История психологии. Большая российская энциклопедия
Научные отрасли
- Области знаний:
- История психологии
- Область знания:
- Психология
Исто́рия психоло́гии, отрасль психологической науки, задачей которой является реконструкция процесса становления и развития психологического знания в рамках философии и отдельных наук о человеке, а также как самостоятельной научной дисциплины от Античности до наших дней. Продолжительность этого процесса составляет более 25 веков. При этом история психологии – не простая хроника или перечень научных достижений. Для понимания исторических фактов требуется выявление закономерностей и детерминант, определяющих развитие психологических взглядов. Их объяснение составляет важнейшую задачу истории психологии.
Подходы к описанию истории психологии
В психологической науке сложились различные подходы к изложению истории психологии. Э. Боринг для объяснения развития науки использовал понятие «Zeitgeist» («дух времени»), характерной для каждого исторического периода атмосферы мнений, под влиянием которой находится мышление каждого конкретного исследователя. Открытие делается только тогда, когда для него подготовлено время. В истории науки имеются факты синхронных открытий, для которых доказано, что они не являются заимствованиями (законы Р. Бойля и Э. Мариотта для газов, исчисления бесконечно малых величин И. Ньютона и Г. Лейбница, теория эмоций У. Джеймса и К. Ланге и др.). Такие открытия и объясняются духовным климатом эпохи.
Вариантом подхода Zeitgeist является парадигмальная теория Т. Куна. Согласно этой теории, социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун. 1977. С. 11). Возникающие внутри данной парадигмы аномалии – факты, несовместимые с этой парадигмой, – могут привести к кризису в науке и последующей научной революции, в результате которой на место ставшей неадекватной парадигмы приходит новая. Понятие парадигмы широко используется в психологии. Однако возможность его применения к описанию историко-психологического процесса оценивается специалистами сдержанно, а часто и отрицательно, поскольку факты истории нашей науки не укладываются в схему Куна и наличие общепризнанной парадигмы на каком-либо этапе её развития отрицается.
В то же время попытки выявить общие основания и установки, которые влияли на развитие психологии на протяжении всей её истории, составляют устойчивую тенденцию в методологии историко-психологических исследований. В качестве таких установок разные авторы усматривали различные биполярные оппозиции: детерминизм – индетерминизм, элементаризм – холизм, эмпиризм – рационализм и др. Через призму этих оппозиций нередко производится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий. Этот подход, хотя и выделяет некоторые характеристики психического, не создаёт целостного исторически конкретного образа психологии как науки на каждом из этапов её развития.
На более целостное представление исторического процесса направлено описание истории с помощью понятия научной школы. Одним из первых этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии 20 в. (Woodworth. 1931). Им было выделено восемь наиболее известных психологических школ: структурная психология, функциональная психология, ассоцианизм, психоанализ, персоналистическая и организмическая психология, целевая или гормическая психология, бихевиоризм, гештальтпсихология. По отношению к каждой школе были описаны разрабатываемые в ней проблемы, приёмы и методы исследования и т. д.; отмечена тенденция к размыванию границ между школами.
Ещё один подход к описанию истории получил название «теория великих людей». Его предложил английский историк и философ 19 в. Т. Карлейль. Согласно этому подходу, история – как гражданская, так и научная – делается великими людьми, такими как Цезарь, Наполеон, Галилей, Ньютон. «История мира – это … биографии великих людей», – так выразил свой взгляд на значение личности в истории Карлейль (Карлейль. 2008. С. 19). Историю психологии в русле этого подхода изложил американский учёный Р. Уотсон (Watson. 1963).
Рассмотренные подходы в области методологии истории психологии позволяют выявить реальные закономерности в развитии психологических знаний. По-видимому, невозможно понять прошлое без представлений о духовном контексте, без изучения биографий великих учёных, без сопоставления объективного и субъективного подходов, без различения атомизма и холизма и т. п. Однако взятые изолированно один от другого эти подходы не охватывают историко-психологический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант. Неслучайно поэтому в ряде руководств по истории психологии авторы предпочитают эклектическую позицию и используют элементы всех подходов в своих конкретных исторических исследованиях.
История психологии в России
В России начиная с 19 в. выходили капитальные труды по историографии психологии (М. И. Владиславлев, Ф. А. Зеленогорский, М. М. Троицкий, Е. А. Бобров, А. Казанский, В. Н. Ивановский и др.). Основы отечественной теории историко-психологической науки были заложены Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, Б. Г. Ананьевым, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальпериным, А. А. Смирновым. Труды историков психологии О. М. Тутунджяна, В. А. Роменца, М. С. Роговина, М. В. Соколова, А. А. Никольской, Е. А. Будиловой внесли большой вклад в разработку методологии историко-психологических исследований.
В. А. Роменец представил историю научной психологии в связи с историей культуры. Им выделен ряд крупных историко-культурных и психологических тем и прослежена их эволюция. Впервые подробно рассмотрен наименее изученный в отечественной науке процесс развития психологии в Средние века, особенно патристическое направление на территории будущей Украины в 13–15 вв. На основе разработанной им методологии автор создал ряд учебных пособий по истории всемирной психологии (опубликованы в основном на украинском языке), прекрасно иллюстрированных копиями подлинных рисунков соответствующей эпохи.
О. М. Тутунджян разрабатывал теоретические проблемы историографии, уделяя особенное внимание периодизации, в частности периодизации истории отечественной психологической мысли.
В работах А. В. Петровского освещаются события советского периода истории отечественной психологии во всей их сложности и в контексте социальных условий, впервые в научной литературе даётся объективная оценка педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других течений советской психологии.
Значительный вклад в отечественную историю психологии внёс М. Г. Ярошевский. Он разработал метод категориального анализа, сформулировал важнейшие принципы историко-психологического исследования: детерминизма, развития и системности.
Исследования по истории психологии были продолжены в работах Л. И. Анцыферовой, В. А. Якунина, В. А. Кольцовой, Т. Д. Марцинковской.
Принципы, методы и периодизация являются наиболее трудными проблемами в истории психологии, поскольку исследуемая в этой дисциплине реальность недоступна для эксперимента, этого признанного метода в области естественно-научного познания. При изучении истории требуются другие методы анализа, совокупность которых вслед за известным историком М. Блоком можно назвать «ремеслом». Они позволяют подойти к объяснению трансформаций в трактовке предмета и методов, которые претерпевает психологическое научное познание. Именно трансформации в трактовке этих центральных вопросов образуют содержательную основу для периодизации истории психологии от её возникновения в Античности до наших дней.
Ждан Антонина НиколаевнаДата публикации: 27 сентября 2022 г. в 17:22 (GMT+3)
История психологии — Французская психологическая школа (Шарко, Льебо, Рибо, Жане). Описательная психология.
« Предыдущий вопрос
Функционализм. Основные характеристики.
Функционализм — направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособл
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Причины и сущность и значение методологического кризиса.Появление несколь¬ких предметов пси¬хологии. Вначале -элементы психики (структурализм), функции пс
Французская психологическая школа, не отрицая основных положений традиционной психологии, в центр своего внимания поставила исследование тех факторов, которые определяют содержание психики. Они впервые стали серьезно изучать роль социального окружения в процессе становления психики, а также разнообразные формы отклонений от нормы. Изучение патологических вариантов психического развития, так же как и данные об особенностях становления психики в разных культурах, стали важнейшими методами, дающими материал для понимания объективных закономерностей психической жизни.
Шарко изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, а также различные (в том числе хронические) заболевания нервной
Работы Шарко имели огромное значение для становления психологической науки, недаром среди его учеников были многие выдающиеся психологи: П. Жане, Ж. Дежерин, 3. Фрейд, В. М. Бехтерев.
Однако основателем французской школы психологии по праву считается другой выдающийся ученый, Т. Рибо (1839-1916). В 1885 г. он стал профессором Сорбонны, а в 1888 г. — профессором в Коллеж де Франс, одном из самых престижных учебных заведений Франции, где специально для Рибо была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую он возглавлял до 1902 г., передав ее впоследствии П.Жане. П.Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами — разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики
Школой в Нанси руководил А.Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении различных соматических и невротических заболеваний, добиваясь значительных терапевтических результатов. Исследуя природу гипноза, Льебо выдвинул свою концепцию, в которой рассматривал гипноз как внушенный сон.
Психология: определение, цели, специальности, школы, история
Что такое психология?
Психология изучает ненормальное поведение, то, как мозг и нервная система влияют на наше поведение и контролируют его, как мы ощущаем и воспринимаем мир, что нами движет, что происходит, когда мы спим, как развивается и меняется сознание ребенка и многое другое более.
4 цели психологии
Первый шаг — описать, что произошло, иногда пытаясь описать или назвать и классифицировать поведение путем наблюдения. Следующий шаг — объяснить, почему произошло такое поведение. Обнаружение и понимание психических процессов или поведения
8 основных специальностей в области психологии
Клиническая: Интеграция научной теории и клинических знаний с целью понимания, предотвращения и облегчения психологически обусловленного дистресса или дисфункции, а также для улучшения субъективного благополучия и личностного развития .
Консультации: Перекликается с клинической психологией, но обычно работает с менее серьезными проблемами адаптации, включая супружеские, поведенческие или академические.
Биопсихология, неврология: Исследует взаимосвязь между биологией, поведением и психическими процессами, в том числе то, как физические и химические процессы влияют на структуру и функции мозга и нервной системы.
Когнитивная психология: Изучает «высшие» психические процессы, включая мышление, память, интеллект, творчество и язык.
Психология развития: Изучает ход роста и развития человека от зачатия до смерти.
Педагогическая и школьная психология: Изучает процесс обучения и способствует интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию детей в школьной среде.
Гендерная и/или культурная психология: Исследует, чем мужчины и женщины и разные культуры отличаются друг от друга и чем они похожи.
Социальная психология: Исследует роль социальных сил и межличностного поведения, включая агрессию, предрассудки, любовь, помощь, соответствие и отношения.
Что такое научный метод?
Он проводит расследование, а затем собирает результаты, пока вы не придете к заключению. Шаг 1: Обзор литературы и неформальные вопросы. Шаг 2: Разработка проверяемой гипотезы (должна быть определена операционно). Шаг 3: Спланируйте исследование и соберите данные. Шаг 4: Проанализируйте данные и примите или отклоните гипотезу. Шаг 5: Публикуйте, тиражируйте и запрашивайте научную оценку. Шаг 6: Постройте теорию.
Четыре основных метода психологических исследований
Экспериментальные исследования, описательные исследования, корреляционные исследования и биологические исследования.
Основные исследовательские и этические вопросы
Экспериментальная систематическая ошибка, этноцентризм, систематическая ошибка выборки, случайная/репрезентативная выборка, случайное распределение и систематическая ошибка участников.
Исторические корни области психологии
До того, как психология стала отдельной научной дисциплиной, изучение того, почему люди действуют так, а не иначе и чем один человек отличается от другого, относилось к области философии. Только в 1879 году была основана первая психологическая лаборатория.что психология как наука официально началась.
Шесть основных психологических школ прошлого
1. Экспериментальная психология: Вильгельм Вундт.
2. Структурализм: Эдвард Титченер.
3. Функционализм: Уильям Джеймс и Джон Дьюи.
4. Психоанализ/психодинамика: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни.
5. Бихевиоризм: Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
6. Гештальт-психология: Макс Вертхаймер, Вольфганг Колер и Курт Коффка.
Основные перспективы современной психологии
1. Психоанализ/психодинамика: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни.
2. Бихевиоризм: Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
3. Гуманистический: Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.
4. Когнитивные: Жан Пиаже, Альберт Эллис, Альберт Бандура, Роберт Штернбург и Говард Гарднер.
5. Неврология/биопсихология: Йоханнес Мюллер, Карл Лэшли, Дэвид Хьюбел, Джеймс Олдс, Роджер Сперри и Кэндис Перт.
6. Эволюционисты: Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Э. О. Уилсон и Дэвид Басс.
7. Социокультурный: Джон Берри, Патрисия Гринфилд и Ричард Брислин.
За пределами школ психологии 1: цифровой анализ Psychological Review, 1894-1903
. 2013 Весна;49(2):167-89.
дои: 10.1002/jhbs.21592. Epub 2013 20 февраля.
Кристофер Д. Грин 1 , Инго Файнерер, Джереми Т. Бурман
принадлежность
- 1 Факультет психологии Йоркского университета, Торонто, Канада. [email protected]
- PMID: 23426740
- DOI: 10.1002/jhbs.21592
Кристофер Д. Грин и соавт. J Hist Behav Sci. 2013 Весна.
. 2013 Весна;49(2):167-89.
дои: 10.1002/jhbs.21592. Epub 2013 20 февраля.
Авторы
Кристофер Д. Грин 1 , Инго Файнерер, Джереми Т. Бурман
принадлежность
- 1 Факультет психологии Йоркского университета, Торонто, Канада. [email protected]
PMID: 23426740- DOI: 10.1002/jhbs.21592
Абстрактный
Традиционно американская психология на рубеже двадцатого века представлялась как соревнование ряда «школ»: структурализма, функционализма, бихевиоризма и т. д. Но это только один из способов, которым может быть определена «структура» дисциплины. задумал. Большинство психологов не принадлежали к какой-либо конкретной школе, но они все же работали в рамках разрозненных интеллектуальных сообществ, поэтому их работа была частью неявного психологического «жанра», если не формализованной «школы». В этом исследовании мы начали процесс обнаружения основных жанров американской психологии на рубеже двадцатого века, взяв полный корпус статей из журнала Psychological Review за первое десятилетие его публикации и проведя статистический анализ словарей.
они использовали, чтобы увидеть, какие группы статей возникли естественным образом. Хотя традиционная функционалистская школа была среди обнаруженных нами кластеров, мы также обнаружили отдельные исследовательские традиции, связанные с темами цветового зрения, пространственного видения, философии/метатеории и эмоций. Кроме того, мгновенные кластеры, соответствующие важным дискуссиям (например, гипотеза изменчивости), появлялись в определенные годы, но не появлялись в другие.© 2013 Wiley Periodicals, Inc.
Похожие статьи
Строительные блоки психологии: о переделывании невыполненных обещаний ранних школ.
Гозли Д.Г., Дэн В.С. Гозли Д.Г. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2018 март; 52 (1): 1–24. doi: 10.1007/s12124-017-9405-7. Integr Psychol Behav Sci. 2018. PMID: 29063441 Обзор.
За пределами школ психологии 2: цифровой анализ психологического обзора, 1904-1923 гг.
Зеленый CD, Feinerer I, Burman JT. Зеленый компакт-диск и др. J Hist Behav Sci. 2014 Лето; 50(3):249-79. дои: 10.1002/jhbs.21665. Epub 2014 9 июня. J Hist Behav Sci. 2014. PMID: 24911464
В поисках структуры ранней американской психологии: Networking Psychological Review, 19.09-1923.
Зеленый CD, Feinerer I, Burman JT. Зеленый компакт-диск и др. Историк психол. 2015 май; 18(2):196-204. doi: 10.1037/a0039013. Историк психол. 2015. PMID: 26120920Дарвиновская теория, функционализм и первая американская психологическая революция.
Зеленый компакт-диск. Зеленый компакт-диск. Я психол. 2009 г., февраль-март; 64(2):75-83. doi: 10.1037/a0013338. Я психол. 2009 г.. PMID: 19203139
Изучение принятия и сопротивления эволюционной психологии.
Фитцджеральд С.Дж., Уитакер М.Б. Фитцджеральд CJ и др. Эвол Психол. 2010 7 июня; 8 (2): 284–96. Эвол Психол. 2010. PMID: 22947797 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Строительные блоки психологии: о переделывании невыполненных обещаний ранних школ.
Гозли Д.Г., Дэн В.С. Гозли Д.Г. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2018 март; 52 (1): 1–24.