Самопознание – саморазвитие – самореализация: мысли, чувства, действия.
Достаточно трудно вот так сразу ответить на вопрос: «Что такое самопознание – саморазвитие – самореализация?» Эти понятия обширные и требующие глубокого осмысления. На это может уйти немало времени. Для кого-то достаточно короткого времени, для кого-то не хватит и всей жизни. А другие могут даже не задумываться над этими философскими категориями. Можно долго и глубоко копать, что бы понять хоть минимально, что такое самопознание, саморазвитие, самореализация, а можно так до конца и не понять, что же это такое. Сама постановка таких вопросов, мне кажется, уже свидетельствует о фундаментальной потребности человека, как существа разумного, в самопознании. Что собственно и отличает нас от животных.
В своей жизни, безусловно, ко мне приходили мысли о том, что такое эти философские категории, зачем они нужны, как применимы в жизни. И применимы ли вообще? Достаточно трудно ответить даже самому себе на эти вопросы, не считая того, что нужно написать целую работу на этот счёт. Потребность в самопознании была, есть и будет до тех пор, пока человек будет полон любопытства к миру и способен познавать окружающую его среду.
Для более глубокого осознания смысла таких философских категорий, как самопознание, саморазвитие, самореализация, я решила обратиться к мыслям великих людей. Что было для них это? Задумывались они когда-либо над этим? Хотя я уверена, что, конечно же, задумывались.
Если говорить просто, то самопознание — это познание самого себя. Изучая мнение великих философов, в пример можно привести мудрую мысль Сократа, о том, что в самопознании он усматривал условие всякой добродетели. Г.Э. Лессинг, И. Кант писали о самопознании, как о начале или центре человеческой мудрости. Вообще, к процессу (а на мой взгляд, самопознание является именно процессом) самопознания относились с скептицизмом и советовали не переоценивать результаты углубления индивида в свое Я. И.В. Гёте, в частности, писал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя — вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган». Гёте и в других своих работах задаётся вопросом: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено». Некоторые философы сомневаются в существовании Я или даже отрицают его.
Самопознание — это познание самости, Я, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. На мой взгляд, это трудоёмкий процесс, который дан каждому, но не каждый задумывается над этим.
С чего начинается этот процесс самопознания? На этот вопрос может только ответить каждый человек сам за себя. Это сугубо индивидуально и может быть прослежено в полной мере только им одним. Каждый человек сам строит свою судьбу, с чего-то начинается его путь. Он также сам строит отношения с другими людьми, сам принимает решения в жизни и сам же совершает разного рода ошибки. Обычно стихийное самопознание мало эффективно. Таким образом, человек только получает какие-то разрозненные знания о самом себе, о своей личности, о своей самости. Это хорошо, но такие знания требуют структурности для более полного понимания себя. Порой человек не может справиться с этой задачей в одиночку. В таком случае ему требуются учителя, наставники. Прекрасно, когда такие люди находятся и у человека появляется дополнительная мотивация к познанию себя. Такие люди могут обратить внимание «самопознающего» на те стороны, которые он ещё в себе не рассматривал.
Я не могу вспомнить точной даты начала своего познания самой себя. Был ли это какой-то переломный момент в моей жизни или это было под воздействием какого-то озарения? В каком возрасте это началось и зачем? Это те вопросы, на которые найти ответ мне сейчас очень трудно. Но догадки у меня, безусловно, есть. Я хорошо помню школьные времена, особенно старшей школы, когда на уроках литературы мы обсуждали такие философские понятия. Хотя точнее, наверное, сказать «соприкасались» с ними, пытались высказать своё мнение на этот счет. Наверное, такие моменты и были теми пусковыми механизмами к запуску моего процесса познания себя. Скорее всего осмысленное самопознание, а не просто «разрозненные данные о себе» я начала получать в подростковом возрасте. И на это тоже есть свои основания. Подростковый возраст — это очень серьёзный период в жизни человека, период становления его взглядов на жизнь, даже какого-то укоренения их, это период, когда человеку важно показать себя, проявить. Особенно это наблюдается в компании сверстников. И не дай Бог, ты окажешься хуже кого-то, менее компетентным или не «звездой» компании. Это очень сильно откладывается на человеке, его самооценке. Очень часто индивидуальность в школе подавляют. Да собственно многие родители это также делают от не знания. Излюбленные фразы: «Почему ты такой..?», «Посмотри на.., он так делает/не делает», «Не делай так», «Нет, твоё мнение неправильное, вот в книге автор указал так..» (особенно последним любят пользоваться учителя, которые сами знают только написанное в книге определение и тем самым, мешают творческому полёту фантазии ученика»).
В унисон с процессом самопознания идёт процесс саморазвития. Саморазвитие — это постоянное совершенствование себя, своих личностных качеств и умений, навыков и знаний. Это то, чем мы обогащаем себя в жизни. Саморазвитие является очень важным критерием для достижения успеха. И первым шагом в саморазвитии как раз и выступает самопознания. Ведь без осознания того, чего тебе не хватает в себе или того, что хотелось бы в себе иметь не будет саморазвития. Или оно будет таким же хаотичным и малоэффективным, как разрозненное самопознание, как было описано мною выше. Вторым шагом, собственно, и является принятие и осознание всего того, что хотелось бы изменить в себе или прибавить. Третий и очень важный шаг — мы определяем для себя, каким способом я смогу достичь этого. Здесь могут быть самые разные варианты, например: тренинги, обучающие программы, консультации, занятие хобби и т.д.Очень важно ставить перед собой конкретные цели, иначе не понятно, к чему ты вообще идёшь. Но у меня возникает вопрос: «А может ли процесс саморазвития быть конечным?» Мне кажется, что врядли. Ведь даже если мы достигаем поставленной цели, обычно за ней уже возникает следующая. В таком случае, этот процесс непрерывен.
Я в своей жизни постоянно занимаюсь саморазвитием и постоянно думаю об этом. На мой взгляд это очень важно для личности человека. А это в свою очередь, отражается на всех его сферах жизни. Я чувствую огромное удовлетворение, когда получаю новые знания, развиваю в себе новые навыки и умения. Так формируюсь я и мой жизненный опыт. А самопознание помогает мне отследить, куда мне дальше стремиться.
И третий, но не менее важной философской категорией является самореализация. На мой взгляд, это тоже процесс. Самореализация — это применение себя, своей личности со всем набором качеств, навыков и т.д. в чём-то. Исходя из концепции дзен-буддизма, самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать. Это также реализация в конкретном деле своего потенциала возможностей. Самореализация — это проявление своего саморазвития, посредством самопознания.
Самореализация может быть не только в профессиональной деятельности. Она может быть, например, в творчестве.
Вообще, на мой взгляд, эти три процесса: самопознание, саморазвитие, самореализация неразрывно связаны между собой. Без глубокого самопознания не будет эффективного саморазвития. А не будет постоянного саморазвития — самореализация будет трудной и однообразной. Ведь привносить нового особо будет нечего. Тогда теряется элемент творчества в процессе самореализации. Обязательно на каждом этапе саморазвития нужно ставить себе цель — «Что я хочу получить?» И должно быть понимания того, а «Для чего я это делаю?» Без этого эффективность в ряды снижается. Мы должны рефлексировать свою деятельность, постоянно осознавая свои действия, мысли и желания. Так мы сможем сделать нашу жизнь максимально продуктивной. Конечно, речь не идёт о постоянном судорожном процессе чёткого записывания или запоминания этой информации. Ведь «Сильно много тоже плохо». Надо найти ту золотую середину в себе, в которой нам будет максимально эффективно рефлексировать. Вообще, саморазвитие — это некий выход за «зону комфорта», в которой так удобно и хорошо. Но, что бы достичь чего-то нужно быть постоянно в движении, стремиться к новому познанию. А находясь в этой своей привычной зоне и развития как такового особо не будет. Так что для достижения успешного и эффективного самопознания, саморазвития и самореализации необходимо мыслить, чувствовать, а самое главное — действовать! Причём, именно мысли, чувства, действия во многом предопределяют успех самопознания, саморазвития и самореализации личности человека. И сейчас, даже в данную минуту особенно важно задаться такими вопросами: «А о чём я думаю? Что чувствую? Делаю ли что-нибудь? И как это способствует моим самопознанию, саморазвитию и самореализации? » И после таких вопросов это развитие точно пойдёт.
II.4.6. Самопознание, самоопределение, самореализация.
Пожалуй, наиболее непосредственно отвечающей специфике деятельности практического психолога является его помощь подростку в решении проблем, связанных с процессом развития самосознания в этом возрасте. Это обусловлено тем, что основным предметом работы практического психолога является внутренний мир человека, а основной задачей — помощь человеку в достижении гармонии этого внутреннего мира, в развитии его способности к самореализации.
Для обозначения аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов, сфокусированных на «Я» подростка как некоторой целостности, интенсивно развивающейся в данный возрастной период, многочисленные исследователи этого процесса используют самые различные термины: самосознание, Я-концепция, Я-схе-ма, образ Я, самоидентичность и т. п. В литературе можно найти анализ различных сторон процесса развития самосознания в подростковом возрасте. Подобных работ так много, что даже простой их перечень занял бы очень много места.
Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя все новых недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а во многом результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие подростка взрослые, прежде всего учителя и родители.
Исследование показало, что они почти не видят положительных черт, достоинств подростка, прекрасно разбираясь в его недостатках. Мы имели возможность убедиться в том, что если даже взрослые писали о достоинствах подростков, то эти высказывания носили предельно абстрактный, общий характер и не изменялись с возрастом подростков. Напротив, суждения о недостатках были всегда предельно конкретными, разнообразными, менялись с возрастом подростка. В психологии, однако, показано, сколь важно для личностного самоопределения, для становления личностной самоидентичности опираться именно на положительные стороны своего «Я».Сегодня журналисты часто пишут о том, что многие люди потеряли чувство собственного достоинства, самоуважения, что является одной из основных причин и отсутствия подлинного уважения к другому человеку. И это правильно. Во многом, по-видимому, это закладывается с детства, поэтому очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки — он и так, как мы неоднократно отмечали, во всем винит себя (и в плохой учебе, и в конфликтах с родителями), и так знает о своих многочисленных и все возрастающих недостатках, — но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера.
Однако есть область переживаний, связанных с собственной личностью, которые носят только положительный характер, — это область переживаний, связанных с самореализацией, с активной работой самого подростка по развитию собственной личности: «Я всегда радуюсь, если могу побороть свою лень», «радуюсь, когда могу воспитать в себе смелость» и т. п. В подобных переживаниях отражается чрезвычайно конструктивная линия в развитии личности человека — процесс самореализации. К сожалению, взрослые не только не помогают обычно развитию этого процесса, но и вообще не думают, что у подростков есть подобные переживания, подобные стремления.
Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. Исследование показывает, что эти переживания явно недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответственно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется.
Как известно, реформа общеобразовательной и профессиональной школы в наибольшей степени затронула два возраста — возраст поступления в школу, — сниженный до 6 лет, и старший подростковый возраст, на который сегодня по существу сдвинулись проблема профессионального самоопределения — как максимум — и проблема выбора программы дальнейшего образования — как минимум.
Каждая школа сегодня так или иначе сталкивается с этими проблемами в старших подростковых классах (VII-VIII), решая свои задачи (скажем, из двух восьмых классов сделать один девятый-). Не всегда эти задачи соответствуют задачам и интересам школьников. Все интенсивнее становятся усилия разного рода профориентационных служб. Администрация многих школ видит помощь школьного психолога в решении указанных проблем в качестве главной его задачи. Ответ практического психолога на такой «запрос» лежит в основе некоторых моделей психологической службы, разрабатываемых как у нас в стране, так и за рубежом.
Однако, с нашей точки зрения, важно постоянно учитывать, что проблемы профессионального самоопределения, в том числе и раннего (в старших подростковых классах), не могут быть успешно решены как отдельные, оторванные от общего контекста развития личности и индивидуальности человека в школьные годы.Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сензитивными периодами для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Это, в частности, означает, что если по каким-то причинам временная перспектива будущего не будет сформирована в этот период или будет сформирована неправильно, то это будет иметь и имеет самые серьезные последствия для развития личности человека. Сложность этой проблемы в подростковом возрасте состоит в том, что она практически не осознается ни учителями (мы писали об этом выше), ни самими подростками.
В свое время еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что и подростки, и окружающие их взрослые часто бывают озабочены отсутствием воли у учащихся. Воспитание воли в этом возрасте нередко даже выступает в качестве важной задачи воспитания и самовоспитания. Однако, по мнению Л. С. Выготского, в таких случаях мы обычно сталкиваемся не со слабостью воли, а со слабостью целей, когда подростку оказывается незачем преодолевать разного рода препятствия, включая и собственную лень. Появление же значимой цели решает и проблему воли.
Практика показывает, что если у подростка появляется какая-то важная жизненная цель (стать в будущем биологом, победить на спортивных соревнованиях, помочь матери в трудной ситуации воспитывать младших братьев и сестер), то многие проблемы воспитания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные подростки, подростки-делинквенты, несовершеннолетние правонарушители, как показывают психологические исследования, в подавляющем большинстве случаев не имеют жизненных целей, сколь-либо далеко выходящих за пределы сиюминутных, текущих дел и развлечений.
Сейчас приняты решения, ориентирующие на возможно более раннюю дифференциацию обучения, введение элемента выбора программы собственного образования за счет разнообразных спецкурсов, которые в соответствии со своими склонностями и способностями сможет выбирать ученик уже в средних классах школы. Эта линия представляется нам, безусловно, перспективной, так как создает условия для выхода из того тупика, в котором оказались многие современные подростки: как выбрать нужный, подходящий техникум, ПТУ, если тебя не берут или ты уже и сам не хочешь учиться в средней школе в старших классах? Возможность примериться к разным направлениям собственного образования может, как представляется, способствовать более содержательному процессу личностного и профессионального самоопределения, выработке жизненных планов, целей на ближайшее и более отдаленное будущее. Но и в этом случае помощь психолога, человека, с которым можно посоветоваться, который может при желании проверить какие-то способности, лучше понять склонности и действительные потребности развивающейся личности, а то и просто поддержать в выбранном пути, будет в высшей степени полезна. Ведь в старшем подростковом и юношеском возрасте очень велика потребность школьников во взрослом доброжелательном советнике, собеседнике. К этой роли должен быть готов школьный психолог.
Является ли достижение самопознания мгновенным или постепенным?
Сатсанги
АвторAndre Vas Обновлено
Спрашивающий:Я хочу знать, когда самопознание «достигнуто» (освобождение, просветление, самореализация) — это постепенное ИЛИ мгновенное событие .
И это совсем постоянно?
ОТВЕТ:Достижение самопознания мгновенно и постепенный процесс.
Распознавание своей истинной природы как чистого, безграничного осознания происходит мгновенно.
Но процесс очищения ума с помощью карма-йоги, преданного поклонения, медитации и управления энергией обычно требует времени. Реально, несколько лет.
Также, даже после того, как человек обрел самопознание (осознал свою истинную природу как неотличную от ВСЕГО) — процесс полного усвоения знания требует времени .
Поскольку самоневедение так глубоко укоренилось в нас, оно не исчезает внезапно, когда мы осознаем его ложность.
Вот почему бессмысленно утверждать, что он просветленный. Ну и что! Многие искренние преданные. Настоящая работа заключается в углублении знаний. Это требует времени.
Другими словами…
Как только старые ошибочные представления будут достаточно приглушены, пути назад уже не будет.
После этого, даже если старые голоса взывают из нижних областей души, никто не обращает на них внимания — признавая, что это просто пустые эпитеты. Следовательно, остается непоколебимым в своей истинной идентичности как Осознание (брахман) .
Проще говоря, однажды удаленный — невежество не возвращается.
Теперь вы знаете, что солнце на самом деле не восходит и не заходит, а только кажется, что это происходит из-за вращения Земли.
Нет никаких шансов внезапно вернуться к ошибочному убеждению, что солнце восходит из-за восточного горизонта на рассвете, плывет по небу в течение дня и, наконец, падает за западный горизонт в сумерках, несмотря на то, что кажется сделать это.
Точно так же, как только вы узнаете, что являетесь безграничным осознаванием (sat-cit-ānanda) — вы больше не начнете отождествляться с комплексом тело-ум-чувство — несмотря на то, что вы по-прежнему будете с ним связаны .
Более того, Самопознание отличается от знания об объектах тем, что Самость не является объектом, и, таким образом, Самопознание — это не вопрос накопления запаса информации, которую необходимо запомнить.
Я — это ты.
Вы являетесь сознательным «светом», в котором видны все объекты или , посредством которых они познаются разумом.
Таким образом, вы всегда присутствуете в каждом познании.
Хотя вас нельзя увидеть, вы являетесь тем, благодаря чему все остальное видно (ощущается каким-либо образом).
В то время как объект или пакет информации могут быть забыты в их отсутствие — вы не можете быть забыты потому что вы никогда не отсутствуете.
На самом деле, только благодаря вашему постоянному присутствию становится известно об отсутствии какого-либо объекта — или даже всех объектов, если уж на то пошло, как в случае с состоянием глубокого сна.
Когда ваша истинная природа осознана, нет необходимости помнить о ней и, следовательно, ее нельзя забыть.
Самопознание | Ридван
Знание, полученное из собственного опыта, ощущение. Вид знания
Знание также распространяется на чувства. Если тебе грустно, как ты об этом узнаешь? Вы думаете, что вам грустно? Вот откуда ты знаешь? Вы смотрите на свое лицо в зеркало и видите слезы, и думаете: «О, значит, мне грустно»? Как узнать, когда вы злитесь? Это форма знания, и оно может распространяться на очень тонкие уровни. И есть формы зная даже за пределами чувства. Когда я говорю о самопознании, о том, кто вы есть, я не говорю о чем-то, что вы можете прочитать в книге, или о чем-то, чему вас может научить кто-то другой. Я имею в виду знание, которое приходит из вашего собственного опыта — знание прочувствованного типа. Когда мы говорим, что кто-то чувствителен, мы имеем в виду, что у человека есть это чувственное знание. Мы говорим, что другие толстокожие или мозолистые, а это значит, что они мало что чувствуют и не знают, что чувствуют. Итак, мы возвращаемся к нашей первоначальной теме: что такое знание и каково его значение для нас? Как это применимо к нам здесь? Здесь мы учимся получать и ценить знания, которые нам нужны, чтобы найти то, что хорошо для нашей жизни. Таким образом, мы исследуем наши желания, страхи и чувства с точки зрения того, откуда они берутся, что они означают, какими мы считаем себя, переживая каждое из них, что в конечном итоге приводит к пониманию того, кто мы есть. Чем больше мы узнаем о том, кто мы есть, тем больше наши желания того, что мы считаем благом для себя, будут меняться и отражать реальность, становиться объективными. И чем больше наша вера в добро соответствует тому, что мы есть на самом деле, тем больше у нас шансов реализоваться, жить в гармонии и мире.
Алмазное сердце Книга третья, стр. 144
Мы редко осознаем себя как область знаний, где само поле есть не что иное, как узнавание своих моделей
И чем больше мы осознаем эту способность, тем более она становится конкретной, тем больше она развивается и интегрируется , и наш опыт становится более пронизанным такого рода знанием. Итак, когда говорят: «Познай себя», это и имеется в виду — познай себя близко и непосредственно; потому что абстракции, возникающие из прямого знания и формирующие обычное знание, не приведут вас к истинному самопознанию. Прямое знание присуще нашему восприятию вообще; это пронизывает все наши чувства, и это происходит все время. Без него у нас не было бы опыта. Это знание не так уж таинственно. Но мы не признаем прямое знание истинным источником того, что мы называем нашим опытом, потому что оно обычно смешивается со всеми видами других знаний. Мы редко осознаем себя как область знаний, где само поле представляет собой не что иное, как признание своих закономерностей. Тем не менее, такова наша природа, и важно понимать, что это прямое знание происходит постоянно. Он информирует и лежит в основе — это основа — всего нашего опыта. Чем больше наша способность к прямому знанию становится точной, конкретной и четко различающей, тем больше мы интегрируем аспект в его ромбовидной форме. Тогда наше знание становится более светлым и ярким. Но самое главное, наше знание становится объективным, то есть свободным от наших ассоциаций и предпочтений. Знание в Алмазном измерении делает наше знание более точным и ясным, а значит, и уверенным. Мы более способны правильно различать и знать вещи такими, какие они есть на самом деле. Как еще мы можем распознать истину?
Запрос космического крейсера, стр. 340
Самопознание также означает понимание своего потенциала, своей природы, своей сущности
Когда основные качества вашего существа отсекаются, а ваши телесные энергии подавляются или искажаются, страдания, вызванные вашим прошлым, не могут быть затронуты реальным потенциалом вашего бытия. Вот почему наша работа по освобождению нашей сущностной природы имеет решающее значение для избавления от наших страданий. Наша сущностная природа – это радость, удовлетворенность, удовольствие и душевный покой, необходимые для разрешения наших страданий. Нелегко понять, как эти две категории причин страданий на самом деле увековечиваются из-за отсутствия понимания. Пока мы не исследуем свой опыт, мы сознательно не знаем о паттернах, идентичностях и реакциях, которые управляют нашей жизнью. Пока мы не исследуем присутствие, мы естественным образом не осознаем свое бытие, свою сущность, наша сущностная природа . Итак, опять же, основной причиной наших страданий является невежество. Мы страдаем из-за отсутствия осознания, отсутствия понимания. Знание, осознание, понимание первичны в выполнении нашей работы. Самопознание — это не просто вопрос понимания своей личности, своего ума и своей истории. Самопознание также означает понимание своего потенциала, своей природы, своей сущности. Самопознание означает осознание природы реальности, природы истины.
Алмазное сердце Книга пятая, стр. 94
Младенец полностью отождествлен с Присутствием
Однако основная причина ограниченного самопознания младенца заключается в том, что изначально у него не существует способности к саморефлексии. Он развивается как часть созревания когнитивных функций. Таким образом, восприятие младенца всегда направлено, так сказать, вовне. У него нет возможности повернуться назад и посмотреть на свой «внутренний» опыт, не говоря уже о том, чтобы повернуться назад и поразмышлять о себе. В каком-то смысле он осознает только «лицевую сторону» своего опыта. Вначале способность младенца просто быть неповрежденной. Он есть, сам того не зная. Его бытие само по себе совершенно естественно и неконцептуально. Он не знает, что он сам, потому что у него нет даже понятия о себе. Он является присутствием, когда он является самим собой. Наше открытие в опыте самореализации показывает, что в простом бытии человек отождествляется с присутствием; и, наблюдая за маленькими детьми, мы видим, что в них нет ни саморефлексии, ни отчуждения от непосредственного опыта. Таким образом, младенец полностью отождествляется с присутствием, не зная, что он есть, поскольку его опыт неконцептуален. Он понятия не имеет о присутствии, но это сама его субстанция, сознание и личность. Это состояние обусловлено не только присутствием Сущности, но именно фактом детской самореализации: Он не просто переживает Сущность; он является Сущностью. Если обратиться к нашей классификации в главе 14, то он переживает Сущность недвойственно, во втором или третьем виде существенного опыта.
Точка существования, с. 178
Взаимозависимость между Эго и Бытием
Знать, что ты есть Бытие, которое не находится в царстве образов, — это такое тонкое понимание, что ребенку кажется невозможным иметь это знание. Просветление должно дождаться зрелости восприятия, различения и понимания, поскольку оно зависит от самопознания. Эти способности зависят от концепций. Тогда мы можем сказать, что эго необходимо для просветления, поскольку начало концептуализации в детстве неразрывно связано с развитием эго. Итак, сначала развивается эго, необходимое для познания и функционирования; тогда способность различать знание, среди прочего, ведет к растворению эго. Конечным результатом является жизнь Бытия, включая развитие функционирования в сфере Бытия. Эту взаимозависимость между эго и Бытием можно увидеть и в процессе внутреннего метаболизма. Эго само по себе не может завершить метаболизм опыта и, следовательно, не может обеспечить полное человеческое развитие; Бытие необходимо для осуществления этого процесса.