Шульца аутотренинг – Аутогенная тренировка — Википедия

Аутотренинг по методу Шульца и медитация

Хочу рассказать об одной из базовых и основных форм аутотренингов – аутогенной тренировке по методу Шульца. Ко всему прочему, это моя любимая форма аутотренингов, так как имеет много общего с другой важной практикой для саморазвития – медитацией, к которой я отношусь с большим интересом уже продолжительное время.

За все время моего изучения теории и практики АТ и медитации я пришел к выводу что по своей сути эти практики очень схожи, они имеют близкие к друг-другу цели, методы и способы реализации. Особенно эта идентичность проявляется если сравнивать медитацию и аутогенную тренировку за методом Шульца.

Основная задача человека при использовании этих практик – концентрироваться на каком-то предмете, стараясь при этом не отвлекаться ни на что другое. Это может быть концентрация на стуке сердца, ритме дыхания, пламени свечи, спокойной музыке или даже на приятном запахе. Концентрироваться можно также на абстрактных вещах – на какой-то мысли, на воображении какого-то предмета или явления, или просто на пустоте.

Объектов для концентрации на начальных этапах практики может быть несколько, это даст возможность мозгу привыкнуть к такому типу релаксации, и он без лишнего стресса будет готов перейти к более сложным формам этой аутогенной тренировки.

Лично я, когда только знакомился с АТ и медитациями, использовал для своих практик как музыку (для меня отлично подошли звуки буддийских мантр), так и запахи (эфирные масла в аромалампе отличный вариант для этого) и внешний предмет (свеча от аромалампы). Не стоит преждевременно изолировать себе от любых внешних раздражителей – это может довольно стрессово для мозга и у вас останется негативный опыт от такой практики. Правильным вариантом будет постепенное сокращение раздражителей, вплоть до концентрации всего на одном единственном предмете. Тот же совет и с продолжительностью данных практик – начинать стоит с малого, минут 5-10 будет достаточно для того чтобы ваш мозг настроился на новый метод релаксации и совершенствования.

Поза для занятий может быть разнообразной, главное чтобы она была удобной и свободной, но не такой чтобы дала вам уснуть. В практике медитации рекомендуется особая поза – «поза Лотоса». В этой позе центр тяжести тела сбалансирован и человек без особо труда может сидеть на одном месте никуда не опираясь и никуда не опрокидываясь. Но стоит сказать что для этой позы нужна определенная гибкость, поэтому для начинающих лучшим вариантом будет сидеть «по-турецки».

Все вышеупомянутое характерно как для классических техник медитации, которые используют, например, буддисты и индуисты, так и для практик АТ, особенно практик по методу Шульца. Разница больше в теоретическом объяснении этих практик и результатов от них. Медитации по сегодняшний день остаются религиозно окрашены, в то время как техники АТ опираются на научную теорию и более нейтральны. Но это не отменяет того факта, что занимаясь медитациями или АТ, вы в любом случае получите схожий, позитивный и благотворный эффект от них.

autotrening.su

СЕКРЕТЫ АУТОТРЕНИНГА ШУЛЬЦА. Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного

СЕКРЕТЫ АУТОТРЕНИНГА ШУЛЬЦА

Берлинский психиатр Йоган Шульц в 1932 году создал замечательную систему аутогипноза, которую он назвал «аутогенная тренировка». Прошло много лет, психотехника Шульца усовершенствована и сегодня применяется в следующих целях:

1. Повышение нервно-психической устойчивости в стрессовых и экстремальных условиях.

2. Повышение уровня сохранности и развития здоровья, уменьшения аварийности и травматизма.

3. Повышение качества и производительности умственного и физического труда.

4. Повышение качества учебы и сокращение сроков всех видов обучения.

5. Устранение психофизиологических причин отрицательного психолого-производительного климата на предприятиях и в организациях.

6. Повышение качества борьбы с вредными привычками, психологическими срывами, нервным и физическим переутомлением.

7. Профилактика нервно-психического напряжения и нервно-психических заболеваний.

Источниками аутогенной тренировки (АТ) можно считать три различных направления в истории человеческой культуры. Это приемы индийской народной медицины, учение о гипнозе и учение о самовнушении.

За последние 30 лет АТ получила очень широкое распространение как у нас, так и за рубежом в различных модификациях и вариантах. Интерес к методу, начиная с 50-х годов нашего столетия, неуклонно возрастает. Книга одного из создателей аутогенной тренировки И. Шульца (1884-1970 гг.) вышла в 1966 году двенадцатым изданием.

По его данным только в ФРГ не менее 15 000 человек с успехом применяют этот метод. В США число лиц, применявших аутогенную тренировку, достигало 1 000 000 человек.

В 60-е годы первые исследования по аутогенной тренировке появились в нашей стране; была переведена книга Клейнзорге и Клюмбиеса «Техника релаксации».

На IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров (1963 г.) аутогенная тренировка была рекомендована для включения в комплексную психотерапию: Симпозиум по аутогенной тренировке, проходивший в декабре 1967 года в Ленинграде, показал, что этим методом широко пользуются в ряде клиник Советского Союза.

На заседании Ленинградского общества невропатологов и психиатров, посвященном проблемам аутогенной тренировки (в сентябре 1970 г.), обсуждались не только терапевтические возможности метода, но и вопросы применения метода в комплексе профилактики профессиональных заболеваний на производстве, использования его в спорте и в психофизическом обучении военнослужащих.

Применение аутогенной тренировки в лечебных учреждениях за последние годы показало возможность использования ее в плане социально-профилактического аспекта психотерапии. Овладение собственными эмоциями, тренировка воли, памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей Нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету – это именно те, вырабатываемые аутогенной тренировкой качества нервной системы, в которых нуждается каждый специалист, занятый в особенно сложных и напряженных по нервно-психическим условиям Профессиях. Отсюда вытекает очень важное прикладное значение аутогенной тренировки. Коррекция с помощью этого метода неблагоприятных индивидуальных психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, медлительность, снижение внимания и т.д.) и чрезмерных вегетативно-сосудистых сдвигов, наряду с психопрофилактической направленностью, может, несомненно, ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе «человек-машина».

Большой вклад в научное переосмысление теории АТ принадлежит таким крупным русским ученым, как Свядощ, Мясищев, Рожнов, Либих, Ромен, Беляев и др. Ведущие психотерапевты страны считают аутогенный тренинг одним из важнейших психотерапевтических методов. По АТ написано множество научных работ, статей, методических писем. Методу АТ обучают широкие массы населения, используя средства коммуникации: радио, телевидение, печать.

Что должен знать обучающийся аутогенной тренировке, приступая к занятиям?

АТ – очень важная психотерапевтическая методика. Это система саморегуляции различных психических и физиологических функций.

Рост популярности метода среди врачей различного профиля, все продолжающееся расширение сферы применения аутогенной тренировки объясняются тем, что главнейшее звено метода заключается в возможностях восстановления нервной регуляции многих физиологических процессов. Среди методов психотерапии аутогенная тренировка занимает особое место, так как, применяя ее, тренирующийся сам активно включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля.

Приемы АТ усваиваются в процессе систематических упражнений, что придает этой методике тренировочный характер. Поскольку такая тренировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать и активирующей личность. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает АТ интеллектуальным и волевым процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

С методической целью АТ условно делится на 4 фазы.

1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов;

2-я фаза – сюжетное воображение;

3-я фаза – самопрограммирование;

4-я фаза – закрепляющая.

Существенным соматическим компонентом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. АТ, позволяя добиваться эффективной релаксации (расслабления) мышц, одновременно приводит и к созданию у тренирующегося чувства покоя, внутреннего равновесия.

Известно, что мышечное напряжение является соматическим компонентом страха и других отрицательных эмоций. Напряженное лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «застывание», оцепенение, нервная дрожь – все это является симптомами психологического стресса. Повседневный опыт и научные наблюдения свидетельствуют о том, что выражение лица, обусловленное напряжением мимических мышц, меняется в соответствии с эмоциональным состоянием. Незначительные его сдвиги сразу же отражаются на ритме и амплитуде дыхательных движений. Примечательно, что расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности (например, расслабление мышц при улыбке). С другой стороны, произвольное расслабление мышц мы ежедневно используем для углубления отдыха, для ускорения засыпания. Мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну; оно отмечается также при пробуждении после освежающего сна.

Физиологическое значение релаксации мышц проявляется: как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность, и как подготавливающий фактор перехода от бодрствования ко сну.

Расслабленная мышца несет в мозг импульсы покоя. Человеческий организм является одной из наиболее совершенных саморегулирующих биологических систем.

Нервная система человека – это сложная высокая дифференцированная биологическая материя, она имеет два отдела: центральную нервную систему и вегетативную нервную систему.

Через центральную нервную систему человек может передавать свои волевые усилия, может по желанию встать, сесть, сделать любое движение, т.е. может управлять своей поперечно-полосатой мускулатурой.

Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы внутренней секреции, кровеносные сосуды и лимфатические сосуды, гладкую мускулатуру. Она также регулирует питание тканей и обмен веществ, и ныне считают, что эта ее функция является наиболее важной в деятельности организма.

Наша эмоциональная жизнь во многом зависит от состояния вегетативного отдела нервной системы, на который на первый взгляд невозможно воздействовать волевым усилием.

Попробуйте, например, приказать: «пусть сосуды на моей руке расширятся» – и ваш приказ не будет выполнен. Но если использовать обратное эмоционально насыщенное сравнение, то сосуды вам подчинятся! Например, используя фразу и образное представление: «моя рука опущена в теплую воду» – можно постепенно реализовать это ощущение.

Важно то, что это не просто субъективное чувство, а объективная физическая сосудистая реакция, которую надо исследовать. Опыты показали, что температура при этом повышается на 3-4 градуса по С.

АТ требует очень серьезного, вдумчивого отношения со стороны обучающегося. Именно тогда в результате обучения формируется так называемая группа рефлексов покоя.

АТ предусматривает также расширение периферических кровеносных сосудов. Необходимо научиться вызывать прилив тепла в конечностях путем расширения сосудов, что также в значительной степени углубляет чувство покоя. Перераспределение крови в организме, которого добиваются с помощью упорных занятий, расширение периферических сосудов в значительной степени влияют на состояние центральной нервной системы, на деятельность мозга.

Мозг функционирует в более спокойном режиме. Аналогичное состояние знакомо каждому. Оно наблюдается после обильного приема пищи, когда часть крови физиологически перераспределяется в организме, т.е. идет на функцию пищеварения.

Итак, 1-я фаза, описанная выше, – это расслабление мышц и расширение сосудов.

В аутогенной тренировке есть 2-я фаза сюжетного воображения, когда рекомендуется на «экране мысленного взора» ярко и образно, в красках, представлять картины леса (реки, озера, березовой рощи). Все это значительно углубляет рефлексы покоя. Наступает глубокий эффективный отдых, который субъективно ощущается как приятная дремота. Нередко наблюдается переход в сои. Эта фаза используется в спорте для обработки психофизиологической модели спортивного действия.

После погружения в глубокое дремотное состояние наступает 3-я фаза – самопрограммирования.

Человеческий мозг имеет одну характерную особенность, когда человек находится в состоянии глубокой дремоты, когда кора головного мозга частично заторможена, центральная нервная система особенно восприимчива к поступающей в нее полезной информации. На этом построено, например, обучение иностранному языку во сне (гипнопедия). При самостоятельных занятиях АТ рекомендуется использование этой фазы для создания оптимального психологического настроя, а также преодоление дурных привычек (например, курения). Для этого достаточно несколько раз коротко, лаконично повторять фразы, направленные на достижение указанной выше цели. Например, при желании добиться хорошего настроения нужно повторять: «я с каждым днем становлюсь спокойнее, крепче, выносливее, сильнее», «я чувствую, каждый сеанс приносит хорошее настроение, спокойный, сон», «желанный покой сохраняется во мне постоянно».

При желании избавления от курения, на фоне глубокой дремоты нужно повторять: «мне противен запах табачного дыма», «мне противен вкус табака», «при курении возникает тошнота, слюноотделение», «мне противно курить».

Каждый из обучающихся, если он добросовестно и прилежно построит этот эксперимент, добьется положительных результатов.

4-я фаза является коротким повторением 1-й фазы – фазы расслабления мышц и расширения сосудов. Дается она в конце сеанса с целью закрепить рефлексы покоя.

Занимаясь АТ, нужно постоянно помнить так называемое «золотое правило»: каждая проговариваемая фраза должна стать вашим ощущением. Это очень важно, в этом физиологическая суть метода. Об этом необходимо постоянно помнить во время проведения самостоятельных занятий по АТ.

Занимаясь АТ, необходимо также знать, что все ощущения, которые вы вызываете (тяжесть, тепло в руках), не являются кажущимися, а представляют сложные физиологические процессы в организме.

С помощью АТ удается регулировать артериальное давление, деятельность желудочно-кишечного тракта и т.д. Поэтому, как отмечалось раньше, АТ является не только профилактическим, но и ценным лечебным методом.

Занятия целесообразно проводить в свободное время (до работы, после работы), чтобы быстрее переключить свой Организм с режима труда на режим отдыха.

Метод АТ позволяет заниматься в любых условиях: лежа на койке, сидя на стульях, индивидуально и небольшими группами.

Заниматься аутогенным тренингом нужно под музыку; желательно, чтобы музыка была классического репертуара, спокойная, методичная, неназойливая, негромкая – она является фоном для сеанса, ее нужно не слушать, а слышать.

Рекомендуются следующие музыкальные произведения: Бетховен – «Лунная соната», Чайковский – «Сентиментальный вальс». Глюк – «Мелодия», Шуман – «Грезы», Сен-Санс – «Лебедь», Шуберт – «Аве Мария», Оффенбах – Баркарола из оперы «Сказки Гофмана».

Для самостоятельных занятий с использованием текста аутогенной тренировки предлагается в качестве пособия «Памятка обучающемуся аутогенной тренировке».

Успех занятий будет зависеть от того, насколько серьезно занимающийся отнесется к овладению аутогенной тренировкой. Таким образом, в овладении АТ большое значение имеет желание, установка на овладение методикой и психологический настрой.

Для облегчения процесса обучения аутогенной тренировке предлагается текст занятий.

При самостоятельных занятиях необходимо помнить следующее: 1. Каждая произносимая мысленно фраза должна стать вашим ощущением, превратиться в ощущение. Это «золотое правило» аутогенной тренировки.

2. Фразы следует произносить медленно, повторяя несколько раз, а в отдельных случаях, когда отвлекают посторонние мысли, – полушепотом, но всегда медленно.

3. Обязательно сохранять структуру сеанса, реализовать компоненты аутогенной тренировки в определенной последовательности:

1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов (руки, ноги, лицо, голова, солнечное сплетение).

2-я фаза – сюжетное воображение.

3-я фаза – самопрограммирование.

4-я фаза – закрепляющая (краткое повторение 1-й фазы).

4. Между каждой фразой нужно делать небольшие паузы, во время которых можно более тщательно проанализировать получаемые ощущения. Паузы между фразами в тексте отмечены знаком (-).

5. Во время отработки каждого последующего компонента можно возвращаться к предыдущему для закрепления ранее полученного ощущения. (Однако если ощущение носит стойкий характер, можно не применять этот прием.)

Приступая к занятиям, нужно подготовить себя к сеансу, занять удобную позу, расслабиться. Далее делается спокойный глубокий вдох и выдох. Глаза закрыты. Занятия можно проводить лежа на спине или сидя в кресле, на стуле.

Медленно произносится текст аутогенной тренировки:

Я настраиваюсь на сеанс, все посторонние мысли отбрасываю

Мои руки тяжелые

Мышцы рук расслаблены

Руки вялые, неподвижные

Медленно разливается свинцовая тяжесть по моим рукам

Мои руки тяжелые

Я успокаиваюсь

Я успокаиваюсь

Ощущение тяжести в руках усиливается и нарастает

Я чувствую, как по моему телу разливается ощущение покоя

Мышцы рук расслаблены

Глаза спокойно закрыты

Дыхание спокойное, ровное

Все посторонние мысли я решительно и спокойно отбрасываю

Постоянно помню «золотое правило» аутогенной тренировки:

Каждая фраза должна стать ощущением

Я чувствую, как по моим рукам все больше разливается свинцовая тяжесть

Тяжесть постепенно усиливается и нарастает

Мои руки тяжелые

Мои руки тяжелые

Я все больше и больше успокаиваюсь

Я чувствую легкую пульсацию в кончиках моих пальцев

Расширяются кровеносные сосуды на моих руках –

В ладони устремляются волны теплой пульсации крови – Ощущение пульсации усиливается и нарастает

Я прислушиваюсь к этому ощущению –

Кончики пальцев пульсируют, заметное тепло согревает мои ладони

Мои ладони теплые, руки как будто опущены в теплую воду

Все глубже и приятнее состояние покоя

Меня ничто не отвлекает –

Я успокаиваюсь

Я успокаиваюсь Руки тяжелые, кончики пальцев пульсируют

Я чувствую приятное тепло и покой

Я успокаиваюсь

Мысленный взор медленно скользит по моим ногам

В моих руках сохраняется вызванное ощущение

На экране мысленного взора я отчетливо и ясно вижу свои ноги

Полностью расслаблены мышцы моих ног

Мои ноги неподвижны, расслаблены –

Я чувствую, как по моим ногам разливается свинцовая тяжесть

Мои ноги становятся тяжелыми, как после длительной пешей прогулки

Ногами не хочется двигать, не хочется шевелить –

Я все больше и больше успокаиваюсь –

Я спокоен(на) Я спокоен(на) Каждая клеточка моего организма наполняется покоем –

Я думаю только о глубоком отдыхе –

Мне приятно чувство желанного покоя –

Я совершенно спокоен(на) –

Я совершенно спокоен(на) –

Полностью расслаблены мышцы моего тела Мне приятно –

Я спокоен(на) –

Я отдыхаю –

Я спокоен(на) Мой мысленный взор медленно скользит по лицу –

Расслаблены мышцы лба –

Мой лоб совершенно спокоен –

Расслаблены мышцы, сводящие брови –

Совершенно спокойны и закрыты мои глаза

Веки тяжелеют

Веки спокойные

Я стараюсь как можно глубже прочувствовать это ощущение

Расслаблены мои щеки –

Расслаблены мои жевательные мышцы –

Расслаблены мышцы губ –

Губы мои слегка разомкнуты

Мышцы моего лица расслаблены –

Мое лицо совершенно спокойно –

Я совершенно спокоен(на)

Приятный покой медленно разливается по моей голове

Мысли текут плавно, замедленно, вяло

Совершенно спокоен мой мозг –

Я безмятежно, спокойно отдыхаю –

Каждая клеточка моего организма, каждый мой нерв наполнен покоем

Меня ничто не отвлекает –

Я абсолютно спокоен(на)

Мой мысленный взор медленно скользит по носоглотке к гортани

Дышится легко и свободно

Я чувствую, как облегчение и покой наполняют мою грудь

Приятный покой медленно разливается по моей груди

Покой окутывает мое сердце Мое сердце работает спокойно и ровно

Волны глубокого покоя медленно разливаются по моему телу

Мои мысли сконцентрированы в подложечной области

Мое солнечное сплетение постепенно теплеет –

Теплая пульсирующая кровь согревает мое солнечное сплетение

Я ощущаю приятное согревающее тепло в подложечной области

Солнечное сплетение струит лучи тепла, покоя по всему телу

Я чувствую легкую пульсацию в солнечном сплетении

Каждый мой нерв наполняется желанным покоем

Я совершенно спокоен(на) –

На экране мысленного взора возникает картина леса –

Я хочу представить лес –

Вижу сочную изумрудную поляну –

Я вижу синее небо

Вижу пышные зеленые кроны деревьев –

У меня хорошее настроение

Я спокоен(на) –

Меня ничто не отвлекает

Я отдыхаю

Я спокоен(на)

Я полностью во власти покоя

Я вижу березовую рощу, стройные березы, покрытые зеленой листвой

Вижу между березами голубое небо

Я вижу лесную поляну, ковер зеленой сочной травы

Я стараюсь представить все это как можно ярче, образнее

Медленно, спокойно скользит мой взор по травинкам, по листикам –

Я спокоен(на)

Я абсолютно спокоен(на)

Проведенный сеанс благотворно действует на мою нервную систему

Я с каждым днем становлюсь спокойнее, выносливее, крепче, сильнее –

Я чувствую, что каждый сеанс аутогенной тренировки приносит хорошее настроение, спокойный сон –

Я совершенно спокоен(на) –

Внутренний покой, даваемый аутогенной тренировкой, становится моим верным спутником

Мысленный взор вновь скользит по моим рукам –

Мои руки тяжелые

Я чувствую пульсацию в кончиках пальцев –

Мои ладони теплые

Мысленный взор скользит по моим ногам

Мои ноги тяжелые, расслаблены –

Спокойно мое лицо –

Спокоен мой мозг

Чувством облегчения и покоя наполнена моя грудь –

Спокойно и ровно работает мое сердце –

Я чувствую тепло в солнечном сплетении –

Я совершенно спокоен(на)

Желанный покой остается, сохраняется во мне постоянно

Делаю глубокий вдох и выдох

Сжимаю каждую руку в кулак –

Снимаю ощущение тяжести –

Меня наполняют волны бодрости, энергии –

Настроение отличное –

Я прекрасно отдохнул(а)

Разжимаю руки

Делаю энергичный вдох и выдох

Открываю глаза –

Занятие окончено.

По вечерам, перед сном каждый занимающийся АТ должен заполнить специальный Протокол самоотчетов, образец которого я прилагаю. Протокол помогает объективно следить за результатами занятий аутотренингом.

ПРОТОКОЛ САМООТЧЕТОВ №

о проводимых сеансах аутогенной тренировки

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Обретение силы через аутотренинг Ф.Шульца


Я всегда с интересом относилась к изучению психологических техник самопомощи, долго изучала их. В последние годы остановилась на аутотренинге. Аутогенная тренировка для меня – это путь к познанию и раскрытию своего внутреннего потенциала. Наиболее приятной практикой для меня стала модель известного берлинского психиатра Ф. Шульца, который предложил очень понятные и простые, на мой взгляд, формулы релаксации. Данная техника очень проста в использовании, уникальна по своей концепции, она помогает мне легче засыпать, разгружать свое сознание от накопившегося груза мыслей за целый день.
Техника включает в себя 4 основных фазы. Хочу рассказать доступно о каждой из них.
1. Первая фаза называется «расслабление». Здесь перед нами стоит задача расслабить мышцы по всем теле. Для этого ложимся на кровать, диван или любую удобную для Вас поверхность. Под голову удобно будет подложить маленькую подушку или валик. Закрываем глаза, делаем длинный вдох и медленный выдох.
Подробное описание погружения в состояние расслабления можно посмотреть, пройдя по ссылке на Ютуб  https://www.youtube.com/watch?v=Tq-lxODOZu8&feature=player_embedded&spfreload=5
Наша с Вами задача успокоиться и привести наше тело к состоянию отдыха.
2. Вторая фаза называется «сюжетное воображение». Ваша задача представить перед мысленным взором картины природы (леса, речки, моря). Необходимо образно, детально, в сочных красках представить элемент природы. Раньше я игнорировала этот пункт, но со временем поняла, что необходимо четко следовать рекомендациям ученых. И тогда я начала представлять море, песчаный берег, чаек, пролетающих над волнами, я мгновенно начинала расслабляться и телесно переживать это удивительное состояние легкости и внутреннего умиротворения. Образ моря – это место моей личной силы. Подумайте, проанализируйте, что для Вас наиболее приятно представлять, а может быть, и вспоминать. Зафиксируйте этот образ. Он Вам будет очень необходим во время аутотренингов. Хочу отметить, что образ обязательно должен быть положительным, вы должны себя конфортно чувствовать. И в своих мыслях Вы должны быть одни в этом прекрасном месте. Друзья, это важно.
3. Третья фаза называется «самопрограммирование». Человеческий мозг устроен так, что в состоянии полудремы наступает угнетение центров активности и нервная система становится в восприимчивой к внушению. Для нашей практики это как раз то, что нужно. Придумываем себе позитивные аффирмации (короткие фразы, без частицы «НЕ» и произносим их про себя, спокойно и уверенно дышим) Примеры фраз, которые я себе говорю: «Мне всегда везет», «Я магнит для здоровья, успеха и процветания», и проч.  Выбираем ясные, четкие, короткие и содержательные фразы.
Приведу Вам список фраз, которые действительно эффективно работают и мне лично очень помогли изменить свою жизнь к лучшему.
Самопрограммирование для здоровья
Я чувствую себя прекрасно
С каждым днем мое здоровье становится все лучше и лучше
Мое тело абсолютно здорово
Каждая клеточка моего прекрасного тела дышит здоровьем
Я с наслаждением вдыхаю чистый воздух, который питает мое тело, насыщает его кислородом
Моя голова легкая и расслабленная
Мои глаза расслаблены и здоровы
Мои уши хорошо слышат
Надбровная точка расслаблена
Мой нос дышит
Мои челюсти расслаблены
Шея здорова и расслаблена
Моя правая рука расслаблена и здорова
Моя левая рука расслаблена и здорова
Моя правая нога расслаблена и здорова
Моя левая нога расслаблена и здорова
Каждый пальчик на моих ногах и руках здоров и расслаблен
Я излучаю энергию здоровья
Мои внутренние органы и системы здоровы и восстановлены.
Сердце здорово, бьется легко и ровно
Мои легкие здоровы
Мой желудок здоров
Мой кишечник работает исправно
Мои почки здоровы
Моя печень здорова
Моя мочеполовая система здорова
Я есть источник здоровья

Такие аффирмации Вы можете дополнять, содержательно наполнять. Составьте свои по нескольким наиболее значимым сферам жизни человека (здоровье, любовь, семья, дети, деньги и проч.) Поверьте это очень увлекательный процесс. Я читаю эти аффирмации по пути на работу или в сложную и напряженную минуту. Так что советую и вам заниматься эмоциональной гигиеной и направлять весь свой поток энергии на созидание. Каждый из нас сам творец своей собственной прекрасной жизни. Если вы проявите терпение и добросовестно отнесетесь к этому пункту аутогенного тренинга, то Вас ждут невероятные результаты, которых Вы обязательно добьетесь за достаточно короткий промежуток времени.
4. Четвертая фаза – закрепляющая, которая включает в себя краткое повторение первой фазы.

Наиболее удачно проводить эту практику перед сном, желательно после контрастного душа. Желаю Вам позитивных достижений в познании себя.

autotrening.su

Высшая ступень аутогенной тренировки. Аутотренинг

Высшая ступень аутогенной тренировки

Аутогенная медитация Шульца

Упражнения низшей ступени (АТ-1) воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций И. Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению от невроза через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис).

Стандартные упражнения низшей ступени аутогенной тренировки Шульц считал лишь подготовкой к основному лечению, высшей ступени – аутогенной медитации – с помощью которой достигается аутогенная нейтрализация. Приемы такого самоочищения Шульц заимствовал из древнеиндусской системы йоги.

Шульц считал, что приступать к упражнениям в аутогенной медитации можно только после того, как тренирующийся научится вызывать ощущения, свойственные упражнениям первой ступени, уверенно и быстро за 20–30 секунд. После этого следует удлинять время «переживания» стандартных упражнений и научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по 1 часу и более. Во время такого переживания («пассивной концентрации») у тренирующегося возникают различные визуальные феномены (облакообразные тени, линии, простейшие формы, цветовые пятна, различные статические и движущиеся объекты и образы). Шульц полагал, что этот подготовительный период к собственно медитативным упражнениям должен занимать 8 месяцев тренировки. Визуальные феномены возникают первоначально еще во время выполнения упражнений стандартной серии.

Дальнейшая подготовка состоит в длительном (30–60 минут) выполнении стандартных упражнений при наличии «раздражающих помех» – яркого света, шума, звучащего радио. Тренирующийся должен научиться, невзирая на помехи, вызывать и удерживать состояние «пассивной концентрации». Это достигается через 17–18 недель тренировки. И только не ранее 20-й недели можно приступать к систематизированной серии медитативных упражнений.

Первое упражнение медитации заключается в фиксации спонтанно возникающих цветовых представлений. После 2–4 недель такой тренировки тренирующийся начинает «видеть» вначале беспорядочно чередующиеся цвета, а затем на фоне перемежающихся цветовых бликов – один какой-либо цвет, доминирующий в поле зрения.

Второе упражнение медитации состоит в вызывании определенных цветовых представлений, «видений» заданного цвета, внушаемого психотерапевтом. Каждый цвет вызывает определенные переживания. Так, например, пурпурный, красный, оранжевый, золотистый и желтый цвета вызывают ощущение тепла. Синий цвет является холодным, голубой вызывает прохладу в области лба; черный и темно-пурпурный ассоциируются с неприятным чувством угнетения и общей тревоги. Второе упражнение осваивается за 2–16 недель. За это время пациенту следует научиться

вызывать у себя заданные цвета и связанные с ними эмоциональные ассоциации.

Третье упражнение медитации заключается в визуализации конкретных предметов. Шульц отмечал, что лишь немногие тренирующиеся могут легко вызывать у себя четкое «видение» конкретных объектов. Большинство представляют себе такие объекты «в общем» или в виде их характерных деталей. Тем не менее, если условия тренировки соблюдаются тщательно, то тренирующийся может научиться «видеть» конкретные предметы уверенно и ясно. Вначале это предметы, возникающие в воображении непроизвольно, а в дальнейшем – заданные объекты. Третье упражнение разучивается после 20–30 недель тренировки. В конце этого периода тренирующийся может «увидеть» среди неодушевленных конкретных предметов и самого себя.

Четвертое упражнение медитации К нему следует переходить после того, как тренирующийся уверенно овладеет «видением» при закрытых глазах. Тренирующийся фиксируется на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п. Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений, строго индивидуальных, но поддающихся определению. Например, «свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии, понятие «детство» вызывает в памяти молоко, «энтузиазм» – образ Жанны д’Арк. Конкретные зрительные образы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявиться подсознательному. Этот этап тренировки длится до 6 недель.

Пятое упражнение медитации. При длительном (30–60 минут) выполнении четвертого упражнения «пассивное внимание» концентрируется на определенных специфических ощущениях – «переживании некоторых ситуаций, связанных с возникновением желаний», «мощных и облагораживающих эмоций». Тренирующийся видит себя на берегу штормового моря или на вершине горы во время восхода солнца. Такие переживания возникают вначале спонтанно, следует научиться вызывать их произвольно и целенаправленно. Во время выполнения пятого упражнения тренирующийся нередко «видит» себя в центре воображаемой ситуации.

Шестое упражнение медитации. По контрасту с такой «эгоцентрической» картиной на следующем, шестом, этапе тренировки тренирующийся должен научиться вызывать образы других людей. Вначале следует концентрировать внимание на сравнительно безразличных образах (почтальон, торговец, шофер автобуса и т. п.), так как отмечено, что визуализация лиц, связанных известными отношениями с тренирующимся (отрицательными или положительными), затруднена. Такие образы возникают труднее и являются неустойчивыми. Однако по мере освоения этого упражнения следует научиться вызывать образы не только «нейтральных» лиц, но и эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных пациенту людей. Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно, карикатурно, то есть их свойства, приятные или неприятные пациенту, подсознательно подчеркиваются, гиперболизируются. Постепенно эти образы становятся все более спокойными, «бесстрастными», смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это служит показателем успешного освоения упражнения, начавшейся «аутогенной нейтрализации». Шестое упражнение считается окончательно освоенным после того, как тренирующийся научится вызывать в своем представлении одинаково «реалистично» как безразличных ему людей, так и симпатичных и неприятных.

В отличие от техники аутотренинга первой ступени описанные шесть упражнений не повторяются; по мере их освоения тренирующийся переходит к следующему этапу медитации. Например, освоив визуализацию конкретных предметов, нет необходимости вызывать бессюжетные цветовые представления.

Седьмое упражнение медитации , названное Шульцем «ответ бессознательного», завершает серию медитативных упражнений и является важнейшим в этой серии. На этой окончательной стадии медитативной тренировки тренирующийся достаточно овладел способностью к «пассивной концентрации», чтобы спросить себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. В ответ на такие вопросы подсознательное отвечает потоком образов, помогающих увидеть себя «со стороны» в разнообразных, в том числе и тревожащих ситуациях. Так возникает ситуация катарсиса, самоочищения и наступает «аутогенная нейтрализация», то есть излечение.

В качестве примера Шульц приводит один из протоколов выполнения седьмого медитативного упражнения. В ответ на вопрос

«Кто я?» тренирующаяся видит себя девочкой-дошкольницей, играющей в песке во время летних каникул. Играет она в одиночестве и у нее возникают мысли, что каждый, в сущности, одинок. Затем тренирующаяся видит своего отца на смертном одре, затем распятого Иисуса Христа, далее – своего друга, которого не видела много лет, различные сценки из прожитой ею жизни. Все эти быстро сменяющиеся картины «удивительным образом формируются в представлении истины» и дают «понимание истинного смысла реальной жизни и моего места в ней».

Приемы аутогенной нейтрализации Шульц заимствовал из древне-индусской системы раджа-йоги. Интересно, что описание упражнений АТ-2 в статье «Высшие ступени аутогенной тренировки и Раджа-йога» Шульц опубликовал раньше, чем сформулировал комплекс упражнений АТ-1. С помощью специально разработанных упражнений АТ-2 он стремился научить своих пациентов управлять эмоциями, оставаться спокойными, гасить волнение, владеть собой в непредвиденных ситуациях, то есть нейтрализовать аффект, успокаиваться.

Но вот интересный факт: упражнения АТ-1 («приготовительный класс», предварительная подготовка) получили широкое распространение во всем мире, а АТ-2, основной, по мнению Шульца, метод психического самовоздействия, ради которого, по его мысли, только и стоит затевать всю тренировку вообще, такого распространения не имеет. АТ-1 в различных модификациях применяется едва ли не во всех странах земного шара, и применяется с бесспорным успехом, а АТ-2 по Шульцу практически не используется ни в нашей стране, ни за рубежом, поскольку все попытки оказались безуспешными. Шульц считал, что нейтрализовать аффект и порождаемый им невроз можно, только изжив его, освободившись от него, «очистившись» от неприятных переживаний. Так же считал и З. Фрейд, разработавший несколько раньше свой метод психоанализа на основе катарсиса («катарсис» по-гречески – очищение).

Приемы, помогающие самоочищению, Шульц заимствовал из древнеиндусской религиозной и философской системы йоги. Сейчас трудно установить, чем руководствовался Шульц, сделав именно такой выбор. Не исключено, что известное влияние на него оказала мода – в начале прошлого века широкое распространение среди так называемой «культурной публики» получили различные мистические и оккультные течения, в том числе и философия йоги.

Именно в эти годы известный представитель школы йоги свами Вивекананда совершил триумфальное лекционное турне по городам Соединенных Штатов и Западной Европы, пропагандируя идеи йоги в противовес узкому «западному рационализму». Отголоски этих идей можно уловить у Р. Роллана, Р. Эмерсона, Дж. Лондона (в романе «Скиталец по звездам» или «Смирительная рубашка» он пытался описать технику, близкую к АТ-2). Приемы йоги использовал и К. С. Станиславский, создавая свою систему. Как бы то ни было, можно предположить, что, заимствуя приемы йоги для своей АТ-2, Шульц исходил из того, как они должны действовать, а не из того, как они действуют на самом деле, то есть его конструкция оказалась умозрительной.

Следует иметь в виду, кроме того, в чем сами йоги видели цель нейтрализации. Понимая жизнь в любых ее проявлениях как цепь страданий, они ставили перед собой задачу избавиться от страстей, привязанностей и тому подобных чисто человеческих «слабостей», обрести «нирвану» и с помощью такого состояния «бытия-небытия» (кстати, никем и никогда еще не достигнутого) избежать жизненных страданий. Даже если предположить на минуту, что такая цель достижима, правомерна ли она для человека, желающего оставаться человеком? Весьма сомнительно. Кто из нас захочет превращаться в бесчувственное бревно?

Приемы АТ-2 по Шульцу учат не бороться с препятствиями, а уходить от них, не укрепляют личность, а делают ее слабее, пассивней.

По мнению Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой и других специалистов в области аутогенной тренировки, приемы АТ-2 по Шульцу оказались терапевтически неэффективными, а попытки приспособить их для лечебной практики – безрезультатными. Авторы убеждены в существенной пользе, которую приносит тренировка первой ступени, как в лечебном, так и психопрофилактическом применении, однако, имея богатейший опыт в практическом применении аутогенной тренировки, они не знали людей, которые при помощи АТ-2 добились бы сколько-нибудь значимых результатов (олимпийского спокойствия, устойчивости к психотравмирующим факторам и т. п.). Более того, они не знали никого, кто сумел бы овладеть АТ-2 или хотя бы изучить этот сложнейший комплекс приемов. Обычно энтузиасты АТ-2 останавливаются на стадии разговоров и намерений, а «достоверные» сведения о чудодейственном влиянии АТ-2 напоминают детскую игру в «испорченный телефон».

Изучение предложенных Шульцем приемов АТ-2 чрезвычайно громоздко и длительно (1–1,5 года). Если соотнести это с минимальным КПД в результате огромной затраты времени и усилий, то станет совершенно понятным, почему АТ-2 не может быть рекомендована для широкого применения. В лучшем случае они окажутся бесполезными, а в худшем – могут спровоцировать зрительные галлюцинации. Г. С. Беляев предлагает другой путь: приняв за основу понятный (и вполне доказанный) курс АТ-1, дополнить и разнообразить его другими упражнениями, имеющими целью тренировки высших психических функций, например упражнениями по моделированию эмоций, применительно к конкретной жизненной ситуации (активирующие, мобилизующие, успокаивающие, «сюжетное воображение», «репетиции успеха».

Аутогенная регуляция эмоциональных состояний

Отечественными авторами (Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова, А. Г. Панов) разработан оригинальный комплекс упражнений высшей ступени аутогенной тренировки. Концепция авторов высшей ступени АТ базируется в первую очередь на данных психофизиологии эмоций. Основными в комплексе АТ являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования эмоций.

Настроение и эмоции человека формируются главным образом под влиянием сведений из внешнего мира, прямых или косвенных. Информацию извне доставляют органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также память, при известных обстоятельствах способная заменить любой из этих органов. Однако эти органы чувств доставляют мозгу различное количество информации и, следовательно, принимают неодинаковое участие в формировании эмоций.

Не менее 80 % информации люди получают с помощью глаз. Не вдаваясь в тонкости физиологии зрения, из этого обилия зрительной информации хотелось бы выделить цвет.

Цвет обладает строго определенным действием на нервную систему даже примитивных по сравнению с человеком живых организмов, например насекомых. Ученые изучали двигательную активность мушек-дрозофил в лучах различных частей спектра. Оказалось, что в красных и оранжевых лучах их активность наибольшая, а в голубых и фиолетовых – наименьшая. Как действует красный цвет на быка, знают не только матадоры. Почему это так, а не иначе, мы не знаем, но определенную закономерность вывести можем.

Вспомним семь цветов радуги в том порядке, в каком они расположены, и присловье, помогающее запомнить этот порядок: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Располагаются они в порядке убывающей длины световой волны – самая длинная волна у красного цвета, самая короткая – у фиолетового.

Установлено, что длинноволновая часть видимого спектра действует возбуждающе (или мобилизующе), а коротковолновая – угнетающе (или успокаивающе). Красный, оранжевый и желтый цвета – цвета активности, а голубой, синий и фиолетовый – цвета покоя. Зеленый цвет нейтрален. Люди чувствуют себя беспокойно в помещениях, оклеенных красными обоями, а в комнатах с темно-синими обоями даже говорить стараются тихим голосом. «Багровый гнев», «тоска зеленая», «серая скука», «голубая мечта» – эти обиходные выражения лишний раз подтверждают, что цвет обладает не только мощным, но и определенным эмоциональным действием. Влияние цвета на эмоциональную сферу можно использовать в АТ.

Но одним только цветом зрительные впечатления человека не ограничиваются. Люди воспринимают и могут репродуцировать с помощью памяти куда более сложные картины. Это также способствует формированию эмоций по определенным правилам. Зная правила, можно их использовать. Находясь в узком стесненном пространстве (ущелье, узкая улица с высокими домами, тесная комната), люди испытывают состояние тревоги. Наоборот, широкие открытые пространства (степь, морской горизонт, просторное небо, широкая площадь), как правило, вызывают чувство покоя и уверенности.

Слух – следующий по значению и объему доставляемой информации орган чувств. Из многообразия звуковых впечатлений выберем музыкальные. Эмоциональное значение музыки бесспорно и общеизвестно. Его учитывали еще древние греки, когда пытались лечить нервные расстройства музыкой. С незапамятных времен в состав воинских частей входят военные оркестры; их задача подбадривать, воодушевлять солдат.

Широко используется музыка в церковной службе. Как много превосходной музыки написали великие композиторы прошлого по заказу церкви! А в наши дни разве не приводят в неистовство аудиторию ритмы современной молодежной музыки? Итак, музыка – генератор эмоций. Как она их вызывает? Мы делим музыку на грустную и веселую, полагая мелодию носителем эмоционального заряда музыки. Это не совсем так. Основной эмоциональный заряд музыки несет в себе ее ритм. Не только бравурный, но и грустный марш возбуждает, а вальс, веселый или грустный, успокаивает. Это хорошо знали создатели джаза, чья музыка в максимальной степени основана на ритме.

В отдельных случаях можно считать, что джазовая музыка – обнаженный ритм, ничего, кроме ритма. Недаром основная фигура в джаз-ансамбле – не скрипач и даже не пианист – исполнители мелодии, а ударник – хранитель ритма.

Ярким подтверждением этой мысли может служить «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, созданный композитором под впечатлением смерти матери. Желая выразить музыкой печаль, Сибелиус так и назвал свое произведение – «Грустный вальс». Но не грусть навевает он на слушателей, а покой; и все психотерапевты, не сговариваясь, включают «Грустный вальс» в программу «Мелодии спокойного сна».

При использовании музыки в качестве средства, вызывающего заданные эмоции, нужно учитывать, что пользоваться проигрывателем или магнитофоном во время тренировок можно не всегда. Чаще человеку приходится вспоминать нужные мелодии. Но вспоминать можно только то, что известно, то есть знакомую музыку.

Нужно знать, что, вспоминая излюбленные мелодии, человек невольно будет вспоминать обстоятельства, при которых он их когда-то слышал. Вот эти-то «вторичные» воспоминания и будут тем рычагом, который может перевернуть его настроение.

Запахи также обладают эмоциогенным действием, не таким сильным и бесспорным, как цвет и музыка, но все же достаточным. Восприятие запахов и их оценка строго индивидуальны. Запах, который раздражает одного, может нравиться другому. Кроме того, с тем или иным запахом может быть связано приятное или неприятное воспоминание, отсюда и отношение к нему.

С целью моделирования настроения авторы разработали «упражнения сюжетного воображения» и так называемые «упражнения самоутверждения».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Аутогенная тренировка по Шульцу: что это такое

Каждый человек обладает навыками индивидуально программировать себя на достижение определенной цели. Некоторым из людей удается самостоятельно погружаться в гипнотическое состояние, через специальные дыхательные техники. Находясь в трансе, личность получает возможность контролировать различные физиологические процессы, протекающие в организме. Техника аутогенных тренировок основываются именно на способности индивидуального погружения в состояние транса для снятия напряжения, восстановления силы или восполнения энергетического заряда. Давайте рассмотрим, что такое аутотренинг в психологии и для чего применяется эта методика.

Аутотренинг (или аутогенная тренировка), по сути, является лёгкой формой гипноза, который человек применяет к себе сам без постороннего вмешательства

Основы аутотренинга

Аутогенная тренировка — это один из методов борьбы со стрессом и восполнения энергетических ресурсов организма. Методика аутотренинга была разработана немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. На основе своих научных исследований, этот ученый проводил различные эксперименты, связанные с погружением в гипноз. Проведенная работа позволила выявить, что находясь в состоянии транса, человек испытывает особые ощущения. Чувство тяжести в мышечных тканях означает расслабленность мышечного корсета, а чувство тепла, разливающееся по телу, способствует притоку крови к поверхности кожи. В основе учения Шульца лежат специальные приемы, которые позволяют добиться активации вышеперечисленных чувств, способствующих полному расслаблению организма.

Изначально аутогенная тренировка по Шульцу подразумевала использование этой практики для лечения невротических расстройств. Однако на протяжении нескольких десятилетий методика приобрела настолько высокую популярность, что начала использоваться в других сферах. На сегодняшний день подобные практики применяются для получения контроля над физическим или эмоциональным состоянием. Положительное воздействие аутотренинга объясняется повышением тонуса определенных отделов, расположенных в вегетативной нервной системе. Трофотропные реакции способствуют снижению влияния стрессовых факторов на психоэмоциональный баланс.

Предназначение аутотренинга

Одной из первостепенных задач использования аутогенных тренировок, является восполнение энергетических ресурсов организма, которые используются в борьбе со стрессовыми факторами. Аутотренинг является своеобразным синтезом йоги и гипноза. Применяя подобные методы можно восстановить равновесие в организме, за счет достижения спокойствия и избавления от стресса. Существует несколько схожих черт аутотренингов и лечебного гипноза. Главное различие этих методик заключается в том, что при аутогенной тренировке человек имеет возможность принимать активное участие в процессе.

Данная психотерапевтическая практика оказывает положительное влияние как на психическое, так и физическое здоровье человека. Для того чтобы добиться стойкого эффекта, следует обратить своё внимание на определенные нюансы. К таким нюансам относятся:

  1. Наличие сильной мотивации, которая заставляет человека добиться намеченной цели.
  2. Способность к полному самоконтролю является важной составляющей этого учения.
  3. Во время упражнений человек должен находиться в удобной позе.
  4. Во время проведения тренировки очень важно сконцентрироваться на внутренних ощущениях, создав необходимые условия для минимизирования влияния окружающих раздражителей.
Методика аутотренинга была разработана немцем Иоганном Шульцем

Применять данную практику рекомендуется людям с нарушениями в работе нервной системы. Реалии современного мира приводят к тому, что человек ежедневно сталкивается с различными стрессовыми факторами, которые увеличивают чувство тревожности и усталости. Основатель аутогенной тренировки говорил о том, что его методика помогает людям адекватно относиться к внешним раздражающим факторам. Принуждение организма к отдыху и расслабление сознания позволяет не только позитивно оценить происходящие события, но и найти выход из конфликтных ситуаций.

Регулярное проведение сеансов аутотренинга позволяет научиться контролировать собственные эмоции, имеющие негативный окрас.

После погружения в состояние гипноза, человек получает возможность контролировать биение сердца, дыхательный ритм и степень напряжения мышечных тканей. Научно доказан факт, что проведение сеанса подобных тренировок способствует снижению уровня холестерина. Многие специалисты рекомендуют обучиться подобным практикам, пациентам, страдающим от нарушений сна, проблем с артериальным давлением и приступов мигрени. Расслабленность сознания способствует активации альфа-волн, которые помогают организму справиться с различными болезнями.

Описание методики

Методика релаксации Шульца, получившая название аутогенная тренировка, рекомендуется не только лицам с различными психическими нарушениями, но и полностью здоровым людям. Регулярное использование подобных тренировок позволяет укрепить физическое и психологическое здоровье. Аутотренинг является одним из самых доступных методов устранения депрессии и негативных мыслей. Во время проведения сеанса можно почувствовать небольшую пульсацию в теле. Сосредоточив на этом чувстве все свое внимание, можно в несколько раз увеличить эффективность релаксации. Специалисты в данной области говорят, что во время первых сеансов достаточно лишь небольшой концентрации внимания на пульсирующих точках.

Как и физические тренировки, аутотренинги имеют свои нюансы проведения. Существует несколько определенных этапов обучения данному методу. На начальном этапе, человек должен научиться правильно расслаблять собственное тело в определенных позах. Существуют несколько методов обучения этим навыкам. Далее, человек должен научиться использовать специфические визуализации, для того, чтобы заставить организм выполнять поставленные задачи. Люди, практикующие аутогенные тренировки на протяжении длительного времени, могут настроиться на кратковременный сон, который наполнит их силами и придаст спокойствия. Ключевым моментом в данной практике является выход из состояния транса.

Аутотренинговые тренировки помогают скорректировать некоторые черты характера человека, избавить его от вредных привычек, справиться с психологическими расстройствами

Так как подобные тренировки влияют на различные аспекты психологического здоровья, обучаться методам аутотренинга следует только у специалистов. На начальных этапах, во время выполнения упражнения человек должен использовать различные тексты для самовнушения, имеющие определенную смысловую нагрузку. Существует множество различных формул проведения тренировок, которые различаются объектами действий:

  1. Нейтрализующее действие – направлено на снижение подверженности внешним раздражителям.
  2. Развивающее действие – направлено на активацию скрытых процессов, усиливающих мозговую активность.
  3. Абстинентно-направленное действие – снижает зависимость от определенных раздражающих факторов.
  4. Поддерживающее действие – направлено на активацию проявления положительных черт личности.
  5. Противоречивое действие – эффект обратного воздействия.

Выполнение аутогенных упражнений

Выполнение методики глубокого погружения в состояние гипноза требует дополнительной помощи специалиста. Непродолжительные аутогенные тренировки индивид может проводить самостоятельно, пройдя курс обучения погружения в транс. Очень важен выбор места для проведения сеанса аутотренинга. Подбирать место, необходимо основываясь на степени его освящения и звукоизоляции. Для того чтобы быстро войти в состояние транса следует полностью отрешиться от внешних раздражителей и позволить своему телу расслабиться. Также следует позаботиться о принятии удобного положения тела, в котором можно с комфортом провести не менее двадцати минут.

Ханнес Линдеман, являющийся одним из ортодоксальных последователей учений Шульца, в своих научных работах, говорит о том, что добиться эффекта при аутотренинге можно лишь максимально расслабив собственное тело. Регулярные тренировки помогут научиться управлять своим телом и снимать мышечное напряжение в течение нескольких минут. Только научившись подобному контролю можно осуществлять плавный переход к методу визуализации. Средняя продолжительность тренировок составляет от десяти до сорока минут. По мнению Линдемана, лучше всего использовать короткие упражнения (по десять минут) несколько раз в течение дня.

Запрещается осуществлять аутогенную тренировку, находясь в состоянии повышенного напряжения, поскольку существует опасность вреда для организма. Осуществлять мышечную релаксацию следует плавно, размеренно переходя от этапа к этапу.

Существуют различные методики проведения аутотренинга. Давайте рассмотрим самые удобные положения тела для занятий. Одно из самых комфортных положений – лежа на спине. Заняв удобную позу следует развести ноги и положить руки вдоль тела, ладонями вверх. Если в подобной позе ощущается легкий дискомфорт, следует подложить под конечности подушки.

Аутотренинг показан при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего, при неврастении

Погрузиться в состояние транса более удобно сидя в кресле. Кресло должно иметь высокую спинку, которая будет поддерживать голову и шею в правильном положении. Лучше всего принимать те положения, что позволят полностью выпрямить позвоночник. Руки следует расположить на подлокотниках или коленях.

Вместо кресла, можно использовать стул без спинки. Используя табурет необходимо разместиться на краю сидения, уперев руки в бедра. Конечности и голову следует держать свободно, без особого напряжения. Находясь в таком положении, следует развести ноги на ширину плеч, и прижать подбородок к груди.

Только после того, как вы начнете уверенно чувствовать себя в подобных позах, можно начинать само погружение в состоянии гипноза. Используя технику речевого самовнушения, каждое из утверждений следует повторять несколько раз. Наличие сомнений в собственных словах, может разрушить весь эффект от тренировки. Важно обратить внимание на то, что для каждого этапа тренировки характерны определенные внушения и концентрация внимания:

  1. На первом этапе, следует сосредоточиться на чувстве тяжести в нижнем или верхнем отделе конечностей. Концентрация внимания должна осуществляться на ту конечность, где чувство тяжести ощущается сильнее.
  2. После этого, следует постараться вызвать чувство тепла. Начинать этот этап лучше всего с тех участков тела, где ощущается тяжесть.
  3. Далее требуется сосредоточиться на тепле в области расположения сердечной мышцы.
  4. Затем следует перейти к органам дыхания. Постарайтесь почувствовать, как воздух двигается вдоль легких. Научитесь ощущать яркость каждого выдоха и вдоха.
  5. После этого, нужно сосредоточить свое внимание на чувстве тепла в области солнечного сплетения и брюшной полости.
  6. Перед выходом из транса, следует сосредоточиться на чувстве прохлады в области лба.

Дополнительные стимулы

Александр Иванович Фролов, разработавший собственную оздоровительную систему, говорит о том, что усилить эффективность тренировки можно при помощи визуализации приятных картин. Расслабляющие картины, порожденные воображением, следует плавно перемещать от сознания к телу. Для каждого человека, подобные картины должны иметь индивидуальные черты. Кому-то помогает расслабиться вид морской глади, а другим картины заснеженного леса. Важно, чтобы представленная картина имела живость. Следует представить, что в этот момент, вы находитесь внутри нее. Постарайтесь задействовать органы чувств, чтобы увидеть яркие цвета, почувствовать различные запахи и услышать звуки.

Аутотренинг широко используется как активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены

Противопоказания

Многие люди, страдающие от депрессивных и невротических расстройств, часто испытывают бессонницу. Аутогенные тренировки могут стать отличным подспорьем для сна. Однако, как и у многих методов психотерапевтического воздействия, здесь имеются определенные ограничения. Специалисты не рекомендуют заниматься данными практиками во время обострения различных заболеваний, вегетативных кризисов и приступов помрачения сознания.

Многие соматические заболевания, имеющие острую форму выраженности, являются главным противопоказанием к аутогенным тренировкам. Использовать данную методику влияния на тело и дух рекомендуется при наличии эмоционального истощения, вызванного различными фобиями, стрессом или депрессией.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *