Сиблинговое соперничество – Расстройство сиблингового соперничества — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройство сиблингового соперничества — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройство сиблингового соперничества – эмоциональное нарушение, развивающееся у старшего ребенка на основе чувства ревности, спровоцированного рождением младшего брата или сестры. Проявляется недоброжелательностью к сибсу – игнорированием, нежеланием играть, делиться игрушками, помогать. Тяжелые случаи сопровождаются открытой жестокостью, физической расправой, унижением младшего ребенка, регрессом развития, потерей сформированных навыков. Основой диагностики является клинический метод, дополнением – психологическое обследование. Лечение осуществляется методами индивидуальной, семейной психотерапии.

Общие сведения

После появления младшего сиблинга легкие эмоциональные отклонения наблюдаются у большинства детей. Нарушения связаны с изменением семейной обстановки, перераспределением внимания родителей. Полноценные детско-родительские отношения, пластичность нервной системы ребенка позволяют преодолеть ревность в течение нескольких месяцев. О расстройстве сиблингового соперничества свидетельствуют стойкие, выраженные эмоционально-волевые нарушения, сопровождающиеся семейной дезадаптацией. Эпидемиологических данных нет, значительная часть случаев не диагностируется и не учитывается.

Расстройство сиблингового соперничества

Причины расстройства сиблингового соперничества

Факторами формирования патологической ревности являются определенные эмоционально-личностные черты пациента, особенности детско-родительских отношений. Причинами расстройства могут быть:

  • Психологические особенности ребенка. Развитие ревности характерно для демонстративного, тревожно-мнительного, эпилептоидного типа характера. Нарушение возникает при чрезмерной привязанности к матери, зависимости, отсутствии самостоятельности.
  • Положение ребенка. Расстройству подвержены первенцы, длительно остававшиеся единственными, сильно любимыми детьми. Разница 2-3 года между сиблингами снижает риск развития ревности.
  • Мнимое отчуждение матери. Симптомы развиваются при длительном послеродовом восстановлении женщины, заболеваниях, чрезмерной занятости. Отсутствие внимания матери воспринимается негативно.
  • Делегирование воспитания. Ревность усиливается, если рождение братика/сестры сопровождается передачей ребенка бабушке, воспитателям детского сада, педагогам школы.

Патогенез

В основе патогенеза расстройства сиблингового соперничества лежит чувство ревности. Его развитие провоцируется изменением внутрисемейных отношений – внимание, свободное время родителей перераспределяется. У ребенка возникает страх потери, чувство недоверия, сомнения в родительской любви. Появляется стремление вернуть прежнюю ситуацию, отсюда – игнорирование потребностей младенца, нежелание «признавать» его, играть, разговаривать. Регресс развития реализует возврат ситуации «любимого» ребенка.

Симптомы расстройства сиблингового соперничества

Соперничество, ревность проявляются конкуренцией за внимание, любовь родителей. Симптомы легкой формы расстройства ограничиваются нежеланием взаимодействовать с младшей сестрой/братом. Ребенок отбирает, прячет игрушки, не позволяет сибсу пользоваться своим стульчиком, кроватью, карандашами. Не устанавливает дружеские отношения, отказывается помогать матери ухаживать за малышом. Тяжелая форма эмоционального расстройства сопровождается выражением негативных чувств через жестокость, насилие. Ребенок толкает, бьет, старается унизить младшего. Преобладает озлобленность, агрессивность.

Расстройство проявляется регрессом физиологического, психического развития. Распадается сформированная функция контроля над опорожнением кишечника, мочевого пузыря, возникает желание сосать соску, нарушается навык использования ложки. Поведение напоминает младенческое: пациент просится на руки, не засыпает самостоятельно, сообщает о потребностях плачем. Мать вынуждена уделять старшему больше внимания, что закрепляет регресс. Вариантом взаимодействия является конфронтация. Развиваются немотивированные вспышки гнева, дисфория, стойкая тревожность. Больной становится озлобленным, отгороженным, замкнутым, совершает поступки «назло».

Эмоциональные, поведенческие симптомы дополняются соматическими. Возникают нарушения сна, аппетита, боли различной локализации, дисфункции кишечника. Происходит вторичное снижение активности иммунной системы – пациент начинает часто болеть инфекционными заболеваниями. Болезненный ребенок требует повышенного внимания взрослых: мама подолгу сидит возле кровати, поет колыбельные, позволяет спать вместе, готовит отдельные блюда, кормит ложечкой, жалеет.

Осложнения

Осложнения расстройства сиблингового соперничества возникают при отсутствии психотерапевтической помощи. Группа риска – эмоционально-лабильные дети дошкольного, младшего школьного возраста. Развивается выраженная тревожность, преобладает сниженное настроение, закрепляются психосоматические заболевания. Физиологические проявления – головные, абдоминальные боли, тошнота, слабость – появляются дома, провоцируются контактом с младшим сибсом, родителями. В гостях, школе, детском саду недомогания крайне редки. Затяжные эмоционально-волевые отклонения – подавленное настроение, озлобленность, тревожность – приводят к формированию соматизированной депрессии. Возникает риск социальной дезадаптации, школьной неуспеваемости.

Диагностика

Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) относит расстройство сиблингового соперничества к рубрике «эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста». Постановкой диагноза занимается врач-психиатр. Диагностический процесс включает:

  • Опрос. Детский психиатр выслушивает жалобы родителя, выясняет их продолжительность, связь с рождением другого ребенка, наличие психосоциальной дезадаптации. Признаками нарушения являются существование соперничества, ревности между сибсами, начало в течение полугода с момента появления дома младшего сибса, стойкость, аномальность эмоциональных реакций, продолжительность не менее четырех недель, психосоциальные проблемы.
  • Наблюдение. Врач отмечает особенности взаимоотношений – негативизм, оппозиционные тенденции, агрессию. Оценивает эмоциональную сферу маленького пациента, активность, желание устанавливать контакт, замкнутость/открытость.
  • Психодиагностика. Назначается с целью объективной оценки эмоционально-волевой сферы, выявления дезадаптации. Психолог использует рисуночные тесты, тесты интерпретации социальных ситуаций. Информативна методика «рисунок семьи». Результат позволяет оценить эмоциональное состояние, личностные качества ребенка: тревожность, депрессию, страхи, демонстративность, агрессивность. Выявляется отношение к членам семьи: зависимость, отвержение, ненависть, игнорирование. Проводится пострисуночный опрос. Дополнительно может быть выполнен тематический апперцептивный тест, рисунок несуществующего животного, «дом-дерево-человек».

При диагностике важно дифференцировать патологию от других эмоциональных синдромов, поведенческих расстройств, неврозов, психопатий. Ключевым признаком является ограниченность эмоциональных проявлений рамками семьи, развитие симптомов в первые 6 месяцев жизни младенца (младшего ребенка).

Лечение расстройства сиблингового соперничества

Большинство случаев не требует медикаментозного вмешательства, лечение проводится психотерапевтическими методами. Выбор техник зависит от возраста, особенностей клинической картины. Комплексная медико-психологическая помощь включает следующие методы:

  • Рациональная психотерапия. Сеансы проводятся для родителей. Психотерапевт использует техники разъяснения, логического убеждения. Описывает причины, происхождение расстройства, помогает понять поведение и настроение ребенка. Понимание позволяет скорректировать ошибочные суждения о дочери или сыне – «непослушный», «злой», «агрессивный», «неуправляемый». Следующий этап – обсуждение возможных способов эффективного внутрисемейного взаимодействия. Рассматриваются варианты реакций матери и отца на проявление ревности, соперничества детей.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. Ребенок рассказывает о семейных отношениях, обидах, страхах, недоверии. Эмоционально раскрыться помогают творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, игра, лепка. Психотерапевт применяет элементы рациональной терапии, поясняет положение младенца в кругу семьи, его потребность в помощи взрослых, акцентирует внимание на любви родителей ко всем детям. Игровыми ситуациями, терапевтическими сказками отрабатываются навыки общения, контакта с сиблингом, родителями. Внимание акцентируется на доброжелательном отношении, помощи, интересном совместном времяпрепровождении.
  • Медикаментозная терапия. Лекарства применяются при затяжном течении расстройства, осложненном депрессией, тревожностью. По индивидуальным показаниям назначаются минимальные дозы ингибиторов обратного захвата серотонина (антидепрессанты), анксиолитиков. Препараты усиливают эффект психотерапии. Самостоятельное использование нецелесообразно.

Выраженные психосоматические проявления – боли, нарушения пищеварения, простудные заболевания – требуют применения симптоматических препаратов на начальном этапе специального лечения. Причины физических недомоганий устраняются методами психотерапии.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройства сиблингового соперничества благоприятный. Синдром хорошо поддается психокоррекции: ревность смягчается, постепенно редуцируется, сменяется уверенностью, спокойствием, доброжелательностью. Если развиваются сопутствующие депрессивные, невротические расстройства, требуется глубокое медицинское вмешательство, длительное наблюдение. Основой профилактики являются близкие, доверительные отношения детей и родителей. Ребенка необходимо подготовить к рождению сестры/братика: рассказать об особенностях младенцев, потребностях, режиме дня, предстоящем перераспределении свободного времени мамы. После выписки из роддома нужно включать ребенка в процесс ухода за младенцем, хвалить, подчеркивая важность его помощи.

www.krasotaimedicina.ru

Расстройство сиблингового соперничества. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение

Большинство маленьких детей проявляет определённую степень эмоциональных расстройств, наступающих вслед за рождением младшего сиблинга. Как правило, это расстройство лёгкое, при отсутствии нарушений детско-родительских отношений проходит в течение нескольких месяцев. Ревность по отношению к следующему по счёту сиблингу может отличаться стойкостью, выраженностью эмоциональных расстройств и приводить к дизадаптации не только в семье, но и за её пределами.

Код по МКБ-10

F93.3 Расстройство сиблингового соперничества.

Эпидемиология

Точных данных о распространённости нет, поскольку не все дети попадают под наблюдение психиатров.

Причины и патогенез

Наличие патологических черт характера ребёнка, чаще демонстративного и эпилептоидноготипа, чрезмерная привязанность к матери, длительное положение единственного, любимого всеми ребёнка в семье, мнимое отторжение матерью при её чрезмерной занятости или плохом самочувствии. Другие факторы, связанные с рождением ребёнка, отражающиеся на положении ребёнка в семье и обществе (помещение в детский сад, передача на воспитание родственникам).

Симптомы

Эмоциональные расстройства могут принимать различные формы, но в их основе всегда лежат ревность и соперничество за получение внимания и любви родителей. Это соперничество сопровождается сильными негативными чувствами к сиблингу. В лёгких случаях это может проявляться в отсутствии дружеских взаимоотношений с младшим ребёнком и внимания к нему. В более тяжёлых случаях соперничество выражено открытой злобой и ненавистью, жестокостью по отношению к младшему сиблингу, вплоть до причинения ему физической травмы. Такой характер эмоционально-поведенческих расстройств более свойствен детям с эпилептоидными чертами характера.

Достаточно частая форма расстройства — тенденция к младенческому поведению (дети просят дать им соску, запеленать, дать грудь), вплоть до определённого регресса поведения с потерей ранее сформированных навыков (контроль функции кишечника и мочевого пузыря, появление искажённой речи). Дети часто копируют действия младшего ребёнка, привлекают внимание родителей (перестают самостоятельно есть, одеваться или делают это неумело, как бы нуждаясь в помощи матери).

Может возникнуть конфронтация и оппозиция в поведении с родителями. Часто дети нарочито ведут себя плохо, с непослушанием и злым озорством, с целью привлечения внимания родителей. У аффективно возбудимых детей на фоне расстройства поведения отмечают вспышки гнева и дисфорического (тоскливо-злобного) настроения. Возможны агрессивные действия в отношении самих родителей, порча принадлежащих им вещей.

У эмоционально лабильных детей в дошкольном и младшем школьном возрасте нередко наблюдают достаточно выраженную степень тревоги и снижения настроения с формированием на этом фоне различных психосоматических расстройств. Их особенность — появление в наиболее травмирующей обстановке (в доме, где находится младший ребёнок). У других родственников, где нет маленьких детей, в школьных и дошкольных коллективах психосоматические нарушения обычно не наблюдают. При отсутствии своевременной психологической и медицинской помощи возможно формирование затяжного депрессивного синдрома по типу соматизированной депрессии с падением активности, отражающейся на школьной успеваемости, нарушением контактов со сверстниками.

Диагностика

Для расстройства сиблингового соперничества определены следующие критерии:

  • очевидность существования соперничества сиблингов или ревности;
  • начало в течение 6 мес, следующих за рождением младшего (обычно следующего по счёту) ребёнка;
  • эмоциональные нарушения, аномальные по степени и/или по стойкости и сочетающиеся с психосоциальными проблемами;
  • продолжительность как минимум 4 нед.

Показания к консультации других специалистов

При наличии симптомов расстройства сиблингового соперничества эффективно сочетание индивидуальной рациональной и семейной психотерапии. Семейный терапевт должен предложить родителям ребёнка консультацию психотерапевта. В случаях формирования стойких расстройств поведения или депрессивного синдрома необходима консультация психиатра.

Прогноз

Прогноз в лёгких случаях благоприятный. При отсутствии осложняющих психосоциальных ситуаций ревность по отношению к младшему сиблингу смягчается и постепенно редуцируется. В выраженных случаях при отсутствии психологической и медицинской помощи семье и ребёнку расстройство сиблингового соперничества может продолжаться годами.

[1], [2]

ilive.com.ua

3 стратегии соперничества братьев и сестер

Колумнист BeautyHack Ольга Белоусова – об основных проявлениях и причинах вражды между родными братьями и сестрами.

*Сиблинги, сибсы – это родные братья и сестры, у которых общие родители.

«Я видела, каким огорченным был мой ребенок, когда узнал, что у него появится братик или сестричка. Будто на него свалилось осознание: теперь я не один. Похоже, он уже ненавидел еще не родившегося малыша». 

Войну всегда начинает старший. Потому что именно он чувствует себя ущемленным, потому что именно на него перекладывается (по большой глупости) часть родительских функций. Потому что именно с рождением младшего брата или сестры заканчивается его беззаботное детство и начинается период ответственности, приглядывания и необходимости делиться.

Ревность. Все начинается именно с нее.

Столкнувшийся с данной проблемой ребенок, дезориентирован и полон сомнений: «что, если меня перестанут любить?». Ведь теперь внимание родителей, бабушек и дедушек устремлено только на маленького человечка, а наш юный воин остается где-то в стороне. И, как вы понимаете, чем ярче был его «звездный» статус до рождения сибса, тем сильнее и откровеннее будет его ревность после.

Здесь и начинается совсем не братская любовь: делятся сферы влияния, используются как осознанные, так и бессознательные способы восстановления утраченного статуса. Слишком эпично? Не думаю. Перед вами три основные стратегии соперничества братьев и сестер. 

Стратегия первая: собственно соперничество.

Здесь много про агрессию. А где агрессия, там и страх. Поэтому все злобные высказывания и действия проистекают именно из него. Но в данном случае мало знать исток этих проявлений; важно дать ребенку четкую и адекватную обратную связь:

– «Я понимаю, что ты зол, но мне/братику/сестричке больно»;

– «Как только почувствуешь, что расстраиваешься/обижаешься/злишься, ты можешь рассказать мне об этом, и мы обязательно что-нибудь придумаем» – эти слова необходимо говорить обоим детям;

– Очень важно напоминать малышам про недопустимость физической агрессии в семье: «как бы ты не был зол, никто не заслуживает, чтобы его били».

Стратегия вторая: регрессия.

В условиях сиблингового соперничества регрессия означает соскальзывание старшего ребенка на более ранний уровень развития. Она представляет собой повторное использование младенческих навыков: ребенок может утратить контроль над функционированием кишечника или мочевого пузыря, требовать, чтобы его кормили родители, хотя он давно уже ест сам и даже вилкой. Эту стратегию ребенок использует бессознательно. Его психика подсказывает очень логичный вариант: «если я начну вести себя как маленький, родители снова будут рядом только со мной».

Стратегия третья: активное привлечение внимания.

Этот путь, в целом, лежит в основе любого поведенческого нарушения: от разовой истерики до тревожного расстройства. Каждый из детей выбирает наиболее приемлемый способ привлечения к  себе внимания родителя. Кто-то может активно стремиться заполучить похвалу, кто-то начнет часто болеть, а кто-то – капризничать. Однако вы можете заметить: «Я уделяю своему ребенку даже слишком много внимания». Справедливости ради стоит учесть, что любое взаимодействие (вне зависимости от характера) включает внимание. Поэтому, если эта ситуация актуальна в вашей семье, значит вы даете ребенку скорее не то, в чем он нуждается, а то, что кажется вам правильным. 

По сути, вся эта война очень напоминает чаши весов, на одной из которых лежит гораздо больше, чем на другой. Так что в первую очередь определите, где недовес и доложите туда. Однако дети, понятное дело, не чаши. И пока вы «взвешиваете» любовь на одну, другая может возмутиться и начать требовать свою «порцию». Будьте тонкими и внимательными, ориентируйтесь на свои ощущения; как только впервые у вас возникнет мысль, что вы достигли относительного баланса, начинайте «класть» поровну. 

А что делать тем родителям, которые еще только ждут ребеночка, но уже чувствуют напряжение по этому поводу у старшего? Попытайтесь прочувствовать сами и объясните ему, что его положение с рождением малыша останется неизменным, а еще, в придачу, появится много интересных дел, которые он, большой человечек, уже успешно выполняет. Разве не здорово, если он покажет младшему сибсу, что к чему? 

И последнее: конкурирование родных братьев и сестер неизбежно, и в большей степени это вопрос времени. Но только в ваших руках возможность сделать этот процесс максимально легким, чтобы в долгой семейной поездке было время полюбоваться фигурками из облаков.  

Текст: Ольга Белоусова

beautyhack.ru

Расстройство сиблингового соперничества., Психология – Гештальт Клуб

Для большинства маленьких деток рождение братика или сестрички влечет за собой эмоциональное расстройство различной степени тяжести.

 

Оно может быть легким и при соответствующей подготовке старшего к появлению малыша и отсутствии нарушений детско-родительских отношений проходить в течение нескольких месяцев. А может приобрести достаточно устойчивый характер, проявляющийся в анормально выраженном негативном чувстве к «сопернику за любовь», повышенной капризностью, нарушениями сна, поведением, направленным на привлечение внимания родителей и пр. – ведь в основе сиблингового соперничества лежит, прежде всего, страх потерять любовь.

 

В основном это расстройство касается детей, чрезмерно привязанных к матери, которые длительное время занимали положение единственного и любимого всеми ребёнка в семье и вдруг были вынуждены столкнуться с тем, что любовь и прочие ресурсы теперь приходится делить с кем-то еще. После рождения ребенка первенец теряет все преимущества и власть, которой обладал с момента рождения и «свергается с пьедестала». Такой ребенок почти всегда болезненно это переживает, он может потерять чувство безопасности, испытывать беспокойство, стремиться защитить себя. Считая, что потерял власть случайно, и стараясь сохранить ее разными способами, он начинает усиленно конкурировать с младшим за внимание родителей и жутко ревновать.

 

Развитию сиблингового соперничества могут поспособствовать и родители, отдавая игрушки самому маленькому в семье без согласия старшего, наделяя старшего не по возрасту взрослыми обязанностями, невыгодно сравнивая малышей, демонстрируя гораздо больше любви и ласки одному из детей, что приводит к ревности и ненависти. И тогда старший может вообще отказаться от дружеских взаимоотношений с младшим ребёнком или проявить жестокость по отношению к нему, вплоть до причинения физических травм.

 

Старший может пытаться заслужить любовь родителей и перетянуть их внимание на себя заботой о младшем, забывая о собственном детстве и слишком рано взрослея. Или, наоборот, проявить тенденцию к младенческому поведению (попросить дать ему соску или грудь, запеленать, покачать на ручках и пр.), вплоть до определённого регресса поведения с потерей ранее сформированных навыков (таких, как контроль функции кишечника и мочевого пузыря, появление искаженной речи).

 

В этом случае ребенок будет копировать действия малыша, прекращая самостоятельно есть, одеваться или будет делать это неумело, как бы нуждаясь в помощи родителей и, таким образом, получая их внимание.

 

Может возникнуть и конфронтация в поведении с родителями – он специально будет вести себя плохо, пытаясь привлечь внимание, хотя бы в виде криков, наказаний и нравоучений. Например, портить вещи родителей, терять телефон и ключи, получать плохие оценки, драться в школе и пр. Не редко у такого ребенка наблюдается выраженная степень тревоги и снижение настроения, что приводит к различным психосоматическим расстройствам.

 

Сиблинговое соперничество, в основном, проявляется в течение первых 6 месяцев после рождения младшего и длится, как минимум, 4 недели. Если же степень и длительность расстройства статистически необычны и связаны с отклонениями в социальных взаимодействиях – необходимо обратиться к детскому или семейному психологу, ведь при отсутствии психологической помощи семье и ребёнку, расстройство соперничества может продолжаться годами.

 

Если оставить все, как есть, уже повзрослевшие братья и сестры будут вести холодную или открытую войну, все еще продолжая соперничать между собой. Они могут чувствовать ненависть по отношению друг к другу, всячески избегать общения (или общаться через посредника), высмеивать черты характера, ревностно следить за проявлениями внимания родителей (кто кому что подарил, купил, сказал, сделал) и пр.

gestaltclub.com

Если брат и сестра ненавидят друг друга

Вначале были Каин и Авель.  Их история — ночной кошмар всех родителей, имеющих более одного ребенка.  Вышедшая из под контроля агрессия, ревность по отношению к брату или сестре, драки и соперничество — вот неполный перечень «прелестей», которыми могут быть окрашены отношения братьев и сестер. В психотерапии это явление называется сиблинговое соперничество.

Проблема комплексная и у нее нет простых решений. Но если вас она коснулась – дети дерутся или соперничают друг с другом — есть несколько рекомендаций, следование которым ослабит накал страстей.

Как относиться к сиблинговому соперничеству 

В природе такой вид отношений между детьми встречается сплошь и рядом. Например, акулята поедают друг друга в утробе самки до тех пор, пока не останется самый сильный. Птенцы могут выталкивать сиблингов из гнезда, чтобы удостовериться, что им хватит еды. Мы все знакомы с теорией Дарвина о выживании более приспособленных особей.

То же относится и человеку. В моей практике я видела сиблинговое соперничество на разных уровнях. Во многих семьях сценарий выглядит примерно одинаково.

Первый ребенок получает 100%  любви и внимания.  Все его нужды удовлетворены. Как вдруг, зачастую без спроса первенца, в его мире появляется чужой – сиблинг — брат или сестра. Этот человечек требует не только много времени и внимания, но и, кажется, собирается занять  место в центре вселенной, которая состоит из мамы и папы.

Когда появляется второй ребенок, ваш старший может даже с удовольствием принимать участие в возне, связанной с младшим. Но вскоре он устанет от этого и захочет вернуть себе положение единственного получателя маминой и папиной любви. Однако этого больше не будет. И вскоре ваш ребенок поймет, что такое положение потеряно навеки.

Мучительная мысль появляется в голове малыша – возможно,  этого другого любят больше, чем меня.

И вот здесь ситуация  начинает накаляться.  Первенец, вследствие обиды,  может стать коварным – толкнет или даже ударит младшего, когда никто не смотрит, спрячет погремушки. Не скроет свою злость и открыто скажет: «Мне он/она не нравится. Отдайте туда, где взяли».

Первенец агрессивничает,  даже если второго ребенка нет рядом, ведет себя как младенец и все это в попытке вернуть свое положение. Эта конкуренция, если ее оставить без должного внимания, обладает потенциалом стать пожизненной. Все еще больше усложняется, когда появляются следующие дети, и любовь родителей приходится делить на три и больше.

Дети могут выработать в себе модели поведения, основанные на этих ранних разочарованиях. И пронести их через всю жизнь. Соперничество с братом или сестрой может  повлиять на их мышление и на то, что они чувствуют по отношению к родным и к другим людям. 

Сиблинговое соперничество настолько значимо, что может даже повлиять на роли, которые мы берем на себя в наших семьях и карьерах. Например, из-за него человек может выбрать в качестве увлечения что угодно, но только не то, что выбрал брат или сестра.

Что же делать?

Ниже я приведу для родителей несколько рекомендаций, которые я выработала за долгие годы практики. Их соблюдение облегчит или устранит соперничество между детьми.

  1. Желательно, чтобы разница в возрасте составляла не менее трех лет. Тогда старший ребенок достигнет определенной степени независимости от родителей, и не будет так страдать от того, что на ручках у мамы с папой еще кто-то разместился.
  2. Даже если с одним ребенком легче, чем с другим, или у одного что-то получается лучше, чем у другого – никогда не демонстрируйте фаворитизма.
  3. Родители должны родительствовать. Это означает, что каждому ребенку нужно уделить особенное время, только «его время» с мамой и папой.
  4. Информируйте ребенка. Объясняйте, что родится братик или сестричка, рассказывайте, как о нем надо будет заботиться, вовлекайте в подготовку к рождению.
  5. Сделайте старшего союзником. Пусть помогает совершать покупки, выбирать игрушки и еду для малыша. Будучи вовлеченным в процесс, он будет более благоприятно настроен по отношению к младшему.
  6. Не делайте из старшего ребенка няньку для младшего.
  7. Никогда не заставляйте детей делиться игрушками. Их игрушки — это их собственность и пусть дают поиграться, только если они сами этого хотят.
  8. Никогда не ставьте своих старших в неловкое положение и не унижайте их достоинства. Не говорите, что кто-то должен быть большим мальчиком или большой девочкой и вести себя как взрослый. Вместо этого согласитесь с их чувствами – «я понимаю, что ты чувствуешь». Сочувствие ведет к сотрудничеству.
  9. Не сравнивайте детей, их оценки, поведение или внешность. Никакой конкуренции. Никаких семейных игр, в которых один выигрывает, а другой проигрывает. Это семья, а не спортивная арена. Не говорите одному ребенку, что вы его любите больше потому что он себя лучше ведет. Это форма разделения, которая может на всю жизнь сделать детей врагами.
  10. Не говорите одному делать так, как делает другой.
  11. Не обсуждайте одного ребенка с другим. Вам же не нравится, когда кто-то обсуждает вас за вашей спиной.
  12. Не манипулируйте. Это унижение и заставляет детей чувствовать себя недооцененными, они перестанут доверять вам, себе и другим людям, если вы нанесете урон их самооценке.
  13. Будьте справедливы. Это самое важное правило. Ваш ребенок наблюдает за вами и очень хорошо понимает, что такое беспристрастность – в их сознании оно равнозначно тому, что любят одинаково.
  14. Практикуйте коммуникацию через слушание. Пусть дети рассказывают вам, что они чувствуют. Если вы сочувствуете, они вам все расскажут, и вместе вы найдете решение всех проблем.
  15. Будьте подготовлены. Продумывайте все заблаговременно (праздники, события, гости). Разработайте ваши семейные правила, план, который задавит на корню стрессовую ситуацию, с которой вы уже знакомы, и сможете легко справиться.

womo.ua

Соперничество сиблингов: ревность после рождения брата или сестры

Фобическое тревожное расстройство детского возраста (F93.1). У детей, как и у взрослых, могут отмечаться страхи, сфо­кусированные на широком диапазоне предметов и ситуаций. Неко­торые из этих страхов (или фобий) не являются частью нормаль­ного психического развития, например агорафобия (боязнь откры­того пространства). Некоторые страхи — чрезмерное проявление особенностей определенной фазы развития, обычно возникающие в какой-то степени у большинства детей, например страхи животных в дошкольном возрасте. Диагноз должен быть поставлен только при появлении страхов, специфических для определенных фаз раз­вития и удовлетворяющих следующим критериям: 1) начало в со­ответствующий развитию возрастной период; 2) патологическая степень тревоги; 3) тревога, не являющаяся частью другого рас­стройства.

Социальное тревожное расстройство (F93.2). Осторож­ность при встрече с незнакомыми предметами и явлениями — нор­мальный феномен во второй половине первого года жизни, и определенные опасения в младшем детском возрасте также прису­щи детям, сталкивающимся с незнакомой или угрожающей соци­альной ситуацией. Диагноз ставится детям в возрасте не старше 6 лет при возникновении необычных по выраженности рас­стройств, нарушающих социальное функционирование (общение) и не составляющих части других нарушений. Обычно отмечается постоянный рецидивирующий страх и/или избегание незнакомых людей. Такой страх может быть при общении со взрослыми или детьми или и с теми и другими. При этом имеется нормальная из­бирательная привязанность к родителям и другим близким.

Расстройство сиблингового соперничества (F933). У боль­шинства маленьких детей возникают эмоциональные расстройства вслед за рождением младшего брата или сестры. Чаще это рас­стройство легкое, но иногда соперничество или ревность после рождения сибса (брата или сестры) могут отличаться стойкостью.

Характерны: 1) очевидность существования соперничества сибсов; 2) начало в течение ближайших месяцев после рождения сибса; 3) наличие эмоциональных проявлений аномальных по степени выраженности и/или стойкости и сочетающихся с психо­социальными трудностями.

Соперничество, ревность сибсов могут проявиться заметной конкуренцией между детьми с целью получения внимания или любви родителей. Для того чтобы расцениваться как патологиче­ское явление, это расстройство должно сочетаться с необычно вы­раженными негативными чувствами. В тяжелых случаях это мо­жет сопровождаться открытой жестокостью или физическим трав­мированием брата или сестры, злобным раздражением или моральным подавлением. В случаях меньшей выраженности это может проявляться сильным нежеланием делиться, отсутствием положительного внимания и недостаточностью дружеского взаи­модействия.

Эмоциональные расстройства могут принимать различные формы, часто включая некоторую регрессию с потерей ранее при­обретенных навыков (например, контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря) и тенденцией к младенческому поведению. Часто ребенок пытается копировать младенца, чтобы получить от родителей больше внимания (например, посредством кормления). Обычно возрастает конфронтационное или оппозиционное поведе­ние по отношению к родителям, вспышки гнева и дисфории, про­являемые в форме тревоги, депрессии или отгороженности. Может нарушаться сон, и часто возрастает назойливое поведение с целью получения от родителей большего внимания, особенно в ночное время.

детская тревога – предыдущая | следующая – специфические расстройства

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

razvitie-rebenka.pro

Расстройство сиблингового соперничества | Панацея.ру

Высокий процент или даже большинство маленьких детей проявляют какую-либо степень эмоциональных расстройств, наступающих вслед за рождением младшего сиблинга (обычно следующего по счету). В большинстве случаев это расстройство легкое, но соперничество или ревность после рождения сибса могут отличаться стойкостью

Клиническая картина

Соперничество и ревность могут проявляться заметной конкуренцией между детьми с целью получения внимания или любви родителей. Это расстройство должно сочетаться с необычной степенью негативных чувств. В более тяжелых случаях это может сопровождаться открытой жестокостью или физической травмой младшего ребенка, принижением и злобностью к нему. В более легких случаях расстройство проявляется в виде нежелания ничем делиться, отсутствием внимания, дружеских взаимодействий с младшим ребенком. Эмоциональные проявления принимают различные формы в виде некоторого регресса с потерей ранее приобретенных навыков (контроля за функцией кишечника и мочевого пузыря), тенденцией к младенческому поведению. Часто такой ребенок копирует поведение младенца с целью привлечения большего внимания родителей. Часто отмечаются конфронтация с родителями, немотивированные вспышки гнева, дисфории, выраженная тревога или социальная отгороженность. Иногда нарушается сон, часто усиливается требование внимания родителей, особенно в ночное время.

Диагностика

Нарушение характеризуется сочетанием следующих признаков:
а) очевидность существования соперничества сибсов и/или ревности;
б) начало в течение месяцев, следующих за рождением младшего (обычно следующего по счету) сибса;
в) эмоциональные нарушения, аномальные по степени и/или стойкости и сочетающиеся с психосоциальными проблемами.
Соперничество, ревность сибсов может проявиться заметной конкуренцией между детьми с целью получения внимания или любви родителей; для того, чтобы быть расцененным как патологическое расстройство, это должно сочетаться с необычной степенью негативных чувств. В тяжелых случаях это может сопровождаться открытой жестокостью или физической травмой сибса, злобностью к нему, принижением сибса. В случаях меньшей выраженности, это может проявляться сильным нежеланием делиться, отсутствием положительного внимания и недостаточностью дружеских взаимодействий.

panacea.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *