К вопросу о профессионально-личностной самореализации
%PDF-1.6 % 1 0 obj > /Pages 2 0 R /StructTreeRoot 3 0 R /Type /Catalog /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Аутентичность и самореализация личности в период ранней взрослости — Психология и право — 2021. Том 11. № 4
Аннотация
В процессе личностного становления огромное значение имеют самореализация человека и его способность быть самим собой, т. е. аутентичный путь развития. Данная статья посвящена эмпирическому исследованию связи аутентичности и самореализации. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что аутентичность личности имеет взаимосвязь с некоторыми сторонами самореализации личности в период ранней взрослости. В исследовании приняли участие 81 респондент (37 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 22 до 37 лет. Методики исследования: Шкала аутентичности (адаптация С.К. Нартовой-Бочавер с соавт.), тест СЖО, опросник самоотношения, САМОАЛ. Опрос респондентов проходил в online-формате с использованием google-форм. В ходе исследования было обнаружено, что между показателями аутентичности и показателями самоотношения, самоактуализации, осмысленности, осознанности присутствуют статистически значимые корреляции, которые позволяют говорить об определенных взаимосвязанных тенденциях личности в проявлениях аутентичности и самореализации.
Ключевые слова: личность, самореализация, аутентичность, самоактуализация, конгруэнтность, осознанность, потенциал
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110402
Получена: 31.10.2021Принята в печать:
Для цитаты: Вачков И. В., Храмова Т.К. Аутентичность и самореализация личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 14–24. DOI: 10.17759/psylaw.2021110402
Полный текст
Введение
Аутентичность подразумевает способность быть самим собой, понимание себя, следование собственным ценностным ориентациям, идеям и убеждениям, наделяющим то подлинное Я, которое выражается в реализации человеком себя самого [5]. Аутентичность личности, призывающая обратиться к внутренним ресурсам, стремлениям и собственным возможностям, служит надежным ориентиром в самореализации человека. Помимо аутентичности самореализация детерминирована различными социально-психологическими факторами. Однако соотношение аутентичности и самореализации является важным направлением в психологических исследованиях. Так, особое значение проблема соотношения аутентичности и самореализации имеет для сотрудников органов внутренних дел [1].
Теоретический обзор
Размышления философов о природе человека, о том, что значит быть самим собой и следовать собственному предназначению, продолжались на протяжении многих веков. Вопрос о подлинности человеческой личности и вероятности искреннего или неискреннего существования ставился уже в Древней Индии. В Упанишадах отмечено, что в сердце каждого человека находится его истинное Я. Этика Аристотеля содержит рассуждения философа о достижении высшего блага человеком через реализацию своей сущности: «Жить в соответствии со своим “духом” — это и есть счастье» — и обращает нас к положениям эвдемонизма [4]. С развитием гуманистического и экзистенциального направлений категории аутентичности и самореализации стали изучаться глубже, причем чаще в тандеме или в их взаимосвязи [12].
В философию экзистенциализма слово «аутентичность» ввел М.
Хайдеггер, который «…использовал его относительно потенциальной возможности человека быть человеком в полном смысле этого слова» [3]. Опираясь на труды С. Кьеркегора и Ф. Ницше, немецкий философ М. Хайдеггер считал, что аутентичность личности лежит в основе ее самоопределения и способствует самовыражению и самореализации человека [11]. В трудах Э. Фромма вопросам подлинности человеческого бытия уделено много внимания. Подлинность человека и умение «быть» служат залогом самораскрытия и самореализации личности. По мнению Э. Фромма, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. Говоря о продуктивности, Э. Фромм указывал на использование человеком своего потенциала и своих истинных способностей, которые скорее выведут человека на подлинный путь в жизненных ориентациях «быть» и «иметь» [15]. Рассуждая об аутентичности, В. Франкл обращается к совести и полагает, что аутентичность — это честность не только по отношению к другим, но и к самому себе; человек находит себя через совесть.Обратим внимание на то, что философы рассматривают аутентичность как некую ценность даже в случае не последовавших разного рода благ, таких как процветание, слава, признание. Как пишет Ч. Гиньон, аутентичность важна постольку, поскольку мы можем верить, что каждый индивид от рождения имеет потенциал развития, лежащий в его природе, «призыв» или судьбу которого нужно осуществить, что каждое человеческое существо имеет собственный путь становления, который подходит только ему [3]. Выступая понятием многогранным, сложным и порой неоднозначным, аутентичность вбирает в себя такие концепты, как индивидуальность, конгруэнтность, самоактуализация, самость, суверенность личности, самоценность, искренность, идентичность. При этом, как замечает С.К. Нартова-Бочавер, проблематичен онтологический статус аутентичности, которая рассматривается и как способность, и как черта, как чувство, качество, состояние, характеристика, процесс. [11].
Наконец отметим концепцию жизненной позиции личности Д.А. Леонтьева и А.Е. Шильманской, где в качестве одной из трех составляющих позиции выступает аутентичность как следование своему пути и предназначению. По мнению Д.А. Леонтьева, самореализация является следствием «развертывания» уже заложенных в человека качеств, предрасположенностей и задатков, которые реализуются посредством участия в деятельности. Критерием такой самореализации являются самостоятельные шаги человека на этом пути [8].
Анализируя связь аутентичности и самореализации, заметим, что в изучении проблемы самореализации выделяют эссенциалистский и экзистенциалистский подходы. Эссенциалистский подход проявляется в учениях Аристотеля, в нем самореализация рассматривается как исполнение природной сущности человека, врожденного свойства, позволяющего раскрыть природные задатки человека, его потенциал, определить его развитие и становление как личности посредством реализации потребностей различного уровня (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу) [6]. Экзистенциалистский подход к проблеме самореализации основывается на субъективизме и продолжает разрабатываться современной философией, а в своем начале обращен еще к Сократу и стоикам, которые утверждали, что человеческую природу следует изучать не так, как природу физических вещей, т. е. иначе, чем с точки зрения ее объективных свойств. Экзистенциалистский подход рассматривает самореализацию как полностью осознаваемый и контролируемый человеком процесс реализации личности [7]. Человек, с точки зрения этого подхода, есть проект самого себя, результат целенаправленной работы над собой. Один из ведущих представителей такого подхода Ж.-П. Сартр полагал, что человек изначально лишен какой-либо природы, определяющей его личностное бытие. Человек является таким, каким он сделает себя сам [11].
Учитывая определенное единство в гуманитарной парадигме и экзистенциальном подходе, заметим их некоторое различие. В личностно-ориентированном направлении значимым феноменом выступает самоактуализация, в качестве которой А. Маслоу видел стремления человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремление личности быть такой, какой она может быть [9]. Экзистенциальное направление все же предполагает сосредоточение не на сущности человека, а на существовании, его проявлении в бытии, учитывая, что становление предшествует сущности.
И в гуманистическом, и в экзистенциальном подходах размышления о соотношениях категорий аутентичности и самореализации занимают достойное место. Тем не менее, следуя в нашем исследовании цели, которая представляет собой изучение взаимосвязи аутентичности и самореализации личности в период ранней взрослости, мы полагаемся на идею раскрытия человеком своего потенциала и развития им своих способностей. Именно в гуманистическом направлении категории «самореализация» и в более широком понимании «самоактуализация» определяют развитие личности [13].
Программа исследования
Проблема исследования состоит в следующем: какова связь аутентичности с различными сторонами самореализации личности в период ранней взрослости. В рамках роджерианской гуманистической парадигмы наиболее известной теоретической основой для исследования аутентичности выступает трехкомпонентная теория аутентичности Г.T. Барретт-Леннарда [16], который предложил рассматривать данный феномен в виде таких составляющих, как аутентичная жизнь, отсутствие принятия внешнего влияния и самоотчуждение. Модель Г.T. Барретт-Леннарда послужила основой для создания в 2008 г. А. Вудом с соавторами шкалы аутентичности [18].
Инструментарием для измерения аутентичности послужила русскоязычная версия «Шкалы аутентичности» A. Вуда (в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер, С.И. Резниченко) [10]. Важным критерием в выборе данной методики выступил лежащий в ее основе личностно-гуманитарный подход, постулирующий подлинность жизненного пути человека, личностные ресурсы [2] и самоактуализацию личности. Шкала аутентичности представляет собой опросник, состоящий из 11 утверждений, разделенных по трем субшкалам: «Аутентичная жизнь» (АЖ), «Самоотчуждение» (СО) и «Принятие внешнего влияния» (ПВВ) [17]. Утверждения шкалы аутентичности оцениваются по семибальной шкале Ликерта.
Сформулировав предположение о том, что аутентичность личности имеет взаимосвязь с некоторыми сторонами самореализации личности в период ранней взрослости, мы исследовали корреляты аутентичности с показателями САМОАЛ (опросника диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калины), опросника смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
В исследовании приняли участие 81 респондент, из которых 37 мужчин и 44 женщины. Подавляющая часть респондентов (83%) заняты в трудовой деятельности и имеют высшее образование (90%). Пройти опрос предлагалось субъектам периода ранней взрослости. Возраст опрашиваемых составил от 22 до 37 лет. Из общего числа работающих респондентов (83%) нам не удалось установить точное количество респондентов, работающих в органах внутренних дел и определить их относительную величину, поскольку не все респонденты указывали свою профессию и должностной статус. Для получения экспериментальных данных опрос респондентов был организован в первом квартале 2021 года в online-формате с использованием google-форм. Участие респондентов было полностью добровольным. После пересчета полученных «сырых» баллов в шкальные мы прибегли к статистической обработке данных. Используя статпакет SPSS, мы провели корреляционный анализ (r Спирмена).
Результаты
Проведенный корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице, показал, что между показателями аутентичности и показателями самореализации (в частности, самоотношения, самоактуализации, осмысленности и осознанности) почти в каждой паре соотношений присутствует статистически значимая корреляция.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа
Шкалы/субшкалы | Аутентичная жизнь (АЖ) | Самоотчуждение (СО) | Принятие внешнего влияния (ПВВ) | |
Опросник СЖО | Цели в жизни | 0,407** | — 0,500** | — 0,235* |
Процесс жизни/интерес | 0,587** | — 0,572** | — 0,406** | |
Результативность жизни | 0,560** | — 0,569** | — 0,437** | |
Локус контроля Я (Я-хозяин жизни) | 0,476** | — 0,414** | — 0,345** | |
Локус контроля — жизнь | 0,457** | — 0,470** | — 0,313** | |
Осмысленность жизни | 0,575** | — 0,597** | — 0,393** | |
Опросник самоотношения | Глобальное самоотношение | 0,680** | — 0,533** | — 0,417** |
Самоуважение | 0,707** | — 0,591** | — 0,347** | |
Аутосимпатия | 0,414** | — 0,448** | — 0,449** | |
Ожидаемое отношение от других | 0,501** | — 0,238* | — 0,222* | |
Самоинтерес | 0,517** | — 0,377** | — 0,066 | |
Самоуверенность | 0,561** | — 0,494** | — 0,383** | |
Отношение других | 0,390** | — 0,100 | — 0,079 | |
Самопринятие | 0,291** | — 0,416** | — 0,411** | |
Саморуководство | 0,338** | — 0,335** | — 0,111 | |
Самообвинение | — 0,394** | 0,354** | 0,427** | |
Самоинтерес | 0,534** | — 0,405** | — 0,215 | |
Самопонимание | 0,584** | — 0,579** | — 0,282* | |
САМОАЛ | Ориентация во времени | 0,457** | — 0,355** | — 0,171 |
Ценности | 0,321** | — 0,334** | — 0,346** | |
Взгляд на природу человека | 0,041 | — 0,067 | — 0,005 | |
Потребность в познании | 0,163 | 0,002 | — 0,096 | |
Креативность/стремление к творчеству | 0,215 | — 0,266* | — 0,371** | |
Автономность | 0,287** | — 0,188 | — 0,517** | |
Спонтанность | 0,141 | — 0,193 | — 0,284* | |
Самопонимание | 0,356** | — 0,238* | — 0,199 | |
Аутосимпатия | 0,497** | — 0,372** | — 0,511** | |
Контактность | 0,337** | — 0,282* | — 0,236* | |
Гибкость в общении | 0,363** | — 0,339** | — 0,393** |
Примечание: «*» — p ≤ 0,05; «**» —p ≤ 0,01.
Положительные и умеренные при уровне значимости p ≤ 0,01 корреляции наблюдаются между «Аутентичной жизнью» и показателями смысложизненных ориентаций, которые, в свою очередь, закономерно отрицательно связаны с «Самоотчуждением» и «Принятием внешнего влияния».
Положительно взаимосвязаны с «Аутентичной жизнью» почти все показатели самоотношения: в основном фиксируется умеренная связь при уровне значимости p ≤ 0,01. Исключение составляет шкала «Самообвинение», у которой обнаруживается обратная связь с «Аутентичной жизнью», но при этом проявляется прямая связь с «Самоотчуждением» и «Принятием внешнего влияния» — отчуждение от самого себя скорее направлено на получение одобрения социума вопреки своему подлинному проявлению. В остальном показатели самоотношения отрицательно взаимосвязаны с «Самоотчуждением» и «Принятием внешнего влияния».
Несколько снижена корреляционная выразительность в полученных результатах относительно шкал САМОАЛ. Так, шкалы «Взгляд на природу человека», «Потребность в познании» и «Спонтанность», хотя и характеризуют определенным образом самоактуализирующихся личностей, но в данном анализе их связь с аутентичностью не наблюдается. Другие шкалы САМОАЛ отражают невысокие положительные корреляции с «Аутентичной жизнью» и отрицательные — с «Самоотчуждением» и «Принятием внешнего влияния».
Обсуждение результатов
Проведенное исследование выявило некоторые закономерности и взаимосвязи в изучении феноменов аутентичности и самореализации. Полученные корреляции позволяют нам говорить об определенных тенденциях личности в своих проявлениях аутентичности и самореализации. Как видим, результаты корреляционного анализа отражают значительное количество связей. Отметим наиболее выраженные взаимосвязи.
Так, значимо соотношение (r = 0,587**) «Аутентичной жизни» со шкалой «Процесс жизни», указывающей на способность человека воспринимать сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, осознаваемый. Связь данных показателей говорит о стремлении человека ориентироваться на собственные смыслы и цели, желании уйти от существования по заданному стандарту и реализовать собственные интересы. Содержательна связь «Аутентичной жизни» с «Осмысленностью жизни» (r = 0,575**), которая говорит об аутентичном существовании человека через принятие им смысложизненных решений и склонность полагаться на свой пройденный жизненный опыт и сформированные убеждения. Верно и обратное: чем больше человек отчуждается от самого себя и подвергается внешнему влиянию, тем более велика вероятность неаутентичного проживания своей жизни.
Сравнительно высокое значение связи «Аутентичной жизни» со шкалами «Глобальное самоотношение» (r = 0,680**) и «Самоуважение» (r = 0,707**) иллюстрирует приверженность человека собственным взглядам и принципам в своем аутентичном проживании. Такое соотношение в определенной степени детерминирует аутентичность личности: человек сохраняет верность самому себе, стремится реализовать себя, полагаясь на свою жизненную позицию, свой внутренний ресурс и заданные им самому себе цели и задачи. Данным соотношениям вторит связь с «Аутентичной жизнью» шкалы «Самоуверенность» (r = 0,561**), которая, кроме выраженности собственных установок личности, отражает требование к социуму принимать субъекта таким, какой он есть, выступающее некоторой опорой человеку в собственной реализации. Наличие связи «Аутентичной жизни» со шкалой «Самопонимание» (r = 0,584**) говорит о том, что стремлению остаться самим собой сопутствует стремление осознавать свои действия, качества, способности. Понимание себя, своего потенциала, своих возможностей способствует стремлению более целесообразно выстраивать стратегию самореализации и следовать своему уникальному пути.
Важно уделить внимание взаимосвязи «Аутентичной жизни» со шкалой «Аутосимпатия» (r = 0,497**). Это два согласующихся критерия. Действительно, обращаясь к себе подлинному и оставаясь честным с самим собой, человек обладает возможностью вернее оценить самого себя, и в то же время обладая адекватной самооценкой, субъект, не уподобляясь чему-то или кому-то, остается верным самому себе и имеет больше шансов выстроить свой уникальный жизненный путь. Говоря о шкале «Аутосимпатия», мы, в первую очередь, имеем в виду цельность личности, осознаваемую позитивную Я-концепцию, адекватную самооценку. Осознавая себя, свои возможности и ресурсы, свои цели, результаты и достижения, человек формирует действительный образ себя. Дополняет картину выраженная обратная связь «Аутосимпатии» со шкалой «Принятие внешнего влияния», которая выступает мерой неаутентичности и отражает степень готовности к подчинению социальным требованиям. Такая взаимосвязь показывает, что чем более подвержен человек внешнему влиянию, тем скорее снижается его самооценка и нарушается цельность личности, подавляется способность быть самим собой, а значит, снижается вероятность выбора именно своего собственного жизненного пути и реализации своего потенциала.
Заключение
Итак, проведенное исследование показало, что феномены аутентичности и самореализации действительно находятся во взаимосвязи друг с другом. Аутентичность, будучи интегративным феноменом, проявляется во взаимодействии с социальным окружением и предполагает честное отношение с собой и способность быть самим собой, что, в свою очередь, достигается через принятие самого себя, осознанность собственных действий, самопонимание и самопознание, следование своему истинному пути. Аутентичность, определяемая в любом статусе — будь то черта, способность или состояние — играет в структуре личности важную роль, которая способствует самоосуществлению человека, его саморазвитию и самореализации.
В завершение обозначим некоторые нюансы экспериментальной работы. Аутентичность, рассматриваемая нами преимущественно как черта или способность, по большей части закономерно соотносилась с личностными состояниями, с проявлениями человека, с характерологическими чертами или с иными характеризующими ее конструктами. Думается, потому объяснимо получение значительного количества связей в настоящем исследовании. Тем не менее, полученные корреляции в некоторых аспектах проясняют природу аутентичности, способствуют более детальному рассмотрению и описанию данного феномена.
Отметим ограничения исследования, к которым, во-первых, следует отнести недостаточно большую выборку. Во-вторых, видится целесообразным применение в дальнейших исследованиях регрессионного анализа. Корреляционный анализ позволил установить наличие взаимосвязей и увидеть направление их характеристики, но можно предположить, что регрессионный анализ покажет, насколько сильно одна переменная изменится под влиянием другой (скажем, как аутентичность влияет на уровень самореализации личности).
Литература
Бурцев А.О., Ефимкина Н.В., Кудинов С.И., Позин А.И. Исследование самореализации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 90—105. doi:10.17759/psylaw.2021110108
Бочавер К.А., Данилов А.Б., Нартова-Бочавер С.К., Квитчастый А.В., Гаврилова О.Я., Зязина Н.А. Перспективы салютогенного подхода к профилактике синдрома выгорания у российских врачей // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 58—77.
Гиньон Ч. Аутентичность // Омский научный вестник. Серия «Общество, история, современность». 2018. № 1. С. 66—74.
Джозеф С. Аутентичность: как быть собой. М.: Альпина Паблишер, 2019. 304 с.
Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 64—74
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб: Речь, 2005. 222 с.
Кулишевская И.В. Стратегии поведения как условие самореализации личности сотрудников ФСИН РФ: дисс. … канд. психол. наук. М., 2020. 230 с.
Леонтьев Д.А., Шильманская А.Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90—100.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
Нартова-Бочавер С.К., Ирхин Б.Д., Резниченко С.И. Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве // Психология: журн. Высш. шк. экономики. 2020. Том 17. № 3. С. 500—549.
Нартова-Бочавер С.К. Понятие аутентичности в зарубежной психологии личности: история, феноменология, исследования // Психологический журнал. 2011. Том 32. № 6. С. 18—29.
Пантелеева О. Л. Взаимосвязь компонентов самореализации и самоактуализации студентов // Акмеология. 2019. № 1. С. 15—21.
Роджерс К.-Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ИОИ, 2017. 240 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2019. 320 с.
Barrett-Lennard G.T. Carl Rogers’ Helping System: Journey and Substance / G.T. Barrett-Lennard. London: Sage Publications, 1998. 432 p.
Nartova-Bochaver S., Maltby J., Reznichenko S. The Authenticity Scale: Validation in Russian Culture // Frontiers in Psychology. 2021. № 1. P. 1380—1393.
Wood A. М., Linley A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. The Authentic Personality: A Theoretical and Empirical Conceptualization and the Development of the Authenticity Scale // Journal of Counseling Psychology. 2008. № 3. Vol. 55. № 3. P. 385—399.
Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-7784-7427, e-mail: [email protected]
Храмова Татьяна Константиновна, магистр психологии, психолог-консультант, Международная профессиональная ассоциация психологов (МПАП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5797-8531, e-mail: [email protected]
реализация — определение и значение
- Определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- сущ. Развитие или реализация своего потенциала.
из словаря века.
- сущ. Создание усилием воли того фактического, что дремлет или находится в состоянии покоя в глубинах души.
- сущ. Реализация собственных способностей или возможностей.
- сущ. Непосредственный опыт бытия по отношению к своей внутренней природе как неограниченного творца своей реальности.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. реализация ваших способностей
Этимологии
self- + реализация
Support
Помогите поддержать слово Wordnik, внедрив его без рекламы (и сделайте эту страницу свободной от рекламы) реализация.
Примеры
Этот процесс, который он назвал самореализацией , не является одномерным, нарциссическим осуществлением путешествий эго.
Джон Стэнли: буддийская экология личности
Гордон: Но это может быть не самореализацией для некоторых.
Архив 2009-08-01
Здесь нет границ, нет героев или предателей, нет путей к самореализация : Просто информация.
Эван Хансен: Брэдли Мэннинг предатель или герой?
Здесь нет границ, нет героев или предателей, нет путей к самореализации : Только информация.
Эван Хансен: Брэдли Мэннинг предатель или герой?
Здесь нет границ, нет героев или предателей, нет путей к самореализации : Просто информация.
Эван Хансен: Брэдли Мэннинг предатель или герой?
Kwall for Zimmerman: Что она думает об идее наличия у истца речевых интересов или интересов автономии/ самореализации в ее собственной персоне?
Архив 2009-04-01
Это приказ, поощряющий жизнь, а не смерть, мир, а не террор, самореализация , а не разочарование, сообщество, а не отчуждение и личные возможности, а не бессилие.
Уильям С. Беккер: Солнечный солдат не прихоть
Здесь нет границ, нет героев или предателей, нет путей к самореализации : Только информация.
Эван Хансен: Брэдли Мэннинг предатель или герой?
Это порядок, способствующий жизни, а не смерти, миру, а не террору, самореализации, , а не разочарованию, общности, а не отчуждению, и личным возможностям, а не бессилию.
Уильям С. Беккер: Солнечный солдат не прихоть
Здесь нет границ, нет героев или предателей, нет путей к самореализации : Только информация.
Эван Хансен: Брэдли Мэннинг предатель или герой?
Что означает самореализация? – Маханидхи Свами
Маханидхи Мадан Гопал Дас
Иногда мы слышим, как кто-то говорит: «О, такой-то и такой-то осознал себя», что является целью всех духовных практик. Но что именно означает быть самореализованной душой? Существует расхожая поговорка: «Чтобы познать одного, нужен человек», что означает, что тот, кто реализовал себя, — лучший человек, чтобы ответить на этот вопрос.
Таким образом, мы обратились к прямым словам Шрилы Прабхупады, описывающим самореализацию, потому что он является полностью осознавшей себя душой и освобожденным чистым преданным Шри Шри Шри Радхи и Кришны. Все искренние кришна-бхакты, стремящиеся к самореализации и Радха-Кришна-преме, изучат эти слова Шрилы Прабхупады и попытаются воплотить эти качества и действия в своей личной жизни.
Следующие утверждения взяты из собрания личных слов Шрилы Прабхупады в фолио ББТ.
16 ОПРЕДЕЛЕНИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Шрила Прабхупада сказал:
— Самореализация означает понимание Кришны и своих вечных отношений с Ним.
— Самореализация означает «Я зависим от Кришны. Я вечный слуга Кришны. Позволь мне заняться служением Бхагавану Шри Кришне».
-Самореализация означает стать безразличным к нуждам грубого и тонкого тел и серьезно относиться к деятельности своего «я».
— Самореализация означает стать чистым преданным Бхагавана Шри Кришны.
— Самореализация означает видение собственной идентичности бесконечно малой дживы. В настоящий момент мы видим тело, но у нас нет видения реального человека, занимающего тело.
-Самореализация означает, что энергия должна передаваться для Кришны.
-Самореализация означает знать, что «я не это тело. Я духовная душа. Я неотъемлемая частица Бога».
-Тот, кто реализовал себя, знает, что все мирские эмоции не имеют ничего общего с чистой душой, чья естественная склонность состоит в любовном служении Бхагавану Шри Кришне.
-Тот, кто осознал себя, не сбит с толку рождением и смертью материального тела, зная, что он вечен.
-Когда кто-то становится самореализованным, две вещи бросаются в глаза отсутствием: нет больше страстного желания и нет больше скорби [о материальных вещах].
— Самореализованный человек знает, что это материальное космическое проявление является временным, иллюзорным представлением, которое кажется истиной.
-Осознавший себя человек достаточно хорошо знает, что материальное счастье является самой причиной продолжительного материального существования и забвения собственного изначального положения.
— Когда человек осознал себя, он становится радостным, потому что он свободен от материальной скверны скорби и страстного желания.