Сензитивность в психологии это: Словарь психологических качеств и свойств

Сензитивность возраста

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.

Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М. М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов:

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

Сензитивность — виды, основные качества, развитие

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.

д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

  • Сильная впечатлительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу.

Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

Знаете ли вы, что:

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

Исследование чувствительности | Psychology Today

Несмотря на то, что понятие чувствительности все еще считается относительно новым понятием в области психологии, оно активно исследуется учеными и практиками уже не менее 25 лет. Следовательно, настало подходящее время подвести итоги того, что мы узнали на сегодняшний день и что нам нужно исследовать в будущих исследованиях. Лучшее понимание того, почему и как одни люди более (а другие менее) чувствительны, важно, потому что это даст нам информацию о различных способностях и потребностях людей с разным уровнем чувствительности. Корни исследования чувствительности на самом деле уходят в прошлое на 100 лет, к истокам психоанализа, когда психиатр К.Г. Юнг предположил, что некоторым людям свойственна «врожденная чувствительность» 9. 0003 1 .

С тех пор некоторые аспекты чувствительности изучались с использованием другой терминологии (например, интроверсия или заторможенность поведения) в рамках отдельных направлений психологических исследований, но только в середине 1990-х гг. исследовать чувствительность как самостоятельную черту. Эти новые теории вызвали широкий интерес и стимулировали новые исследования. Далее я попытаюсь обобщить и описать это более недавнее исследование из прошлого (1995-2015) и настоящее время (2015-2020 гг.) и определить направления исследований на перспективу (2020-2030 гг.). Учитывая большое количество исследований, проведенных за этот период времени 2 , настоящее резюме не стремится охватить все различные вклады в эту область, а скорее выделяет те из них, которые наиболее актуальны для целей этого короткого поста.

Прошлое: Описание чувствительности и первые эмпирические данные (1995-2015)
Первые 20 лет исследований чувствительности в основном были сосредоточены на развитии психологической теории. Действительно, очень важно иметь надежную теорию, прежде чем проводить эмпирические исследования для ее проверки и развития. Три отдельные теории от разных исследователей возникли примерно в одно и то же время в ответ на клинические наблюдения или академические исследования детского развития. Это были теории сенсорной чувствительности (SPS) Элейн и Арта Арона, дифференциальной восприимчивости (DS) Джея Бельски и биологической чувствительности к контексту (BSC) Тома Бойса и Брюса Эллиса. Общим для этих теорий является то, что все они предполагают, что на некоторых людей особенно сильно влияет то, что они переживают.

В первые дни исследований чувствительности исследования были сосредоточены на конкретных аспектах каждой из этих теоретических точек зрения, таких как механизмы, лежащие в основе чувствительности. Например, исследования SPS были сосредоточены в первую очередь на личности взрослых, исследования DS были сосредоточены на темпераменте младенцев, а исследования BSC были сосредоточены на физиологической реакции на стресс у детей. Важным ранним вкладом была разработка самоотчетной меры чувствительности для взрослых, известной как шкала высокочувствительного человека (HSP). Это проложило путь для большого количества последующих исследований, в которых изучалось, как чувствительность связана с другими чертами, такими как интроверсия. В то время как эмпирические исследования, связанные с СФС, в основном включали перекрестные исследования и выборки взрослых, исследования СД и СПК преимущественно включали лонгитюдные исследования, охватывающие выборки детей с раннего детства до подросткового возраста. В течение этого периода все большее число исследований предоставляло все более убедительные эмпирические доказательства концепции чувствительности, причем первые исследования также изучали функцию мозга и генетику чувствительности.

Настоящее время: уточнение теории и расширение исследований (2015–2020 гг.)
Последние пять лет исследования чувствительности были сформированы уточнением и консолидацией теорий, лежащих в основе построения, а также расширением и расширением эмпирических исследований, позволяющих для более глубокого понимания психологических, физиологических и генетических компонентов чувствительности. Различные теории и построения были объединены в более широкую интегрированную структуру экологической чувствительности (ES) (Michael Pluess 9).0003 3,4 .) Были разработаны новые способы измерения чувствительности у детей и подростков, в том числе оценки, основанные на наблюдении за поведением подготовленных экспертов. До этого периода несколько теорий имели тенденцию различать две группы людей: высокочувствительных и нечувствительных.

Источник: Aquariagirl1970 на Shutterstock

Однако новые исследования на гораздо более крупных выборках в этот период привели к открытию того, что чувствительность следует рассматривать вдоль континуума (все чувствительны в той или иной степени) и что людей можно разделить на три группы чувствительности. : низкий, средний или высокий. Эти группы были обозначены как одуванчики, тюльпаны и орхидеи. В этот период также был достигнут значительный прогресс в отношении взаимосвязи между чувствительностью и другими общими чертами личности, что указывает на специфический профиль личности, лежащий в основе чувствительности. В частности, исследования показали, что чувствительность характеризуется повышенным невротизмом и открытостью переживаниям, при этом интроверсия играет меньшую роль, чем предполагалось ранее. Было обнаружено, что в нейронауке о чувствительности важную роль играют структура и функция нескольких областей мозга, таких как гиппокамп и миндалевидное тело.

Доступ к новым измерениям и большим выборкам также позволил существенно продвинуться в нашем понимании роли генетики в чувствительности: исследования показали, что около 50 процентов различий между людьми можно объяснить генетическими факторами. Кроме того, эти генетические факторы широко распространены по всему геному, а не отражают один «ген чувствительности». Эмпирические исследования продолжали развиваться и расширяться в географических регионах, культурах и контекстах за пределами США и Великобритании, таких как Италия, Бельгия, Германия, Ливан, Япония и Южная Африка, и это лишь несколько примеров. И, наконец, что важно, за это время также были усилены исследовательские проекты, в которых использовались более экспериментальные и лонгитюдные подходы. Они также все чаще исследовали чувствительность в ответ на положительный опыт, а не на преимущественно отрицательный, подчеркивая многочисленные преимущества высокой чувствительности.

Будущее: измерение, биология и развитие на протяжении всей жизни (2020–2030 гг.)
Несмотря на значительный прогресс в исследованиях чувствительности за последние 20 лет, в наших текущих знаниях есть пробелы, которые необходимо устранить в будущем. исследовать. Среди них вопрос о том, как именно развивается чувствительность с течением времени и закладывается ли она в детстве или может развиться дальше во взрослом возрасте. Чтобы исследовать это, нам нужно продолжать улучшать нашу способность точно измерять чувствительность, определяя и фиксируя ее наиболее важные характеристики. В идеале такие меры должны быть объективными, применимыми к людям разных возрастов и культур и включать биологические компоненты чувствительности. Несмотря на то, что в нашем понимании биологии, лежащей в основе чувствительности, был достигнут некоторый первоначальный прогресс, требуется гораздо больше работы с упором на нейробиологию, физиологию и генетику. Тщательно спланированные нейробиологические и физиологические исследования имеют основополагающее значение для углубления нашего понимания чувствительности. Тем не менее, генетические исследования могут быть более сложными для проведения, поскольку они требуют очень больших размеров выборки (> 100 000 человек). Наконец, улучшенное измерение чувствительности также жизненно важно для улучшения нашего понимания взаимосвязи между чувствительностью и психическим здоровьем.

Заключение
Семена раннего исследования чувствительности, посеянные 25 лет назад, проросли и выросли в крепкое дерево. С ростом числа коллег по всему миру, присоединяющихся к исследовательским усилиям, это дерево, вероятно, значительно вырастет в течение следующих 10 лет. В то же время чувствительность также привлекает все больше внимания общественности, о чем свидетельствует растущее количество книг, блогов и освещения в СМИ по этой теме. Короче говоря, это захватывающее время для исследований чувствительности. Хотя мы уже прошли долгий путь, путешествие продолжается и, вероятно, полно захватывающих открытий.

Чувствительность и специфичность (с добавлением положительной прогностической способности) — MAX WACHTEL, PHD

Это может показаться не таким уж интересным или важным в вашей повседневной жизни, но концепции чувствительности и специфичности на самом деле огромны. Например, если вы хотите узнать, беременны ли вы, есть ли у вас коронавирус или раковая опухоль, вам лучше надеяться, что разработчики теста подумали о чувствительности и специфичности. И если вы адвокат, вы должны убедиться, что ваш эксперт рассмотрел эти вопросы, связанные с тестами, которые они используют, чтобы основывать свое мнение.

Понятия просты и связаны между собой, но они также немного сбивают с толку, так что начнем:

Чувствительность — это степень, в которой медицинский или психологический тест может показать, что человек состояние, которое тест измеряет. Например, если тест измеряет, беременны вы или нет, высокочувствительный тест выявит большинство людей, у которых есть «состояние» беременности. Он измеряется как корреляция, поэтому диапазон чувствительности теста может варьироваться от -1 до 1. Чем ближе к 1 тест, тем выше чувствительность. На уровне 1 тест идеален — он выявляет каждую беременную женщину при каждом введении теста.

Но высокая чувствительность теста не всегда хороша, особенно если это достигается за счет специфичности.

Специфичность — это степень, в которой медицинский или психологический тест может исключить людей, не страдающих этим заболеванием. Он измеряется по той же шкале от -1 до 1, что и чувствительность, и можно было бы надеяться, что тест на беременность будет иметь специфичность ровно 1 для каждого мужчины, который проходит тест — вы не хотите, чтобы тест на беременность когда-либо говорил мужчине. он беременен.

Высокочувствительные тесты (т. е. они обнаруживают многие или все истинные положительные результаты) иногда вынуждены жертвовать специфичностью, чтобы сделать это, создавая так называемые «ложноположительные результаты». человек развит. Он состоит из одного вопроса: Вы человек? Если вы ответите «да» на этот вопрос, тест покажет, что вы беременны. Если вы ответите «нет», тест скажет, что вы не беременны.

Этот новый тест на беременность с одним вопросом будет иметь показатель чувствительности 1. Он будет охватывать буквально каждого беременного человека, потому что каждый беременный человек по необходимости является человеком. Но , он будет иметь крайне низкую специфичность, потому что создаст миллионы ложных срабатываний. Например, предполагается, что каждый мужчина, прошедший тест, был беременным, как и многие небеременные женщины.

Таким образом, очевидно, что важно учитывать как чувствительность, так и специфичность при оценке надежности результатов любого конкретного теста. И один из способов повысить надежность теста — понять роль еще одной статистической концепции: Положительная предсказательная сила (PPP).

PPP, иногда называемый положительной прогностической ценностью, представляет собой вероятность того, что кто-то с положительным результатом теста действительно соответствует этому условию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *