Семейная психология учебник: Электронная библиотека МГППУ : Шнейдер. Психология семейных отношений

Содержание

Шнейдер Л.Б. — Семейная психология

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2500 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами…. 🙂

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Учебное пособие

Д.Б. Шнейдер

для вузов

 

С Е М Е Й Н А Я

психология

УДК 159.9 ББК 88

Ш76

Шнейдер Л.Б.

Ш 76 Семейная психология: Учебное пособие для ву­ зов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатерин­ бург: Деловая книга, 2006.— 768 с.— («Gaudeamus»)

ISBN 5-8291-0643-4 (Академический Проект) ISBN 5-89687-172-1 (Деловая книга)

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при­ надлежащей социально-психологической и субъектив­ но-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабили­ зации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассмат­ ривается эмоциональная и функциональная специфи­ ка отношений членов семьи друг с другом.

Книга адресована студентам-психологам. Содержа­ ние учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся в области семейной психологии, полноценного представления о современ­ ном состоянии проблем семьи и брака в отечествен­ ной и зарубежной психологической науке и практике.

 

УДК 159.9

 

ББК 88

 

© Л.Б. Шнейдер, 2005

ISBN 5-8291-0643-4

© Академический Проект, оригинал-

макет, оформление, 2006

ISBN 5-89687-172-1

© Деловая книга, 2006

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоя­ тельно взрослым человеком, какие-то — только совмест­ но с кем-либо.

Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспита­ тельная функции, то к настоящему моменту повсемест­ но усиливаются психотерапевтическая функция, фун­ кция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психо­ логическое отношение между супругами. При заклю­ чении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресло­ вутый «брак по расчету» допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборот­ ной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать комуто нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нообразно. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса семейной психологии в отечествен­ ной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено. Подспудно даже существова­ ло пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, оп­ росные методы не достоверны. Психологическое по­ знание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, законо­ мерности психического развития. Семейная психоло­ гия рассматривалась лишь попутно.

Только начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семья стали предметом специального исследо­ вания многих дисциплин, в том числе — психологии. В нашей стране проблемы семьи изначально привле­ кали внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психичес­ ких заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психо­ логии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детскородительских отношений. Преподавание психологии семейных отношений в фокус научных исследований пока не попадает.

В условиях, когда прогрессивная динамика совре­ менной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно ак­ туальная потребность в личностном и социально-пси­ хологическом изучении брака и семьи, в поиске зако­ номерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготов­ ке молодежи к семейной жизни. Задача учебного ву­ зовского курса «Психология семьи», с нашей точки зрения, — дать систематизированное обзорное пред­ ставление об эволюции брачно-семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизнен­ ного цикла семьи, выявить главные проблемы семей­ ной психологии. Изложение материала в рамках этой дисциплины может быть сосредоточено на исследо­ вании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, се-

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword.ru

мейных интеракциях, супружеских проблемах, воспи­ тании детей, социальном и институциональном кон­ текстах семьи, функционировании сэмейной системы, организации и динамике семейных отношений, пси­ хологическом климате семьи, вопросах психологокоррекционной работы с семьей. Понимание сущно­ сти человека определяется тем, как мы понимаем его среду обитания, в том числе семью: только ли как видимый биосоциальный фон, на котором разверты­ ваются события, или как нечто другое, обширное, бесконечное, включающее в себя все грани бытия в их неразрывном единстве.

Содержание психологии семьи как учебной дис­ циплины направлено на формирование у студентов адекватного представления о предмете и задачах пси­ хологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практичес­ кого использования. Семья в учебном курсе «Психоло­ гия семьи» выступает в разных «ликах» в зависимости от «масштаба» рассмотрения. С одной стороны, разли­ чим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера.

С другой, семья рассматри­ вается и как малая социальная группа, и как соци­ альный институт и структурная единица современно­ го общества.

Содержание учебной дисциплины «Психология семьи» включает основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики в обла­ сти семейной психологии. Авторские подходы зарубеж­ ных психологов сочетаются, иногда соотносятся, порой противопоставляются взглядам отечественных специ­ алистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результа­ тов, закономерностей и форма их изложения подчине­ ны центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым ус­ ловием профессионального становления, познания дру­ гих людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста-психолога.

Каждый преподаватель отдает себе ясный отчет в собственном отношении к проблеме изложения курса семейной психологии и соотносит их с задачами и

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword.ru

принципами вузовского обучения. Университетское образование незевисимо от конкретной специальнос­ ти традиционно строилось как синтетическое и фунда­ ментальное; студентов ориентировали на глубокое и всестороннее изучение материала, выработку соб­ ственного взгляда на проблему. Это не может быть решено посредством категоричности личных позиций автора, непримиримостью к другим подходам и мне­ ниям, навязыванием аудитории своих взглядов, подме­ няющих содержание образовательной программы. Понятия о семейных отношениях, функционально-ро­ левой структуре семьи, психологическом здоровье се­ мьи, родительских позициях, семейной диагностике, се­ мейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Наша позиция заключается в том, чтобы систематизировать разрозненные знания по курсу семейной психологии. Метазадача данного учеб­ ного курса — сориентировать студентов в сфере се­ мейной психологии, способствуя выработке оптималь­ ных личностных смыслов.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психо­ логии всегда задевает личностно. Однако преподаватель на занятиях по психологии семьи не может постоянно решать личные и семейные проблемы студентов и не выступает в роли консультанта-психолога. В этом смыс­ ле семейная психология — не популяризация житейс­ кой мудрости и не сборник рекомендаций, а научная область психологической теории и практики. Возмож­ но, что знакомство с материалами такой учебной дис­ циплины как психология семьи позволит молодым лю­ дям самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций.

Место семейной психологии в системе психоло­ гического знания. Множество тенденций, замеченных психологами в области изучения психологии семьи, множество теоретических предположений, порожда­ ющих спектр концептуальных моделей брака и семьи, свидетельствуют об актуальности осмысления места семейной психологии в системе психологического знания.

В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиноче-

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword.ru

ство, обрести устойчивый, гармоничный союз (отно­ шения) с другим человеком, и каким образом сохра­ нить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» чело­ века все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определя­ ется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому чело­ веку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на рас­ крытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии».

Постановка проблемы состояния современного брака и семьи, определение психологических осно­ ваний их понимания и изучения являются актуаль­ ными задачами по причине отмечаемого исследова­ телями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. На всем российском пространстве эта ситуация обо­ значена особенно остро: кризис семьи является до­ минирующим, всепоглощающим и пока труднопрео­ долимым. Приводимые в открытой печати «цифровые иллюстрации» свидетельствуют о наличии кризисных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необходимость изучения семьи и семей­ ных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье. Во многих психологи­ ческих исследованиях обсуждается глобальная ломка социальных стереотипов, индивидуальная идеология безвременья, дезинтеграции, изменение социально-пси­ хологического статуса семьи, особенно многодетной. В некоторых случаях обнаруживается деформация, нео­ пределенность и даже частичная утрата семейных ценностей в результате резкой смены модели обще­ ственной жизни, характера, отработанных ритуалов, трансляции в СМИ информации, построенной на принципах бессмысленной жестокости, индивидуа­ лизма и мистицизма, изменения практики привыч­ ного повседневного общения, неадекватности имею­ щегося у членов семьи житейского опыта наличной социальной ситуации.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword. ru

Между тем все острее встает проблема такой меры человеческого в семейных отношениях, за пределами которой утрачиваются его видовое отличие и родовая сущность.

Семейная психология будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благо­ получия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска.

Интерес к происхождению человечества способ­ ствовал развитию научного взгляда на психологию се­ мьи. Семейная психология сложилась как наука, изуча­ ющая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и незави­ симость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие

иинтимное общение, детско-родительские отношения

ижизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная психология — это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование. В семей­ ной психологии раскрывается состояние принадлежно­ сти индивида некоторому надындивидуальному семей­ ному целому, которое охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культу­ ру и традиции.

Сегодня получил широкое признание и развитие це­ лый комплекс дисциплин, изучающих семью и брак, — социология и психология семьи, сексология, семейная педагогика, психотерапия семьи и семейное консульти­ рование и т. д. В этих отраслях научного знания нет мето­ дологического и методического единства как в силу слож­ ности предмета исследования и многообразия проблем, предъявляемых к изучению, так и в силу отсутствия еди­ ных принципов анализа. Семейная реальность — это нечто, что люди конструируют субъективно. Семейная жизнь организуется и меняется людьми, как по правилам объективной ситуации, так и в соответствии с тем, каким образом они сами интерпретируют ее.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство вза­ имодействующих личностей», нарушения семейного функционирования, супружеские соглашения, согла-

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword.ru

сование семейных ценностей, структуральная органи­ зация семьи, функционирование семейных систем — ключевые моменты теорий сциентистской социальнопсихологической направленности.

К сожалению, применять научные психологичес­ кие методы к изучению семьи не так просто. Пробле­ мы семьи и брака трудно доступны для изучения, что связано с:

а) разработкой и внедрением такого диагностическо­ го инструментария, который бы не наносил ущерб респондентам в их семейной жизни;

б) учетом влияния самого факта участия испытуемых в исследовании на их внутрисемейные отношения и психическое состояние;

в) характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Задачи, стоящие перед семейной психологией, достаточно сложные, например, оценить чувства, выя­ вить те или иные мотивы вступления в брак, устано­ вить причины семейного неблагополучия, определить, насколько человек способен приспособиться к внутри­

семейной ситуации или измениться.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных ме­ тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно­ сти изучать семейную психологию.

Связь семейной психологии со смежными дисцип­ линами. Семья как малая группа, как система значимых эмоциональных отношений и как социальный институт изучается и в социальной психологии, и в психологии личности, и в социологии. Детско-родительские отноше­ ния, стили воспитания, развитие ребенка в семье явля­ ются предметом пристального изучения в возрастной и педагогической психологии. Семейные конфликты тща­ тельно классифицированы и разобраны в конфликтоло­ гии. Нарушения функционирования семьи как источник психической травмы, патологизация семейных ролей привлекает внимание клинических психологов и психо­ терапевтов. Тем самым семейная психология тесно связана с другими смежными психологическими дис­ циплинами. Но наряду с общими интересами обнару­ живаются и отличительные особенности семейной психологии от смежных с ней отраслей психологического

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword.ru

Читать онлайн «Психология семьи. Учебник для вузов», Е. И. Николаева – ЛитРес

Рецензенты:

Д. В. Ушаков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией психофизиологии Института психологии РАН;

В. Л. Ситников, доктор психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения;

Р. А. Березовская, кандидат психологических наук, доцент кафедры обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Введение

Рождаясь мальчиком или девочкой, каждый из нас становится человеком именно в семье. Семья вводит ребенка в мир природы и мир людей, из нее он берет навыки общения и способы познания окружающей среды. Наша страна имеет большой опыт воспитания детей вне семьи – в детских домах. Однако, как бы много финансов ни вкладывало государство в поддержку таких детей, они не выдерживают конкуренции с детьми, выросшими в семьях, часто тратящих много меньше средств на них, чем государство – на детдомовских. Никакими деньгами не купишь тепло человеческих отношений, то самое глубинное, чему обучает семья ребенка, чтобы он стал человеком: за душевное тепло можно платить только душевным теплом.

Потребность в создании нового учебника обусловлена тем, что семья – живой и крайне изменчивый организм. Несмотря на внешне кажущуюся фундаментальность и незыблемость, даже в течение жизни одного поколения можно видеть происходящие внутри нее трансформации. Все меньше семей живет группами из нескольких поколений, все больше возникает смешанных семей, в которых родители вступают не в первый брак, а дети имеют родителей, живущих в других семьях. Мы видим, что многие молодые люди предпочитают заключать брак значительно позднее, чем это делали их родственники несколько поколений назад. Семья из ячейки общества, одной из функций которой была хозяйственная, все больше становится убежищем, где люди ищут психологический комфорт, душевное тепло, а не материальную поддержку. Эти изменения необходимо описать и оценить с точки зрения их последствий для каждого члена семьи.

Данное издание относится к учебникам третьего поколения. Новый стандарт делает акцент не столько на усвоении содержания предмета, сколько на формировании компетенций, то есть умении применять полученные знания в том реальном социуме, в который погружены и студенты, и преподаватели. Особенностью нового стандарта является то, что больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, поиску ими необходимой информации не из одного, возможно, очень качественного, источника, а из многих. Поэтому учебник, в котором была бы собрана вся информация по предмету, и не столь необходим, и невозможен, поскольку объем информации слишком велик, чтобы быть аккумулированным в одной книге. Таким образом, этот учебник имеет своей целью не создание информационной базы, но описание круга вопросов, направленных на исследование семьи и ее роли в современном обществе, подходов к анализу трудных, возможно, пока крайне конфликтных ситуаций, поляризующих современное общество. Задача учебника состоит не в том, чтобы для подобных случаев дать однозначно верный ответ, а в том, чтобы предложить разные подходы и взгляды на эти сложные проблемы и предоставить студентам имеющуюся на настоящий момент информацию о возможных путях разрешения конфликтов, связанных с семьей.

Изучая практически любой источник по проблемам семьи, студенты столкнутся с представлением о том, что сегодня семья находится в кризисе. Однако современное состояние может выглядеть кризисом только в том случае, если мы полагаем, что некогда был «золотой век» семьи, когда она переживала расцвет, а сейчас, как об этом говорят мифы, мы живем в «бронзовом веке», забыв прежние идеалы. Мне хотелось бы подчеркнуть, что во все времена у семьи возникали проблемы. Это не значит, что современные проблемы чем-то тяжелее прочих. Каждый этап развития человечества рождает тот тип семьи, к которому интеллектуально и морально готов человек, живущий в обществе. Меняются люди, меняются ценности, и вслед за ними меняется семья. Потому не нужно сетовать о «золотом веке», но следует попытаться привести в соответствие человека и его семью, описать условия, при которых в семье будут созданы возможности для максимального развития каждого ее члена.

Весь объем материала по разным аспектам семейных отношений не может быть представлен в одной книге, какой бы большой она ни была. В конце каждой главы предлагаются задания, для выполнения которых требуется не только знание материала этого учебника, но и обращение ко многим другим источникам, чтобы будущий специалист мог оценивать семейную ситуацию целостно, а не ориентируясь на позицию узкой группы ученых. Более того, многие задания предполагают наличие различных ответов на один и тот же вопрос. Значит, здесь нужен не поиск единственно правильного ответа, а умение сопоставлять факты, анализировать и осуществлять прогноз развития семьи, исходя из конкретных данных.

В учебнике затрагиваются как теоретические, так и практические проблемы жизни современной семьи. Рассматриваются животрепещущие вопросы роли мужчины и женщины в воспитании ребенка, безопасности в семье, приемных семей, неполных семей, однополых браков и семей, в которых один из родителей отбывал заключение в исправительном учреждении. Отдельная глава посвящена семьям, воспитывающим больного ребенка.

Этот учебник предназначен для специалистов, которым предстоит практическая работа с семьями, порой с такими, которые составляют небольшой процент от общего числа семей. Проблемные аспекты анализируются именно для того, чтобы в дискуссии на занятиях можно было попытаться найти способы помощи в сохранении семьи, какие бы сложности она ни переживала.

Дисциплина «Психология семьи» в рамках нового государственного стандарта входит в учебный план подготовки бакалавра по направлениям 050400 «Психолого-педагогическое образование» и 050100 «Педагогическое образование». Эта дисциплина включена в профессиональный цикл дисциплин как вариативная часть и имеет четыре кредита, то есть на нее предусматривается 144 академических часа на втором курсе. Содержание выстраивается с ориентировкой на компетенции ОПК-6 (способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды) и ПКПП-3 (способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Учебник включает 10 глав. В главе 1 семья представлена в рамках общества, для которого она и готовит детей и ценности которого в той или иной мере отражает.

Глава 2 посвящена историческому аспекту семьи. Акцент делается на то, что представление о семье как ячейке общества, состоящей из родителей и детей, отсутствовало практически до конца XVIII века. Современная семья – реально новый тип общественной группы. Когда мы говорим о семье в более ранние периоды, мы используем то же слово, но имеем в виду принципиально другую с точки зрения психологии структуру.

В главе 3 семья рассматривается в ее поколенческом развитии. Проанализирована основная концепция жизненного цикла семьи от момента возникновения до смерти родителей, ее создавших. Понимание жизненного цикла позволяет дифференцировать методы влияния на каждого из членов семьи в зависимости от этапа, на котором она находится.

В главе 4 осуществлена попытка соотнести понятия «любовь» и «брак». Они имеют много интерпретаций, поэтому в главе рассматривается большое количество проблемных точек.

Глава 5 посвящена соотнесению понятий «личность» и «семья». Каковы механизмы формирования и поддержки личности в семье? Есть ли возможность создать условия для максимального саморазвития каждого члена семейной группы? Насколько эффективна семья, в которой развитие одного члена обеспечивается стагнацией остальных?

В главе 6 анализируются теоретические представления о семье и ее структуре. Многие учебники начинаются именно с теории. Однако мы полагаем, что, чтобы иметь возможность сравнивать эффективность различных теоретических представлений, студент должен ознакомиться с проблемным полем, которое эти теории описывают.

В главе 7 проведен анализ типов семей. Эта глава следует за теоретическим материалом, поскольку в ней не только дана классификация семей, но и описываются проблемы, представленные в этих семьях, и возможные методы, с помощью которых данные проблемы могут быть разрешены.

Глава 8 посвящена семьям, которые воспитывают детей, имеющих проблемы со здоровьем. Данная тематика недостаточно хорошо исследована в нашей стране, однако широко представлена в работах европейских и американских ученых. К сожалению, у нас отсутствие внимания к особым детям сразу бросается в глаза. Мы практически не встречаем на улицах родителей с такими детьми. Мы знаем, насколько не приспособлены российские города для передвижения людей с ограниченными возможностями и как в целом сложно адаптироваться им к нормальной жизни.

В главе 9 рассматриваются проблемы безопасности в семье. Привычным является представление, что опасность может подстерегать человека только на улице. Реалии современной жизни таковы, что огромное количество правонарушений происходит именно в семье, когда насилие осуществляют родители над детьми, дети над родителями и родители друг над другом. В обществе обсуждается проблема постоянного муссирования криминала на телевидении, практически каждый ребенок видит насилие и в реальной жизни: в семье, у соседей, в школе, на улице. Какое влияние это оказывает на ребенка? Может ли само созерцание жестоких поступков изменить его психику? Это одна из самых актуальных проблем современного мира.

Наконец, в главе 10 представлены теоретические основы коррекционной работы в семье и практические приемы, которые может использовать психолог в работе с проблемной семьей. Конкретные методы психотерапии требуют отдельного изучения, поэтому теоретические и практические материалы в рамках главы дают общий взгляд на психотерапию, что должно помочь психологу сориентироваться в процессе работы и определить, к какому специалисту и по поводу какой проблемы он может направить семью, а что способен сделать самостоятельно.

 

Я благодарю психологическую редакцию издательства «Питер», предложившую мне написание этого учебника и терпеливо ожидавшую окончания работы.

Глава 1. Семья и общество

Семья и брак: определение

Слово «семья» – одно из самых неоднозначных понятий в культуре: кто-то мечтает ее обрести, кто-то стремится вырваться из нее, а кто-то меняет одну семью за другой в попытке найти ту единственную, идеальную, которая сделала бы его счастливым. Однако ни человек, ни семья, ни какой-то иной социальный институт не могут сделать человека счастливым. Напротив, человек, будучи счастливым, может создать хорошую семью.

Семья и люди, в ней живущие, постоянно влияют друг на друга, а потому человек некоторым образом строит семью, но и семья определенно унифицирует его, делая похожим на других ее членов. Следовательно, идентифицируясь с семьей, человек утрачивает часть своей уникальности, приобретая взамен безопасность и стабильность. Есть семьи, создающие условия для развития личности, есть и препятствующие ее развитию и даже разрушающие ее. Что определяет направленность семьи в ту или иную сторону по отношению к личности?

Термин «семья» имеет современное содержание и древнее происхождение. Ученые находят в нем индоевропейские корни, схожие со словами, обозначающими общность территории (Фасмер, 2004). В древнеславянском и древнерусском языках было слово сѣмия, которое обозначало группу кровных родственников и проживающих с ними рабов или слуг, а также других домочадцев (Колесов, 2000). Преобладание именно таких групп и отсутствие слов для обозначения малой группы из родителей и детей (сейчас мы называем ее нуклеарной семьей) наблюдалось практически до конца XVIII века в разных точках земного шара и прежде всего в Европе (Гис Ф., Гис Дж., 2002). Ситуация в России лишь отражала общую тенденцию к проживанию большими группами со многими поколениями родственников. Конечно, представление о семье зависело и от социально-экономического положения человека. Так, в крестьянских хозяйствах Российской империи под семьей понимали тех, кто обедал за одним столом (Кравченко, 2010). Очевидно, что в помещичьих семьях люди обедали не за одним столом, но проживали на одной территории.

Для обозначения такой большой группы в научной литературе приняты термины «фамилия» или «линьяж» (Гис Ф. , Гис Дж., 2002). Они определяют иерархически организованный коллектив родственников и близких, владеющих некоторой общей территорией. Родственные связи, общность территории и экономический статус – характеристики, которые описывали подобные группы в различных частях света.

В разные исторические периоды к семье предъявлялись неодинаковые требования, поэтому она менялась с течением времени (об этом будет говориться в главе 2).

Сегодня хозяйственная функция семьи утратила ведущую роль, значимость приобрели другие функции. Семья считается формой организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе. Выделяют три группы родственных связей: кровное родство (между сибсами, то есть братьями и сестрами), порождение (родители – дети), законное родство (муж – жена, отчим – пасынок, мачеха – падчерица). Однако в одной семье могут и сейчас проживать родственники нескольких поколений: родители – дети, бабушки – дедушки, прабабушки и прадедушки. Иногда включаются и более дальние родственники, например дяди, тети, племянники.

В Большой советской энциклопедии говорится, что семья – «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью» (БСЭ, 1968–1979). Следовательно, все чаще в определение семьи включается не хозяйственный, а эмоциональный компонент. Говоря о семье, стараются подчеркнуть характер взаимоотношений. Вот еще одно определение: «Семья – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Посысоева, 2004. С. 22). Многие из функций семьи изменились с течением времени, что будет рассмотрено позднее.

Следует различать понятия «семья» и «брак». Брак – это документально засвидетельствованное состояние семьи. Если семья может быть без брака, то брак не может существовать без семьи. Очевидно, что семья появилась существенно раньше, чем государственные структуры, фиксирующие ее состояние как соответствующее или не соответствующее требованиям государства. Адам и Ева представляли собой семью, но не состояли в браке.

Понятие «брак» в большей мере означает права и обязанности, усиливая юридический компонент взаимоотношений: «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям» (Демографический энциклопедический словарь, 1985). В браке государство контролирует распределение имущества и бюджета семьи в соответствии с законом, тогда как тип отношений не может контролироваться и нет правовых оснований оценить наличие или отсутствие любви в данном браке. Семья может состоять из любящих людей, не зарегистрировавших официальный брак и не имеющих четкого распределения имущества и бюджета. Но государство контролирует права детей, а потому они, даже рожденные вне брака, имеют право на наследование имущества, если отцовство владельца имущества будет доказано юридически.

Слово «брак» происходит от греческого слова γάμος, производного от глагола «брать» (например, «он берет ее в жены») (Фасмер, 2004). Смысл этого слова далек от описания отношений, основанных на чувствах. Оно обозначает отношения, базирующиеся на возможностях, силе, установленных правилах и т. д. В правовых документах вместо слова «брак» возможно использование терминов «брачный союз» и «супружество». Следовательно, заключение брака регулируется обществом и происходит в определенных государственных органах (в нашей стране в настоящее время – в отделах органов местного самоуправления, осуществляющих запись актов гражданского состояния, то есть ЗАГСах). В браке в нашей стране регистрируется семейная связь между двумя разнополыми людьми, достигшими брачного возраста (в настоящее время это 18 лет).

Брак порождает права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу, рождающимся детям, а также близким родственникам, если это специально оговаривается в брачном контракте. Заключение брачного контракта позволяет оценить имущественное положение будущих мужа и жены, обозначить формы распределения этого имущества в браке и при его расторжении. Некоторое время назад в обществе бытовало негативное отношение к заключению брачного контракта как к чему-то, что обнаруживает корыстные отношения между супругами. Однако наличие брачного контракта, напротив, делает отношения более открытыми и предсказуемыми и лишает корыстных иллюзий, если они существовали, у одного из партнеров.

В Российской Федерации, согласно Конституции, брак возможен только между двумя разнополыми людьми (в ряде стран заключаются и однополые браки). В то же время в мире существуют браки одного мужчины с несколькими женщинами (такие отношения называют полигинией) или одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия). Правовые аспекты брака раскрываются в Кодексе о браке и семье, в котором закреплены основы семейного законодательства, условия и порядок заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов и некоторые другие понятия.

Существует еще один термин – «брачность», означающий сам процесс образования семьи в конкретном обществе. Этот термин чаще применяется в демографическом анализе для описания последовательностей, ведущих к формированию семьи как внутри брака, так и вне его.

Итак, если семья – это в большей мере форма отношений между мужчиной и женщиной, их желание иметь определенное количество детей и определенным образом их воспитывать или не иметь совсем, то брак – это форма контроля общества над семейными отношениями, способ сохранения и развития общества и потребность в воспитании определенного типа граждан, соответствующих обществу на данном этапе его развития. Не всегда общественные механизмы контроля соответствовали (и соответствуют) внутренним потребностям развития личности, в том числе в рамках семьи. Подобные противоречия между интересами личности и общественными задачами, связанными с решением обществом своих проблем, являются механизмом развития не только личности, но и общества в целом, движения общества от авторитаризма, то есть полного подчинения личности задачам государства, к демократии, когда развитие человека ограничивается конституционными правами других членов общества.

Следует иметь в виду, что в быту часто не делается различий между понятиями «семья» и «брак».

Функции семьи

Говоря о функциях семьи, мы, безусловно, будем иметь в виду функции брака, потому что контролировать общество может только брачные отношения.

Функции семьи меняются с развитием общества. Вообще функции обусловлены историческим периодом, составом семьи, ее социальным статусом, конкретными условиями (мирная жизнь или война, революция и т. д.) и ее собственным жизненным циклом. Мы попытаемся их привести в историческом порядке.

Биологическая функция семьи состоит в воспроизводстве людей, то есть рождении и воспитании детей, соответствующих представлениям общества, к которому принадлежит семья. Безусловно, эта самая первая функция, необходимая для сохранения человечества. При рождении дети слишком слабы и не могут выжить самостоятельно, поэтому в обществе должны были возникнуть механизмы поддержки женщины, кормящей ребенка и ограниченной в этот момент в возможностях поиска пропитания. С древности известны методы, с помощью которых правители стремились увеличить число собственных граждан за счет стимулирования рождаемости (Зацепин, 1991). В настоящее время в некоторых странах речь идет не об увеличении рождаемости, а об ее сокращении или стабилизации. Именно поэтому биологическая функция семьи трансформировалась в функцию планирования рождаемости и воспроизводства населения.

Территориальная функция семьи означает, что люди объединяются по признаку совместного проживания и владения определенной территорией. Это может быть квартира, дом, участок земли, которые передаются по наследству по правилам, существующим в обществе. Все большая мобильность общества ведет к тому, что в поисках работы родители переезжают в другой город или даже в другую страну, а потому понятие «отчий дом» утрачивает территориальную составляющую и наделяется эмоциональными характеристиками, связанными с психологической атмосферой пребывания детей вместе с родителями вне зависимости от конкретного места.

Экономическая функция семьи состоит в том, что семья должна обеспечить некий уровень экономического благополучия, соответствующий представлениям общества, в котором она пребывает. Этот уровень достигается совместным ведением хозяйства и общим бюджетом, распределением обязанностей между членами семьи (Смелзер, 1994). Эта составляющая имеет значение, пока в семье есть экономически несамостоятельные дети. Все чаще возникают «гостевые браки», при которых экономически самостоятельные люди встречаются регулярно, но не живут вместе постоянно, что обусловлено характером работы каждого из членов такого союза, требующего длительных командировок или интенсивной изолированной активности.

Передача социального статуса. На протяжении длительного времени в обществах, где социальные лифты были невозможны, человек сохранял тот социальный статус, который был у его родителей (Смелзер, 1994). В XX веке произошли существенные изменения. В демократических странах человек может своим трудом обеспечить переход из одной социальной группы в другую.

Воспитательная функция. Семья представляет собой малую ячейку общества, институт социализации его членов, передающий им нормы, ценности, представления общества. Именно поэтому одной из важнейших функций современной семьи является воспитание детей таким образом, чтобы в дальнейшем они стали членами общества, обеспечивающими непрерывность его развития, обогащение культуры, доставшейся от предков.

 

Создание условий для безопасности личности, ее самоактуализации. Эмоциональная поддержка личности. Эта функция не только сохраняется, но приобретает все большую значимость для членов семьи, где дети обучаются (или не обучаются) эффективному общению, поддержке, проявлениям привязанности и любви.

Суть рекреативной (восстановительной) функции сводится к восстановлению и поддержанию здоровья, укреплению психофизиологических и психологических ресурсов организма. Именно родители обучают детей отвечать за свое здоровье, собственным примером показывают, как можно снимать стресс, как воздерживаться от вредных привычек.

Поддержание благосостояния (Смелзер, 1994). Поскольку семья обладает тем или иным капиталом, она может передавать его детям или поддерживать своих членов в тяжелые моменты их жизни.

5 книг, которые нужны каждому семейному терапевту из коллекции

  • Планировщик семейной терапии
  • Игра в семейную терапию
  • Семь принципов успешного брака: практическое руководство от главного эксперта страны по отношениям
  • Теоретическое планирование лечения для супружеских и семейных терапевтов
  • Любовь с мыслями о мозге: нейробиология и парная терапия

У семейных терапевтов сложная работа, потому что они лечат самых разных клиентов, поэтому важно, чтобы они использовали различные ресурсы, включая веб-сайты и книги для семейных терапевтов. Несмотря на сложность, эта карьера популярна, и U.S. News and World Report ставит эту работу на четвертое место среди лучших социальных служб в 2018 году. Больше людей предпочитают посещать терапию, чем раньше, и ожидается, что эта область вырастет на 20% в период с 2016 по 2026 год. И новые, и опытные терапевты могут извлечь выгоду из перечисленные ниже книги.

1. Семейная терапия План лечения

Эта книга, написанная Фрэнком Даттилио, представляет собой подробное руководство по работе с документами в терапии. Ведение учета необходимо для страховых компаний, защиты ответственности и помогает объективно оценивать прогресс клиентов. Книга включает в себя настраиваемые рабочие листы плана лечения для распространенных ситуаций, связанных со смешанными семьями, горем, проблемами в отношениях между родителями и детьми и супружескими спорами. Это упрощает эту часть процесса, освобождая больше времени для взаимодействия с пациентом.

2. Игра в семейной терапии

Осознавая трудности, с которыми сталкиваются многие дети при участии в семейной терапии, автор Элиана Гил описывает некоторые приемы, позволяющие вовлечь всю семью в интерактивную игру. Это популярная книга для семейных терапевтов, у которых есть клиенты в возрасте от 3 до 12 лет. Гил подчеркивает, что решения некоторых основных проблем в отношениях требуют навыков, которым можно научиться в игре, включая навыки общения, сотрудничества и вовлеченности.

Прочтите: 5 лучших онлайн-докторских наук. Программы консультирования по вопросам брака и семьи

3. Семь принципов организации брака: практическое руководство от главного эксперта страны по отношениям

Авторы Джон Готтман и Нэн Сильвер собрали обширные данные об отношениях, собранные за многие годы, чтобы прийти к выводам. подробно в этой книге. Несмотря на то, что эта книга предназначена для пары, а не для терапевта, она часто встречается на книжной полке каждого семейного терапевта. Поскольку каждый из принципов полностью подкреплен научными данными, некоторые скептически настроенные клиенты могут лучше реагировать на терапию, обсудив идеи, изложенные в книге, в группе.

4. Планирование лечения, основанное на теории, для супружеских и семейных терапевтов

Эта основная книга по семейной терапии написана Дайан Гехарт и Эми Таттл в попытке помочь специалистам соотнести случаи с конкретными теориями. Затем они могут работать с теорией, чтобы создать логичный, объективный план лечения. Книга помогает новым профессионалам связать теории, которые они изучили в школе, с клиентами, которых они видят, а также напоминает давним терапевтам о теории, лежащей в основе их практики.

5. Любовь с мыслями о мозге: нейробиология и парная терапия

В этой книге используется другой взгляд на отношения, основное внимание уделяется биохимическим процессам, происходящим в мозгу в ответ на различные взаимодействия. Доктор Мона ДеКовен Фишбейн и доктор Дэниел Сигел предлагают нейрофизиологическое объяснение, объясняющее, почему отношения становятся дисфункциональными и как пара может намеренно перепрограммировать свой мозг. Это свежий взгляд на предмет, и каждый семейный терапевт должен иметь эту книгу в своей коллекции.

Имея работу, которая одновременно и полезна, и сложна, консультанты должны использовать различные тактики в зависимости от потребностей своих конкретных клиентов. Книги для семейных терапевтов помогают профессионалам найти способы связаться со своими клиентами, а также выполнить все другие необходимые задачи.

Связанные ресурсы:

  • 30 лучших книг по психологии
  • 5 книг о человеческом развитии
  • 10 отличных книг для детских психологов
  • 5 отличных книг о посттравматическом стрессовом расстройстве
  • 5 отличных книг для педагогов-психологов

 

Учебники по семейным исследованиям — Серия книг

Просмотреть все Серия книг

СЕРИЯ КНИГ



О серии

Серия учебников по семейным исследованиям — это междисциплинарная серия, предлагающая новейшие учебники по семейным исследованиям и семейной психологии. Тома могут быть полными учебниками и/или дополнительными текстами для рынков бакалавриата и/или магистратуры. Приветствуются как авторские, так и отредактированные тома.

Пожалуйста, свяжитесь с редактором серии Робертом Милардо по адресу [email protected] для получения подробной информации о подготовке предложения, которое должно включать цель книги, оглавление, обзор конкурирующих текстов, предполагаемый рынок, включая названия курсов. и уровень, и предложенные рецензенты.

  • Названия серии
  • Авторы

Названия 7 серий

На странице

122448

Сортировка

Дата публикацииНазвание (по возрастанию)Название (по убыванию)


Включить предстоящие заголовки

Дисплей

Приемные семьи: глобальный взгляд на исследования, политику и практику

1-е издание

By Jan Pryor
20 декабря 2013 г.

В этой новой книге рассматриваются самые последние глобальные исследования и освещаются проблемы, возможности и динамика сводных семей. Он описывает их формирование, их опыт и факторы, которые помогают им процветать. Международные и культурные различия подчеркиваются на протяжении…

Отношения отца и дочери: современные исследования и проблемы

2-е издание

Автор: Линда Нильсен
14 июня 2019 г.

В этом полностью переработанном новом издании «Отношения между отцом и дочерью: современные исследования и проблемы» обобщаются и анализируются наиболее актуальные исследования, касающиеся отношений между отцом и дочерью, с целью разрушить устойчивые заблуждения относительно отцовства. и отношения отца и дочери …

Религия и семья: введение

1-е издание

By Loren D. Marks, David C. Dollahite
19 октября 2016 г.

Это первый многодисциплинарный текст, посвященный растущей научной связи между религией и семейной жизнью. Рассмотрена последняя литература по семейным исследованиям, психологии, социологии и религии, а также рассказы, взятые из интервью с 200 представителями различных расовых, религиозных и …

Доказательных подходов к сексуальному образованию: глобальная перспектива0019

1-е издание

Отредактировано By James J. Ponzetti, Jr.
23 сентября 2015 г.

Это первая книга, в которой представлен междисциплинарный и глобальный обзор программ и практик научно обоснованного сексуального образования (SE). Читатели знакомятся с основами создания эффективных программ, чтобы подготовить их к разработке новых или внедрению существующих программ, способствующих здоровому …

Обучение родителей на основе фактических данных: глобальная перспектива

1-е издание

Отредактировано Автор: Джеймс Понцетти-младший
20 августа 2015 г.

Это первая книга, в которой представлен междисциплинарный, критический и глобальный обзор программ доказательного обучения родителей (PEd). Читатели знакомятся с передовым опытом разработки, реализации и оценки эффективных программ PE, чтобы научить клиентов, как быть эффективными …

Служение семьям военнослужащих: теории, исследования и применение

2-е издание

By Karen Rose Blaisure, Tara Saathoff-Wells, Angela Pereira, Shelley MacDermid Wadsworth, Amy Laura Dombro
24 августа 2015

Этот текст знакомит читателей с уникальной культурой семей военнослужащих, их стойкостью и трудностями военной жизни .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *