Системно деятельностный подход в психологии – Системно-деятельностный подход  в психологии.

Содержание

Глава 4 Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии

Глава 4 Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии

Категория деятельности в психологии личности

В качестве конкретно-научной методологии изучения личности различные общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода, в том числе и получивший свое конкретное воплощение в ряде исследований этого подхода принцип системности [44] .

В психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего употребляется в двух значениях. В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности ( К. Маркс ). Это направление развивается в исследованиях таких психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и С.Л. Рубинштейн. Особенно большой вклад в разработку деятельностного подхода внесен А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Деятельностный подход также нашел свое выражение в исследованиях таких зарубежных психологов, как Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сэв, Т. Томашевский, М. Форверг, М. Коул, Дж. Верч и другие.

В более узком смысле « деятельностный подход » есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического образа в процессах деятельности индивидов ( А.Н. Леонтьев ).

При всех различиях в трактовке категории «деятельность» подавляющая часть современных психологов признают тот факт, что без обращения к этой категории путь к конкретному изучению развития и формирования личности – вопросов о соотношении биологического и социального в жизни личности, механизмов регуляции социального поведения личности, ее творчества, способностей, характера, воспитания, коррекции отклонений личности и т. д. – будет закрыт. Разработка психологии личности в контексте методологии деятельностного подхода позволяет реализовать те требования к изучению человека, которые сформулированы на уровнях философской и общенаучной системной методологии, преодолеть антропоцентризм при исследовании личности.

Введение категории деятельности в психологию меняет точку отсчета, с которой начинается построение общей теории и конкретных методов анализа развития и динамики поведения личности. На смену традиционному пониманию человеческого «Я» либо как некоего интегрирующего психические процессы начала, либо «спрятанного под поверхностью кожи индивида», либо выступающего как идеальная метафизическая инстанция, приходят представления о нескончаемой веренице рождений человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении. Акцентируя происходящий в психологии переход изучения проблемы личности в иную систему координат, А.Н. Леонтьев писал: «Личность… ее коперниканское понимание: я нахожу // имею свое “я” не в себе самом (его во мне видят другие), а вовне меня существующем – в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе» [45] .

Если предметная совместная деятельность вводится в качестве метода анализа развития личности, то становится очевидной неадекватность статичного «вещного» понимания личности, ее структуры и утверждается, что

основной формой существования личности является ее развитие.

В контексте деятельностного подхода к изучению психических явлений и личности человека предлагается следующее определение категории «деятельность»: деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности.

Исторически для психологии характерны два следующих момента: а) введение положения о единстве психики и деятельности , исходно противопоставившего деятельностный подход в психологии как различным вариантам психологии сознания, изучавшим « психику вне поведения », так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, изучавшим « поведение вне психики »; б)  введение принципов развития и историзма , воплощение которых в конкретных исследованиях эволюции психики и общественно-исторической природы психики человека необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психики человека и его личности.

В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.

Любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений субъекта в мире с самого начала обессмысливают изучение ее сущности. Рассматривать личность вне анализа деятельности – значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос : « для чего » ( H.A. Бернштейн ) возникает личность как совершенно особая реальность? Эволюция образа жизни, развитие психики человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе приводят к появлению личности как особого « элемента » системы, обеспечивающего ориентировку в мире социальных отношений и преобразование образа жизни. Поэтому логическая операция изъятия личности из системы общества, из процесса взаимоотношений субъекта с миром, «потока» его деятельностей перекрывает дорогу к изучению закономерностей становления, развития и функционирования личности в мире.

Системно-деятельностный подход не отбрасывает принципы анализа психических явлений в других течениях психологической науки, а сохраняет и перерабатывает все ценное, найденное в разных направлениях развития психологической мысли. К числу принципов системно-деятельностного подхода в психологии относятся принципы предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредствования, интериоризации (экстериоризации), а также принципы зависимости психического образа от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта, принципы развития и историзма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Деятельностный подход в психологии

Определение 1

Деятельностным подходом (или по-другому теорией деятельности) называется подход, разработанный советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на основании культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в 30-е годы 20 века.

При этом следует заметить, что подход разрабатывался учеными параллельно и независимо друг от друга, однако в связи с общностью теорий, на которые они опирались (подход Выготского и философская теория Маркса) в их теориях прослеживается много сходств.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Подход Леонтьева

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. Его принцип строился совместно с другими представителями Харьковской психологической школы.

По Рубинштейну, деятельностью называется некая совокупность действий, направленная на достижение поставленных сознанием целей. Леонтьев расширяет и уточняет это понимание:

"Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней".

В результате исследования деятельности в неразрывной связи с сознанием удалось выявить следующие свойства деятельности:

  1. Свойство предмета психологического исследования (возможность познавать деятельность как самостоятельное явление, раскрывающее внутренний мир человека).
  2. Объяснительное свойство (в процессе исследования деятельности познается психическое содержание как ее результат).

Неразрывность исследования деятельности и личности (субъекта) связана еще с тем, что деятельность как таковая не является простой реакцией, а манифестирует некоторое отношение к действительности, что автоматически включает в проблему исследования деятельности также и личностные особенности человека.

Заслугой Леонтьева также можно считать и то, что он поставил вопрос развития психики в филогенезе, пытаясь объяснить происхождение психики в животном мире. Для этого он расширил свой принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа – принципа единства деятельности и психики в различных ее формах. В этой связи деятельность была им разделена на три структурных единицы, каждая из которых связана с определенными условиями сознания:

  • Деятельность—Действие—Операция
  • Мотив – Цель – Условия протекания

То есть, деятельность состоит из действий, а те в свою очередь из операций. Побудительной силой деятельности является мотив, действий – цель, а операции зависят от условий, в которых они выполняются. При этом деятельность как сложная структура, как правило, полимотивирована, то есть может побуждаться несколькими мотивами.

Замечание 1

Составные части деятельности (действия и операции) динамичны и переходят друг в друга. Иными словами, то, что сегодня является действием, завтра может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если ученик читает книгу, чтобы подготовиться к экзаменам, то это действие для достижения поставленной цели. Однако если он увлечется и продолжит читать «для себя», то это действие перерастет в деятельность. Это явление у Леонтьева имеет название «сдвиг мотива на цель».

Виды деятельности

Анализируя работы Леонтьева и Рубинштейна по теории деятельности, можно классифицировать ее по нескольким критериям

  1. По направленности:

    • на объекты внешнего мира;
    • на другого человека;
    • на самого себя.
  2. По предмету деятельности:

    • Игровая;
    • Учебная;
    • Трудовая и прочее

Впоследствии Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущая деятельность» – деятельность, спровоцированная наиболее значимым в данный период жизни или для данной личности мотивом.

spravochnick.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

И.В. РАВИЧ-ЩЕРБО, Л.А. РАДЗИХОВСКИЙ, М.В. РОЗИН

Москва

Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с.

«Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»,— писал Л.С. Выготский. Наше время нисколько не снизило актуальность этого высказывания. Различные отрасли психологии представляют собой практически независимые и непересекающиеся области науки; даже в одной области обычно разные направления оперируют каждое своей группой факторов, и возникает ощущение, что они имеют дело с разными предметами.

В психологии личности накоплен богатый эмпирический материал, но не существует единого логического стержня, который позволил бы связать отдельные факты в целостную картину. Поэтому и сегодня все еще стоит вопрос о концепции, которая интегрировала бы собранные данные и намечала стратегию дальнейших исследований. Как определенный шаг в этом направлении может рассматриваться системно-деятельностный подход, развиваемый в этой области А.Г. Асмоловым.

Системный подход относится к особому уровню методологии науки — это уровень общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход — вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы мы будем вести анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества. Опираясь на имеющиеся исследования самого системного подхода, А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; наконец, системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности — индивидуальность.

Хочется отметить, что принципиальное разграничение индивида, личности и индивидуальности не означает, что между ними нет никакой связи. Индивид — это предпосылка для развития личности, а личность, в свою очередь, задает предпосылки для возникновения индивидуальности. Интересен в этой связи анализ автором того, какую роль играют индивидные (органические) качества человека для развития его личности. Индивидные качества входят в жизнь личности лишь через означивание: к примеру, на формирование личности влияет не сам по себе тот или иной органический дефект, а осознание себя инвалидом. Процесс движения личности в системе общественных отношений осуществляется в деятельности и общении. Деятельностный подход позволяет, таким образом, конкретно воплотить принцип системности в психологии личности.

Наиболее оригинальные результаты системно-деятельностный подход дал при анализе феномена индивидуальности. Автор впервые в нашей литературе формулирует вопрос об эволюционно-историческом смысле индивидуальных различий между людьми. Ответить на него оказалось возможным при рассмотрении человека как элемента развивающегося общества. Как и всякая эволюционирующая система, любое общество должно, с одной стороны, поддерживать стабильность (самовоспроизводиться), с другой стороны — быть готовым к изменению. Стереотипное поведение личности поддерживает стабильность общества, в то время как особый механизм «неопределенности», допускающий индивидуальный, вариативный тип поведения (не выходящий за рамки социальных норм), обеспечивает обществу возможность изменения в случае природных катаклизмов или социальных потрясений. Таким образом, индивидуальность, проявляющаяся в неадаптивных формах поведения, оказывается как бы «запрограммирована» обществом, необходима ему.

Механизм неопределенности совершенствуется вместе с развитием общества. В первобытной культуре дозволялась лишь незначительная индивидуальная вариативность, что, с точки зрения автора, делало общество стабильным, устойчиво воспроизводящимся, но не готовым к изменению. Увеличение числа допустимых вариаций ведет к снижению стабильности, но подготавливает общество к возможным изменениям.

Нам кажется, что положения самого автора допускают и иную интерпретацию. Достаточно многозначно само слово «изменение». Дело в том, что «жесткое» общество как раз за счет своей ригидности, малой вариативности способно эффективно меняться путем резкого «взлома» самих норм и ролей, определяющих поведение людей (или даже за счет трансформации механизма нормообразования). Изменения в этом случае представляют собой революционные преобразования и приводят к скачкам в развитии, к переструктурированию всей системы. В результате подобной трансформации, например, «жесткое» общество может стать вариативным. С другой стороны, внутреннее динамичное общество, допускающее большую вариативность поведения, может долгое время оставаться стабильным, поскольку как раз вариативность позволяет ему приспособиться к новым условиям, а следовательно, не возникает потребность в коренных изменениях.

Иными словами, выделяются два типа изменений: революционный скачок и динамичное приспособление, использующее имеющиеся в обществе механизмы. Соответственно различными будут психология человека бунтующего и психология человека, отличающегося от других в пределах, санкционированных обществом. Однако автор не разводит эти случаи. В «Психологии индивидуальности» на с. 30 как пример индивидуальности, способствующей будущим изменениям, приводятся шуты и юродивые, действия которых санкционированы обществом, а на с. 35 та же функция индивидуальности приписывается бунтующим против общества революционерам (Джордано Бруно, декабристы). Нам кажется, что это принципиально разные явления и их различение необходимо. Вероятно, и в историко-эволюционном процессе они будут играть разную роль.

Несмотря на эти замечания, гипотеза А.Г. Асмолова о природе индивидуальности представляется нам новой и интересной. Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности. А это особенно важно в наше время, когда перестройка всех сторон жизни общества, активизация человеческого фактора настоятельно требуют развития разнообразных индивидуальностей. Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества.

И еще одно. Хотя в целом автору удалось выдержать единый понятийный строй, обе книги нуждаются в некотором уточнении понятий. Например, фактически смешиваются понимания личности как уровневой структуры и как оценочной категории; недостаточно четко все же определено понятие «индивидуальность», которое выступает то как проявление личности в непредсказуемых условиях, то как синоним индивидуальных особенностей вообще. И одно, и другое встречается в психологической литературе нередко, однако это мешает содержательному анализу, и в работах систематизирующего типа (а именно к нему принадлежат рецензируемые книги) целесообразно упорядочить иерархию понятий.

Хочется надеяться, что автор продолжит свои научные изыскания. Любая теоретическая модель ценна в той мере, в какой она может, дать новое объяснение известным фактам, прогнозировать появление новых фактов, способствовать развитию психотехники. Автору предстоит показать эвристичность своих схем. Пока неясно, в какой мере на их основе можно создать новые диагностические процедуры, направленные на изучение личности, способен ли получить новое освещение эмпирический материал, накопленный предшествующей психологией личности, окажется ли возможным использовать новые идеи о личности для создания более эффективных психокоррекционных процедур.

Обе рецензируемые книги являются учебно-методическими пособиями для студентов-психологов, и в этом качестве они, на наш взгляд, удовлетворяют всем основным требованиям. При последующих же изданиях имеет смысл хотя бы кратко остановиться на концепциях личности, созданных в прошлом (З. Фрейд, Б.Ф. Скинер, К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу и другие), желательно дать подробный анализ современного состояния различных областей психологии личности (исследования мотивации, Я-концепции, когнитивного диссонанса, каузальной атрибуции, гуманистических концепций). Последнее особенно важно в связи с тем, что литературы, освещающей современные зарубежные исследования, пока мало.

Реализация этих положений требует, конечно, создания обширного, фундаментального труда; в рецензируемых небольших книгах заложены к тому все необходимые основания.

www.vash-psiholog.info

Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды


План:

  1. Понятие деятельности.

  2. Сущность, принципы.

  3. Строение и виды.

Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.

  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.

  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.

  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.


Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Основные виды деятельности

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

 


Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

shpargalum.ru

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии или теория деятельности - относительно недавно созданная психологическая школа (1920-1930 гг.). Она являет собой совершенно новый подход к исследованию человеческой психики. Основан он на категории, называемой «Предметная деятельность».

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что,соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Деятельностный подход в психологии личности

Сторонники данного подхода утверждают, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, то есть в его отношении к миру. На протяжении всей своей жизнедеятельности человек принимает участие в различных видах деятельности. Это объясняется общественными отношениями, с которыми он связан посредством жизненных обстоятельств. Некоторые из них становятся решающими в его жизни. Именно это являет собой личностное ядро каждого.

Так, по мнению А. Леонтьева, в психологии, в личностно-деятельностном подходе, к структуре личности относятся:

  • связи человека с миром, которые создаются соотношением его внутренних мотивов и деятельности;
  • различные связи, что реализуются посредством совокупности деятельности.

Системно-деятельностный подход в психологии

Он являет собой основу стандартов, совокупность общенаучных форм исследования, принципов. Его сущность заключается в том, что анализ системных качеств человека следует проводить, опираясь на те условия, рамки системы, в которых он находится на момент исследования. Этот подход рассматривает личность каждого как составляющий элемент трех разных систем:

  • системы биологического вида;
  • системе общества;
  • в системно-историческом плане.

 

womanadvice.ru

Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии.

 

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории.

Различные направления ( школы) психологической науки в качестве методологии рассматривают соответствующие философские воззрения (психология и философия тесно связаны между собой ), а именно в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретно-научной – системно-деятельностный подход.

Схема основных методологических принципов ( рис.5):

 
 
Принцип детерминизма

Принцип активности
указывает причины психических явлений, например,

факторы внешней действительности

 
 

речь идет об активности самой психики.

Психика– свойство высокоорганизованной материи отражать объективную

реальность и на основе формируемого при этом образа регулировать поведение.

       
   
 
 
Единство сознания и поведения

Это означает, что, с одной стороны, поведение субъекта определяется тем, как он

воспринимает данную конкретную ситуацию, а , с другой стороны , сам характер

отношений к ситуации зависит от того, как субъект с этой ситуацией взаимодействует.

 
 

Принцип системности
Состоит в том, что человек постоянно находится в самых разнообразных связях и

отношениях с окружающей действительностью : окружающей средой, обществом,

отдельными людьми и т.д. Человек вынужден приспосабливаться. Для того чтобы

регулировать свои действия, поведение, деятельность ему необходимо обладать

Принцип развития
множеством психических свойств, но при этом он живет и действует как единое целое

 

это закономерное, направленное необратимое изменение во времени.

филогенез- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

онтогенез-формирование психики в течение жизни отдельного индивида

социогенез- развитие процессов познания, отношений, поведения, обусловленных

Принцип историзма
различиями в культурах.

 

Заключается в том, что психология, как и любая другая наука, имеет свою

Личностный подход
историю развития.
 
 

 

 

Заключается в том, что деятельность человека необходимо рассматривать исходящей

из определенных потребностей и мотивов, которые направлены на решение задач,

которые имеют для человека определенное значение.

 

Понятие о сознании.

Сознание - высший уровень психики, свойственный человеку. ( вообще высший уровень отражения действительности).

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его « внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

 

 

 
 

 

Рассмотрим некоторые составляющие из представленных на схеме:

Чувственное познание обеспечивает создание в сознании чувственной картины мира в данный момент. Это происходит за счет воздействия на мозг раздражителей через систему анализаторов : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Работа анализаторов вызывает соответствующие ощущения и за счет совокупности ощущений, действующих одновременно, создается целостное восприятие объектов реального мира.

Познавательные процессы, включающие память, внимание, воображение и мышление, обеспечивают совокупность знаний об окружающем мире, еще одну составляющую сознания.

Внимание - позволяет человеку выделять главное в этой картине мира.

Память – позволяет возобновит в сознании образы прошлого.

Воображение – помогает строить модели будущего.

Мышление – обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Речь – является обязательным условием формирования сознания, именно речь помогает обобщать знания.

Целеполагание – это формирование целей , без чего невозможна осознанная деятельность. При этом взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, разрабатывается программа действий с учетом ситуации, вносятся коррективы.

Самосознание - Различение субъекта и объекта – то есть различение того, что принадлежит «Я» человека и что относится к « не –Я». Этот путь человек проходит в раннем детстве, осуществляется в процессе самоосознания и самоиндентификации личности.

Мир чувств- отражает отношения, которые складываются у человека с окружающим миром.

Творчество – высшая степень реализации сознания в его взаимодействии с окружающим миром, способность воздействовать на мир, созидать, со-творить вместе с Создателем. Это акт свободной воли и высшего уровня отношения к окружающему миру – любви.

 

Психология и возраст.

Психика человека находится в состоянии постоянного развития, которое связано как с наследственными факторами , так и социальными. Кроме того, во многом развитие зависит от активности самой личности. Регулируется оно через социальные и личностные факторы, особенно через учение.

Онтогенетическая динамика творческой активности ученых

Старт 1-й оптимум 1-й спад 2-й оптимум 2-спад 3-й оптимум 3-й спад
Математики 29-39 39-45 45-54 54-48 58-67 С 67
Физики 27-41 41-45 45-55 55-60 60-70 С 70
Биологи 31-40 40-47 47-55 55-60 60-75 С 75
Психологи 30-40 40-45 45-59 59-65 65-70 с 70
физиологи 28-42 42-46 46-55 55-60 60-70 С 70

 

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и определяется многими условиями:

1. системой требований, которые предъявляются к человеку на этом этапе;

2. отношениями с окружающими;

3. знаниями и умениями, которыми овладел человек;

4. метрическим возрастом и др.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, воздействуют на человека не непосредственно и по-разному, в зависимости от его психологических накоплений, то есть его внутренних условий. Таким образом, условия, определяющие специфику возраста можно подразделить на три группы :

- физиологические условия,

- социальные,

- психологические.

Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста, через разрешение противоречий, возникающих между внешними и внутренними условиями. Причем, движущей силой психического развития является активность личности, благодаря которой человек сам может влиять на свое развитие.

Традиционная возрастная периодизация:

Детство: - младенчество ( от рождения до 1года)

- раннее детство ( 1-3 года)

- младший и средний дошкольный возраст ( 3-4 года)

- старший дошкольный возраст ( от 4-5 лет до 6-7 лет)

- младший школьный возраст ( от 10-11 лет до 13-14 лет)

- подростковый возраст ( от10-11 до 13-14 лет)

- ранний юношеский возраст ( от 13-14 лет до 16-17 лет)

юность ( 17-21 год)

зрелость : - ранняя – 21 – 25 лет

- средняя -25-40 лет

- поздняя 41-45 лет

старость ( от 55 лет, а по международной классификации после 75 лет)

Глава 1.3. Личность


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Деятельностный подход в психологии: варианты проблемы, современное состояние.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

Деятельностный подход – система психологических теорий, изучающих психическую деятельность в составе внешней, предметной деятельности субъекта. (По определению П.Я. Гальперина) Эта внешняя деятельность определяет необходимость психики, ее конкретное содержание и строение. Философской основой деятельностного подхода является марксизм.

Первым употребил термин «деятельность» М.Я. Басов (вопр.56). Он отождествлял деятельность и поведение. Поведение состоит из системы актов и действий. Деятельность опосредуется «наукой» - всем накопленным историческим знанием о деятельности.

Основу собственно деятельностного подхода заложил С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960). Большое значение для развития этого подхода имел его принцип единства сознания и деятельности. Психика может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности, потому что психика объективно опосредствована ими. «Принцип творческой самодеятельности» (1922): в деятельности субъект не только проявляется, но в ней созидается и определяется. Однако Рубинштейн не утверждает, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека – явление сложное, разные ее аспекты изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности. Психологическая проблематика деятельности связана с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и строении.

Проблема деятельности разрабатывалась также А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979) и его школой. В статьях 1944 – 1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, продлема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности (использованное Д.Б. Элькониным в периодизации психического развития ребенка). Было произведено различение деятельности (которой соответствует мотив), действия (соответствие – цель) и операции (соответствие – задача). Был раскрыт механизм сдвига мотива на цель. Описывалось превращение действия в операцию. На примере учебной деятельности была раскрыта психологическая характеристика сознания (несводимость сознания к знанию, а смысла – к значению).

Окончательный вариант учения о деятельности А.Н. Леонтьева представлен в работе «Деятельность. Сознание. Личность.» Основная характеристика деятельности -  предметность. (подробнее см. вопр.64).

П.Я. Гальперин занимался проблемой операционального содержания деятельности. Создал теорию поэтапного формирования деятельности. (подробно концепция Гальперина описана в вопр.60)

Современное состояние: теория Рубинштейна развивается его учениками Абульхановой-Славской и Брушлинским. В школе А.Н. Леонтьева существуют 2 направления – историко-эволюционный подход (Асмолов) и детельностно-смысловой подход (Д.А. Леонтьев).

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *