Семинар психологический – Психологические тренинги и семинары — Психология счастливой жизни

Методическая разработка (психология) по теме: Семинар для педагогов: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка»

Тема семинара: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка »

Эпиграф: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А. Караковский.

Цели:

 1. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

 2. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках
 
 
 Задачи:

  •  Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
  • Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
  • создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.  
     
  • Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Ход семинара
 Вступительное слово. Обоснование темы семинар

 1. Психологический настрой.
        Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.

Тихое озеро

«Сядьте удобнее,  расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем семинаре.
        Я не зря начала свое выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому мы сегодня поговорим о психологическом комфорте на уроке.  Для того чтобы наша работа сегодня была продуктивной, мы объединились в 7 групп.

Вхождение в тему.

Коллеги, предлагаю Вам пройти тест «Психогеометрия»,  в котором мы узнаем ваши личностные качества и черты характера.

Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на слайде. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Выбрали?!


 Метод «Ассоциации»

Комфорт —  заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский).
 Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.


А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?

Придумайте ассоциации на каждую букву, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.

 (Слова должны начинаться с букв данного слова).

(ответы педагогов)

Приготовить шесть таблиц(+1)

К

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф

Формирование, форма

О

Обогатить, образовать, обстановка.

Р

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

3. Теоретический ввод.
          В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
         Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56 п.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
          В статье 32.п.3 говорится “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

         Например, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

  Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: 

  •   выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  •   поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
  •   развивается готовность и умение брать на себя ответственность;
  •   создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
  •   формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.

 К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы учителей на поведение учащихся, конфликтные ситуации, возникающие на уроках и переменах. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками.
        Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
       Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как именно в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
       В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
        Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий  
 Ничему меня не научит
 То, что тычет, талдычит, жучит…  

         Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
         Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
      Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников. Сегодня мы попытаемся разработать некоторые из них.

 IV. Работа в группах.
 1. Эксперимент – отступление.
 Предлагается каждому методобъединению за 1 минуту назвать 5  известных педагогов.
 Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.
  
 2. Игра-тренинг. «Орг. психологический момент». 
           Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. 

          У вас на столе лежат тексты психологического настроя ребят на урок. Сейчас каждая группа попробует проинсценировать вариант начала урока (т.е. обыграть то, что у вас написано на карточке), можно предложить свой вариант психологического настроя. Таким образом, мы с вами наглядно увидим, как можно начать урок, настроить детей на работу, создать комфорт в аудитории. Покажите.

Одна группа выбирает один настрой (по жребию), возвращается в группу, и обыгрывают, а потом демонстрируют, что у них получилось.

Примеры карточек:
       № 1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое».
 
       №2. На доске три облачка — белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? (после того, как дети выбрали).  Белое облачко – спокойствие, умиротворение. Голубое – радость, энергия, серое – грусть, усталость.  Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
 
           №3. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

№4. Дерево достижений

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам больше нравится и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии (уроке).

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

№5. Подари улыбку

На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

№ 6. Волшебная поляна

Вырезать красивые цветы разного цвета.

На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша аудитория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится.

Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!

№ 7. Чтобы тему урока узнать, 
Надо вычислить и расшифровать. 
Я тетрадь свою открою, 
Под наклоном положу, 
И от вас, друзья, не скрою, 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

№8.  Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

№9. Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

№10. Ребята, выберите фигуру, которая наиболее ярко показывает ваше настроение. Если вы выбрали солнышко – отличное настроение, тучку – плохое, елочку – могло быть и лучше. Фигурки прикрепите на одежду.

Если в течение дня настроение меняется, дети имеют возможность поменять фигуру.

       Спасибо всем, вот такие варианты психологического настроя можно использовать в начале урока.

Коллективная рефлексия достоинств и особенностей каждого варианта (кому какой вариант понравился).

       Я думаю, вы все согласитесь со мной в том, что одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха.
 
         Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.
        Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех  — результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
         Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.
         С психологической точки зрения успех  — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

         Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Сейчас мы отвлечемся от темы и немного отдохнем и узнаем о ваших особенностях характера, которые помогают в различных ситуациях. Предлагаю небольшой тест «Синяя птица».

Тест «Синяя птица»

Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно Вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает Вас, и Вы решаете оставить ее у себя. Но, к Вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на золотой! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной.

Какого цвета птица, когда Вы просыпаетесь на пятый день?

  1. Птица не меняет цвет; она остается черной.
  2. Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.
  3. Птица становится белой.
  4. Птица становится золотой.

Представили?

Птица, которая влетает в Вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя Вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как Вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.

  1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.
    Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется?
    Может быть, Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
  2. Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.
    Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет Вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.
  3. Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.
    Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, Вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и, по-вашему.
  4. Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный».
    Вы не знаете, что такое давление. Для Вас каждый кризис — это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не давайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.

         А сейчас я предлагаю вам выполнить задание по группам. Первая группа будет «Пессимистами», а вторая «Оптимистами». Задание у каждой группы находится в конверте. После выполнения заданий каждой группой мы обсудим ваши результаты.

У кого в группе больше оптимистов, задание для оптимистов, а если все оптимисты, побудьте пессимистами.

 Группа «Пессимисты»

Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.

Задания:

1.Обсудить:

— Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

— Как ситуация успеха влияет на становление личности?

2. Предложить мероприятия (действия) по устранению негатива в школе.

Группа «Оптимисты»

Цель: доказать необходимость ситуации успеха на уроке.

Задания:

1. Обсудить вопросы: Каково положительное влияние успеха:

а) на мотивацию учебной деятельности школьника;

б) на формирование межличностных отношений;

в) на результативность учебного процесса.

2. Предложить приёмы улучшения межличностных отношений среди учащихся и учителей, способствующих успеху.
 Группы зачитывают и обсуждают наработанное.

         Спасибо вам за эту работу. Я думаю, мы обязательно учтем все предложения и будем применять их на практике, в учебной деятельности.

         Уважаемые коллеги, настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной педагогической  ситуации и обязательно принять правильную точку зрения. Наверное, у каждого из вас были конфликтные ситуации с учениками, которые нужно было решить, ведь конфликты, безусловно, влияют на психологическое состояние ребенка.

          Поэтому каждой группе я предлагаю  конфликтную ситуацию, к которой нужно найти правильное с точки зрения педагогики и психологии решение (можно обыграть).

Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив.

Примеры педагогических ситуаций:

1. В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько уроков, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7.

2. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим урокам».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7.

3. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

7.

4. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7.

5. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7.

6. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

7. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7.

        Спасибо. А сейчас я раздам вам небольшие памятки «Заповеди учителя», которые помогут вам в работе, в воспитании и обучении  детей.

Заповеди учителя

 

1. Люби детей! Защити их любовью и правдой! 

2. Не навреди! 

3. Ищи в детях хорошее! 

4. Научи детей думать и любить! 

5. Все без принуждения! 

6. Ни дня без новизны! 

7. Учитель-друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании. 

8. Воспитывай, опираясь на природу ученика. 

9. Учитель-автор своей программы, системы, медотов, своего класса. 

10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

 

11. Будь предан своему делу 

12. ПОМНИ: Успешный учитель владеет техникой преподавания предмета, жизнерадостен, открыт детям и взрослым, элегантен.

 

13. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.

 

14. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон — вот залог успеха.

 

15. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.

 

16. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

 

17. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.

 

18. Создавай ситуации успеха.

 

19. Не пропусти момента, когда ребенок достигнет первого успеха.

 

20. Помни — твое поведение – пример твоим воспитанникам.

 

21.  Будь одинаково справедлив ко всем воспитанникам.

 

22. Оценивай поступок, а не личность.

 

23. Цени юмор детей.

 

24. Учись понимать ошибки детей и сочувствуй их слабостям.

Рефлексия
Выскажите свое мнение о семинаре.  Затем с помощью «градусника» маркером по очереди на шкале крестиком отметьте уровень интереса, доступности, информативности, полезности семинара. Это экономит время.

Середина

                                                 

Наш семинар мне хотелось бы закончить притчей: 


Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
 В наших руках, уважаемые коллеги, возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и комфортно.


 Решение:


 1. Учителям-предметникам (особенно начальных классов), в качестве организационного момента на уроке использовать психологические разминки, создавать ситуации успеха.

 2. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы.

3. Принять за основу в обучении и воспитании учащихся заповеди учителя.

       Кто «за» решение педагогического совета прошу проголосовать. Кто «против»? На  этом наш педагогический совет окончен. Спасибо за внимание.

nsportal.ru

Психолого-педагогический семинар на тему «Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации личности обучающегося и как фактор успешной сдачи экзаменов»

Цели семинара:

  • Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
  • Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

Задача: Разработать план деятельности педколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на своих уроках.

Создание благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным, агрессивным. Такой отпечаток накладывается на ребенка из года в год, и к моменту сдачи экзаменов, ученик испытывает большие трудности. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Как правило, каждый учитель  имеет свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто, учитель, так увлечен своими  профессиональными приемами, что забывает о психологическом климате на уроке, который он обязан создать для получения желаемого результата.

Психологический комфорт на уроке — важно ли это? Рассмотрим “Что такое комфорт? (Сопровождение презентации — Приложение 1).

Комфорт — заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский)

Комфорт — условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

Психологический комфорт — условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Структурными составляющими комфорта являются интеллектуальный, физический и психологический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

— сменой видов деятельности;

— достижением желаемого результата;

— поддержкой со стороны педагога;

— верой в собственные возможности.

Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:

— доброжелательные взаимоотношения в системах “учитель – ученик”, “ученик – ученик”;

— создание ситуации успеха на уроке;

— использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

— комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).

Так что же такое “психологический комфорт”? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

— просьбы, а не требования;

— убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

— четкую организацию, а не жесткую дисциплину;

— компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Таким образом, для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – “открытие” ребенка на общение”, которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их “открытию” на общение.

Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  “сжимаются”, опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции “МЫ”.

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: “ на 5 знаю только я” или “ не мешайте мне работать”, то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции “МЫ”.

Вторая функция “соучастия” ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции:

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности “разрядиться”, снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях — умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция “возвышение” ребенка:

1. Просьба о помощи.

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно “возвышает” его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа.

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте. То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция “ возвышает” ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в  создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок,  ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на “ пьедестале” своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз. Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды  и разочарования в его сердце. Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки? “Почему учащиеся испытывают дискомфорт на уроке(из опроса учащихся):

— учитель агрессивен, не уравновешен, не хочет понять ученика, не сдержан в своих эмоциях.

— напряженная обстановка на уроке.

— я боюсь учителя, он очень кричит.

— учитель не справедлив к ученикам.

— однообразие и скука на уроке.

— учитель не владеет дисциплиной в классе, складывается впечатление, что урок – одна большая перемена.

— завышенные требования к ученикам во всем классе.

— у учителя есть любимчики.

— учитель на уроке отвлекается от темы, рассказывает о том, что его волнует.

— учитель обсуждает другого учителя.

— учитель унижает ученика.

При подготовке к ЕГЭ и ГИА — психологический климат на уроке и нормальные межличностные отношения между учеником и учителем очень важны. Ученик должен с удовольствием ходить на урок, понимая, что учитель всегда поддержит, научит, поможет, учитывая его индивидуальные возможности и способности. Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. 

Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. В своей работе педагог должен воспользоваться советами психолога:

— Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.

— Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

— Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

— Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

— Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.

— Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

— Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.

— Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки).

— Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

— Посещать чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, “пропущенной через себя”.

Стремится к профессионализму:

  • к собственному глубокому знанию предмета;
  • к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать;
  • к владению максимально широким набором педагогических приемов;
  • к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;
  • к умению дать обучающемуся возможность самореализации.

Помнить! Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях.

Чтобы стать хорошим учителем, надо: любить детей, быть строгим, проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку. Рассмотрим принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом-гуманистом  Карлом Роджерсом:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Учитывая сказанное, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность. Теоретическая часть семинара закончена,переходим к практической части.

Практическ

urok.1sept.ru

Практический семинар по психологии

Практический семинар для педагогов-психологов по теме

«Здоровье — сберегающие технологии в работе с педагогами».

Разминка.

Упражнение с воздушными шариками.

Цель. Создание атмосферы доверия. Снятие напряжения в группе.

Описание. Группа становится в круг; в воздух подбрасываются воздушные шары (3-5 штук, на усмотрение ведущего). Задача группы удержать воздушные шары в воздухе в течение 1-й – 3-х минут. Упражнение заканчивается, когда достигается цель упражнения.

Примечание. Упражнение может быть усложнено. Игроки удерживают шар в воздухе одной рукой, коленом, локтём, мизинцем, головой и т.п.

Фактор справедливости.

«Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо». Д. Феррари

Проблема справедливости актуальна во все времена.

Справедливость волнует людей разного возраста, социального статуса, воспитания. Эта проблема, с которой, особенно часто сталкиваются педагогические работники.

Давайте попробуем разобраться в этой проблеме вместе.

Никто не станет спорить, что все мы разные, по темпераменту и по характеру. Я предлагаю выполнить «Тест четырех букв». (см. приложение)

Вывод: Характер дается от рождения и не меняется в течение жизни. Нет плохих характеров, есть индивидуальные особенности.

Предлагаю вспомнить значимого для Вас человека и оценить отношения с ним, по тому , что Вы вкладываете в эти отношения и что получаете от них.

Составить таблицу:

Я вкладываю в отношения

Я получаю от отношений

Например: готовлю еду,

делаю уборку

забочусь о здоровье

помогаю делать курсовые

Секс

Материальную поддержку

Удовлетворение амбиций

ИТОГ: «даю больше, чем получаю»

ИТОГ.

1 вариант. Даю больше, чем получаю.

2 вариант. Даю меньше, чем получаю.

3 вариант. Мы получаем поровну.

3 аксиомы, на которых строится фактор справедливости:

  1. каждый из нас иногда сознательно, чаще подсознательно, сравнивает, что он вкладывает в отношения и что получает взамен.

  2. каждый из нас испытывает чувство дискомфорта, если баланс вклада и отдачи нарушен.

  3. каждый из нас пытается уравновесить вклад и отдачу, и часто делает это неосознанно. Делает это одним из трех способов:

    • Пытается увеличить отдачу

    • Пытается уменьшить вклад

    • Пытается разорвать отношения.

Вывод: Все люди вступают в отношения, чтобы что-то получить. Альтруистов немного. Эгоисты – имеют искаженное представление о справедливости, т.к. эти личности несут на себе печать вседозволенности и невоспитанности.

Большинство людей – это норма.

4 причины, нарушающие фактор справедливости.

1. Неправильная психологическая валюта (ценности) или не та психологическая установка.

2. Скрытые ожидания.

3. Накапливание ярлыков, обид.

4. Искаженный фактор доверия (доверие – основа всех взаимоотношений)

5 парадигм, которые усиливают ваш жизненный потенциал и открывают новые перспективы в развитии.

1.Сила перспективы – умение управлять отношениями, через взгляды на вклады и отдачи свои и другого человека:

  • Изучить свою точку зрения

  • Изучить его точку зрения

  • Изучить сам факт

  • Поговорить, обсудить.

2. Общие цели — делают отношения качественными. Если нет общей цели, отношения развалятся.

Если в отношениях все нормально, вашу цель поддерживают. Чувство обиды или вины в отношениях ведет к занижению цели.

3. Сила позитивных ожиданий. Любой человек подсознательно пытается соответствовать вашему отношению. Есть самоисполняющиеся программы. Эффект Пигмалиона – если ты думаешь, что это случиться – это случится обязательно.

4. Сила обратной связи.

  • Похвала и наказание (общие правила):

  • Хвалить сразу и безотлагательно

  • Хвалить за конкретное дело

  • Похвала должна быть искренней и честной

  • Правило горячей плиты. Наказывать сразу, не сглаживать (на первый раз прощаю – программирую 2-й раз)

  • Плита обжигает только руку, а не все тело ( не задевать личность)

  • Перед законом все одинаково равны.

5. Сила неожиданного поощрения. Эта сила будит огромный ресурс в человеке. В Японии — День Идей.

Вывод. Правильная психологическая установка: дать то, что хочет получить другой, если вы можете ему это дать.

И тогда: благословен тот, кто отдает и тот, кто получает.

Практическое упражнение.

Базовые утверждения мира НЛП.

Цель. Решение актуальной проблемы клиента.

Описание.

1часть. Знакомство и обсуждение базовых утверждений мира НЛП в кругу.

2 часть. Работа в парах. Каждый определяет для себя проблему, которую он хотел бы решить. Проблема рассматривается с точки зрения клиента и с точки зрения его оппонента пошагово через призму каждого утверждения. Один человек проговаривает ситуацию, а другой активно слушает без оценок и комментариев. Затем, можно поменяться ролями.

  1. «Карта не территория»

Всё что мы думаем о себе, других людях, окружающей действительности – не является реальностью, а является только системой наших убеждений об этой реальности. И эти убеждения разные. Одна и та же местность, изображенная на физической, политической, климатической картах, будет выглядеть абсолютно по-разному. И все эти карты правильные.

У каждого человека есть своя карта реальности, составленная из особенностей его восприятия мира. Также как не бывает двух одинаковых людей, нет и двух одинаковых карт реальности. Они могут быть только более близкими или более отличающимися друг от друга.

  1. «Различия и странности – это возможности».

Чем больше различных карт местности мы имеем – тем больше знаем о ней и наши шансы там выжить возрастают. Различия в представлении о мире, в способностях и поведении людей дают нам возможность научится чему-то новому, узнать и ощутить, как выглядит мир для другого человека. А если это «другой» не здоров или агрессивен, глубоко не симпатичен? Есть выбор — возможность войти в его «карту», ощутить как это быть больным или агрессивным… может быть получить доступ к своей агрессии, или безразличию, или нестандартному мышлению. А можно не использовать эту возможность, сохранив себя, свою «карту реальности» прежней. Ведь различия и странности – это возможности, а не обязательства.

  1. «За каждым действием – позитивное намерение».

Любое поведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хорошего и полезного: счастья, здоровья, успеха… Но сами действия или их последствия не всегда помогают обрести желаемое, а со стороны бывает трудно догадаться, наблюдая поведение, чем оно продиктовано. Так что мы учимся узнавать о позитивных намерениях – своих и других людей – и достигать их реализации более эффективно.

  1. «Любое поведение — лучшее из возможных».

Если мы убеждены, что хотим достичь чего-либо хорошего, то и разыскиваем из имеющихся у себя средств наиболее подходящие. Но следует подчеркнуть, из имеющихся средств.

Если на улице у вас отлетит каблук, вы будете прибивать его кирпичом или камнем. И не потому, что вы не хотите пользоваться молотком, а просто потому что у вас его нет. И в других ситуациях похоже. Мама хочет воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в диктантах. Не потому что хочет наказывать, а просто не зная, не умея пользоваться другими, более подходящими способами повышения грамотности.

  1. «Нет ошибок и неудач – есть только обратная связь».

Теперь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полезного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить это. Обидно. Можно ругать себя за достигнутую ошибку, винить судьбу за неудачу, но результат по прежнему остается только в мечтах. А можно искать новые способы реализации своего намерения, учится новому поведению, расширять свою карту мира.

  1. « У человека есть все ресурсы и все возможности, чтобы достичь изменений».

Нужно расслабиться, прислушаться, вслушаться и услышать себя. Отправиться в путешествие внутрь себя. Часто человеку нужно получить ответ, разрешить свои сомнения и хочется найти человека безусловно мудрого и доброжелательного.

И тогда, сформулировав вопрос, ты начинаешь подниматься вверх по горной тропе. Можно увидеть как она поднимается всё выше и выше среди каиней и скал. Тропа изгибается, поднимается, открывая новые и новые виды, и с каждым поворотом тропы открываются новые грани вопроса, увеличивается понимание того, что же именно нужно, в чем же именно проблема. И вот за последним поворотом открывается хижина. В ней живет мудрец. Смиренно подойди к двери, подожди, хочет ли мудрец выйти к тебе? Вежливо поздоровайся с ним. Задай свой вопрос. Если что-то, что мудрец хочет сказать или дать тебе? Вежливо попрощайся, поблагодари и спускайся вниз по той же тропе. И с каждым шагом смысл ответа будет становиться более ясным, будут появляться различные варианты решения задачи, конкретные действия.

  1. «Наше бессознательное желает нам добра».

Самые глубокие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т.д., находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный сиюминутным настроениям и убеждениям других людей. Он заботится о человеке, о его эффективном выживании в этом мире.

Одной из задач нашего семинара будет приобритение умения вступать в диалог с бессознательным и доверять его мудрости. Транс – это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получаете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота.

  1. «Вселенная добра и изобильна».

Как наш внутренний мир, так и окружающая среда – люди и природа – содержат в себе всё, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем более разнообразны наши представления о мире и готовность к изменению, тем к большему количеству ресурсов мы имеем доступ.

Приложение.

Тест 4-х букв или психологический мини-портрет.

Описание.

Необходимо последовательно выполнить следующие действия.

1.Скрестите пальцы рук и посмотрите какой палец оказался сверху, запишите 1букву.

2. Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку – карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить ведущий глаз мишень сместиться относительно «мушки». Запишите вторую букву.

3. Скрестите руки на груди, запишите 3 букву.

4. Определите какой рукой удобнее аплодировать. Запишите букву.

Последовательность букв соответствует одному из 16 описаний. Но не забывайте, что каждый человек индивидуальность, и реальный портрет всё же будет в чём-то отличаться от описанного.

ПППП – для Вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ – определяющая черта Вашего характера – нерешительность.

ППЛП – для Вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с Вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.

ППЛЛ – редкий тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин – тип «деловой женщины».Медленное привыкание, осторожность, в отношениях – терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ – слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены влиянию. Встречается, как правило, у женщин.

ЛППП – такой тип характера довольно распространен. Основная черта эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддаетесь чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходитесь с людьми.

ЛППЛ – для Вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе – тип «маленькой королевы».

ЛЛПП – Вам присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ – в Вашем характере преобладает простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП – Вы эмоциональный, энергичный и решительный человек. Но часто наспех принимаете решения, которые влекут серьёзные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ – у Вас антиконсервативный тип характера. Вы способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Вас трудно в чём-нибудь убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в тоже время Вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.

ЛПЛЛ – очень похоже на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера – люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП – у Вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако Вы часто меняете свои увлечения.

ПЛЛЛ — Вам присущи непостоянство и независимость, желание сделать всё самому. Способность анализировать помогает Вам успешно решать сложные задачи. Обычно Вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и жестким, когда речь идет о деле.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *