Советы психолога «ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ»
Причины школьных конфликтов
Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Почему возникают конфликты между учащимися?
Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют с детьми из неполных семей. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.
Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде.
Среди общих причин конфликтов можно выделить:
недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций;
различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение;
невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.
Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но последнее время стало встречаться достаточно часто. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.
Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:
недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями;
педагог не умеет найти подход;
необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.
Учитель выдвигает свои претензии:
родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка;
необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности;
непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.
С.Ю. Темина в книге «Конфликты школы или школа конфликтов? Введение в конфликтологию образования» классифицирует причины возникновения школьных конфликтов и делит их на две группы: объективные и субъективные
Объективные причины конфликтов:
недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;
противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика; существенное ограничение степеней свободы;
различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям;
зависимость ученика от учителя;
необходимость оценивания учащихся учителем;
игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;
множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;
различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
социальная нестабильность.
К субъективным причинам относятся:
психологическая несовместимость учителя и ученика;
наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую конфликтную личность;
отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика; необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
чрезмерная загруженность учителя или ученика;
вынужденная бездеятельность ученика;
отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе; несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.
Конфликт в школе — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса.
Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты, вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.
Если обратить внимание на культуру взаимоотношений в сегодняшней школе, то можно заметить, что наиболее часто встречающаяся (доминирующая) культура взаимоотношений между учителем и учениками, выражается в том, что:
• преобладают «вертикальные» отношения даже во внеучебных ситуациях;
• учителя в качестве цели воспитания чаще всего видят послушание;
• реагирование на противоправное действие учащегося обычно осуществляется в направлениях: пригрозить наказанием или наказать (в пределах своей компетенции), отправить к специалистам на исправление поведения, «заглушить» конфликт, удалить из класса или школы;
• с точки зрения многих взрослых, конфликтов в школе нет (особенно конфликтов «ученик-учитель»), а есть недопустимое поведение учеников, которое следует пресекать;
• при реагировании на конфликты все чаще используется язык юридической практики, предполагающий определенный взгляд на ситуацию: определение виноватого, нарушение прав и законов, наказание как «несение ответственности».
В результате такого реагирования на конфликт отношения между его участниками часто могут ухудшаться. Усиливается напряжение в отношениях, недопонимание и безответственность сторон друг к другу. Если подобное происходит часто, обстановка в классе становится напряженной, конфликтной, агрессивной, и ребята привыкают к этому. Атмосфера в классе становится неприемлемой для отдыха, творчества, занятий. Способность разрешать конфликты, понимать друг друга, исправлять причиненный вред исчезает (или не формируется), что приводит к «варварским» отношениям.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.
Существенными и определяющими такое положение факторами являются, с одной стороны, значительная закрытость, автономность школы и семьи, а с другой – проблемы владения соответствующими знаниями, навыками и технологиями раннего распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов, самостоятельно или при помощи внешних воздействий. Но, если семья в своей автономии в некотором роде «естественно» закрыта, и достижение её большей открытости для своевременного внешнего реагирования – задача очень тонкая, то повышение открытости школы проще достижимо и вполне реально. Для улучшения положения могут использоваться как известные и применяемые инструменты, так и новые, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Указанные выше обстоятельства, касающиеся возможности повышения открытости школы, как значимого института общества, в том числе для общественного участия, представляются весьма важными для разработки и выстраивания системы действий, направленных на улучшение положения в данной области образования. Такая система действий может быть сформирована посредством поиска и последующего поэтапного внедрения положительно результативных инноваций. Такой важнейшей социальной инновацией в области современного воспитания и образования становится медиация.
infourok.ru
Конфликты в школе
Конфликты в школе
Часть 1. Конфликты между школьниками.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет), подростковый (10-11 — 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:
- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
- из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
- в связи с борьбой за лидерство — 7%;
- из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
- в связи с общественной работой — 6%;
- у девочек — из-за парня — 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
- подлость и предательство — 30%;
- подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
- личная обида — 15%;
- ложь и высокомерие — 12%;
- соперничество между одноклассниками — 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
- все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
- в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
- агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
- агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
- агрессивность — плохая черта характера — 1%;
- в классе были агрессивные ученики — 12%;
- в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
- курение — 50%;
- употребление спиртных напитков — 44%;
- грубость, хамство в общении — 31%;
- употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
- ложь — 15% ;
- неуважение учеников друг к другу — 13%;
- распущенность в половой жизни — 10%;
- мелкие кражи — 10%; драки—10%;
- хулиганство — 10%;
- наркомания — 6%;
- издевательства над младшими и слабыми — 6%;
- азартные игры (на деньги) — 3%.
Особенности конфликтов в школьных коллективах.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Конфликты в школе
Далее читайте:
5psy.ru
В процессе своей профессиональной деятельности
педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с
обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с
коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуацийЧто такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном
сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного,
негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм
поведения, целей. В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом. Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решенияКонфликт
в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной
жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор
полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для
педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».Конфликт «Ученик — ученик»Разногласия
между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В
данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять
участие в споре между учениками порой необходимо.Причины конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным». Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. Конфликт «Учитель — родитель ученика»Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.Причины конфликта между учителем и родителями
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента. Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем. Пример Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя
приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный
руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно
так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это
говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с
ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в
ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в
школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным
отношением ребят к Антону». Конфликт «Учитель — ученик»Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.Причины конфликтов между учителем и учениками
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций. Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Пример Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя. Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу. Единый алгоритм решения любого школьного конфликтаИзучив
приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно
проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще
раз.
|
kabinet-467.ucoz.ru
Школьные конфликты
C эмоциями не справляются не только дети, но и взрослые — родители и педагоги
Иркутск на прошлой неделе снова попал в федеральные новости. Речь, как вы уже поняли, идет о безобразной драке в центре образования № 47. Собственно, это была даже не драка, а избиение. Но проблема в том, что под прицел СМИ и соцсетей попала только финальная часть конфликта. Все причинно-следственные связи, которые привели к нему, остаются за кадром. Родители участников драки не дают комментариев, школа ограничивается дежурными формулировками, СМИ тоже не вносят ясности, а общество жаждет подробностей.
Общество жаждет расправы
О драке в центре образования № 47 стало известно благодаря видео, выложенному в соцсетях. Оно длится всего 20 секунд. Девочка и мальчик, обоим по 15 лет, что-то друг другу говорят. Девочка плещет мальчику в лицо жидкостью из бутылки, в ответ он набрасывается на нее и бьет с недетским остервенением. Потом к парню бросаются очевидцы и оттаскивают его. Напоследок он успевает со всей силы пнуть девочку.
Позже выяснилось, что инцидент произошел 7 ноября, а известно о нем стало 17-го. В результате побоев у девочки гематома на лице и ушибы, но ее родители по просьбе администрации школы не стали писать заявление в полицию. Выяснилось также, что спустя два дня была вторая драка. Пятеро подростков подкараулили обидчика во дворе и побили в отместку за девочку.
Сейчас, по словам директора школы Надежды Тютриной, участники конфликта извинились друг перед другом и помирились. Родители подростков не имеют претензий друг к другу, поэтому не стали писать заявления. Однако полиция проводит проверку по факту драки, а СКР ведет доследственную проверку по признакам преступлений по статьям «Халатность», «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
История неприятная, но давайте признаем честно: драки в школах случаются постоянно. В понедельник стало известно, что в одном из районов Иркутской области восьмиклассник перерезал горло девятикласснику и утопил его тело в реке. И что? Да ничего. Ведь это же не было снято на видео. А нет видео, нет и повода для обсуждения.
Здесь же практически вся страна ужаснулась и жадно припала к мониторам. Одни винят мальчика, вторые — девочку, третьи — родителей, четвертые — учителей и саму школу. Высказывается масса предложений по поводу наказания для малолетнего агрессора, вплоть до отправки его на зону к уркам.
Очнитесь, ведь это 15-летний подросток, который в силу возраста еще не умеет справляться со своим гневом. Ему помочь надо. При чем тут зона?
Однако больше всего вопросов к тем, кто с нескрываемым азартом снимал это действо на смартфон. Для чего? С какой целью? Когда выложили расширенную версию со звуком, стало понятно, что сначала мальчик облил девочку водой из бутылки. И все это под одобрительный смех массовки, что наводит на мысли о возможном подстрекательстве.
Рассказы одноклассников в соцсетях и СМИ только усилили эти подозрения. Такая нескрываемая солидарность с агрессором! И возложение вины на саму жертву. «Поймите, он нормальный, адекватный парень», — говорит учащийся из параллельного класса под ником Данко. И некоторые СМИ с удовольствием это тиражируют: «Да она сама такая-сякая, сама его довела, да и вообще с ней никто не дружит». Одна радиостанция даже взяла интервью у мальчика-агрессора и выпустила его явно необдуманные слова в эфир. Особенно дико воспринимается аргумент, что девочка плохо учится. Мол, вот если бы она училась хорошо, тогда бы и претензий к ней не было. Извините, но это социал-дарвинизм какой-то. В общем, с очевидцами более-менее ясно.
Самое потрясающее, что версию незрелых подростков охотно поддерживают взрослые: «она сама виновата», «не надо было нарываться», «некоторых девочек надо бить с ноги» и т. д. То есть значительная часть соотечественников открыто и не стесняясь встает на путь отрицания базовых принципов цивилизованного общества: слабого бить не только можно, но и нужно.
Если называть вещи своими именами, то это мораль зоны.
И даже если эта девочка так неадекватна, как говорят ее одноклассники, реакция мальчика неоправданно агрессивна. И если мы сейчас признаем его право «бить с ноги», то это станет сигналом ему и его союзникам продолжать в том же духе.
Возникает вопрос по поводу поведения девочки, которую, по словам одноклассников, «никто не любит». Притом что девочка очень красивая и с независимым характером (это видно по ее странице «Вконтакте»). Что может означать это «не любят»? Да все что угодно, включая классический школьный буллинг (травля. — Прим. авт.). Практически в каждом классе есть свой объект «нелюбви», насмешек и издевательств. Причины могут быть самыми разными: зависть, соперничество, борьба за лидерство, амбиции, месть. Тут можно вспомнить известный фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где очень хорошо показано, как девочка становится изгоем просто потому, что не похожа на других. И в нашей истории очень похоже, что девочка была белой вороной. И вполне возможно, что этот статус ей присвоили как раз зрители (вернее, зрительницы), которые так заразительно смеялись за кадром. Кстати, буллинг в российских школах — довольно распространенное явление. И учителя его даже поощряют, поскольку опора на большинство помогает им поддерживать дисциплину.
Далее вопросы к школе. В нашем случае позиция педагогов — не выносить сор из избы. И это делается не только чтобы замять историю, но и в интересах самих детей. Их и так уже затрепали по всем СМИ. Настораживает другое: школа считается благополучной, и это видно по лектив слишком увлекся внешними атрибутами, отодвинув в сторону заботы о создании атмосферы дружелюбия и психологического комфорта?
Уберите ребенка из школы
История в Иркутском центре образования №47 получила широкую огласку, а сколько не получает? Каждый третий родитель может рассказать пару историй о школьном буллинге или о предвзятом отношении педагога. Только в прошлом году в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области поступило больше 50 заявлений. Обращаем внимание, что речь в них идет о совсем тупиковых ситуациях, когда родителям больше уже не к кому идти.
Например, в начале нынешнего учебного года одна из лучших иркутских школ в полном составе ополчилась против ученика пятого класса Кости (все имена здесь и далее изменены. — Прим. авт.). Конфликт зрел с первого класса, когда мама попросила учительницу посадить сына за первую парту по причине синдрома дефицита внимания. Однако учительница категорически отказала, заявив, что у нее много детей с плохим зрением и для Кости она не будет делать исключений. Ребенок, практически инвалид, оказался на «камчатке». Со всеми вытекающими… Все четыре года он копил в себе обиду. Временами она прорывалась наружу: мальчик пытался обратить на себя внимание всеми доступными ему средствами. И учителя нашли способ его изолировать, переведя на домашнее обучение.
А мама покорно шла на поводу у педагогов, чтобы не навредить ребенку. Ведь у нас если начнешь чего-то требовать, так потом и вовсе ребенка загнобят. К пятому классу мама настояла на возвращении ребенка в школу. И тут все накопленные в душе ребенка обиды вылились в драки, неприличные жесты и оскорбления учителей. Получите и распишитесь. Естественно, это никому не понравилось, и во все надзорные ведомства полетели жалобы: ребенок затерроризировал всю школу.
— Когда мы приехали туда, — рассказывает Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, — нас встретила разъяренная толпа родителей, которые скандировали, чтобы ребенка из школы убрали. Причем им было все равно куда: в спецшколу, колонию, школу для детей с проблемами в поведении, хотя таких школ у нас нет. Мне пришлось взять на себя ответственность и сказать, что ребенок будет учиться в этой школе.
Возможно, в этой ситуации для самого ребенка было бы лучше сменить обстановку, но и Костя, и его мама настроены решительно. Для них это стало делом принципа.
— За ним сейчас ходят по пятам, боятся, что он кого-нибудь обидит. Мы тоже переживаем. Родители правы, говоря: «А кто защитит наших детей?» Ситуация сложная.
Но ведь сами педагоги сделали ее такой. Сами вывели его из строя. Не замечали, не звали в цирк и рисовать газету. Постепенно разрыв со школой увеличивался, ребенок стал изгоем. А потом ему начинает нравиться быть плохим — хоть какое-то внимание.
Очень часто конфликты, к сожалению, провоцируются самими педагогами. В прошлом году в одной из школ Ленинского района произошла драка между ученицей 8-го класса и учительницей. Девочка прямо на уроке начала что-то демонстративно искать в телефоне. Учительница не нашла ничего лучше, как подойти и забрать мобильник. Девочка вполне предсказуемо взбунтовалась, поскольку для подростка телефон — это практически личный дневник. Завязалась драка. Разумеется, девочка повела себя безобразно, здесь не может быть никаких оправданий. Но ведь спровоцировала ее учительница, вторгнувшись в личное пространство ученицы.
Еще одна группа конфликтов — это когда выяснения отношений между детьми перерастают в конфликты между родителями. Такая история произошла в прошлом году. Пятикласснику одной из школ Иркутска очень понравилась песня «Слышь, ты че такая дерзкая, а?». Он выучил ее наизусть и стал докучать своим пением отличнице из класса. Девочку это достало, она не выдержала и плюнула инициатору в лицо. Он в ответ сбросил ее портфель с третьего этажа.
О случившемся узнала бабушка, живущая на другом конце страны. Она срочно вылетела в Иркутск с конкретной целью — убрать парня из класса. Ходила по инстанциям, громко стучала кулаком по столу, грозилась написать в «Пусть говорят». При этом родители мальчика были родом из ближнего зарубежья. И это тоже было использовано в качестве аргумента в борьбе. В результате все это вылилось в жесточайший межнациональный конфликт между взрослыми. Дело дошло до обоюдного написания заявлений в полицию.
— Когда я приехала в школу, дети уже давно помирились. Но не их родители. Слова, сказанные в адрес друг друга, уже никогда не забудутся, — говорит Светлана Семенова.
Вообще, школьные конфликты имеют свойство разрастаться как снежный ком, вовлекая в свою орбиту огромное количество людей. Показательный случай произошел в одной из школ нашего города. Мама третьеклассника пожаловалась на учительницу, что та постоянно третирует сына. Затем в конфликт были вовлечены родители детей, которым учительница нравилась. Причем в группу поддержки вошли люди активные, умеющие стукнуть кулаком, пригрозить и написать жалобу в управление образования: «Этот ребенок не дает учителю вести уроки».
— Это ключевые фразы, — комментирует Светлана Семенова, — из которых понятно, что за всеми родительскими инициативами стоит сам педагог. А цель родителей — помочь ему избавиться от проблемного ребенка.
Я сделаю все, чтобы она у нас не училась
Конфликты в школе опасны тем, что ломают не только детей, но и их семьи. Заставляют родителей испытывать чувство вины, боль и отчаяние. С такой ситуацией столкнулась 15-летняя иркутянка Кира и ее мама Галина Леонидовна. Кира — приемная дочь, ее взяли из детского дома в двухлетнем возрасте.
— Понятно, наследственность тяжелая, — рассказала «Пятнице» мама, — тревожность, дефицит внимания, вспыльчивость. Но мы справлялись. В начальной школе были постоянно на связи с учителем, и все проблемные ситуации удавалось разрешать.
В пятом классе семья переехала, и Кира пошла в другую школу. Здесь у мамы не получилось войти во взаимодействие с педагогами. Ей сразу дали понять: это не их проблема. За три года Кира сменила три (!) школы. Мама покорно соглашалась с директорами и завучами, думала, что так будет лучше для дочери. И на всех этапах ей приходилось выслушивать, какая неуправляемая девочка и какой она плохой опекун.
В новой (четвертой по счету) школе поначалу все складывалось неплохо. Но потом случился серьезный конфликт с учительницей, во время которого та публично озвучила информацию, что Кира приемный ребенок. Девочка вспылила и оскорбила учительницу.
— Кира виновата, — говорит Галина Леонидовна, — но и учительница не должна была опускаться до оскорблений и обнародования личных данных. Кира очень болезненно к этому относится.
Все понятно, в критической ситуации подросток реагирует: либо уходом в себя, либо впадает в истерику. У него просто нет опыта, нет защитных механизмов.
После инцидента директор школы потребовала искать Кире другую школу. Галина была близка к отчаянью, невыносимо сознавать, что ребенок постоянно находится в атмосфере неприязни, что ее постоянно провоцируют. А дальше произошла трагедия. Наступил момент, когда Кира поняла, что даже мать не в состоянии выдержать напряжения и защитить ее. Представьте себе подростка, против которого ополчился весь мир. И она решила, что единственный выход — суицид.
Чудом удалось спасти. Сутки в реанимации. Потом еще месяц лечили в психоневрологическом диспансере. При этом психиатр категорически запретил переводить девочку в другую школу. Но в старой ее снова ждал холодный прием: «А чего ты сюда пришла?», «А что, таблетки перестали действовать?» Сейчас ситуация находится на контроле у уполномоченного по делам ребенка.
— Решили, что Кира будет продолжать учиться в этой школе. С одноклассниками у нее нормальные отношения и с учителями. Проблемы исключительно с администрацией, — объясняет мама. — Они изначально приклеили ей ярлык.
Как будут развиваться события дальше — неизвестно. А конфликты в школе происходили и будут происходить всегда. Ведь это дети. Другое дело, что у школы, педагогов должны быть инструменты, минимизирующие психологический ущерб для участников конфликтных ситуаций. Сейчас говорят, что будут реформировать службу школьных психологов. Это дает некоторую надежду. Кто-то должен учить детей, как надо адаптироваться в коллективе, контролировать эмоции, выстраивать отношения со сверстниками. Предлагается развивать институт школьных уполномоченных по правам ребенка. Тоже неплохо.
Возможно, при комиссиях по делам несовершеннолетних нужно ввести принудительные курсы «Как управлять своим гневом», куда направлять чересчур вспыльчивых школьников и обучать справляться с негативными эмоциями.
Но пока имеем то, что имеем. И всех жалко. Жалко детей, которые не укладываются в общие рамки. Жалко родителей, которые не находят понимания в школе и обречены оставаться один на один со своими проблемами. Жалко учителей, которые тоже люди и не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. И даже пользователей соцсетей, которые жаждут расправы, тоже жалко. Видимо, они забыли, что сами когда-то были детьми.
Подталкивают к мщению
Ситуацию в иркутской школе комментирует уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова:
— Конфликт в центре образования № 47 произошел не на пустом месте, предпосылки к нему создавались давно. Сегодня задача — его нейтрализовать. Лично у меня стойкое убеждение, что ситуация была определенным образом срежиссирована. Это ясно из видео. Но дети, стоявшие по ту сторону камеры, не понимали всех рисков и последствий. Оттаскивать подростка они начали только после того, как увидели, что он утратил контроль над собой.
Есть много вопросов к школе, педагогам и родителям детей. Но сейчас самое страшное то, что в ситуацию активно вмешиваются взрослые, которые берутся судить на основании 20-секундного ролика. Вмешиваются, требуют расправы, подталкивают к мщению. Я не понимаю, какого результата они все ждут. Чего они хотят?
Пора снизить накал общественного возмущения и презрения. В этой ситуации должны разбираться специалисты. И эта работа уже идет.
Мы поговорили с родственниками, подключили СКР, ПДН, психологов.
Люди работают, и сейчас истеричное обсуждение ролика в соцсетях и СМИ только усугубляет конфликт.
baik-info.ru
Конфликт в школе |
Практическая ситуация.
Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
Настя, ученица 11-А класса, претендует на золотую медаль. Эта медаль очень важна для девочки: у небогатой семьи нет денег на курсы и репетиторов, чтобы хорошо подготовиться к поступлению, а медаль дает весьма чувствительные льготы при поступлении в вуз. На контрольной работе по алгебре Настя сидела на первой парте перед учительским столом. Когда она решала на черновике последнюю, самую трудную задачу, к столу учительницы подошла другая кандидатка на медаль Лиза, – дочка одного из преподавателей. Учительница стала диктовать ей вполголоса эту задачу. Настя покосилась на них и продолжила решать, но тут учительница обратила на нее внимание и, посмотрев на записи в черновике, сказала: «Я не поняла – тебе кто-то разрешал нас слушать?». Учительница забрала у Насти черновик и вернула его на следующем уроке с оценкой «2» за списывание. Настя пошла жаловаться к директору, учителя «вызвали на разговор», но она сказала, что Настя списывала, пока та объясняла непонятно сформулированное задание Лизе. Вызвали и Лизу к директору, та подтвердила слова учителя.
Мой вариант ответа.
Оля безусловно данная ситуация является конфликтной.
И сейчас я постараюсь развернуть ее на 360 градусов. Покажу все скрытые нюансы у данного конфликта. Но, которые существенно влияют на развязку и конечный результат.
И так поехали!
Если мы оттолкнемся от внешней стороны произошедшего. Посмотрим на все поведенческие проявления людей (Насти, учительницы, Лизы и директора) задействованных в данном процессе.
То однозначно можно сказать, что виновата учительница. Ведь это она не побоялась вызвать «огонь» на себя, поставив девочке двойку, несмотря на все ее старания. И при этом, заручилась еще двойной поддержкой — со стороны Лизы и директора.
О данной ситуации я рассказала своим детям (возраст 30 и 25 лет) и 14 летнему внуку. Мне было любопытно их видение. А самое главное, хотелось услышать их вердикт по отношению к произошедшему.
Будто сговорившись, все хором ответили, что виновата в этом конфликте — конечно же учительница. Это она «редиска»! Потому, что сделала неправильно, поставив двойку успевающей ученице.
Где – то я даже с ними согласилась. Ведь по сути, в этот момент, учительница ставила самой себе двойку. Так, как в данном случае Настя является продуктом исключительно ее деятельности. Особенно на этапе подведения общего итога. Но это только внешняя сторона у нашего айсберга.
Что удивительно, так это то, что примерно 90% ныне живущих людей на земле, именно так оценивают конфликт и конфликтные ситуации, в которых они оказываются.
Т.е. сразу ищут (грубо сказать) своего «козла». А именно того человека, который виноват в их несчастной судьбе. Отсюда и их беды. Как следствие, затянувшиеся конфликты, которые, как ни странно, ни куда не деваются. Они просто мигрируют с человеком из эпохи в эпоху.
И почему – то людям не досуг заглянуть за занавес таких процессов. Их упорное нежелание посмотреть на эти действа с другой стороны. Подойти к решению своих конфликтов без обвинения внешней стороны. Ведь именно здесь находится Ключ к качественному решению конфликтов любой сложности.
Поэтому я и хочу воспользоваться просьбой Оли. Именно на этой конфликтной ситуации, раскрою суть данного подхода. Чтобы вы наглядно увидели, как можно решать любой конфликт качественно, без «кровопролитий», излишней потери энергии. При этом, всегда получать желаемый результат легко и радостно.
Самое интересное — это то, что для решения любого конфликта совсем не надо идти на баррикады. Не надо доказывать кому – то, что ты не «верблюд».
Достаточно только повернуть взор в глубину себя, осознать суть произошедшего и сделать новый выбор.
Именно сейчас этот вариант на Настином примере, я и продемонстрирую вам.
Но для начала небольшой тест для вас.
Пример.
Девочке 5 лет и ее изнасиловали.
В задачке спрашивается – Кто виноват в этой ситуации?
— Насильник, мама, которая не доглядела или сама девочка?
Как правило, на моих тренингах люди говорят, что виноват насильник. У кого – то виновата мама. Ибо попустительски отнеслась к предоставленной для девочки свободе.
Но мой вариант ответа лежит в иной плоскости. Очень часто он шокирует многих.
Когда я говорю, что эту ситуацию спровоцировала сама девочка.
Что именно она бессознательно выбрала быть изнасилованной.
И это не голословный ответ. Он подкреплен исключительно практическим опытом всех тех девочек, которые подверглись этим обстоятельствам и, с которыми мне пришлось работать.
Так, что сейчас у меня для Насти плохая новость.
Ибо конфликтная ситуация, в которой она оказалась, как ни странно, бессознательно спровоцирована тоже ею.
При чем, в данном процессе, она дважды способствовала, как рождению, так и усилению конфликта.
Первый раз, (конечно же бессознательно). Произошло это в тот момент, когда она покосилась на учительницу и Лизу.
Скорее всего, именно в этом взгляде было нечто, что так сильно «возбудило» ЭГО школьного клерка. Предполагаю, что это была некоторая оценка с Настиной стороны учительского поведения.
Допускаю, что Настя могла не заметить этого или просто не обратила внимания на суть своего внутреннего посыла.
Но учителя, как правило, люди с обостренной психикой и мощным ЭГО.
Поэтому такие нюансы ловят на лету.
Так, что не удивительно!
Почему учительница так быстро среагировала на ее взгляд. А поставленная двойка лишь подтверждение выше сказанному.
Второй раз, Настя еще больше усилила данный конфликт, когда пошла к директору и стала озвучивать свою правду.
А, что лежит за этим намерением?!
Ну, конечно же — позиция доказательства своей правоты. Состоящей в несправедливом подходе учителя к ученику. Где учительская власть, как всегда в разы сильнее самой правдивой правды (уж извините масло масленое) ученика.
Конечно в данной ситуации, можно долбиться в «стену». И болезненно реагируя на сговор системы (учителя, ученика школьной учительницы и директора) продолжать бороться дальше. Например, идти в вышестоящие организации (департамент по образованию).
Только важно всегда помнить, что рыба гниет с головы.
И, что стратегия доказательства, чаще всего, не приносит желаемый результат. Особенно в борьбе с системами. И если вы посмотрите на нашу жизнь, то на каждом углу увидите подтверждение моих слов.
Так, что позиция доказательства в любом конфликте всегда ущербна. А тем более бороться с системами – это значит обречь себя на долгий мучительный процесс. И самое главное – не факт, что ты в нем выиграешь.
Сейчас в этой конфликтной ситуации, по сути встретились Настина Гордыня и учительское ЭГО. Гордыня всегда обидчивая и, одновременно, придирчивая смотрит на все свысока. Но Эго при мощной поддержке человеческого Ума, в разы оказывается сильнее в этом «поединке».
Более того, люди «заточенные» на идеальность (идеальная ученица, идеальные отношения, идеальное поведение …), как правило, чаще всего оказываются жертвами в этом конфликтном или по другому сказать, идеально не идеальном мире.
Потому, как именно они несут внутри себя мощное несогласие с тем, что видят их глаза.
И я думаю, что наша героиня не является исключением из общих правил, в этой земной игре. Именно поэтому учительница наделенная властью, так легко воспользовалась этим инструментом.
Отсюда вывод. Запущенный процесс, с целью доказать свою правоту есть, ни что иное, как борьба с «ветряными мельницами».
Поэтому мои рекомендации Насте — не искать правду таким путем.
Лучше и правильнее сесть на «пенек», съесть «пирожок» и осознать суть всего произошедшего.
Для этой цели предлагаю свои помогающие вопросы:
— Для чего я выбрала оказаться в данном конфликте?
— В чем суть скрытой выгоды от данного конфликта?
— Чему меня научил этот опыт?
— Какие уроки я извлекла из этой ситуации?
— Что хочу в будущем изменить в своей жизненной стратегии, при достижении
желаемого результата?
Уверяю!
Если в своих ответах Настя не будет врать самой себе, то она очень быстро увидит скрытую для себя выгоду (а выгода точно есть). И это ей поможет достаточно быстро скорректировать данную ситуацию.
При этом совсем не требуется разборка с обидчиками. Коррекция эмоциональной реакции, за счет снятия внутреннего напряжения позволит посмотреть на данный конфликт более свободно и с разных сторон. А это значит, что и решение может прийти не тривиальное.
И если еще себя наполнить новым желанием, то и особых действий не потребуется.
Вселенная сама сделает 80% за человека нужные действия. А оставшиеся 20% потраченные на реализацию задуманного принесут легкий и радостный результат.
На десерт хочу сделать еще один акцент.
Важно знать и понимать, что внешний мир – это всегда наши зеркала. Именно они отражают суть наших внутренних «ребусов», конфликтов. Которые мы несем в глубине своего сознания. И, которые очень сильно связаны с нашей прошлой историей. Но в силу разных причин мы или не осознаем этого. Или осознанно не хотим прикасаться к этому неприятному своему прошлому.
Например, как согласиться женщине с тем, что на нее кричит мужчина. Ведь в такие минуты она даже мысли не допускает, что в этом «зеркале» она видит исключительно свое отражение. Ведь это ее внутреннее недовольство, чем – то или кем – то отразил данный мужчина.
Равно, как и Насте сейчас трудно согласиться с поставленной двойкой. Ее мир убеждений не соглашается с тем, что «зеркало» учительницы, отразило ее глубинное несогласие с поведением учителя и системой в целом.
Вот почему ученики сознательно и бессознательно борются с этой системой. И прежде всего, своим нежеланием учиться.
Только перфекционизм (синдром отличника) – это тоже одна из разновидностей этой борьбы и несогласия. Только в более завуалированной форме.
Поэтому до тех пор, пока мы ищем виновных в своих бедах во внешнем мире. Не берем ответственность за произошедшее на себя. Мы всегда будем жертвами, пребывающими в вечной борьбе.
Ну, а вы, как всегда не верьте мне.
Просто проверяйте на собственном опыте.
И смело делитесь своими наблюдениями и полученными результатами.
А сейчас я говорю пока и до новых встреч.
С вами была Пеняйчева Любовь.
www.konfliktus.ru
Реферат: Школьные конфликты
Школьные конфликты
Содержание
школьный конфликт дисциплина ученик
Введение
. Понятие школьных конфликтов
. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика
. Рекомендации по предупреждению школьных конфликтов
Заключение
Список литературы
Введение
Школа — это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками — грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…».
Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.
Второй центральный конфликт «ученик — учитель». Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования.
Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.
Целью данной работы будет изучение конфликтов в школьной среде.
В процессе ее достижения предполагается решение ряда задач:
рассмотреть понятие школьных конфликтов;
изучить уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностику;
дать рекомендации по упреждению школьных конфликтов.
Объектом данной работы являются конфликтные ситуации в процессе обучения.
Предметом, соответственно, будет значение и роль конфликтных ситуаций.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Понятие школьных конфликтов
Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни — между людьми, социальными группами, классами, государствами.
Конфликт (лат. coflic us — столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.
В книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» приводится такое определение конфликта: «Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».
Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Мы в своей работе рассмотрим школьный конфликт. Конфликт в школе — явление многоплановое.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.
Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых — школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.
Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.
Период №1:
Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция. Из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1,5 года.
Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.
Период №2:
Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.
Период №3:
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.
Период № 4:
Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.
Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: «Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!» Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.
Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.
В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт — это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации.
Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.
Существуют различные уровни развития конфликтных ситуаций, подробнее их мы рассмотрим во втором параграфе.
2. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика
Выделяют следующие уровни развития конфликтных ситуаций:
. Низкий уровень — деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы.
Тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым.
. Средний уровень — непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон — обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление.
. Высокий уровень — продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.
Есть разные способы диагностики уровня конфликтности личности. В качестве примера мы приведем следующий тест.
Выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа на вопросы и запишите его, например, в таком виде: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
. Вы склонны к доминированию, то есть Вы подчинить своей воле других?
А — Нет.
Б — Иногда.
В — Да.
. Знаете ли Вы тех людей в коллективе, которые Вас побаиваются, а возможно ненавидят?
А — Да.
Б — Затрудняюсь ответить.
В — Нет.
. Кто Вы в большей степени?
А — Умиротворяющий.
Б — Принципиальный.
В — Предприимчивый.
. Часто ли Вам приходится выступать с критическими суждениями?
А — Часто.
Б — Периодически.
В — Редко.
. Что для Вас было бы на первом месте, если бы Вы возглавили новый коллектив?
А — Создал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в нее целеобразности.
Б — Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.
В — Советовался и общался бы с людьми.
Г- Начал бы размышления о монархии в России или как на Руси хорошо живется
. В случае неудач, какое для Вас состояние наиболее характерно?
А — Пессимизм.
Б — Плохое настроение.
В — Обида на себя.
. Вы отстаиваете и соблюдаете традиции Вашего коллектива?
А — Да.
Б — Скорее да.
В — Нет.
. Готовы услышать горькую правду о себе, сказанную в глаза?
А — Да.
Б — Скорее да.
В — Нет.
. Какие качества Вы стараетесь изжить в себе?
А — Раздражительность.
Б — Обидчивость.
В — Нетерпимость к критике в свой адрес.
. Кто Вы в большей степени?
А — Независимый.
Б — Лидер.
В — Генератор идей.
. Каким человеком считают Вас друзья?
А — Экстравагантным.
Б — Оптимистом.
В — Настойчивым.
. С чем Вам чаще всего приходится бороться?
А — Несправедливостью.
Б — Бюрократизмом.
В — Эгоизмом.
. Что для Вас наиболее характерно?
А — Недооценивание своих способностей.
Б — Объективная оценка своих способностей.
В — Переоценивание своих способностей.
. Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми?
А — Излишняя инициативность.
Б — Излишняя критичность.
В — Излишняя прямолинейность.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество набранных Вами баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.
-17 баллов — очень низкий уровень конфликтности.
-20 — низкий уровень конфликтности.
-23 — уровень конфликтности ниже среднего.
-26 — уровень конфликтности несколько ниже среднего.
-29 — средний уровень конфликтности.
-32 — уровень конфликтности несколько выше среднего.
-35 — уровень конфликтности выше среднего.
-38 — высокий уровень конфликтности.
-42 — очень высокий уровень конфликтности.
3. Рекомендации по предупреждению школьных конфликтов
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть приведены к следующему:
. Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако, совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
. Согласовать процедуру разговоров. Определить, где, когда и как начнутся «переговоры», т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Заключение
Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.
Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник — достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: «Ничего, переживет и не только это еще переживет». Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.
Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. «Школа без дисциплины, что мельница без воды» — отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную «демократией», в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.
Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.
Список литературы
1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. — М.: Просвещение, 1991.
. Чарльз Ликсон «Конфликт. … Семь шагов к миру. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997 — (Серия «Гений общения»).
3. Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Моногр. — Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2002. — 124 с. — Библиогр.: 134 назв.
. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 211-212.
. Н.М. Коряк и Ф.М. Бородкин и «Внимание, конфликт». СПб., 1994.
Теги: Школьные конфликты Реферат Психология
dodiplom.ru
Школьные конфликты: виды и пути решения
Ежедневно в школе встречаются сотни людей – взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Каждая конкретная ситуация решается в индивидуальном порядке, со своей стратегией. За основу решения конфликта берутся, в первую очередь, основания, на которых он построен.
Назад к статьям
Школьные конфликты: виды и пути решения
Содержание
Общая формула поведения
Каждая конфликтная ситуация в школе – это следствие разности восприятий. Поэтому общая формула поведения для решения конфликта основана не только на выявлении причин возникновения разногласий, но и на умении правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства. Возникшую ситуацию необходимо проанализировать, затем постараться мягко снять возникшее между сторонами психологическое напряжение и только после этого можно начинать искать пути и методы решения конфликта.
Ценностные конфликты
Распространенные формы. Самыми распространенными формами таких конфликтов являются споры между образовательными и воспитательными ценностями родителей и педагогов, а также расхождения во взглядах администрации школы и отдельных учителей. Например, родители придерживаются жесткой модели воспитания, желая таким образом добиться от ребенка послушания, а учитель старается развивать способность к свободному самовыражению. Другим вариантом ценностного конфликта могут быть разногласия между мировоззрениями детей, особенно в подростковом возрасте.
Пути решения. Решить ценностный конфликт какими-либо психотерапевтическими методами не получится. В этом случае нужно постараться наладить диалог между сторонами. Если это не удается, то единственным выходом из ситуации будет организация учебного процесса таким образом, чтобы люди контактировали преимущественно с теми, кто близок им по ценностным ориентациям. Это позволит избежать возникновения разногласий в заведомо спорных областях.
Решить ценностный конфликт какими-либо психотерапевтическими методами не получится. В этом случае нужно постараться наладить диалог между сторонами.
Личностно-психологические конфликты
Распространенные формы. Такие конфликты могут возникать между сверстниками (внутривозрастные или межвозрастные), между учениками и педагогами, между педагогами и родителями. Самыми распространенными, как среди учителей, так и среди школьников, являются конфликты по принципу «не сошлись характерами». В большинстве случаев они связаны со стремлением к самоутверждению и борьбой за лидерство, часто проявляются в виде агрессии.
Пути решения. Для решения таких конфликтов требуется психологическая корректировка. В подобных случаях эффективными будут специальные тренинги, групповые и/или индивидуальные курсы терапии.
Ресурсно-средовые конфликты
Распространенные формы. Сама организация образовательного процесса является потенциально конфликтной и обычно связана с дефицитом необходимых для этого ресурсов. Спорные ситуации могут возникать между родителями и педагогом, между педагогом и учениками, между педагогом и администрацией. Наиболее часты такие конфликты в общеобразовательных школах, так как в них обычно остро, в отличие от частных учебных учреждений, ощущается нехватка необходимых материалов.
Пути решения. В большинстве случаев для разрешения ресурсно-средового конфликта достаточно изменения подхода к организации среды образования. Она должна быть более грамотной и обдуманной.
tenoten-deti.ru