Счастливые дети – счастливые родители
Все мы хотим, чтобы наши дети проживали счастливую жизнь. И мы готовы много энергии вкладывать в достижение этой цели.
Мы ищем для детей первоклассные клубы развития и самые современные кружки; с пристрастием выбираем первого учителя; покупаем красивую одежду и игрушки; устраиваем яркие праздники; организовываем незабываемые впечатления в поездках; подбираем полезное и вкусное питание: в общем, делаем все для того, чтобы у них было все самое лучшее. Мы заботимся об их здоровье и эмоциональном состоянии, комфорте и многом другом. А как же иначе, ведь забота о детях – прямая родительская обязанность! Однако в этой суете мы забываем позаботиться о себе и о своём собственном счастье, даже не задумываясь о том, что дети учатся строить свою жизнь на тех моделях, которые используют их родители.
Говоря о таком сложном понятии, как счастье, стоит отметить, что каждый человек его будет понимать по своему, и для каждого счастье — это совершенно уникальное переживание. Люди и описывают, и проживают это состояние по-разному. Поэтому в этой статье я буду понимать под «счастьем» — общее благополучие личности: свободу выбора, умение получать радость от отношений, от того, что делаешь, и от жизни вообще. А так же, возможность встречаться с негативными событиями, не разрушаясь.
Так почему же мы так одержимы идеей светлого будущего для своих детей?
С одной стороны, это абсолютно нормальное желание человека, даже с точки зрения биологии: любое живое существо заинтересовано в сохранении вида и хороших условиях жизни для своего потомства. Кроме того мы испытываем глубокие чувства психологической привязанности к своим детям и хотим радоваться тому, как идут у них дела.
С другой стороны, в погоне за счастьем для потомков нам важно не забывать о собственных потребностях и вкладываться, в первую очередь, в свою жизнь.
Но ведь часто бывает, что благополучие детей ставиться на первое место. Почему?
Дело в том, что порой в своих детях мы видим не отдельного, другого человека (чем-то, безусловно, на нас похожего), а свое «отражение». Это, как экран, на который мы проецируем собственные желания и потребности. Особенно те, которые сами по каким-либо причинам не можем заметить в себе.
Например: Женщина не смогла построить карьеру представителя иностранной компании. По причине того, что ей не хватило знания иностранных языков. И она, не желая встречаться со своим разочарованием по этому поводу, помещает мечту о профессии, связанной с международным бизнесом, в своего сына. И все силы бросает на масштабную программу по его образованию, в том числе на ударное изучение языков. А хочет ли этого её сын? Может ему нравятся танцы, или программирование, а может быть он, вообще, грезит о профессии врача? Чью мечту исполняет эта женщина?
Или, как это часто бывает,
Например: Девочке не хватало присутствия родителей: она все время была одна или была в детском саду на пятидневке. Мама с папой много работали, сил и времени на дочку не оставалось. Вот эта девочка, сама став мамой, бросает любимую работу ради того чтобы быть с детьми. Кого она на самом деле хочет осчастливить этим решением? Ведь, как взрослая женщина, она страдает от отсутствия реализации. Да и у детей совсем другая ситуация: есть две любимые бабушки и отец, работающий в свободном графике.
Еще пример: Мальчик, который очень тяжело переживал развод родителей. Вот он — взрослый мужчина — живет с нелюбимой женой, с которой уже давно нет отношений, только ради того, чтобы дети не испытали тех жутких чувств, которые пережил он в ранние годы.
Или взять то количество игрушек, которыми сейчас переполнены наши дома. Нужно ли нашим детям такое изобилие? Или мы, помня полупустые прилавки магазинов из своего детства, где за счастье было получить металлический скрипучий самосвал или пупса из твердого пластика, хотим додать кусочек «детской радости» тем мальчикам и девочкам, которые живут внутри нас?
Эти примеры показывают, как легко, даже не подозревая об этом, внутри себя самих мы совершаем эту подмену. Хитрый заход, в котором своё собственное желание пережить то или иное состояние, приписывается ребенку. И в этом месте много путаницы, потому что, с одной стороны желание наше (но мы его можем не осознавать), энергия наша, а с другой – жизнь-то сына или дочери. В этом случае они становятся средством для удовлетворения личных потребностей родителя.
Счастье начинается с ощущения своей ценности:
И если родитель ощущает свою ценность, как человека (если берет право заботиться о себе; право иметь личное время; тратить на себя деньги; заниматься тем, что ему нравиться; не позволяет в отношениях к себе унизительного обращения или насилия), то:
во-первых, у него высвобождается огромное количество энергии, которую он может направить на заботу о ребенке. На заботу искреннюю, с удовольствием, а не с надрывом из чувства долга.
Ведь мы не можем отдавать что-либо (любовь, энергию, время, силы…), находясь в дефиците.
во-вторых, у ребенка появляется ощущение, что он сам ценный, как человек, как любимый мальчик или девочка своих взрослых. Что о нем заботятся, не отрывая от себя последние куски, а просто — потому что любят.
в-третьи, у малыша появляется пример того, как можно себя ценить и заботиться о своем благополучии. Пример, который с большой степенью вероятности просто встроится в его способ отношения к себе.
В психологическом смысле ребенок имеет очень глубокую связь с внутренним миром (с бессознательным) своего взрослого. И всегда видит, что с вами происходит, даже если вы это не озвучиваете на словах. Поэтому дети всегда будут знать правду о том, что вы испытываете по поводу того, «как устроена ваша жизнь». И будут фоном ощущать либо ваше спокойствие и удовлетворённость, либо тревогу и разочарование.
Кроме того, любой ребенок заинтересован в процветании своих взрослых. Т.к. от них напрямую зависит его собственное благополучие. И если родитель не берет на себя роль строителя своего собственного счастья, то ее автоматически будет брать на себя ребенок.
Как он это может делать:
— Например, становится удобным, чтобы не напрягать уставшую маму.
— Или начинает болеть, переключая тем самым фокус внимания семьи со сложных задач взрослого мира на более понятную и конкретную — свое здоровье.
— Или может делать это через поведение. Например: начнет драться в школе или воровать, ведь тогда мама с папой будут заниматься решением этих вопросов, а не своим разводом.
— Может становиться очень правильным и хорошим, или подыгрывать маме в ее тревоге, и еще множество других способов.
И как бы он это не делал — это всегда будет история о том, что энергия, предназначенная для его собственного роста и развития, будет инвестироваться в родителя. Естественно, родителю такие способы счастья не добавят, скорее наоборот, а ребенок в погоне за стабильностью таким нелёгким путем, будет платить слишком большую цену.
Поэтому наше благополучие должно быть нашей взрослой заботой. И это, как в самолете, наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка. Никогда не задумывались почему?
Потому что наши дети очень от нас зависимы в силу своей детской роли. И эта зависимость в хорошем смысле слова. Они зависят от нашего настроения, наших ресурсов, наших целей, от наших возможностей и от того, чтобы мы в принципе были живы и могли о них позаботиться. Потому что, в случае беды, если взрослый будет «без кислородной маски» (символически: без жизненно-важного ресурса — такого, как воздух), то и о ребенке позаботиться будет некому.
Как пишет Людмила Петрановская: «Взрослый должен быть сильным и свободным, должен быть хозяином самого себя и своей жизни, только тогда ребенку будет рядом с ним спокойно… дети во многом делают свою жизнь с нас…»
Поэтому, как родителям, нам важно задуматься над следующими вопросами и постараться как можно честнее себе на них ответить:
— А счастлив ли я сегодня?
— Что мне мешает ощущать себя счастливым сегодня?
Конечно же, размышляя о благополучии, важно не перестараться и не уйти в тот полюс, где мы будем транслировать детям картинку о том, что жизнь это сплошное счастье. Ребенку важно видеть, что есть сложности, кризисы, потери и неудачи, и, что родители как-то с этим справляются (но это уже тема совсем другой статьи).
Наш мир стремительно меняется, прошли те времена, когда терпение и страдание были высшими добродетелями. В моде успех, комфорт и забота о личных ценностях.
И если мы хотим, чтобы наши дети, вырастая, были довольны своей жизнью, довольны тем местом, которое они занимают в мире, имели позитивный образ себя и получали удовольствие от бытия — тогда есть смысл вкладываться в то, чтобы научиться всему этому самим.
Так что, друзья мои, разрешите себе быть счастливыми, радуйтесь этому миру! И у ваших детей просто не будет другой альтернативы, кроме, как тоже быть счастливыми!!!
psy-life.online
Счастливые родители или счастливые дети?
Счастье – сложное философское понятие. Cпор о том, что это такое и как его достичь, ведется веками. Большинство людей сходятся во мнении, что одна из составляющих счастья – это дети, еще одна – счастье в личной жизни, в любви. А как между собой уживаются два этих счастья?
Как известно, все люди разные. У всех свои взгляды на жизнь, свои стремления и желания. И вариантов построения личной жизни довольно много. Наверное, не совсем справедливо было бы обсуждать, насколько каждый из вариантов подходит для детей – ведь взрослым, помимо своих желаний, приходится иметь дело с множеством обстоятельств. И все же…
Идеальная пара
Любовь – это то, с чего начинается семья, и то, что обеспечивает ее прочность. И, казалось бы, чем больше взаимной любви, тем лучше для семейных отношений. Но все имеет две стороны – даже любовь. Люди, буквально созданные друг для друга, бывают так увлечены своими отношениями, что третий в их мире оказывается лишним. Даже если это – их собственный ребенок. Проблема не только в невнимании к ребенку. Излишняя любовь родителей друг к другу нарушает представления ребенка о мире. Маленький ребенок эгоцентричен и считает, что все вокруг создано для него и вокруг него. Это нормальный этап в его развитии. Потом постепенно начнется осознание того, что отношения людей гораздо многограннее, а пока мама и папа – это только мама и папа. И он, ребенок, для них является самым главным. Это дает ему чувство уверенности в жизни, которое сохранится на всю жизнь. «Ребенок должен посередине стоять и обоих родителей за руки держать, чтобы лучше идти было», – говорит трехлетний Семен. Мудрое изречение.
«Мои родители – идеальная пара. Они вместе тридцать лет, но до сих пор друг друга очень любят. Этого нельзя не заметить, и на окружающих их отношения всегда производят очень хорошее впечатление. «Счастливая семья» – это я слышал всегда, с самого детства. И сам тоже так думал. Но сказать, что я это чувствовал, – не могу. Я никогда не был вместе с родителями. То есть, конечно, был – они брали меня с собой в поездки и гуляли со мной – но я был рядом, а не вместе. Это трудно объяснить. Представьте, что вы идете с людьми, которые увлеченно разговаривают между собой, интересуются делами и смеются, а когда вы что-нибудь говорите, они отвечают вам – и… опять говорят друг с другом. Став взрослым, я часто думал: зачем они вообще завели ребенка? Скорее, потому, что так положено. А в общем-то, им было бы вполне хорошо и вдвоем».
Любовь всегда права?
Но чаще в жизни бывает наоборот – любовь проходит. Это почти всегда драматическая история – невозможно расстаться, не причинив никому переживаний и боли. Тем более если речь идет о семье, где есть дети. Почти всегда люди оказываются перед выбором: сохранять семью ради ребенка или предпочесть новые, кажущиеся на этом этапе такими привлекательными, отношения с другим человеком? Единственно правильного решения, конечно же, нет. Все семьи разные, и откровенно конфликтные, с ежедневными скандалами отношения вряд ли сделают ребенка счастливым. Но утверждение: «Если хорошо взрослым, то и дети будут счастливы» – тоже не является бесспорным. Им просто оправдывают свою инициативу по разрыву семейных отношений.
Марина была замужем около семи лет. Муж очень любил ее и маленькую дочку, и, хотя Марина всегда относилась к нему снисходительно, жили они хорошо. А потом Марина познакомилась с Игорем – и это был мужчина ее мечты. Мужественный, волевой, решительный – полная противоположность мягкому и покладистому Сергею. Несколько месяцев они встречались, потом Марина все-таки решилась на развод. Сейчас они уже около двух лет живут вместе. Марина счастлива – у нее любимый человек, никаких проблем, а недавно родился сын. Зато ее старшую дочку невозможно узнать – она за это время превратилась в замкнутого и серьезного не по годам ребенка. Унаследовав от своего отца мягкость характера и ранимость, она так и не смогла адаптироваться к изменившимся жизненным условиям и новым порядкам.
Чем меньше по возрасту ребенок, тем легче он переносит изменения в жизни. Маленькие дети быстро привыкают практически к любому положению вещей – будь то переезд, развод или даже смерть близкого человека. Но для этого нужно, чтобы были люди, которые бы берегли их. Сделать это при разводе и новом браке родителей бывает сложно. Во-первых, новая семья и новые отношения так или иначе отодвигают старшего на задний план. И даже если это происходит не так явно и внешне отношения не меняются, то дети все равно чувствуют подобные перемены. Во-вторых, часто взрослые вольно или невольно втягивают малыша в свои отношения – допуская при нем высказывания в адрес другого родителя или откровенно настраивая друг против друга. В-третьих, у ребенка при разводе может появиться чувство вины. Ему ведь не понять причин расставания, он любит обоих родителей и считает их самыми лучшими.
«Когда мне было пять лет, родители развелись. От меня скрывали истинную причину, но по разговорам было понятно – у папы новая семья. Помню, что тогда я всерьез считал, что это из-за меня. Я не слушался, и папа нашел себе другого ребенка. Тем более что мама со мной в этот период почти не общалась – переживала очень сильно. Сейчас я, конечно, могу понять и отца, и маму, но тогда мне было очень тяжело».
Ради детей
Бывает так, что люди стремятся иметь ребенка, но в то же время сознательно отказываются от личной жизни. Причины могут быть разные. Разочарование в любви, невозможность быть с любимым человеком, просто отсутствие потребности в столь близких отношениях – так или иначе, но детей, воспитывающихся одним родителем, немало. Традиционно за такой семьей закреплен образ неполной и проблемной, а дети одиноких (это название – тоже традиция) матерей или отцов испытывают пристальное внимание со стороны педагогов начиная с детского сада. Но сами дети далеко не так эмоционально воспринимают ситуацию. Воспоминания о детстве тех, кто вырос в неполной семье, в среднем не отличаются от тех, у кого были и мама, и папа.
«Когда мне было 3 года, маме пришлось уехать в командировку в Японию. Предполагалось, что она будет там год, но потом командировку продлили, а потом мама осталась там насовсем. Сейчас мне трудно понять, как можно оставить семью, двух маленьких детей, и трудно общаться с мамой. Но тогда я совершенно об этом не думала. Мы росли с папой, благодаря которому совершенно не чувствовали, что нам чего-то не хватает. Он занимался нами, играл, возил отдыхать, позже помогал с уроками. Мы никогда не чувствовали, что ему трудно и что мы ему мешаем. Он вырастил нас, и только потом, когда мы учились в университете, женился второй раз».
Конечно, у семей с одним родителей есть свои проблемы. Например, детям бывает трудно усвоить правила взаимодействия мужчин и женщин, поскольку нет постоянного примера перед глазами. В остальном же развитию ребенка и его эмоциональному благополучию ничто не угрожает – если, конечно, взрослые не усугубляют ситуацию. Если единственный родитель, решив посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, сам чувствует себя обделенным судьбой, то это обязательно отразится на их отношениях. Дети, выросшие в уверенности, что ради них мама отказалась от личного счастья, вырастают с чувством вины. Кроме того, на них, как правило, легко повлиять окружающим – они привыкли «компенсировать» и оправдывать сам факт своего существования.
Смысл всей жизни
Маша была единственным ребенком. Ее появления ждали почти пятнадцать лет. Мама оставила работу и занялась исключительно ребенком, папа посвящал Маше каждую свободную минуту. Девочка росла спокойной и уравновешенной. Когда Маше исполнилось пять, ее отдали ее в детский сад – расширить круг общения. Привыкала к садику Маша долго, часто плакала и просилась домой. Но воспитатели успокаивали: многие дети так адаптируются. Маша начала часто болеть. За полгода она посетила больше врачей, чем за всю предыдущую жизнь. И родителям пришлось все-таки оставить идею приучить ребенка к коллективу – у Маши началось недержание мочи, которое сделало посещение детского сада просто невозможным. За два месяца «домашней» жизни все проблемы исчезли сами собой.
Дети, которых очень любят, практически не знают никаких проблем. Им хватает любви, внимания, заботы – все в полной мере. Но, как это ни парадоксально, это и есть проблема. Привыкая к тому, что они являются центром внимания и средоточием всех интересов своих родителей, такие дети и от окружающих ожидают такого же отношения. Но первый же опыт убеждает их в том, что в мире других людей им не будет так же хорошо и уютно. Ситуация бывает тем сложнее, чем более семья замкнута на ребенке. Со временем это порождает целый ряд негативных черт в его характере, которые, в свою очередь, сильно затрудняют общение с окружающим миром.
Что нужно ребенку?
- Чтобы учитывался возраст ребенка. И это касается не только выбора игр. Степень осведомленности о проблемах семьи, о каких -то обстоятельствах, а также то, в каких именно словах будет предоставлена такая информация, – это тоже должно зависеть от того, насколько ребенок готов и как он может это понять.
- Чтобы взрослые могли посмотреть на жизнь глазами ребенка – как он себя чувствует в сложившейся ситуации? Чего ему не хватает? Иногда для этого достаточно сравнить поведение ребенка в разных условиях – любые стойкие проявления плохого поведения означают некомфортность.
- Чтобы при переменах в жизни семьи взрослые подумали: какое место будет занимать ребенок в этом случае? Представьте: как изменится его жизнь? Легко ли будет ему привыкнуть? Как именно вы сможете ему помочь в этом?
- Чтобы взрослые, думая о счастье детей глобально, не забывали о простых ежедневных детских радостях. Они выглядят для нас такими незначительными, что мы их серьезно недооцениваем. А для ребенка то, что его забрали раньше всех из садика, разрешили в выходной не ложиться спать вовремя, играли всей семьей в догонялки прямо в квартире, – это и есть счастье. Собственно, это справедливо для людей любого возраста – жизнь состоит из мелочей, и счастье, соответственно, тоже.
14 сентябрь 2015 11:06
Журнал «Счастливые родители», №103
Фото: GettyImages
Светлана Иевлева
www.parents.ru
Счастливые родители – счастливые дети ⋆ Психология третьего тысячелетия
Счастье – это то, что находится внутри и почти всегда не зависит от внешних факторов. Только человек может решить, быть ему счастливым или нет. А если мы сами не умеем находить внутреннее равновесие, правильно проживать негативные эмоции и извлекать из них уроки, как же мы научим этому младшее поколение? Недаром говорят, что нужно воспитывать себя, а не детей, ведь все равно они возьмут пример со своих родителей. Так давайте учиться жить полной жизнью вместе!
Этим летом, 7-17 июня, в курортном комплексе «Имертинский» в Сочи пройдет невероятное, яркое, масштабное и интригующее событие – Саммит счастливых и успешных людей «Жизнь от первого лица». Почему интригующее? Потому что впервые фестиваль образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия» пройдет в таком формате. И среди всего прочего на Саммите мы поговорим о воспитании детей.
Ближе к гуманной педагогике
Семинары и мастер-классы саммита, так или иначе, будут касаться темы отношений, в том числе и взаимоотношений с детьми. Вы узнаете и поймете, как гуманная педагогика воспитывает в ребенке сильную, осознанную и целеустремленную личность.
Шалва Александрович Амонашвили в своих книгах и лекциях дает основы гуманного воспитания, среди которых:
- вера в безграничные возможности ребенка;
- уважение к его личности;
- воспитание моральных ценностей;
- раскрытие талантов, заложенных от природы.
Гуманная педагогика – это воспитание, основанное на понимании, принятии и безусловной любви. Именно в любви нуждается каждый ребенок в первую очередь. Но, при этом речь не идет о вседозволенности. Ребенок должен осознавать ответственность за свои действия и поступки и принимать ее.
Все мы знаем, что нельзя поделиться с другими тем, чего у нас нет, поэтому родителям так важно наполняться любовью и счастьем. Чтобы найти безграничные ресурсы сил и энергии, обрести смысл и открыть для себя полноту и радость жизни, приглашаем вас на Саммит счастливых и успешных людей. Здесь вас ждут не только обучение, но и приятное общение, активности, творческие задания и многое другое. Для детей и подростков предусмотрена программа досуга, чтобы они вместе с вами получили незабываемые впечатления от фестиваля. Вы не только получите теоретические знания о гуманной педагогике, но и сразу примените их в жизни. Вы увидите, как меняются ваши отношения с детьми. Откройте для себя счастье заново!
Подробнее о фестивале вы узнаете здесь.
ptt.life
Как вырастить ребенка счастливым — рекомендации родителям
Все родители хотят для своего чада самого лучшего. Что может быть прекраснее здорового и счастливого ребенка. О сохранении телесного здоровья и благополучия можно узнать из медицинской литературы. Многие родители с ней уже ознакомлены. Но в пучине бытовых дел мы забываем о самом главном – детском счастье. Давайте обсудим как ребёнка вырастить счастливым.
Все родители хотят вырастить детей счастливымиЧто такое счастье
Не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своему опыту делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь. Интересно высказывание одного мудреца, о том, что любовь – это стремление сделать человека счастливым с тобой или без тебя. Действительно счастливый ребенок – это маленький человек, жизнерадостный, уверенный, самостоятельный, он знает, как выйти из трудной ситуации с минимальными потерями.
Детское счастьеДля того, чтобы знать, как вырастить ребенка счастливым, необходимо подробно рассмотреть понятие счастья. Ведь это не всегда наличие материальных благ, здоровье успех. Есть много примеров знаменитостей, у которых все это было, и они не были абсолютно счастливыми людьми.
Прочитайте книгу Как вырастить ребенка счастливымСчастье – это осуществление заветного желания, достижение результата. В этом кроется еще одна особенность. Как правило, это состояние не длиться очень долго. Необходимо с юных лет приучать ребенка к мысли, что это абсолютно нормально. У каждого человека должен быть целый список желаний, который постоянно пополняется. Осуществление одного из них – это только один шаг к счастью.
Жизнь – это постоянное движение, если остановится и сказать себе, что больше нет целей и желаний, то вместе с этим остановится и ваше существование. В ребенке нужно воспитать чувство бесконечности совершенствования и многогранности жизни. Этот принцип поможет проще справляться с трудностями и неудачами, ведь всегда можно совершить работу над ошибками и приступить к исполнению следующего желания.
Определение, какой ребенок счастливыйОсновные черты абсолютно счастливого ребенка:
- чувствует абсолютную, бескорыстную любовь родителей,
- ощущает себя значимым челом семьи, к которому прислушиваются,
- спокойно, но эффективно прорабатывает критику,
- чувствует опору, поддержку свое семьи.
- В меру эмоционален, это не всегда улыбающийся и жизнерадостный малыш, он может плакать, злится, разочаровывать, удивляться.
Какая семья способна воспитать счастливого малыша?
- В такой семье царит атмосферу безусловной любви между всеми членами семьи. В отношении этого признака действует принцип преемственности. Если вас так воспитывали ваши родители, то вы передадите чувство бескорыстной любви детям. Но если вам не повезло, то меняйте ситуацию.
- Родители и дети терпеливы друг к другу.
- Основа существования – оптимизм и вера в светлое будущее.
- Стремление каждого члена семьи к востребованности и самореализации.
- Внимательное отношение ко всем членам семьи с учетом индивидуальных особенностей.
Советы психологов, как вырастить ребенка счастливым
- Принцип безусловной родительской любви.
Невозможно воспитать счастливое дитя без родительской любви, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок. Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются. Такой человек никогда не сможет быть счастливым.
Говорите детям о своей любвиГоворите ребенку, что любите его каждый день, когда малыш просыпается. Если он спросит за что, то искренне отвечайте просто так. Ребенок будет чувствовать вашу поддержку, обратиться к вам в случае необходимости.
- Объясняйте все малышу.
Дети очень любознательны, по мере роста и развития перед малышом открывается огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть ваши рассуждения, которые когда-то слышал, а может просто проверять вас. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда моет обратиться.
Отвечайте на вопросы детейТерпеливо все поясняя ребенку, вы знакомите его с внешним миром, укрепляете веру в силу знаний. Малыш начинает чувствовать уверенность, даже если он чего-то не знает, всегда поможет взрослый, всемирная паутина или книга.
- Проявляйте уважение к ребенку.
Как ребенка воспитать счастливым, если вы его не уважаете. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых. Огромное заблуждение, что малыш ничего не понимает, поэтому можно пренебречь его стремлениями и желаниями. Всегда спрашивайте мнение ребенка по поводу того или иного действия. Малыш будет постепенно осознавать свою значимость. Ему будет легко влиться в любой коллектив и отстоять свои интересы.
Проявляйте уважение к своим детям- Воспитать ребенка можно через диалог.
Всегда разговаривайте с малышом. В диалоге он и вы можете высказать свои чувства, мысли. Это действие поможет ребенку лучше узнать себя, уметь выражать свои эмоции.
Общайтесь с ребенком почащеРебенок живет в обществе, где очень важным является изложение своих мыслей. Современные родители отстраняются от детей. Ребенок проводит много времени перед электронными устройствами и телевизором. Между техникой и малышом должен находиться взрослый, который все пояснит. Если малыш доверяет технике, то с течением времени папа и мама перестают быть авторитетными. Разговаривайте со своими маленькими и не очень детьми во всем важно ощущение преемственности.
- Наказания – это лишение поощрения, а не причинение чего-то плохого.
В случае проступка лишите малыша угощения, развлечения, поощрения. Негативный поступок не должен ассоциироваться с физическими работами, наказанием, унижением достоинством ребенка. Это вызовет у малыша чувство досады и обиды. Возможно, книга по воспитанию прошлых лет расскажет вам о принципах отрицательной мотивации, но в отношении детей нужно применять мягкие методы.
Как правильно наказывать- Умейте сказать жесткое «нет».
Ваша цель вырастить счастливого человека, а не инфантильного ребенка, который не знает границ. Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом для ребенка. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.
Запреты должны быть безусловными- Позволяйте малышу совершать ошибки и вместе их решать.
Так ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к критике. Эти качества пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и работе.
Воспитывайте у детей самостоятельность- Поощряйте малыша за достижения.
Это повысит самооценку малыша, подарит ценные положительные эмоции.
Почаще поощряйте ребенкаСам факт повышает самооценку, но и чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то обязательно похвалите малыша. Правило преемственности действует и в этом случае.
- Учите малыша улыбаться.
Для некоторых детей улыбка – это естественное явление, но некоторые малыши очень серьезны. Обязательно порадуйтесь, если смотрите смешной фильм, перед вами юмористическая книга, заметка. Смейтесь там, где уместно.
detki.guru
Самостоятельные дети — счастливые родители.
Счастливые родители – счастливый ребенок
Сколько методов работы с детьми сейчас существует… Сколько терапевтических техник, сколько обучающих занятий… Сколько сил, времени и денег готовы отдать родители для своего ребенка. Лишь бы сделать его жизнь лучше и счастливее. Центры раннего развития, многочисленные кружки, занятия с логопедом, с психологом и т.д. и т.п.
Ведь для своего сыночка (доченьки) не жаль ничего! Огромная любовь родителей ищет пути дать все, что нужно для счастья.
Мамы и папы платят большие деньги психологам за гармонизацию внутреннего состояния их ребенка, за коррекцию его поведения, за исцеление от травм.
При этом они часто забывают о себе. О том, что очень часто им самим важно поработать над собой, над своими взаимоотношениями с партнером (отцом/матерью) ребенка. Это считается менее важным и значимым, чем развитие сына или дочки.
Но секрет гармоничного развития детей, чаще всего, крайне прост! Дети счастливы и гармоничны тогда, когда счастливы и гармоничны их родители. А также, когда гармоничны взаимоотношения между родителями.
Когда ребенок видит и чувствует, что его родители любят друг друга, он растет в атмосфере любви, питается, наполняется этой любовью. В любви он развивается гармонично, благополучно, счастливо.
Для благополучного развития ребенка любовь его родителей друг к другу не менее важна, чем любовь родителей к самому ребенку.
Таким образом, для решения большинства проблем ребенка, родителям важно, в первую очередь, решить проблемы во взаимоотношениях друг с другом, а также решить свои собственные, внутренние проблемы. Важно понимать, что ребенок всего лишь отражает, подобно зеркалу, то, что происходит в семье.
Почему для благополучия ребенка важна работа родителей над собой и своими взаимоотношениям
- Ребенок является частью мамы и частью папы. Если родители любят друг друга, ребенок ощущает эту любовь, как адресованную и ему, в том числе. Он ощущает себя в атмосфере благости, гармонии, любви. И он счастлив.
Но если, например, мама, плохо относится к отцу ребенка, то, таким образом сын (дочь) чувствует: мать относится плохо и к нему (ней) тоже! Ведь в нем (ней)есть часть отца, которого мама не любит! Естественно, ребенок не анализирует это, а просто интуитивно ощущает.
Это оказывает мощное негативное воздействие на ребенка и его дальнейшую жизнь. Если так сложилось, что любви между родителями уже нет, крайне важно проявлять, как минимум, уважение друг к другу.
- Дети тонко чувствуют настроение, атмосферу в семье. Они будто пропитывается ею и ее же, получив из внешнего мира, начинают излучать обратно – во внешний мир.
- Наблюдая поведение родителей и других значимых взрослых, дети подражают им. Причем, они «считывают» такие тонкие нюансы в стереотипах поведения, о которых сами родители могут даже не подозревать, не замечать в себе.
Можно бесконечно долго водить детей на терапевтические занятия с психологом, но, если источник влияния на ребенка останется прежним, мало что изменится и в ребенке.
Дорогие родители, осознание того, что ребенок является «зеркалом», отражающим вас самих, двояко. С одной стороны, это осознание может быть неприятным и болезненным. Но с другой – это полученный шанс реально улучшить жизнь (свою, своей семьи, своего ребенка).
Для этого важно взять ответственность на себя и разобраться в том, а что же Я делаю в этой ситуации не так? Поверьте, когда изменитесь вы, – изменятся ваши отношения с партнером, изменится и ребенок. Это происходит естественно, как если бы увядающий цветок ожил и раскрылся во всей красоте после того, как вы стали бы поливать почву, из которой он растет.
Ведь сколько ни протирай его листья и лепесточки влажной тряпочкой, цветок погибнет, если не получат полив его корни и земля, из которой он растет.
Крайности: родители озабочены только собой или друг другом
Встречаются семьи, в которых родители ребенка как раз таки испытывают и проявляют друг к другу теплые чувства. Они увлечены другу другом, влюблены и счастливы вместе! И даже… без ребенка.
Мы сейчас говорим не о здоровой самодостаточности родителей, а о ситуации, когда родителям, казалось бы, нет дела до своих детей. Им так хорошо вместе, что никого третьего (даже собственного ребенка) они не хотят пускать в свой мир. Такая зацикленность на наслаждении друг другом, явно неполезна для ребенка.
Ведь ему важны как проявления любви родителей друг к другу, так и проявления любви к нему самому. А не что-то одно из этого.
И уж точно ребенок не становится счастливым от того, что мама или папа (а, иногда, и оба) полностью сосредоточены на себе, своих удовольствиях или своем личностном «развитии» настолько, что на ребенка времени и сил уже не хватает.
Если родители не обращают на него внимания, ребенок чувствует себя одиноким, брошенным, нелюбимым и ненужным. Ежедневно ребенку (и не только!) нужны не менее 8-ми объятий в день, ласковые слова, разнообразные проявления сердечности и любви.
Нужно ли делать вид, что все хорошо, если это не так?
Обманом счастья не создашь. Дети обладают невероятной интуицией и всегда чувствуют ложь. И чем младше ребенок, тем сильнее выражена эта способность чувствовать истинную атмосферу в семье, истинное отношение к нему самому, истинные взаимоотношения родителей друг к другу и к другим людям.
Конечно, это не означает, что нужно откровенно демонстрировать перед ребенком свое негодование, злость, выяснять отношения. Важно беречь психику ребенка. Но и не следует думать, что игрой и притворством удастся заставить детей поверить, что в пустой обертке есть конфетка.
До какого возраста ребенок отражает родителей
В некотором смысле, всю жизнь! Это, если смотреть глубоко
Источник: https://psychologies.today/schastlivye-roditeli-schastlivyj-rebenok/
Самостоятельность ребёнка
Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?
Причины несамостоятельности
Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы всё же разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и как мотивировать ребенка к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:
- Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Воспитание самостоятельности начинается с приучения ребёнка к горшку. Рассмотрим основные НЕправильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
- Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом. Подробнее про гиперопеку, вы можете почитать на странице нашего сайта.
- Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
- Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как моэно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
- Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..
- Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
- Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
- требовательность к ребёнку
- принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
- воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей
Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность.
Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность.
В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.
При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в детскую ревность. Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике
Источник: http://all-mama.com/samostoyatelnost-rebyonka/
Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.
Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.
Как быть ленивым родителем
Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.
Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.
Анна Быкова
Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.
Разберём основные принципы ленивой мамы.
Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам
Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?
Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.
Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.
Как узнать, что может ребёнок
Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.
Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.
Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.
И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.
Учите ребёнка, а не делайте за него
Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.
Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот.
В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы.
В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.
Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.
Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.
Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка
Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.
Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.
Разрешите ребёнку ошибаться
Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.
Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.
Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.
Дайте ребёнку выбор
Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.
Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.
Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.
Думайте над каждым «нельзя»
Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.
Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.
Анна Быкова
Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.
Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»
Анна Быкова
Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.
Заинтересуйте ребёнка
Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.
Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»
Анна Быкова
Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.
Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.
Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.
Купить на Litres.ru
Источник: https://lifehacker.ru/lenivaja-mama/
Как вырастить ребенка счастливым – рекомендации родителям
Все родители хотят для своего чада самого лучшего. Что может быть прекраснее здорового и счастливого ребенка. О сохранении телесного здоровья и благополучия можно узнать из медицинской литературы. Многие родители с ней уже ознакомлены. Но в пучине бытовых дел мы забываем о самом главном – детском счастье. Давайте обсудим как ребёнка вырастить счастливым.
Все родители хотят вырастить детей счастливыми
Что такое счастье
Не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своему опыту делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь.
Интересно высказывание одного мудреца, о том, что любовь – это стремление сделать человека счастливым с тобой или без тебя.
Действительно счастливый ребенок – это маленький человек, жизнерадостный, уверенный, самостоятельный, он знает, как выйти из трудной ситуации с минимальными потерями.
Детское счастье
Для того, чтобы знать, как вырастить ребенка счастливым, необходимо подробно рассмотреть понятие счастья. Ведь это не всегда наличие материальных благ, здоровье успех. Есть много примеров знаменитостей, у которых все это было, и они не были абсолютно счастливыми людьми.
Прочитайте книгу Как вырастить ребенка счастливым
Счастье – это осуществление заветного желания, достижение результата. В этом кроется еще одна особенность. Как правило, это состояние не длиться очень долго. Необходимо с юных лет приучать ребенка к мысли, что это абсолютно нормально. У каждого человека должен быть целый список желаний, который постоянно пополняется. Осуществление одного из них – это только один шаг к счастью.
Жизнь – это постоянное движение, если остановится и сказать себе, что больше нет целей и желаний, то вместе с этим остановится и ваше существование.
В ребенке нужно воспитать чувство бесконечности совершенствования и многогранности жизни.
Этот принцип поможет проще справляться с трудностями и неудачами, ведь всегда можно совершить работу над ошибками и приступить к исполнению следующего желания.
Определение, какой ребенок счастливый
Основные черты абсолютно счастливого ребенка:
- чувствует абсолютную, бескорыстную любовь родителей,
- ощущает себя значимым челом семьи, к которому прислушиваются,
- спокойно, но эффективно прорабатывает критику,
- чувствует опору, поддержку свое семьи.
- В меру эмоционален, это не всегда улыбающийся и жизнерадостный малыш, он может плакать, злится, разочаровывать, удивляться.
Счастливыми дети должны быть в любом возрасте
Какая семья способна воспитать счастливого малыша?
- В такой семье царит атмосферу безусловной любви между всеми членами семьи. В отношении этого признака действует принцип преемственности. Если вас так воспитывали ваши родители, то вы передадите чувство бескорыстной любви детям. Но если вам не повезло, то меняйте ситуацию.
- Родители и дети терпеливы друг к другу.
- Основа существования – оптимизм и вера в светлое будущее.
- Стремление каждого члена семьи к востребованности и самореализации.
- Внимательное отношение ко всем членам семьи с учетом индивидуальных особенностей.
Только счастливые родители могут вырастить счастливых детей
Советы психологов, как вырастить ребенка счастливым
- Принцип безусловной родительской любви.
Невозможно воспитать счастливое дитя без родительской любви, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок.
Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются.
Такой человек никогда не сможет быть счастливым.
Говорите детям о своей любви
Говорите ребенку, что любите его каждый день, когда малыш просыпается. Если он спросит за что, то искренне отвечайте просто так. Ребенок будет чувствовать вашу поддержку, обратиться к вам в случае необходимости.
Дети очень любознательны, по мере роста и развития перед малышом открывается огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть ваши рассуждения, которые когда-то слышал, а может просто проверять вас. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда моет обратиться.
Отвечайте на вопросы детей
Терпеливо все поясняя ребенку, вы знакомите его с внешним миром, укрепляете веру в силу знаний. Малыш начинает чувствовать уверенность, даже если он чего-то не знает, всегда поможет взрослый, всемирная паутина или книга.
- Проявляйте уважение к ребенку.
Как ребенка воспитать счастливым, если вы его не уважаете. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых.
Огромное заблуждение, что малыш ничего не понимает, поэтому можно пренебречь его стремлениями и желаниями. Всегда спрашивайте мнение ребенка по поводу того или иного действия.
Малыш будет постепенно осознавать свою значимость. Ему будет легко влиться в любой коллектив и отстоять свои интересы.
Проявляйте уважение к своим детям
- Воспитать ребенка можно через диалог.
Всегда разговаривайте с малышом. В диалоге он и вы можете высказать свои чувства, мысли. Это действие поможет ребенку лучше узнать себя, уметь выражать свои эмоции.
Общайтесь с ребенком почаще
Ребенок живет в обществе, где очень важным является изложение своих мыслей. Современные родители отстраняются от детей. Ребенок проводит много времени перед электронными устройствами и телевизором.
Между техникой и малышом должен находиться взрослый, который все пояснит. Если малыш доверяет технике, то с течением времени папа и мама перестают быть авторитетными.
Разговаривайте со своими маленькими и не очень детьми во всем важно ощущение преемственности.
- Наказания – это лишение поощрения, а не причинение чего-то плохого.
В случае проступка лишите малыша угощения, развлечения, поощрения. Негативный поступок не должен ассоциироваться с физическими работами, наказанием, унижением достоинством ребенка. Это вызовет у малыша чувство досады и обиды. Возможно, книга по воспитанию прошлых лет расскажет вам о принципах отрицательной мотивации, но в отношении детей нужно применять мягкие методы.
Как правильно наказывать
- Умейте сказать жесткое «нет».
Ребенок не должен нарушать запреты
Ваша цель вырастить счастливого человека, а не инфантильного ребенка, который не знает границ. Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом для ребенка. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.
Запреты должны быть безусловными
- Позволяйте малышу совершать ошибки и вместе их решать.
Так ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к критике. Эти качества пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и работе.
Воспитывайте у детей самостоятельность
- Поощряйте малыша за достижения.
Это повысит самооценку малыша, подарит ценные положительные эмоции.
Почаще поощряйте ребенка
Сам факт повышает самооценку, но и чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то обязательно похвалите малыша. Правило преемственности действует и в этом случае.
Учите детей смеяться
Для некоторых детей улыбка – это естественное явление, но некоторые малыши очень серьезны. Обязательно порадуйтесь, если смотрите смешной фильм, перед вами юмористическая книга, заметка. Смейтесь там, где уместно.
Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-vyrastit-schastlivogo-rebenka.html
‘; blockSettingArray[6][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[6][«element»] = «h2»; blockSettingArray[6][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[6][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[8] = []; blockSettingArray[8][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[8][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[8][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[8][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[8][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[9] = []; blockSettingArray[9][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[9][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[9][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[9][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[9][«elementPlace»] = 1; var jsInputerLaunch = 15;
psihodoctor.ru
У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети
Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.
Paul L Dineen/Flickr.comОни учат детей навыкам социализации
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.
Продолжительное исследование показало, что те дети, которые умеют сотрудничать со своими сверстниками, понимают их чувства, готовы помочь другому и решать проблемы самостоятельно, чаще заканчивают обучение, получают диплом и устраиваются на постоянную работу.
Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.
«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, — рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования. — С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».
Они ожидают многого от ребёнка
Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.
«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», — рассказал профессор.
Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.
Матери работают
Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.
Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.
«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», — говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).
Они имеют более высокий социально-экономический статус
Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей — такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.
Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.
Если не брать во внимание комплексные дорогостоящие меры, сам по себе социально-экономический статус семьи мотивирует детей достигать большего в учёбе.
Они получили высшее образование
Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.
Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.
Ответственность за стремления ребёнка по крайней мере частично лежит на плечах родителей.
Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.
Они учат своих детей математике с ранних лет
Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.
Они развивают отношения со своими детьми
Sarah G/Flickr.comИсследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.
Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.
Они меньше подвержены стрессу
Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.
Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей. Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой. Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.
Они ценят усилия, а не страх провала
В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.
Первый из них называется фиксированным мышлением. Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.
Существует ещё перспективное мышление, направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.
Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.
lifehacker.ru
У счастливых родителей – счастливые дети
Родители в погоне за большими возможностями для своих малышей готовы идти на что угодно: тут и тренинги по развитию личности, и мастер-классы, помогающие открыть новые способности деток, постоянные занятия с психологом и логопедом, кружки и различные терапевтические техники. Родителям свойственно так выражать свою любовь и делать все, что считают нужным, для счастья своих детей.
Жаль только, что эти самые «двигатели детского счастья» в лице родителей совершенно забывают о себе и своих личных взаимоотношениях, здоровой обстановке в семье, внимании и заботе о себе и о своих потребностях. Ведь любовь и счастье самих родителей важны ничуть не меньше, чем любовь к ребенку.
Почему же родителям так важно работать над собой?
Родители помогают малышу сформировать правильное видение мира и ощущение себя самого в нем. Происходит это, в том числе, через любовь. Когда ребенок постоянно видит любящих друг друга родителей, то неосознанно проецирует эту любовь и на себя. Он растет открытым, добрым и учится не только получать это чувство, но и делиться им.
Если у мамы с папой не ладятся отношения, ребенок воспринимает это как свою вину. В его еще формирующемся сознании, если мама не любит папу или папа – маму, то они не любят и его. Такая негативная обстановка очень сильно влияет на дальнейшую жизнь вашего малыша. Из-за сложных отношений с мужем женщина неосознанно привязывает к себе ребенка, а папа неосознанно от него отдаляется. Отсюда мамина гиперопека и папина отчужденность. Именно поэтому очень важно, даже если чувства охладели, постараться сохранить взаимопонимание и уважение друг к другу, сохраняя заботу о ребенке со стороны обоих родителей.
Ребенок с рождения подмечает все изменения родительского настроения, которым мы часто не отдаем отчета. А тем временем маленький человек все это видит, чувствует и запоминает как приемлемое поведение, ведь он с этим сталкивается каждый день. Теперь это его багаж, который он при необходимости транслирует в окружающий мир. Очень жаль, что зачастую этот багаж состоит из эмоционального «мусора» недовольных взрослых.
Да, очень сложно принять, что проблемы вашего ребенка – это отражение вас самих. Не стоит отчаиваться – лучше постараться исправить ситуацию.
Что же делать?
Сложно перестроиться, живя всю жизнь по одному сценарию. Тем не менее, предлагаю вам ряд способов, которые помогут настроиться на нужный лад.
1. Радуйтесь жизни.
Воспитание ребенка – сложный и трудоемкий процесс, в котором нет волшебных правил и заклинаний. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив, станьте счастливы сами. Мама и папа – это устойчивый и постоянный пример для растущего малыша. Именно поэтому, когда родители добрые, открытые, радуются жизни, занимаются любимым делом, ребенок повторяет за ними, и эти чувства и настроения становятся для него нормой.
Вы только представьте, как сложно маленькому человеку среди обиженных, недовольных работой, вечно уставших взрослых, и как легко он из-за незнания мира учится именно такому взгляду на жизнь.
В таких сложных трудовых буднях действительно нужно учиться радоваться. По крайней мере, ради счастья своих детей. Возьмите за правило видеться с друзьями хотя бы раз в пару недель, ходить с ребенком гулять не только во двор, но и придумывать своего рода маленькие приключения – будь то городской праздник, прогулка по парку или поход в кино. И заведите самое главное правило: оставляйте плохое настроение и рабочие проблемы за порогом вашего дома.
2. Оптимизм – залог успеха
Очень важно научить ребенка смотреть на окружающий мир позитивно. Неудачи случаются, но если не позволять себе раскисать, а взяться с улыбкой за решение проблемы, можно добиться отличных результатов. По статистике, оптимисты увереннее в себе, успешнее в учебе, работе и занятиях спортом.
Возьмите за правило каждый вечер играть с малышом в игру, в которой каждый из вас будет рассказывать по несколько хороший событий, произошедших с вами за день. Вот увидите, это пойдет на пользу не только ребенку, но и вам!
Старайтесь видеть во всем – и в событиях, и в погоде, и даже в неудачах – только хорошее. Как говорил Иммануил Кант, «один, глядя в лужу, видит в ней грязь, другой – отражающиеся в ней звезды». Старайтесь видеть звезды, и ваш ребенок тоже их увидит!
3. Будьте искренними
Усталость и плохое настроение, к сожалению, нередкие гости в мире взрослых. Не забывайте, что дети все отлично чувствуют, а вид стойкой мамы, когда она внутри злится, только пугает малыша и путает его навыки распознавания эмоций.
Смейтесь, если вам весело, хмурьтесь, если сердитесь, печалитесь или грустите – эмоциям нужен выход, ведь блокировка чувств часто приводит к неприятным осложнениям. Только обязательно объясняйте ребенку свои чувства, например: «Я хочу немного побыть одна, потому что очень устала и плохо себя чувствую». И проговаривайте вместе его переживания: «Ты злишься, потому что мы не купили тебе шоколадку». Так вы научите малыша правильно распознавать его собственные и чужие чувства, и он будет бережнее относиться к переживаниям других людей. Это еще один шаг навстречу к себе счастливому: очень важно, когда близкие понимают и разделяют ваши чувства. Честность в семье – залог здоровой личности.
4. Родительское время
Родителям, чаще мамам, особенно когда ребенок еще маленький, не хватает времени, чтобы провести его с пользой только для себя. Психологи утверждают, что выкраивать такие моменты необходимо, потому что нельзя постоянно игнорировать свои интересы и желания. Родители, именно на нас смотрят наши дети, у нас они учатся расставлять приоритеты и жить либо в гармонии с собой, либо в недовольстве и унынии.
С раннего детства приучая ребенка к самостоятельности и оговаривая его обязанности, родители освобождают для себя часть свободного времени, одновременно обучая ребенка необходимым навыкам.
5. Проводите больше времени с детьми
Новые впечатления очень важны для развития малыша: ходите всей семьей в кино, музеи или в парк, чаще играйте вместе с ребенком, готовьте вместе на выходных, смотрите вечером любимые мультфильмы.
Со своими детьми вы по-новому посмотрите на дождь и снег, на червячков и кошечек, по-другому прочтете старые сказки и выучите новые стихи, ощутите восторг и удивление вашего малыша, поговорите о первой любви… Это счастье – переживать вместе со своими близкими яркие впечатления и моменты!
Дети, даже сытые и всем обеспеченные, без взрослых не могут научиться видеть все прелести мира, найти увлекательное занятие – прожить полноценное детство.
6. Позвольте себе ошибаться
Мы неидеальны, и мир неидеален, поэтому просто разрешите себе быть собой. Не вините себя бесконечно за ошибки и некорректные слова – старайтесь понять причину и исправить ситуацию. Уровень стресса станет заметно ниже, а ребенок, глядя на стойкого родителя, приобретет бесценный опыт преодоления любых преград.
Постарайтесь жить так, как бы вам хотелось, чтобы жили ваши дети. Учитесь, творите, любите, развивайтесь и будьте счастливы!
feb26.ru