Читать онлайн «Введение в системное мышление», Церен Церенов – ЛитРес, страница 2
Язык системного мышления – трансдисциплинарный
В любой трансдисциплине или дисциплине существует свой набор понятий. В трансдисциплине системное мышление есть свой понятийный минимум. Собственно наш курс – это старт к изучению данного понятийного минимума. Расширенный список понятий системного мышления изложен в разделе «Основные понятия системного подхода» онлайн-курса «Системное мышление».
Постановка системного мышления сродни изучению иностранного языка. Вам нужно будет освоить множество понятий, и уметь применять их в рабочих и личных проектах. Вам нужно будет практиковаться (личные и рабочие проекты) и потратить время, сходное с тем, что вы потратили на изучение иностранного языка.
Поэтому необходимо систематично выделять время на изучение курса и на выполнение домашнего задания, используя практику «мышление письмом»13. Для изучения иностранного языка необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет регулярных занятий, а часто нужен и преподаватель. При изучении системного мышления всё это также потребуется.
Что значит «применить системное мышление»?
Применение системного мышления означает, что вы в своей деятельности умело оперируете понятиями трансдисциплины системного мышления.
Владение понятийным минимумом означает не просто знание каждого понятия, но и способность связывать их между собой. На курсе вы изучаете понятия системного мышления, связывая их не только между собой, но и с понятиями предпринимательства, инженерии и менеджмента.
Исходя из этого слайда вы можете понять, что если человек говорит, что будет применять системный подход, то это означает, что он будет в своей деятельности использовать понятийный минимум системного мышления. Если человек не владеет данными понятиями, то он может быть логичным, систематичным, профессиональным и т.п., но только не системным.
Профессионал с большим послужным списком также необязательно владеет системным мышлением. Хотя он может решать любые по сложности задачи в своей предметной области. Мы будем считать системным деятелем того, кто осознанно14 изучил и применяет понятия современной системной методологии в рабочих и личных проектах15.
Классическое определение «системы»
Итак, знание трансдисциплины начинается с изучения понятийного минимума. В его основе лежит понятие «система». С помощью «систем» деятель думает о мире предметов и вещей. Здесь можно привести аналогию с физикой, в которой вводится понятие «физическое тело», под которым подразумевается материальный объект, имеющий массу, форму, объём.
Далее в физике все рассуждения и законы привязываются к физическому телу, а когда физические законы применяются на практике, то «физическое тело» заменяется на соответствующий материальный объект: дорогу, стул, ракету или поршень двигателя. Такая же аналогия с понятием «система».
Каждый деятель работает со своими системами. У кого-то системой будет дом или компьютерная программа или обученный искусственный интеллект, у другого – готовый ко взрослой жизни ребенок, а у третьего – выращенное дерево или роща. Каждый человек осознанно или неосознанно создаёт системы. Системный деятель делает это осознанно.
В конкретных проектах «системы» выделяются из физического мира вниманием человека или команды. Системное мышление – это способность выделять системы, описывать их и создавать, а также совершать с ними определенные действия.
Человек не может рассматривать весь мир целиком, ему не хватит вычислительной мощности мозга. Вниманием человек выделяет важное из реальности, но и при этом старается не потерять связь этого важного с миром в целом, то есть не теряет контекста. Понятие «система» позволяет управлять вниманием, а потому говорят, что системное мышление – это способность управлять вниманием.
Выделяются следующие три важных классических свойства «системы»: целостность, эмерджентность и вложенность.
Свойство «целостности» подразумевает, что система имеет границу, и связь частей системы между собой намного сильнее, чем с другими объектами физической реальности. Данное свойство помогает выделять системы своим вниманием. В простых объектах типа стол или автомобиль проблем с границами не возникает, но когда мы рассматриваем сложные системы, то границы находить непросто. Непросто понять, что такое система безопасности на водах или система выдачи пропуска или система отопления. Подробнее о сложных системах поговорим позже.
Второе важное свойство системы – эмерджентность. В английском языке «emerge» означает появление. То есть эмерджентность означает, что у системы появилось новое свойство (функция), которой не было у каждой из её отдельных частей. Например, мотор, шасси и салон вместе собираются в систему автомобиль, у которого появляется функция – движение с пассажиром. Ни у одной из частей автомобиля нет такой функции. Она появилась, когда все подсистемы собрались воедино. Любая система обладает свойством эмерджентности, а если у нее нет функции это не система.
Третье свойство классических систем – это вложенность. Вложенность можно представить как матрешку: одна система входит в другую, которая для неё будет надсистемой. Свойство вложенности означает, что любая система сама является надсистемой для каких-то подсистем, а также сама входит в какую-то большую надсистему. Если мы говорим, что у нас есть система, то у неё автоматически есть подсистемы и надсистема.
Все три вышеперечисленных свойства классической системы помогают выделять нужные объекты из физического мира, удерживать внимание на самой системе и при необходимости рассматривать её устройство (подсистемы), а также не терять связь системы с физическим миром (надсистема).
Рассмотрим пример – систему «часы». Во-первых, всегда можно представить данную систему в физическом мире. Часы обладают свойством целостности, у них есть граница. Часы имеют эмерджентное свойство, то есть у них есть функция – показывать время. Данная функция появляется только когда все части часов собраны вместе. Но ни у каких частей часов нет такого свойства. Вложенность проявляется в том, что каждый элемент часов является частью всей системы. При этом, сам циферблат тоже имеет подсистемы.
Современное понимание «системы»
В классическом системном подходе системы рассматривали как материальные объекты. Это объекты, которые никак не связаны с интересами людей. Эти связи появились в так называемом системном подходе 2.0.
В первой версии системного подхода, который сформировал Л. фон Берталанфи, системы рассматривались как идеальные объекты. Вот мы только что рассматривали классическую систему – часы. Объективное рассмотрение систем подразумевало, что системы – это объекты, и они обсуждались независимо от субъектов. Поэтому в системном подходе 1.0 можно обсуждать просто часы, стол или автомобиль, и находить в этих системах разные свойства – целостность, эмерджентность, вложенность.
Современный системный подход не отвергает классические свойства системы. Это всё необходимые условия. В современной трактовке понятие «система» обзаводится новыми дополнительными свойствами, которые вытекают из субъективного взгляда на систему.
Классический подход больше абстрактный и рассматривает идеальные объекты, а современный подход – прагматичный и рассматривает объекты, которые кому-то зачем-то нужны или которые как-то влияют на определенных людей.
Системное мышление 2.0 не применяется, когда нужно просто без реального проекта поговорить о столе, часах, автомобиле. Это идеальные объекты ментального пространства, часто в разговоре за ними не представляются конкретные физические объекты нужные конкретным людям в определенных проектах.
Системное мышление начинает появляться, когда мы говорим о системах «стол офисный», «часы наручные», «автомобиль легковой», то есть в этом случае хотя бы можно говорить об интересах и заинтересованных ролях, которые что-то хотят от этих систем. Исходя из этого определяется система, её границы и то, как она будет использоваться.
Совокупность всех интересов проектных ролей определяет какой будет система, её функцию, из чего будет состоять система и т. п. Например, автоконцерн создаёт легковой автомобиль с учётом возможных интересов потенциальных клиентов в ролях водителя, пассажира, пользователя, собственника, пешеходов, контролирующих органов, защитников окружающей среды и т. п.
Каждый учтенный интерес определяет то каким должен быть автомобиль. Если не было бы экологического интереса, то не нужно было бы ставить подсистему очистки выхлопных газов, которая соответствует стандарту Евро-6. А поставив такую подсистему в автомобиль, производитель поменял устройство системы.
Всё что установлено в легковом автомобиле является ответом на какой-то интерес проектной роли, который автопроизводитель решил учесть. Система «легковой автомобиль» будет успешной, если будут учтены (удовлетворены) интересы всех заинтересованных лиц (проектных ролей).
Взгляд «наружу» против взгляда «внутрь» системы
В системном подходе 2.0 заинтересованными признаются все проектные роли, которые как-то влияют на систему, или людей в определенных ролях, кого система может затронуть. От этого взаимодействия системы и проектных ролей зависит её граница, функция и устройство. Поэтому обсуждение системы начинается не с внутреннего устройства, а с понимания окружения системы. То есть в какую надсистему входит система, кому она нужна и что этим заинтересованным сторонам необходимо, какие у них проблемы и какие требования они выдвигают к системе. Отсюда возникает важный системный принцип: всегда начинать смотреть вовне системы, а только потом вовнутрь.
Система – часть другой системы (Надсистемы) и зависит от проектных ролей и их интересов.
Сначала смотрим, где используется система, а исходя из этого определяем её части! Взгляд «наружу», а потом взгляд внутрь системы.
Например, в классическом рассмотрении системы «часы» человек начал бы разбираться со свойствами системы, и обратил внимание внутрь системы, то есть начал обсуждать из чего она состоит. В современном рассмотрении необходимо начинать со взгляда вовне системы, то есть смотреть частью какой надсистемы являются часы, кому они нужны и как используются.
После такого рассмотрения понимаешь, что речь идет о наручных часах или о часах с кукушкой или о часах в башне. При этом устройство всех эти часов будет разным. А не составив список и поняв интересы заинтересованных субъектов невозможно говорить об устройстве системы.
Таким образом, в системном подходе 2. 0 системы не просто обладают свойствами целостности, эмерджетности и вложенности, но их важное свойство состоит в том, что системы зависят от заинтересованных лиц (проектных ролей). От удовлетворения интересов проектных ролей зависит успешность системы, поэтому рассмотрение начинается с окружения: сначала смотрим вовне, а только потом внутрь системы.
Выводы главы 1
Итак, из первой главы вы узнали следующее.
Обычные задачи решаются с помощью прикладного мастерства, но когда сложность проблем и задач зашкаливает, то тогда подключается интеллект или мыслительное мастерство.
Современные тренды свидетельствуют, что человек всё чаще сталкивается с новыми проблемами и сложными задачами, а при их решении требуется учитывать множество разных интересов. Поэтому к интеллекту, который демонстрирует системное мышление, можно сформулировать следующие требования:
• увязывать между собой разные картины мира;
• универсальность к решению сложных новых задач из разных сфер деятельности;
• постоянное повышение скорости и качества решения новых задач.
Человечеству необходима верхнеуровневая теория, которая сможет увязывать между собой разные картины мира. Такой фундаментальной теорией является трансдисциплина «системное мышление», а интеллект, в который загружена эта трансдисциплина, выдаёт функцию системного мышления. Благодаря такому поведению интеллекта системным людям удается непротиворечивым образом связывать между собой разные интересы заинтересованных лиц.
В данной главе лишь кратко изложены основные положения главы 1 учебника Анатолия Левенчука «Системное мышление». Для более полного рассмотрения вопроса «Что такое системное мышление?» рекомендую прочитать соответствующую главу учебника.
Напоминаю, что в процессе изучения учебника требуется формировать личные заметки и списки вопросов. На основе заметок необходимо написать и опубликовать пост, а сложные вопросы вы можете задать в чате поддержке курса16 или используйте другие форматы обучения (study group, тренинг с преподавателем).
Основные понятия: системное мышление, система, понятия системного мышления; классические свойства системы: целостность, эмерджентность, вложенность; интеллект-стек, трудовой кругозор; модель=теория=дисциплина, трансдисциплина; систематичность, собранность, системность; жизненное мастерство, мастерство собранности, мыслительное мастерство=интеллект, прикладное мастерство.
Вопросы для повторения, обсуждения и мышления письмом
171. Напишите пару строк о том, как бы вы объяснили своим знакомым о разнице понятий систематичность и системность. При необходимости прочитайте посты в блоге ШСМ.
2. Попробуйте вспомнить несколько случаев, когда вы проводили анализ чего-то: что следовало за вашей аналитической деятельностью, что было результатом анализа, кто и где далее его использовал?
3. Напишите пару строк о том, в чем разница между собранностью, интеллектом и прикладным мастерством.
4. Почему возникает множественность описаний мира (модели)? Можно ли говорить, что есть правильные или неправильные модели, если считать, что они составлены по лучшим известным на сегодняшний день теориям?
5. Что такое «системное мышление»? Вспомните что вы подразумевали под системным мышлением до прочтения данной главы.
6. Объясните понятие «трансдисциплина». Почему системное мышление является трансдисциплиной? Приведите пример других трансдисциплин.
7. Какие из входящих в интеллект-стек трансдисциплин вы осознанно изучали и сколько прошло после этого времени?
8. Как осознанно развивать интеллект и достаточно ли просто участвовать в крутых проектах, изучая только прикладные практики?
9. Как бы вы ответили на вопрос: «Что значит применить системный подход?».
10. Заменяет ли системное мышление прикладное мышление? Сверьтесь с ответом, который дан в соответствующем разделе онлайн-курса «Системное мышление».
11. Расскажите о трех свойствах системы, о которых идет речь в классическом системном подходе.
12. В чем разница понятия «система» с точки зрения классического системного подхода и его современной версии.
13. Обладает ли система с точки зрения системного подхода 2.0 классическими свойствами?
14. Объясните почему системное мышление требует сначала смотреть вовне системы, а потом уже разбираться с её устройством.
Театральная метафора
Вторая глава посвящена понятиям «роль» и «успешная система». По итогам изучения18 данной главы вы поймете как использовать данные понятия в рабочих и личных проектах. А для этого будет необходимо дополнительно разобраться с тем, кто такой исполнитель роли, что такое предмет интереса, практика, должность. Также в данной главе обсудим понятия «физические и функциональные объекты».
Для того, чтобы понять что же такое «роль» обратимся к театру. Всем известна фраза «Вся жизнь – театр, а люди в нем актеры». Эта фраза тянет не только на философское признание, оно полезно и в системном мышлении.
Театральная метафора помогает объяснить разницу между действием и исполнителем действия, или между ролью и исполнителем роли. В театре различают исполнителя Владимира Высоцкого19 и роль, которую он играет. Это понимают даже малые дети. Но взрослые люди не осознают, что сами играют роли «менеджера» или «инженера». Это такие же роли как роль «Гамлета».
В театре один и тот же актер может играть разные роли, а на действия любого человека можно посмотреть с точки зрения понятия «роль». Можно сказать, что каждый человек играет роли в личной жизни или в рабочих проектах. Только не каждый задумывается об этом.
Мы осознанно обращаем вниманием на свои действия, только когда хотим улучшить свое поведение. Если нам не нужно ничего менять в своём мышлении или в рабочих практиках, то нет необходимости и в ролевом рассмотрении. Однако, если нам важно изменить принцип работы отдельного человека или целой команды, то лучший на сегодня вариант это сделать – использовать понятие «роль» и другие понятия, которые с ним связаны.
В театре действия по роли четко определены сценарием, а исполнители могут регулярно меняться. В жизни точно также: роль хирурга могут играть разные люди. Но любой хирург действует исходя из определенной медицинской практики, которую изучал в вузе. Понятие «роль» связано с понятием «практика»: как только мы переходим в ролевое рассмотрение, мы должны будем обсуждать и ролевые практики20.
Итак, роль21 – это какое-то устоявшееся в культуре название: хирург, футболист, водитель и т. п. Роль исполняет человек22, которого мы называем исполнителем роли. Действия человека по роли это ролевое поведение, которое совершается по определенным правилам или практикам. Люди в ролях с помощью практик создают рабочие продукты. Разберёмся с этим подробнее.
Роли и исполнители
Понятие «роль» помогает отделить человека от его действий (ролевое поведение). Человечество интересует ролевое поведение. Несмотря на то, что мы все разные, большинство наших действий похожи. Их можно описать, улучшить и главное, что этим действиям можно научить других. Например, действиям хирурга всех учат одинаково.
Обычный человек на предприятии редко использует театральную метафору. В основном, все смотрят на своих коллег как на исполнителей, то есть знают их по имени и фамилии. Но системный человек, кроме этого, понимает и роли, которые исполняет каждый член команды. Это важный системный навык, которой должен стать у вас привычкой. Прочитайте диалог, который приведен на картинке23.
В проекте вы должны видеть и проектные роли, и имена исполнителей. При этом часто одни и те же роли могут исполнять несколько человек, а один человек может исполнять несколько ролей. Хоть это бывает не часто, но один и тот же человек может в одном проекте играть одни роли, а в другом – другие. В каждой роли человек действует по определенной практике.
Человек может и не осознавать, что действует по практике, если осознанно её не изучал, как, например, хирург в вузе. Довольно много самоучек24. Но хороших самоучек мало, намного больше талантливых людей, которые смогли развить свои способности за счет осознанного обучения практикам и трансдисциплинам интеллект-стека.
«Роль» как модель мышления
Обычный человек действует интуитивно или исходя из опыта, а его ролевое поведение обусловлено той теорией, которая была ранее заложена в него25. Часто мы говорим, что человек действует согласно своим картинам мира.
Картина мира может быть сформирована научной теорией или бабушкиным предрассудком. Научные теории и дисциплины лучше описывают ролевое поведение, но ненаучные картины мира проще и потому более востребованы. Когда мы говорим про картину мира врача, то в первую очередь, имеем в виду медицинские практики, которые он узнал в вузе и далее развил в работе по специальности.
Осознанный способ изучения профессиональных ролей подразумевает постановку соответствующих практик. Можно сказать, что человек закладывает в голову дисциплину и осваивает навык владения технологиями. Например, водитель учит правила дорожного движения, и тренируется водить автомобиль. Правила – это теория (дисциплина), а автомобиль – это технология. После это можно сказать, что человек освоил роль водителя.
Аналогичным образом мы можем размышлять обо всех действиях, которые совершает человек не только по работе, но и в личной жизни. Например, существуют роли сына, воспитателя, ученика, мотиватора, мойщика посуды, уборщика комнаты, пассажира метро и т. п. Рассматриваем их так же, как и профессиональные роли.
Ролевое рассмотрение позволяет уделить особое или формальное внимание своему поведению. Например, обучаясь плаванию, мы понимаем, что нужно осваивать практику кроля, и тогда мы сможем профессионально исполнять роль пловца кролем26. В критических ситуациях воспитания детей не нужно следовать плохим автоматизмам и нервничать, а вспомнив про роль наставника, поискать хорошую практику, чтобы применить её в общении с ребенком. Когда приступаете к учебе, то неплохо бы понимать какие существуют практики ученика или что такое умение учиться. Понятие «роль» позволяет неосознанное действие перевести в осознанное, то есть привлечь внимание к формальным объектам внимания (практика, система, другие роли и т.п.). Обычно люди учатся неосознанно, они не могут назвать формальные методы обучения (практики), то есть как или с помощью каких практик они обучаются.
Подумайте, с помощью каких практик вы обучаетесь? И, например, почему в первом домашнем задании речь шла о систематическом чтении и контроле потребления информации, про практику Помодоро и инвестирование времени, про мышление письмом и мышление проговариванием. Вот таким образом перечислены основные практики роли ученика.
Однако, нам не всегда нужно быть осознанными и формально подходить к рассмотрению своих действий. Автоматизмы поведения экономят внимание и поэтому некоторые роли мы исполняем неосознанно. Например, когда мы чистим зубы или принимаем душ.
Изменение своего поведения – это буквально изменение мышления, а для этого нам необходимо обратить внимание на свои действия. Понятие «роль» как модель мышления даёт возможность это сделать, а мыслительное мастерство помогает найти и быстро поставить необходимую прикладную практику.
Важно понимать, что за каждой проектной ролью стоит практика и рабочий продукт. Называя человека по роли, мы одновременно определяем целый класс соответствующих практик, с помощью которых роль создаёт рабочие продукты. Например, для роли пловца, мы сразу определим возможный класс практик – кроль, брасс, баттерфляй, а, говоря про предпринимателя, будем иметь в виду другие практики – Business Model Canvas, Lean Startup, Lean Canvas и другие. Вы уже понимаете, что у каждой роли есть большое количество практик: свои у хирурга, операционного менеджера, финансиста, инженера, архитектора, воспитателя и т. п.
В древние века человек просто делал своё дело, не особо задумываясь о формализации своих действий. И мы знаем, что тогда были созданы уникальные исторические объекты. Но сложность современного мира абсолютно другая, и практически каждый может создавать успешные системы.
Без ролевого рассмотрения невозможно справиться со сложностью текущего этапа развития человечества.
13. Желательно ежедневно на протяжении 12 недель. Подробнее о практике «мышление письмом» читайте в блоге ШСМ.
14. То есть внимание приковано к понятийному минимуму, а также к нахождению этих понятий в рабочих проектах.
15. При этом нет 100% гарантии, что все эти проекты будут успешными. Однако, при прочих равных вероятность успеха с системным мышлением повышается.
Вопросы можно задавать в чате поддержки данного курса https://t.me/+hAFmKh3JHqljMmRi или преподавателю при групповом обучении.
17. Отметьте вопросы, на которые знаете ответы, а лучше напишите пару предложений со своими ответами на каждый вопрос.
18. Изучение главы подразумеваете чтение с заметками, выполнение домашнего задания и написание публичного поста.
19. Роль Гамлета может исполнять Иван Иванович, игра которого просто меркнет перед талантом В. Высоцкого. Однако, оба исполнителя всё же играют роль Гамлета, хотя у них разные квалификации. Поэтому мы будем отдельно говорить о ролях и об исполнителях. Роль одна и та же, а исполнители могут быть разными.
20. А также рабочие продукты, системы и т. д. Системное мышление вводит определенные понятия и показывает их связь между собой.
21. Понятие «роль» имеет синонимы – ролевой объект или функциональный объект.
22. Далее вы поймете, что понятие роль можно применять и к неодушевлённым объектам: самолет, стол, смартфон и т. п. Исполнителем роли, кроме человека, может быть искусственный интеллект или любой неодушевлённый предмет (хоть камень).
23. Он взят из учебника «Системное мышление».
24. Большинство действий в жизни человек совершает без понимания понятия «практика». Например, многие ведут личный финансовый учет или плавают, но специально этому не учились. Однако, в профессиональной деятельности без осознанного изучения современных практик невозможно стать профессионалом. А без интеллекта невозможно ориентироваться в многочисленных прикладных практиках и осваивать их быстрее остальных.
25. Человек может неосознанно впитывать теорию из взаимодействия с другими людьми. Часто человек учится неосознанно, впитывая информацию из окружающей среды или повторяя за кем-то, кого считает авторитетом.
26. Обратите внимание: в тексте специально рядом используются понятия «роль», «практика» и «ролевое поведение». Вам нужно натренировать свой мозг различать эти понятия, как вы различаете другие классы понятий. Например, вы не путаете мебель и цвета. Можете отдельно обсуждать стулья, столы и шкафы, а отдельно их цвета, размеры и т. п. Такая машинка типов создаётся у человека в течение жизни, но только обучаясь, можно значительно ускорить этот процесс. Важен и «налет часов», и качественное обучение (которое сокращает требуемое время). Подробнее про машинку типов читайте в учебнике «Системное мышление».
Системное мышление — что это? Отвечаем на вопрос. Характеристики и основные признаки
Системное мышление – это один из новых современных терминов, которые используют многие менеджеры, психологи, тренеры личностного роста и прочие коучеры. Его уровень иллюстрирует скорость и качество принятия решений, поэтому данный показатель изучают во время приема на работу как важную характеристику будущего сотрудника.
Что такое системное мышление и какова его задача
Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга.
Рациональное мышление – это что это -? Методы, принципы и…
Что есть жизнь без мышления? По сути, лишь пустота. Именно размышления обуславливают нашу. ..
Структуру всего мира можно описать как систему. Она является цельной, в ней нет отдельных фрагментов, которые никак не связаны с остальными компонентами.
Понятие «система» можно приравнять к образованию, существующему и функционирующему за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей. Особенность системы в том, что на нее оказывает большее влияние не состав частей, а способы и методы их взаимодействия между собой. Характер этого взаимного влияния нелинейный, преимущественно скрытый и неочевидный, а иногда даже парадоксальный. Системное мышление направлено на поиск или разработку такой модели мироздания, в рамках которой можно будет с высокой точностью расставить ориентиры в мире.
Свойства системного мышления
Начинать развитие системного мышления желательно с детства. Таким образом, оно станет основным способом восприятия действительности. Люди, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности:
Узнаем как развить аналитические способности: пошаговая. ..
Очень часто люди, даже обладая талантами, не используют их по назначению и не совершенствуют свои…
- Видят цельность, наполненность множественными связями.
- Понимают необходимость искажения модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями.
- Умеют распознавать эффект обратной связи. Суть его во влиянии, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, чаще он отсрочен во времени. Поэтому его сложно увидеть.
- Готовы к тому, что понадобится постоянно менять свои убеждения.
- Умеют видеть различные уровни реальности. Независимо от степени увеличения, они способны переключаться между системами координат, а также обращают внимание и на систему в целом, и на компоненты.
- Могут самостоятельно генерировать ментальные модели мира для создания своих причинно-следственных связей.
Значение системного мышления при оценке компетентности персонала
Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом. Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда. Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.
Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов:
- Способность к эффективному анализу большого объема информации.
- Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего.
- Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения.
Дифференциация уровней владения системным мышлением
В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.
1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:
- Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
- Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
- Им свойственно принимать необдуманные решения.
2. Первый (начальный):
- Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
- Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.
3. Второй (на базе первого уровня):
- Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
- Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
- Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
- Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.
4. Третий (на базе второго уровня):
- Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
- Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.
Способность к системному мышлению можно развить
Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.
Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора. Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением.
Среди достойных авторов в этой области — Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.
Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.
Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.
Что можно сделать уже сегодня
Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:
- Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
- Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
- Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
- Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.
Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.
Важность наблюдения за успешными системами
Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов. Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий. Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.
Разрушение стереотипов
Пересмотр и коррекция устоявшегося отношения к реальности чрезвычайно важны для свободы действий человека. Стереотипы вырабатываются, исходя из прошлого опыта, и довольно неплохо подходят для выработки простого, типичного решения, но совершенно неактуальны, если возникла совсем новая проблема. Решения системным мышлением базируются на разработке свежих концепций, поэтому так полезно тренировать свою изобретательность и нестандартный подход к ситуации.
Расширение круга интересов
При расширении интересов, взглядов и кругозора человека его мышление приобретает вариативность. Широкий круг интересов автоматически ведет к бессознательному расширению ментальных карт. Это, в свою очередь, помогает развивать системное мышление.
Искусственное создание неопределенности
Если намеренно создавать различные ситуации неопределенности и находить новые способы их решения, можно получить очень хорошие результаты в тренировке системного мышления. В реальной жизни нет ситуаций, которые можно с уверенностью назвать определенными. Масса факторов способна оказать влияние в самый неожиданный момент.
Решение творческих задач
На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в компании «Майкрософт». Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.
Системное мышление — обучение для устойчивого развития
Графика: 123RF Stock PhotoСистемное мышление — это подход к интеграции, основанный на убеждении, что составные части системы будут действовать по-разному, будучи изолированными от системной среды или других частей системы. В отличие от позитивистского и редукционистского мышления, системное мышление направлено на целостное рассмотрение систем. В соответствии с системной философией системное мышление касается понимания системы путем изучения связей и взаимодействий между элементами, составляющими всю систему. Системное мышление на практике побуждает нас исследовать взаимосвязи (контекст и связи), точки зрения (каждый участник имеет свое собственное уникальное восприятие ситуации) и границы (согласование масштабов, масштабов и того, что может представлять собой улучшение). Системное мышление особенно полезно при решении сложных или сложных проблемных ситуаций. Эти проблемы не могут быть решены каким-либо одним участником, так же как сложная система не может быть полностью понята только с одной точки зрения. Более того, поскольку сложные адаптивные системы постоянно развиваются, системное мышление ориентировано на организационное и социальное обучение и адаптивное управление.
Когда вы сталкиваетесь со сложными и запутанными ситуациями, системное мышление может помочь вам понять ситуацию системно. Это помогает нам увидеть общую картину, из которой мы можем определить несколько точек воздействия, которые можно использовать для поддержки конструктивных изменений. Это также помогает нам увидеть связь между элементами ситуации, чтобы поддерживать совместные действия. Вы можете начать с этого поста LfS — Введение в системное мышление и системный дизайн — концепции и инструменты – обеспечивает основу для размышлений о системном мышлении в контексте цикла принятия решений. Приведенные ниже ссылки указывают на другие источники, знакомящие с системным мышлением, а также способы управления и облегчения его для поддержки коллективного понимания проблемной ситуации. Дополнительную информацию о том, как это можно использовать для поддержки совместных и конструктивных социальных изменений, можно найти на связанных страницах LfS, посвященных системному дизайну и инструментам системного мышления.
Некоторые вводные части Введение в системное мышление
На этой странице представлено полезное введение Дэниела Кима в системное мышление. Вы можете скачать полное введение, целью которого является дать вам язык и инструменты, необходимые для того, чтобы начать применять принципы и практики системного мышления в вашей собственной организации.
Узнайте о системном мышлении
На этих страницах Австралийского центра предотвращения партнерства представлены ресурсы для тех, кто хочет больше узнать о системном мышлении, от новичков до тех, кто уже использует системное мышление в своих исследованиях и работе.
Обзор системного мышления
Эта короткая статья Дэниела Аронсона иллюстрирует, что такое системное мышление, на примере интегрированной борьбы с вредителями. Еще одно краткое введение можно найти в «Системном мышлении «в 25 словах или меньше»» Дебры Лайнейс, где речь идет о начальных и средних школах.
Точки воздействия: места для вмешательства в систему
В этой классической статье Донеллы Медоуз рассматриваются девять ключевых точек воздействия, с помощью которых можно изменить систему.
Архетипы систем
В этом переиздании руководства Дэниела Кима рассматриваются девять системных архетипов (паттернов поведения системы). Каждый архетип имеет тенденцию выдвигать на первый план «классическую проблемную историю», которая часто встречается и присутствует во многих повседневных ситуациях, от индивидуального до международного уровня. В качестве диагностических инструментов они обеспечивают понимание основных структур, из которых возникают поведение с течением времени и дискретные события. (См. также руководство ISEE «Применение системного мышления и общих архетипов к организационным вопросам»). Более свежий пост 2017 года от Лейлы Акароглу напоминает нам о том, что в системной динамике также есть некоторые положительные социальные архетипы.
Системное мышление: средство для понимания нашего сложного мира
Эта статья Линды Бут Суини знакомит с системами, поведением систем и концепциями систем. Затем она вводит некоторые ключевые понятия об уровнях, петлях обратной связи и временных задержках.
Системное мышление для современных организаций
Системное мышление: введение
В этом кратком обзоре Кимберли Боуман и ее коллег за 2015 год представлена концепция «системного мышления» в контексте международного развития. Системное мышление побуждает практиков понимать и анализировать контексты, в которых они работают, и разрабатывать программы, которые могут адаптироваться по мере изменения условий на местах. Это помогает специалистам-практикам объединить множество различных заинтересованных сторон, особенно с совершенно разным опытом и точками зрения, для выявления проблем и решений проблем, увеличивая вероятность трансформационных изменений. Начните с поста Джона Четтлборо о том, как сделать системное мышление реальным, в котором также упоминается родственная и полезная анимация системного мышления.
Работа с изменениями: системные подходы к решению проблем государственного сектора
В этом отчете за 2017 год Управления государственного управления и территориального развития ОЭСР исследуются теория и практика использования системных подходов для решения государственных проблем. Часть 1 посвящена необходимости системного мышления в государственном секторе, его теоретическим основам и причинам, по которым оно не получило широкого распространения в государственном секторе. Часть 2 определяет набор тактик — люди и место, жилище, соединение, формирование, проектирование, прототипирование, управление и оценка, — которые могут быть развернуты государственными учреждениями либо в одностороннем порядке, либо с партнерами для работы по изменению систем. В третьей части подробно рассматриваются тематические исследования системных изменений.
Системное мышление: раскрытие Целей в области устойчивого развития
Этот пост Стефани Дрейпер в 2016 году напоминает нам, что для успешного достижения ЦУР потребуется действительно сильный системный подход. Она предполагает, что для организаций это означает работу на трех уровнях: объединение усилий других для достижения индивидуальных целей; рассмотрение взаимосвязей между всеми целями; и, наконец, достижение целей таким образом, чтобы моделировать характеристики, необходимые для устойчивого общества.
Решение коварных проблем: точка зрения государственной политики
В этом дискуссионном документе, опубликованном в 2012 году Австралийской комиссией по государственной службе, исследуются характеристики коварных проблем и вызовы, которые они ставят перед традиционными подходами и навыками политиков. Хотя разработка эффективных способов решения коварных проблем является развивающимся искусством, в этой статье определены некоторые основные ингредиенты, которые кажутся необходимыми.
Курсы системного мышления
Открытый университет — Системное мышление (бесплатные курсы)
На этой странице Открытого университета представлено руководство по всем их бесплатным курсам, которые изучают системы как самостоятельный предмет и предметы, которые можно понять посредством применения системного мышления. Вы можете начать с ознакомления с вводными курсами по системному мышлению и практике, освоению системного мышления на практике или построению системных диаграмм. Другие курсы более конкретно посвящены моделированию систем, ИТ-системам и обучению. В другом наборе курсов более подробно рассматривается использование системных концепций в управлении окружающей средой, устойчивостью и сложностью.
Управление сложностью: системный подход – введение
Если вы хотите по-новому взглянуть на сложные вопросы; если вы хотите вырваться из ловушек и негибких способов мышления… тогда этот курс — хорошее место для посещения. Он разработан, чтобы помочь развить вашу способность управлять сложностью и развить глубокое понимание современного системного мышления.
Дополнительную информацию об инструментах и методологиях для реализации системного мышления можно найти на связанных страницах LfS, посвященных системному проектированию, инструментам системного мышления и концептуальному моделированию. Вас также могут заинтересовать связанные страницы, такие как поддержка конструктивных изменений в практике, и особенно страница о стратегическом планировании.
Инструменты для системного мышления: 6 фундаментальных концепций системного мышления | Лейла Акароглу | Прорывной дизайн
В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и развития системного мышления для решения сложных проблем и перехода к экономике замкнутого цикла.
Я провел тысячи часов семинаров по системам, устойчивому развитию и дизайну, и за эти годы усовершенствовал способы быстрого вовлечения людей с трехмерным мышлением, необходимым для мышления и работы в замкнутых системах. Моя мотивация для написания этого онлайн-инструментария состоит в том, чтобы помочь расширить возможности профессионалов быстро адаптироваться к системному мышлению для получения положительного результата.
Слова обладают силой, и в системном мышлении мы используем очень специфические слова, которые намеренно определяют набор действий, отличающийся от общепринятого мышления. Такие слова, как «синтез», «возникновение», «взаимосвязанность» и «петли обратной связи» могут показаться некоторым людям ошеломляющими. Поскольку они имеют весьма специфическое значение по отношению к системам, позвольте мне начать с изучения шести* ключевых тем.
*Их намного больше шести, но я выбрал самые важные из них определенно нужно знать, и по мере того, как мы продвигаемся по этой серии инструментов системного мышления, я буду расширять некоторые другие ключевые термины, составляющие системное мышление.
1. Взаимосвязанность
Системное мышление требует изменения мышления от линейного к круговому. Основополагающий принцип этого сдвига заключается в том, что все взаимосвязано. Мы говорим о взаимосвязанности не с духовной точки зрения, а с точки зрения биологических наук.
По сути, все зависит от чего-то еще для выживания. Людям нужна пища, воздух и вода, чтобы поддерживать свое тело, а деревьям нужны углекислый газ и солнечный свет, чтобы процветать. Всему нужно что-то еще, часто сложный набор других вещей, чтобы выжить.
Неодушевленные предметы также зависят от других вещей: стулу нужно дерево, чтобы оно давало ему древесину, а мобильному телефону требуется электричество, чтобы питать его. Итак, когда мы говорим «все взаимосвязано» с точки зрения системного мышления, мы определяем фундаментальный принцип жизни. Исходя из этого, мы можем изменить то, как мы видим мир, от линейного, структурированного «механического мировоззрения» к динамичному, хаотическому, взаимосвязанному набору отношений и петель обратной связи.
Системный мыслитель использует этот образ мышления, чтобы распутывать и работать со сложностью жизни на Земле.
2. Синтез
В целом, синтез означает объединение двух или более вещей для создания чего-то нового. Когда дело доходит до системного мышления, целью является синтез, а не анализ, который представляет собой разделение сложности на управляемые компоненты. Анализ вписывается в механическое и редукционистское мировоззрение, где мир разбит на части.
Но все системы динамичны и часто сложны; таким образом, нам нужен более целостный подход к пониманию явлений. Синтез — это понимание целого и частей одновременно, а также отношений и связей, составляющих динамику целого.
По сути, синтез — это способность видеть взаимосвязь.
3. Возникновение
С системной точки зрения мы знаем, что большие вещи возникают из меньших частей: появление — это естественный результат объединения вещей. В самом абстрактном смысле эмерджентность описывает универсальную концепцию того, как жизнь возникает из отдельных биологических элементов разнообразными и уникальными способами.
Возникновение — результат синергии частей; речь идет о нелинейности и самоорганизации, и мы часто используем термин «возникновение» для описания результата взаимодействия вещей вместе.
Простым примером эмерджентности является снежинка. Он формируется из факторов окружающей среды и биологических элементов. При правильной температуре частицы замерзающей воды образуют красивые фрактальные узоры вокруг одной молекулы вещества, такой как пятнышко загрязнения, спора или даже омертвевшие клетки кожи.
Концептуально люди часто считают эмерджентность сложной задачей, но когда у вас это получается, ваш мозг начинает формировать эмерджентные результаты из разрозненных и часто странных вещей, с которыми вы сталкиваетесь в мире.
В гусенице нет ничего, что говорило бы о том, что она будет бабочкой — Р. Бакминстер Фуллер
4. Петли обратной связи
Поскольку все взаимосвязано, существуют постоянные петли обратной связи и потоки между элементами системы. Мы можем наблюдать, понимать и вмешиваться в петли обратной связи, когда понимаем их тип и динамику.
Два основных типа петель обратной связи: усиливающая и уравновешивающая . Что может сбивать с толку, так это то, что петля обратной связи , усиливающая , обычно не является хорошей вещью. Это происходит, когда элементы в системе усиливают еще одних и тех же, таких как рост населения или экспоненциальный рост водорослей в пруду. В усиливающих петлях избыток одного элемента может постоянно самосовершенствоваться, что часто приводит к тому, что он берет верх.
А 9Однако 0086 уравновешивает петлю обратной связи, где элементы внутри системы уравновешивают вещи. Природа в основном свела это к тройнику с ситуацией хищник/добыча, но если вы уберете слишком много одного животного из экосистемы, следующее, что вы знаете, вы получите популяционный взрыв другого, что является другим типом обратной связи. — арматура .
5. Причинность
Понимание петель обратной связи связано с пониманием причинно-следственной связи: как одно приводит к другому в динамичной и постоянно развивающейся системе (все системы динамичны и постоянно меняются каким-то образом; в этом суть жизни) .
Причина и следствие — довольно распространенные понятия во многих профессиях и в жизни в целом — родители пытаются преподать такой критический жизненный урок своим детям, и я уверен, что вы помните, как недавно вы оказались во власти воздействие непреднамеренного действия.
Причинность как концепция системного мышления на самом деле означает способность расшифровывать то, как вещи влияют друг на друга в системе. Понимание причинно-следственной связи ведет к более глубокому взгляду на деятельность, петли обратной связи, связи и отношения, которые являются фундаментальными частями картирования систем.
6. Картирование систем
Картирование систем — один из ключевых инструментов системного мышления. Существует множество способов картирования, от аналогового кластерного картирования до сложного цифрового анализа обратной связи. Однако фундаментальные принципы и методы системного картирования универсальны. Определите и нанесите на карту элементы «вещей» в системе, чтобы понять, как они взаимодействуют, взаимодействуют и действуют в сложной системе, и отсюда можно использовать уникальные идеи и открытия для разработки вмешательств, сдвигов или политических решений, которые коренным образом изменят систему наиболее эффективным образом.
Это введение в шесть ключевых концепций является важными строительными блоками для разработки подробного взгляда на то, как устроен мир с системной точки зрения, и улучшит вашу способность мыслить нестандартно и творчески для достижения положительного результата.
Работая и обучая системному мышлению в течение многих лет, я разработал дополнительные новые инструменты, а также использовал проверенные временем концепции первопроходцев.
Что мне кажется крайне важным для оказания положительного воздействия, так это способность развивать свою собственную индивидуальную деятельность и действия. Для этого вам сначала нужно окунуться в основные понятия. У меня есть онлайн-класс, где я объясняю все это здесь.
В следующей главе этой серии я более подробно остановлюсь на понимании системной динамики, основной части практики. Если вы хотите пойти еще глубже, ознакомьтесь с полным набором программ, которые я создал вместе с моей командой из Disrupt Design и UnSchool. Мы разработали их, чтобы помочь отдельным лицам и организациям улучшить свои способности вносить изменения для позитивной, регенеративной экономики замкнутого цикла.
— — — — — —
Все прекрасные иллюстрации созданы Эммой Сигал, а источники вдохновения, которые помогли их разработать, см.