Синдром приобретенной беспомощности: Выученная беспомощность — все самое интересное на ПостНауке

Синдром выученной беспомощности в рабочей среде — Карьера на vc.ru

Емко рассказываем о разработке теории, проявлениях синдрома на рабочем месте и о том, что заставляет нас чувствовать себя беспомощными в наши дни.

804 просмотров

Немного о теории

В 1950 – 1960х годах психология переживала период бурного развития. Особое внимание в исследованиях стало уделяться человеческой мотивации, когнитивным процессам. В 1954 году Джулиан Роттер вводит понятие «локус контроля» — склонность человека приписывать свои достижения или неудачи внешним или внутренним факторам.

Интернальный локус контроля (от «internal» — «внутренний») – убежденность человека в том, что он способен своими действиями оказывать влияние на собственную жизнь.

Экстернальный локус контроля (от «external» — «внешний») – убежденность человека в том, что его жизнь полностью зависит от внешних обстоятельств.

Еще одно понятие, необходимое для понимания темы – «каузальная атрибуция» — мысленное объяснение самому себе причин происходящих событий (например, тех же достижений или неудач).

Эксперименты

Доподлинно неизвестно, было ли появление гипотезы о выученной беспомощности побочным результатом иного эксперимента. Некоторые источники утверждают, что эксперименты велись целенаправленно.

Мартин Селигман и Стивен Майер проводили эксперимент на собаках – после звукового сигнала в помещение с животным подавался заряд тока (достаточно слабый, чтобы не навредить, но достаточно сильный, чтобы вызвать боль). Через какое-то время животные понимали, что разряда не удастся избежать, ложились в угол помещения и ждали своей участи.

Однако такая модель поведения сохранялась и при переводе животных в другое помещение, из которого можно было свободно выйти, дабы избежать удара током. Собаки же, которые не подвергались предварительным экзекуциям, быстро находили выход из ситуации.

В результате экспериментов встал вопрос о том, характерно ли такое поведение для всех млекопитающих. И если да, то можно ли привить человеку чувство беспомощности (или наоборот).

Современная трактовка и чем усугубляется

Изменения в теорию были внесены уже в 21 веке. Дальнейшая разработка тематики заставила создателей теории пересмотреть ее ключевой аспект.

Современная психология утверждает, что человек рождается на свет беспомощным (что вполне логично, учитывая, что физические и ментальные рычаги взаимодействия даже с ближайшим окружением фактически сведены к нулю). В процессе взросления, социализации и адаптации к окружающей среде, человек «обретает контроль» над ситуацией.

Таким образом, современное видение синдрома ближе к «невыученному контролю», нежели к «выученной беспомощности».

Что усугубляет выученную беспомощность?

Следствием из предыдущего тезиса является вывод о том, что синдром во многом приобретается из-за особенностей процесса взросления. Усугубить беспомощность может буквально любое, даже незначительное по своей сути событие — фокус заключается в том, как его трактует сам человек.

Однако в последнее время мы слишком часто сталкиваемся с глобальными феноменами, которые заставляют нас чувствовать себя беспомощными. Из последних событий:

  • Пандемия. Она пропала из информационного поля, но долгожданного расслабления так и не произошло. Отсутствие мер защиты от заражения (сомнительная эффективность масок и перчаток, общее недоверие, недостаток эмпирического материала по воздействию вакцин) — все это дополняется беспомощностью человека по всему миру перед лицом вводимых государством мер и ограничений.
  • Экономический кризис.
    Еще одна ситуация, когда «глобальное» затрагивает «частное». Каждый способен управлять собственной карьерой, ставить цели и стремиться к ним. Однако невозможно повлиять напрямую на такие вещи, как уход компаний из страны, нехватку сырья и компонентов, сокращения и т.д. Да, обходные пути существуют, но они задействуются уже после того, как человек терпит «неудачу».

Как распознать выученную беспомощность у сотрудника?

Нужно понимать, что выученная беспомощность – лишь состояние, ввиду чего выделить четкие диагностические критерии не представляется возможным. Однако существует ряд внешних признаков, способных указать на него:

Низкая мотивированность. На подсознательном уровне человека с синдромом выученной беспомощности это выглядит примерно так: «зачем рисковать своим временем и усилиями, если случайное не зависящее от меня событие может просто взять и пустить все насмарку?»

Смирение с выгоранием. Нежелание бороться с выгоранием и стрессом, обратиться к специалисту или что-то изменить в рутине также может быть продиктовано синдромом выученной беспомощности.

Прокрастинация. Откладывание дел, проектов (или напротив, выхода в отпуск, развлечений вне рабочей обстановки) «в долгий ящик». Объяснения в духе «когда будет время», «когда появится возможность» …

Безынициативность. Сотрудник не предпринимает активных шагов для решения рабочих задач, оптимизации процессов (даже если в перспективе это приведет к улучшению его материального и социального положения).

Нет стремления к профессиональному росту. Человек неспособен адекватно оценивать собственные возможности и преувеличивает роль сторонних факторов в процессе достижения результатов. Именно поэтому он не берется за более ответственные проекты, не прогрессирует и всеми способами избегает ответственности.

Как решить проблему выученной беспомощности?

1. Обратная связь – предотвращение, своевременное купирование.
Находите слова поддержки для неуверенных сотрудников. В крупных компаниях практикуется система «менторов» — «наставников», своевременно отвечающих на все вопросы нового сотрудника и делящихся опытом. Подобная практика оказывает значительный эффект в борьбе с неуверенностью на рабочем месте.

2. Акцент на значимости работы сотрудника – формирование понимания роли и возможностей в масштабах компании.
Наиболее яркий пример – введение номинаций, премий по типу «лидер инноваций», «топ-аналитик», «мастер…» с голосованием, проводимым среди сотрудников. Подобные практики помогут каждому сориентироваться и осознать собственный вклад в общее дело, принять факт того, что от его действий зависит судьба коллектива.

3. Постепенное формирование уверенности.
Задачи, которые вы ставите перед подчиненными, должны быть выполнимыми. Велик соблазн воспользоваться «якорением» и завысить планку, однако при длительном использовании такой практики мотивирующий эффект пропадет и у работников останется лишь пессимизм и смирение. Вместе с тем, легкие рутинные задачи все так же вгоняют сотрудников в тоску – лучшим выходом будет постепенное повышение планки по мере приобретения мотивации и энтузиазма.

что это и как избавиться — karpachoff.com

У каждого из нас есть друг или подруга, которые живут немного не своей жизнью. Нелюбимая работа, несчастливая семья, если она вообще есть, и дальше по списку. Одним словом, никакого прогресса, а возможно и элементы деградации присутствуют. Хотя ничто не мешает быть лучше, успешнее и счастливее. Возможно, причина кроется в так называемом синдроме выученной беспомощности. 

Синдром выученной беспомощности: что это

Выученная беспомощность — это состояние, при котором у человека есть всё, чтобы улучшить свою жизнь, но он не предпринимает никаких попыток сделать что-либо.  

Если у человека есть этот синдром, ему кажется, что любые старания не имеют смысла и не принесут результата. 

Эксперимент Мартина Селигмана

Феномен выученной беспомощности известен учёным с 1967 года благодаря Мартину Селигману. Под его инициативой прошли не совсем этичные эксперименты. В них подопытных собак разделили на три группы. Одна из них была контрольной и ничего страшного с этими животными не происходило. 

Собак из других групп поодиночке помещали в специальные комнаты с металлическим полом. Исследователи в произвольном порядке били животных током. Так, чтобы удары были болезненными, не смертельными, но избежать их было невозможно. Через некоторое время животные забивались в угол и начинали выть. 

После этого собак перемещали в другую комнату, где у них была возможность избежать ударов током. Чтобы оказаться в безопасной зоне, достаточно было перепрыгнуть через барьер. В итоге те животные, которых били током, даже не пытались найти выход из ситуации. Зато животные без травматичного опыта с лёгкостью перепрыгивали барьер. 

В ходе эксперимента учёные пришли к выводу, что из-за многократного негативного опыта собаки начинали воспринимать результаты, как нечто независящее от их индивидуальных усилий. 

Иногда синдром выученной беспомощности идёт рука об руку с ленью. Чувствуете что-то подобное? Тогда читайте статью: «Как перестать лениться и начать действовать: практические советы». 

Эксперимент Дональда Хирото

В 1974 году похожий эксперимент по теории выученной беспомощности, но уже с участием людей, провел Дональд Хирото. И здесь выяснились интересные особенности. Отдельной группе испытуемых предложили опытным путем определить, какие клавиши на пульте отключат громкие и неприятные звуки. У первой группы такая комбинация действительно была и отключить звук, условно, «методом тыка» было вполне реально.  

А вот у второй группы такой комбинации не было. Конечно, испытуемые не знали об этом, но их усилия изначально были обречены на провал. Неприятные звуки не прекращались. Параллельно некоторых людей определили и в третью группу, которая подключилась позже.

На втором этапе представителей всех групп собрали в одной комнате перед специально оборудованным ящиком. Теперь все участники эксперимента из трёх групп были в равных условиях. Задача была положить руку внутрь ящика, после чего раздавался неприятный звук. 

Люди из первой группы с успешным опытом быстро находили способ отключить звук. Нужно было всего лишь приложить руку к ящику с обратной стороны. Все они проявляли активность, не хотели мириться с положением и добивались результата.  

Испытуемые из третьей группы тоже справились с этим заданием, хотя и не участвовали в первом этапе эксперимента. А вот представители второй группы, которые не могли отключить звук с помощью пульта, в основном, проявляли пассивность. Большинство из них даже не пытались найти нужную комбинацию и просто терпеливо ждали, когда всё закончится. 

Чем опасна выученная беспомощность

На основании экспериментов можно сделать вывод, что в психике людей, так же как и у собак, есть так называемый эффект выученной беспомощности. И самое интересное, что он распространяется на абсолютно любые жизненные ситуации, а не только на те, которые показаны в эксперименте.

Представляете, насколько значима эта проблема для каждой отдельно взятой личности?

Если у вас долго не получается открыть успешный бизнес, возможно, всё дело в приобретённой выученной беспомощности. У несчастливой личной жизни может быть та же причина, не говоря о других, немного менее значимых, но важных для каждого из нас вопросах. 

Хотите вырастить ребёнка, у которого не будет проблем из-за синдрома выученной беспомощности? В этом вам поможет «Полная инструкция по воспитанию детей до 11 лет» от Дмитрия Карпачёва.  

Если человек не знает, как бороться с выученной беспомощностью, в перспективе это приводит к очень трагическим последствиям. И самое неприятное — большинство из нас даже не подозревают, что находятся под влиянием этого психологического эффекта. 

Почему так происходит

Так происходит потому, что человек по своей природе рационализатор. Мы находим, или думаем что находим, логические объяснения даже тем поступкам, которые теоретически могли бы не совершать при более благоприятных обстоятельствах. Рационализировать своё бездействие и беспомощность естественно для человека так же, как делать новые открытия и двигаться вперёд к своим целям. 

Но выученная беспомощность в психологии — это не только то, что зависит от обстоятельств и возможности контролировать реальность.

Появление эффекта возможно из-за того, что человек особым образом интерпретирует негативные события исходя из собственных установок. 

Скорее всего, выученная беспомощность разовьётся или уже развилась у тех людей, которые уверены, что на реальность повлиять невозможно. В группе риска также те, кто постоянно винит себя в собственных неудачах и заранее уверен в своём поражении. Простыми словами можно сказать, что с этой проблемой сталкиваются в основном пессимисты, которые не знают, как избавиться от выученной беспомощности. 

Примеры из жизни 

Для наглядности приведём ещё несколько типичных ситуаций:

  • в абьюзивных отношениях у жертвы часто развивается синдром выученной беспомощности, и закрепляется он именно в моменты безуспешных попыток уйти от агрессора;
  • эффект часто возникает в отношениях родителей с детьми, например, когда мы кричим на ребёнка или хотим поднять на него руку, часто это происходит от того, что в голове просто нет других рабочих сценариев развития ситуации;
  • считается, что выученная беспомощность — одна из многих причин так называемой психологии бедности, которая может передаваться по наследству, особенно этот феномен развит в бедных кварталах, районах, городах и даже целых государствах с низким уровнем жизни;
  • не всегда, но в ряде случаев, ученики в школе и в других учебных заведениях не могут решить ту или иную задачку просто потому, что не верят в свои силы.  

Если вы чувствуете, как выученная беспомощность отравляет вашу жизнь, самое правильное решение — показаться психотерапевту. Ну а о том, как можно поработать над собой в домашних условиях, расскажем прямо сейчас. 

Выученная беспомощность: как избавиться

Направлений для работы над собой очень много. В этой статье зададим основные векторы возможного развития в нужную сторону. Попытайтесь сфокусироваться на этих вещах и вам удастся, как минимум, уменьшить последствия эффекта выученной беспомощности. 

Оградите будущее от влияния прошлого 

Какие-то неправильные схемы поведения нам навязали родители. Опыт других ошибок и промахов тоже носит приобретённый характер, и мы совершенно напрасно цепляемся за него. Скорее всего, в настоящем уже нет места повторению неудачи, потому что вокруг изменилось всё: обстоятельства, навыки, детали, участники события. 

Представьте ребёнка, которому не давали выражать собственное я, высмеивали, критиковали любые его идеи и начинания. Скорее всего, во взрослой жизни такой человек не будет проявлять инициативу на работе и в лучшем случае только частично реализует себя как личность.

Избавиться от негативных установок помогут вопросы, заданные себе, и честные ответы на них. 

  1. Спросите себя, почему выученная беспомощность победила в прошлом и почему у неё нет шансов на повторную победу сейчас? 
  2. Чем ситуация в прошлом отличается от текущего момента?
  3. Какие возможности вы теряете, если опять наступите на старые грабли?
  4. Если поступить по-новому, разве с вами произойдёт именно то, что происходило в прошлом?

Ответы на эти вопросы дадут понять, что уже нет особого смысла цепляться за опыт минувших дней. 

Подумайте, откуда появились ваши мысли

Скорее всего, сейчас ваш внутренний диалог окрашен в мрачные тона и носит деморализующий характер. Если не осознавать происходящего, это состояние будет усугубляться. Отличный способ переломить ход событий — понять, откуда именно взялись такие мысли. 

Попытайтесь вспомнить, что вы думали в те минуты, когда выученная беспомощность брала верх над сознанием. В идеале нужно копнуть глубже и узнать, кто влиял на формирование этих мыслей: мама, папа, бабушка или дедушка, первая учительница или бывший муж. 

Как только станет понятно, что беспомощность сформировалась под влиянием мнения других людей, она сразу потеряет свою «волшебную» силу. Так происходит со всеми установками, навязанными извне. 

Используйте метафоры 

Этот приём хорошо известен в литературе, но отлично работает и в психологии. Представьте себе лошадь, которую много лет заставляли возить повозки с тяжёлыми грузами и держали на привязи. Она не виновата в происходящем. 

Но когда оковы упадут на землю, очень важно не стоять на месте. Нужно вспомнить как в детстве нравилось мчаться по степи на бешеной скорости и вдыхать ароматы свежих полевых трав.  

Фокус в том, что наш мозг натренирован хорошо воспринимать метафоры. Создайте свою собственную, на примере своей жизни, и поймите, что никакой связи с прошлым уже нет, никто больше не запрещает бежать, лететь и подниматься к любым вершинам. 

Замените негативные убеждения

Каждое негативное убеждение напрямую влияет на поведение. Поэтому стоит обращать внимание на мышление, которым вы пользуетесь в своей жизни. 

Возьмите блокнот и перепишите в него все свои негативные установки, которые получится вспомнить. Важный момент — записывайте именно то, что влияет на вашу жизнь. Обычно это вот такие простые, но исправно работающие в сознании вещи: «Я из простой рабочей семьи, поэтому мне никогда не стать долларовым миллионером». 

Обратите особое внимание на то, как вы формулируете обращение к себе: «Мне никогда не назначат зарплату больше 500$ в месяц», «Я никогда не получу приглашение работать за границей». Важно понимать, что эти убеждения работают до тех пор, пока вы сами верите в них.

А теперь следующий шаг: переформулируйте каждое негативное убеждение в позитивное. Прочитайте, что получилось? Что вы чувствуете? Подумайте, как можете достичь этого?

Потренируйтесь на каких-то малых делах, чтобы увидеть, какие результаты приносит эта техника. 

Люди, которые страдают от синдрома выученной беспомощности, часто завидуют более успешным родственникам, друзьям или коллегам по работе. Изменить ситуацию и пойти правильным курсом вам поможет статья: «Как перестать завидовать и начать жить своей жизнью». 

Возьмите на вооружение альтернативную точку зрения

Помните Селигмана из начала статьи? Так вот, он занимался не только тем, что проводил эксперименты над собаками, но также изучал, как пессимисты и оптимисты реагируют на хорошие и плохие события. Результаты исследований учёный изложил в книге «В поисках счастья» (Authentic Happiness). В ней Селигман пишет, что оптимисты считают проблемы явлением проходящим, управляемым и типовым. В то время как пессимисты считают, что их проблемы не заканчиваются никогда, подрывают жизненный уклад, а контролировать их невозможно.

Эти заключения наталкивают на мысль, что выученная беспомощность отступает, когда мы меняем своё отношение к ситуации. Изменить свою жизнь к лучшему под силу каждому человеку. Даже если внутренней уверенности нет, пробуйте действовать так, будто она есть. 

Фокусируйтесь на том, что можете контролировать

Сосредотачивайтесь на поиске правильных ответов, выбирайте мысли, действия и доступные навыки. Как только появится ощущение контроля над ситуацией, выученная беспомощность отойдёт на второй план.

Если нет возможности изменить всю ситуацию сразу, попробуйте предпринять несколько небольших шагов. Например, многие люди, которые мечтают переехать в США, подтягивают английский и переезжают в другие англоязычные страны с более лояльным миграционным законодательством. И помните, если решение не принимаете вы, кто-то другой обязательно примет его за вас.  

Осознайте происходящее 

Если чувствуете, что действуете по сценарию беспомощности, смиритесь с этим и честно признайтесь себе — проблема есть, но это не катастрофа, и всё можно исправить. Здесь по аналогии с вредными привычками. Первый шаг на пути к выздоровлению — признать существование проблемы. 

Сдвинуться с мёртвой точки помогут вопросы: 

  1. Какие причины, действия, импульсы побудили вас отказаться от контроля над своей жизнью?
  2. В каких ситуациях возникает ощущение беспомощности, и какие обстоятельства стимулируют его появление?
  3. Можно ли отметить в жизни длительные периоды, когда вы жили в состоянии выученной беспомощности? Что произошло перед этим?

Эти вопросы, как и все другие описанные приёмы, помогут понять, откуда взялась выученная беспомощность и как от неё избавиться. Нежелательный психологический эффект существенно тормозит развитие личности в одном или сразу в нескольких направлениях.  

Но бороться с выученной беспомощностью можно и нужно. Если столкнулись с такой проблемой, знайте, что справиться с ней вам точно под силу!

Даже если прямо сейчас кажется, что ничего не выйдет. Если чувствуете, что немного не хватает смелости, действуйте по принципу: «Глаза боятся, а руки делают». 

Именно так в детстве мы учились кататься на велосипеде, плавать или прыгать с высокого дерева. Страшно будет совсем немножко и только вначале, зато сразу после решительного первого шага вас переполнят яркие эмоции и гордость за новое достижение. 

Синдром выученной беспомощности почти не даёт о себе знать, если психика человека активно меняется в лучшую сторону. Запустить эти процессы вам поможет видео: «Развитие личности. Как начать развиваться и менять жизнь к лучшему?»

Изображения взяты из источников: pixabay.com.

Выученная беспомощность: ужасная психологическая тюрьма

Когда мы сталкиваемся с негативными вещами, нам нравится верить, что мы можем изменить их, повлиять на их ход и превратить во что-то положительное. Но это не всегда так, и когда люди чувствуют, что не могут контролировать то, что с ними происходит, они склонны сдаваться и принимать свою судьбу. Это то, что известно как выученная беспомощность или выученное отчаяние, одна из худших вещей, которые могут с нами случиться и от которой никто не может защитить себя.

Что такое выученная беспомощность?

Выученная беспомощность — это убежденность в том, что, что бы мы ни делали, мы не получим другого результата. Это жестокая психологическая тюрьма, которая полностью отключает нас от реальности и блокирует любую возможность освобождения или изменения. Хуже всего то, что первое обучение останется в нашем мозгу, оставив след, который повлияет на наше восприятие себя и мира.

Первые исследования выученной беспомощности были проведены на животных. Психолог Мартин Селигман видел, что, когда они непрерывно подвергались негативным раздражителям и не имели шанса убежать, в какой-то момент они просто прекращали попытки избежать раздражителя, сдавались и вели себя так, как будто были совершенно беспомощны. Хуже всего то, что когда им дали возможность сбежать, они не воспользовались ею, потому что в прошлом усвоили, что сбежать не могут.

Рассказ Хорхе Букая о прикованном слоне точно отражает то, чему учат импотенцию:

– Когда я был маленьким, я любил цирки, и больше всего мне нравились животные. Меня особенно поразил слон, как я позже узнал, он был и любимым животным других детей. Во время представления огромный зверь мог похвастаться размерами, весом и огромной силой… Но после выступления и незадолго до возвращения на сцену слон всегда оставался привязанным к небольшому колу в земле цепью, которая держала его ноги.

Однако кол представлял собой всего лишь крошечный кусок дерева, закопанный всего в несколько дюймов в землю. И хотя древесина была толстой и мощной, казалось очевидным, что животное, способное завести дерево своим сычужным ферментом, может легко освободиться от кола и бежать.

Тайна все еще кажется очевидной. Что его тогда держит? Почему бы не бежать?

В детстве я до сих пор доверяю мудрости старших. Потом я спросил о тайне слона… Один из них сказал мне, что слон убежал, потому что не выступал.

Тогда я сделал очевидный вопрос:- Если вы выступаете, Почему они натянуты? -.
Не помню, чтобы я получил внятный ответ.
Со временем я забыл тайну слона и кола…

Несколько лет назад я обнаружил, что, к счастью для меня, кто-то был достаточно мудр, чтобы найти ответ:

– Цирковой слон не исключение, потому что он был привязан к столбу, как он, так как был очень, очень маленьким.

Я закрыл глаза и представил себе беспомощного новорождённого слонёнка на колу. Я уверен, что Самозванец Элефантито копает в данный момент, выстрелил и пытается высвободиться. И, несмотря на его усилия, он потерпел неудачу, потому что этот кол оказался для него слишком тяжелым.

Я понял, что сплю, и на следующий день попробовал снова, и на следующий день, и на следующий… Пока, в один из ужасных для истории дней, животное не смирилось со своей беспомощностью и не смирилось со своей судьбой.
Несомненно, выученная беспомощность свойственна не только животному миру, часто то же самое происходит и с людьми, поэтому мы не в состоянии уловить и воспользоваться возможностями для перемен или облегчения, когда они появляются. Мы можем жить прикованными к столбам, которые лишают нас свободы, особенно когда мы думаем, что не можем делать определенные вещи просто потому, что когда-то пытались и потерпели неудачу. В этот момент мы четко зафиксировали в уме сообщение «мы не можем этого сделать». На самом деле, это довольно распространенная ситуация при депрессии и у жертв насилия.

Почему мы не можем реагировать на определенные ситуации?

Мартин Селигман объясняет, что мы не способны реагировать на болезненные ситуации, потому что в какой-то момент пути и после попытки изменить ход вещей, не получив ожидаемых результатов, мы тормозимся и впадаем в состояние пассивности. Другими словами, когда мы чувствуем себя беспомощными и верим, что решения нет, мы бросаем полотенце до такой степени, что не в состоянии увидеть возникающие возможности для перемен. Мы словно надеваем повязку прошлого на глаза и позволяем этому определять наше будущее.

В некотором смысле выученное отчаяние является своего рода механизмом психологической адаптации, так как приходит время, когда силы покидают нас, и мы не в состоянии продолжать справляться с такой болью и страданием, поэтому мы снижаем уровень активации, чтобы сохранить несколько ресурсы остались. На самом деле неумение реагировать всегда является следствием глубокого психологического ухудшения.

Симптомы выученной беспомощности

В выученную беспомощность вовлечены фундаментальные области: мотивационная, когнитивная, эмоциональная и поведенческая, порождающие ряд мыслей, чувств и характерных форм поведения.

— Человек потерял мотивацию продолжать борьбу, бросил полотенце, сдавшись обстоятельствам. Иными словами, предполагает роль и менталитет жертвы, что проявляется в поведенческом поведении через глубокую апатию.

– Человек не учится на ошибках, чувствует, что ничего не может сделать для улучшения своего положения и считает свою судьбу неизменной. Ошибки перестают быть инструментами роста и становятся свидетельством существования фатальности.

– Человек впадает в глубокую депрессию и отчаяние, у него развивается пессимистическое видение мира, убеждение, что он не в состоянии выйти из этой ситуации. Часто это может ощущаться как лист на ветру или как марионетка судьбы.

– Человек не принимает важных решений, потому что чувствует, что не может изменить ход своей жизни и не имеет над ней контроля, поэтому замыкается в себе и пассивно переживает обстоятельства.

На самом деле выученная беспомощность связана с различными психологическими расстройствами, такими как депрессия, тревога и фобии. Например, застенчивый человек в социальных ситуациях может начать чувствовать, что он ничего не может сделать, чтобы улучшить свои симптомы. Это чувство отсутствия контроля может привести к избеганию социальных ситуаций, что может усугубить его робость и вызвать социальную фобию.

В каких случаях проявляется выученная беспомощность?

Выученное отчаяние можно увидеть практически во всех сферах нашей жизни, профессиональной, социальной и личной. В профессиональном секторе это очень распространено, потому что многие препятствия на пути к изменениям возводятся во многих рабочих средах. Когда человек предложил новые идеи, и все они были отвергнуты, он в конечном итоге приспосабливается к своей роли и становится пассивным сотрудником без какой-либо мотивации.

Это также наблюдается на личном уровне, особенно у тех людей, на которых в детстве накладывалось множество ограничений или ярлыков, и их не учили справляться с неудачами. Если человек вырастет с представлением о неспособности, то он пронесет эту идею большую часть жизни, и она станет пределом его развития. Вот почему такие фразы, как «даже не пытайся это сделать» или «ты ничего не можешь сделать» стать камнем, наносящим ущерб самооценке и достоинству. Те, кто слушал их в детстве, не только будут бояться трудностей, но даже не смогут увидеть хорошие возможности.

Конечно, это происходит и на социальном уровне, когда дело доходит до убеждения, что что бы мы ни делали, ничего не изменится, поэтому мы подчиняемся политической, экономической и социальной системе. На самом деле поговорка «лучше известное зло, чем добро, которое еще предстоит узнать» прекрасно отражает концепцию выученной беспомощности.

Отмеченное наградами видео Роберта Лобеля «Ветер» идеально подходит для понимания выученного отчаяния на социальном уровне с оттенком юмора. Важно осознавать этот вид выученной беспомощности, потому что, когда это чувство разделяют многие люди, оно в конечном итоге становится гнусной судьбой, которую никто не ставит под сомнение.

 

 

Терпимость к неудачам защищает нас от чувства отчаяния

Все люди по-разному реагируют на невзгоды, есть те, у кого развивается выученная беспомощность, и другие, кто становится более стойким. Ключ заключается в том, чтобы совладать с ресурсами, которые мы можем активировать в такие моменты.

Вот почему сам Селигман защищает необходимость потерпеть неудачу. Нам нужно чувствовать грусть, злость и разочарование. Защита от этих эмоций делает нас более уязвимыми, потому что мы не учимся настойчивости.

Способность быть устойчивым в основном основана на уверенности в нашей способности преодолевать невзгоды и развивается только тогда, когда у нас есть способность бороться и становиться творцами своей жизни. Развитие внутреннего локуса контроля имеет решающее значение для противостояния худшим вызовам, поскольку позволяет нам осознавать, что, хотя обстоятельства и влияют на нас, в конечном итоге они не определяют ход событий.

Изучение того, как вмешиваться в среду, в которой мы живем, и получать результаты, как положительные, так и отрицательные, позволяет нам понять, что у нас есть определенная степень контроля и что внешние переменные не всегда ответственны за то, что с нами происходит. В конце концов, мы всегда можем выбирать, как нам реагировать на ситуации.

Выученная беспомощность — это не пожизненное заключение. Мы должны помнить, что нет ничего вечного, даже если, проходя через тяжелые времена, все кажется серым. Изменения происходят, когда мы начинаем осознавать себя, восстанавливать самооценку и находить новый смысл жизни, чтобы постепенно восстанавливать силы.

.

. 43: 1149–1159.

Гарбер, Дж. и Селигман, М.Е. (1980) Человеческая беспомощность: теория и приложения. Нуэва-Йорк: Академическая пресса.


Селигман, Мэн; Майер, С.Ф. и Гир, Дж. (1968) Облегчение выученной беспомощности у собак. Журнал Аномальной Психологии; 73: 256-262.


Селигман, М.Е. и Майер, С.Ф. (1967) Неспособность избежать травматического шока. J Exp психолог; 74(1): 1-9.

Адаптация к сложному посттравматическому стрессу?

Понимание выученной беспомощности в контексте травмы может предложить способ работы с симптомами С-ПТСР.

Теория выученной беспомощности, возникшая в конце 1960-х годов, первоначально изучалась для депрессии, а в настоящее время является школой мысли в отношении развития комплексного посттравматического стрессового расстройства (C-PTSD) и других связанных с ним состояний.

Хотя выученная беспомощность может затронуть любого, она часто укореняется в раннем детстве. Однако травма, полученная во взрослом возрасте, также может вызвать у вас чувство беспомощности.

Если вы переживаете длительную травму и чувствуете себя беспомощным, вас может воодушевить тот факт, что путь к выздоровлению часто начинается с изменения точки зрения.

В конечном счете, выученную беспомощность можно преодолеть с помощью информированного вмешательства и некоторых основных действий.

Выученная беспомощность — это тип поведения, который обычно возникает в результате сопутствующей депрессии и трудностей с регулированием эмоций. Теория объясняет, когда человек осознает определенную неизбежность и не предпринимает попыток преодолеть ее, несмотря на доступную помощь.

Выученная беспомощность может возникать в ответ на длительную или повторяющуюся травму, но, как правило, предпринимаются попытки избежать последствий травмы или комплексной травмы. Например, человек будет либо бороться за побег, либо сразу избегать опасности.

Если человек не пытается улучшить свои отношения, несмотря на доступные ресурсы и помощь, он может демонстрировать выученную беспомощность.

Например, рассмотрим кого-то, живущего с C-PTSD, который ранее в течение нескольких лет был в отношениях с насилием. Приближаясь к своим будущим отношениям, они могут полагать, что никогда не смогут избежать травмы от обидчика.

Они также могут полагать, что их будущие отношения обречены на душевную боль. Все их попытки улучшить свои отношения могут показаться напрасными, несмотря на доступ к практической и информированной помощи.

Первоначальная теория выученной беспомощности была разработана в 1967 году психологом Мартином Селигманом и исследователем нейробиологии Стивеном Майером. Теория была сформирована после эксперимента, состоящего из двух частей, в котором три группы собак подвергались случайным ударам электрическим током.

Эксперимент Селигмана и Майера: Часть 1

Собаки из группы 2 могли переместить рычаг, чтобы остановить удары током. Собаки из группы 3 не имели доступа к этому рычагу и получали удар током каждый раз, когда собака из группы 2 получала удар током.

Поскольку у собак в группе 3 не было доступа к рычагу, случайные толчки казались неизбежными.

Собак из 1-й группы не подвергали электрошоку, а помещали на некоторое время в упряжь, а затем отпускали.

Эксперимент Селигмана и Майера. Часть 2

Затем три группы поместили в разделенную на перегородки коробку, одна сторона которой подвергалась ударам, а другая — нет. Собаки могли свободно перепрыгивать через низкий барьер, чтобы избежать ударов током.

Собаки обеих групп 1 и 2 перепрыгнули барьер и избежали ударов током. Но собаки из группы 3 (у которых не было рычага для отключения в части 1) вообще не пытались убежать.

Хотя они могли легко перепрыгнуть через перегородку, неизбежный экстремальный стресс, которому они подверглись в части 1, заставил этих собак поверить, что ничего нельзя сделать, чтобы избежать ударов током.

В конце эксперимента исследователи пришли к выводу, что собаки из группы 3 по существу «выучили» беспомощность в ответ на первоначальную травму.

Такова была основа теории выученной беспомощности, которая позже была переоценена и скорректирована Селигманом.

Исправленный вывод Селигмана и Майера

Согласно обновленному исследованию 2016 года, Селигман и Майер изменили свой вывод о том, что собаки на самом деле не научились быть беспомощными в ответ на удары током. Скорее пассивное, беспомощное поведение, которое они продемонстрировали, является реакцией по умолчанию на продолжительный и неизбежный стресс.

Другими словами, собаки на самом деле не учились беспомощному поведению, а вместо этого не смог научить , как сбежать от сильного стресса.

Выученная беспомощность может коснуться любого. Согласно обзору исследований 2016 года, это часто может начаться в раннем детстве, особенно если ребенок подвергался жестокому обращению или пренебрежению. В этих обстоятельствах ребенок может испытывать значительный эмоциональный стресс и в конечном итоге развить чувство беспомощности.

Жестокое обращение и пренебрежение особенно опасны в детстве, потому что дети вряд ли свяжут то, что они переживают, с жестоким обращением. У них также меньше знаний и ресурсов для внесения действенных изменений.

Результатом, например, может быть то, что ребенок вырастет, полагая, что он бесполезен, ничтожен или бессилен перед лицом стресса или невзгод.

Ранние травматические переживания детства могут затем перерасти в более сложные состояния, такие как C-PTSD.

C-ПТСР и выученная беспомощность

Выученная беспомощность чаще всего наблюдается при большой депрессии. Но это также может произойти при сложном посттравматическом стрессовом расстройстве (C-PTSD).

C-PTSD, более тяжелая форма посттравматического стрессового расстройства, обычно развивается после длительной повторяющейся травмы. Хотя необходимы дополнительные современные исследования, теория выученной беспомощности может помочь объяснить, почему развиваются такие состояния, как С-ПТСР.

Согласно исследованию 2011 года, ситуации, которые приводят к выученной беспомощности, аналогичны тем, которые вызывают C-PTSD. А именно, воздействие длительных травмирующих переживаний может вызвать чувство беспомощности в отношении ситуации.

Помимо С-ПТСР, выученная беспомощность также связана с большим депрессивным расстройством (БДР).

Согласно исследованию 2021 года, общий симптом как депрессии, так и посттравматического стрессового расстройства, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше доставляла удовольствие (так называемая ангедония), может быть объяснена теорией выученной беспомощности.

Терапия травм и посттравматического стрессового расстройства, в целом, также может быть эффективной при выученной беспомощности и хроническом посттравматическом стрессовом расстройстве, хотя исследования ограничены.

Эти методы лечения включают:

  • когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)
  • терапию десенсибилизации движениями глаз (EMDR)

Оба метода лечения могут помочь в развитии обнадеживающих перспектив.

Роль объяснительных стилей

Обновленные выводы исследования Селигмана и Майера 2016 года показывают, что обнадеживающий способ осмысления сложных обстоятельств (также известный как «объяснительный стиль») может преодолеть выученную беспомощность. Они уточнили, что это, вероятно, лучшая защита от беспомощного ответа по умолчанию.

Ваш объяснительный стиль основывается на убеждениях о том, какое влияние вы оказываете на ситуацию. Если вы видите себя пассивным агентом в неконтролируемой ситуации или считаете, что имеете какое-то влияние на ситуацию и надеетесь, что оно не будет постоянным (эта надежда будет лежать в основе видимости контроля).

Обе точки зрения влияют на вашу склонность к беспомощному поведению, объясняют исследователи.

Если ваш стиль объяснения пассивен, вы можете почувствовать, что ничего нельзя сделать, чтобы оправиться от депрессии или серьезной травмы, и поэтому вы не пытаетесь. В конечном счете, это активирует ваше чувство беспомощности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *