Самосознание определение в обществознании: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на тему «Самопознание, самосознание. Мировоззрение»

5. Самосознание и мировоззрение личности

Главная страница‎ > ‎Учебный материал‎ > ‎Социализация личности‎ > ‎Как человек становится личностью‎ > ‎

Как формирует субъект знание о самом себе? Как осуществляется формирование самосознания?

Сознание есть отражение внутренней специфики предметно, практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы “мир – человек”. Оно возникает, функционирует, формируется и развивается, реализует себя одновременно в двух формах. К ним надо отнести собственно сознание-предметное сознание (“ручное” мышление, конкретно-чувственно предметно-образное, словесно-понятийное) и самосознание. В процессе предметного освоения мира вещей и социальных отношений индивида приходит к осознанию своих действий и действий с предметами, своих связей с другими себе подобными. Вместе с этим приходит понимание того, что причиной всего этого является и сама личность.

Создание представлений о себе являйся таким актом сознания, который, как говорилось выше, невозможен без языка. Уже на уровне сенсорного развития именно язык способствует возникновению и изменению сознание предметное сознание тесно связано с языковой деятельностью, дает возможность осознать отличия объекта от субъекта, предметов и действий с ними от поведения и качеств других людей, (объектов) и представляет в сущности знания субъекта о самом себе. Эти знания становятся основой самосознания.

Самосознание – это знания человека о себе, оценка собственного “Я”. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из остального мира, но и противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от природы и других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от окружающего мира, а в разнообразных отношениях с ним

. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания и Мышления самого себя, своих чувств, определения своего отношения к Окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание – это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, Сопоставлять, сравнивать все свое внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность Процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека.

Самосознание является основой мировоззрения – системы знаний оценок объективного мира, природного и социального бытия. Мера единства мировоззрения и самосознания у человека может варьироваться в довольно широком диапазоне. Нередки случаи острых внутренних противоречий между ними, раздвоенности сознания в силу индивидуально-психологических причин.

Самосознание – неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общетва и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обобщается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения. Уровень самосознания может быть очень разным у разных людей, разных возрастных групп. Неодинаков он и в каждой ной конкретной ситуации.

Большая роль в формировании самосознания принадлежит общественной мысли (авторитетной личности, семье, друзьям, всем окружающим). Это надо учитывать в практике образования и воспитания. Общественное признание самооценки личностью своего “Я” поддерживает чувство собственного достоинства человека, дает ему моральное удовлетворение. Самосознание тесно связано с самовоспитанием, оказывает существенное влияние на формирование рефлексивно-мыслительной культуры личности.

подробней тут>>

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы», которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности.

«Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя

«битниками»,

потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа, другие – конфликтом между молодежью и обществом, третьи – конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом.

Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т. д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.

Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.

В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.

Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант

ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.

Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.

Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.

Для ребенка незрелость морального сознания – своего рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних сомнений. Подростки, в отличие от детей, (все чаще сомневаются в правильности слов, осознают относительность существующих в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психологическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» существующих правил и традиций.

Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.

подробней тут>>

Национальное самосознание | это… Что такое Национальное самосознание?

ТолкованиеПеревод

Национальное самосознание
Национальное самосознание

совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

Феномен национального самосознания в форме этнической мифоло­гии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. Национальное самосознание является очень сложным интеллектуальным продуктом. В его структуру входят эле­менты бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. По­добное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме «традиционной» части в него входят моменты идеологическо­го и сверхнационального характера. Моменты идеологии отражают нацио­нальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением.

Многостронность культуры и политики являются основой много­формности и многоуровневости национального самосознания. Для предста­вителей других наций многое в этом самосознании непонятно и чуждо. В то же время каждый представитель нации осознает себя как ее часть (са­моидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является основой для вклю­чения в систему политических и общественных связей, для социализации.

После распада СССР национальное самосознание неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие националь­ные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика по­казала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоре­чия, которые имеются в действительности. В результате вместо нацио­нального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в ре­альности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деграда­ци. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Коротец И.Д.

Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Национальное самосознание

совокупность знаний, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о свое истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Самоопределение является основой национального сознания, прежде всего на эмоциональном, а затем уже на рациональном уровнях, является индивидуализированным понятием, выражающим степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами — членами национальной общности.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Национальная политика
  • Национальные интересы

Полезное


Самосознательные эмоции: определение, причины и преимущества

Что такое самосознательные эмоции?

Эмоции самосознания зависят от того, как мы видим себя и как, по нашему мнению, нас воспринимают другие. К ним относятся такие эмоции, как гордость, ревность и смущение.

Самосознание и самосознание иногда являются здоровыми признаками эмоциональной зрелости. Они могут помочь вам вписаться и функционировать в сообществе. Чувство вины после того, как вы сказали что-то обидное, часто воспринимается как проявление хорошего характера. Чувство раскаяния после совершения ошибки может помочь наладить отношения. Положительные эмоции самосознания и отрицательные эмоции самосознания могут быть здоровыми и мощными мотиваторами.

Чрезмерное застенчивость эмоций может быть крайне вредным для здоровья. Они могут ухудшить симптомы таких состояний, как тревога, депрессия и пограничное расстройство личности. Они также могут вызывать социальную тревогу и изоляцию.

Сдержанные эмоции в умеренных количествах полезны для здоровья. Наличие подавляющих самосознательных эмоций — нет.

Симптомы здоровых самосознательных эмоций включают:

  • гордость за достижения
  • удовольствие от участия в социальной среде
  • извинение за ошибки и взятие на себя ответственности

Симптомы нездоровых эмоций самосознания включают:

  • реакцию на смущение гневом и враждебностью
  • избегание социального опыта
  • перекладывание вины на других за свои ошибки
  • 16 настроен против самого себя
  • низкая самооценка
  • возбуждение, тревога, депрессия или нервозность

Самосознательные эмоции развиваются в связи с пониманием правил, стандартов и целей. Маленькие дети начинают формировать чувство собственного достоинства примерно в 18 месяцев. Это когда самосознательные эмоции начинают развиваться. Многие дети уже к 3 годам имеют полный спектр эмоций, связанных с самосознанием.

Подростки особенно склонны к высокому уровню самосознания. В этом возрасте дети впервые испытывают значительное социальное давление.

Низкая самооценка может вызвать нездоровые эмоции застенчивости. Вы можете зацикливаться на негативных сознательных эмоциях из-за состояния психического здоровья. Эти состояния могут включать:

  • тревогу
  • депрессию
  • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
  • обсессивно-компульсивное расстройство

Здоровые осознанные эмоции имеют много преимуществ. Гордость часто заставляет людей усердно работать ради достижений. Уверенность дает нам повышение самооценки, необходимое для решения новых задач. Даже отрицательные самосознательные эмоции играют положительную роль в нашей жизни. Ревность помогает нам определить, чего мы хотим больше всего.

Самосознание происходит от самосознания. Эмоции, которые исходят от них, помогают нам понять, как мы вписываемся в общество. Самосознание помогает нам улучшить социальное функционирование. Нарушение социальных правил группы вызывает чувство вины, стыда и смущения. Несмотря на дискомфорт и смущение, эти эмоции могут привести к общественному признанию.

Нездоровое самосознание может привести к социальной тревожности. Это может привести к изоляции, что, в свою очередь, еще больше усилит социальную тревожность. Это также может привести к низкой самооценке и депрессии.

Эмоции самосознания также могут помешать исцелению от травмирующих событий. Особенно это касается пациентов с психическими заболеваниями. В одном исследовании оценивались женщины с ПРЛ, перенесшие травму. Из-за своей травмы эти женщины имели дело с чувствами стыда, вины и смущения. Эти эмоции препятствовали исцелению и приводили к усилению симптомов ПРЛ.

Люди могут отказаться от медицинской помощи, если они испытывают определенные эмоции застенчивости. Исследование показало, что многие люди испытывают стыд, вину и смущение, когда ищут скрининговые тесты на заболевания, передающиеся половым путем. Прохождение тестирования и общение с сексуальными партнерами вызвали эти эмоции. Эти эмоции могут заставить людей откладывать лечение или избегать его.

Существует множество способов лечения нездоровых или чрезмерно застенчивых эмоций. Чтобы создать более позитивное представление о себе и повысить самооценку, вы можете:

  • участвовать в деятельности, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо
  • написать список достижений или качеств, которыми вы гордитесь кассир при покупке продуктов
  • будьте пунктуальны и выполняйте свои обязательства, так как требуемая дисциплина может повысить самооценку
  • брать на себя ответственность за ошибки и при необходимости исправлять их
  • избегать действий, которые могут вызвать негативные эмоции, такие как чувство вины или стыда, если вы пойманы, например, на лжи или сплетнях
  • сделайте глубокий вдох и практикуйте осознанность, если вы зацикливаетесь на прошлых событиях, вызывающих негативные эмоции

Запишитесь на прием к сертифицированному консультанту или психологу, если эти методы не избавят вас от постоянной неуверенности в себе. Консультант может помочь вам определить причину нездоровых эмоций застенчивости и дать вам рецепты, чтобы облегчить тревогу.

Самосознательные эмоции связаны с самосознанием. Здоровые самосознательные эмоции могут дать вам положительную мотивацию и улучшить социальное функционирование. Нездоровые и подавляющие застенчивые эмоции могут привести к социальной тревоге и изоляции.

Запишитесь на прием к консультанту или терапевту, если вам кажется, что вы боретесь с непреодолимой неуверенностью в себе.

Самосознательные эмоции: определение, причины и преимущества

Что такое самосознательные эмоции?

Эмоции самосознания зависят от того, как мы видим себя и как, по нашему мнению, нас воспринимают другие. К ним относятся такие эмоции, как гордость, ревность и смущение.

Самосознание и самосознание иногда являются здоровыми признаками эмоциональной зрелости. Они могут помочь вам вписаться и функционировать в сообществе. Чувство вины после того, как вы сказали что-то обидное, часто воспринимается как проявление хорошего характера. Чувство раскаяния после совершения ошибки может помочь наладить отношения. Положительные эмоции самосознания и отрицательные эмоции самосознания могут быть здоровыми и мощными мотиваторами.

Чрезмерное застенчивость эмоций может быть крайне вредным для здоровья. Они могут ухудшить симптомы таких состояний, как тревога, депрессия и пограничное расстройство личности. Они также могут вызывать социальную тревогу и изоляцию.

Сдержанные эмоции в умеренных количествах полезны для здоровья. Наличие подавляющих самосознательных эмоций — нет.

Симптомы здоровых самосознательных эмоций включают:

  • гордость за достижения
  • удовольствие от участия в социальной среде
  • извинение за ошибки и взятие на себя ответственности

Симптомы нездоровых эмоций самосознания включают:

  • реакцию на смущение гневом и враждебностью
  • избегание социального опыта
  • перекладывание вины на других за свои ошибки
  • 16 настроен против самого себя
  • низкая самооценка
  • возбуждение, тревога, депрессия или нервозность

Самосознательные эмоции развиваются в связи с пониманием правил, стандартов и целей. Маленькие дети начинают формировать чувство собственного достоинства примерно в 18 месяцев. Это когда самосознательные эмоции начинают развиваться. Многие дети уже к 3 годам имеют полный спектр эмоций, связанных с самосознанием.

Подростки особенно склонны к высокому уровню самосознания. В этом возрасте дети впервые испытывают значительное социальное давление.

Низкая самооценка может вызвать нездоровые эмоции застенчивости. Вы можете зацикливаться на негативных сознательных эмоциях из-за состояния психического здоровья. Эти состояния могут включать:

  • тревогу
  • депрессию
  • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
  • обсессивно-компульсивное расстройство

Здоровые осознанные эмоции имеют много преимуществ. Гордость часто заставляет людей усердно работать ради достижений. Уверенность дает нам повышение самооценки, необходимое для решения новых задач. Даже отрицательные самосознательные эмоции играют положительную роль в нашей жизни. Ревность помогает нам определить, чего мы хотим больше всего.

Самосознание происходит от самосознания. Эмоции, которые исходят от них, помогают нам понять, как мы вписываемся в общество. Самосознание помогает нам улучшить социальное функционирование. Нарушение социальных правил группы вызывает чувство вины, стыда и смущения. Несмотря на дискомфорт и смущение, эти эмоции могут привести к общественному признанию.

Нездоровое самосознание может привести к социальной тревожности. Это может привести к изоляции, что, в свою очередь, еще больше усилит социальную тревожность. Это также может привести к низкой самооценке и депрессии.

Эмоции самосознания также могут помешать исцелению от травмирующих событий. Особенно это касается пациентов с психическими заболеваниями. В одном исследовании оценивались женщины с ПРЛ, перенесшие травму. Из-за своей травмы эти женщины имели дело с чувствами стыда, вины и смущения. Эти эмоции препятствовали исцелению и приводили к усилению симптомов ПРЛ.

Люди могут отказаться от медицинской помощи, если они испытывают определенные эмоции застенчивости. Исследование показало, что многие люди испытывают стыд, вину и смущение, когда ищут скрининговые тесты на заболевания, передающиеся половым путем. Прохождение тестирования и общение с сексуальными партнерами вызвали эти эмоции. Эти эмоции могут заставить людей откладывать лечение или избегать его.

Существует множество способов лечения нездоровых или чрезмерно застенчивых эмоций. Чтобы создать более позитивное представление о себе и повысить самооценку, вы можете:

  • участвовать в деятельности, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо
  • написать список достижений или качеств, которыми вы гордитесь кассир при покупке продуктов
  • будьте пунктуальны и выполняйте свои обязательства, так как требуемая дисциплина может повысить самооценку
  • брать на себя ответственность за ошибки и при необходимости исправлять их
  • избегать действий, которые могут вызвать негативные эмоции, такие как чувство вины или стыда, если вы пойманы, например, на лжи или сплетнях
  • сделайте глубокий вдох и практикуйте осознанность, если вы зацикливаетесь на прошлых событиях, вызывающих негативные эмоции

Запишитесь на прием к сертифицированному консультанту или психологу, если эти методы не избавят вас от постоянной неуверенности в себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *