Си гармонический мажор – Гармонический мажор — Википедия

Гармонический мажор — Карта знаний

  • Гармони́ческий мажо́р — разновидность звукоряда мажорного лада, характерной особенностью которого, отличающей его от натурального мажора, является пониженная шестая ступень.

    Гармонический мажорный лад строится следующим образом (в порядке восхождения): тон-тон-полутон-тон-полутон-полуторатон-полутон. С помощью VI ступени, которая в гармоническом мажоре является пониженной, в мажоре можно построить интервалы, идентичные минору, например, увеличенную секунду (ув. 2) на VI ступени.

    Гармонический мажор специфически окрашен благодаря увеличенной секунде между VI и VII ступенями, придающей звукоряду ориентальный колорит.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием. Домина́нта (от лат. dominans — господствующий) — V ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней музыкального ряда. Доминантовое трезвучие относится к тональностям первой степени родства к тонике. Гармони́ческий мино́р — разновидность звукоряда минорного лада. Звукоряд гармонического минора отличается от звукоряда натурального минора повышенной VII ступенью. Причиной повышения VII ступени считается имитация вводного тона, который есть в звукоряде натурального мажора и отсутствует в звукоряде натурального минора. Септаккорд II ступени (обозначение II7) ― основной аккорд субдоминантовой функции, объединяющий в себе трезвучия II и IV ступеней. Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются. Мино́р (лат. minor «меньший, малый») в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основная ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием. Линеа́рность (нем. Linearität, от лат. linearis линейный) в многоголосной музыке — качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими (акустическими) связями созвучий . Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде. Проко́фьевская домина́нта — специфическая для стиля С. С. Прокофьева диссонантная гармония, в мажоре — сочетание доминантовой гармонии (баса, трезвучия, малого септаккорда) и мажорного трезвучия на VII ступени (нижней атакты). Прокофьевская доминанта, как правило, разрешается в тоническое трезвучие. Термин «прокофьевская доминанта» ввёл в употребление И. В. Способин. Доминантсептаккорд — септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Строится от V ступени (доминанты) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7, D2,D4. Уменьшённый септаккорд ― септаккорд, содержащий в тесном расположении (то есть будучи расположен по терциям) уменьшённое трезвучие в основании и уменьшённую септиму между крайними звуками (например: си―ре―фа―ля♭), или, иначе, три малые терции, две уменьшённые квинты, два уменьшённых трезвучия. Хромати́ческая га́мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами. Ата́кта (от лат. attingo прилегать, граничить) — вводноприлегающий терцовый аккорд (трезвучие, реже септаккорд), употребительная разновидность линеарного аккорда. Различаются верхняя атакта (аккорд, прилегающий на полутон сверху) и нижняя атакта (аккорд, прилегающий на полутон снизу). Примеры верхней атакты — ре-бемоль мажорное трезвучие в до мажоре, ре-бемоль минорное трезвучие в до миноре. Примеры нижней атакты — си-мажорное трезвучие в до мажоре, си-минорное трезвучие в до миноре. Вводный тон (нем. Leitton, фр. note sensible букв. «чувственная нота») — ступень мажорного и минорного звукорядов, лежащая полутоном выше или полутоном ниже соседней ступени. Переход от вводного тона, помещённого на слабой доле такта, к соседней ступени на сильной доле такта описывается как переход от ладового неустоя к ладовому устою, также как разрешение неустоя в устой. Иногда вводным тоном называется также II ступень мажорного или минорного звукоряда, расположенная целым тоном выше тоники (используется… Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Мелодический минор — один из видов музыкального лада минора. Существует натуральный минор (основной вид), гармонический (повышенная VII ступень) и мелодический (повышенные VI и VII ступени). Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора. Полный перечень используемых в музыке тональностей… Аккордовая последовательность или гармоничная последовательность — это последовательность музыкальных аккордов, которые состоят из трех или более нот, обычно звучащих одновременно. Аккордовая последовательность — это основа гармонии западной музыкальной традиции, начиная от эры общей практики классической музыки до 21-го века. Аккордовые последовательности являются основой западных жанров популярной музыки (например, поп-музыка, рок-музыка) и народная музыка (например, блюз и джаз). Побо́чная домина́нта — функция в мажорно-минорной тональности, аккорд, выполняющий функцию доминанты по отношению к нетонической ступени лада, как если бы она была тоникой. В общем виде обозначается как Dп, в конкретном случае — D/, где «ступень» — номер ступени, к которой строится побочная доминанта, например, D/III — «побочная доминанта к третьей ступени». Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона.В элементарной теории музыки, ориентирующейся на мажорно-минорную тональность, тритон интерпретируется как… Цыганская гамма, также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики, характерной особенностью которого являются два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых «натуральных ладов»), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Европы и Азии. Натура́льный звукоря́д (лат. natura — природа, естество), обертоновый звукоряд, устар. «натуральная гамма» — ряд звуков, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Каждый член такого ряда называется гармоникой. Доминантовый лад в русском учении о гармонии — особая разновидность переменного лада. Доминантовый лад характеризуется двойственностью главного устоя — мажорная тоника доминантового лада (в зависимости от того или иного контекста, в конкретном музыкальном сочинении) слышится и как доминанта минорного лада с тоникой, лежащей квартой выше. По классификации Ю.Н. Холопова тональность доминантового лада относится к разновидности «многозначных». Истрийский звукоряд — звукоряд, известный по народной музыке полуострова Истрия и залива Кварнет. Этот звукоряд использован в музыкальных жанрах канат и таранканье. В вокале используются назализация, вариация и импровизация, разрешение в унисон или октаву. Основные музыкальные инструменты — роженице, волынка, флейта, тамбурица. Впервые звукоряд описал хорватский композитор Иван Матетич-Роньгов в начале двадцатого века. Двухголосие на основе истрийского звукоряда отнесено ЮНЕСКО к шедеврам устного… Субдоминанта (от лат. sub «под» + dominanta «господствующая»; (фр.) sousdominante, (нем.) Subdominante, Unterdominante) в музыке — IV ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты; обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. Минорное (малое) трезвучие — трезвучие, состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Минорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) минорного лада. Нонакко́рд — аккорд, состоящий из пяти звуков, которые можно расположить по терциям (например: до, ми, соль, си, ре). Обозначается цифрой 9. Мажорное (большое) трезвучие — трезвучие, состоящее из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Мажорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) мажорного лада. Уменьшённое трезвучие — трезвучие, состоящее из двух малых терций, между крайними звуками которого образуется интервал уменьшённой квинты. Гемио́лика (от др.-греч. ἡμιόλιος — полуторный) в музыке — интервальный род, содержащий интервал полуторатона (trihemitonium), или полудитона (semiditonus), или увеличенной секунды. Термин введён Холоповым во избежание спутывания этого интервального рода с хроматикой в её послеантичном европейском понимании. Кви́нта (лат. quinta — пятая) — музыкальный интервал шириной в пять ступеней, обозначается цифрой 5. Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) — геометрическое представление хроматической звуковой системы в виде последовательности кварт и/или квинт. В квинтовый круг входят 12 разных высот (высотных классов), при этом предполагается, что квинты/кварты темперированы — именно темперация обеспечивает замкнутость круга. Квинтовый круг традиционно используется в учении о гармонии для визуализации родства мажорно-минорных тональностей. Хрома́тика (от др.-греч. χρῶμα «цвет; краска, первоначально цвет кожи») в музыке — один из интервальных родов, полутоновая система. Ква́рта (лат. quarta — четвёртая) — музыкальный интервал, один из совершенных консонансов. Название происходит из средневекового учения о контрапункте, где звук кварты описывался как четвёртый (quarta vox) от тенора (главного голоса, фундамента многоголосной музыки), считая по ступеням диатонического звукоряда вверх или вниз. Блок-акко́рды, блокаккорды (англ. block chords, нем. Blockakkorde) — вид гармонической техники в джазе, дублировка мелодии мягко диссонирующими аккордами. В технике блок-аккордов используются преимущественно септаккорды. Разреше́ние (нем. Auflösung, англ. resolution, фр. résolution), в многоголосной музыке — переход от одного созвучия (интервала, конкорда, аккорда), трактуемого как ладовый неустой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой (см. Устой и неустой). В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал (обособленный или в составе аккорда), в качестве второго — консонантный интервал (см. Консонанс и диссонанс). Уменьшённый лад — лад модального типа, один из наиболее распространённых симметричных ладов. Центральный элемент системы — уменьшённый септаккорд (отсюда термин). Диато́ника (от др.-греч. διατονικός, διάτονος, лат. diatonicus, diatonus) — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам, например: фа — до — соль — ре — ля — ми — си (см. Квинтовый круг). Служит основой диатонического звукоряда (гаммы) со специфическим чередованием идущих подряд 2—3 целых тонов и полутона (в отличие от хроматической гаммы из одних полутонов, целотоновой гаммы и других). Га́мма — это звукоряд из восьми нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено целым тоном или полутоном. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав. Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. Наклоне́ние (нем. Tongeschlecht) в теории музыки — отличительные свойства терцового аккорда, звукоряда, тонального лада, которыми обусловливается их принадлежность к мажору или минору. Различают мажорное наклонение и минорное наклонение. Пентато́ника (от др.-греч. πέντε — пять и др.-греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми. Вводный септаккорд (или септаккорд VII ступени) — септаккорд, строится на VII ступени лада. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7. Увели́ченный лад, целотоновый лад — лад модального типа, один из наиболее распространённых симметричных ладов. Центральный элемент системы — увеличенное трезвучие (отсюда термин). Квинтакко́рд — двузвучие, состоящее из основного и квинтового тонов, обычно используется в игре на струнных инструментах, а в особенности на электрогитаре с использованием эффектов искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.

Подробнее: Пауэр-аккорд

Медиа́нта (от лат. media — средняя) — в мажоро-минорной системе ладов название III и VI ступеней, находящихся между тоникой и доминантой/субдоминантой. Модали́зм (от лат. modus, букв. мера, в терминологическом значении — ладовый звукоряд) — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности. Характерные модальные тоны и целостные звукоряды: дорийская секста, фригийская секунда, обиходное переченье уменьшённой октавы, целотоновая гамма, уменьшённый лад и т. д. Модальные аккорды — аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V3>5>–I (в доминантовом ладу), IV Рахманиновская гармония (часто именуется также «рахманиновской субдоминантой») — диссонирующий аккорд, характерный для стиля С. В. Рахманинова. В научной литературе термин впервые использован советским музыковедом В. О. Берковым. Подобно «Шубертовой шестой» и «прокофьевской доминанте», относится к числу «именных» гармоний.

kartaslov.ru

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.

Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:

1)    параллельная тональность;

2)    тональность доминанты;

3)    тональность, которая параллельна тональности доминанты;

4)    тональность субдоминанты;

5)    тональность субдоминантовой параллели;

6)    тональность гармонической субдоминанты.

Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).

Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.

Итак, давайте перейдем к примерам.

Модуляция в тональность доминанты

Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:

Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.

Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.

 Модуляция в тональность доминантовой параллели

Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.

Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.

Модуляция в тональность субдоминанты

Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.

Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.

Модуляция в гармоническую субдоминанту

По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).

Модуляция в тональность субдоминантовой параллели

Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.

Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).

Модуляция в параллельный минор

Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.

Заключение

Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.

Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в комментариях, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч!



music-education.ru

Виды мажорных гамм

В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в «обычную» знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор — она совсем не содержит ключевых знаков. Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят «при ключе столько-то знаков», знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное. Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака — от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону. Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону. Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора — повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор — очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

Это «обычный» вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает «неизменный» то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в «обычной» до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор). Работает это так — если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота «фа»), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона. Мы его понижаем не просто так, а потому что ля — это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора — гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени. Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора — это пятая ступень). Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту «ля» в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой. Заменив ч

gorstorehov.com

ПОМОГИТЕ С Сольфеджио ! ( для тех кто знает ) Гаммы гармонические и мелодические, знаки.

Гармонический мажор — VI низкая, то есть До -маж. — ля b, Соль — миЬ, РЕ — си ь ( + ключевые знаки ). Ошибались только в мажоре.

В гармоническом миноре повышается шестой звук на полутон, а в мелодичесом повышается шестой и седьмой звуки при движении наверх, назад играют натуральную гамму

В гармонической гамме повышается 7 ступень, а в мелодической 6 и 7

В гармоническом миноре повышается шестой звук на полутон, а в мелодичесом повышается шестой и седьмой звуки при движении наверх, назад играют натуральную гамму

touch.otvet.mail.ru

Гармонический мажор — это… Что такое Гармонический мажор?


Гармонический мажор
        разновидность мажорного лада. По сравнению с натуральным мажором VI ступень Г. м. — низкая. VI ступень отстоит от V на мал. секунду, что усиливает ее тяготение к V ступени. Между VI и VII ступенями возникает интервал увеличенной секунды, как в гармоническом миноре.
        На I и V ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном мажоре, мажорные трезвучия (Т и D), а на IV ступени образуется малое (минорное) трезвучие (s), что усиливает экспрессивность лада, внося в него элемент минора. Г. м. встречался уже в 17 в., однако широкое распространение получил лишь в 19 в. в музыке композиторов-романтиков и позднее.
Литература: Римский-Корсаков Н., Учебник гармоний, СПБ, 1884-1885; то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Tюлин Ю., Учение о гармонии, ч 1, Л., 1937, М., 1966; Павлюченко С., Элементарная теория музыки, M.-Л., 1946; Способин И., Элементарная теория музыки, M., 1951, 1968. Ю. Г. Кон.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

  • Гармонические призвуки
  • Гармонический минор

Смотреть что такое «Гармонический мажор» в других словарях:

  • Гармонический мажор — Гармонический До мажор …   Википедия

  • Гармонический минор — Гармонический и натуральный минор Гармонический Ля минор …   Википедия

  • Гармонический минор —         разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники; между VI и VII ступенями возникает интервал ув. секунды.         На I и …   Музыкальная энциклопедия

  • Мажор — У этого термина существуют и другие значения, см. Мажор (значения). Мажор (лат. maior  больший, также большой) в музыке  один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного… …   Википедия

  • гармонический — ая, ое. 1. Муз. к Гармония (1.Г.; 1 зн.). Г ие построения. Г ая обработка песни. Особенности национального гармонического языка. Г ое сопровождение к какой л. мелодии. Г ое варьирование. Г. мажор, минор (разновидности музыкального лада). Г ие… …   Энциклопедический словарь

  • гармонический — ая, ое. см. тж. гармонически 1) муз. к гармония I 1) Г ие построения. Г ая обработка песни. Особенности национального гармонического языка. Г ое сопровождение к какой л. мелодии …   Словарь многих выражений

  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Натуральный мажор — Мажор (лат. dur, durus твердый, итал. maggiore, фр. majeur большой) в современной западной музыке один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на… …   Википедия

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Список произведений Иоганна Себастьяна Баха — Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере …   Википедия


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *