Шкала спилбергера: Шкала тревоги Спилбергера (STAI)

Содержание

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.
Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

СуждениеНет,
это не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
1Я спокоен12
3
4
2Мне ничто не угрожает1234
3Я нахожусь в напряжении1234
4Я испытываю сожаление1234
5я чувствую себя свободно1234
6Я расстроен1234
7Меня волнуют возможные неудачи
1
234
8Я чувствую себя отдохнувшим1234
9Я не доволен собой1234
10Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11Я уверен в себе1234
12Я нервничаю1234
13
Я не нахожу себе места1234
14Я взвинчен1234
15Я не чувствую скованности, напряженности1234
16Я доволен1234
17Я озабочен1234
18Я слишком возбужден и мне не по себе12
3
4
19Мне радостно1234
20Мне приятно1234

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

СуждениеНет,
это не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
21Я испытываю удовольствие1234
22Я очень быстро устаю1234
23Я легко могу заплакать1234
24Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие1234
25Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения1234
26
Обычно я чувствую себя бодрым1234
27Я спокоен, хладнокровен и собран1234
28Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня1234
29Я слишком переживаю из-за пустяков1234
30Я вполне счастлив1234
31Я принимаю все слишком близко к сердцу1234
32Мне не хватает уверенности в себе1234
33Обычно я чувствую себя в безопасности1234
34Я стараюсь избегать критических ситуаций1234
35У меня бывает хандра1234
36Я доволен123
4
37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
38Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть1234
39Я уравновешенный человек1234
40Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

Обработка и интерпретация результатов

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Σ
1
— Σ 2 + 35,
где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
      Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = Σ 1 — Σ 2 + 35,
где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
      Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 — низкая тревожность;
31 — 45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Источник:
  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. (с. 32-34)
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО. — 2006. – 172 с. (с. 85-87)
  3. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 132-140)
  4. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. (c. 16-18)

Шкала Спилберга-Ханина | Онлайн калькулятор