Щербатых Анна Владимировна
Главная / Сертификация в России / Экспертная группа / Щербатых Анна Владимировна
Проверка на полиграфе. Обучение полиграфологов. Курсы полиграфологов. Лицензия на осуществление образовательной деятельности — 77Л01 № 037844
Щербатых Анна Владимировна
Общий стаж педагогической работы 12 лет.
Образование: Высшее психологическое, окончила Кемеровский Государственный Университет по специальности «Психолог. Педагог психологии», специализация «Социальная психология». 2005 г. – Обучение в полиграфной школе «ЭПОС» по курсу: «Проведение аппаратных психофизиологических исследований на полиграфе». 2005 г. — Курсы повышения квалификации в Московском Государственном социальном университете, по курсу: «Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов с применением полиграфа».
2007 г. — Курсы графологического анализа личности при Национальной Школе Детекции Лжи.
Профессиональная деятельность:
2005 – 2008 гг. — Группа компаний «АВС Групп», ведущий психолог, полиграфолог. Проведение скрининговых исследований при приеме на работу и работающего персонала, проведение служебных расследований.
2008 – 2011 гг. – Холдинг « Спецгазмонтаж». Ведущий специалист полиграфолог службы безопасности холдинга и отдела внутреннего контроля. Проведение скрининговых исследований при приеме на работу и работающего персонала, проведение служебных расследований.
2011 г. – по н/время — директор «Уральского Бюро Психотехнологий».
Специализация: Проведение всех видов специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа, получение признательных показаний на этапе предтестовой беседы. Графологический анализ личности по почерку.
Практикующий психолог. Преподаватель Центра интеллектуальных психофизиологических технологий «ЭКСПЕРТ», преподаватель курсов профайлинга и графоанализа личности.
Достижения: С 2005 года – одна из основателей некоммерческой ассоциации полиграфологов Урала «Уральское Бюро «Пролиграф». Провела более 4 000 практических обследований на полиграфе, как в интересах государственных структур, так и частных компаний.
Почерк и характер
Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях
Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.
Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых
/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Почерк и характер
В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых «Избавься от стресса и живи счастливо!». Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться снимать стрессы себе или другим людям — узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.
Щербатых Ю.В. Связь почерка с личностными особенностями и функциональным состоянием человека.
Статья обубликована в журнале: «Системный анализ и управление в биомедицинских системах». 2003,Т.2, №.1, С.29-30.
ВВЕДЕНИЕ
Для многих областей человеческой деятельности – психиатрии, психологии, криминалистики, профотбора и т. д. требуются адекватные и надежные методы оценки психофизиологического и психического состояния человека, а также особенностей его характера. В качестве одного из таких методов с давних пор используется почерк человека, в котором отражаются его высшие психические функции, эмоциональное состояние и особенности психомоторики [2,3,4]. Однако, следует признать, что графология до сих пор не стала подлинно научной дисциплиной, и на сегодняшний день изобилует мифами и бездоказательными утверждениями, отражающими лишь личные мнения отдельных исследователей почерка.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие 68 человека обоего пола в возрасте от 17 до 54 лет. Субъективное состояние испытуемых определялось при помощи опросника САН (Самочувствие – Активность — Настроение) [1]. Личностные качества определялись при помощи методики Дж.Олдхэма- Л.Морриса.[1], адаптированной нами к российской популяции. В основу этого опросника положена классификация расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации» (отраженная в DSM-IV) и широко применяемый в США тест «Экспертизы расстройства личности». Тем не менее, несмотря на свое «клинический» базис, данный тест хорошо работает для выявления как «нормальных» типов личности, так и их акцентуаций со всеми переходами от нормы к психической патологии. Данный вариант опросника, названный «ТиЛ» (типы личности) прошел проверку в системе Сбербанка России и Федеральной службы занятости населения по Воронежской области (всего обследовано 367 здоровых испытуемых обоего пола).
Тест состоит из 117 вопросов и включает в себя диагностику 14 типов личности (бдительный, добросовестный, драматический и т. д.), которым соответствуют соответствующие психические расстройства: параноидальное, эпилептоидное, истерическое и т. д.). На стандартном, нелинованном белом листе бумаги формата А4 испытуемые писали небольшое сочинение на тему «Мое любимое время года». Почерк испытуемых оценивали по 17 основным и трем производным показателям. Оценивалась высота букв, их ширина, расстояние между словами и строками, дискретность (число разрывов на 50 знаков), угол наклона к горизонтали, высота верхних и нижних выступов в строчных буквах «в» и «д», соотношение заглавных и строчных букв, величина полей справа и слева, а также характеристики личной подписи. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы «STATGRAPHICS Plus for Windows». Нормальность распределения признаков оценивалась по c
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Математический анализ образцов почерка выявил, что почерк связан не только с личностными особенностями человека, но и с его возрастом, полом, анатомическими особенностями и психофизиологическим состоянием на момент тестирования. Отмечалась положительная корреляция между возрастом и величиной нижнего выступа строчных букв (r = 0.48, р<0.001), а также между возрастом и соотношением «заглавные/строчные буквы» (r = 0.36, р<0.01). Мужчины отличались меньшим размером строчных букв, особенно в конце текста, по сравнению с женщинами, в то же время длина верхнего выступа строчных букв у них была больше (р<0.05). Размеры тела испытуемых не коррелировали с размерами написанных букв, однако отмечалась корреляция между верхним выступом у букв и весом испытуемых (r = 0.36, р<0.01), а также их ростом (r = 0.29, р<0.05). При этом длина нижнего выступа достоверно коррелировала только с весом испытуемых (r = 0.
Как показали наши исследования, на состояние почерка существенное влияние оказывают особенности актуального психологического состояния человека – его активность, настроение, самочувствие. Например, активность испытуемых на момент тестирования отрицательно корелировала с шириной строчных букв (r = -0.47, р<0.01) и с величиной свободного левого поля листа бумаги (r = 0.35, р<0.05). Можно предположить, что «активность» — это интегративное понятие, отражающее общую энергетику организма и лабильность нервной и мышечной системы, которые отражаются на частоте движений рук, поэтому при снижении активности почерк как бы растягивается, что приводит к увеличению показателя ширины букв. Настроение испытуемых коррелировало только с дискретностью почерка (r = 0.49, р<0.01) – при хорошем настроение увеличивалось число разрывов в словах, а при плохом настроении испытуемые писали буквы в словах более слитно. Самочувствие испытуемых отрицательно коррелировало с величиной строчных букв (r = -0.
39, р<0.05) и дискретностью (r = 0.35, р<0.05) — высота и ширина букв возрастала при ухудшении здоровья испытуемых, а буквы при этом писались более слитно. При хорошем же самочувствии наблюдалась тенденция писать слова мелкими буквами и более дискретно.В результате корреляционного анализа были установлены взаимосвязи между особенностями почерка испытуемых и их личностными качествами. Например, среднее расстояние между словами в тексте отрицательно коррелировало с факторами A («Бдительный») и N («Серьезный») опросника «ТиЛ», таким образом, подозрительные и чрезмерно серьезные люди пишут слова более близко друг к другу, чем доверчивые и оптимистично настроенные личности, в то время как ранее предполагалось, что маленькие расстояния между словами свидетельствуют о бережливости и скупости [3]. Высота верхнего выступа строчных букв положительно корелировала с выраженностью «Деятельного» типа личности (E) (r = 0.31, р<0.01). В то же время, размеры нижнего выступа коррелировали с выраженностью типа «Отшельника» (B) (r = 0.
Большие поля слева от текста отмечались у людей «Праздного» типа личности (К), а большие поля справа – у людей, с выраженностью альтруистических черт личности (М) (р<0.01), в то время как ранее считалось, что большие поля слева характерны для деятельного [2] или расточительного [3] типа личности.
Средняя длина подписи положительно коррелировала с выраженностью «Бдительного» (А) типа (r = 0.32, р<0.01) и отрицательно – с выраженностью «Альтруистического» (М) типа личности (r = -0.29, р<0.05). Средняя высота подписи положительно коррелировала с выраженностью «Деятельного» (Е) (р<0.05), «Драматического» (F) (р<0.05) и «Агрессивного» (L) (р<0.01) типов личности, а максимальная высота подписи – с факторами D, E и L (р<0.05). Таким образом, большая высота подписи была более характерна для агрессивных, деятельных, авантюрных и истерических типов личности, а низкая подпись – для людей скромных, осторожных, пассивных и деликатных.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что между почерком, личностными качествами и психофизиологическим состоянием человека имеются объективные связи, требующие дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000. – 672 с.
- Михеева Д. Почерк раскрывает тайны человека //Консультант. – 2001. №28.
- Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. — – М.: Вече, Персей, АСТ. 1996. – 400 с.
- Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001. – 136 с.
Что это говорит о вас
Большой интервал между словами показывает, что писатель находит время заниматься любимым делом.
Интервал между словами
Всем нам в жизни нужно пространство. Нам нужно пространство, чтобы расти, быть собой, проявлять свое разнообразие. Короче говоря, пространство является жизненно важным компонентом в жизни каждого. Кому-то нужно нормальное пространство, кому-то нужно меньше, а кому-то нужно много места.
В графологии расстояние между словами показывает, насколько далеко вы хотите держаться от окружающих вас людей, тогда как расстояние между буквами указывает на степень самовыражения.
Графолог Шейла Лоу говорит:
Количество места, которое писатель оставляет между словами, является хорошим показателем того, сколько личного пространства он требует от других и степени самоограничения, которое он использует в социальных ситуациях. Каково «нормальное» расстояние между словами? Хорошее эмпирическое правило — использовать ширину буквы м в письме, которое вы анализируете».
Большой интервал между словами
Если интервал между словами (см. рис. ниже) в вашем почерке очень большой, это ясно показывает, что у пишущего возникли проблемы с доверием, и поэтому он не может установить устойчивые отношения с окружающими людьми ему.
Такие писатели в основном молчат и избегают дискуссий и споров.
У девушки, чей почерк я проанализировала, был именно такой почерк. Прочтите ее историю здесь
Но прежде чем вы решите, что широкий межсловный интервал является бесспорным недостатком почерка, я должен сказать вам, что это не так.
Часто очень творческие люди выбирают высокий уровень личного пространства, чтобы найти время для своей страсти и любимых занятий.
Если эта особенность почерка совпадает с небольшим размером почерка, социальная изоляция может быть очень высокой.
Если расстояние между словами в вашем почерке очень большое, это явно свидетельствует о том, что у пишущего возникли проблемы с доверием
Нормальное расстояние между словами
Если расстояние между словами в вашем почерке нормальное (см. что вы живете в гармонии со своим окружением.
Если в вашем почерке средний интервал между словами, это говорит о том, что вы способны строить здоровые отношения с окружающими вас людьми. В вашем уме нет путаницы по поводу того, насколько близко вы должны позволять людям подходить к вам.
Писатели со средним интервалом между словами в почерке могут подружиться с несколькими людьми с одинаковой степенью близости.
Если в вашем почерке средний интервал между словами, это говорит о том, что вы способны строить здоровые отношения с окружающими вас людьми.
Узкий интервал между словами
Почерковедческий анализ показывает, что человек, чей почерк имеет узкий интервал между словами, часто нуждается в постоянном контакте с окружающими, что заставляет его чувствовать себя хорошо.
Такие потребности часто возникают из-за чувства незащищенности, которое заставляет писателя искать утешения в компании других.
Если узкий межсловный интервал сочетается с крупным размером почерка, то необъяснимой необходимостью для таких писателей становится необходимость поддерживать связь с людьми.
Если вам нужно больше узнать о интервалах между почерками и о том, как их анализировать, ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом по анализу почерка.
Научитесь анализировать почерк
Отказ от ответственности: за раз можно анализировать один элемент почерка, но всегда просматривайте весь образец почерка, прежде чем делать какие-либо выводы.
Получите бесплатные советы по подписи по электронной почте
Пробелы: значение, синоним и предложение
Пробелы возникают, когда говорящий не выбирает следующего говорящего или ни один из участников разговора не выбрал себя в качестве следующего говорящего. Обычно между витками бывают промежутки, но бывают и во время очереди говорящего.
Пауза также может произойти, когда тишина слишком коротка, чтобы быть ошибкой.
Пробелы — это паузы в конце предложений.- pixabay
Пробелы, пропуски и паузы
Пробелы и паузы в разговоре похожи на пробелы, что может сбивать с толку. Система транскрипции Джефферсона может помочь объяснить, где возникают пробелы.
Но что такое система транскрипции Джефферсона?
Система транскрипции Джефферсона названа в честь ее изобретателя Гейл Джефферсон (19 лет).38-2008), который был одним из основоположников анализа разговоров. Система транскрипции Джефферсона — это система, которую ученые используют для расшифровки моделей разговора. Каждый символ в системе соответствует определенному образцу в разговоре (включая пробелов , пропусков и пауз ). Используя систему, мы можем полностью и точно расшифровывать устные разговоры — не только слова, но и все остальные элементы разговора.
В этой таблице, основанной на системе транскрипции Джефферсона, показано, какой символ соответствует пробелу, пропуску или паузе. Это определяется временем, которое требуется для каждого из них: самый длинный промежуток времени и самая короткая пауза.
Обратите внимание, что 0,7 соответствует 7 секундам, 0,10 соответствует 10 секундам, 2,0 соответствует 2 минутам и т. д. 0002 (0,7)
(0.10) или больше
Промежутки
Провал — это пауза в разговоре, которая возникает , когда разговор прекращается, и возобновляется позже . В большинстве случаев лапсы длиннее гэпов.
Вы можете сказать, что молчание является пропуском, а не наложением, когда тема разговора заканчивается, сначала следует долгое молчание, а затем начало новой темы или повторное начало предыдущей темы.
Проще говоря, короткое молчание во время темы (обычно между ходами) — это пауза, тогда как смена темы после более длительного молчания — это пауза.
Давайте рассмотрим несколько примеров, которые показывают разницу между гэпом и лапсом:
Гэп :
ЭНН: В общем, так оно и было. Не так захватывающе, как вы могли бы подумать, но я все равно прекрасно провел время! Я полагаю, вы двое хорошо провели выходные?
(0,7)
МАЙЯ (улыбается)
КАЛЛУМ: Я только что хорошо провел время со своей собакой. А ты, Майя?
МАЙЯ: Для меня это были обычные выходные.
Пропуск:
ЭНН: В общем, так и было. Не так захватывающе, как вы могли бы подумать, но я все равно прекрасно провел время!
(2.0)
ЭНН: Итак, вы оба готовы к сегодняшнему экзамену?
КАЛЛУМ: Не совсем так.
МАЙЯ: Я чувствую себя подготовленной. Давай!
В случае гэпа тишина короче (0,7). Это происходит во время смены очереди, когда предыдущий оратор (Энн) не выбрала нового выступающего, и длится только до тех пор, пока новый выступающий (Каллум) не возьмет слово. В случае перерыва тишина дольше (2,0), и она заканчивается, когда предыдущий оратор (Энн) снова берет слово и меняет тему.
Паузы
Пауза — это пауза, которая происходит в течение хода говорящего . Это включает в себя тишину во время очереди говорящего. Это также может быть молчание в момент перехода, когда следующий выступающий уже назначен, но еще не начал говорить.
Что отличает паузы от промежутков и пропусков, так это то, что паузы возникают только во время хода текущего говорящего или когда назван следующий говорящий. И промежутки, и пропуски случаются между ходами, когда следующий говорящий еще не выбран.
Рассмотрим пример с паузой:
ЭНН: Вот, собственно, и все. (.) Не так захватывающе, как вы могли бы подумать, но я все равно прекрасно провел время!
Сравните это с приведенными выше примерами разрыва и упущения. В случае паузы тишина (0,7) возникает во время смены очереди между говорящими (Энн и Каллум). В случае просрочки молчание длится до смены темы. В этом примере паузы другие говорящие (Каллум и Майя) не задействованы — тишина очень короткая и происходит во время хода Энн.
Внутриоборотная тишина против межоборотной тишины
Промежуток — это разновидность тишины, а также перерыв и пауза. Различные типы молчания в разговоре делятся на две категории — межвитковая тишина и внутривитковая тишина . Давайте рассмотрим их и определим, что влечет за собой каждая категория.
Межвитковая тишина
Межвитковая тишина — это тип тишины в разговоре, который нераспределен из-за отсутствия текущего говорящего 0068 на данный момент в процессе очередности. Молчание между ходами может произойти только в релевантной для перехода точке, когда следующий ход еще никем не заявлен и никто не назначен следующим говорящим.
Междуоборотные паузы делятся на два вида: промежутки и провалы.
Молчание внутри очереди
Молчание внутри очереди — это тип тишины в разговоре, который принадлежит текущему говорящему . Тишина внутри очереди обычно возникает, когда текущий говорящий делает паузу во время своей очереди. Это также может произойти в момент перехода, когда текущий выступающий собирается передать слово следующему выступающему, который уже был выбран, но перед тем, как следующий выступающий начинает говорить, следует короткая пауза.
Паузы являются межоборотными паузами и далее делятся на: заполненные паузы и тихие паузы .
Заполненная пауза
Заполненная пауза — это тип паузы в разговоре. Это пауза, заполненная вокализацией — звуком, который издает говорящий во время разговора.
Заполненная пауза обычно возникает, когда говорящий думает. Звук, который издает говорящий, является признаком его мыслительного процесса. Говорящий перестает говорить и издает звук, который не является словом или частью слова. Например:
- hm
- um
- erm
Имейте в виду, что вы можете думать о звуках, имеющих значение, таких как «ну» или «о», как о заполненной паузе, но это не так. Заполненная пауза не может быть звуком, имеющим значение, потому что это не слово и не часть слова.
Тихая пауза
Тихая пауза — это тип паузы в разговоре. Это период тишины во время очереди говорящего , когда никто не говорит и не издается ни звука .
Обычно молчаливая пауза возникает по той же причине, что и заполненная пауза — потому что говорящий перестает говорить во время своей очереди, чтобы подумать. Разница в том, что во время заполненной паузы говорящий издает звуки, указывающие на то, что он думает, во время немой паузы есть только тишина, пока говорящий думает.
Пробелы — ключевой вывод
- Пробел — это пауза в конце хода разговора . Промежутки возникают, когда текущий говорящий не выбирает следующего говорящего или ни один из участников беседы не выбрал себя в качестве следующего говорящего.