.

Недостаток этого анализа состоит в том, что напряжение, вызванное самопрезентацией, иногда может становиться причиной того, что люди лгут — другим людям и самим себе — об истинных причинах своих действий. Временами желание произвести благоприятное впечатление на других людей может вступить в конфликт с желанием быть честным. Более того, исследователи выяснили, что люди, создающие сами себе препятствия для защиты самоуважения, наносят себе долговременный вред. Люди, регулярно использующие такие препятствия, более склонны к применению практических стратегий сдерживания и концентрации внимания на отрицательных результатах. В итоге этого они имеют более слабые навыки обучения, гораздо хуже успевают в учебе и обладают более слабой психологической приспособленностью. Препятствия, создаваемые самим себе, могут быть действенными в течение небольшого периода времени, однако они, несомненно, не являются удачной стратегией для управления собственным «Я» в течение длительного периода.

Самоконтроль

Все мы — социальные актеры, для которых важно, какое впечатление они произведут на других людей. Однако для некоторых людей забота о самопрезентации является постоянной необходимостью. Самоконтроль позволяет поднять управление производимым впечатлением до очень высокого уровня. Марк Шнайдер и его коллеги разработали письменный тест для оценки данной способности человека. Индивиды, которым в высокой степени свойственно поведение, связанное с самоконтролем, особенно чувствительны к ситуативным стимулам для соответствующего поведения. В соответствии со шкалой оценки самоконтроля они бы согласились с такими высказываниями, как:

  1. «Возможно, из меня получился бы хороший актер».
  2. «Я могу обмануть людей и выглядеть дружелюбным, когда на самом деле эти люди мне не нравятся».
  3. «В различных ситуациях и с разными людьми я часто веду себя по-разному, как совершенно разные личности».

Наоборот, люди, которым несвойственно поведение, связанное с контролем, или свойственно лишь отчасти, в меньшей степени подстраиваются под ситуационные требования; их самопрезентация в большей степени контролируется их внутренними установками и оценками. Они бы согласились со следующими высказываниями:

  1. «Я могу защищать только те идеи, в которые я верю сам».
  2. «Мне сложно изменять свое поведение, подстраиваясь к разным людям в разных ситуациях».
  3. «Я никогда не преуспевал в таких играх, как шарады или импровизации».

Люди, обладающие высокими и низкими показателями самоконтроля, отличаются друг от друга по нескольким параметрам . В сравнении с теми, чьи показатели самоконтроля низки, люди, обладающие им в высокой степени, прилагают больше усилий для того, чтобы больше узнать о других людях и оценить социальные ситуации. Они обращают больше внимания на информацию о людях, с которыми им предстоит познакомиться и взаимодействовать, они с большей вероятностью подстраивают свое поведение под требования ситуации. Например, люди с высокими показателями самоконтроля обладают большими навыками в использовании мимики и голоса для передачи определенных эмоций. Самоконтроль может оказывать влияние на взаимодействие людей в различных ситуациях. Например, во время свидания люди с высокими показателями самоконтроля склонны придавать большое значение физической привлекательности партнера, в то время как люди с низким самоконтролем больше внимания уделяют личностным качествам. В связи с тем что люди, которым свойственна высокая степень самоконтроля, подстраиваются под требования ситуации, их поведение может в значительной степени меняться от одной ситуации к другой.

Читая о самоконтроле, вы, возможно, пытались определить, какое место в этом континууме занимаете вы или ваши друзья. У вас также могло возникнуть желание узнать, какая ориентация лучше или более полезна. В действительности существуют «за» и «против» как для высокой, так и низкой степени самоконтроля. Люди с высокими показателями самоконтроля могут считать себя обладателями практического ума, стремящимися извлечь все возможное из социальных ситуаций. Их восприимчивость и социальная чувствительность позволяют им эффективно взаимодействовать с окружающими в разнообях. Однако индивиды, которым присущи сверхвысокие показатели самоконтроля, могут подвергаться критике как эгоистичные оппортунисты, меняющие себя и свои мнения для того, чтобы соответствовать определенной ситуации. Подобная дилемма существует и для тех, чьи показатели самоконтроля низки. Со своей стороны, они могут думать о себе как о принципиальных людях, обладающих достаточной смелостью, чтобы иметь собственные убеждения и оставаться твердыми в своих целях независимо от социальных влияний. Тем не менее люди со сверхнизкими показателями самоконтроля могут быть подвергнуты критике как невосприимчивые, негибкие и не способные к компромиссу. К счастью, большинство людей находятся где-то посередине между этими крайностями.

Резюме

Самопрезентация касается действий, которые мы предпринимаем для того, чтобы контролировать производимое нами впечатление. Как актеры в театре, мы выстраиваем собственное поведение сообразно ситуации, чтобы произвести желаемое впечатление, чаще всего положительное. Соответствующая самореклама и скромность представляют собой две стратегии, которые часто способствуют формированию положительных впечатлений.

Плохое впечатление, произведенное на других людей, можно сгладить или контролировать при помощи оправданий или препятствий, которые мы сами себе создаем а именно вовлекаясь в действия, создающие трудности, или заявляя о наличии проблем, создающих непреодолимые препятствия для успеха.

Самоконтроль — это способность контролировать собственное поведение в зависимости от окружающей обстановки. Люди с высокими показателями самоконтроля чувствительны к ситуационным стимулам и изменяют свое поведение в соответствии с ними, в то время как поведение и впечатления людей с низкими показателями самоконтроля в большей степени контролируются их внутренними установками и ценностями.

5psy.ru

Самопрезентация в публичных выступлениях | Фактор Роста

Для кого-то публичные выступления являются родной стихией, а кто-то испытывает затруднения, выступая перед аудиторией. Но и той, и другой категории людей наверняка знакомо такое понятие, как «самопрезентация».

Что входит в понятие «самопрезентация»?

Согласно известному философскому закону, форма всегда соответствует содержанию. Поэтому самопрезентация подразумевает и внешний вид человека, и его речь. Самопрезентацией считают вербальную и невербальную демонстрацию собственной личности в системе коммуникаций.

Когда приглашенный лектор или руководитель рассказывает о себе коллективу, он привлекает к себе внимание не только словами, но и жестами, и своими непроизвольными движениями. Во время самопрезентации важно достичь гармонии между внешним видом, текстом и жестикуляцией.

Как провести эффективную самопрезентацию?

Как провести самопрезентацию и построить свое выступление так, чтобы окружающие увидели в вас человека, личная эффективность, компетентность и харизма которого с первых минут захватывают внимание аудитории? Рассмотрим несложный алгоритм.

• Главное, чтобы костюмчик сидел.

Крылатая фраза очень точно отражает тот эффект, который должна производить одежда оратора на аудиторию. Выбор костюма зависит от того, каким выступающий хочет казаться окружающим. Если цель – выглядеть умным, деловым, концентрированным и строгим, то подойдут темные тона, минимум деталей, хорошая ткань и один яркий акцент. Когда стоит задача показать слушателям компетентность, гибкость, целеустремленность, то можно использовать несколько средних тонов в одежде, и даже какое-нибудь украшение, а порой, в зависимости от аудитории, к месту может быть и стиль “кэжуал”.

• Наши мысли на бумаге и вслух.

Перед выступлением все учат речь. Но часто с таким упражнением можно переусердствовать. Лучше основательно подготовиться за два дня до выступления, а за день до него дать голове отдохнуть. Намного полезнее провести вечер накануне презентации не перед компьютером, а на природе. И начать свое выступление с уместной шутки, чем выглядеть уставшим от бесконечной зубрежки и перейти сразу к тексту презентации.

Рассказывать о себе всегда непросто. Поэтому личная эффективность должна заключаться в полном внутреннем спокойствии. Тем, кто панически боится выступать перед публикой, стоит выпить малую дозу успокоительного. Это поможет избежать сбивчивой речи. Лучше, когда речь слегка замедленная и плавная.

• Содержание самопрезентации.

От того, что вы рассказываете о себе, люди не должны засыпать. На одну самопрезентацию должна приходиться одна хорошая шутка, один случай из жизни и максимум конкретизированной информации. Во время своего выступления для публики вы сродни артисту: даже в бизнес презентации люди хотят видеть «зрелище», так как все мы очень ценим свое время и не хотим тратить его впустую.

• Жесты, мимика, движения.

Нервные подергивания и «пританцовывания» портят всю презентацию. Движения должны соответствовать словам, улыбки допустимы там, где это уместно. Совсем лишить ваше выступление юмора будет критической ошибкой. Эмоциональность и вовлеченность вас самих в вашу самопрезентацию поможет завладеть и вниманием аудитории.

«Встречают по одежде, провожают по уму» – эта народная пословица хорошо отражает суть самопрезентации. На самом деле, люди презентуют себя ежедневно, когда подбирают костюм и макияж, когда рассказывают о себе своим близким и малознакомым людям. И если публичное выступление не становиться трагедией в собственной голове, то и на деле вопрос, как провести удачную самопрезентацию, не окажется непосильно сложным.

Как расположить к себе людей?

Обычно самопрезентация не длится долго. Но даже во время непродолжительного выступления несложно заинтересовать людей, слушающих вас.

  • Перед началом выступления можно обратиться к кому-либо с небольшой просьбой. Например, попросить прикрыть дверь, окно или включить дополнительное освещение. Просьба об услуге располагает человека к более открытому взаимодействию;
  • Если во время выступления лектора внимательно слушают, стоит поблагодарить людей за это прямо в середине речи, ведь к концу любого выступления внимание ослабевает;
  • Иногда полезно скопировать непроизвольный жест кого-то из аудитории. Например, поправить волосы, как та девушка в синем жакете, или щелкнуть ручкой, как молодой человек справа. Но не стоит использовать этот прием слишком часто, иначе он будет заметен;
  • Нужно говорить спокойно, искать зрительный контакт с залом, время от времени искренне улыбаться. Тогда люди будут расположены больше узнать о говорящем и с большим интересом слушать выступление. Сухие слова, как бы красиво они ни были изложены на бумаге, никогда не будут должным образом восприняты публикой.

piter-trening.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *