Системно семейная психотерапия: Системная семейная психотерапия как метод…

Системная семейная психотерапия как метод…

Системная семейная психотерапия как метод… 8 812 380 02 38

Санкт-Петербург

Записаться на прием

Кубарева (ранее Шарганова) Светлана Владимировна

Психотерапевт

Системная семейная психотерапия – это отдельный вид консультирования, который возник сравнительно недавно. Подход этот отличается от других видов психотерапии тем, что в качестве «клиента» выступает не отдельный человек, являющийся причиной обращения, а вся семья. Семья рассматривается как единый живой организм, где каждый связан со всеми. И если у кого-то из членов семьи есть проявления неблагополучия, то очень часто причины нужно искать в нарушенных отношениях в кругу семьи.

Воздействуя на семейную систему в целом (с помощью специальных техник) психотерапевт стремится скорректировать эмоциональные нарушения в ней, что приводит к гармонизации всех членов семьи, а особенно обратившегося за помощью человека и, в последующем, уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.

Когда же следует обращаться к семейному психотерапевту?

Ответ очевиден – при наличии семейных проблем. Все семейные проблемы подразделяются на явные и скрытые.

К явным проблемам относятся:
  • Кризисные или конфликтные отношения между супругами (отсутствие взаимопонимания, возможности договориться, частые скандалы, раздражение друг от друга, отчужденность)
  • Состояние накануне развода ( измены, наличие второй семьи, обиды и затянувшиеся ссоры, которые не оставляют шансов к примирению)
  • Собственно развод ( чувства утраты, боли, злости, обиды, разочарования, досады, тревоги и страха перед будущим)
  • Конфликтные отношения между братьями и сестрами, между родителями и детьми, между супругами и их родителями…
  • Сексуальная дисгармония
  • Беременность и рождение ребенка (изменение состава семьи, привычных правил, увеличение ответственности и напряжения между супругами)
  • Период, когда взрослые дети покинули родительскую семью и супруги снова остались вдвоем ( трудности адаптации, поиск нового смысла жизни, компромиссы в отношениях).
Скрытыми проблемами являются:
  • Различные варианты зависимостей, невротических или психосоматических расстройств у одного из членов семьи
  • Проблемы с детьми ( часто болеющий ребенок, в том числе тяжелыми хроническими заболеваниями; энурез у ребенка; непослушный ребенок; трудный подросток и прочее)

Как правило, инициатором похода к психотерапевту является кто-нибудь один из семьи, потому что его страдание субъективно переносится тяжелее. И если психотерапевт начинает работать индивидуально с таким клиентом, то он конечно же сможет оказать помощь конкретному человеку, но категорически не сможет изменить условия в которых находится клиент, а тем более на них повлиять.

Возвращаясь после психотерапии домой, в свое социальное окружение (семью), клиент снова попадает под влияние близких ему людей, которые ведут себя по старой привычке. Сам же человек, изменившись после психотерапии, вынужден сопротивляться поведению, мыслям и чувствам со стороны членов семьи. «Нездоровая» семья при этом сводит на нет все результаты терапии, более того способна усугубить страдания клиента, обратившегося за помощью.

Давайте рассмотрим основные этапы воздействия на семейную систему:
  1. Диагностический этап – на первом этапе происходит диагностика семейной системы, то есть выявление типичных нарушений семейных отношений с учетом личностных особенностей членов семьи. Диагностика осуществляется путем присоединения к семье психотерапевта, который выдвигает гипотезы и проверяет их. Семейная диагностика проходит насквозь через все этапы семейной терапии, предопределяя выбор психотерапевтом тех или иных техник и интервенций.
    Информация, полученная от каждого члена семьи отдельно, проверяется и сопоставляется с информацией, полученной от других членов семьи. При этом учитывается впечатление, которое сложилось у психотерапевта на основании беседы и наблюдения за поведением всех участников семейной психотерапии. Таким образом, складывается следующая картина: «семья глазами родителей», «семья глазами ребенка», «семья глазами старшего поколения», «семья глазами психотерапевта» и «какие мы в реальности». После этого, дальнейшие встречи могут уже проходить различным составом в зависимости от замысла психотерапевта и целей психотерапевтического воздействия. 
  2. Этап разрешения семейного конфликта – направлен на снятие напряжения в семье, устранение симптома, с которым обратилась семья ( но это не лечение болезни!). На этом этапе выявляются истоки семейных конфликтов и для прекращения конфликта проводится «эмоциональное отреагирование» ситуации каждым членом семьи, вовлеченным в конфликтное взаимодействие.
    Семейный терапевт здесь берет на себя роль посредника в семейных отношениях, помогает участникам говорить на языке, понятном всем. При этом сам терапевт является абсолютно нейтральным ( то есть имеет одинаково благосклонную и сочувственную позицию) по отношению ко всем участникам семьи. Его задача передать информацию о конфликте в определенном объеме каждому члену семьи. Основная техника – недирективная психотерапия, нацеленная на проговаривание неосознаваемых чувств и отношений в семье.  
  3. Реконструктивный этап – заключается в планировании, с учетом пожеланий всех членов семьи и с помощью психотерапевта, реконструкции всей семейной системы или ее «нездоровых» участков, мешающих гармоничному формированию и развитию семьи. В процессе обсуждения проблем используются элементы поведенческого тренинга, тренинга решения конфликтов, техники конструктивного спора.
  4. Поддерживающий этап – одновременно поддерживающий и проверочный для семьи. На этом этапе, в естественных семейных условиях, все члены семьи закрепляют навыки дружелюбного общения друг с другом, используя весь диапазон ролевого поведения, приобретенного за время психотерапии. Это этап не только новых форм поведения, но и новых форм реагирования и получения обратной связи со стороны всех участников семейной психотерапии – поддержка, корректировка, фиксация. Здесь заслушиваются ответы и наблюдения о динамике внутрисемейных отношений, о происходящих изменениях, производится коррекция их приспособленности к условиям реальной жизни.

Если подвести итог, то можно сказать, что в процессе семейной терапии происходит раскрытие механизмов формирования и организации конкретной семейной системы. При этом становятся очевидными способы взаимодействия между всеми членами семьи.

Теперь, представьте, что семья как единая система либо поддерживает благополучие каждого члена семьи либо, наоборот, закрепляет неблагополучие. И очень часто, абсолютно незначительная коррекция семейной системы извне, моментально запускает ее собственные внутренние ресурсы, которые приводят всю систему к саморегуляции. Это в дальнейшем оберегает семью и каждого ее члена от возврата к прежним проблемам, потому что любое самоизменение семьи — достаточно устойчивое образование.

Заказать звонок коллцентра

Спасибо, ваша заявка принята и уже обрабатывается

Благодарим за обращение!
Наш специалист свяжется с вами в течение дня для уточнения деталей и записи. Пожалуйста, будьте на связи. Если вам неудобно ждать или нужна срочная запись, пожалуйста, звоните 8 812 380 02 38.

Сообщение об ошибке

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

Отзывы о программе — Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Алла Хайдукова

выпускница 2021 года

 

Если сейчас вы читаете этот текст, то, очевидно, озадачены выбором самого лучшего варианта высшего психологического образования.
Итак, какие основные плюсы Вышки? Авторитетный диплом, скажете вы, и… ошибётесь. Потому что диплом ВШЭ бесспорный, но не единственный сильный аргумент, на мой взгляд. Получить достойную «корочку» вы можете не только здесь, а вот выйти через два года учёбы «в жизнь» сформированным и абсолютно готовым к реальной работе психологом-ПРАКТИКОМ, это вещь посерьёзнее.
Представьте, как если бы вы пришли на обучение в школу фигурного катания. Вам, скорее всего, не будут читать бесчисленные лекции о свойствах льда и пируэтах, а предложат надеть коньки, выйти на лёд и много трудиться.  Станете ли вы выдающимся фигуристом — зависит от ваших усилий и таланта, но вы твёрдо знаете, что уверенно стоять на коньках вас тут научат.

Так и на магистерской программе ССТ. Участие в семинарах, наблюдение за работой педагогов с клиентами и семьями, посещение профильных и медицинских заведений сначала в роли наблюдателя, а затем — действующего психолога, обязательные супервизии, на которых вы показываете, чему научились, и получаете обратную связь от действующих практиков самого высокого уровня — всё это просто не оставляет у вас шансов не научиться работать. 
Отличие от примера с ледовой школой в том, что лекции (в большинстве своём нужные и увлекательные) всё-таки будут, как и написание магистерской работы. Но это уже неотъемлемая составляющая любого академического образования. 
Что ещё? Наверняка вы уже ознакомились со списком педагогов, и нет никакой необходимости говорить о том, что учиться у корифеев — это круто! Но важно и то, что преподавательский состав направления ССТ — большие энтузиасты, активно развивающие направление системной семейной психотерапии в России и неравнодушные к тому, каких специалистов готовят.
Магистерская группа небольшая, и каждому студенту уделяется внимание. 
Вообще я была приятно удивлена, если не сказать, поражена, очень доброжелательным, «человечным» и абсолютно не формальным отношением преподавателей к нам, магистрантам. «Коллеги» — это не просто обращение педагогов к студентам с первого дня обучения. Могу сказать, что действительно ощущаю бережную и уважительную поддержку. Нет никаких сложностей в том, чтобы обратиться к педагогу с вопросом или просьбой, вам всегда помогут. 
Скажу честно — учиться трудно. Просто будьте к этому готовы и взвесьте свои возможности. Очень плотный график занятий первого года, которые, поверьте, вам вряд ли захочется пропускать (потому что интересно и потому что невосполнимо), очень приличный объём «домашней» работы, глубокие темы, которые могут затронуть ваши уязвимые места… На какой-то период времени учёба и всё, что с ней связано, становится главным приоритетом.
НО я не перестаю восхищаться тем, как много системный подход даёт в каждодневной, даже не профессиональной жизни. Как структурирует имеющиеся знания и представления. Как многое проясняет в собственной семейной истории. Как будто вы смотрели кино в обычном формате, а потом пришли в IMAX 3D на авторскую версию без купюр в сопровождении лекции Антона Долина 🙂 
Считаю обучение на магистерской программе ССТ серьёзнейшим вкладом в себя — и с профессиональной, и с обывательской точки зрения.
Могу сказать как инсайдер, что, обучаясь, не только не разочаровалась в своём выборе, но всё больше убеждаюсь в том, насколько верным он был. 
Приходите! Легко не будет, но интересно — безусловно!

Алина Рабинович

выпускница 2021 года

 

На программу «Системная семейная психотерапия» я пришла за новой профессией, с желанием обучиться ремеслу психологического консультирования и психотерапии. Учиться снова и заново, спустя 10 лет после выпуска с филологического факультета МГУ, было непростым, но осознанным решением. И я долго искала ту программу, которая отвечала бы моему желанию стать профессионалом и пониманию смысла психотерапии. Когда я узнала о программе «Системная семейная психотерапия» в Высшей школе экономики, пообщалась с ее выпускниками, побывала на нескольких днях открытых дверей, то довольно быстро поняла, что это направление психологии и сама программа – то, что я ищу. И я ни разу не пожалела о своем выборе.
Учиться трудно и легко одновременно. Трудно потому, что приходится осваивать много теории, которую довольно быстро нужно переложить на практику и сразу появляется много практической работы, которая требует сосредоточенности и осознанности. Легко то, что учиться очень интересно и чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что программа дает все инструменты для начала работы психологом-практиком. Также большим плюсом программы для меня стала возможность осуществить собственное научное исследование уже на первом курсе. Иногда кажется – это отвлекает от освоения практических навыков, но в процессе работы понимаешь, что опыт научного исследования, умение спроектировать его, выдвинуть гипотезу, подобрать методы, работа с участниками исследования – все это очень важная часть освоения профессии.

И самое главное для меня, что происходит в процесс обучения на программе – это смена образа мышления, освоение новой оптики и системности восприятия человеческих отношений и проблем, с которыми люди приходят к психологу.

Людмила Жукова

выпускница 2020 года

Оглядываясь на полтора года учебы в Вышке и предвкушая оставшиеся полгода, я подумала: А решилась бы я ввязываться в авантюру под названием «Магистратура ССТ», обремененная нынешними знаниями о том сколько это потребует сил и времени? – Да ни за что на свете… я бы не упустила такую возможность )
Для меня решение пойти учиться было довольно радикальным – я уже лет двадцать (даже больше, но к черту подробности) преподаю в РГГУ, несколько лет в Вышке и вновь оказаться в роли студентки было одновременно соблазнительно и страшно. К тому же то, чему я училась раньше и чему учу студентов связано с другой сферой – историей религии, и, соответственно, у меня, как, впрочем, и у многих моих нынешних однокурсников нет базового психологического образования.

Кстати, многообразие бэкграундов позволяет нам расширять горизонты – психотерапевту приходится быть любознательным, и когда твое любопытство между делом – на переменке или в неумолкающем групповом чатике – может удовлетворить антрополог, востоковед, журналист, религиовед, священник (sic!), не говоря уже о практикующих психотерапевтах – это, простите за клише, бесценно. Кроме того, очень важно ощущать свою принадлежность к профессиональному сообществу – и группа это ощущение не только дружеской, но и профессиональной поддержки дает. Вообще говорить о группе вне жанра панегирика для меня непосильная задача – «прекрасен наш союз»! А теперь несколько слов о «дружных музах» под сенью которых он «срастался». 
Рассказывая знакомым и незнакомым о магистерской программе периодически чувствуешь себя Хлестаковым в подпитии, поскольку и ты, как выясняется, «с Пушкиным на дружеской ноге» — программу создали и реализуют известные специалисты, пионеры системного подхода в России. И, что очень важно, помимо занятий, предусмотренных расписанием, эти «звезды» доступны и во внеучебное время, открыты для консультаций и супервизий.
Мне как преподавателю всегда хотелось, чтобы помимо качественного учебного процесса студенты пребывали в дружелюбной атмосфере, и я, оказавшись по ту сторону «кафедры», очень рада, что преподаватели программы, очевидно, разделяют это мнение.
Должна сказать, что я завидую, вам – читателям этого отзыва, которые решатся пуститься во все тяжкие в двухгодичное приключение-обучение, потому что вот уже полтора года испытываю интеллектуальное и эмоциональное наслаждение, но порой и нечеловеческую усталость. И тем не менее, сейчас мне трудно представить себя вне этого потока – обучения, общения, практики.  Вливайтесь! )

 


Мария Триерс

выпускница 2020 года

Когда я решила, что хочу получить образование в сфере психологии, я обратилась за рекомендациями к знающим людям и профессионалам в своей деятельности. Первое, что меня спросили: «Зачем ты хочешь учиться психологии?». Я чётко знала, чего хочу, поэтому ответила, не задумываясь: «Чтобы открыть свою частную психологическую практику и консультировать».  «Тогда тебе точно в Вышку» – ответили мне.
Выбирая программу для обучения психологии в магистратуре уже в НИУ ВШЭ, я отметила для себя, что в отличие от других программ, на магистерской программе «Системная семейная психотерапия» — много практики, и она начинается почти сразу, уже на первом году обучения. На мой взгляд, это особое преимущество программы для начинающего специалиста.
Магистратура по системной семейной психотерапии – лучшее, что случилось со мной за предыдущие 10 лет в плане образования, потому что это уникальная возможность учиться у лучших специалистов в области системной семейной терапии в России, при этом все преподаватели программы – практикующие терапевты.

Ксения Леонова

выпускница 2018 года

 

В программу я пришла из практики. Я работала психологом в наркологической реабилитации и отчетливо поняла, как важно системное видение и умение работать с семьей.
Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» по-своему уникальна. С одной стороны, благодаря обширной клинической практике и супервизиям, она позволяет освоить практические навыки, с другой — получить степень магистра психологии. В отличие от других магистерских программ, теория тут органично вплетена в практику, поэтому лекции не выглядят бесполезными и занудными.
Очень важной для меня стала возможность изучать различные терапевтические направления в рамках системного подхода и выбирать наиболее близкие по духу, продолжить знакомство с нарративной практикой, освоить ориентированную на решение краткосрочную терапию. Полезно наблюдать за работой разных терапевтов, изнутри узнавать скрытую от посторонних глаз кухню, вырабатывать собственный стиль.

Достаточно высокую стоимость программы я считаю вполне обоснованной. Если отдельно заканчивать магистратуру и качественную программу повышения квалификации по какому-либо направлению психотерапии, материальные (и тем более временные затраты) будут значительно выше.
Хотя я в большей степени вдохновилась практической составляющей обучения, научно-исследовательские семинары, благодаря широким возможностям для исследований, уважению и поддержке исследовательского интереса магистрантов, также стали для меня ценным опытом.

Алина Шур

выпускница 2017 года

 

Выбирая программу для обучения в магистратуре, я, в первую очередь, искала место, где не просто получу серьезную теоретическую подготовку, но и где меня научат применять эти знания на практике. И я не ошиблась с выбором. Магистратура по системной семейной психотерапии – это возможность учиться у лучших преподавателей, наблюдать за их работой в течение первого года обучения, принимать участие в обсуждении каждой сессии с клиентами, подробно разбирать использованные приемы и перспективы развития терапии. Это глубокие теоретические знания, которые студенты тут же могут применить на базах для практики. Это свобода выбора интересной темы для собственного исследования, возможность участвовать в конференциях, публиковаться. Обучение на этой программе подразумевает, что ты становишься практикующим специалистом, который умеет в разных подходах работать и с большой семьей, и с парами, и индивидуально. Обучение требует полной отдачи и включенности, на втором году обучения уже сами студенты приводят клиентов и ведут работу под контролем преподавателя-супервизора, который помогает разобраться в сложном для начинающего специалиста случае, избежать многих ошибок и быть более эффективными терапевтами.  

 

Системная терапия | My Online Therapy

Системная терапия может быть полезной для самых разных семей и различных проблем в них, включая семьи из социально и экономически неблагополучных семей, семьи, в которых есть дети с поведенческими проблемами, а также полезна для людей, которые иметь эмоциональные трудности, связанные с другими, и размышлять о сильных сторонах и трудностях с точки зрения отношений.

Что такое системная терапия?  

Системная терапия (форма семейной терапии) направлена ​​на уменьшение стресса и конфликтов путем улучшения систем взаимодействия между членами семьи и может включать родителей и детей всех возрастов, бабушек и дедушек, братьев и сестер, партнеров, друзей, опекунов – всем, кто важен для семьи.

Системная терапия направлена ​​на выявление глубоко укоренившихся паттернов в отношениях человека и с членами семьи. Это помогает раскрыть, как участники общаются и ведут себя в системе, основываясь на представлениях об их соответствующих ролях. Этот подход также предполагает, что эмоциональные проблемы человека возникают из-за трудностей в его отношениях с другими людьми внутри и вне семьи. Итак, когда у кого-то возникают психологические трудности, системные терапевты видят проблему не только для этого человека, но и как проблему для его семьи и других людей, которые участвуют в жизни человека.

Как это работает и насколько эффективно?

  • Продолжительность системной терапии может составлять от 6 до 20 сеансов в зависимости от имеющихся проблем.
  • Сеансы
  • будут включать в себя встречу членов семьи с терапевтом для обсуждения проблем, влияющих на их отношения.
  • Терапевт обсудит надежды каждого человека на терапию и предложит каждому рассказать о своем опыте и идеях, а также выслушать всех остальных.
  • Будет нарисовано генеалогическое древо, чтобы помочь каждому задуматься о моделях взаимоотношений в своей семье.
  • Терапевт будет задавать вопросы, чтобы стимулировать размышления об убеждениях, ценностях, потребностях, надеждах и предположениях каждого человека, чтобы облегчить понимание и новые способы мышления.
  • Терапевт поможет каждому избавиться от обвинений и начать изучать, как все могут работать вместе для достижения общей цели.
  • Эти сеансы и используемые методы семейной терапии будут адаптированы в соответствии с целями терапии и возрастом, потребностями, ресурсами и предпочтениями вовлеченных лиц. Занятия с участием детей, например, могут включать в себя рисование и игровые упражнения, чтобы помочь им выражать свои эмоции более творчески и увлекательно.
  • Иногда семейный терапевт предлагает индивидуальные сеансы, чтобы дополнить семью. Это может быть особенно полезно для тех, кто хочет встретиться с терапевтом перед семейным сеансом, чтобы решить, как лучше всего выразить свои мысли и чувства другим.
  • Гибкий подход к системной терапии означает, что она показала свою высокую эффективность как для взрослых, так и для детей, и доказательства эффективности этой терапии постоянно растут.

Онлайн-терапия – системная терапия  подход  

В My Online Therapy работают несколько высококвалифицированных психологов, имеющих опыт проведения системной терапии. Они также могут предоставить вам эту терапию, не выходя из дома или офиса, через нашу онлайн-платформу, которая была разработана исключительно для предоставления психологической терапии удобным и доступным способом.

Что такое системная терапия? | Виды терапии

От семей до оркестров, от коллег до спортивных команд — системная терапия фокусируется на отношениях между группой людей, а не только на мыслях и чувствах человека.

Часто используется в качестве общего термина для обозначения семейной терапии или терапии пар. Но это гораздо шире. Это может помочь любой группе или системе, где люди работают вместе или поддерживают отношения.

Стефан Уолтерс, системный терапевт, говорит: «Системная терапия дает людям безопасное пространство для изучения системы, в которой они находятся — будь то личные или профессиональные.

«Помогает в отношениях и связях между людьми в системе».

Кому показана системная терапия?

Системой, о которой идет речь, может быть семья, пара или группа друзей, коллег по работе или другая группа людей, чьи отношения являются ключом к их успеху, например, музыкальная группа или спортивная команда.

«Это для любой группы людей, чей организм стал дисфункциональным», — говорит Стефан.

«В этих группах часто присутствует семейная динамика, даже если они не семьи».

Он добавляет: «Если часть системы сломана, то вся система сломана.

«Может показаться, что что-то не так. Это не работает гладко. Именно тогда группа может обратиться за профессиональной помощью».

Как действует системная терапия?

Системная терапия фокусируется на взаимодействии и отношениях между группой, чтобы помочь им решить любые проблемы и двигаться дальше. Это дает всем членам группы возможность исследовать свои чувства и высказать то, что они думают, в безопасной, непредвзятой обстановке.

Терапия направлена ​​на выявление глубоко укоренившихся паттернов в отношениях человека, а также с членами группы. Этот процесс помогает раскрыть способы общения и поведения участников в системе, основанные на представлениях об их соответствующих ролях.

Терапевт поможет им понять свои различия и понять, что может вызывать у них проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *