Что такое коммуникативные барьеры, и как их преодолевать
Наша жизнь предполагает каждодневное общение с другими людьми. И не раз в процессе этого у каждого возникает мысль, что с некоторыми оппонентами общий язык, а также взаимопонимание, находятся легко, а с другими коммуникативные процессы идут с трудом. Подобное можно устранить, но для этого требуется иметь навыки конструктивного общения, которое помогает преодолевать коммуникативные барьеры.
Что такое коммуникативные барьеры общения. Фонетический и семантический барьеры непонимания
Определение 1Коммуникативные барьеры в общении являются препятствиями психологического характера, которые возникают в процессе передачи адекватной информации (Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина «Психология общения», с. 52.
Сейчас психологами выделены различные типы этих барьеров — например, барьеры отношений, непонимания, социокультурных различий.
Поршнев Б. Ф. выпустил работу, в которой представлены барьеры непонимания. В ней он выделил 4 уровня непонимания: логический, фонетический, стилистический, семантический (Б. Ф. Поршнев «Социальная психология и история», 1979).
Фонетический барьер характеризуют различные средства, используемые для передачи информации. Препятствия подобного рода возникают из-за акустических и физиологических особенностей речи. Фонетический барьер формируется между собеседниками в том случае, когда они не могут воспринимать информацию. Он имеет обширный диапазон — начиная от незначительного непонимания вследствие неправильного произношения некоторых слов, вплоть до полного (причины этого могут быть самыми различными). Полное непонимание может быть следствием непонятного произношения или же применения иностранного языка. Неполное чаще всего возникает при очень быстром или невнятном произношении, наличии акцента, шепелявости и прочего. Поэтому для смягчения таких барьеров следует использовать паузы в речи, что позволяет усилить внимание оппонента и подчеркнуть сказанное, а также позволяет передохнуть говорящему.
Также фонетический барьер может возникнуть в случае резкого повышения голоса, так как в процессе восприятия речи, произносимой на повышенных тонах, блокируется ее понимание. В этом случае человек концентрирует свое внимание не на смысле произносимого, а на том, как к нему относится говорящий. Поэтому важно прийти в эмоциональное равновесие (при учете, что у каждой личности разная степень эмоциональной возбудимости) и попросить оппонента выражаться более спокойно. Существует утверждение специалистов, согласно которому тон голоса имеет существенное значение для понимания ситуационного контекста (Панфилова А. «Теория и практика общения, с. 104).
Помимо голосового фактора, на эффективность общения в большой мере влияют ударение и тональность речи.
Пример 1При расстановке различных акцентов можно менять содержание мысли. Например, если фраза «лучше сегодня выполнить это упражнение» произносится ровным голосом со спокойной интонацией, то она не отражает то, насколько важен срок выполнения этого упражнения. Но если сделать акцент на слово «сегодня», то срок исполнения определяется однозначно.
Если фраза/просьба произносятся слишком высоким либо низким голосом, то это приводит к снижению эффекта восприятия из-за вызывания защитной реакции у собеседника (например, к торможению внимания или его переключению со слов говорящего).
Также немаловажную роль играет и скорость речи, особенно разница между тем с какой скоростью она произносится и как обрабатывается оппонентом. Замедленное произношение, «застревание» на каких-либо словах, заикание — все это часто служит фактором раздражения для собеседника, а слишком быстрая речь приводит к снижению ее восприятия.
Пример 2Однажды Наполеон спросил у своего полковника (причем вопрос был произнесен скороговоркой):
— Сколько солдат находится в вашем полку?
— Тысяча двести двадцать пять — еще большей скороговоркой ответил полковник.
— А в госпитале?
— Тысяча триста десять — все так же скороговоркой ответил офицер.
— Прекрасно! — был ответ императора, который не смог уловить разницу в цифрах при такой быстрой речи (Панфилова А. П. «Теория и практика общения», с.105).
Также на восприятие оказывают негативное влияние помехи произношения, такие, например, как назализация речи — она проявляется шепоте, смешках, стоне, зевоте и многом другом. Также помехи могут возникнуть при наличии в речи звуков-разделителей (например, хм-м-м) и слов-паразитов (например, «это», «вот», «ну» и тому подобного). Если у говорящего плохая дикция или артикуляция, то это также негативно сказывается на восприятии его речи.
Ошибки в ударении, насыщение речи словами-паразитами и многое другое является барьерами в общении. Для их преодоления необходимо работать над качеством речи, уделяя внимание ее темпу и тембру, правильному произношению и постановке ударения.
Семантический барьер образуется в тех случаях, когда участники беседы не могут понять смысл сказанных слов. Подобные ситуации могут возникнуть, если собеседники относятся к разным субкультурам (то есть, имеют разные обычаи, нормы/ценности, язык и жаргон).
Жаргон — это речь определенной социальной либо профессиональной группы, в которой содержится большое разнообразие слов/выражений, присущих только ей (Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина «Психология общения», с.53). Жаргон бывает самым разнообразным: научным, подростковым, профессиональным и так далее.
Всегда стоит знать культуру и обычаи другой страны, которую нужно посетить — это поможет избежать различных неприятностей.
Пример 3Например, в Индии сравнение с коровой является комплиментом женщине, в то время как в России такое сравнение является оскорблением. В Японии женщине можно польстить, если сравнить ее со змеей, а в Татарстане — с пиявкой (Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина «Психология общения», с.53).
Помимо культурных различий, семантический барьер может определяться многозначностью слов, смысл которых зависит от основного контекста.
Пример 4Например, понимание слова «команда» сильно зависит от контекста. Его можно трактовать и как распоряжение, и как группу спортсменов, и как группу единомышленников.
Такие понятия как «затраты» и «выгоды» являются значимыми для экономистов и прочих специалистов, оказывающих платные услуги, но практически не имеют значения для, например, учителя (А. П. Панфилова «Теория и практика общения», с.99).
Семантические и лингвистические барьеры также могут возникнуть в связи с ограниченным лексиконом одного из оппонентов и наличием богатого лексикона у другого собеседника. В таких случаях имеет место несовпадение лингвистического словаря (тезауруса) из-за различий социального, культурного, психологического, религиозного, национального и прочего характера.
Но при наличии семантического барьера можно найти взаимопонимание при установлении обратной связи. С помощью уточняющих вопросов можно достичь адекватного восприятия информации.
Преодолевая семантический барьер, нужно знать все особенности оппонента, общаться с ним «на одном языке», стараться объяснять все непонятные слова или же заменять их более простыми для собеседника, использовать обратную связь и комментировать сказанное.
Стилистический барьер может возникнуть, если при общении используются разные языковые средства, с помощью которых выражают мысли — это обусловлено различием стиля, которым подается информация.
Определение 3Стиль — это отношение формы информации к ее содержанию. Характеристики стиля при облачении информации в словесную форму могут являться препятствием к ее восприятию или же не соответствовать намерениям собеседника или текущей ситуации (А. П. Панфилова «Теория и практика общения», с.101).
Допустим, пересказ сказки при помощи научного стиля несомненно создаст стилистический барьер.
Пример 5Описание Пушкиным поимки золотой рыбки, которая обещала за свое освобождение существенный выкуп, который старик вначале не использовал, имеет существенное значение.
Выделяют экспрессивный и логистический стили. Экспрессивный отличается эмоциональностью, экзальтированностью, он богат на жестикуляции и голосовые вариации, а также на восторженные оценки. Логический больше связан с последовательностью в процессе изложения, доказательностью, подбором фактов, точностью терминологии и обстоятельностью выражений.
Исследователи выделяют два базовых приема структурирования информации (А. П. Панфилова «Теория и практика общения», с.101-103).
- Правило рамки. Для него характерен следующий принцип построения разговора: начало и конец беседы должны быть четко определены — ведь они лучше запоминаются. В конце XIX века Г. Эббингауз (немецкий психолог) установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого ряда информации задерживаются в памяти лучше, чем середина. Из-за этого цели/намерения, перспективы/ожидания и ожидаемые результаты озвучиваются в самом начале сообщения. В конце же желательно подчеркнуть базовые моменты, сделать выводы, дать различные рекомендации и тому подобное. Если это правило не соблюдается (например, разговор начался по одному поводу, а завершился уже по другому), то общение приобретает неудовлетворительный оттенок: нельзя понять, какие были заключены договоренности, каков результат разговора, зачем он вообще был начат.
- Правило цепи. Оно определяет внутреннюю структуру разговора: информация выстраивается конкретным образом, соединяясь в цепь согласно какому-либо признаку. Такие информационные цепочки могут соединяться различными способами:
- перечислением: «во-первых», «во-вторых» и тому подобное;
- ранжированием: сначала говорится наиболее важное, затем следующее по значимости, в самом конце — наименее важное;
- выстраиванием информации в логические цепочки: например, «если это так, то…».
Стилистический и логический барьеры непонимания
Стилистический барьер возникает между собеседниками из-за неправильной организации сообщения. В целом, оно воспринимается лучше, если построено следующим образом:
- от внимания к интересу;
- от интереса к основным положениям;
- от основных положений к возражениям/вопросам;
- в самом конце — ответы, выводы, обобщения.
Также стилистический барьер может возникнуть при несоответствии формы и содержания коммуникации. Чаще всего это приводит к непониманию информации, а также к неудовлетворению и обиде на собеседника.
Пример 6Допустим, человека пригласили на беседу, но вместо ожидаемого диалога имел место быть только монолог одного из участников.
Для преодоления такого барьера необходимо уметь структурировать информацию, применять содержание, которое адекватно форме, излагать кратко, беседовать уместно ситуации (в нужном ритме и темпе).
Логический барьер может возникнуть при наличии несогласованности коммуникаторов и доводами, суждениями и представлениями, которые они приводят. Причина этого кроется в том, что каждый человек видит не только проблему/ситуацию, но и весь мир в целом со своей точки зрения. Поэтому смысл каждого сообщения имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от особенностей и опыта личности. Из-за этого возникают ситуации, в которых нечто существенное и важное для одного является совершенно невозможным для другого. Проблема непонимания кроется в особенностях мышления и логики беседующих.
Наиболее вероятно то, что логический барьер возникнет при беседе людей с неодинаковым видом мышления: например, у одного оно абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное.
Пример 7Человек задал вопрос «Как пройти к метро». На него он может получить, например, такой ответ: «Идите прямо 200 метров, повернете направо, еще через 200 метров появится подземный переход, в нем расположен переход на станцию». А может услышать следующее: «Идите вот так (это сопровождается жестом-указанием направления), после поверните, увидите, как все идут в переход — идите за ними».
Этот пример является хорошей иллюстрацией того, как люди различаются по следующим качествам мыслительных операций: широта, быстрота, гибкость, критичность, оригинальность и тому подобное. Например, в разной степени глубины люди выполняют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. При этом одна личность может углубиться в развернутый анализ,а другая удовлетворится поверхностной информацией.
Преодолеть логический барьер можно при применении тактики «идти от партнера» — то есть, стараться понять его мыслительную логику и методы построения умозаключений, за счет этого находя причины расхождений во мнениях. Помимо этого на понимание намерений влияют грамотность и лаконичность высказываемых оппонентами мыслей — это также влияет на скорость преодоления барьера.
Специалисты по ораторскому мастерству обозначают основные причины (которые связаны с логикой и коммуникативной культурой беседующих), затрудняющие передачу информации между разговаривающими:
- неточность высказываний, витиеватость мысли;
- несовершенство перекодирования мыслей в слова;
- наличие логического противоречия в тезисах;
- присутствие смысловых разрывов, скачков мысли;
- неуместное использование профессиональных терминов;
- неверное истолкование намерений оппонента;
- многочисленное использование иностранных слов;
- неполное информирование собеседника;
- слишком быстрое изложение информации;
- игнорирование различных каналов восприятия;
- неадекватный язык тела, который не совпадает со сказанными словами ((А. П. Панфилова «Теория и практика общения», с. 98).
Прочие барьеры общения
Также существуют социокультурные барьеры. К ним относятся социальные, профессиональные, религиозные, политические и прочие различия, которые связаны с разными уровнями культурного развития субъектов воздействия:
- социальные барьеры характеризуют принадлежность субъектов взаимодействия к различным социальным слоям общества;
- политические барьеры характерны при наличии разной идеологии и различных представлений о структуре власти и ее смысле;
- религиозные барьеры возникают из-за различной терпимости (толерантности) одной религии в отношении другой (Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина «Психология общения», с. 54).
Барьеры отношений появляются вследствии включения в процесс взаимодействия эмоций и чувств. В результате могут возникнуть следующие барьеры:
- страх: например, ребенок напуган воспитателем, ругающим другого ребенка, что приводит к нежеланию посещать детский сад, если там присутствует этот воспитатель;
- отвращение: человек однажды испытал ненависть к представителю одной национальности и теперь не может нормально общаться с другими ее представителями;
- брезгливость: собеседник не имеет желания пожать протянутую оппонентом руку, так как она чем-то испачкана.
И это далеко не единственные примеры подобных барьеров отношений.
Барьеры в общении: виды, признаки и способы преодоления
Общение для современного человека так же естественно и необходимо, как дыхание. И почти каждый, рано или поздно, сталкивается с барьерами, которые не позволяют получать от него радость и пользу. Какие же встречаются трудности в общении и как можно с ними справиться?
Порой возникает ощущение, что собеседник словно отгораживается стеной, уходя в оборону. Взаимодействие с ним затрудняется, становится безрадостным и неэффективным. Предпосылок к появлению таких барьеров бывает множество. Чаще всего причиной становится переплетение особенностей характеров собеседников и ситуации.
Чем скорее собеседники смогут выявить основу их недопонимания, тем эффективнее будет их общение. Порой барьеры существуют только в их воображении, и уже этого достаточно, чтобы их общение застопорилось.
Общению может мешать субъективность толкования смысла. Вся информация воспринимается человеком сквозь призму индивидуального опыта. Кроме того, препятствием может служить психологический аспект восприятия собеседников себя самих и друг друга.
Можно выделить следующие коммуникативные барьеры:
Семантический барьер обусловлен тем, что собеседники могут вкладывать в одни и те же слова различное значение. Люди сталкиваются с этим постоянно. Преодолеть этот барьер можно, делая поправку на мировоззрение партнёра либо заранее приходя к соглашению по поводу того, что именно понимать под ключевыми моментами.
Логический барьер. Проблема, заложенная в непонимании такого рода, заключается в особенностях мышления собеседников. Манера рассуждения, которую предлагает один из партнёров, может противоречить логике второго или оказаться слишком сложной для него. Чтобы справиться с этим барьером, необходимо учитывать специфику мышления собеседника, пытаться понять, каким образом он выстраивает свои умозаключения.
Фонетический барьер появляется, когда собеседники разговаривают на разных языках и диалектах, либо в их речи присутствуют серьёзные дефекты (слишком громкий или тихий разговор, использование звуков-паразитов, монотонная речь, проглатывание слов и т. д.) Избежать этого барьера можно, разговаривая четко, с умеренной громкостью и скоростью. Если причиной непонимания является партнёр, необходимо в деликатной форме объяснить ему, что из-за особенностей его речи его трудно понять: это поможет ему перестроиться. Обратная связь очень важна для преодоления такого барьера.
Стилистический барьер. Порой стиль речи одного из собеседников не соответствует ситуации общения или намерениям партнёра. Например, официально-деловой стиль речи неуместен при дружеской беседе, а разговорный – при деловом общении. Для преодоления такого барьера нужно корректно структурировать передаваемую информацию.
Существует несколько простых способов определить наличие барьера в общении:
Поза. Её неестественная напряжённость или, наоборот, неуместная расслабленность, как правило, указывают на то, что общение затруднено. В таких ситуациях человек замыкается (скрещивает руки на груди, отворачивается).
Жестикуляция, чаще всего, резкая и порывистая. Заметно стремление спрятать руки, сжать кулаки, захватить больше пространства.
Мимика. Лицо напряжено и выражает противоречивые эмоции. Например, широкая улыбка может сочетаться с неподвижным, тяжёлым взглядом. Визуальный контакт может полностью отсутствовать или быть очень редким.
Человек нередко сталкивается с ситуациями, когда барьеры препятствуют общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо вовремя распознавать такие препятствия и находить способы преодолевать их.
Светлана, www.poznaysebia.com
Барьеры для общения на рабочем месте
Каждый разговор происходит только один раз в жизни. Так что не упустите свой шанс.
Общение играет жизненно важную роль в нашей повседневной жизни. Это не просто действие. Это процесс. Теперь возникает вопрос…
Какова роль барьеров в общении?Вспомните вчерашний день в офисе, колледже или разговор с другом. Считаете ли вы, что правильно выразили свои мысли? Что еще более важно, были ли большинство ваших слов громкими и четкими для получателя?
Как гласит известное изречение Джорджа Бернарда Шоу, «Самая большая проблема в общении — это иллюзия того, что оно действительно имело место».
Коммуникационный барьер — это непреднамеренная стена, которая стоит между отправителем и получателем и препятствует свободному потоку информации. Это влияет на личную и профессиональную жизнь людей.
Каковы общие препятствия для общения? Коммуникационные барьеры Краткий обзор«Компании со 100 000 сотрудников заявили, что средний убыток на компанию составляет 62,4 миллиона долларов в год из-за неадекватного взаимодействия с сотрудниками и между ними»
Физические барьеры | Окружающая среда и природные условия действуют как барьер в коммуникации при передаче сообщения от отправителя к получателю. |
Барьеры восприятия | Это предположения, которые у нас уже есть в уме об определенном человеке или ситуации. |
Культурные барьеры | Один и тот же набор действий или слов может отличаться в другой культуре. |
Лингвистические или семантические барьеры | Семантические барьеры относятся к непониманию между отправителем и получателем из-за различных значений слов и других символов, используемых при общении. |
Статусные барьеры | Из-за различий между начальником и подчиненным он блокирует свободный поток информации. |
Эмоциональные барьеры | Эмоциональное мышление может применяться как к отправителю, так и к получателю. Это удерживает человека от открытого общения. |
Межличностные барьеры | Когда два человека вовлечены и не могут понять друг друга, возникает межличностный барьер. |
Технологические барьеры | Если ваш коллега находится вне зоны досягаемости, ваше сообщение не дойдет до него. |
Физиологические барьеры | Они связаны с ограничениями человеческого тела и разума (память, внимание и восприятие). Например, человек с плохим зрением может не увидеть презентацию во время встречи. |
Информационная перегрузка | Относится к чрезмерной передаче информации. У каждого человека ограниченная продолжительность концентрации внимания. |
Гендерные барьеры | Мужчины и женщины устроены по-разному. Речь, понимание, креативность, продуктивность и стиль — все это разные вещи. Женщины, согласно исследованиям, обладают более творческими чертами, чем мужчины. Мужчины, с другой стороны, гораздо больше вовлечены в логику. |
11 барьеров на пути к эффективному слушанию …
Пожалуйста, включите JavaScript
11 барьеров на пути к эффективному слушанию и советы по их преодолению 010 Физические барьерыФизические барьеры – это структурные препятствия, существующие в природных и экологических условиях, препятствующие передаче сообщения.
Шум и окружающая среда являются основным элементом физического барьера.
Модель связи, представленная выше, объясняет, как шум может играть роль барьера между отправителем и получателем.
Как преодолеть физические коммуникативные барьеры?Самый простой способ преодолеть эти барьеры — убедиться, что внешняя среда не мешает вашему сообщению. Просто решив говорить в относительно тихом месте, лицом к лицу (в большинстве случаев) удастся избежать большинства физических барьеров.
Примеры физических барьеров Рабочие места в офисеБольшинство людей предпочитают работать в собственном пространстве. Тем не менее, план открытого офиса больше способствует продуктивности и помогает в развитии позитивных отношений с коллегами.
Структура конференц-залаМногие люди не знают, что структура конференц-зала чрезвычайно важна.
Если ваша конструкция похожа на изображение ниже, на котором изображен прямоугольный стол со скошенными углами и один стул в центре, а остальные следуют за ним.
Косвенно это подразумевает, что человек в центре обладает большей властью, чем другие. Те, кто занимает оставшиеся стулья, могут чувствовать себя неполноценными. Как следствие, если у коллеги есть идея, он или она будет держать ее при себе.
Если у вас есть конференц-зал, подобный приведенному ниже, круглый стол и стулья располагаются вдоль кривой. Вероятно, он передает и отражает чувство безопасности и комфорта. Это избавляет от страха делиться новыми идеями и заставляет чувствовать себя непринужденно.
В основном это относится к творческой среде.
Барьеры восприятияМентальные блоки — еще один термин для барьеров восприятия. Это предвзятые представления, которые у нас есть о конкретном человеке или обстоятельстве в нашем сознании. Они выражаются в нашей речи и языке тела.
Если вы попадете в ситуацию, думая, что человек, с которым вы разговариваете, не поймет или не заинтересуется тем, что вы хотите сказать, вы можете подсознательно навредить своим усилиям донести свою точку зрения.
На наше восприятие влияют такие факторы, как возраст, статус, квалификация и социально-экономический статус. Откровенность, которую вы проявите с кем-то вашего возраста, может отличаться от искренности человека на 20 лет старше.
«Ваше восприятие может не совпадать с реальностью» Как преодолеть перцептивные коммуникативные барьеры?Наше восприятие часто бывает обманчивым. Самый эффективный способ преодолеть этот барьер — сохранять непредвзятость и часто общаться.
Пример барьера восприятияЧеловек «А» считает, что у человека «Б» плохие привычки и манеры. «А» слышал множество слухов о «Б». Итак, когда «А» пришлось вступить в разговор с «Б» о проекте, «А» вел себя странно, что было нежелательно, тогда как «Б» был полной противоположностью. В конце концов, их общение было неэффективным.
Культурные барьерыТо, что приемлемо в одной культуре, может быть запрещено в другой.
Манера общения, жесты, фразы, слова и т. д. могут быть очень своеобразными в условиях культурного коммуникативного барьера. Даже один и тот же набор действий или слов может иметь разное значение в разных культурах.
Когда люди из разных культур собираются вместе, возникает языковой барьер. В современном мире человек из другой культуры рассматривается как другой вид.
Как преодолеть барьеры культурного общения?Если вы работаете с людьми из разных культур на своем рабочем месте, лучше всего, если вы сможете ознакомиться с их культурными нормами.
Также желательно заранее предотвращать и разрешать потенциальные конфликты, если это возможно.
«Пусть культура будет мостом, а не преградой» Примеры культурных барьеров- Очерчивание рукой круга (прикасание большого пальца к указательному) считается универсальным жестом ОК. Распространено в Великобритании и США, чтобы показать одобрение, согласие или понимание. Однако в бразильской культуре этот знак эквивалентен среднему пальцу.
- В индийской культуре намасте означает сложение двух рук рядом с сердцем (то есть в центре грудной клетки). Это способ поприветствовать кого-то. В то время как в других странах это указывает на то, что вы молитесь Богу.
Семантические или лингвистические барьеры – это недоразумения, возникающие между отправителем и получателем из-за разницы в значении слова или символа. Для разных людей одни и те же слова и символы имеют разное значение. Понимание может быть затруднено из-за этого барьера.
Иногда получатель не распознает акцент или жаргонизмы, используемые для описания чего-либо.
«Стремись понять, чтобы быть понятым» Как преодолеть лингвистические или семантические коммуникативные барьеры?Лучший способ преодолеть это — говорить ясно, ясно и понятно каждому.
Примеры лингвистических или семантических барьеровРазговор в автомобиле между водителем и пассажиром.
«Мне нужно повернуть налево?»
«Правильно».
«Тогда я пойду направо».
«Нет, налево нельзя».
«Вы сказали «правильно», почему вы не можете сказать одну вещь?»
«То, что я имел в виду, было правым. Я имею в виду правильный.
Статусные барьерыСтатус как в положении или ранге для других. Столкнувшись с авторитетом определенного уровня, он часто влияет на наш мыслительный процесс.
Когда статус появляется на картинке, происходит избирательная коммуникация, т. е. фильтрация сообщений. В результате нарушается свободный поток информации.
Много случаев искажения информации в сторону уменьшения. Когда начальник передает часть информации подчиненному, который затем должен передать ее окружающим, подлинность сообщений теряется. Люди также склонны изменять или манипулировать информацией.
Как преодолеть статусные коммуникационные барьеры?Наилучшее решение для руководителей или глав организаций — попытаться сделать так, чтобы младшие чувствовали себя более комфортно, например, не доминировать, принимать отзывы и практиковать умение слушать высшее руководство.
Если вы хотите научиться оценивать и давать адекватную обратную связь другим, обязательно прочитайте «Как правильно оценить выступление».
Пример статусного барьераПодчиненный может сказать что-то важное, но начальник может не уделить ему или ей времени суток из-за его или ее положения. Высший человек будет отдавать предпочтение тому, кто выше его или ее.
Эмоциональный барьерЭмоциями бывает трудно управлять. Из-за этого он может воздерживать нас от высказываний. Мы можем действовать так по многим причинам. Может быть, это потому, что что-то случилось в нашем детстве, или нас учили молчать.
Иногда сильные эмоции, такие как гнев или печаль, могут повлиять на объективность. Иногда заявление о необходимости победить в разговоре или о личной цели может повлиять на то, что вы пытаетесь выразить.
Эмоциональный настрой можно применять как к отправителю, так и к получателю. Это препятствует свободному обмену информацией.
«Самое большое препятствие в нашей жизни — это то, которое создает наш разум» Как преодолеть эмоциональные барьеры в общении?Если вы злитесь, беспокоитесь или испытываете какие-либо другие сильные эмоции, найдите несколько минут, чтобы перевести дыхание и расслабиться. Совершите короткую прогулку или отправьтесь в тихое место, чтобы расслабиться. Можно также попробовать медитацию.
Примеры эмоциональных барьеров- Беспокойство — это естественная реакция вашего организма на стресс. Это чувство страха или предчувствия того, что произойдет. Из-за этого это может помешать вам открыто выражать свои взгляды.
Когда начальник вызывает вас к себе в кабинет, вы можете заикаться и долго думать, зачем он вас вызвал. Вы можете быть настолько поглощены своими мыслями, что не заметите, что он или она пытается донести.
Тревога также возникает перед презентацией.
- Гнев может быть очень импульсивной эмоцией. Можно действовать иррационально.
Когда кто-то злится, он или она не обращает внимания на то, что другие чувствуют или говорят. Даже если будет представлено решение, он или она отклонит его.
Межличностные барьерыКак следует из названия, межличностный барьер является очень личным/субъективным для человека. Бывают случаи, когда вам приходится не соглашаться с другими по разным причинам. Это может быть из-за того, как они обращались с вами в прошлом, или из-за затянувшейся горечи.
Когда участвуют два человека, возникает межличностный барьер, когда они не могут понять общение друг друга.
«Компромисс, последовательность и общение нужны во всех отношениях, а не только в романтических» Как преодолеть барьеры межличностного общения?Первое, что нужно сделать, чтобы преодолеть барьеры в межличностном общении, это (как это ни парадоксально) общаться – чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Начните с начала разговора, если вы чувствуете, что между вами и другим человеком что-то не так. Вы можете просто сказать: «Эй, в последнее время я чувствую, что у нас не все в порядке. Я не уверен, что я просто слишком много думаю, но я просто хотел озвучить это вам. Если есть что-то, что беспокоит вас в отношении того, что я мог сделать, можете ли вы сообщить мне об этом? Я хотел бы обсудить это с вами и все исправить».
Убедитесь, что вы выделили время для этого разговора, когда вы оба не слишком заняты.
Если во время обсуждения возникает вопрос, уделите докладчику все свое внимание и искренне слушайте. Постарайтесь искренне сопереживать и понять проблему, чтобы попытаться найти мирное решение.
Примеры- Это может произойти, когда другой человек не готов быть открытым. Он или она отказывается ожидать определенной точки зрения
- Человек, который пытается доминировать над другим
- Когда человек внутренне обижен на другого
Устранение барьеров утомительный процесс, но не невозможный. Это непрерывный процесс, который принесет вам пользу в будущем. Чтобы убедиться, что вы никогда не пропустите разговор, необходимо начать с устранения барьеров, стоящих на пути.
Теперь вы знаете, как преодолеть почти любой барьер. Реализация способов преодоления любого типа барьера может занять у вас много времени.
Подумайте, насколько проще было бы донести ваше сообщение, если бы не было недопонимания, вызванного различными барьерами. Количество времени и эффективность, которые можно сэкономить и увеличить, если сотрудники эффективно общаются на рабочем месте, не знают границ.
Барьеры на пути к эффективному общению (с примерами и способами их преодоления)
В этой статье мы поделились 5 основными препятствиями на пути к эффективному общению, объясненными на примерах. Мы также обсудили способы преодоления этих барьеров на подходящих примерах. Эти барьеры часто мешают процессу коммуникации и снижают эффективность коммуникации.
Процесс общения имеет множество барьеров, зависящих от ситуации и способностей человека. Предполагаемая коммуникация (информация) часто будет нарушена и искажена, что приведет к состоянию непонимания и неудачи коммуникации.
Барьеры в эффективном общении — это просто препятствия в процессе общения. Слово «барьер» буквально означает препятствие, помеху или проблему, которая возникает на пути передачи сообщения (потока информации) и блокирует процесс коммуникации. Барьеры могут полностью или частично препятствовать процессу общения.
Коммуникационные барьеры делают общение неэффективным из-за задержки, искажения или неполной информации.
Барьеры для эффективного общения могут быть многих типов, и некоторые из них следующие:
- Лингвистический (или языковой и семантический барьер)
- Психологический,
- Эмоциональный,
- Физический (или экологический барьер)
- Культурные
► 1. Языковые барьеры:
Языковые барьеры также известны как языковые барьеры и часто также называются семантическими барьерами. В этом барьере язык, используемый отправителем, может быть непонятен получателю.
Иногда два человека, участвующие в общении, могут говорить на одном языке, но жаргон (конкретный термин), используемый для передачи информации, может нарушить процесс общения, если получатель не полностью его понимает.
- Языковой барьер является одним из основных барьеров, ограничивающих эффективное общение.
- Язык выступает в качестве наиболее часто используемого средства общения.
- Языковые барьеры возникают из-за того, что в каждом крупном регионе есть свой язык.
Пример языкового барьера в общении:
- Во многих случаях даже грубый диалект может сделать общение неэффективным.
- Верно, диалекты каждых двух регионов меняются в пределах нескольких километров. Даже в одной и той же организации разные сотрудники будут иметь разные языковые навыки.
- Из-за различий в диалектах это повлияет на каналы связи, охватывающие всю компанию.
- Поэтому при общении с разными сотрудниками необходимо принимать во внимание различные соображения.
- В общем, некоторые из них очень хорошо владеют определенным языком, а другие будут в порядке с этими языками.
► 2. Психологические барьеры:
Психологическое состояние человека (получателя) влияет на то, как будет получено сообщение. Люди с низкой самооценкой могут быть менее напористыми и, очевидно, могут чувствовать себя некомфортно в общении. Эти люди могут стесняться и нервничать, говоря о том, что они действительно чувствуют, или читать негативные подтексты (контекст) в сообщениях, которые они слышат.
- Существуют различные психологические и психические проблемы, которые могут препятствовать эффективному общению.
Пример Психологический барьер в общении:
- У многих людей есть сценический страх, нарушения речи, заниженная самооценка, фобии, депрессия.
- Со всеми этими психологическими чертами и состояниями иногда очень трудно справиться, и они, безусловно, будут действовать как барьеры для общения.
► 3. Эмоциональные барьеры в общении:
Эмоциональные барьеры являются частью психологических барьеров, но в большей степени зависят от душевного состояния человека. Чувства и эмоции коммуникаторов могут препятствовать доставке информации.
Если у получателя есть какие-либо эмоциональные или личные проблемы, он, вероятно, будет менее внимательным, что может привести к плохой коммуникации. Психическое состояние и чувства отправителя и получателя влияют на то, как сообщение будет получено, воспринято и отправлено.
- Эмоциональный IQ человека определяет уровень комфорта, с которым он может общаться.
- Зрелый человек легко справляется с эмоциями и может эффективно общаться. С другой стороны, незрелые люди и первокурсники, которые позволяют своим эмоциям взять верх, столкнутся с определенными трудностями.
- Чтобы общение было эффективным, необходимо идеально сочетать эмоции и факты.
Пример эмоционального барьера в общении:
- Это можно увидеть во многих случаях. Такие эмоции, как разочарование, юмор, страх и гнев, могут влиять на способность человека принимать решения и, таким образом, выступать в качестве барьеров для общения. .
► 4. Физические барьеры:
Физические барьеры являются одним из наиболее очевидных препятствий для эффективного общения. Физическое разделение и окружающая среда между отправителем и получателем с комбинированным неисправным оборудованием также считаются физическими барьерами.
Эти барьеры в основном легко устраняются путем устранения физических помех, присутствующих в канале связи.
Пример физического барьера в общении:
- К физическим барьерам относятся такие препятствия, как шум, закрытые двери, неисправное оборудование, используемое для общения. Закрытые кабины и окружение человека и др.
- Часто в большом офисе физическое разделение между разными сотрудниками в сочетании с неисправным оборудованием может привести к физическим препятствиям для эффективного общения.
- Хотя современные технологии и инструменты часто служат для снижения воздействия физических барьеров.
► 5. Межкультурные барьеры:
Культурное разнообразие внутри страны и культурные различия между людьми из разных частей мира являются основными причинами культурных барьеров.
Это происходит потому, что люди обусловлены своей культурой и традициями, и у них вырабатываются определенные привычки в работе, общении, пищевых привычках, одежде и т. д. в соответствии со своими культурными условиями.
Очевидно, что им трудно дозвониться до людей, пришедших из чужой культуры и имеющих другие привычки.
- Во времена глобализации во всех глобальных компаниях и их крупных офисах могут работать люди из разных уголков мира.
- Эти разные культуры имеют разные значения для нескольких основных ценностей своего общества.
- Пищевые привычки, одежда, религия, напитки, домашние животные и общее поведение резко меняются от одной культуры к другой.
- Таким образом, мы должны учитывать эти разные культуры при общении.
- Принимая это во внимание и принимая это, это называется культурно приемлемым.
- Во многих многонациональных компаниях (МНК) в рамках ознакомительных программ предлагаются специальные курсы, которые знакомят людей с другими культурами и о том, как быть вежливым и терпимым по отношению к другим.
Пример культурного барьера в общении:
- Такая простая вещь, как жест приветствия человека, сильно отличается в Индии от приветствия в арабской стране или в Японии.
- Источники пищи, рецепты и привычки в одежде другой культуры могут вызывать у человека дискомфорт.
- Представления о личном пространстве и времени также различаются в разных культурах. Индийцы не против сидеть близко друг к другу и делить пространство в офисах или в общественных местах. Но в европейских странах они не смогли бы терпеть такое навязчивое поведение.
Обязательно к прочтению ➜ Этапы процесса планирования
► Как преодолеть барьеры в общении?
Барьеры могут затруднить процесс коммуникации и нанести ущерб бизнес-операциям. Следовательно, они должны быть решены и преодолены, если коммуникация должна быть эффективной.
⦿ Как преодолеть физические барьеры?
- Физические барьеры сравнительно легче преодолеть, поскольку их легко идентифицировать.
- Использование громкоговорителей и микрофонов хорошего качества может устранить барьеры шума и расстояния в людных местах, например на вокзалах и в длинных очередях.
- Автоматические сигналы светофора и невербальные жесты сотрудника ГАИ устраняют физические препятствия на дорогах.
- Технологические достижения, особенно программное обеспечение и машины, помогли сократить разрыв в общении, возникающий из-за времени и расстояния.
- Всегда следует принимать альтернативные решения, чтобы преодолеть отказ технологических инструментов.
- Резервный план и альтернативы помогают решить любую проблему и облегчить процесс общения.
⦿ Как преодолеть языковой барьер?
- Языковые или семантические барьеры можно преодолеть, если отправитель и получатель выбирают язык, который они оба понимают очень хорошо.
- В случае незнания языка отправитель может воспользоваться помощью переводчика для преодоления языкового барьера.
- программы обучения и развития для знакомства с изучаемым языком помогают преодолеть языковой барьер.
- Языковых барьеров можно избежать путем самостоятельного обучения с помощью онлайн-переводчиков и точного использования языка.
- Четкий осмысленный поток информации должен быть главной целью при использовании языка.
- Жаргон следует избегать в случае региональных и сельских рабочих мест.
⦿ Как преодолеть психологические, эмоциональные и культурные барьеры?
Психологические барьеры, эмоциональные барьеры и межкультурные барьеры трудно преодолеть. Эти барьеры трудно выявить и еще труднее устранить.
- Всех этих барьеров можно избежать или уменьшить, приняв гибкое и непредубежденное отношение к другим.
- Конечной целью должно быть наведение мостов взаимопонимания между людьми при общении.