Синдром выученной беспомощности – Выученная беспомощность — Википедия

Содержание

Синдром выученной беспомощности — Хороший вкус

Олимпийские боги благоволят, давая шанс повлиять на сложившуюся ситуацию; судьба преподносит удивительные сюрпризы… Если это — о вас, скорее всего, вы следуете принципу: любая возможность создана для того, чтобы ее использовать.

Каждую секунду в мире происходят изменения — причем не без человеческого участия. Действия и решения каждого влияют не только на виновника торжества, но и становятся причиной взлетов и падений в жизни других людей. В зависимости от убеждений мы называем непредвиденные «подарки» по-разному — судьбой, удачей, совпадением, Божьим провидением или кармой — вариантов так много!

Но чему определенно учит современный мир, так это тому, что единственный человек, который по-настоящему способен тебе помочь, — ты сам. Основа успеха — действие! Ничего не дается в жизни даром, ведь место под солнцем своими же зубами выгрызть должен именно ты — и никто другой. Те, для кого эти слова стали своеобразным манифестом, приписывают достижения своим отличным зубам и нестираемой эмали. Однако есть люди с другой жизненной позицией: «Все бессмысленно, я неудачник», «У меня ничего не получится», «Это глупо, я не создан для этого», «Мне всегда не везет». И если первые — эдакие революционеры-капитаны своей жизни, то последним действительно не повезло, ведь у них

синдром выученной беспомощности.

Синдром выученной беспомощности: эксперимент века

Этот синдром впервые был описан американским психологом Мартином Селигманом в конце 1960-х годов. Психологический словарь определяет выученную беспомощность как состояние, возникающее у человека и животных после длительного неблагоприятного воздействия, избежать которого не удается. Основная характеристика такой беспомощности — тенденция к обобщению: выработанная в конкретной ситуации, она распространяется на другие, так что человек уже даже не пытается решить поставленные задачи, вне зависимости от их сложности.

Сам Мартин Селигман провел ряд экспериментов на собаках, время от времени подвергая подопытных животных повторяющимся болезненным электрическим ударам. Половина собак сидела в клетках, оборудованных специальной педалью. Если собака нажимала на педаль, электрические удары на время прекращались, и животные быстро учились, как пользоваться спасительными педалями. У других подопытных педалей не было, поэтому удары тока начинались и прекращались сами собой, без какого-либо вмешательства со стороны собаки.

Во второй части эксперимента всех собак помещали в клетки, разделенные низкой перегородкой, через которую можно было перепрыгнуть, чтобы избежать электричества. Собаки из первой группы (те, которые научились останавливать электричество, нажимая на педаль) быстро понимали, что к чему, и прыгали при первой возможности. Однако собаки из второй группы, привыкшие к неотвратимости боли, не делали ничего. Они лежали на брюхе и беспомощно скулили, получая электрические удары.

С людьми дело обстоит еще хуже, ведь, в отличие от собак, человек учится на чужом опыте. Чтобы прийти ко внутренне опустошающему выводу, что «ничего сделать нельзя, это все злой рок судьбы», не обязательно самому становиться жертвой произвола — достаточно наблюдать за страданиями и бесполезностью усилий других. Человек, почувствовавший себя беспомощным, реже приписывает успех своим действиям и чаще винит себя в неудачах. Людям, находящимся в таком положении, тяжелее даются любые решения. Особенно все усложняется, если необходимо действовать сообща для достижения каких-то целей, будь-то подписание коллективного письма или банальное соблюдение взаимных договоренностей. Такие люди оправдывают бездействие «железными» аргументами: «От меня ничего не зависит, я ничего не решаю», «Я объективно смотрю на обстоятельства»; «Мы уже все равно ничего не изменим, как бы не сделать хуже».

Такие, казалось бы, справедливые слова и мысли могут быть реакцией на непреодолимые обстоятельства. Ведь многим знакомо ощущение, когда опускаются руки и хочется признать, что от наших усилий ничего не зависит? Что все решают все те, у кого есть статус и деньги, словом, избранное меньшинство? При постоянном давлении обстоятельств, на которые невозможно повлиять, человек входит в состояние стресса, его вера в себя рушится. Вспомним высказывание Фридриха Ницше, избитое в своем цитировании: «Все, что меня не убивает, делает сильнее» — увы, в этой ситуации он не прав. Состояние выученной беспомощности, естественно, не убивает, но сильнее не делает — зато приводит к развитию психосоматических расстройств.

Синдром выученной беспомощности и депрессия

Выученная беспомощность, вызванная неподконтрольным стрессом, — модель депрессии. Лучше всего это видно на следующем примере. Доктор биологических наук Наталья Кудрявцева провела эксперимент с мышами, которые, как известно, очень драчливы по своей природе. Мышей, принимавших участие в поединке, развели по обе стороны баррикад: как водится, победители напротив проигравших. Через некоторое время экспериментаторы подсаживали нескольких победителей в отряд «лузеров» — таким образом получалась группа особей, в течение продолжительного времени терпевших поражения. У них также развивалось состояние выученной беспомощности, имевшее все признаки депрессии у человека.

Кстати, депрессии делятся на реактивные и эндогенные. В случае реактивной можно выделить событие, ставшее спусковым механизмом депрессии: какая-то личная катастрофа, потеря или хотя бы увольнение. Но часто при опросе больного такого события не обнаруживается, и тогда депрессию считают эндогенной. Возникает вопрос, откуда она берется? Чаще всего это реакция на повседневный стресс, который накапливается в огромных количествах, в результате мелких неприятностей. А потом окружающие удивляются: вроде у человека все было хорошо, с чего это он не слишком доволен жизнью?..

Человек, находясь в неподвижности зоны комфорта и наблюдая, как события развиваются помимо желаний и далеко не в его пользу, получает подтверждение: он ни на что не годен. Уже даже не пытаясь повлиять на обстоятельства, покорно подчиняется их влиянию. Как говорят психологи, «отсутствует поисковая активность».

Выученная беспомощность: синдром Мартина Идена

Типичное проявление синдрома выученной беспомощности описал в романе «Мартин Иден» знаменитый американский писатель Джек Лондон. Главный герой мечтает стать писателем. Он много работает над стилем, ищет интересные идеи, открыт ко всему новому — но почему-то именитые редакторы не принимают его рукописи. Поначалу герой не обращает внимания на неудачи, его вдохновляют друзья и невеста. Более того: Мартин Иден — по природе борец — убежден, что рано или поздно успех улыбнется ему.

Однако его путь непрост. Жизнь впроголодь, долги, предательство любимой девушки, пасквиль, опубликованный в газете, лица, полные презрения, — вот с чем придется столкнуться Мартину. Именно в этот, тяжелейший для него момент, когда Иден остается один на один со своим жалким существованием и больше не желает бороться, к нему приходит успех.

Одна из его книг привлекает внимание известного критика: мнение авторитетного эксперта становится законом для общества. Отныне с Мартином Иденом считаются, его творчество публикуют неимоверными тиражами. Казалось бы, вот она, желанная слава… но писатель переживает не лучшие времена. Вращаясь в элитных кругах, в которые он так мечтал войти, Мартин прокручивает одну и ту же мысль: «Где же были вы все, когда я умирал от голода?» Он испытывает полнейшее пресыщение жизнью, не замечает, как в его судьбу входят новые люди — добрые, искренние, любящие его. Мартина Идена преследует ощущение, как будто он отравлен жизнью. Заканчивается роман смертью главного героя: имея все, о чем когда-то мечтал, Мартин Иден прыгает в воду, не желая больше жить.

В общем-то, именно так и выглядит выученная беспомощность: Мартин Иден действительно был отравлен этой «ядовитой» спутницей депрессии. Кстати, в профессиональной литературе выученную беспомощность до сих пор называют «синдромом Мартина Идена».

Как справиться с синдромом выученной беспомощности

Как же избавиться от этого синдрома? Ответ довольно прост — перестаньте жалеть себя. Ведь таким образом вы только «подкармливайте» свою неуверенность. Ничто так не парализует людей, как чувство жалости к себе. Прежде всего, перестаньте думать о том, что вы могли бы сделать, если бы не… и как вы обижены жизнью, сконцентрируйтесь на том, что уже сделано.

Воспользуйтесь приемом маленьких шагов. Помните, что для реализации глобального успеха необходимо время, а, чтобы вас не сжигала нетерпеливость, предпринимайте то, что может привести к удаче в краткосрочной перспективе. Пусть это будут ваши личные небольшие достижения — делайте подарки в честь окончания какого-то дела, ищите возможности, а в случае неудачи — не вините себя.

Позицию «Я не смог ничего сделать, это случилось со мной» замените на принцип: «Если так случилось, значит, я этого хотел». Это поможет взять ответственность за собственную жизнь. И избегайте так называемых мыслительных вирусов — помните, что все эти фразы не являются показателем объективной ситуации, в которой вы живете, зато сигналят о наличии у вас синдрома выученной беспомощности.

Анна Лысенко

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

horoshiy-vkus.biz.ua

7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности

Термин «выученная беспомощность» появился чуть больше 50 лет назад, но что он означает — до сих пор известно не всем. Как справиться с нежеланием прилагать усилия в ожидании отсутствия результата и почему сделать это никогда не поздно, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В застёгнутой на все пуговицы шубе шестилетняя Вика в фойе музыкальной школы с интересом смотрит на своего друга, который стоит, растопырив руки в сторону, а его няня старается быстро одеть мальчика в зимнюю одежду.

«Илюша, как же ты будешь жить дальше, если ты до сих пор не научился одеваться сам?» — голосом противной воспитательницы детского сада говорит Вика. Илюша терпеливо подставляет шею под шарф, которым в несколько слоёв заматывает его няня поверх высокого ворота шерстяного свитера.

«Вика, мне не надо учиться ерунде! Когда я вырасту, я буду великим музыкантом, и меня всю жизнь будет одевать няня или жена, чтобы я не тратил на это время. А ты, Вика, учись. Вот будешь моей женой, будешь меня одевать!» Мы с няней Илюши с трудом сдерживаем смех, хотя если задуматься, то это совсем не смешно. Я невольно наблюдаю, как формируется выученная беспомощность у мальчика.

Нам, взрослым, часто хочется сэкономить время и сделать за ребёнка то, что ему было бы хорошо научиться делать самому: одеваться, готовить уроки, убирать за собой игрушки, наводить порядок в комнате, варить макароны. «Ладно, давай я, мы ведь торопимся», — так пресекаются неуклюжие попытки ребёнка сделать что-нибудь самому, вместо того, чтобы показать ему, как нужно делать. Дети довольно быстро понимают, что можно не напрягаться и лучше даже не начинать действовать, всё равно в конце услышишь: «Ты всё сделал неправильно! Ничего тебе нельзя доверить!» Быстро ставшая популярной в интернете шуточная фраза: «Сделайте сами, у меня лапки!» — вполне отражает не столько желание лениться, сколько именно её, выученную беспомощность.

Выученной (обученной) беспомощностью называют потерю человеком мотивации что-либо делать в результате пережитого опыта независимости результата от прилагаемых усилий.

  • Я всё время учу-учу урок, но учитель больше тройки не ставит.
  • Я убираю свою комнату, но мама всё равно недовольна.
  • Я не понимаю, почему мама может мне улыбаться и дарить подарки просто так, а может просто так орать.
  • Я устраиваюсь на работу, но мне везде отказывают, не объясняя причин.

Если опыт убеждает, что мои действия никак не влияют на события и не приводят к желательным результатам, то это рождает ощущение бессмысленности усилий. Человек, столкнувшийся с неуспехом может справиться с негативными эмоциями и попытаться изменить ситуацию или не справиться и оставить всё, как есть. Это и есть выученная беспомощность: «Я думаю, что кто-нибудь другой на моем месте, может быть, и справился бы, но не я».

Впервые синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967). Выученная беспомощность проявляется не только в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, но и в неспособности впоследствии обучаться тому, что может оказаться вполне эффективным в подобных ситуациях, а также в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных усилий.

Есть, как обычно, две новости: плохая и хорошая. Плохая: Селигман утверждает, что выученная беспомощность формируется уже к восьми годам и указывает на три причины:

  1. Негативный опыт неконтролируемых событий, на которые ребёнок никак не мог повлиять (обиды на родителей, воспитателей, учителей, развод, смерть близких людей, семейные скандалы), переносится на другие события, в которых вполне можно было бы контролировать результат: школу, отношения с друзьями и т. д.

  2. Опыт наблюдения за беспомощными людьми, например, регулярный просмотр телесюжетов на эту тему.

  3. Гиперопека и готовность родителей всё делать за ребёнка.

Другой исследователь, Диана Циринг (Циринг Д. А., 2009) выяснила, что мамы детей с выученной беспомощностью намного чаще, чем мамы самостоятельных детей уделяют им время, силы и внимание, воспитание для многих из них является делом жизни, одновременно они склонны к постоянным ограничениям и запретам. Отцы не устанавливают понятных границ поведения для ребёнка, закрепляют за ним минимум домашних обязанностей, не привлекают к помощи в делах, но склонны к жесткому стилю воспитания, склонны наказывать за любые нарушения семейных требований, убеждены в полезности строгости для ребёнка. Такие отцы поощряют детские черты характера: игривость, наивность, боятся взросления своих детей, не давая им достаточного опыта преодоления жизненных трудностей.

А какая же новость хорошая? Хотя выученная беспомощность — довольно стабильная характеристика личности, если захотеть — с ней можно справиться. И у себя, и у ребёнка.

  1. Подумайте и опишите те области жизни, учёбы, в которых ваш ребёнок может на что-то влиять. Опишите и те области, где он ничего не может делать сам. Можно это даже нарисовать. Скорее всего, зона, неподконтрольная ребёнку, будет намного больше. Посмотрите, что из второй зоны можно передать под контроль ребёнку. Не надо всё и сразу, надо что-то одно, не очень большое. Подумайте вместе с ребёнком, как добиться успеха в этой области. Похвалите за старания. Через несколько дней ещё раз проанализируйте список или картинку, оценив, что ещё вы можете передать ребёнку под контроль.

  2. Предлагайте ребёнку вместо обвинения себя в неудачах, создания из всего катастрофы, искать вместе объяснения и способы изменения ситуации. Обсуждайте, что конкретно ребёнок может сделать сам. Например, очередная полученная двойка — не повод списывать всё на бестолковость и плохую память, а повод сесть и понять, что можно сделать: попросить учителя или одноклассника объяснить тему, попробовать понять, в каком месте нужно приложить усилия и т. д.

  3. Объясняйте разницу между реальными фактами и собственными убеждениями, задавая правильные вопросы. Обсудите, что можно сделать, чтобы превратить неудачу в успех. Тренируйтесь с ребёнком регулярно на любых ситуациях. Своих, чужих, литературных, мультипликационных.

  4. Учите называть эмоции и обсуждайте, как правильно работать с негативом. Человек, который не справляется со своими отрицательными эмоциями, не имеет сил, не в состоянии и следовать конструктивным способам влиять на свое будущее.

  5. Чтобы научиться контролировать хоть что-нибудь, надо позволить пережить ребёнку небольшую неудачу, совершить свою собственную ошибку. Уже после неё стоит задать правильные вопросы, придумать способы исправления и осуществить их. Принцип: бессмысленно ругать ребёнка за ошибку, лучше хвалить за то, что он её исправил.

  6. Спрашивайте ребёнка, чем он хочет заняться в свободное время, как он хочет планировать своё расписание, давайте ему право выбора в любой подходящей ситуации, поддерживайте его выбор.

  7. Ищите в прошлом ситуации, в которых уже получалось повлиять на ход событий, вспоминайте, что ребёнок сделал сам, чтобы повлиять на ситуацию.

И, конечно, на детей влияет пример родителей, которые не сдаются и продолжают действовать, даже если им кажется, что «ребёнка они окончательно испортили или он такой уж уродился, теперь всё равно ничего с ним сделать нельзя». Можно и нужно использовать все вышеприведенные пункты для изменения выученной родительской беспомощности. Никогда не поздно меняться! Вы точно не опоздали.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:

Объяснять нельзя наказывать: как запреты помогают нам воспитывать ребёнка

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Как построить отношения с учителем

Фото: Aaron Amat, Vitali Michkou/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Синдром выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности- это психологическое состояние, при котором человек не может избежать аверсивного стимула, даже если есть возможность убежать, так как был вынужден исполнять это раньше, и теперь не контролирует его.

Выученная беспомощность – психическое состояние, при котором организм вынужден терпеть отвращение на раздражители, которые болезненны или неприятны, становится неспособным или не желающими избегать последующих столкновений с этими стимулами, так как ложно решил, что не может контролировать ситуацию.

Теория

Теория приобретенной беспомощности была разработана американским психологами Steven F. Maier и Мартином Е. П. Селигманом, Университет Пенсильвании в конце 1960-х, 70-х годов.

Проводя экспериментальные исследования, которые были разработаны как вариация знаменитого эксперимента «классического обусловливания» Павлова, Селигман случайно обнаружил, что собаки, получавшие неизбежные поражения электрическим током, не смогли принять меры при последующих ситуациях – даже те, которые были возможны – побег или уклонение.

Эксперимент был воспроизведен с людьми (с использованием громкого шума, а не электрических ударов), дал аналогичные результаты. Селигман придумал термин «выученная беспомощность» для описания результатов.

Синдром выученной беспомощности с тех пор стал основным принципом поведенческой теории, демонстрируя, что предыдущее обучение может привести к резкому изменению поведения. Она объяснила, почему люди принимают и остаются пассивными в негативных ситуациях, несмотря на явную способность их изменить.

Открытие

Ученые экспериментировали на собаках, вырабатывая условный рефлекс: когда звонил колокол давали пищу, у собаки вырабатывалась слюна. Позже, если просто звонили в колокольчик, животные выделяли слюну. Затем профессор Селигман попытался экспериментировать, сдерживая собаку безвредными электрическими ударами.

Собаки помещались в коробку, которая содержала две камеры, разделенные низким барьером. Пол был электрифицирован с одной стороны. Собаки, ранее подвергшиеся классическому обусловливанию, не пытались убежать, несмотря на то, что избежать шока можно было просто перепрыгнув через небольшой барьер.

Для исследования этого явления, разработали еще один эксперимент.

  • В первой группе собаки были привязаны к упряжкам в течение определенного периода времени, а затем отпущены.
  • Собаки во второй группе были помещены в одни и те же ремни безопасности, но подвергались электрическим ударам, которых можно было избежать, нажимая панель носами.
  • Третья группа получила те же удары, что и во второй, за исключением того, что не могли контролировать шок. Для собак третьей группе шок казался совершенно случайными и вне их контроля.

Собаки затем помещали в короб. Животные первой и второй группы быстро узнали, что прыжок через барьер устраняет шок. Однако участники третьей группы не пытались уйти от боли. Из-за своего предыдущего опыта они разработали когнитивное ожидание, что ничто не предотвратит, не устранит потрясения.

Эта же теория применяется и к поведению человека, объясняя психологию депрессии. Человек попадает в депрессию, потому что пережил сложные отношения или потерял любимого человека, был жертвой физического, психического насилия или пережил тяжелое заболевание.

Однако депрессия также может быть генетической, у людей с низкой самооценкой, пессимистическим мышлением, которые не могут справиться со стрессом.

Симптомы

Выученная беспомощность – это когда человек начинает полагать, что у него нет контроля над ситуацией.

Мантра человека, который страдает от синдрома: «Какой смысл пытаться?»

Селигман обнаружил – собаки «научились» в ранней части эксперимента, что удар током произошел случайным образом, он неизбежен, не зависит от их собственного поведения. Животные фактически, могли просто выпрыгнуть из коробки, чтобы избежать шока, но думали иначе.

Такая модель поведения продемонстрирована у людей, если они подвергались наказаниям или дискомфорту, кажущимся случайными и неизбежными.

Чувство беспомощности и отсутствие возможности улучшить свои обстоятельства является одним из ключевых факторов депрессии.

Выученная беспомощность приводит человека к ложному мнению, что он более бессилен, чем есть на самом деле. Это приводит к тому, что делается плохой выбор, ухудшает ситуации, порождает порочный круг проблем.

Связь между беспомощностью и расстройствами личности

Если находитесь в отношениях с человеком, который страдает от расстройства личности, есть вероятность, что вы подверглись повторным разочарованиям, которые появляются случайно. Действия и отношения человека с расстройством личности часто не имеют логического смысла для других. Близким, часто приходится искать ответы с небольшим успехом.

Некоторые ищут причины и корреляции, чтобы объяснить поведение человека, нарушающего настроение. Иногда корреляции идентифицируются, но часто эти открытия терпят крах, так как поведение больного не может легко контролироваться.

В большинстве случаев партнер испытывает дальнейшие разочарования и со временем начинает чувствовать, что ситуация безвыходна.

Реальность такова, что человек с расстройством личности является тем, кто контролирует свое поведение. Хотя такие люди обычно не имеют прямого контроля над тем, как себя чувствуют, у них есть контроль над тем, как они себя ведут.

Так в чем проблема?

Люди часто борются с поведением любимого человека, которое считают неприемлемым.  Выясняют, как изменить его.

Однако изменение чужого поведения немного похоже на попытку контролировать погоду. Вы можете попробовать, будут хорошие дни и плохие. У вас действительно нет контроля.

Вооружившись этим неутешительным фактом, сталкиваясь с дальнейшими проблемами, человек начинает чувствовать, что он сам беспомощен.

Другими словами, применяют урок, усвоенный от своего любимого с расстройством личности, в другие области собственной жизни.

Вместо того, чтобы думать. «Я был неудачен в том, чтобы заставить любимого измениться», они начинают думать «Я не могу ничего изменить» или даже «Я неудачник».

Как собаки Селигмана, они решают лечь.

Примеры

Выученная беспомощность возникает, когда человек испытывает серию негативных событий, над которыми не имеет контроля, несмотря на все усилия, направленные на улучшение ситуации.

Со временем начинает верить, что независимо от того, что делает, случайным образом происходят плохие события. Дисфункция возникает, когда негативный опыт обобщается на более широкую ситуацию или перспективы.

Измена

Предположим, что мужчина с супругой, у которой есть расстройство личности, замечает, что в последние несколько раз возвращаясь домой с работы раньше, она относилась к нему очень хорошо, суетилась над ним, обращала внимание на его потребности. Он говорит себе, что рано приходить домой «кажется, работает».

На следующий день решает удивить ее, возвращаясь на 2 часа раньше. Взволнованный своим планом, приезжает домой только, чтобы обнаружить ее с другим мужчиной. Его придуманная модель мира, рухнула. У него больше нет чувства контроля над благополучием и личной безопасностью. Он говорит себе: «Я такой глупый!»

На самом деле неверность жены не имела к нему никакого отношения. Это было связано с ее потребностью в внимании и низкой самооценкой. Возможность возникла, когда незнакомец проявил к ней интерес, и она поддалась. Наряду с острыми ощущениями, она чувствовала вину за свое поведение.

Страх быть пойманной чрезмерно компенсировался, приятным поведением для своего мужа, когда тот приходит домой.

В этом примере поведение мужа не влияло и не контролировало ситуацию. Однако, пытаясь рационализировать случившееся, он начал пересматривать все то, что сделал, чтобы мотивировать жену. Сделал ошибку, глядя на себя, объяснил случайные действия супруги. Он учится быть беспомощным.

Отношения с отцом

В другом примере женщина боится гневных вспышек отца. Иногда он становится жестоким, но обычно ограничивается вербальным потоком критики. Женщина пытается как можно больше избегать его, молчит, когда он присутствует, надеясь, что ее не заметят.

Она начинает чувствовать стыд, избегает общения с другими, потому что не хочет, чтобы они знали, что происходит.

Ситуация более сложна, цикл переносится за пределы дома и другие районы жизни, где она не подвергается насилию. Это способствует ощущению депрессии, изоляции, беспомощности. На самом деле она не может ничего сделать, чтобы контролировать родителя. Однако может работать над собственной безопасностью и защитой.

Проблемы с математикой у ребенка

Рассмотрим один часто используемый пример: ребенок, плохо выполняющий математические тесты и задания, быстро начнет ощущать, что ничто не повлияет на его математическую работу. Когда позже сталкивается с любым типом математических заданий, он испытывает чувство беспомощности.

Приобретенная беспомощность связана с несколькими различными психологическими расстройствами. Депрессия, беспокойство, фобии, застенчивость, одиночество могут быть усугублены выученной беспомощностью.

Одиночество

Например, женщина, которая стесняется в социальных ситуациях, может почувствовать, что ничего не может сделать, чтобы преодолеть симптомы. Это ощущение, что симптомы находятся вне ее непосредственного контроля, заставляют ее перестать пытаться вовлечь себя в социальные ситуации, тем самым делая ее застенчивость еще более выраженной.

Однако исследователи обнаружили, что синдром не всегда обобщается во всех ситуациях. Ученик, который испытывает беспомощность в отношении математики в школе, не обязательно испытывает ту же беспомощность, когда сталкивается с выполнением расчетов в реальном мире.

Итак, что это объясняет? Почему некоторые люди развивают беспомощность, а другие нет? Почему синдром специфичен для некоторых ситуаций?

Последствия

Многие исследователи считают, что атрибуция или объяснительные стили играют определенную роль в том, как люди влияют на синдром выученной беспомощности. Эта точка зрения предполагает, что стиль индивидуума объяснять события помогает определить, будут ли он развивать расстройство.

Пессимисты

Пессимистический объяснительный стиль связан с большей вероятностью переживания приобретенной беспомощности. Люди с этим объяснительным стилем склонны рассматривать негатив как неизбежный, склонны нести личную ответственность за негативные события.

Основные последствия:

  • Нарушение эмоций: подавленное настроение.
  • Плохое здоровье: Повышенная уязвимость к болезням делает их очень слабыми.
  • Недостаток удовлетворенности работой: невозможно улучшить производительность, отсутствие концентрации, неспособность выполнять задачи по решению проблем.
  • Пессимизм: всегда думает, что не сможет.
  • Низкая самооценка: самобичевание.
  • Отсутствие мотивации: нелегко мотивироваться другими или самим собой.
  • Отсутствие социальных навыков: застенчивость, плохие межличностные отношения, привыкание к изоляции.
  • Одиночество: нет друзей, не чувствует себя любимым.
  • Суицидальные черты: Человек постоянно думает о смерти, поскольку чувствует, что бесполезен.
  • Злоупотребление детьми: когда родители чувствуют, что не могут контролировать своего ребенка, они склонны отказаться от него и перестать заботиться, даже не осознавая, что тот находится под влиянием выученной беспомощности. Это приводит к жестокому обращению с детьми.
  • Тревога: чувство страха, беспокойства, перегруженности.

Синдром выученной беспомощности используется для защиты от любых неудач. Многие люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут даже не знать об этом и, следовательно, не могут ее преодолеть, поскольку это становится их образом жизни.

Как преодолеть

Если долгое время живете с человеком, страдающим от расстройства личности, ваша самооценка, возможно, равна нулю. Возможно, вы потратили много энергии, сосредоточились на другом человеке, пытаясь изменить свое поведение. Вы чувствуете себя бессильным, безнадежным, беспомощным.

Тем не менее, важно помнить, что, хотя вы не контролируете, не влияете на другого человека, зато имеете полный контроль и влияние на свое поведение. Нужно попытаться снять фокус с других людей на себя. Иначе, скорее всего, будете лежать и впадать в депрессию.

Это означает, что для того, чтобы оставаться психически здоровым, придется начинать действовать более независимо от человека с психическим заболеванием. Возможно, нужно перестать искать одобрение ваших решений, перестать просить разрешения позаботиться о себе, перестать позволять им играть ведущую роль в ваших отношениях.

Инфо

Если вы тот, кто психически здоров, нужно самому принимает решения о том, что лучше для вас.

Это не эгоизм

Это может показаться эгоистичным. Многие выражают дискомфорт или сопротивление вначале лечения. Они ощущают чувство вины или стыда при «отказе» или «пренебрежении» партнером, родителем.

Хуже того, партнер или родитель отрицательно реагируют на любую независимую мысль и начинают обвинять в том, что они не заботятся, отказываются от них.

Если испытываете нежелание, чувство вины, страх, важно помнить, что, заботясь о себе, вы не действуете эгоистично. Напротив, делаете самую благоприятную вещь для родителей, супруга. В конце концов, ни один умственно здоровый человек не хотел бы, чтобы любимый пренебрегал собой или делал себя больным или бессильным.

Выпрыгивание из коробки требует определенных усилий с вашей стороны.

Когда происходят плохие вещи, нам нравится верить, что  будем делать все необходимое для изменения ситуации. Исследование синдрома выученной беспомощности, показало – когда люди чувствуют, что не имеют контроля над тем, что происходит, склонны просто отказаться от борьбы и принять судьбу.

Когда люди чувствуют, что у них нет контроля над ситуацией, они начинают вести себя беспомощно. Это бездействие заставляет людей игнорировать возможности для облегчения или изменения.

Так что же люди могут сделать, чтобы преодолеть это? Когнитивно-поведенческая терапия – форма психотерапии, которая может быть полезной для преодоления мышления и моделей поведения, которые способствуют выученной беспомощности.

Способы

  • Медитация: один из самых известных методов лечения многих психологических расстройств. Вы должны практиковать медитацию таким образом, который вам подходит, чтобы почувствовать изменение и позитивность.
  • Признать расстройство. Человек должен знать, что переживает психологическое расстройство, понимает его последствия, симптомы, чтобы распознать проблему.
  • Выявить причину: попробуйте выяснить, что заставляет вас чувствовать беспомощность, понять проблему. Это не позволит впасть в депрессию при шоковых эмоциях.
  • Будьте позитивны: не бойтесь падать или терпеть неудачу.
  • Удалите психические блокировки. Всегда помните, что неудача – это ступень к успеху. То, что произошло раньше, больше не повторится.

Учитесь на своих прошлых ошибках и идите вперед.

  • Возьмите на себя ответственность: жизнь ваша. Делайте то, что нравится, а не то, что нравится другим.
  • И, наконец, двигайтесь дальше. Это лучшее, что нужно сделать, поскольку мы знаем, что не можем контролировать или владеть кем-либо.

Нет никакого смысла помнить обиды и прошлые события. Все делают ошибки, просто отпустите. Однако убедитесь, что вы имеете свою точку зрения, и не нужно никого подавлять.

Мы часто обвиняем сказки за то, что отвлекают нас от реальности, ведут к мифическим целям. Но я верю, что мечты сбываются. Вы можете идти к своей мечте, цели, просто верьте, что это сделаете, всего добьетесь.

Вывод

В своей книге «Беспомощность» (1975) Селигман утверждал, что в результате этих негативных ожиданий другие последствия сопровождают неспособность или нежелание действовать, в том числе низкая самооценка, хроническая неудача, грусть, физическая болезнь.

Теория приобретенной беспомощности применяется ко многим ситуациям и поведению:

  • клиническая депрессия,
  • старение,
  • насилие в семье,
  • нищета,
  • дискриминация,
  • воспитание детей,
  • успехи в учебе,
  • злоупотребление наркотиками,
  • алкоголизм.

Критики, утверждали, что из экспериментов Селигмана могут быть сделаны различные выводы. Поэтому широкие обобщения, наиболее часто встречающиеся в областях клинической депрессии и академических достижений, не обоснованы.

Например, применение теории к клинической депрессии рассматривается как упрощение болезни. Так как не учитывает сложные когнитивные процессы, связанные с ее этиологией, выраженностью и проявлением

Синдром выученной беспомощности оказывает глубокое влияние на психическое здоровье и благополучие. Люди,  испытывающие его, также имеют симптомы депрессии, повышенные уровни стресса, меньшую мотивацию к уходу за своим физическим здоровьем.

Поговорить со своим врачом о шагах, которые надо предпринять для избавления от такого типа мышления.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

ovp1.ru

что это такое, признаки, лечение

Выученная беспомощность – состояние, возникающее на фоне сильного нервного потрясения или неправильного воспитания в подростковом возрасте. Она имеет общий, а не ситуативный характер и является одной из базовых проблем человечества. Расстройство характеризуется образованием паттерна гнетущего переживания. Человеку не удается прекратить неэффективную деятельность или, напротив, совершить прорыв, для изменения нынешней ситуации.

1

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность определяется как состояние, возникающее в обстоятельствах, когда внешние события не зависят от действий индивида. Теорию выученной беспомощности в психологии открыл американский психолог Мартин Селигман. Дальнейшему развитию теории поспособствовала Лин Эйбрамсон (Абрамсон). Их работы стали прорывом в психологи. Выяснилось, что с подобным явлением в определенный период жизни сталкивается каждый второй человек. Выводы, сделанные учеными, детально обоснованы и экспериментально проверены, они позволили возникнуть стройной теории о возникновении навязанной беспомощности. Наиболее активно изучением выученной беспомощности в современном мире занимается психолог Михаил Лабковский.

В психологической лаборатории Пенсильванского университета Мартин Селигман вместе с руководителем лаборатории Ричардом Соломоном провел серию экспериментов над собаками по схеме условного рефлекса И. П. Павлова.

Ученые стремились к созданию у животных условного рефлекса страха при возникновении высокого звука. Для достижения эффекта после знакового сигнала собак повергали удару несильного, но ощутимого тока. Изначально ученые предполагали, что животные будут убегать из коробок и вести себя агрессивно, защищаясь от угрозы. Но подопытные совершенно никак не реагировали, только ложились на дно ящика и скулили. Предположение Селигмана оказалось верным: из-за отсутствия физической возможности избежать угрозы животные научились беспомощности.

Чтобы удостовериться в достоверности теории и выявить возможность развития расстройства у взрослых особей, ученые провели обширный эксперимент, разделив собак на три группы:

  • Первая группа собак могла отключить питание, нажав носом на специальную кнопку и избежать удара током.
  • Вторая группа была лишена возможность контролировать удар током. Будет удар или нет, зависело от поведения собаки в первой группе.
  • Третья группа не получала никакого воздействия и являлась контрольной.

Затем собак всех групп поместили в ящики с низкой перегородкой, через которую легко можно было перепрыгнуть. Поведение животных было удивительным. Подопытные из первой и третьей группы быстро ориентировались и сразу выпрыгивали из ящиков, а вторая группа никак не реагировала на появившуюся возможность к побегу. Они лежали на дне ящика и скулили, даже когда сила удара током увеличивалась.

Вердикт ученых: если особь долгое время находится в ситуации, когда от ее действий ничего не зависит, она учится беспомощности. Если неприятности долгое время происходят вне зависимости от действий, живое существо привыкает, перестает проявлять какую-либо активность и смиряется.

Эксперимент вызвал сомнения, так как не было доказано аналогичное поведение среди человеческих особей. И было собрано несколько групп добровольцев. Их поместили в подобные ситуации, но на этот раз раздражителем выступал пронзительный звук. Перед испытуемыми находились ящики с кнопками отмены, но у второй группы кнопки были заблокированы. Затем, когда людей поместили в ситуации с упрощенными условиями, с возможностью устранения раздражителя посредством прикосновения рукой к противоположной стенке ящика, только первая и третья группа пытались остановить эксперимент. Они экспериментировали с кнопками и стенками, чтобы достичь результата. Вторая группа просто смирялась и ждала завершения эксперимента.

Опыты доказали: у людей существует механизм возникновения беспомощности. Пассивность действий после активации механизма переносится на другие ситуации.

2

Признаки и причины возникновения

Внутренняя картина расстройства характеризуется установками:

  • Субъективная оценка возможностей самостоятельно преодолеть жизненную ситуацию: «Это может получить любой, но не я».
  • Приписывание причин неудачи своим личным качествам: «Мои успехи – не моя заслуга, неудачи – моя вина». Например, человек считает, что не может достичь желаемого из-за недостатка силы воли или интеллекта. А успех зависит от удачного стечения обстоятельств.
  • Ощущение невозможности контролировать окружающую действительность. Установки распространяются не на конкретные ситуации, а на все события в жизни человека. В итоге он перестает предпринимать активные действия даже в ситуациях, имеющих простое решение.

Достаточно пережить один непродолжительный период неконтролируемости внешних событий, чтобы механизм был запущен и начал управлять жизнью человека. Это приводит к депрессии, пессимизму и пассивному поведению.

Наличие расстройства обнаруживается в процессе беседы. Главный признак – наличие в речи человека типичных для расстройства слов-маркеров:

  • «Не могу»: изменить свое поведение, решить конфликт, найти друзей.
  • «Не хочу». Далее можно добавить что угодно: менять образ жизни, привычки, учить новый предмет, язык и т. д. Переживание «я не могу» связано с переживанием по поводу собственной несостоятельности или слабости. Модель «не могу» трансформируется в «не хочу», «это не для меня».
  • «Всегда»: опаздываю, теряю вещи, расстраиваюсь по пустякам. Модель трансформируется в «я всегда таким был и буду».
  • «Никогда»: не смогу справиться с проблемой, никогда не прошу о помощи.
  • «Все бесполезно»: и не такие как я пробовали, никогда ничего не получалось.
  • «В нашей семье все такие». Истоки формулировки – семейные установки на отсутствие склонности к какой-либо науке, профессии, неудачах в браке или карьере.

В основе формирования подобных установок лежит неверие в собственные силы и отсутствие позитивного опыта. Подобное поведение часто скрывается под другими эмоциями. Например: злость, усталость, апатия. Выученная беспомощность часто скрывается под противоположными действиями. Основные модели действий:

  • Бездействие, проявляется апатией или потерей интереса.
  • Псевдоактивность, безрезультатная суетливость с неадекватным последующим торможением.
  • Смещение на псевдоцель. Человек переключается на другую деятельность, обеспечивающую получение ощущения достижения результата. Например, вместо того, чтобы писать курсовую, студент решает убрать квартиру, а вместо улаживания конфликтов выбирает поедание сладкой пищи.
  • Попытки найти подходящий вариант среди стереотипных действий, в состоянии постоянного напряжения и контроле результатов.
  • Ступор.
  • Деструктивное поведение, агрессия, направленная на себя или окружающих.

3

Лечение

Выработанная беспомощность – сложное состояние, которое требует комплексной работы для его преодоления. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо обратить внимание на опорные точки нарушения и начать последовательную работу по пунктам:

  • признание наличия проблемы;
  • преодоление эмоционального потрясения;
  • обнаружение и активизация потребностей и желаний;
  • повышение самооценки;
  • осознание права на ошибку, свободу самовыражения, на свободу выбора;
  • осознание и признание своих способностей;
  • подтверждение своих достоинств опытом из жизни по преодолению трудностей;
  • позитивное мышление и прогнозирование событий в положительном ключе;
  • постановка целей и принятие ответственности за результат;
  • создание стратегий для достижения целей, создание пошагового руководства;
  • реализация планов;
  • преодоление страха обращения за помощью.

Сложные ситуации в запущенной стадии расстройства способен исправить только специалист. Однако некоторые пункты способен выполнить любой человек для улучшения качества своей жизни. Основа продуктивного лечения – позитивный опыт. Построение планов по достижению новых целей должно начинаться с простых для достижения пунктов.

4

Выученная беспомощность у детей

Контроль над внешним миром формируется в раннем возрасте. Неправильное отношение родителей может привести ребенка к инфантильности. На возникновение расстройства влияют три фактора:

ФакторПроявление
Отсутствие последствий или депривацияЧтобы понять ситуацию изнутри, нужно обратить внимание на наглядные примеры. Обеспеченная семья, имеющая свой бизнес, обращается за помощью к специалисту, так как любимый сын не проявляет никакого интереса к работе в свои 25 лет. Он ничем не занимается, только отдыхает и тратит родительские деньги. Рекомендация психолога – изменить отношение к действиям сына. Каждый поступок должен иметь последствия. Отец забирает машину у сына и отдает ее ведущему сотруднику, а сыну предлагает зарплату, зависящую от количества часов, проведенных на рабочем месте. Ставится условие: если сын не начнет вести дела, отец продает или отдает фирму кому-нибудь другому. При отсутствии рабочего процесса зарплата выплачиваться не будет. То есть ребенок получил возможность сделать свой выбор. В результате сын взял дела под свой контроль, накопил на машину и съехал на съемную квартиру, чтобы обрести независимость
Однообразные последствияПоследствия однообразных последствий можно увидеть на примере детей статусных или излишне строгих родителей. Какое бы действие ни следовало, ребенок знает, что любой поступок будет родителями прощен, или наоборот, любое действие вызовет негатив
АсинхронностьСитуации, когда реакция на действие появляется спустя долгое время, не вызывают мотивации. Из-за большого временного отрезка ту или иную ситуацию невозможно связать с определенными действиями. Например, постоянная критика родителями ошибок в домашнем задании. У взрослых распространенная причина безынициативности на работе – нестабильная зарплата

neurofob.com

Терапия Синдрома выученной беспомощности

Ничто так не мотивирует Человека как собственные успехи. Но для того, чтобы эта мотивация была и поддерживала нас на протяжении всей жизни, нам нужно сначала научиться эти успехи ценить, коллекционировать их.

Мы рождаемся, чтобы стать кем-то бОльшим, чем пришли в этот мир. Нам понадобится совершить тысячи ошибок и провести миллионы экспериментов, познавая жизнь и себя. Мы будем падать и снова вставать. Это нормальный — естесственный — процесс развития всей жизни. Чтобы снова вставать после падений, для этого нам как раз и нужна мотивация, вера в собственный успех, в собственные силы.

Ценить Себя и Свои Достижения — это нормально, а вот обесценивание это уже патология.

Но почему же тогда в современном мире так развита культура обесценивания?

Начинается все с родительского воспитания. К нам предъявляют очень серьезные — взрослые — требования: достигать взрослых успехов в детском возрасте. Это делается из благих побуждений: нас хотят сделать — долго подбирала наиболее точное слово — КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ для выживания во внешнем мире.

То есть в нагрузку нам встраивается еще и предписание, что
«Мир — это враждебная среда»

Мы должны уже с детства уметь, это как минимум:

п. 1:  Радовать всех, чтоб «Не дай Бог, не нажить себе каких-нибудь врагов или тех, кто нас потом осудит и накажет».  Причем под радовать подразумевается — уметь «угадывать» чужие ожидания и им соответствовать

п. 2: Стремиться к совершенству любой ценой — мы должны быть Идеальны. Правда, никогда не уточняются критерии Идеала, так как подразумевается, что мы при этом еще должны быть Идеальны по-разному (см. п.1)

п. 3: Мы должны быть УДОБНЫ  и не мешать своими интересами,  не отвлекать от «важных» дел  (я про это уже писала, см. тут) и ОДНОВРЕМЕННО  ИНДИВИДУАЛЬНЫ, потому как родители хотели бы, чтобы их ребенка ВЫДЕЛЯЛИ из ТОЛПЫ и хвалили. Тогда они получают ПРИЗНАНИЕ как родители (то есть признается тот факт, что с ролью РОДИТЕЛЯ они справились успешно).

п. 4: Мы должны уметь быть СПОНСОРАМИ своих родителей  (термин из МЛМ) — то есть нам с детства внушается мысль, что нас взращивают и о нас заботятся, чтобы мы потом ОТДАЛИ им ДОЛГ в старости. То есть по-сути мы ОБЯЗАНЫ заботиться о родителях, так как в нас очень МНОГО ВЛОЖЕНО. Живущий в родителях страх одиночества, идущий от их внутреннего ребенка и его недоверие к миру, даже мысли не допускает, что их дети могут заботиться о них и ЛЮБИТЬ их просто так. Поэтому надо подстраховаться безустанно напоминая своему реальному ребенку, что он по гроб жизни перед ними в НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ. 

То есть по сути  нас, как ребенка, воспитывает травмированный внутренний ребенок нашего реального родителя.

п. 5: В свете тенденций последних лет в ребенке очень часто обесценивается то, что не поможет ему напрямую ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ.  Это уже идет из предписаний «внутреннего родителя» внутри реального родителя, заботящегося о выживании ребенка в современном мире. Правда, эта тенденция наблюдается последние лет 10-15 и пока еще не так очевидна. И она запросто способна обесценить в ребенке — творческие порывы, чувственность, сексуальность, сострадание, милосердие, заботу, любовь: то есть то, что позволит ребенку в будущем построить свою семью, выстроить близкие отношения и просто НАСЛАЖДАТЬСЯ жизнью, БЫТЬ СОБОЙ. Это обесценивание идет путем игнорирования всего того, что нельзя «измерить весами» — чувств, эмоций, творчества, смыслов, важности взаимопонимания. И наоборот, чрезмерного подчеркивания важности того, что можно увидеть и измерить: поступков, слов, дел, вещей.  Такое обесценивание,  кстати,  приводит к  двоякому эффекту. Иногда к тому, что может вырасти тиран, идущий по головам — сверхэффективный, но абсолютно несчастливый. С другой стороны — может наоборот сформироваться инфантильная натура, желающая получить то, что недополучила в детстве — все удовольствия, все чувства, но не способная их создать сама, а требущая этого от других, живущая по принципу «Хочу и Дай», при этом все время обесценивая то, что дают.  В среднем варианте, мы можем, например, много работать, но забывать о том, ради чего большего мы это делаем.

—————————————-

Вот…..При  таких милых и противоречащих друг другу критериях мы просто обречены НИКОГДА НЕ ДОСТИГАТЬ УСПЕХА. У нас просто нет шансов удовлетворить их все, поэтому через какое-то время мы окончательно убеждаемся, что мы неудачники. У нас не получается соответствовать такому вот «идеалу».

Терапия выученной беспомощности начинается с терапии личной истории.

Задача психолога состоит, во-первых, в том, чтобы помочь Человеку поверить в то, что его ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК заслуживает любви и принятия без всяких условий.

Во-вторых в том, чтобы помочь Человеку привнести свою взрослую позицию в эти корявые, сформированные в детстве критерии успеха.

Во многом, это также терапия со-зависимости, в которой прерываются деструктивные связи с родительскими образами — точнее с заимствованными от них страхами. Задача состоит в том, чтобы вернуть Себе критерии оценки и ценностного ориентирования, захваченные родительскими образами, живущими в социальной панораме Вашей личности.

Поскольку к тому моменту, когда реально обращаются к психологу за помощью, у Человека накапливается уже целая коллекция «неудач» необходимо еще работать и с памятью тела, помогая Человеку освободиться от телесных паттернов «сжатия перед проблемой».

Вообще удивительно, что при столь деструктивных критериях человеческая раса способна достигать хоть каких-то успехов. И это своего рода гимн способностям человеческого духа.

Представьте, что человек, имея такой набор критериев «идеала» все-равно пытается научиться жить счастливо. Просто он продолжает эти попытки пока хватает сил. Выученная беспомощность формируется не за один год.  Придя на одну консультацию к психологу, такие люди как правило так и уходят, устраняясь от длительной и планомерной работы, так как в их жизни уже было полно неудач, точнее они субъективно считают свою жизнь одной сплошной неудачей. У них уже просто нет сил и есть страх перед очередным разочарованием и неудачей.

Именно такие клиенты хотят чуда, так как они за свою жизнь уже настолько устали биться головой об стену, что готовы купить то средство или того тренера, психолога, который пообещает им чудо. Увы, находится так много тех, кто им пообещает это чудо за их же деньги. И они поверят, а, разочаровавшись,  добавят в свою коллекцию неудач еще и эту.

Поэтому так важно на начальном этапе работы с синдромом выученной беспомощности самому терапевту быть предельно честным с клиентом, все время показывая ему и объясняя: над чем, как и почему ведется работа. Золотым правилом работы с таким клиентом является ведение дневника маленьких достижений, подчеркивая, снова и снова напоминая клиенту, что именно у него получилось, с чем он справился.

Желаю нам всем терпения и ресурсного состояния, потому что синдром выученной беспомощности пока что прочно сидит в коллективном бессознательном. Работая же над собой и обретая уверенность в своих силах, а также помогая другим обрести эту уверенность — мы вносим свой вклад и в коллективное бессознательное.

 

psy-ecole.ru

Синдром выученной беспомощности | STENA.ee

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А ЧТО ЖЕ ЛЮДИ?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:

— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,

— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),

— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание.

Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.

«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще.

Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был.

В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию.

Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

— Средство 1: Делайте что-нибудь.

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу.

Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались.

Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть.

Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки.

Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное.

Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить.

Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных.

Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии.

У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий.

Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

— Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией.

Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения.

Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление.

Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями?

Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете.

Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

— Средство 3: Другой взгляд.

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий.

Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства.

Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности.

А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:

A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.

B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?

D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.

E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения.

Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

P.S. Техника безопасности

Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому.

Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема. Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат. А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту.

Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии.

Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю.

Автор: Елизавета Мусатова


Источник

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Синдром выученной беспомощности и стокгольмский синдром в обыденной жизни

Человек не рождается беспомощным и слабовольным. Попадая в неприятные для себя ситуации, естественной реакцией живого организма является желание покинуть опасное пространство. Критика, ругань, физическое насилие, насмешки и оскорбления не являются теми вещами, к которым человек будет питать теплые чувства. Но человеческий мозг, как и собаку Павлова, можно выдрессировать.

Каждого человека с рождения к чему-то приучают. Постепенно каждый набирается тех условных рефлексов, которые ему необходимы для выживания в той среде, в которой он находится. Все направлено на выживание физического организма и сохранение стабильности психического здоровья. Таким образом, личность ко всему привыкает, в каких бы условиях ни оказалась.

В современном мире распространенными являются два синдрома, которые часто можно наблюдать в обыденной жизни людей: синдром выученной беспомощности и стокгольмский синдром. Они во многом перекликаются между собой, но все же имеют различия. Основной посыл данных синдромов таков: человек не покидает неблагоприятной для себя обстановки, как бы плохо, горько и тяжело ему ни было.

Синдром выученной беспомощности заключается в том, что человек со временем перестает бороться с теми вредными и неприятными раздражителями, которые на него воздействуют. Если собаку периодически бить током, то со временем она привыкнет к этому. Если слона посадить на цепь, которую он не может разорвать, то он привыкнет. Если человека постоянно унижать и называть «свиньей», то он смирится со своим положением.

Смысл синдрома выученной беспомощности заключается в том, чтобы приучить человека к неблагоприятным и негативным условиям жизни, заставить смириться, после чего дать ему свободу, которой он уже не воспользуется. В итоге человек не убежит на волю, а останется жить там, где привык находиться.

Данный синдром часто путается с другим – стокгольмским. Было обнаружено, что заложники и жертвы нередко проникаются сочувствием и любовью к своим насильникам и тиранам. Обычная реакция человека, который оказался в неприятной для себя ситуации, — уйти из нее. Однако если индивид не может уйти, не покидает неблагоприятной для себя обстановки, долгое время пребывает в контакте со своим тираном, он привыкает и даже начинает дружить, любить, уважать того, кто ему причиняет боль.

Задача психики – выжить. Соответственно, личность может привыкнуть абсолютно к любой среде, какой бы вредной, опасной и разрушающей она ни была. Она проникается пониманием к своему тирану, после чего начинает его любить, защищать, уважать. Если человек понимает и соглашается с мотивами поведения своего партнера, тогда начинает его принимать и ценить. Таков механизм стокгольмского синдрома, который часто заканчивается тем же, что и синдром выученной беспомощности: человек не может уйти от тирана, разорвать с ним контакты, перестать общаться, даже если получил свободу и выпущен на волю.

Многие современные люди живут в неблагоприятных для себя условиях, страдают, становятся объектами унижения и критики, считая это нормальным явлением. Они не покидают негативной среды обитания. Они не прекращают отношений с неприятными людьми, которые только вредят и причиняют боль. Почему? Люди уже поверили в то, что все происходящее является нормальным и правильным для них. Они ничего не могут сделать, чтобы жить лучше, а то, что уже имеется, считают лучшим условием, в котором они могут жить. Такой вывод делают люди, которые совместили в себе два синдрома – выученную беспомощность и стокгольмское расстройство.

Игорь Науменко — https://www.facebook.com/mihai…

cont.ws

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о