Семья в жизни человека и человечества: Роль семьи в жизни человека — урок. Обществознание, 6 класс.

Содержание

Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Ценность личностного общения наиболее полно реализуется в семейных отношениях. Под этой полнотой подразумевается, что супруги общаются друг с другом и на духовном, и на душевном, и на телесном уровне.

 

Духовное единство в общении бывает у единомышленников и единоверцев. Душевное единство в общении можно найти в различных человеческих сообществах, в которых люди разделяют душевные переживания друг друга – скорби и радости. Телесное общение характерно как для людей, так и для представителей животного мира.

Долговременный закономерный и динамичный процесс развития отношений супругов на всех трёх уровнях человеческого бытия характеризует полноту семейного общения. Связующей же силой семейного общения является любовь.

Семья – надёжное пристанище родных людей в скорбях и радостях. Семья – залог рождения здоровых и чистых от пороков детей и надёжный хранитель старости. Семья – это школа любви.

Несмотря на то, что супруги имеют телесное общение друг с другом, брак является хранителем целомудрия. Оно выражается в чистоте сердца и мире совести. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Брак есть врачевство, истребляющее блуд. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире».

Полнота семейной жизни обретается тогда, когда супруги имеют единый взгляд на жизнь в разных её проявлениях. Поэтому в идеале мировоззрения супругов должны быть созвучны или едины.

Но эта гармония мировоззрений мужа и жены не может возникнуть в один день. В семье происходит постепенное единение жизни. Этот процесс во многом зависит  от степени сходства или различий их характеров и убеждений на момент регистрации брака.

Многое зависит и от того, насколько супруги подходят друг другу по культурному уровню, уровню образования, особенностям воспитания, религиозным убеждениям и др.

Некоторыми из факторов риска в семейных отношениях являются следующие: взгляд на деторождение, профессиональную деятельность жены, главенство в семье.

Поэтому в семейной жизни очень большое значение имеют умение и желание супругов идти навстречу друг другу, не считать свою точку зрения единственно верной.

Образ жизни человека, достижение им личного и семейного счастья во многом зависят от того, в чём он видит смысл жизни и видит ли его вообще. Философ С. Франк писал: «Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что, если он просто «живёт как все» — ест, пьёт, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живёт в туманном, бессмысленном водовороте; как щепка, уносится течением времени и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете. Он всем существом своим ощущает, что нужно не «просто жить, а жить для чего-то».

Некоторые люди, не находя выхода из создавшейся ситуации, пытаются заполнить внутреннюю духовную пустоту каким-либо внешним суррогатом, позволяющим на время забыть о происходящем с ним. Одни начинают стремиться к богатству, наивно полагая, что оно может привести к счастью. Но материальные потребности не насыщаемы: чем их больше, тем больше хочется иметь.

Психолог Т.А. Флоренская отмечает, что привязанность человека к одним лишь материальным ценностям, к деньгам – это своего рода болезнь, суть которой состоит в извращении человеческих потребностей. В человеке развивается патологическая жадность, которая разрушает его духовно.

Другие люди пытаются заполнить свою духовную пустоту всевозможными развлечениями и удовольствиями. Не достигая искомого, они ищут более острых ощущений в наркотиках, алкоголе, становятся заядлыми курильщиками. По свидетельству американских исследователей, 100% случаев наркомании связано с потерей или непониманием смысла жизни. Но если человек становится на этот путь, то он встречается с ещё большими страданиями.

Истинный же смысл жизни обретается в любви. Личность обретает оправдание своему существованию через жертву собственным эгоизмом. Тем самым она поднимается над собственным эгоистическим началом и принимает во всей полноте предмет своей любви. Любовь же имеет вечное измерение. Любовь дарует человеку примирение с жизнью и восприятие жизни как дара. Бытие переживается человеком как любовь к Другому. Посредством любви человек достигает единства бытия.

Томас Мертон писал: «Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тайну своей жизни не откроешь, размышляя в одиночестве. Смысл жизни – тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим».

Человек, который не обретает полноту семейной жизни, часто испытывает внутренний кризис потери смысла жизни. Особенно это часто происходит с мужчинами при распаде семьи. И это его может толкнуть на асоциальные формы поведения: пьянство, преступную жизнь  и бездомное существование. Значительная часть случаев смерти мужского населения России в молодом, трудоспособном возрасте объясняется потерей смысла жизни.

В выборе смысла жизни русский философ С. Франк даёт такой совет: «Смысл жизни… должен мыслиться во всяком случае как некое вечное начало. Всё, что совершается во времени, всё, что возникает и исчезает, будучи частью и отрывком жизни как целого, тем самым никак не может обосновать её смысла».

Таким образом, смысл жизни любого человека  должен быть воплощён в том, что останется на земле после его ухода в вечность. Ведь не зря наши предки видели задачу своего существования в том, чтобы вырастить сына и посадить дерево. И то, и другое – это след на земле.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.Поделиться ссылкой

Семья – основа продолжения жизни человечества, источник совершенствования духовного мира человека

Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. «Я люблю, и значит, я живу…» (В.Высоцкий)

Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство «любовь» оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или недоброты, эгоизма или неэгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба. Единственно, что, наверное, является заведомо несчастливым браком – брак насильственный. В некоторых странах существует традиция, что семья складывается по распоряжению родителей. Да, и у нас в определенных социальных слоях населения такая же ситуация имеет место. В какое время больше, в какое – меньше: примером тому знаменитый Домострой, по которому женщина не имела права на собственные чувства и желания. В такой семье о теплоте домашнего очага, о духовном слиянии личностей нет и речи. Именно женщина, как показывает история, – строитель семьи, хранительница очага в лучшем смысле этого слова.

Помимо духовных сторон института семьи важнейшая ее функция – продолжение рода.

Что такое семья? Во-первых, семья- это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел имущества при разводе, и все такое прочее.

Ясно, что многие стороны этого института исчезнут вместе со всеми государственно-правовыми институтами, когда отомрет государство, и потеряют всякий смысл понятия «собственность», «наследование», «имущество», «раздел» и пр. Во-вторых, семья – это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. В-третьих, семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного воспроизводства следующего поколения.

С чего начать?
Раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечивать семью. В обязанность жены входило блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Деньги, наряды она получала из рук главы семьи. Порой мы жалеем женщин, которые жили по старым семейным законам, законам зависимости. Может быть напрасно? В тех зависимых женщинах жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и отвечает за нее. Так уж исторически сложилось. Но шло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи.
Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей. Авторитет мужчины постепенно падал, вскоре он свелся почти к нулю, конечно в городе это произошло быстрее, чем в деревне, где в некоторых семья и по сей день мужчина глава семьи. В Гражданском кодексе понятие «глава семьи» вовсе отсутствует. Его нет в Конституции, нет в семейном праве. Но оно пока присутствует в нашем сознании. По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы. Теперь иждивенцами в семье выступают только дети, их кормильцы – и папы, и мамы. Сейчас глава семьи – это уже не глава «по закону», а лидер. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи…». Нужен ли современной семье глава? Нет, но лидер нужен обязательно, им может быть и мужчина, и женщина. У кого характер для лидерства больше подходит. Как для патриархальных семей, так для нынешних, демократических, верна классическая толстовская формула, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Как распределяется домашний труд между супругами.

Женщина занимается домашним хозяйством гораздо больше, чем мужчина, и не случайно социологи не спрашивают, ведут ли мужчины домашнее хозяйство, а спрашивают, помогают ли они женам в работе по дому. Мы довольны уже тем, что мужчина в семье является хорошим помощником женщины.

Серьезной проблемой наших дней становится эмансипация… мужчины. Она нужна для полной эмансипации женщины и для укрепления семьи. Этот вывод не покажется столь парадоксальным, если семью рассматривать через призму социально-психологических основ ее формирования и существования. А такое рассмотрение семьи необходимо уже хотя бы тому, что она как социальное явление не может быть объяснена только социологическим анализом отношений в сфере домашнего туда между мужем и женой, родителями и детьми.

Социологи в основном сетуют на то, что женщина – равноправный член общества – остается в неравном положении в семье, что она закабалена мужем, детьми, бытом. По описаниям социологов, женщину после обзаведения семьей и особенно детьми ждут «кислый запах пеленок, пронзительный крик ребенка, бряцание цепей супружеской неволи», тяжелый и непроизводительный домашний труд, рост дискомфорта. И все стремление женщины к созданию семьи велико. Даже если большую часть труда возьмет на себя муж, нагрузки женщины после замужества возрастают. И все же семья создается, и социолог оказывается посрамленным, как и те пророки, которые в начале индустриальной эры серьезно верили, что в новом обществе для семьи не останется места. Чувство любви, стремление быть всегда вместе – вот сила, созидающая семью.

ВЗАИМНЫЕ ЛЮБЕЗНОСТИ

В декабре 1860 года

петербургский сатирический журнал «Искра»

затронул на своих страницах проблему,

которую смело можно назвать вечной.

Что думают мужчины о женщинах

Что обед имеет свойство поспевать всегда именно к той минуте, когда они возвращаются домой.

Что дамскую шляпку можно надеть так же скоро, как мужскую шляпу.

Что они все умеют делать лучше нас, даже нянчить детей.

Что они умнее всего в природе и имеют право на господство.

Что они могут в самое время обеда приглашать столько приятелей, сколько им вздумается (попробуй же мы пригласить только нашу маму или оставить погостить одну или двух сестер на какой-нибудь месяц; до тех пор, пока они в доме, мира не будет).

Что они лучше нас могут определить, какое платье и какая шляпка к нам идет.

Что думают женщины о мужчинах

(по мнению мужчин)

Что мужчина создан только для того, чтобы быть их батраком.

Что голос жены во всяком деле должен быть уважен, что то, что ей кажется, — справедливее законов, и все должно делаться так, как она хочет, хотя бы это было даже бессмысленно.

Что мужчина никогда не стоит своей жены.

Что теща за обедом – чрезвычайно приятное кушанье, что болтовня сестриц жены или ворчание и антигуманные выходки тещи должны быть для мужчины приятнее серьезного обсуждения самых жизненных вопросов или остроумной беседы самого талантливого человека.

Что где бы ни сидел муж, что бы ни делал, в 12 часов ночи он все должен бросать и идти домой, как будто бы это избавит его от неизбежной музыки ночных упреков.

Проблемы семьи – проблемы общества.  Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

Семья — продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы.

Проблемы рождаемости.(вставить что-нибудь)

Важны не только количественные показатели, но и качество семьи. В настоящее время увеличивается число детей, рождающихся с психическими дефектами. алкоголики

Острой общественной проблемой являются разводы.  

Развод — это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно.

Между тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.

Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается — воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка — настоящее испытание для любви, а его рождение — испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин. не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда — опять свобода, никаких забот, никакого крика, опять он — любимый, единственный, ухоженный…

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон … но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Армия, наркомания, СПИД.

Культура и искусство общения в семье

Культура супружеского общения – непременное условие бесконфликтной семейной жизни и способ безболезненного устранения многих затруднений супругов, разрешения их споров.

Всегда нужно стараться видеть в другом что-то хорошее – это очень сближает супругов. Человек вообще очень точно и тонко чувствует то, каким его видит другой, и часто именно отношение партнера определяет дальнейшее общение. Не пытайтесь сделать из супруга своего психологического двойника, это создаст ситуацию будущей напряженности. Не двойник, а собеседник делает общение интересным.

Особенно молодым супругам важно не только, что сказать или сделать, но и как это будет сказано или сделано. Добрачная влюбленность, замещаясь супружескими отношениями, уже не удовлетворяется отдельными вспышками бурной страсти. Она становится более спокойным чувством, проявляющимся не в постоянных восторгах и обожании, а в повседневной заботе о любимом человеке и умении искусно вплести любовь в повседневность. Проявления супружеского чувства многообразны: забота о настроении партнера, о его здоровье, питании и т.д. Особенно важно, как считают специалисты, поддерживать чувство собственного достоинства друг друга. Проявление уважения и нежности исключает грубость и небрежность. Внимание к супруге, оказанное на улице, в компании, особенно дорого ей. Поэтому правилом хорошего тона для мужей считается:

— хвалить платье и прическу жены;

— поблагодарить за обед;

— подать ей руку на улице, в транспорте;

— подать пальто;

— при жене не обсуждать достоинств других женщин, не оглядываться на проходящих красавиц.

Хороший тон для жен:

— носить ту одежду, которая нравиться мужу;

— чаще готовить его любимые блюда;

— спрашивать совета;

— не мешать его служебным делам;

— не сравнивать с другими мужчинами;

не спорить по пустякам.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья – минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д.

Критика может быть мощным оружием. Но критиковать надо уметь. Прежде всего, внешне семейная критика как можно меньше должна быть похожа на критику. Надо помнить, что цель ее не обвинять, а помочь стать лучше. Нужно критиковать лишь его отдельные действия или поступки.

Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.

Знание правил культуры общения позволяет избегать многих конфликтов и сохранять добрые отношения, даже если возникают серьезные разногласия. Кроме того, при явно выраженном конфликтном поведении одного из супругов или членов семьи применение правил другими значительно снижает напряжение, делает внутрисемейную обстановку гораздо более спокойной и создает благоприятную ситуацию для нормализации отношений.

Умение найти компромисс – очень важное умение. Откровенный эгоизм, неуступчивость, детское упрямство приводят лишь к большему обострению разногласий.

Культура общения принадлежит к тем редким проявлениям человеческой деятельности, которые нельзя заменить чем-то другим; роль ее настолько значительна, настолько высока ее универсальность и эффективность в различных ситуациях семейной жизни.

Ощущение полноты жизни создают человеку любимая работа и благополучная семья. Они поднимают и окрыляют человека, делают его жизнь осмысленной и интересной.

Сейчас существует очень много телепрограмм о семье, например: передача Валерия Комиссарова «Моя семья».

The Family of Man, книга человечества

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство пользования нашим сайтом. Узнать больше.

skip_to_content

4.1

Человеческая семья, портрет человечества

O

24 января 1955 года, по случаю 25 годовщины музея, МоМА приветствовал то, что до сих пор считается величайшим фотопроектом из когда-либо предпринятых.

Планировка и установка выставки были беспрецедентными, зрелищными и модернистскими и были призваны нарисовать портрет человечества. Все великие моменты жизни собраны в одном пространстве вокруг 37 тем, подобных фоторепортажу о человеческом развитии и циклах жизни: любовь, рождение ребенка, работа, семья, образование, детство, война, мир… The Family of Man , таким образом, выявляет различия между людьми, но, прежде всего, подчеркивает универсальный аспект их чувств и жизни, как объясняет Карл Сандберг, автор предисловия к каталогу выставки: « Существует один человек в мире и имя ему Всечеловек.

Карл Сэндберг

Поэт, журналист и историк Карл Сэндберг был крупной фигурой американской литературы 20

го века. Хорошо осведомленный о движениях мира на протяжении всей своей жизни, он заинтересовался многочисленными предметами, стал писателем для нескольких газет и общественным деятелем. Он получил три престижные Пулитцеровские премии за свои стихи и биографию. Разделяя со Стейхеном те же поиски универсального представления человечества, он сопровождал его на протяжении всей его жизни, как член семьи, поскольку он был женат на своей сестре Лилиан, так и как художник.

Эдвард Стайхен, Карл Сэндберг, Завещание Эдварда Стайхена/Коллекция MNHA Люксембург © 2021 The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), Нью-Йорк

[Семья человеческая] была задумана как зеркало универсальных элементов и эмоций в повседневной жизни — как зеркало сущностного единства человечества во всем мире.

Эдвард Стейхен
Гуманистическая фотография

Кульминация между 1945 и 1960, гуманистическая фотография, направленная на запись повседневной жизни, изображение социальных проблем, демонстрацию выполняемой работы, восхваление повседневных простых удовольствий и иллюстрацию эмоций. В фотографии его называют « поэтическим реализмом ». Хотя иногда оно было окрашено грустью, меланхолией или ностальгией, его целью было, главным образом, показать некое коллективное хорошее настроение, понимание и гармонию. Другими словами, он просто хотел доказать, что жизнь стоит того, чтобы жить… несмотря ни на что. Анри Картье-Брессон, Робер Дуано, Сабина Вайс… были одними из фотографов, которые продвинули это движение на вершину послевоенного кадрирования. Некоторые из их самых известных снимков, обещания обнадеживающего будущего и символы веры в человечество являются частью коллекции 9.0019 Человеческая семья

.

Анри Картье-Брессон, Севилья, Испания, 1933 год © Magnum

Джон Филипс, Ребенок, пишущий предложение на доске в школе, Палестина, 1943, Time & Life © Getty Images

Аллан Грант, США, Time & Life © Getty Images

Лиза Ларсен, Гватемала

Человеческая Семья стремилась стать моментальным снимком своего времени, пытаясь преодолеть свои страхи. Его попытки ответить на современные вопросы оставались глубоко укорененными в своем контексте, чтобы иметь возможность выйти за пределы и достичь безвременья и универсальности, к которым он стремился. В мире, разделенном политической напряженностью, выставка продемонстрировала мирное видение, полное гуманизма, подкрепленное демократическим и заинтересованным посланием.

John Florea, Надписи на уличном автобусе, напоминающие гражданам о неотъемлемых правах Индонезии, Индонезия, 1945 год, Time & Life © Getty Images

Всеобщая декларация прав человека

В 1948 году государства-члены Организации Объединенных Наций провозгласили Всеобщую декларацию прав человека. После травмы, нанесенной Второй мировой войной, в этом тексте были изложены основные права, которыми наделены все мужчины и женщины, без каких-либо различий и с признанием достоинства, присущего всем членам человеческой семьи. Он утверждал доступ к справедливому и равному обращению, право жить в мире, получать образование, вступать в брак и создавать семью, владеть имуществом и иметь возможность защищать его, свободно высказывать свои идеи и мнения, верить или не верить в религию, принимать участие в жизни своей страны, свободно перемещаться, работать и получать справедливое вознаграждение, отдыхать и проводить свободное время… Этот текст определяет великие аспекты жизни, которые повсеместно разделяют люди.

по всему миру. Сама природа подхода Стейхена к The Family of Man была настолько похожа на Декларацию Организации Объединенных Наций, что теоретик Ариэлла Азуле описала выставку как визуальную декларацию прав человека, тем более, что в пресс-релизе 1955 года об открытии выставки в MoMA было объявлено: « выставка творческой фотографии, посвященная достоинству человека ». Кроме того, стоит упомянуть, что эпилогом выставки было изображение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, как бы подчеркивающее существенный характер демократических институтов поддержания мира. Фотография была одной из самых больших на выставке, а текст рядом с ней был взят прямо из декларации.

4.2

Множественность и единство: сценография для универсальности

Выставка […] демонстрирует, что искусство фотографии представляет собой динамичный процесс придания формы идеям и объяснения человека человеку.

Эдвард Стейхен

С The Family of Man Стейхен исследовал силу общения с помощью изображений. Он использовал фотографию как универсальный язык, понятный во всем мире, и посетителям предлагалось идентифицировать себя и делиться сопереживанием с теми, кого они встречали через фотографии.
Сильное воздействие на посетителя в основном связано с установкой и расположением. Благодаря плану, построенному в виде линейного маршрута, макет выставки был вдохновлен современной архитектурой. Репродукции разных размеров выставлены на разных уровнях комнаты и иногда снимаются со стен, чтобы установить их на пол или подвешивать к потолку, чтобы стимулировать участие посетителя. Такое пространственное расположение держит зрителей в напряжении и заставляет их играть активную роль во время движения. Таким образом, они могут активно участвовать в выставке и стать ее частью.


Инсталляция экспозиции «Семья человека» в замке Клерво © CNA/Romain Girtgen, 2021

Инсталляция экспозиции «Семья человека» в замке Клерво © CNA/Romain Girtgen, 2021

4. 3

Выставка, задуманная как коллаж

Стейхен подошел к выставке как редактор иллюстрированных журналов. Чтобы построить свою историю, он вырвал фотографии из их контекста, лишил их названия, даты или какого-либо упоминания об их первоначальном месте, чтобы интегрировать их в свое повествование. Он был тем, кто решал обрамление, размер и порядок, и он выбрал короткие цитаты, чтобы создать своего рода коллаж, как будто на LIFE страница журнала.
Хотя фотографиям отводится ведущая роль, их основное назначение — продемонстрировать трансцендентную идею: их смысл заключается не в картине самой по себе, а в диалоге, который фотографии могут установить между собой и посетителем. С этой точки зрения процесс Стайхена очень напоминает монтаж фильма.

Инсталляция экспозиции «Семья человеческая» в замке Клерво © CNA/Romain Girtgen, 2021

Сила монтажа фильма: эффект Кулешова

Важно то, чем Стайхен обязан кино в своей работе для выставки. Действительно, он сам описывал « Человеческое семейство » как фильм, в котором мобильным компонентом была не картинка, а посетитель. То, как он задумал сценографию с картинами, взаимодействующими одни с другими и воздействующими на тех, кто ими восхищался, чем-то напоминало эффект Кулешова. Названный в честь советского кинорежиссера, впервые использовавшего его в 1921 году, этот опыт показал короткометражный фильм, в котором кадр невыразительного лица актера Ивана Мосжукина чередовался с другими кадрами тарелки супа, девушки в гробу, женщина сочно лежит на диване. Кулешов показал фильм своим ученикам и попросил их прокомментировать. Все они сошлись во мнении, что актер очень хорошо сыграл свою роль, поскольку в каждом кадре выражение голода, горя или желания… Выражение лица и лицо каждый раз были на самом деле одним и тем же кадром. Кулешов использовал эксперимент, чтобы доказать огромную важность монтажа фильма и его влияние на интерпретацию, поскольку человеческий мозг автоматически пытался найти логическое значение сопоставлению изображений, даже без прямой связи. Вот почему монтаж способен создавать эмоции и развивать смысл, который коренится не только в единственном изображении, но и в том, как визуальные элементы работают вместе, чтобы создать диалог.

Таким образом, это был необычный и дальновидный опыт, который Стейхен предложил с

The Family of Man . Он привнес в музей фотожурналистику, поставив под вопрос границы между искусством и документом, заставив отдельные работы художника исчезнуть в пользу общей концепции и сделав выставку доступной для всех без исключения.

4.4

Путешествие по миру через фотографии: путешествие выставки

В период с 1955 по 1964 год выставка стала передвижной и путешествовала по миру, посетив такие страны, как Индия, Россия, Франция, Зимбабве, Южная Африка, Мексика, Германия, Япония, Австралия… в виде десяти экземпляров с небольшими изменениями разосланы почти в 160 городов. Каждый из экземпляров весил полторы тонны, был упакован в двадцать три ящика и требовал более шести дней на монтаж/установку.

Инсталляция выставки «Семья человеческая» (передвижная выставка, организованная МоМА, Нью-Йорк) в Гватемале, Гватемала-Сити, Паласио Протоколо, с 24 августа по 18 сентября 1955 г.

© 2021. Digital image, The Museum of Modern Art, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Упаковочные ящики из циркулирующего выставочного дела «Семьянин, I, II», Нью-Йорк, Музей современного искусства (MoMA). © 2021. Цифровое изображение, Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Выставка в ЮАР

В 1958 году выставка Стайхена была представлена ​​в Йоханнесбурге при режиме апартеида в Южной Африке. Такого рода сегрегация, которую можно встретить в разных уголках мира, например, в США, реализует с 1948 г. политику раздельного развития по этническому и языковому признаку, разделяя население на четыре основные категории: белые, индейцы , Метисы и негры. Города были зарезервированы для белых, другие общины были ограничены районами гетто, а контакты между белыми и небелыми были сильно ограничены в повседневной жизни и по всей стране. Кстати, ЮАР воздержалась от принятия Декларации прав человека Организации Объединенных Наций, отвергнув утверждение права граждан на равенство перед законом без какой-либо дискриминации по признаку рождения или расы. Семья Человека , которая была показана в этом контексте, доносила послание о равенстве и единстве и мгновенно отражала самые мрачные часы, которые переживала страна. Журналист Johannesburg Sunday Times написал: « я пишу это под впечатлением выставки, которая может изменить лицо Южной Африки, если ее увидят, прочувствуют и поймут нужные люди… и я говорю, что она может изменить лицо Южной Африки, потому что ни один человек, видящий ее и понимающий ее послание, не сможет снова сохранить в своем сердце расовую ненависть. ». Газета « Йоханнесбург Нью Эйдж », находящаяся под влиянием коммунистов, утверждала: « Это то, что каждый должен получить шанс увидеть — это открывает глаза — вся выставка является свидетельством братства людей.

Инсталляция выставки «Семья человеческая» (передвижная выставка, организованная Музеем современного искусства, Нью-Йорк) , в Правительственном павильоне, Йоханнесбург, Южно-Африканский союз, 30 августа – 13, 19 сентября58 © 2021. Цифровое изображение, Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Я глубоко тронут и восхищен этой выставкой. Мне кажется, что это не только превосходная выставка с технической точки зрения, но, что более важно, она кажется мне уроком человеческого братства.

Фернандо Дебесса для чилийского драматурга

По заказу USIA (Информационного агентства США), американского правительственного подразделения, созданного во время холодной войны для продвижения положительного имиджа Соединенных Штатов перед лицом российской пропаганды, выставка переезжала. Вмешательство ЮСИА в турне Человеческая семья во всем мире вызывает споры, некоторые обвиняют его в политической предвзятости, в том, что он представляет видение человечества в основном через призму, ориентированную на Запад, и использует его для распространения идеальной американской модели. Во всяком случае, выставка оправдала ожидания американской дипломатии, потрясенной холодной войной.

Выставка в СССР

В 1959 году выставка была представлена ​​в Москве с универсальным посланием мира в едином мире в рамках 9-го0019 Американская национальная выставка, мероприятие, предлагающее большой обзор американской промышленной и культурной продукции. Это событие прославилось тем, что было названо Никсон-Хрущев « Кухонные дебаты » , серией импровизированных обменов мнениями, которые произошли на кухне модельного дома в павильоне General Electric между вице-президентом США Ричардом Никсоном и Советским Союзом. Первый секретарь Никита Хрущев. Оба они рассказали о положительных и отрицательных аспектах своих соответствующих бизнес-моделей и пришли к выводу, что их две страны должны сблизиться, тем самым проложив путь к потеплению между восточным и западным блоками.

Именно в этом контексте Семья Человеческая встретилась с представленными людьми: за этот период почти 10 миллионов посетителей пришли не только в поисках моментального запечатления, но и для того, чтобы увидеть все человечество, живое и движущееся, и во всех его проявлениях. сложность.

Вид инсталляции выставки «Семья человеческая» (передвижная выставка, организованная Музеем современного искусства, Нью-Йорк) , в Правительственном павильоне, Йоханнесбург, Южно-Африканский союз, С 30 августа по 13 сентября 1958 © 2021. Цифровое изображение, Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Вид инсталляции выставки «Семья человеческая» (передвижная выставка, организованная MoMA, NY) . Универмаг Takashimaya, Токио (Япония), с марта по апрель 1956 г. © 2021. Цифровое изображение, Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Вернуться к списку глав

«Естественная» семейная жизнь

Семейная жизнь увлекательна, независимо от того, состоит ли семья из людей, обезьян или бегемотов. Недавно я изучал сложности семейной жизни млекопитающих и размышлял о том, что это исследование может и не может рассказать нам о нашем семейном опыте.

На прошлой неделе в New York Times я написал свою колонку о некоторых интригующих исследованиях того, что происходит, когда матери-обезьяны кормят грудью своих детенышей. Их молоко не просто доставляет питательные вещества. У него также есть сообщения — разные уровни гормонов, — которые влияют на то, как дети развиваются, как физически, так и психологически.

На этой неделе я принял более мрачный оборот. Моя колонка посвящена тому, почему самцы млекопитающих иногда убивают неродственных младенцев.

Это может показаться странным, но «почему» детоубийство имеет много общего с «почему» влияния грудного вскармливания на младенцев. В обоих случаях ученые нашли доказательства того, что это адаптивные реакции. В случае кормления грудью дети, кажется, читают сообщения в своем молоке, чтобы судить о состоянии своей матери. Затем они корректируют свое развитие, чтобы наилучшим образом использовать ее ресурсы. В случае детоубийства самцы, которые соревнуются с другими самцами за то, чтобы быть с самками, могут получить больше возможностей иметь собственных детей, убив сначала неродственных младенцев.

Обе истории увлекательны не только своими непосредственными результатами. Мы не можем не задаться вопросом, что научные исследования других млекопитающих могут рассказать нам о нас самих. Тем не менее, выводы не являются однозначными, и поэтому мы должны быть начеку, чтобы не делать упрощенных выводов.

Мы еще не знаем, какое влияние, например, гормоны в молоке оказывают на развитие человека. Обезьяны и люди кормят грудью, но они кормят грудью совершенно по-разному (например, человеческие матери не заставляют своих детей постоянно сосать грудь). А человеческие младенцы по мере своего развития подвержены влиянию многих других факторов.

Что касается детоубийства млекопитающих, может возникнуть соблазн рассматривать его как объяснение жестокого обращения с детьми. Но вы не можете провести простую параллель между, скажем, смертью человеческого ребенка в хаотичном доме, где было много злоупотребления наркотиками, и смертью детеныша обезьяны, которого в течение нескольких дней систематически преследует взрослый самец.

Эти истории также не дают нам простых ответов о том, что правильно и что неправильно в человеческой семейной жизни. Попытка совершить этот прыжок означает совершить моралистическую ошибку. У меня был большой опыт наблюдения за тем, как люди делают это заблуждение. Это одна из опасностей репортажей об эволюции.

Впервые я написал о детоубийстве 18 лет назад. Я работал в Discover и незадолго до этого совершил поездку на Суматру, где провел некоторое время с учеными в лесном заповеднике. Некоторые из них преследовали обезьян, наблюдая за их семейной жизнью. Они рассказали мне, как самцы иногда убивали младенцев. Убийств, когда я там был, не было, что неудивительно, учитывая, что они происходят быстро и относительно редко. Но даже когда я смотрел, как обезьяны прыгают через высокий навес, занятые своей сложной общественной жизнью, я продолжал задаваться вопросом, почему они стали убийцами.

Вернувшись домой, я поговорил с Сарой Хрди, антропологом, которая в 1970-х разработала аргумент о том, что детоубийство является частью репродуктивной стратегии. Я разговаривал с ее критиками, а также с учеными, которые нашли доказательства детоубийства у других видов. Вы можете прочитать функцию, которую я в итоге собрал здесь. (Вот сайт, на котором Хрди хранит много бумаг.)

Вскоре после выхода статьи за мной пришли креационисты. В частности, тогдашний президент Института креационных исследований Джон Д. Моррис. Он опубликовал статью под названием «Будет ли детоубийство после аборта приемлемым поведением?»

Он закончил это так:

Обсуждение рассмотрело ее [Хрди] теории и другие, которые последовали за ней, но самым пугающим аспектом было возможное использование поведения этого животного в качестве модели человеческого поведения. Автор статьи, доктор Карл Циммер, не стал пропагандировать детоубийство человека, но ясно, что этот вопрос был поднят, а не отброшен. Тех, кто сегодня практикует детоубийство, обсуждали без осуждения. Было проведено сравнение различий в частоте убийств детей между биологическими отцами и отчимами. Практика детоубийства нигде не осуждалась и, конечно, не упоминалась как грех.

В статье обсуждались различные причины, по которым лангуры (и другие животные) убивают своих детенышей, и проводились сравнения с человеческими ситуациями.

Читателю остается содрогаться при мысли о возможностях, но онемеет от ее последствий благодаря более близкому знакомству с ней.

Достаточно взглянуть на гитлеровскую Германию, чтобы заметить сходство. Зверства нарастали до тех пор, пока не были предприняты немыслимые вещи. Я убежден, что тенденции в этой стране такие же. Массовая смена политиков, медиа-элиты и теоретиков образования помогла бы остановить эту волну. Основа уже заложена, ущерб, возможно, уже нанесен. Вскоре мы пожнем еще более ужасные плоды эволюционного мышления, если не вернемся «назад к Бытию».

Моррис ошибался во всех смыслах (начиная с того, что я не «доктор Циммер»). Но его статья была ценна как пример того, как легко люди могут — намеренно или нет — совершить ошибочный прыжок от природного «есть» к человеческому «должен». Чтобы выносить собственные моральные суждения — о грудном вскармливании, о защите детей от жестокого обращения — нам нужно понять, как нас сформировала эволюция. Это непростая задача, и когда дело доходит до того, что нужно делать для детей, это только начало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *