Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания
Несмотря на многообразие различных авторских определений, можно выделить общие моменты, характеризующие феномен самопрезентации:
- поведенческое выражение «образа Я», для которого главными средствами служат речевое и невербальное поведение личности, оформление внешнего облика;
- способ регулирования взаимодействий субъекта с социальной средой, являющийся важной составляющей процесса социального взаимодействия.
Мы также разделяем мнение В.В. Хороших, что помимо этого самопрезентация, выполняя функцию стимуляции общения на этапе установления контакта, функцию поддержания общения, являясь одним из механизмов продуцирования изменений в Яконцепции человека,
представляет собой средство саморегуляции [25].
При формулировании собственного определения самопрезентации мы учитывали следующие характерные особенности процесса непосредственной самопрезентации.
- По осознанности действий субъекта самопрезентация может быть как осознаваемой (контролируемой), так и неосознаваемой («автоматической») [40; 41]. В связи с этим использование в других ее определениях формулировок типа «контроль за впечатлением», «регуляция производимого впечатления» представляется спорным моментом в силу существования неосознаваемой самопрезентации.
- В процессе межличностного общения самопрезентация рассматривается нами, вслед за И. Гоффманом [33], как постоянный процесс предъявления Я — информации, который изменяет свой характер в зависимости от целей субъекта самопрезентации и специфики социальной ситуации. Именно поэтому понятие самопрезентации не может быть равнозначным понятию «управление впечатлением», так как специфически мотивированная осознанная самопрезентация является средством управления впечатлением, производимым на других.
- Непосредственная самопрезентация личности осуществляется в условиях социального контекста, включающего в себя три неотъемлемых составляющих: субъект самопрезентации («актер»), объект самопрезентации («аудитория» — индивид или группа) и социальная (ролевая) ситуация, в рамках которой происходит самопрезентация.
Важно отметить, что вопрос осознанности самопрезентации воспринимается многими исследователями до сих пор однозначно и стереотипно, т. е. в русле понимания, что самопрезентация — это сознательное управление впечатлением. Проведенный анализ научной литературы позволил выделить три основных подхода к пониманию самопрезентации с учетом критерия «осознанность — неосознанность процесса»:
- с позиций первого подхода (условно названного нами коммуникативно — обусловленным), ряд исследователей [28; 29; 32; 33; 36; 37 и др.], выделяющих неосознаваемую самопрезентацию, рассматривают самопрезентацию как общую особенность поведения человека.
Положения этого подхода: самопрезентация — средство формирования, подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки; самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т. д. Как считают некоторые исследователи [28 и др.], человек нуждается в самораскрытии, т. е. в проявлении себя во внешнем мире. В процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Его цель не только произвести впечатление, но и продемонстрировать, что он из себя представляет. - С позиций второго подхода (личностно — детерменированного), исследователи [27; 42; 43 и др.] также выделяют неосознаваемую самопрезентацию, но полагают, что степень осознанности самопрезентации значительно варьируется в зависимости от определенных лич ностных факторов.
Положения этого подхода: осознанность самопрезентации зависит от уровня саморефлексии (самомониторинга) субъекта самопрезентации, его мотивации достижения или мотивации избегания неудач, от уровня его самосознания. Так, если самосознание присуще человеку, его самопрезентация будет осознанной, а если человеку не свойственно все время осознавать свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет характеризоваться спонтанностью, непродуманностью, т. е. будет неосознанной. - С позиций третьего подхода (манипулятивного и наиболее узкого), самопрезентация является осознаваемым процессом, направленным на создание определенного впечатления у окружающих для получения какогото конкретного результата [13; 34; 35; 44 и др.]. В рамках данного подхода термин «управление впечатлением» часто рассматривается как синоним самопрезентации.
Отметим, что устойчивое представление о манипулятивном характере процесса самопрезентации, тождественности понятий «самопрезентация» и «управление впечатлением» зародилось в рамках именно этого подхода.
Вслед за И. Гоффманом и Б. Шленкером [33; 40 и др.], мы подходим к самопрезентации как к неотъемлемому атрибуту любого социального взаимодействия, во многом определяющему успешность самореализации личности. Автоматизм и осознанность самопрезентационного поведения, выбор стратегий и тактик самопрезентации зависят от значимости объекта и ситуации для субъекта самопрезентации, а также его мотивации и личностных особенностей. В ситуациях, которые являются значимыми для человека, его самопрезентационные действия будут иметь проактивный характер и направлены на создание у объекта самопрезентации необходимого субъекту впечатления (образ компетентности, привлекательности, могущества и
влиятельности, слабости и нуждаемости и т. д.). В ситуациях ж, привычных, рутинных, с точки зрения субъекта самопрезентации (общение в семье, с друзья ми и др.), его самопрезентационные действия будут носить автоматический реактивный характер, при осуществлении которых субъект использует привычные паттерны поведения и не ставит для себя цель произвести на объект самопрезентации определенное впечатление.
На основании анализа различных представлений о сути самопрезентации мы придерживаемся следующего пони мания этого понятия.
Самопрезентация — это в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я — информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации.
С учетом проявления самопрезентации через использование человеком различных тактик и стратегии самопрезентационного поведения необходимо так же привести авторские определения данных понятий.
Тактика самопрезентации — это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность при емов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления, необходимого для определенных краткосрочных целей, о субъекте самопрезентации.
Стратегия самопрезентации — это в различной мере осознаваемое и плани руемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления, с учетом долгосрочных идентичностей и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации.
В результате эмпирических исследований, проведенных нами на российской выборке при помощи методики С. Дж. Ли и др. [38], выделены пять типов стратегий самопрезентационного поведения, вклю чающих в себя двенадцать тактик защит ного и ассертивного типов самопрезентации: стратегия уклонения, стратегия аттрактивного поведения, стратегия само
возвышения, стратегия силового влияния и стратегия самопринижения. Установлено, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих пове денческих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельно стью субъекта самопрезентации [19—21].
В результате проведенных нами исследований было также установлено, что социально — психологические детерминанты самопрезентации проявляются на уровне личности, межличностного и группового взаимодействия. На уровне личности это личностные качества, особенности самоотношения, нормы, правила и конвенции, усвоенные в процессе социализации, ценностные ориентации по отношению к социальной роли, значимость ситуации и объекта самопрезентации, умение контролировать собственное поведение, персональный опыт дея тельности по управлению впечатлением, цель взаимодействия. На уровне меж
личностного взаимодействия — тип объекта самопрезентации в зависимости от его принадлежности к внутренней или внешней среде общения субъекта (род ственники, друзья, знакомые, коллеги, незнакомые ранее люди и др.), специфика объекта самопрезентации по полу, возрасту, культурным нормам, сфере профессиональной деятельности, социальная позиция личности. На уровне группового взаимодействия — специфика аудитории по полу, возрасту, сфере профессиональной деятельности, статусным различиям, величина аудитории
(степень публичности).
Эффект успешной самопрезентации | Статьи psy-a.com
Эффект успешной самопрезентации
Демонстрировать свою личность другим чаще всего с целью помочь создать окружению определенное мнение о данной личности – это подача себя в определенном ракурсе. Часто люди даже не осознают, насколько часто существует это явление в жизни людей. Например, моменты публичного выступления, а так же собеседования являются предъявлением себя как само собой разумеющееся. Зато, находясь среди других, часто люди занимаются этим, не задумываясь. Здесь разобраться помогает психология общения, различая типы:
- самопрезентация природная, сформированная любым лицом неосознанно для себя. Будучи таковым, этот способ показа себя не будет контролируемым, а, значит, есть вероятность, что он может быть даже отрицательным;
- самопрезентация искусственная – такой тип демонстрации себя, который некто формирует, продумав заранее, и тогда он контролирует впечатление о себе других людей. В психологии разработаны определенные правила создания успешного искусственного показа, о котором пойдет речь далее.
Уровни презентации себя
Различают три уровня. Познавательный включает существующие знания человека о самом себе, чертах характера, способностях, как он себя ведет. При этом личность всегда завышает свою значимость. Дальше следует уровень оценочный. В нем содержатся оценки самому себе, поведению, характеру, своим достижениям. Это самооценка. Она отражает развитие у личности чувства самоуважения, собственной ценности и позитивности в отношении к окружающему миру. Смысл обучения успешности — помочь в работе над собой с целью поднять самооценку до адекватного уровня. Следующий уровень – поведение. Это такие действия, которые характеризуют индивидуальность своей определенной оценкой.
Требования к презентации
Необычайно важно умение представления для того, кто вынужден часто публично выступать. В статье содержатся рекомендации специалистов из области психологии общения:
- презентация должна быть позитивной, надо сказать о себе именно хорошо, подчеркивая только сильные стороны и достоинства;
- надо быть честными и искренними в том, о чем идет речь, не сообщая ложных и противоречивых фактов;
- необходимо подчеркивать свою индивидуальность при подаче материала;
- лучше всего, когда представление будет достаточно кратко и информативно, а человек четко разбирается в излагаемом материале;
- важную роль в действиях играет внешний вид выступающего.
Такая презентация помогает объединить реальное Я личности с тем, как человек воспринимает себя на самом деле, с социальным, то есть как он видит себя глазами окружающих, и с идеальным собой, каким бы желал быть.
Грамотно построенная самопрезентация дает возможность эффективно общаться с людьми, всегда получая удовольствие от общения. А еще это помогает достигать успешности в разных сферах жизни.
Специалисты
Бакалинская Марина Михайловна
Опыт работы с 2007 года
Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик
Подробнее
Попова Елена Германовна
Опыт работы более 25 лет
Психолог, кандидат философских наук, доцент
Подробнее
Сконина Ольга Борисовна
Опыт работы более 25 лет
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Полозов Андрей Анатольевич
Опыт работы более 30 лет
Психолог, педагог
Подробнее
Катырева Светлана Юрьевна
Опыт работы с 2009 года
Психолог-психоаналитик, педагог
Подробнее
Ильина Ксения Сергеевна
Опыт работы более 5 лет
Клинический психолог, психоаналитик
Подробнее
Рубцова (Попкова) Елена Борисовна
Опыт работы с 2008 года
Психолог-психоаналитик, психотерапевт, семейный психолог
Подробнее
Клименко Наталья Николаевна
Опыт работы с 2010 года
Психолог-психоаналитик, психотерапевт, семейный психолог
Подробнее
Хахова Валентина Владимировна
Опыт работы более 5 лет
Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик
Подробнее
Храмко Светлана Леонидовна
Опыт работы более 5 лет
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Колосов Сергей Григорьевич
Опыт работы с 1994 года
Клинический (медицинский) психолог
Подробнее
Крохина Ирина Анатольевна
Опыт работы более 15 лет
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Шевелева Ольга Николаевна
Опыт работы с 2008 года
Аналитический психолог (юнгианский аналитик)
Подробнее
Кадинова Елена Леонидовна
Опыт работы более 5 лет
Гуманистический психолог, психолог – консультант, арт-терапевт
Подробнее
Кошеленко Андрей Геннадьевич
Опыт работы с 1995 года
Врач, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, психоаналитик
Подробнее
Если маска подходит: психологические корреляции с онлайн-экспериментами по самопрезентации у взрослых
. 2020 ноябрь;23(11):737-742.
doi: 10.1089/cyber.2020.0154. Epub 2020 11 августа.
Крис Фуллвуд 1 , Кэролайн Вессон 1 , Жозефина Чен-Уилсон 2 , Мелани Кип 3 , Титус Эсбери 4 , Люк Уилсдон 1
Принадлежности
- 1 Факультет психологии, Вулверхэмптонский университет, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство.
- 2 Факультет здравоохранения и общества, Нортгемптонский университет, Нортгемптон, Соединенное Королевство.
- 3 Факультет медицинских наук Сиднейского университета, Сидней, Австралия.
- 4 Факультет психологии и философии, Техасский женский университет, Дентон, Техас, США.
- PMID: 32780589
- DOI: 10.1089/кибер.2020.0154
Крис Фуллвуд и др. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2020 ноябрь
. 2020 ноябрь;23(11):737-742.
doi: 10.1089/cyber.2020.0154. Epub 2020 11 августа.
Авторы
Крис Фуллвуд 1 , Кэролайн Вессон 1 , Жозефина Чен-Уилсон 2
, Мелани Кип 3 , Титус Эсбери 4 , Люк Уилсдон 1Принадлежности
- 1 Факультет психологии, Вулверхэмптонский университет, Вулверхэмптон, Соединенное Королевство.
- 2 Факультет здоровья и общества, Нортгемптонский университет, Нортгемптон, Соединенное Королевство.
- 3 Факультет медицинских наук Сиднейского университета, Сидней, Австралия.
- 4 Факультет психологии и философии, Техасский женский университет, Дентон, Техас, США.
- PMID: 32780589
- DOI: 10.1089/кибер.2020.0154
Абстрактный
Онлайн-самопрезентация относится к тому, как люди делятся аспектами себя, чтобы изобразить определенный образ. Пребывание в сети дает людям возможность экспериментировать с различными версиями себя в рамках развития личности, а также управлять тем, как их воспринимают другие. Исследования показали, что личность может влиять на поведение при самопрезентации в Интернете, но эти исследования в основном сосредоточены на внутренних характеристиках, и необходимы дополнительные исследования для изучения реляционных аспектов личности. Это исследование направлено на изучение того, в какой степени ясность самооценки человека, склонность к самоконтролю, самооценка и социальная тревожность предсказывают различные представления онлайн-я. Был проведен перекрестный онлайн-опрос 405 взрослых участников из Австралии, Великобритании и США. Результаты показывают, что люди с более ясной я-концепцией и самоконтролем с большей вероятностью представляют единое последовательное «я» онлайн и офлайн. Молодые люди и люди с повышенной социальной тревожностью с большей вероятностью будут представлять идеализированные образы себя в Интернете, а участники с более высокой социальной тревожностью и более низкой самооценкой с большей вероятностью предпочтут онлайн-общение, а не офлайн. Полученные данные в целом согласуются с литературными данными и указывают на необходимость более систематического исследования множества личностных переменных с учетом реляционного характера формирования идентичности и управления впечатлениями. В этом исследовании подчеркивается многогранный характер поведения при самопрезентации в Интернете и то, как на него по-разному влияют личностные переменные.
Ключевые слова: управление впечатлениями; ясность представления о себе; самоконтроль; самопрезентация; социальная тревожность.
Похожие статьи
Ясность самооценки и онлайн-презентация у подростков.
Фуллвуд С., Джеймс Б.М., Чен-Уилсон С.Дж. Фуллвуд С. и др. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2016 дек;19(12):716-720. doi: 10.1089/cyber.2015.0623. Epub 2016 10 ноября. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2016. PMID: 27830930
Взаимосвязь между самооценкой и онлайн-презентацией у взрослых.
Стримбу Н., О’Коннелл М. Стримбу Н. и др. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2019 дек; 22 (12): 804-807. doi: 10.1089/cyber.2019.0328. Epub 2019 2 декабря. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2019. PMID: 31794254
Самораскрытие онлайн / офлайн друзьям в автономном режиме и результаты отношений в дневниковом исследовании: сдерживающая роль самооценки и близости в отношениях.
Ли Л.М.В., Чен К., Гао Х., Ли В.К., Ито К. Ли ЛМВ и др. Int J Psychol. 2021 фев; 56(1):129-137. doi: 10.1002/ijop.12684. Эпаб 2020 25 мая. Int J Psychol. 2021. PMID: 32452025
Сравнение самораскрытия онлайн и офлайн: систематический обзор.
Нгуен М., Бин Ю.С., Кэмпбелл А. Нгуен М. и др. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2012 Февраль; 15 (2): 103-11. doi: 10.1089/cyber.2011.0277. Epub 2011 27 октября. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2012. PMID: 22032794 Обзор.
Раскрытие себя в цифровом мире: систематический обзор самораскрытия подростков онлайн и офлайн.
Таунер Э., Гринт Дж., Леви Т., Блейкмор С.Дж., Томова Л. Таунер Э. и др. Curr Opin Psychol. 2022 Июн;45:101309. doi: 10.1016/j.copsyc.2022.101309. Epub 2022 18 февраля. Curr Opin Psychol. 2022. PMID: 35325809 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Самопрезентация в разном возрасте: какова цена?
Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка
Самопрезентация не является специфической для любого возраста или пола, но они, безусловно, влияют на нее. Люди демонстрируют разные образы самих себя в разных ситуациях.
Кроме того, они иногда лгут и преувеличивают. Маленькая ложь, чтобы пощадить чувства других людей, часто приемлема, даже если это все равно ложь. Однако большая ложь, направленная на то, чтобы обмануть других, является признаком психологической проблемы. Читайте дальше, чтобы узнать, до какой степени преувеличение и ложь являются нормальными. Самопрезентация не зависит от возраста или ситуации, но ее методы и цели различаются в зависимости от факторов окружающей среды. (Изображение: wavebreakmedia/Shutterstock)Люди заботятся о том, что о них думают другие, и о том, какое впечатление они производят в обществе. Это нормально и даже необходимо, поскольку большинство взаимодействий основано на впечатлениях. Однако некоторые люди создают большую паутину лжи, чтобы произвести особое впечатление на других. То, что может казаться совершенно прекрасным, может превратиться в своего рода беспорядок.
Макиавеллизм
Люди с высокими баллами макиавеллизма — это те, кто так часто искажает себя, чтобы получить то, что они хотят. Макиавеллизм — это характеристика личности, при которой люди будут делать все возможное, чтобы заставить других людей делать то, что они хотят, даже если это означает быть обманчивым и нечестным и представлять неточные представления о себе. Название происходит от имени итальянского политического философа Никколо Макиавелли. В своей книге Принц он советовал политическим правителям делать все возможное, чтобы контролировать свой народ, даже если это лживо и аморально по своей природе.
Стремление к положительному восприятию естественно, но попытка обмануть других, чтобы получить желаемое любой ценой, является макиавеллистской тенденцией. (Изображение: Роман Самборский/Shutterstock)Психологи разработали анкету, которая показывает баллы людей по макиавеллизму. Те, кто набирает более высокие баллы, очень хорошо умеют управлять социальными впечатлениями, даже если это требует существенной лжи. Макиавеллисты не обязательно создают положительный ложный образ. Они представляют любой образ, который помогает им получить то, что они хотят в ситуации, и заставить людей делать то, что они хотят. К сожалению, они очень убедительны.
Узнайте больше о том, могут ли подсознательные сообщения влиять на поведение?
Намеренное отрицательное впечатление
Обычно люди пытаются создать положительное впечатление, но не Макиавелли. Например, люди иногда притворяются глупыми, когда думают, что казаться менее знающими или менее компетентными более выгодно. Исследования показывают, что, несмотря на распространенное мнение, мужчины чаще притворяются глупыми, чем женщины, особенно в общении со своим начальством.
Подростки могут намеренно портить домашние дела, чтобы убедиться, что в следующий раз их родители не попросят их сделать то же самое. Некоторые люди склонны изображать из себя нетерпимых, нетерпеливых и враждебных, если это заставляет других делать то, что они хотят. Многие начальники пытаются использовать методы самопрезентации, которые создают критический и требовательный образ, чтобы сотрудники старались изо всех сил выполнять задачи точно.
Одно исследование показало, что госпитализированные психически больные демонстрируют значительно меньше симптомов шизофрении, когда выгодно выглядеть психически здоровыми. С другой стороны, когда то, что их считали психически больными, имело преимущества, они казались гораздо более психологически неблагополучными.
Это стенограмма из серии видео Понимание тайн человеческого поведения . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Самопрезентация в различных ситуациях
Человек может скрывать свой стресс и негативные чувства перед другими. Многие так делают. В то же время одни и те же люди могут не только выражать свой стресс, но и преувеличивать его в другой ситуации. Решение о том, преувеличивать или преуменьшать эмоции, определяется ситуацией и тем, как можно добиться желаемого поведения от других людей.
Пожилые люди также пытаются представить себя определенным образом, и усилия по самопрезентации не прекращаются после достижения определенного возраста. (Изображение: Роберт Кнешке/Shutterstock)Почти все в той или иной степени контролируют впечатления. Несмотря на то, во что многие могли бы поверить, достижение определенного возраста или определенной стабильности не останавливает усилий по самопрезентации. Например, человек продолжает пытаться добиться от своего супруга наилучшего поведения после брака, даже если он не пытается произвести на него впечатление, как до брака.
Пожилые люди тоже не перестают заботиться о том, что думают другие. Они, как правило, меньше заботятся о многих вещах, но количество антивозрастных кремов и процедур показывает, что пожилые люди заботятся о том, чтобы их не считали старыми и неэффективными. Таким образом, усилия по самопрезентации являются нормальными, пока они не вызывают сильное социальное беспокойство.
Узнайте больше о том, почему обиженные чувства причиняют боль?
Социальная тревожность
Социальная тревожность — обычное явление. Люди нервничают на собеседованиях при приеме на работу или на свиданиях, знакомясь с новыми людьми или просто находясь на общественном мероприятии, где они никого не знают. Наиболее распространенный опыт и причина социальной тревожности — выступления перед группой. Чувствовать тревогу в таких ситуациях нормально, и высший уровень возникает, когда человек сильно мотивирован произвести желаемое впечатление, но совершенно уверен, что не сможет его произвести.
Положительным моментом является то, что социальная тревожность создает уровень бдительности, который необходим в более критических ситуациях. Отрицательная сторона, с другой стороны, заключается в том, что это заставляет некоторых людей полностью избегать социальных ситуаций или иметь проблемы с успешным взаимодействием.
Самопрезентация может быть значительно нарушена тревогой, когда она превышает нормальный уровень. Тем не менее, техники самопрезентации можно использовать, чтобы каким-то образом контролировать тревогу, когда она находится в нормальном диапазоне.
Общие вопросы о самопрезентации в разном возрасте
В: Что такое самопрезентация?
Самопрезентация – это попытка человека правильно подать себя и произвести желаемое впечатление на других людей. Естественно пытаться произвести положительное впечатление, если только не ложь и преувеличение.
В: Что такое стратегии самопрезентации?
Ложь и преувеличение — две наиболее распространенные стратегии самопрезентации во многих ситуациях.