Чувствительность человека — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Чувстви́тельность человека, сенсити́вность или сензити́вность (лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную чувствительность (сенситивность).
Повышенная чувствительность (сенситивность) зачастую сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний. С возрастом может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями.
Может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребёнка в семье). Предельно выраженная чувствительность представляет собой одну из форм конституциональных отношений.
Группы встречи (группы тренинга сенситивности) — это малые социальные группы, создаваемые в практике групповой психотерапии. Внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии. Под встречей понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии, социальном окружении. Цели работы таких групп: снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности в общении.
В психологии термин чувствительность человека (а также связанный с ним антоним нечувствительность) обычно используется для описания соотношения между силой ощущения, вызываемой некоторым стимулом, и силой данного стимула. Данный термин применяется как в отношении физических ощущений, так и эмоциональных чувств.
Примеры нечувствительности:
- Отсутствие реакции на ситуацию, эмоции или поступки других людей.
- Отсутствие оценки чего-либо, безразличие.
- Отсутствие физических ощущений, отупение.
- Невнимание к другим людям, бестактность.
ru.wikipedia.org
Сенситивный бред отношения — это… Что такое Сенситивный бред отношения?
- Сенситивный бред отношения
-
Определенная форма нешизофренического параноидного психоза с болезненными идеями отношения, возникающими на почве интровертированной сенситивной характерной структуры с плохо развитой способностью к разрядке аффекта и напряжения. Психоз обычно наступает после серьёзных переживаний, включающих унижение и оскорбление самолюбия. Нарушения личности обычно не наступает, и прогноз благоприятный.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- Сенильная деменция простая альцгеймеровского типа
- сенситивный гештальт-массаж
Смотреть что такое «Сенситивный бред отношения» в других словарях:
Кречмера сенситивный бред отношения — (Е. Kretschmer) психогенно обусловленный паранойяльный бред отношения … Большой медицинский словарь
бред отношения сенситивный Кречмера — см. Кречмера сенситивный бред отношения … Большой медицинский словарь
бред отношения сенситивный — (син.: Б. сенситивный, паранойя сенситивная) Б. о., связанный с реальной или мнимой физической или моральной ущербностью больного (физические или психические недостатки, совершенные в прошлом неблаговидные поступки) … Большой медицинский словарь
Бред отношения сенситивный — (лат. sensualis чувствительный) – патологическое убеждение пациента в том, что нечто волнующее его в себе самом замечают также окружающие, которые испытывают аналогичные чувства, что и сам пациент. Обычно называется сенситивным бредом отношения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Бред — I см. Психические расстройства. II (delirium) совокупность идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не корригируемых при разубеждении и разъяснении. Бред абортивный Б., включающий отдельные… … Медицинская энциклопедия
Бред — (лат. delirium, нем. Wahn). Расстройство мышления. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. По А.В. Снежневскому (1983) … Толковый словарь психиатрических терминов
Бред — Карл Теодор Ясперс автор известной «триады бреда» MeSH D003702 D003702 Бред (лат. … Википедия
бред сенситивный — см. Бред отношения сенситивный … Большой медицинский словарь
бред сенситивный мастурбантов — разновидность сенситивного Б. отношения, основанная на идее, что онанизм больного известен окружающим и является предметом намеков и обсуждения … Большой медицинский словарь
Паранойя — – 1. термин К.Кальбаума (1863), обозначает хроническое психотическое состояние с систематизированным интерпретативным бредом различного содержания (преследования, ревности, величия, сутяжничества и др.). Для данного расстройства считается… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
psychology.academic.ru
Бред отношения сенситивный — это… Что такое Бред отношения сенситивный?
- Бред отношения сенситивный
- (лат. sensualis — чувствительный) – патологическое убеждение пациента в том, что нечто волнующее его в себе самом замечают также окружающие, которые испытывают аналогичные чувства, что и сам пациент. Обычно называется сенситивным бредом отношения Кречмера (данный феномен, напомним, задолго до Э.Кречмера описал Ф.М.Достоевский). Собственно бредом это расстройство часто не является, до известной степени этот феномен свойственен большинству здоровых, но застенчивых людей, особенно страдающих комплексом физической неполноценности, которые сами постоянно сосредоточены на таких мыслях и слишком сильно боятся обнаружить какой–то реальный, но сильно преувеличенный свой недостаток, или, что бывает значительно реже, пациентов, склонных к чрезмерному самолюбованию, чувствующих, что и окружающие восхищаются их привлекательной внешностью.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Бред отношений Кречмера
- Бред отношения
Смотреть что такое «Бред отношения сенситивный» в других словарях:
бред отношения сенситивный — (син.: Б. сенситивный, паранойя сенситивная) Б. о., связанный с реальной или мнимой физической или моральной ущербностью больного (физические или психические недостатки, совершенные в прошлом неблаговидные поступки) … Большой медицинский словарь
бред отношения сенситивный Кречмера — см. Кречмера сенситивный бред отношения … Большой медицинский словарь
Сенситивный бред отношения — Определенная форма нешизофренического параноидного психоза с болезненными идеями отношения, возникающими на почве интровертированной сенситивной характерной структуры с плохо развитой способностью к разрядке аффекта и напряжения. Психоз обычно… … Большая психологическая энциклопедия
Кречмера сенситивный бред отношения — (Е. Kretschmer) психогенно обусловленный паранойяльный бред отношения … Большой медицинский словарь
Бред — I см. Психические расстройства. II (delirium) совокупность идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не корригируемых при разубеждении и разъяснении. Бред абортивный Б., включающий отдельные… … Медицинская энциклопедия
бред сенситивный — см. Бред отношения сенситивный … Большой медицинский словарь
Бред — Карл Теодор Ясперс автор известной «триады бреда» MeSH D003702 D003702 Бред (лат. … Википедия
Бред — (лат. delirium, нем. Wahn). Расстройство мышления. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. По А.В. Снежневскому (1983) … Толковый словарь психиатрических терминов
бред сенситивный мастурбантов — разновидность сенситивного Б. отношения, основанная на идее, что онанизм больного известен окружающим и является предметом намеков и обсуждения … Большой медицинский словарь
Паранойя — I Паранойя (греч. paranoia умопомешательство) хронический психоз в форме постепенно развивающегося систематизированного интерпретативного бреда различного содержания (преследования, ревности, изобретательства, реформаторства и др.) при отсутствии … Медицинская энциклопедия
psychology_pedagogy.academic.ru
сенситивный — Викисловарь
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | сенсити́вный | сенсити́вное | сенсити́вная | сенсити́вные | |
сенсити́вного | сенсити́вного | сенсити́вной | сенсити́вных | ||
Дт. | сенсити́вному | сенсити́вному | сенсити́вной | сенсити́вным | |
Вн. | одуш. | сенсити́вного | сенсити́вное | сенсити́вную | сенсити́вных |
неод. | сенсити́вный | сенсити́вные | |||
Тв. | сенсити́вным | сенсити́вным | сенсити́вной сенсити́вною | сенсити́вными | |
Пр. | сенсити́вном | сенсити́вном | сенсити́вной | сенсити́вных | |
Кратк. форма | сенсити́вен | сенсити́вно | сенсити́вна | сенсити́вны |
сен-си-ти́в-ный
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.
Корень: —.
Произношение[править]
- МФА: [sɛn⁽ʲ⁾sʲɪˈtʲivnɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
ru.wiktionary.org
Сенситивные периоды развития
Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.
В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
Сенситивные периоды развития ребенка
Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.
Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.
На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.
Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.
Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.
Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов. Особенностью данного этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.
Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.
Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.
Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.
В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.
Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.
Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни, в раннем возрасте это протекает намного естественнее и легче.
Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.
Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.
Сенситивные периоды физического развития
Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.
Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.
Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.
Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.
Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.
В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.
Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.
Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.
Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.
Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.
В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.
Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.
Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.
Сенситивные периоды психического развития
Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.
Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.
Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.
Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.
Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.
В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.
Критические и сенситивные периоды
Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.
Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.
Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.
В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.
Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.
Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».
Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.
В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.
Сенситивный период развития речи
Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.
Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.
Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.
Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.
Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.
В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.
Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.
Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.
Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.
Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой. Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.
Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.
Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.
Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.
psihomed.com
Слово СЕНСИТИВНЫЙ — Что такое СЕНСИТИВНЫЙ?
Слово состоит из 11 букв: первая с, вторая е, третья н, четвёртая с, пятая и, шестая т, седьмая и, восьмая в, девятая н, десятая ы, последняя й,
Слово сенситивный английскими буквами(транслитом) — sensitivnyi
Значения слова сенситивный. Что такое сенситивный?
Сенситивный
СЕНСИТИВНЫЙ (лат. sensitivus — чувствительный) — характерная особенность одноименного аномального склада личности. С. склад определяется пониженной самооценкой, обостренной рефлексией, неуверенностью в себе, ранимостью, мнительностью.
Депрессия в общей медицине
Сенситивный возраст
Сенситивный возраст В педагогике возраст наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям (М. Монтессори). Так, для развития речи С. в. до 3-х лет, и если ребенок в этот период воспитывается в обедненной речью среде…
Адаптивная физическая культура. — 2003
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира…
Головин С. Словарь практического психолога
Характер сенситивный
Характер сенситивный — отличается повышенной чувствительностью к отношению к себе со стороны окружающих, застенчивостью, стеснительностью.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
ХАРАКТЕР СЕНСИТИВНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
Головин С. Словарь практического психолога
Бред отношения сенситивный
Бред отношения сенситивный (лат. sensualis — чувствительный) – патологическое убеждение пациента в том, что нечто волнующее его в себе самом замечают также окружающие, которые испытывают аналогичные чувства, что и сам пациент.
vocabulary.ru
Бред отношения сенситивный — (лат. sensualis — чувствительный) — убеждение пациента в том, что нечто волнующее его в себе замечают и окружающие. Чаще собственно бредом не является.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Сензитивный (сенситивный) период
Сензитивный (сенситивный) период (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции…
vocabulary.ru
Атаксия сенситивная
АТАКСИЯ СЕНСИТИВНАЯ [от позднелат. sensitivus] — нарушение координации вследствие расстройства обратной афферентации, из-за чего нарушается мышечно-суставное чувство.
Дудьев В.П. Психомоторика. — 2008
Атаксия сенситивная (a. sensitiva) статическая и динамическая А., возникающая при поражении путей проприоцептивной чувствительности; усиливается при выключении зрительного контроля движений.
Большой медицинский словарь. — 2000
Русский язык
Сенсити́вный; кр. ф. -вен, -вна.
Орфографический словарь. — 2004
Сенситивные периоды
Сенситивные периоды — (sensitive periods) – отрезки времени, когда на передний план выступают определённые стороны развития, становясь одновременно и максимально уязвимыми перед нарушением, и максимально восприимчивыми к корректировке.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Сенситивные периоды (sensitive periods) – возрастные отрезки времени, когда на передний план выступают определённые стороны развития, которые, с одной стороны, становятся максимально уязвимыми в плане их нарушения, а с другой стороны…
vocabulary.ru
- сенсимонизм
- сенсимонист
- сенситивность
- сенситивный
- сенситограмма
- сенситометрический
- сенситометрия
wordhelp.ru
Сенситивный тип. Характеры и роли
Сенситивный тип
Основная проблема этих людей связана с их резко повышенной чувствительностью к мнению окружающих и лежит в области межличностных контактов. Их ахиллесова пята — отношение окружающих, то, что думают о них, любят ли их.
Для сенситивного астеника присущи чрезмерная чувствительность и впечатлительность, которые сочетаются с высокими моральными требованиями к себе, с «этической скрупулезностью». Ганушкин отмечает, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности» .
Наиболее ярко сенситивные черты проявляются в возрасте 16–19 лет, т.е. во время самостоятельного вступления в социальную жизнь.
Сенситивный астеник часто старается компенсировать свое чувство собственной неполноценности за счет реакции гиперкомпенсации. Астеническая личность ищет самоутверждение не в сильных участках своей натуры, не в тех областях, где могут раскрыться ее способности, а именно там, где она ощущает свои дефициты.
«Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже порой заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тотчас же пасуют»(2).
Любое общение выливается в поток негативных чувств, ощущение собственной никчемности, чувство боли от любого невнимания, чувство стыда за то, что он не знает того, что знают другие, или не читал книгу, известную собеседнику.
Любое изменение тона голоса, легкое движение мышц лица собеседника, его жест или молчание — все истолковывается как проявление пренебрежения, невнимания.
Ему кажется, что все смотрят на него и видят все недостатки его лица, фигуры, одежды.
Окружающий мир, как правило, нейтрален, скорее безразличен, чем враждебен. Но у сенситивного астеника мучительные контакты с людьми вызывают поток негативных мыслей о мире, в котором он захлебывается и даже тонет.
Часто в семье, среди знакомых, в компании и на работе он начинает ощущать себя чужаком, посторонним, это мучительное чувство отгороженности от людей, в то время как хочется быть с ними, любить их и быть любимым.
С возрастом сенситивность может принять новые формы. Так на людях сенситивный астеник надевает маску и делает все, чтобы понравиться окружающим. Однако в семье маска сбрасывается, и на голову близких обрушивается поток негативных высказываний, жалоб на жестокий мир, поток раздражительности и гнева, первоначально адресованных к окружающим, но не высказанных в силу своей сенситивности.
Людям сенситивного типа постоянно нужно работать над своей самооценкой, освобождаться из–под власти чужих мнений. Американская психотерапия разработала великолепные методы для уменьшения сенситивности, что открывает перед людьми, болезненно чувствительными к чужому мнению, возможность начала «второй жизни».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru