Самореализация личность деятельность: Самореализация личности

Содержание

Самореализация: как достичь жизненных целей

В статье рассказывается:  

  1. Структура самореализации личности
  2. Цели самореализации в разном возрасте
  3. Проблемы самореализации
  4. 4 вида самореализации
  5. Первые шаги к самореализации, чтобы достичь цели
  6. 10 методов достижения целей самореализации
  7. Признаки самореализации: как понять, что вы достигли цели
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Самореализации – долгий, сложный процесс. Порой, на него может уйти добрая половина жизни. Но процесс этот приятный и приносящий очень ценные и желанные плоды. Ведь цель нашей жизни – реализовать себя, и не важно, в чем это будет выражаться: в головокружительной карьере, творческом росте, становлении себя как идеального родителя – всё это часть одного целого – самодостаточной личности.

Самореализация не терпит распыления. Выберите одну цель и методично следуйте ей, развивая необходимые навыки, компетенции, способности.

Структура самореализации личности

Каждый человек имеет свое приоритетное направление, в котором будет происходить его дальнейшая жизненная самореализация. Кому-то в качестве таланта дана способность к творческим проявлениям, кто-то обладает особыми навыками общения с детьми, от того становится идеальным родителем.

Самое главное – иметь свободу самореализации, увлекаться этим по-настоящему, а не по настоянию третьих лиц. Кроме того, есть особые стратегии, цели и механизмы личностной самореализации, о которых хотелось бы поговорить несколько подробнее.

Если рассматривать самореализацию личности в некоторых аспектах, то мы можем сказать, что это:

  • деятельность, которая присуща каждой персоне;
  • особый процесс познания себя, для того, чтобы узнать и раскрыть имеющиеся у себя самого способности и таланты;
  • реализация важнейших личностных качеств, целью которой является достижение определенных целей.

Как бы там ни было, процесс саморазвития и самосовершенствования выступает главной составляющей самореализации в целом. Не стоит думать, что этот процесс пройдет быстро и незаметно. Путь к самореализации непростой, отнюдь не легкий, а успешность на том или ином этапе поможет определить совокупность структурных показателей, к примеру:

  • проявление инициативы, направленной на планирование собственной деятельности, ее регулирование, тщательный контроль и обязательная целенаправленность;
  • признаки автономного (самостоятельного) поведения, когда вы можете принять грамотное важное решение, а также способны самостоятельно регулировать ваше взаимодействие с другими субъектами;
  • отсылки к творчеству, которые могут помочь появлению креативность в вашей деятельности.

Как уже было сказано, реализуется потенциал довольно долго, а потому и цели могут изменяться в зависимости от жизненного этапа в настоящем.

Цели самореализации в разном возрасте

Личностная самореализация находится в тесной зависимости с возрастом человека, ведь с течением жизни у нас могут в корне измениться приоритетные цели:

В детском возрасте раскрывается умственный и нравственный потенциал, а потому упор приходится на следующие приоритетные цели:

  • с помощью обучения развить интеллект на максимум и сформировать характер;
  • познакомиться со своими достоинствами и недостатками, благодаря общению со сверстниками;
  • обрести себя в творчестве, проводя тестирование всевозможных увлечений.

В юношеский период появляется потребность в поиске потенциального партнера для будущей жизни и, конечно, в определении профессиональной направленности, а потому приоритетные цели теперь такие:

  • познать взаимодействие с внутренним «Я» благодаря глубокой рефлексии, а также избавиться от имеющихся предрассудков и стереотипов;
  • максимально развивать умственные способности;
  • уделять время улучшению телесных и духовных познаний;
  • познакомиться с закономерностями в интимных взаимоотношениях.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20321

В зрелый период настает момент, когда человек утверждается в статусе профессионала, что важно, и человека, что важнее, и приоритетные цели видоизменяются:

Проблемы самореализации

Большинство страхов в вопросе деятельности и самореализации оправданы тем, что проблемы воплощении мечты в реальность исходят от нас самих. Мы можем иметь тысячи шансов для самореализации и достижении чего-то стоящего, однако, для людей, которым тяжело решиться, эти шансы будут видеться в качестве ярма на шее, а также вызывать апатию, подавленность, самобичевание и прочие негативные проявления. Все это закончится полным крахом и деградацией.

Не зря многие философы и ученые написали массу научных трудов по вопросам самореализации.

Аристотель высказал мнение, что достижение наивысшего, безусловного счастья возможно только с помощью реализации талантов, и не важно, врожденные они или развитые.

Проблемы самореализации

Абрахам Маслоу тоже посвятил немало времени тому, чтобы досконально изучить всевозможные аспекты самореализации, и пришел к выводу о том, что потребность человека в самореализации находится на верхушке воображаемой пирамиды всевозможных потребностей людей.

Получается, что первично требуется преодоление физиологических потребностей, обеспечение безопасности, тщательный разбор социальных факторов, поиск верных друзей и настоящей любви, а уж затем посвятить время собственной самореализации.

Неудивительно, что статистика сообщает лишь о 4 % от всех людей, кому удалось добраться до этой вершины

Очень важно использовать весь имеющийся творческий и профессиональный потенциал – это станет залогом счастливой жизни в гармонии с самим собой.

Трудности, имеющие психологическую направленность, всегда появляются на пути самопознания, чаще всего они появляются из-за несоответствия между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, а также уровнем навыков и степенью реализации опыта в настоящем мире.

Только до 10.04

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Сложности с самореализацией личности уходят корнями в детство, поскольку любая ошибка может сталь фатальной:

Можно сказать, что самореализацию человека вполне может остановить мнение общества, мнение большинства, это очень печально.

Важно понять! Огромное негативное влияние на психику человека, вплоть до ее регрессивных изменений, имеет фактор несовпадения стремлений в самореализации с истинными возможностями.

Наибольшее влияние оказывает стресс, появляющийся из-за резкого прекращения перспективы в реализации собственного таланта. К примеру, известный лыжник, чемпион, который лишился ног в результате несчастного случая и теперь имеет возможность передвигаться только в инвалидной коляске. В такой ситуации остается шаг до затяжной депрессии, так как его способности останутся более не реализованы.

Также, потребность в реализации материнства, знакома каждой женщине, а потому возникают огромные проблемы (вплоть до алкогольной и наркотической зависимости) на фоне безуспешных попыток завести ребенка.

Проблемы самореализации, в большинстве своем, достаточно типичны и поддаются структурированию:

  • Несоответствие желаемого (в собственных фантазиях) с действительностью. Например, девушка хочет стать актрисой, но родители ей навязывают профессию юриста.
  • Трудность выбора наиболее располагающей к себе сферы самореализации.
  • Человеческое слабоволие, чрезмерная лень и постоянная прокрастинация.
  • Не совсем тождественное восприятие человеком себя и своих способностей.
  • Ошибочные наставления от окружающих, от родственников или наставников.
  • Боязнь полнейшего провала.
  • Препятствия физического характера.

Все эти проблемы могут сделать процесс самореализации мучительно трудным и сложным, и только сильная, цельная личность в состоянии отбросить сомнения и встать на путь самореализации.

4 вида самореализации

О биосоциальной природе человека знает каждый, а потому рассуждение о процессе личностного становления в отрыве от окружающего общества будет не совсем правильным.

Самореализация подразумевается в нескольких видах:

  • творческая самореализация;
  • личностная самореализация;
  • профессиональная самореализация;
  • социальная самореализация.

Все они должны существовать в жизни каждого человека и образовывать единую взаимосвязь. Процесс образования и воспитания детей становится ускорителями проявления каждого из вида, поскольку, именно в этом возрастном диапазоне начинает формироваться модель поведения человека в дальнейшем.

Поговорим о каждом из видов:

  • Личностная самореализация

Каждому ребенку необходимо чувствовать проявление особой заботы, любви и нежности со стороны взрослых, а также ощущать, что его понимают, уважают имеющееся мнение и благосклонны к позитивным поступкам.

Личностная самореализация

С возрастом такое желание начинает проявляться все сильнее и сильнее, что приводит к двум диаметрально противоположным финалам: человек достигает успеха или «тонет» среди уныния и депрессии. Можно сказать, что человек выбирает один из таких вариантов жизненного пути:

  • Утвердиться в стремлении к обеспеченному существованию и благополучию.
  • Достичь успеха в личностном и карьерном росте.
  • Зафиксироваться на вершине успеха в совершенствовании собственных умений и знаний.

В данном случае не столь важно, каков вид деятельности человека, существеннее цельность его личности. А достичь в этом успеха поможет похвала от родных и близких, а потому с окружающими людьми нужно существовать в гармонии.

  • Творческая самореализация

Во все времена человек стремился к первенству, в том числе – в творчестве, именно поэтому особую значимость имеют шедевры мирового искусства и прогрессивные изобретения из области научной деятельности. В современности очень важно найти свою нишу и занять место, пока на него не пришел кто-то другой в погоне за славой и всеобщим признанием.

Внутри каждого человека живет творец, нужно лишь найти самый удобный способ реализации такой формы отклика на окружающую действительность: постичь себя в скульптуре, музыке или живописи.

В данном вопросе абсолютно неважно, сможешь ли ты достичь первенства в выбранном деле, достаточно лишь получать одобрение от других, небольшие поощрения, именно тогда такой способ самореализации человека посредством творчества можно признать успешно осуществленным.

  • Профессиональная самореализация

Кто не желает быть успешным карьеристом? Многие хотят получить повышение, добиться большей заработной платы, а также получать признание со стороны коллектива и, конечно, начальства. Главное – не терять голову, а помнить, что карьера не является смыслом всей жизнь, а лишь ее небольшой частью.

Итак, перечислим цели, которые хотели бы поставить перед собой все те, кто нашел в профессиональной деятельности свой способ самореализации:

  • ощущать себя частью единого коллектива;
  • заслужить почет и уважение коллег;
  • определить собственные слабые и сильные стороны в выбранном деле;
  • подняться на вершину карьерной лестницы;
  • иметь четкий план для светлого будущего;

Достаточно лишь раз взглянуть на перечисленные пункты и сразу становится понятно, какой уровень профессиональной самореализации у человека.

  • Социальная самореализация

Речь идет о том, насколько человек успешен в социуме, опираясь на принятые им самим канонические идеалы счастья в данной сфере. По выводам Маслоу, к которым мы обращались чуть ранее, социальная самореализация находится на самой вершине в пирамиде потребностей индивида. При этом, путь к вершине у каждого – свой. Кому-то достаточно стать популярным среди компании общих друзей, а кто –то считает настоящим достижением открытие собственного бизнеса.

Общество довольно многогранно, а потому позволяет всем и каждому обрести свое место в нем, добиться славы и успеха в любом выбранном деле. Как показывает практика, люди, добившиеся определенного успеха, имеют большую сепарацию от мнения окружения, в то время, когда нереализованные люди максимально зависимы от одобрения их работы, они постоянно стремятся продемонстрировать свой успех, даже малейший.

Человек упускает возможность иметь полноценную жизнь в обществе, отказываясь от самореализации. Нужно выбрать любой вид деятельности, любое творчество, в любом случае, все сферы жизнедеятельности соприкасаются друг с другом даже на минимальном уровне.

Первые шаги к самореализации, чтобы достичь цели

Процесс самореализации невозможен без определения уровня собственных талантов и способностей, так как необходим «объект». У каждого человека свое представление об идеальной самореализации: у одних — семья, у других — карьера.

Но, в любом случае, необходимо следовать таким этапам:

  • Понимание и принятие себя – процесс, во время которого человек производит анализ себя самого, смотря через призму общения с близкими, через увлечения, через ежедневные дела и поступки.
  • Знакомство с собственными ограничениями – процесс, который позволяет человеку «прощупать» свои сильные стороны и поразмышлять над слабыми, если таковые имеются.
  • Трудная работа над собой – процесс, подразумевающий целенаправленное улучшение собственных способностей и сведение к минимуму слабых сторон или внутренних противоречий.
  • Создание собственной жизненной линии – процесс, когда человек начинает сопоставление целей и приоритетов с имеющимися у него талантами.
  • Определение области применения собственных талантов в соответствии с имеющимися предпочтениями.
  • Четкая установка жизненных целей – процесс, когда человек точно определяется с тем, «где, что, когда» он хочет.
  • Непоколебимая вера в правильность избранного тобой пути.
  • Прямое применение каких-либо действий для достижения успешной самореализации.
  • Никогда не сомневаться в своих силах, двигаться в быстром темпе к мечте, не сбавляя скоростей.

Одно из ключевых правил в стремлении к самореализации – оставаться хорошим, добрым, порядочным и честным человеком, не способным на подлые поступки и предательства по отношению к другим.

Не спешите, не старайтесь взять за основу успешной самореализации чужой темп, а потом просто не потянуть его! Продвигайтесь постепенно, хвалите себя за минимально достигнутое. Вы – уже молодец, потому что решились, а не продолжили бесцельно существовать.

10 методов достижения целей самореализации

Многие спросят, есть ли какой-то чудесный рецепт эффективной самореализации? Нет, все завязано на вашем трудолюбии и упорстве.

  • Уделяйте больше времени себе любимому

Главным шагом шаг в процессе достижения самореализации — найти время для себя. Да, ваша жизнь насыщена чехардой событий, сменяющих друг друга, строгий график не позволяет выделить час-другой себе на отдых, но это все приводит к печальным последствиям, апатии, выгоранию, полнейшему регрессу личности.

Уделяйте больше времени себе любимом

Вы должны больше уделять времени себе, чтобы покорить все намеченные вершины.

Мы говорим не о бесцельном лежании на диване. Речь идет о состоянии расслабленности, в котором нуждается не только тело, но и душа, и разум.

Попытайтесь найти время на приятные воспоминания о себе, о радостных моментах прошлого, поразмышляйте о приятном будущем, задумайтесь, как важно влияние положительных мыслей и настроя особой концентрации на восстановление внутренних ресурсов.

  • Найдите способ выйти из зоны комфорта

Даже не осознавая того, мы ежедневно выполняем привычные для нас установки, проверенные временем. Все для того, чтобы не выходить из зоны комфорта. Мы становимся похожими на роботов, которые выполняют задания, иногда даже не задумываясь об их смысле. Ваши будние дни насыщены встречами с одними и теми же людьми, вы ведете одинаковые по смысловой нагрузке разговоры, ходите в те места, которые посещаете на протяжении долгих лет…Всё это тормозит процесс самореализации.

Никогда не поздно остановиться, оглядеться, подумать, всё ли устраивает в окружении? Комфортно ли вам жить в таком ритме, темпе? Довольны ли вы своей жизнью?

Как только вы перестанете жить «по привычке», а начнете заниматься тем, что по-настоящему приносит удовольствие – тогда и достигнуть самореализации сможете в разы быстрее.

Не бойтесь прощаться с теми людьми, общение с которыми доставляет негатив. Не жалейте об избавлении от вещей, которые нагоняли на вас тоску и апатию. Раз и навсегда разрушите негативные установки, начните формировать новые, которые будут приносить истинное удовлетворение.

  • Откройте для себя самопознание

Познайте свою истинную сущность. Это очень важный и верный шаг на пути к себе.Печально, но большинство людей даже не осознают, кем они являются, на что способны и к чему имеют предрасположенность. А ведь достаточно лишь спросить себя:

  • Имеются ли у меня скрытые мотивы и желания? В чем их суть?
  • Что в себе мне нравится, а что раздражает?
  • Что бы я хотел изменить в себе и в собственной жизни, если бы представился такой шанс?
  • Есть ли во мне что-то искусственно созданное, вопреки моему желанию, но в угоду окружению?
  • Что мешает мне достичь самореализации? Что является моим мощным мотиватором?

Честно ответив на данные вопросы самому себе, вы сможете понять глубину имеющихся проблем, что в дальнейшем поспособствует ускорению процесса самореализации.

  • Нужно находиться в гармонии с самим собой

Ответив на свои вопросы, вы можете открыть в себе «нового человека», который искренне желает добиться большего, чем имеет сейчас. Для этого необходимо синхронизировать себя настоящего и себя будущего, принять свою индивидуальность, осознать весь спектр имеющихся достоинств и недостатков, а уже из этих знаний формировать грамотные установки на дальнейшую самореализацию. Постарайтесь оставить весь негатив в прошлом, отпустите всё и вся, что тянет вас вниз.

Гармония с самим собой заключается в том, что человек полностью осознает свой бэкграунд, понимает его сильные и слабые стороны, но не сожалеет о прошедшем опыте, а извлекает из него полезный урок для светлого, счастливого будущего.

Запомните, что изменения должны происходить исключительно для улучшения вашего состояния, а не во имя признания со стороны. Не старайтесь следовать чужим стандартам, создайте свой собственный набор моральных ценностей и мировоззрений и придерживайтесь их, так как это единственные вещи, имеющие значение.

  • Разрушь границы вокруг себя

У каждого, порой, возникают мысли о собственном бессилии, тотальной неуверенности во всем, что он делает. Будто кто-то в голове шепчет о явном провале в любом деле, которым искренне хотели бы заниматься.Только от самого человека зависит, будет ли он слушать голос внутренней неуверенности, а может поддаться негативу и не решится на шаг, который вполне мог быть самым важным в его жизни. Или сможет собраться, отбросить глупые мысли, отставить неверие в свои силы и будет двигаться к выполнению намеченных целей.

Границы внутри себя

Кажется, будто бы это пустые слова, которые звучат на каждом мотивационном тренинге, однако, они имеют большое значение для тех, кто хочет повысить собственное эго и получить мощный заряд уверенности в своих силах.

Взгляните правде в глаза: самый большой борец с нашими светлыми идеалами – мы сами.

Единственный, кто мешает нам прорваться вперед – тоже мы, поскольку привычка строить вокруг себя защитные границы формируется у многих еще в детстве, так легче и проще избавляться от внешнего негатива. Мы боимся раскрыть имеющийся потенциал просто потому, что мнимые границы, созданные нами же, твердят о недостаточной компетентности, скрытой угрозе или других дурных факторах, за пределами этого воображаемого защитного мирка.

Мы даем себе установку, что недостаточно хороши для более высокой должности, не заслужили, не имеем права претендовать на более высокую зарплату, не наработали, не имеем права купить себе мольберт или гитару, о которых мечтали, потому что уже не в том возрасте.

Нужно раз и навсегда осознать, что наша жизнь только в наших руках. Мы сами являемся строителями собственного счастья, а потому самостоятельно избавляемся от негативных установок, выходим за границы, расширяем взгляд на мир и на собственные возможности.

  • Имейте веру

Абсолютно неважно, являетесь ли вы верующим человеком или атеистом, достаточно просто верить в то, что все получится.Вселенная будет благосклонна к тому, кто понимает, что всё происходящее следует по намеченному времени и имеет вескую причину. Верьте, что впереди вас ожидает прекрасное будущее, что нынешние неудачи – шанс испытать свои силы, преодолев их, вы станете во много раз сильнее морально.

Верьте в себя, в собственные способности, силы. Верьте, что вам суждено достичь великих целей. Что у вас есть все, что нужно, для раскрытия собственного потенциал. Это придаст сил на свершение великих дел! Помните, что вы сильны, а значит никому не удастся поколебать вашу веру в себя, сбить с нужного пути и разрушить вашу жизни!

  • Поддерживайте связь с собственным духовным «я»

Самореализация случается лишь тогда, когда наблюдается полное единение вашего разума, тела и души. Поэтому, вам необходимо наладить прочную связь со своей духовной стороной, познать душевное равновесие.Духовность действительно важна, это истинное понимание потребностей и желаний вашей души и помещение их над вашим телом.

Это, своего рода, освобождение от имеющихся пристрастий физического естества и объединение с собственным внутренним «я».Обратитесь к внутреннему «я», пробудите его. Посвятите время духовной пище, ведь вы же утоляете голод ежедневно и не один раз. Такую потребность испытывает и ваш ум, ваш дух.

Прочная связь обеспечит ощущение гармонии, настроит на позитивный лад, принесет в вашу жизнь терпимость и осознанность.

Поймите, что вы – не только тело, которое умеет думать и действовать. Внутри людей – вечная душа, которая нашла возможность обрести осязаемое тело, но это временно. Уделяйте больше внимание вашему душевному состоянию.

Именно разум и душа главенствуют над вашим телом, а не тело держит власть над ними.

  • Увеличьте фокус внимания

Достижение самореализации возможно только тогда, когда перед человеком стоят ясные цели. Опираясь на них, он направляет всю потоковую мощь светлой энергии на ее осуществление.

Так что очень важно поставить четкие и ясные цели перед самим собой.Будьте решительны, сосредоточьтесь на задуманном, не позволяйте никому и ничему отвлечь вас от намеченного пути. Ваше время, здоровье, силы, внутренняя энергия – всё это очень важно, поэтому не позволяйте никому вмешиваться в достижение вашей самореализации.

Бывает сложно сконцентрироваться на одной конкретной задаче, но этому необходимо научиться, достаточно лишь думать о своем уме, как о мышце, которая способна «раскачаться», если приложить к этому процессу максимум усилий. Делайте всю работу постепенно.

Обозначьте самые простые и легко достижимые цели, сосредоточьте все свое внимание и энергию ума на них, а когда цели будут достигнуты, вы сами заметите рост вашей же самооценки. Вы поймете, что все получается, все вам подвластно. Далее, цели будут все серьезнее и серьезнее, но это уже не будет являться для вас проблемой. Вы сможете встать на этот непростой путь веры в себя, тогда у вас всё будет замечательно.

Ваш фокус будет повышен, что приведет к самореализации быстрее, чем что-либо другое.

  • Не пренебрегай работой над самим собой

Никогда нельзя забывать о постоянном самосовершенствовании себя, поскольку это приближает человека к тому идеалу, которым он представляет себя в совершенном будущем.

Не кичитесь тем, что вы имеете сейчас – мечтайте о большем, мечты подталкивают нас на что-то существенное, на преодоление барьеров, разрушение стен, имеющихся на нашем подсознательном уровне.

Не ожидайте, что изменения произойдут за одну минуту. Это длительный, непростой процесс. Самосовершенствование требует тщательного подхода, оно не любит слабых, безвольных людей. Только преданных мечте, энергичных, свободных для реализации новых задумок.

Безусловно, на пути будут встречаться препятствия, которые попытаются остановить вас в собственном саморазвитии, однако, не бойтесь их, считайте это своеобразным вызовом, этаким тестом своей умственной силы. Эти уроки по-настоящему ценны, поскольку результативность от них в разы выше, чем прочтение любых книг о самосовершенствовании или просмотра фильма.

Каждый новый день старайтесь преодолеть себя, оставить в прошлом негативные установки, лень, слабость. Верьте в то, что впереди только успех и собственное личное счастье.

  • Впустите в свою жизнь практики медитации

Медитация действительно важна, поскольку она является неотъемлемой частью каждого процесса самореализации.Эта особая восточная техника способна помочь в очищении собственного разума, настроить вас на волну осознанности, добавить в вашу жизнь навык большей сосредоточенности и внимания.

Многие считают, что медитации просто тратят время, которое можно было бы уделить чему-то более полезному, однако, только она способна качественно тренировать ваш разум и душу для обретения гармонии между этими двумя составляющими.

В начале этот процесс будет не такой легкий, как хотелось бы. Начинающим практикам подвластны некоторые медитативные техники, которые только подготавливают ваш разум и сердце ко встрече с настоящим умиротворением.

Медитации способны благотворно влиять на психическое здоровье человека, помочь ему получить особые навыки и преимущества для собственного организма, в конце концов, это тоже спортивные занятия, которые поддерживают вас в тонусе.

Признаки самореализации: как понять, что вы достигли цели

Итак, американский психолог Абрахам Маслоу, о котором мы говорили чуть ранее, в своей пирамиде потребностей человека выделил самореализации место в самом верху, подразумевая, что именно она способна принести в жизнь каждого гармонию и истинное счастье. Следуя его анализу успеха известных персон, можно понять, как выглядят реализовавшие себя люди:

  • они серьезные и ответственные, всегда держат данное слово;
  • осознают свои недостатки, принимают их;
  • следуют истинным желаниям своей души;
  • имеют неплохое чувство юмора;
  • неудачи предпочитают забывать сразу, не тянут их в будущее;
  • не склонны к депрессивным состояниям;
  • имею четко сформированное собственное мнение;
  • качественно анализируют поступки других и строят верные выводы;
  • умеют планировать и просчитывать действия;
  • гибки умом;
  • проявляют терпимость к другим, не занимаются осуждением.

Узнает ли вы в данном описании себя? Если да – то вы все делаете правильно, однако, если вам показалось, что в списке мало общего с вами настоящими, то верьте в себя, свои силы, старайтесь с каждым днем становится все лучше и лучше, ведь перед вами имеются огромные перспективы!

Не забывайте, что самореализация и саморазвитие неразрывно связаны друг с другом!

Продвижение блога — Генератор продаж

Рейтинг: 4.62

( голосов 13 )

Поделиться статьей

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PERSONAL CREATIVE SELF-REALIZATION

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Базаева Ф. У.*

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия

* Корреспондирующий автор (fubazaeva[at]mail.ru)

Аннотация

Современная жизнь и общество претерпевают серьезные изменения, и это требует от человека проявления соответствующих качеств. Это позволяет человеку адекватно решать различные жизненные задачи и реагировать творчески на возникновение различных неожиданных событий. Творческая самореализация — это способность личности изменять способы самоорганизации, создавать условия собственной жизнедеятельности. Творчество – основной способ реализации процесса, где личность выстраивает собственную стратегию жизни. В современном мире идея о том, что образование должно стать механизмом саморазвития личности и реализацией творческих возможностей все более укрепляется. Именно поэтому в вузах растет интерес ученых и педагогов к процессу поиска форм и возможностей, средств и методов для творческой реализации, и самореализации студентов. Но единство творческой личностной самореализации и профессионального обучения не всегда на практике находят себя. Иногда бывает так, что они не учитывают и личные стремления молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личной значимости. В связи с этим, актуальность данного вопроса опосредована современными потребностями педагогической науки в практическом применении в вузе, а также средств способных побуждать студента к творческому преобразованию собственной личности, личному росту.

Ключевые слова: творческая самореализация; студенты; вуз; искусство; творчество; самореализация; культура.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PERSONAL CREATIVE SELF-REALIZATION

Research article

Bazaeva F.U.*

Chechen State Pedagogical Institute, Grozny, Russia

* Corresponding author (fubazaeva[at]mail.ru)

Abstract

Modern life and society are changing dramatically, and this process requires a person to have appropriate qualities. This allows a person to adequately solve various life tasks and react to various unexpected events in a creative way. Creative self-realization is the ability to change the ways of self-organization, to create conditions for own life. Creativity is the main way of implementing the process, where a person builds own life strategy. In the modern world, the idea that education should become a mechanism for personal self-development, the implementation of creative opportunities is increasingly strengthened. That is why the interest of scientists and teachers in the process of searching for forms and opportunities, means, and methods for creative realization and self-realization of students is growing in universities. But the unity of creative personal self-realization and professional training is not always expressed in practice. Sometimes it happens they do not take into account the personal aspirations of young people for individual and creative self-expression, for proving personal significance. In this regard, the relevance of this issue is mediated by the modern needs of pedagogical science in practical application at the university, as well as means capable of encouraging the student to creative transformation of own personality, personal growth.

Keywords: creative self-realization; students; university; art; creation; self-realization; culture.

Самореализация – это процесс, заключающийся в понимании личных задатков, потенциала, таланта и в их будущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности [9]. Процесс самореализации представляет собой криволинейное движение, хотя является непрерывным. При смене условий жизни и рода деятельности, а также при возникновении новых требований со стороны окружающей среды происходит возрастание интереса к проблеме самореализации личности. В современном мировом обществе личность, обладающая жизненными ценностями и установками, оказалась неготовой к выполнению новых профессиональных, социальных и личностных задач [5, С. 696].

Потребность в самореализации заложена самой природой в каждой личности. Учение Маслоу основано на концепции «иерархия потребностей», что подразумевает самореализацию как наиболее важную потребность личности человека. Человеку в любой ситуации очень важно определить свое место в обществе, проявлять свои задатки, себя, дабы испытывать удовлетворение от действительности.

Творческий процесс – это занятие, которое является обязательным для любого индивида, потому что оно считается эволюционно сложившимся механизмом проявления у человека его личных субъективных возможностей. Процесс овладения личностью самой сути творчества — базовый критерий, определяющий собой духовное развитие. Творческая реализация имеет большое значение для личности, поскольку творчество напрямую связано с навыком реализации собственного внутреннего потенциала и таланта в целом. Соответственно, в дальнейшем это находит отражение на успешности человека в других его жизненных сферах.

Исследователи в этой сфере отмечают, что наиболее полно раскрываются возможности субъекта, когда он занимается нужной и социально полезной работой. При этом сравнение проводится не только с мотивами внешней стороны, но и с внутренними представлениями индивида о данной деятельности. Это значит, что данная деятельность должна соответствовать и отвечать интересам самого человека, и только тогда она перевоплощается в «самодеятельность» — реализация личности в определенной сфере деятельности предстает уже в качестве самореализации. Таким образом, собственная мотивация индивида — это неотъемлемый фактор личностного развития. Как раз из этого возможно сделать вывод со следующим утверждением: творческий процесс сам по себе изначально закладывает в себе процесс самореализации в своем «чистом» виде.

Исследования последних лет все чаще обращают внимание на проблему самореализации личности как в отечественной, так и зарубежной научной литературе по психологии и педагогике. Исследованием процесса самореализации личности в разное время занимались представители целого ряда научных школ. Однако можно сказать, что на данный момент так и не существует единой концепции самореализации, и данный вопрос все еще является дискуссионным. Сегодня не совсем ясно, чем же является самореализация, процесс это, потребность или же явление. Если изучать данный вопрос с различных позиционных точек зрения, то, пожалуй, целесообразно первым рассматривать социально-философский аспект, а после уже психологический и педагогический аспекты этого понятия. Сама по себе идея самореализации имеет очень древнюю историю, которая отражается в философских трудах. С древних времен в таких трудах самореализацию рассматривают, как «высшую ценность», и это можно проследить еще от самой философии Упанишад 8-5 век до н.э. и в даосизме 6-5 век до н.э. Западные учения про самореализацию — анализ самого феномена, а также практические рекомендации по тому, как достигать этих целей. Они восходят, в свою очередь, к трудам Платона и Аристотеля.

Рассматривая разные точки зрения на проблематику, стоит начать с изучения научных изысканий И. Ведина. В его работах говорится о самореализации, которая выступает в качестве реализации в целом личности в мире и реализации творческих возможностей человека силами его собственной личности [2, С. 114].

В свою очередь, П. А. Галушкин в своих работах высказывает мнение, что самореализация — это демонстрация и применение всего, что накоплено было личностью в процессе саморазвития. Тут речь может быть об энергии и навыках, а также умениях и способностях. Эти все ресурсы, по мнению автора, используются в целях демонстрации собственного «Я». [3, С. 55].

Изучив исследование В.И. Муляра, можно констатировать, что для раскрытия процесса самореализации он применял целый комплекс понятий, как культура и индивидуальные особенности, а также свобода и самодеятельность, и, конечно, целенаправленность. Автор подчеркивает, что самореализация — это индивидуальный процесс опредмечивания сущностных сил личности путем деятельности. В этом случае уместным будет уточнить, что личностная самореализация — это свободное раскрытие индивидуальности человека в результате многогранной деятельности.

Н.Н. Михайлов уточняет, что личность проходит определенный путь от деятельности непосредственно к самодеятельности. Изначально автор говорит о том, что способности человека могут раскрыться в процессе деятельности, но также он сделал акцент на том, что осуществление этой деятельности определяется внутренними мотивами — не обществом или коллективом, а потребностями личности. Только тогда, по мнению данного автора, может деятельность трансформироваться в самодеятельность, и только в этом случае реализация личностных способностей в этой деятельности обретает характер самореализации [1, С. 77].

Само понятие самореализации начал применять в своих работах А. Адлер. По его мнению, люди, стремятся к превосходству. Это влечение А. Адлер считал врожденным, и считал, что именно это и есть сама по себе жизнь. Другими словами, «это нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». [10, С. 104] При этом Адлер не выделял авторского определения самореализации. Он применял в своей работе философский подход, но принимал и то, что личность имеет самосознание. Само понятие самореализации применяется и в работах зарубежных авторов в сфере психологии, включая Э. Фромма, К. Роджерса и А. Маслоу. Эти специалисты высказывали согласную с Адлером точку зрения, полагаясь на философский подход к проблематике самореализации.

В работах С.Л. Рубинштейна, отмечается важная сторона процесса творческой самореализации, а именно: «Субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проверяется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть». Рубинштейн считает, что самореализация представляет собой важнейший мотив человеческой деятельности и стремление испытывать и выявлять собственные способности и силы [8, С. 143].

Выделим еще одно определение самореализации, которое достаточно близко нашему пониманию, высказывает его Е.И. Горячева: «Самореализация означает процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты» [5, С. 696]. Итак, резюмируя все вышесказанное мы можем сделать краткий вывод, что самореализация – понятие, которое характеризует только индивидуальный процесс:

¾ внутренний процесс осуществляется личностью индивидуума;

¾ внутренняя личностная потребность должна инициировать;

¾ процесс может проявляться непосредственно в деятельности;

¾ внешний результат процесса — взаимодействие с окружающими и миром;

¾ всегда имеется как внешний, так и внутренне-смысловой личностный план;

¾ всегда имеется у каждого первооснова, заложенная в потенциале личности и личностных сущностных силах;

¾ все проявления процесса личность отслеживает в динамике и оценивает в дальнейшем.

В контексте изучения данного вопроса целесообразно также отметить, тот факт, что педагогика, выступая частью культуры, определяет предметом своей деятельности образование, воспитание и развитие личности средствами культуры, которые использует другая личность – учитель, воспитатель, помощник, а культурология рассматривает духовные достижения людей как самоценность, передаваемую из поколения в поколение.

Следовательно, самореализация «Я» разными способами самообразования (самостоятельного обучения), самовоспитания (самостоятельного формирования личности), саморазвития (саморегуляции поведения) считается важнейшей и высшей целью движения личности или общества к совершенствованию и улучшению.

Такая категория как «творческая самореализация», по мнению В.И. Андреева, это одна из основных составляющих всего творческого процесса саморазвития личности [1, С. 79].

«Наши исследования демонстрируют, что процесс творческого саморазвития личности включает достаточно обширное число «самости»: самопознание, самоанализ, самонаблюдение, саморегулирование, самодеятельность, самоактуализация, самоуправление, самосовершенствование и др. » [1, С. 80] Отметим, что в качестве наиболее значимых системообразующих элементов «самости» можно выделить пять: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самореализация, самосовершенствование».

Для того, чтобы развивать, пополнять свои знания, саморазвиваться, выделяются некоторые творческие задания. В процессе которых можно самореализовываться в различных видах деятельности. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от студентов творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Приводя в данном случае в пример мнение А.К. Осницкого, можно сделать вывод, что субъектный опыт представляет собой активную и целенаправленную, конструктивную позицию человека в повседневности и возможности развития личности [5, С. 698].

Если говорить о продуктивности, то здесь важны потенциальные возможности личности вместе с взаимодействием индивидуума с миром, тогда это непосредственно скажется на уровне самореализации. В состав субъектного опыта включены:

  1. Предметы деятельности личности и ее познания, представления и понятия личности о мире и деятельности;
  2. Операции и практические приемы в деятельности личности, а также определенные правила, регулирующие выполнение умственных или практических действий;
  3. Эмоциональные коды, которые включают в себя ценности, смыслы личностных установок и стереотипные конструкции или убеждения.

Функции данного опыта обеспечивают индивидуальное видение мира. Рассматривая данный опыт, можно констатировать, что в него входит биография личности, влияния семьи, нации (этноса), реальное взаимоотношение с миром, это делает процесс познания значимым постижением личности. Считается, что процесс обучения должен быть нацелен на сопровождение студентов в процессе обогащения их личностного опыта. Личностный опыт при этом должен отвечать стремлениям и возможностям личности на ее пути к самореализации, а также в процессе освоения изменяющейся природы общества.

Для формирования творческой самореализации студентов целесообразно использовать следующие творческие задание на актуализацию субъектного опыта [4, С. 107].

Творческие задания мотивирующего характера. Для того, чтобы задания были исполнены, они должны быть важными для исполнителя, представлять для них какую-либо значимость. В таком случае деятельность субъекта будет мотивированна.

Рассмотрим базовые творческие типы заданий, которые направлены на развитие самореализации и проблемные ситуации у студентов:

Задания с творческими элементами. Они требуют от студентов проявления самостоятельности, которая способствовала бы усвоению полученных знаний.

Продуктивные задания. Знания, которые были приобретены в подобных заданиях, нужно использовать в новых ситуациях с проявлением инициативы участников образовательного процесса. Позволяет накапливать опыт самодеятельности.

Истинно творческие задания. Это самые сложные виды заданий, которые требуют проявить высокий уровень самодеятельности, направленной на создание новых способов жизнедеятельности.

Итак, как можно отметить перечисленные творческие задания затрагивают одновременно несколько разных личностных качеств. Это и самостоятельность, и ответственность, организованность, развитие целеустремленности, инициативности, формирование творческого отношения к деятельности. Действуя на этой базе творческих заданий, деятельность личности (индивида) трансформируется в творческую и продуктивную. Участники образовательного процесса приобретают постепенно новые умения, и в дальнейшем это требует увеличения со стороны педагога долю опосредованного руководства. Благодаря этому растет доля самостоятельности, творчества и инициативы, а также формируются условия для дальнейшей самореализации, становления творческой личности.

Однако стоит отметить, что творческая самореализация формируется не только за счет творческих заданий. Существенное влияние оказывает и педагогическая комфортная среда. Понятие «педагогически комфортная среда» должно, на наш взгляд, анализироваться с точки зрения ее родовых понятий: среда, образовательная среда, комфорт, благоприятный климат. Не обращая внимание на необычайно обширное использование понятия «среда», оно не имеет единого значения.

Исследователи используют ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда». В современной версии энциклопедического словаря среда — это совокупность внешних условий, в которых совершается какой-либо процесс [9]. В исследованиях нередко перекликаются понятия «психологически безопасная образовательная среда» и «педагогически комфортная». В современности педагогические исследователи раскрывают понятие «комфортная среда».

К примеру, с точки зрения Т.Ф. Лошаковой, понятие комфортной среды она считает совокупность условий, которые определяют благоприятный климат, что актуализирует потенциал участников образовательного процесса в итоге [7, С. 87]. Таким образом, одними из ведущих средств формирования творческой самореализации, студентов являются творческие задания и педагогически комфортная среда.

Творческая самореализация студентов в процессе обучения – это самоорганизованное и рефлексивное учение на базе интеллектуальной и практически действенной инициативы, итогом которого считается удовлетворенность продуктами собственной учебной деятельности. Одними из основных средств формирования творческой самореализации студентов считаются творческие задания и педагогически комфортная среда. При выполнении творческих заданий, участник должен сам искать способы решения, создавать что-то новое. Педагогически комфортная среда представляет собой совокупность определенных условий, которые определяют наиболее благоприятный климат для того, чтоб актуализировать потенциал участников образовательного процесса и, соответственно, для их творческой самореализации.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 25 марта 2016 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2016 – С. 77-80.
  2. Ведин И. Ф. Бытие человека: Деятельность и смысл/ И.Ф. Ведин, Рига: изд-во «Зинатне», 1987. – С. 114.
  3. Галушкин П.А. Самореализация личности как психологическая проблема / П.А.Галушкин, Е.И.Исаев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Самореализация личности в современном мире». – М.: РУДН, 2018. – С. 55-60.
  4. Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте / И. В. Кулагина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 101–107.
  5. Кудинов С.И. Методологические проблемы исследования самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вестник Башкирского университета. –2015. –Т. 20. –N –С. 696–699.
  6. Кудинов С.И. Самореализация личности: теоретико- эмпирические исследования: монография / С.И. Кудинов, С.С.Кудинов, О.Б. Михайлова, М.А.Рушина. Москва, 2015. 210 с.
  7. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: Монография / Т. Ф. Лошакова. – Екатеринбург 2001, — 269 с.
  8. Рубинштейн. С.Л. «Проблемы общей психологии» / С.Л. Рубинштейн. – М.: Фн СССР, 1976. — 416 с.
  9. Энциклопедический словарь — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный ресурс]: URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.09.2020)
  10. Adler A. Individual Psychology. Haii C.S. Lindzey. G. (Eds). Theories of Personality / A. Adler– N/Y., 1965, p.1672.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andreevskie readings: sovremenny`e koncepcii i texnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti [Modern concepts and technologies of creative self-development of personality: collection of articles]. Art. participants of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation, March 25, 2016 — Kazan: Center for Innovative Technologies, 2016 — pp. 77-80. [in Russian]
  2. Vedin I. F. By`tie cheloveka: Deyatel`nost` i smy`sl [Human Being: Activity and Meaning] / I.F. Vedin, Riga: publishing house «Zinatne», 1987. – p. 114. [in Russian]
  3. Galushkin P.A. Samorealizaciya lichnosti kak psixologicheskaya problema [Self-realization of personality as a psychological problem] / P.A.Galushkin, E.I. Isaev // Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation «Self-realization of personality in the modern world». — M .: RUDN, 2018 . – P. 55-60. [in Russian]
  4. Kulagina I.V. Issledovanie osobennostej samorealizacii lichnosti v srednem vozraste [Study of the characteristics of self-realization of a person in middle age] / I.V Kulagina // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2020. — No. 3 (March). — P. 101–107. [in Russian]
  5. Kudinov S.I. Metodologicheskie problemy` issledovaniya samorealizacii lichnosti [Methodological problems of the study of personality self-realization] / S. I. Kudinov, S.S. Kudinov // Bulletin of the Bashkir University. – 2015. – Vol. 20. – N 2. – P. 696-699. [in Russian]
  6. Kudinov S.I. Samorealizatsiya lichnosti: teoretiko-empiricheskie issledovaniya: monografija [Self-realization of a personality: theoretical and empirical research: Monograph / S.I Kudinov, S.S Kudinov, O.B. Mikhailova, M.A. Ruchina M.A.] Moscow, 2015. 210 p. [in Russian]
  7. Loshakova T.F. Pedagogicheskoe upravlenie processom sozdaniya komfortnoj sredy` v obrazovatel`nom uchrezhdenii [Pedagogical management of the process of creating a comfortable environment in an educational institution]: Monograph / T.F. Loshakova. — Yekaterinburg 2001, – 269 p. [in Russian]
  8. Rubinstein. S.L. «Problemy` obshhej psixologii» [Problems of General Psychology] / S.L. Rubinstein. — M.: Fn USSR, 1976. – 416 p. [in Russian]
  9. E`nciklopedicheskij slovar` [Encyclopedic Dictionary] — S.-Pb.: Brockhaus-Efron. 1890-1907. [Electronic resource]: URL: https://rus-brokgauz-efron. slovaronline.com/ (accessed 09/21/2020) [in Russian]
  10. Adler A. Individual Psychology. Haii C.S. Lindzey. G. (Eds). Theories of Personality / A. Adler– N/Y., 1965, p.1672.

15 Занятий и упражнений по самосознанию для развития эмоционального интеллекта

В этом руководстве представлено более дюжины заданий и упражнений по самосознанию для повышения эмоционального интеллекта и укрепления ваших способностей к самоуправлению.

______________

В Древней Греции на переднем дворе в Дельфах, бывшей святыне оракула Пифии, была надпись:

γνῶθι σεαυτόν

Это переводится как «познай самого себя», знаменитый афоризм, часто приписываемый Сократу. или Платон.

Что значит познать себя?

На первый взгляд, эту фразу можно счесть риторикой. Конечно, я знаю себя , можно пожалеть. Я знаю, кто я. Однако при ближайшем рассмотрении мы не можем быть так уверены.

Знаем ли мы  почему  мы ведем себя так, а не иначе? Что движет нашими решениями? Как мы на самом деле относимся к себе и людям в нашей жизни? Как мы на самом деле относимся к себе и людям в нашей жизни?

Как сказал Ральф Эллисон: «Когда я узнаю, кто я, я буду свободен».

Содержание

  • Определение самосознания
  • Почему нам не хватает самосознания
  • Очень краткая экскурсия по нашему мозгу
  • Интегрированный подход к формированию самосознания
  • 3 20 С самого начала
  • Самосознание начинается Медитация осознанности: развитие наблюдателя
  • Упражнения по самосознанию для улучшения связи между разумом и телом
  • Упражнения по самосознанию для познания своей личности
  • Разбудите свой разум с помощью цифрового приложения?
  • Как обрести самосознание с помощью других
  • Резюме: Развитие навыков самосознания
  • Список литературы
  • Читать далее

Определение самосознания это знание того, что вы испытываете.

Самосознание  это способность знать, что мы делаем, когда мы это делаем и  понимать, почему мы это делаем.

Сознание — это другое слово для самосознания. Психолог Энтони Стивенс объясняет в Частных мифах:

Сознание позволяет людям следить за тем, что происходит, осознавать природу и качество событий по мере их возникновения и воспринимать их значение.

Если мы не сознательны, мы бессознательны . Когда мы бессознательны, нам не хватает самосознания.

Большое количество исследований показывает необычайный диапазон бессознательных предубеждений и слепых пятен, которые есть у людей.

Экономист-бихевиорист Дэниел Канеман, автор бестселлера Думать быстро и медленно, показывает, что, несмотря на нашу уверенность в своем самопознании, мы обычно ошибаемся.

Как оказалось, мы не настолько самосознательны, как могли бы подумать.

Почему нам не хватает себя- Осознание

Самоосознание является основой эмоционального интеллекта, лидерства и зрелой взрослой жизни.

С ним мы можем расти и развиваться. Без него мы подобны листу, летящему на ветру.

Самосознание — это навык. В любом навыке обучение проходит через четыре основных этапа. Первая стадия — это неосознанная некомпетентность . Когда мы начинаем что-то новое, мы не осознаем, насколько мы плохи в этом.

Попробуйте сыграть мелодию на инструменте, на котором вы никогда раньше не играли, и вы почувствуете, как ощущается бессознательная некомпетентность.

Именно из-за дискомфорта, который приносит эта некомпетентность, мы часто избегаем изучения нового. Обучение самосознанию требует такого же дискомфорта.

Таким образом, большинство людей проживают жизнь, не развивая самоосознания.

Тем не менее, самосознание является основополагающим навыком, необходимым для всех, кто заинтересован в подлинном личностном развитии.

Ключ к развитию самосознания такой же, как и к развитию любого навыка: вам нужны правильные методы в сочетании с последовательной практикой.

К счастью, существует множество занятий и упражнений по самосознанию, предназначенных для повышения нашей чувствительности к тому, что происходит внутри нас.

A Очень кратко Путешествие по нашему мозгу

Когда большинство людей говорят о «познании себя», они имеют в виду свой разум.

Наша культурная предвзятость со времен эпохи Просвещения (1700-е годы) была направлена ​​на разум, логику и познание.

Но это только часть истории.

Мы можем разделить мозг на три части: неокортекс, лимбическую систему и базальные ганглии.

Неокортекс — это мыслящий или обучающийся мозг. Он управляет языком, мышлением и рассуждениями.

Большая часть информации в неокортексе является сознательным , что означает, что мы можем использовать ее по своему желанию.

Лимбическая система является эмоциональным центром. Он хранит оценочные суждения, которые мы делаем, и воспоминания о поведении, которые производят положительный и отрицательный опыт.

Информация лимбической системы в значительной степени  подсознательна . То есть эта информация находится чуть ниже поверхности нашего сознания.

Базальные ганглии находятся в корне головного мозга. Это наш инстинктивный центр. Информация проходит из нашего кишечника в эту примитивную область, не проходя через другие области мозга.

Информация от базальных ганглиев в основном  без сознания . Обычно мы не можем получить доступ к этой информации.

Область головного мозга
.

Неокортекс
Лимбическая система
Базальные ганглии

Функция
.

Мысли
Эмоции
Инстинкты

Центр
.

Разум
Сердце
Нутро

Процесс

В основном…
Сознание
Подсознание
Подсознание

Чтобы развить самосознание, мы должны усилить нашу сознательную связь со всеми тремя областями мозга.

Различные действия по самосознанию укрепляют связи в различных областях мозга.

См. также : Как декальцинировать шишковидную железу (это важный шаг в развитии самосознания)

И:  Руководство для начинающих по использованию лучших ноотропов для доступа к потенциалу вашего мозга

Комплексный подход к развитию самосознания

Большинство попыток развить самосознание терпят неудачу, потому что они нацелены только на неокортекс (мысли, убеждения, предубеждения).

Наша цель — лучше осознавать, что движет нашим поведением.

Для этого нам нужно повысить нашу чувствительность к нашим эмоциям и инстинктам — информации, которую мы редко получаем с помощью нашего сознания.

Тогда мы сможем исследовать наши мысли, убеждения и предубеждения с лучшими результатами.

Самосознание начинается с вашего центра

Прежде чем мы попытаемся развивать навыки самосознания, важно найти наш центр.

Сосредоточение всегда должно быть первым шагом, потому что оно увеличивает наше внимание.

Внимание необходимо для обучения, понимания и развития в любой области.

В качестве мощной и простой практики, которую вы можете использовать каждый день для быстрого и последовательного доступа к своему Центру, ознакомьтесь с Методом мастерства: активируйте свой высший потенциал.

Медитация осознанности: развитие наблюдателя

Из многих видов медитации осознанность стала самой популярной на Западе во многом из-за исследований, выявленных, как эта форма медитации влияет на мозг. (См. работу нейробиолога Ричарда Дэвидсона и психолога Джона Кабат-Зинна.)

Осознанность — это форма наблюдательной медитации, при которой медитирующие направляют свое осознание на фокусную точку. Этой точкой может быть дыхание (процесс дыхания) или наши мысли, а также любая информация, поступающая через наши пять органов чувств.

Развитие этого наблюдения за собой является ключом к развитию самосознания. Этот наблюдающий ум является основной функцией архетипа Мага. И когда мы активируем его, мы получаем уникальный взгляд на наш жизненный опыт.

Причина, по которой мы в значительной степени не осознаем свое поведение, заключается в том, что наше эго действует автономно. Никто не следит за нашими мыслями, чувствами, действиями и поведением от момента к моменту.

Через наблюдательную медитацию мы создаем пространство между тем, кто совершает действия, тем, кто думает, и тем, кто чувствует чувства.

наблюдающее я  может затем объективно отслеживать наши мысли, чувства и действия.

Важно понимать, что у нас нет этого наблюдающего я, если мы не разовьем его. Без этого внутреннего наблюдателя мы не можем развить самосознание.

См. также : Семь инструментов для медитации, которые помогут вам тренировать свой разум

Самоосознанные упражнения для улучшения связи между разумом и телом

Абрахам Маслоу пишет в На пути к психологии бытия:

У людей больше нет инстинктов в животном смысле, мощных, безошибочных внутренних голосов, которые недвусмысленно говорят им, что делать, когда, где, как и с кем. Подлинную самость можно определить отчасти как способность слышать эти голоса-импульсы внутри себя, то есть знать, чего человек действительно хочет или не хочет, на что он годен и на что он не годен и т. д.

Воссоединение с нашим телом/инстинктами является неотъемлемой частью развития самосознания.

Всем, кто интересуется развитием самосознания, я рекомендую заняться тайцзи, цигун или йогой.

Целью этих практик является укрепление связи между телом и разумом.

Я рекомендую два конкретных занятия по самосознанию:

  1. Чжан Чжуан: китайская стоячая медитация, помогающая развить глубокий уровень телесной чувствительности.
  2. Техники заземления: серия упражнений для заземления тела и воссоединения с Землей.

Эти занятия не требуют много времени для начала, и вы сразу же разовьете навыки самосознания своего тела.

Также смотрите мою программу «Метод мастерства».

Упражнения на самосознание, чтобы узнать свою личность

Ваша личность — это набор шаблонов. Эти шаблоны включают мысли, убеждения, мировоззрения, чувства, тенденции и поведение.

Наш опыт и окружающая среда обусловливают эти шаблоны в нас.

Большинство из этих паттернов лежат под поверхностью нашего сознания. Познавая свою личность, мы привносим эти паттерны в сознание, повышая наше самосознание.

Мероприятия по самосознанию вашей личности включают:

  1. Личностные тесты . Оценки, такие как Эннеаграмма и Майерс-Бриггс, дают представление о доминирующих моделях поведения для вашего типа личности.
  2. Оценка сильных сторон . Тест «Ценности в действии на силу» Пенсильванского университета выявит ваши самые сильные и слабые стороны.
  3. Саморефлексия . Каждый вечер выделяйте время, чтобы подумать о своем поведении за день. Как вы себя воспринимаете? Как вас воспринимают другие? Чему я могу научиться, наблюдая за своим поведением сегодня?
  4. Личные ценности . Основные ценности отвечают на вопрос:  что для меня важнее всего ?  Когда вы осознаете свои личные ценности, вы сможете оценить, живете ли вы в соответствии с ними.
  5. Личное видение . У нас есть идеальное будущее «я». Это будущее «я» является нашим реализованным врожденным потенциалом. Маслоу обнаружил, что у всех самоактуализирующихся людей есть чувство судьбы. Потратьте время на то, чтобы прояснить свое личное видение будущего.
  6. Ведение журнала . Фиксация ваших внутренних мыслей и чувств в дневнике помогает нам объективировать их.
  7. Личный рассказ . История вашей жизни — фундаментальный компонент вашей личности. Психолог Дэн МакАдамс говорит: «Истории, которые мы рассказываем себе о своей жизни, не просто формируют нашу личность — они и есть наша личность».
  8. Теневая работа . Мы сложные существа с противоположными напряжениями внутри нас. Для каждого аспекта нашего характера, с которым мы себя отождествляем, в нашем бессознательном живет противоположное качество. Теневая работа направлена ​​на то, чтобы выявить эти противоположные качества, чтобы они не влияли на наше поведение.
  9. Внутренний диалог . В нашем сознании есть семейство внутренних голосов (или субличностей) с их мыслями, чувствами и поведением. Диалог с этими персонажами вслух или в дневнике помогает нам лучше понять нашу эмоциональную территорию. См. пошаговую инструкцию «Самотерапия» Джея Эрли (аудиокнига).
  10. Наблюдать за другими . Мы все больше похожи, чем различны. Наблюдая за другими людьми, мы часто можем многое узнать о своем поведении.

Все эти действия и процессы помогут вам узнать свою личность, улучшить внутриличностный интеллект и развить самосознание.


Пробудите свой разум с помощью цифрового приложения?

Итак, то, чем я сейчас с вами поделюсь, может показаться научной фантастикой.

Эрик Томпсон — основатель Subtle Energy Sciences. (Он также был соучредителем и главным техническим отделом iAwake Technologies, а также создателем упомянутой выше программы глубокой медитации.)

Используя технологию квантового резонанса, Эрик разработал метод кодирования цифровых изображений и звуковых файлов с определенными энергетическими сигнатурами.

Результатом является то, что он называет цифровыми мандалами, которые сочетают в себе красивое цифровое искусство со слоями различных звуковых технологий, связанных с энергией.

Если вы открыты для изучения новых технологий для поддержки вашего саморазвития, ознакомьтесь с  Awaken the Mind .

Эта цифровая мультимедийная программа транслирует усиленную энергетическую сигнатуру так называемого «Пробуждения разума».

Паттерн мозговых волн, представленный в «Пробуждении разума», — это редкий паттерн мозговых волн, впервые обнаруженный британским исследователем К. Максвеллом Кейдом.

Кейд обнаружил, что этот паттерн представляет собой интеграцию медитативных состояний сознания с нормальным бодрствующим состоянием в объединенном состоянии ума.

На моем компьютере и других устройствах всегда работает хотя бы одна мандала Эрика (обычно более одной).

Теперь, если у вас нет энергетической чувствительности, вы можете сначала ничего не почувствовать. Если это так, Эрик предлагает различные способы усиления и оптимизации эффектов.

Используйте код CEOSAGE30 для 30% скидки. Узнайте подробности здесь.

(Отказ от ответственности: партнерская ссылка выше)


Как достичь самосознания с помощью других , ответственность и вера в себя – вот цель тренера».

Основной способ, с помощью которого коуч помогает своим клиентам повышать осведомленность, — это эффективная обратная связь.

Если вы практикуете работу с тенью, многие замечают, насколько легче замечать недостатки других людей, чем свои собственные.

В корпоративной среде многие организации используют 360-градусную обратную связь, инструмент оценки для предоставления сотрудникам обратной связи от их руководителя и до восьми коллег.

Если у вас нет тренера, вы можете задать доверенному другу такие вопросы, как:

  1. Какое поведение, по вашему мнению, ограничивает мой потенциал?
  2. Что ты чувствуешь, когда говоришь со мной?
  3. Как ты думаешь, в чем я хорош? Каковы некоторые из моих слабостей?
  4. Если бы вам нужно было описать меня кому-то, что бы вы сказали?
  5. Есть ли что-то, что ты избегаешь говорить мне, потому что боишься моей реакции?

Вы можете задавать эти вопросы только доверенному лицу и в открытом месте.

Резюме: развитие навыков самосознания

Самосознание — это навык, который помогает нам контролировать свое поведение и лучше понимать свои мотивы и самих себя.

Как и любой другой навык, мы можем развить самосознание с помощью правильных методов в сочетании с последовательной практикой.

Чем сильнее становится наше наблюдающее я, тем больше пространства остается между нами и нашими мыслями, чувствами и действиями.

Большинству людей не удается развить самосознание, потому что они сначала не укореняются в своем теле.

Нам нужно интегрировать различные области нашего мозга, которые управляют нашими инстинктами, чувствами и мыслями, чтобы повысить наше самосознание.

Практикуя ряд действий и упражнений по самосознанию, мы можем работать со своим телом, эмоциями и мыслями. Этот интегрированный подход является ключом к развитию истинного самосознания.

Список для чтения

Поиск внутри себя: неожиданный путь к успеху, счастью (и миру во всем мире)
от Chade-Meng Tan

Мягкая обложка | Разжечь | Аудио

Чейд-Мэн Тан был одним из первых инженеров Google. Спустя годы он помог запустить Институт поиска внутри себя, программу лидерства в Google. Программа представляет собой синтез работ психологов Джона Кабат-Зинна и Дэниела Гоулмана, нейробиолога Ричарда Дэвидсона и других.

По своей сути искать внутри себя – это программа тренировки эмоционального интеллекта, решающего фактора, позволяющего преуспеть в лидерстве. Эта книга не только доступное практическое введение в эмоциональный интеллект с четкими практиками и методами, но и отличное резюме десятков других замечательных книг по личностному развитию, объединенных в одну.


Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ
Дэниел Гоулман

Мягкая обложка | Разжечь | Аудио

Причина, по которой книга Гоулмана по-прежнему актуальна спустя 20 лет после того, как она стала бестселлером, заключается в том, что сколько бы раз нам ни говорили, что существуют разные виды интеллекта, большинство людей по-прежнему отождествляют «интеллект» с IQ и когнитивными способностями.

Но 20 лет исследований, особенно в бизнес-секторе, показали, что именно эмоциональный, а не когнитивный интеллект определяет высокую производительность и длительный успех в бизнесе и жизни.

Читать далее

5 трансформационных методов для АКТИВАЦИИ шишковидной железы и раскрытия вашего сверхчеловеческого потенциала Важно для повышения умственной работоспособности)

7 мощных инструментов медитации, которые помогут вам тренировать свой разум для повышения осознанности

12 упражнений на самосознание, способствующих успеху

Африканская пословица гласит: «Когда нет врага внутри, враги снаружи не причинят вам вреда».

Самосознание — один из самых важных навыков для достижения успеха. То, как вы ведете себя и реагируете на внешние ситуации, определяется внутренними психическими процессами. Самосознание выявляет любые деструктивные модели мышления и нездоровые привычки. Это приводит к лучшему принятию решений и поведенческим реакциям.

Вот 12 упражнений для лучшего самосознания:

1. Три «почему».

Прежде чем принять решение, спросите себя: «Почему?» Дополните свой ответ еще одним вопросом «Почему?» А потом третий. Если вы сможете найти три веские причины, чтобы заняться чем-то, вы обретете ясность и станете более уверенными в своих действиях.

Самосознание означает знание своих мотивов и определение их разумности.

2. Расширьте свой эмоциональный словарный запас.

Философ Витгенштейн сказал: «Границы моего языка означают границы моего мира».

Эмоции создают мощные физические и поведенческие реакции, более сложные, чем «счастливые» или «грустные». Обращение ваших чувств к словам оказывает терапевтическое воздействие на ваш мозг; если вы не можете сформулировать, что вы чувствуете, это может вызвать стресс. Вот отличный список «слов для чувств», которые помогут обозначить ваши эмоции. Пополняйте свой эмоциональный словарный запас одним новым словом каждый день.

Связанный: Вы эмоционально интеллектуальны? Вот как узнать наверняка.

3. Учитесь говорить себе «нет».

Умение сказать себе «нет» и отложить краткосрочное удовлетворение ради долгосрочной выгоды — важный жизненный навык. Подобно мышце, она укрепляется с помощью упражнений. Чем больше вы тренируетесь говорить «нет» небольшим повседневным проблемам, тем лучше вы можете противостоять большим искушениям.

Ежедневных искушений предостаточно — социальные сети, нездоровая пища, сплетни, Youtube. Поставьте перед собой цель говорить «нет» пяти различным искушениям каждый день.

4. Нарушение висцеральных реакций.

Человек без самосознания работает на автопилоте и реагирует рефлекторно. Самосознание позволяет объективно и рационально оценивать ситуации, не руководствуясь предубеждениями и стереотипами.

Прежде чем действовать, сделайте глубокий вдох, особенно когда ситуация вызывает гнев или разочарование. Это дает вам время переоценить, будет ли ваш ответ лучшим.

5. Будьте ответственны за свои недостатки.

Никто не идеален. Осознавать свои недостатки, но не брать на себя ответственность — значит бросать работу наполовину. Мы часто критически относимся к другим, не замечая собственных недостатков. Самосознание помогает обратить зеркало в себя и предотвращает лицемерное поведение.

Итерация и самосовершенствование происходят только тогда, когда вы признаете недостаток. Выработайте привычку признавать свои ошибки, а не оправдываться.

6. Следите за своим внутренним диалогом.

В наших головах постоянно крутятся комментарии, которые не всегда полезны. Немного негативного разговора с самим собой может привести к стрессу и депрессии.

Обратите внимание на то, как вы реагируете на свои успехи и неудачи — не выдаете ли вы свои достижения за удачу? И распинать себя после неудач? Положительные и отрицательные петли обратной связи будут формироваться в вашем сознании в зависимости от того, как вы реагируете на успехи и неудачи. Жесткость по отношению к себе должна быть уравновешена состраданием к себе. Празднуйте свои победы, прощайте свои потери.

По теме: Как разговор с самим собой может помочь вам стать более успешным

7. Улучшите понимание языка тела.

Смотреть на себя на видео может быть неприятно, но знание языка своего тела, позы и манеры повышает вашу уверенность.

Если вы ссутулитесь или примете «позу малой силы», уровень кортизола возрастет, что подпитает низкую самооценку, а стояние прямо или «поза мощной силы» стимулирует выработку тестостерона и улучшает вашу работоспособность. Использование жестов рук помогает сформулировать ваши мысли и влияет на то, как люди реагируют на вас.

Запишите речь или презентацию и оцените свою позу и жесты рук. Смотрите видео опытных ораторов и перенимайте их манеры, чтобы улучшить свои собственные.

8. Играть в «Адвоката дьявола».

Принятие противоположной точки зрения заставляет вас подвергать сомнению свои предположения. Ваши убеждения и мировоззрение «по умолчанию» не всегда разумны; полезно «спорить с самим собой» и посмотреть, насколько верны ваши взгляды.

И вы хорошенько потренируете свой мозг. Обработка сложной информации стимулирует новые нейронные связи.

9. Знайте свой тип личности.

Знание своего типа личности позволяет максимально использовать свои сильные стороны и управлять своими слабостями. Понимание своих «сильных сторон» и «талантов» может быть разницей между хорошим выбором и отличным выбором. (Сильные стороны — это навыки и знания, которые можно приобрести, а таланты — врожденные).

Начните с понимания того, к какой части спектра интровертов/экстравертов вы относитесь; знать свой тип Майерс-Бриггс; а затем провести личный SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы).

10. Практика самооценки и рефлексии.

Ведите дневник и отслеживайте свои успехи. Как бы вы оценили свой нынешний уровень самосознания по десятибалльной шкале? Подумайте о том, как часто вы говорите сожаления; повторять вредные привычки; принимать необдуманные решения; и иметь беспорядочные мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *