Системность мышления что это: как его тренировать и развивать

Содержание

как его тренировать и развивать

Основные тезисы прямого эфира с Константином  Тютюновым, директором департамента развития управленческих программ Русской Школы Управления. 

Системное мышление — полезный навык для руководителя и любого специалиста. Это не просто что-то не запутанное, не хаотичное, рациональное: и для системного подхода, и для мышления существует множество терминов, методов, инструментов и навыков. Как их развить, какие подходы использовать — читайте в этой статье. 

Системный подход очень помогает в хаосе, непостоянстве самой жизни — появляется четкая картинка и возможность предсказывать (конечно, не на 100%) будущие события. И, что самое важное, можно выстраивать работу больших объектов, создавать целые бизнесы. Без системного мышления, конечно, тоже получается, но не очень надежно. 

Свойства систем

Разберем несколько базовых свойств систем, которые в большинстве источников признаются правильными.  

  1. Система состоит из элементов. 

  2. Элементы должны взаимодействовать между собой. 

  3. Вместе они в виде системы выполняют какую-то полезную функцию. Если что-то поменять в схеме взаимодействия, составе элементов, система начнет меняться, а также изменится ее основная функция. 

Системный подход обязательно нужен в менеджменте. Его можно использовать в процессном и проектном подходе, стратегическом менеджменте, оргпроектировании. Любая функциональная область в компании — финансы, персонал, маркетинг — при выходе на самый минимальный уровень управления нуждаются в системном подходе. 

Общие навыки системного подхода

Важный навык, который нужно освоить в рамках системного мышления, это способность выделять систему из внешнего фона. Менеджерам это сделать особенно сложно, потому что их система — не предмет или инженерное устройство, система с четкими границами, а чаще всего изменчивая деятельность людей. Поэтому бывает непонятно, как обозначить начало системы и где остановится. Ведь связей образуется много, и их все нужно учесть. 

Как определить границы процесса  

Задуматься над вопросом: какую цель/полезную функцию описываемый процесс должен выполнять? Например, если цель — продажа, то придется включить в систему и продавца, и прием денег, и отгрузку товара, потому что конечный результат дает цепочка. Но так получается слишком много данных, нужно уменьшить объем анализа и сделать целью конвертацию сделки из лида в собственно продажу. И с такой четко сформулированной целью окажется, что при конвертации необязательно получать деньги, отгружать товар. Значит, в действиях остается получить потребности клиента, провести презентацию и подсветить преимущества товара/услуги и дожать клиента до сделки. Это основные действия процесса, который требовалось описать. таким образом, были установлены границы процесса с набором действий для достижения цели всей системы.

 

Этот способ можно тренировать: сначала расписывать на листочке, а затем придет интуитивное понимание, какие элементы системы нужны при фокусе на цели процесса. Напишите для любого процесса 3-4 цели, которые он может преследовать. И для каждой цели укажите действия для достижения результата, чтобы была видна разница. 

Второй способ определить границы системы — описать более высокую надсистему.

Например, собственно продажи — это часть процесса продаж вместе с логистикой, финансами. То, что называется реестром основных бизнес-процессов или общих процессов в компании, либо ландшафтным процессом. Рассматриваются действия на укрупненном уровне в 5-6 процессов: на поле как бы появляются разные «коробочки», в которые можно разложить разные элементы системы. Так, применительно к приведенным продажам можно подумать: так, в этой коробочке «продажи» нужно ли оставить подготовку счета — ведь это финансовый вопрос, и можно перекинуть его в коробочку «финансы»? Так учитываются все необходимые элементы и становится ясно, какие из них нужны для финальной цели.  

Процессное управление

Системный подход необходим для процессной деятельности. Альтернативой системному подходу с похожими проблемами является процессное управление. Недавно РБК PRO провела опрос среди 200 компаний, узнавая основной фактор успеха и провала проектов. И как ни странно, топовым фактором и успеха, и провала стал один и тот же — управление объемами проекта. То есть управление границами проекта, границами управляемой системы. 

В проектах часто начинают рассуждать об одном объеме работ, одних задачах, по ходу дела выясняется, что их можно дополнить или убрать лишние И при неумелом управлении элементами проект провалится (по крайней мере, так считают 40% опрошенных РБК PRO предпринимателей). 

В проектах упражнения могут быть похожими, но со своими специфическими элементами. Например, для определения границ проекта полезно перечислить все его продукты и результаты. Открывая бизнес, предприниматель прикидывает ключевые элементы: нужно открыть юрлицо, подготовить пакет документов, найти помещения и нанять персонал, обеспечить его техникой и запустить процесс.

И во многих проектах один из основных вопросов — подбор персонала. Как понять, какие вопросы найма будут внутри проекта, а что останется снаружи? Когда персонал в этом проекте (например, в создании нового бизнеса, подразделения) готов для работы, и проект найма можно закрыть? 

Так, можно по штатному расписанию оценить, имеются ли все нужные сотрудники с требуемой квалификацией. Или провести аттестацию, оценить, способны ли они выполнять требуемые функции. Либо сделать аудит или нанять «тайного покупателя». Все три способа позволяют оценить, есть ли в компании нужный для выполнения работ персонал. Однако они подразумевают разные точки окончания проекта — банально календарные даты. Например, проверка штатного расписания выполняется быстрее всего. При проведении аттестации время добавляется и, кроме того, в проект добавляется объем работы по обучению персонала. В третьем случае учитывается не только время выполнения самого проекта, но и время запущенного периода работы «тайного покупателя»/аудита.

Это довольно четко определяет точку завершения проекта через выбранные продукты и способы. 

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

В бизнесе неаккуратное обращение с этими параметрами влечет за собой большие финансовые, качественные, репутационные потери. Это происходит, например, потому, что менеджер проекта считал, что выполнил свою работу, а заказчики (руководители компании) решили, что в задаче много недоработок — то есть, они разошлись в понимании объемов работы в проекте (в терминологии системного подхода — в понимании границ системы). 

В качестве упражнения можно при описании проекта указать его результаты (что обязательно в проектном подходе). И тут же определить, как эти результаты принимать, с помощью, например, какого из трех описанных выше способов. Они уже дают диапазон для тренировки, понимания разных результатов. И следующий этап — для понимания, как разные способы меняют границы приемки проекта, определить точку окончания, какие специфические действия требуются для определенного способа.

 

Делегирование

Существует еще один прием определения границ проекта, который можно сделать на старте. Он похож на делегирование в общем менеджменте. 

В его рамках менеджер проекта определяет, какие вещи абсолютно необходимы для достижения результатов, успешного проекта. Например, школе бизнеса нужна образовательная лицензия. Менеджер проекта, запускающий работу нового учебного заведения, думает: «Оформление лицензии — это часть моего проекта, за который я отвечаю? Или я могу потребовать у компании, чтобы она предоставила эту лицензию извне? Потому что у нее есть юридический департамент, репутация, связи с лицензирующими органами. А мне придется выделять время, искать людей для этой задачи». 

В этом случае он заполняет специальный раздел документа (приказа о запуске проекта или его устава) «Предположение проекта». В нем говорится, что все необходимое для выполнения задачи менеджеру должно быть предоставлено извне. И только в этом случае он обязуется выполнить проект в оговоренные сроки, в требуемых объемах. 

Определение уровней системы 

Это второй навык, которым нужно овладеть при развитии системного мышления. Например, при обсуждении того, что должен делать специалист-продажник возникает предложение автоматизировать отправку коммерческих предложений или техзаданий, чтобы упростить взаимодействие с клиентами. И это выбивается из уже оговоренной последовательности работы менеджера, входит в другую систему. В этом ловушка: в самой автоматизации (если ее детализировать) тоже есть свои шаги, которые специалист должен был сделать, вмонтировать в свой привычный алгоритм взаимодействия с клиентом на старте. И всю цепочку действий нужно менять из-за включения элемента более высокого уровня. 

Так часто происходит, когда предприниматели при обсуждении скачут между уровнями задач. В итоге в принятых решениях появляются неучтенные, противоречивые элементы. Чтобы этого не случалось, нужно тренировать навык разделения системы на уровни. 

Как тренировать навык разделения на уровни

Детализация уровней «вниз». Система всегда имеет большой масштаб, поэтому второй способ упростить для себя анализ и проектирование — разложить ее на уровни, спускаясь ниже и ниже. И детализация отдельных элементов помогает обсуждать элементы, важные для конкретной задачи. Здесь тренировка проста: возьмите отдельный рабочий вопрос, определите заложенную в него систему и ее полезную функцию (например, процесс продаж или процесс техподдержки специалистов) и спуститесь на уровень ниже, детализируйте пошагово мини-систему. Так тренируется навык выделения двух уровней в системах. 

Такую детализацию можно вести и дальше, «копать вглубь». Некая официальная норма в классическом процессном подходе позволяет выделить минимум 4 бизнес-процесса в компании. От больших до конкретных операций, которые выполняют конкретные люди. На больших уровнях анализируется поток создания ценности, а на нижнем, четвертом, уровне — то, что должны делать специалисты. Уровни управления компании разделяют на стратегический, тактический и операционный. 

В процессном подходе есть жесткое требование — все уровни должны быть между собой четко согласованы, все элементы на нижележащих уровнях понятны и на вышестоящем, а все связи между ними продуманы. А во втором подходе (где разделяются уровни управления) делается фокус на то, что у них разные цели и задачи, циклы исполнения, участники. И это отличие от первого способа заставляет совершенно по-другому строить подсистему управления. 

Тренировать навык детализации уровней «вниз» — довольно трудоемкая задача. Если разделить процессы компании на пять основных и решить, что в каждом из них выделяется по пять этапов, уже на третьем уровне получится 5 основных процессов, умноженных на 25 второго уровня и процессы первого, то есть потребуется описать 125 элементов.  

Детализация уровней «вверх». Еще один полезный навык— уходить на уровень выше, определять не только границы проекта, но и цели, границы для нижележащих уровней. Для этого нужно выделить вопрос (в нем выделить три уровня), определить подсистему и надсистему. 

Что делать с разными взглядами на систему

Кроме определения границ, уровней, с точки зрения неудачи проекта очень важно учитывать ошибки с заинтересованными сторонами. Говоря о системе, можно в ней выделять элементы, выделять свойства, и в каждый раз по-другому. Маркетолог, производственник или финансист видят систему по-разному. Но часто они вместе решают какой-то вопрос, требуя от нее противоречивых заданий. И задача руководителя — спроектировать решение так, чтобы удовлетворить всех. Потому что все правы со своей точки зрения. 

Кроме того, любой руководитель (или специалист) смотрит на систему с разных точек зрения. И он играет разные роли (что очень хорошо выражено в менеджменте). Так, в одном проекте человек может выступать экспертом, в другом — руководителем, в третьем — заказчиком, которому нужен результат, в четвертом — исполнителем. И в каждой роли он по-разному смотрит на один и тот же проект. Большая ошибка руководителя в этом случае — поставить задачу исходя из одной роли, а принимать ее в другой. 

Многие делают крайними исполнителя. Например коммерческий отдел хочет увеличить продажи, увеличивая затраты на рекламу. Но руководитель недоволен: сначала он оценивал будущую прибыль как финансист, а потом включил режим «я экономист, следящий за затратами и эффективностью». Руководителю нужно научиться помнить, в какой роли он ставит и принимает задачи. И определить заинтересованные стороны: в результатах проекта, в его процессе. А также помнить, кто может повлиять на процесс, и учитывать только их мнение — например, мнение владельца компании, клиента.  

Как тренировать этот навык 

Опишите его с точки зрения клиента (поиск, сама покупка) и одновременно напишите то же самое с точки зрения исполнителя-продажника. И, в-третьих, описывайте процесс с точки зрения владельца компании (он может к процессу продаж предъявить свои ожидания). В такой таблице, составленной из многих этапов проекта, из многих (как минимум трех) точек зрения будет понятно, как оптимизировать процесс в целом. 

Так, в бережливом производстве описание процесса с точки зрения клиента — это классика. Также как описание того, что должен выполнить клиент и исполнитель для получения результата. Ведь часто руководитель перекладывает часть забот на клиента, и последнему не нравится взаимодействие с компанией. Поэтому в маркетинге сейчас в тренде customer journey map — описание процесса с точки зрения клиента, но так, чтобы компания могла в него вмешиваться, улучшать. Само описание процесса неплохо тренирует навыки определения ролей, понимания нужд этих ролей, удержания последовательности поведения в каждой роли, системного мышления. 

Для описания систем обязательно используйте онлайн-сервисы. Есть бесплатные mind-менеджеры, которые помогают разложить сложные системы на отдельные элементы, с визуальными составляющими, с функциями разворота или свертывания. 

Принимать системное решение в одиночку сложно. Общая терминология в команде, общее мышление, системное проектирование — это еще одна область, которую стоит тренировать. 

Следите за нашими обновлениями:

Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Системное Мышление Как Искусство 🌠 Методы Обучения и Развития

Развитие системного мышления – долгий процесс. Нескольких прочитанных книг не хватит, чтобы начать мыслить системой. Для этого нужно постепенно развиваться в нескольких направлениях. Вам будет легче учиться, если часто практиковаться.

Расширяйте интересы и кругозор

В процессе жизни человек познает множество систем. При их упрощении индивид определяет похожие системы. Чем больше систем вы изучаете – тем больше категорий систем вы составите. Это позволит решать задачи по уже сформировавшемуся шаблону.

Расширение интересов и кругозора позволит получать больше знаний. Новые знания – предмет для развития. Знания получаются следующими способами:

  • Читайте больше книг. Книги – доступный источник информации. Читайте художественные и научные книги. Это поможет вам стать более эрудированным и жить более насыщенной жизнью.
  • Путешествуйте. Узнать новое можно, если его увидеть. В поездке можно не только приобрести новые знания о мире, но и получить положительные эмоции.
  • Расширьте круг общения. Общайтесь с другими людьми, они передадут вам свой жизненный опыт. Так, вы посмотрите на систему со стороны другого человека и увидите то, чего раньше не воспринимали.

Будьте любознательными и стремитесь к знаниям, чтобы смотреть на мир в целом, а не на его часть.

Расширяйте ментальные карт и модели
Ментальные карты

Ментальная карта – это схема течения ваших мыслей. Это визуализация того, как вы думаете. Благодаря ментальной карте идея или проблема разбивается на несколько частей. Над частями по отдельности работа идет легче, чем над целой задачей.

Прорабатывайте свои ментальные карты как можно точнее. Они позволяют яснее понять проблему, разобраться в непонятном, проработать идею. Ментальная карта создает порядок ваших мыслей и ясное понимание системы.

Также, ментальную карту используют как диагностику процесса и результатов мышления. Нарисовав её, вы поймете, какие части системы для вас понятны, а какие нужно развивать дальше. Также, она отображает ваш способ восприятия информации и ваше отношение к предмету.

Ментальные модели

Ментальные модели – это набор инструментов, с помощью которых вы мыслите. Это – представления человека об объекте, с которым он взаимодействует. Ментальные модели формируются в течении всей жизни. Мы узнаем что–либо о мире и связываем это в ментальную модель.

В детстве родители говорят нам, что в розетку лезть нельзя. «Там есть электричество, которое убьет тебя» – говорят они нам. Дети запоминают полученную информацию и формируют из неё ментальную модель. Они понимают, что лезть в розетку – опасно.

Ментальные модели непостоянны. При длительном изучении объекта мы узнаем его новые свойства или опровергаем прежние представления. Ментальные модели изменяются несколькими способами:

  • Вычеркивание. Из полученной информации отбирается определенная. На отбор влияют: настроение, интересы, озабоченность, бдительность. Когда ментальные модели сформированы, мы отсеиваем часть информации и не изменяем существующие модели.
  • Искажение. Изменение пережитого, одни детали преуменьшаются, другие – преувеличиваются. Опыт изменяется со временем.
  • Обобщение. Ментальная модель создается на основе единичного опыта. Человек воспринимает его как типичное явление. Если вы увидели Машу, опоздавшую 1 раз на работу, вы будете думать, что она часто опаздывает. Даже если это был единичный случай.
  • Конструирование. Человек достраивает реальность, если её нет. Мы легко находим объяснения и верим им. «Маша опоздала на работу, какая же она безответственная» – подумаете вы. На самом деле, вы не знаете, почему Маша опоздала. Но безответственность – простое объяснение, легче верить ему, чем разбираться с истинной причиной.

Расширяйте свои ментальные модели, чтобы смотреть на целостную картину мира. Выявите ограничивающие вас модели и измените их. Так, вы будете воспринимать больше информации и найдете больше решений проблем.

Наблюдайте за успешными системами

Если у вас появилась возможность ознакомиться с успешно функционирующей системой – не упускайте её. Так, вы разберетесь с её функционированием «изнутри». Вы лучше поймете причины и особенности различных взаимосвязей, расширите свои знания. Это поможет при решении проблем.

В университете и колледже студенты проходят практику на рабочих предприятиях. Учащиеся напрямую видят функционирование предприятия, а не представляют процесс по книжкам. Так, студенты лучше подготавливаются к будущей работе.

Ломайте стереотипы

Стереотипы – это заранее сформированные человеком оценки чего–либо. Стереотипы начинают действовать ещё до включения разума. Поэтому, стереотипы влияют на воспринимаемую нами информацию ещё до анализа. Если возникает разногласие между полученным опытом и стереотипом, возможны 2 исхода:

  • Индивид проигнорирует событие, примет его за ошибку и забудет. Возможно, событие станет исключением из его стереотипа. Это происходит из–за утраченной гибкости или какой–либо заинтересованности не изменять стереотип.
  • Индивид задумывается, почему его оценка неверна. Человек внесет нововведение в свою картину мира, изменит стереотип.

С стереотипами индивид принимает решение без особых умственных усилий. Человек уверен, что нужно уважать старших, защищать нуждающихся и помогать родителям. Также, стереотипы помогут дать адекватную оценку событию, о котором нет необходимой информации.

Стереотипы не всегда правильные. Они могут мешать, изменять модель поведения человека. Мнение общества о том, что не нужно выделяться, а быть как все, может навредить. Благодаря стереотипам можно навязать людям мнение, и они будут поддерживать его. Стереотипы могут развить неуважение к другим народам и национальностям, странам, людям. Стереотипы не ищут сходства между группами, они ищут различия. Люди разделяются на «хороших» и «плохих».

Чтобы определить стереотипы, тщательно анализируйте свои действия. Задавайте вопросы: «Почему я делаю так, а не иначе?», «Какие есть способы решения этой ситуации по–другому?». Для наблюдения за своим поведением поможет медитация.

Акцентируйте внимание на принципе обратной связи

После совершения действия не всегда понятен результат в полной мере. Это может привести к ошибкам.

В Китае в 1958 году началось массовое истребление воробьев. Было подсчитано, что за год воробьи съедают объем зерна, которым можно накормить 35 миллионов человек. По неполной статистике, жители уничтожили 1. 9 млрд воробьев.

Через год после уничтожения урожай стал больше. Но организаторы не учли все возможные последствия. Уничтожение воробьев нарушило структуру экосистемы. Расплодились гусеницы и саранча. Они поедали побеги и ещё через год урожай уменьшился. Это спровоцировало голод, погибло от 10 до 30 миллионов человек.

Чтобы не допустить ошибок, улучшайте способы измерения обратной связи. Думайте, как оценить результат вашего действия, какие свойства системы изменит ваше решение. Стоит четко определить цель и постоянно сравнивать промежуточные результаты с предполагаемыми.

Решайте творческие задачи

Уделите время решению головоломок и нестандартных задач. В больших компаниях претенденты на работу проходят тестирование, они решают творческие задачи. Творческие задачи помогают развивать мышление. В них несколько решений, отличающихся удобством и простотой. Задачи бывают разнообразные: по математике, по программированию, на логику, на вероятности, на смекалку. Их решения нестандартные, не повторяющие базовые методы.

Google, Microsoft, Amazon и другие большие компании ищут на работу олимпиадных программистов. Дело в том, что такие работники подходят к задаче нестандартно. Их творческое мышление помогает найти решения для проблем, когда обычный программист этого не может. Поэтому, умение мыслить творчески ценится.

Ознакомьтесь с ТРИЗ – теорией решения изобретательских задач. Это набор методов для решения технических задач и улучшения соответствующих систем. Здесь описаны 40 общих приемов создания изобретений и 76 шаблонов решений различных задач. В этой теории собраны основные закономерности развития технических систем. Это облегчает разработку новых продуктов и изучение систем.

Создавайте ситуации неопределенности

В качестве тренировки, создавайте ситуации, решение которых вы не знаете. Главная задача – найти как можно больше способов решения поставленной проблемы. Учтите как можно больше факторов, способных повлиять на систему. В жизни не существует ситуаций с полной определенностью. Поэтому, факторов может быть неограниченное количество.

В решении такой задачи используйте ментальную карту, она поможет структурировать ваши мысли о проблеме. Привлеките друзей, знакомых, заинтересованных в решении такой проблемы. Учитывайте их взгляды на задачу в тренировке. Так, можно подчерпнуть новые методы решения проблемы.

Не создавайте однотипные задачи. С каждым разом усложняйте себе тренировку. Придумывайте новые условия и тщательнее прорабатывайте систему. Тогда тренировки дадут результат.

Что такое системное мышление?

Нас окружают системы, если мы знаем, где искать.

Семья — это одна система, а сообщество, в котором мы живем, — это другая. Это сообщество является частью более крупной системы округа или города. Все части университета составляют различные системы в целом. Финансовая помощь, классная комната и библиотека составляют разные системы.

Научившись рассматривать мир как набор систем и понимая свою роль в них, мы можем начать принимать более правильные решения, быть лучшими товарищами по команде и находить бесконечные способы быть более продуктивными во всех сферах нашей жизни.

Что такое системное мышление?

Короче говоря, «системное мышление заключается в исследовании того, какой набор факторов и взаимодействий способствует или может способствовать возможному результату», — сказал Стив Браун , заместитель директора по совместному обучению и стратегическому анализу в Университете Южного Нью-Гэмпшира (SNHU). ).

«Системное мышление помогает командам лучше понять, как они взаимодействуют друг с другом и внутри команды, и помогает им понять результаты, которые они производят», — сказал Браун.

Такой целостный подход имеет широкое применение. Кристина Дюменг , заместитель декана бизнес-программ, сказала: «Размышление о влиянии любой системы на принятие решений важно для понимания того, как взаимодействуют все части вашей организации».

Что является примером системного мышления?

Хотя любая команда на работе или в игре представляет собой систему, возможно, самой большой системой является та, с которой мы лучше всего знакомы: природная среда.

«Подумайте о различных взаимодействиях экосистемы и о том, как они меняются, — сказал Браун. Когда один аспект экосистемы меняется, возникает эффект домино для остальной системы, иногда таким образом, который мы не могли предсказать.

Теперь применим это мышление к рабочему месту. Возьмем, к примеру, уход.

«У вас есть профессионалы, которым необходимо всесторонне разбираться во множестве различных систем, чтобы выполнять свою работу, — сказал Дюменг. «Они должны знать о человеческом теле, а также о сообществе, населении и управлении информацией. Медицинские работники должны иметь возможность соединять точки во всех этих различных системах, чтобы обеспечить наилучшие результаты лечения пациентов».

Как вы используете системное мышление?

По словам Брауна, системное мышление — отличный инструмент, напоминающий нам о том, что нужно всегда рассматривать более широкую картину. Хотя легко увидеть, как разбирать вещи, может быть гораздо сложнее понять, как взаимодействуют отдельные части, чтобы составить общую картину.

Прежде чем сесть самостоятельно или с командой за разработку проекта, внести изменения или решить проблему, рассмотрите различные системы, на которые могут повлиять ваши идеи.

«Применение системного мышления может помочь прояснить все различные факторы, влияющие на результаты, — сказал Браун. Характеристики системного мышления?

Целостное мышление является ключевой характеристикой системного мышления. «Рассмотрите целое, а не его части, — сказал Дюменг. вы принимаете лучшие решения, какие только можете». Рассмотрите все возможные заинтересованные стороны, у которых может быть понимание или которые могут быть затронуты, положительно или отрицательно, предлагаемым вами изменением.0003

Еще одной ключевой характеристикой системного мышления является готовность задавать правильные вопросы. Браун предлагает начать с названия проблемы, а затем рассмотреть факторы, которые могут повлиять на проблему. На протяжении всего расследования старайтесь быть дисциплинированными в определении ответов. Ключевым моментом является готовность задавать правильные вопросы и рассматривать все возможные ответы, а также тратить время на эксперименты, чтобы найти ответы, а не гадать самостоятельно.

Почему важно быть системным мыслителем?

Мир сложен, поэтому и наше мышление должно быть сложным. Выработав привычку рассматривать и пересматривать, как наша собственная роль может быть связана с другими, мы можем смягчить воздействие и работать вместе, чтобы найти лучшие решения.

«Если вы просто пытаетесь решить проблему, сосредоточив внимание на части, которую нужно починить, и не принимая во внимание, как эта часть вообще сломалась, — сказал Браун, — или как это решение может повлиять на других, вы рискуете либо получить новая проблема, или вы снова столкнетесь с той же проблемой позже».

Что такое системы инструментов мышления?

Диаграмма RACI — отличный инструмент для системного мышления. RACI означает:

  • Ответственный
  • Подотчетный
  • Проконсультирован
  • Информировано

Рассмотрение каждого из этих элементов при попытке решить любую проблему «помогает вам постоянно спрашивать, кто несет ответственность за это решение, и определять, кто является нужными людьми, которых необходимо информировать, прежде чем принимать решение или изменение», — сказал Дюменг.

Для Брауна метафора айсберга — классический инструмент. «Результаты, которые мы видим, — это только то, что находится над поверхностью воды», — сказал он.

Применяя метафору айсберга к любой проблеме, задайте следующие вопросы: 

  • Что может скрываться под поверхностью?
  • Какие возможные законы, правила или другая информация влияет на проблему, которую вы пытаетесь решить?
  • Какие возможные проблемы или опасения могут привести к тому, что вы видите над водой?

Всегда начинайте с того, что вы знаете, но используйте метафору айсберга в качестве напоминания, чтобы задать множество вопросов о том, что может скрываться внизу.

Каковы преимущества системного мышления?

Преимущества системного мышления весьма разнообразны.

Привлечение нужных заинтересованных сторон с самого начала экономит время, энергию и, в конечном счете, деньги при принятии любого бизнес-решения. «Системное мышление помогает вам принимать решения логически, постоянно спрашивая, повлияет ли это решение на кого-то, кто находится за пределами сферы охвата», — сказал Дюменг.

При внедрении изменений администраторам необходимо рассмотреть все заинтересованные стороны во всей затронутой системе, прежде чем предпринимать какие-либо действия. «В противном случае, — сказал Дюменг, — мы просто вернемся к предположениям в нашем дизайне, а это не самый эффективный путь к созданию чего-то стоящего».

Каковы ключевые концепции теории систем?

И Дюменг, и Браун сходятся во мнении, что отличительной чертой системного мышления является то, как этот образ мышления заставляет мыслить нелинейно. «Включение точек зрения, выходящих за рамки вашего узкого кругозора, помогает расширить ваше видение и помогает вам увидеть результаты, которые вы, возможно, не рассматривали», — сказал Дюменг.

Принятие системного мышления никогда не означает победу в битве или правоту. Системное мышление помогает каждому человеку управлять различными точками зрения, чтобы наилучшим образом объединить их. Помня об этом, вы сможете эффективно решить любую проблему.

В чем разница между дизайн-мышлением и системным мышлением?

Понимание системы имеет решающее значение, прежде чем вы сможете создать дизайн. Полезно применять системное мышление перед разработкой проекта, потому что «вы можете использовать системное мышление, чтобы понять, какие заинтересованные стороны будут больше всего затронуты вашим предлагаемым проектом», — сказал Дюменг.

Сделав это, вы сможете использовать их отзывы для разработки проекта. «Таким образом, вы основываете свой дизайн на том, что действительно нужно заинтересованным сторонам, а не на том, что, по вашему мнению, им нужно», — сказал Дюменг. начало каждого проекта может показаться трудоемким и громоздким, но если вы потратите время на рассмотрение систем, с которыми мы работаем заранее, любой дизайн проекта будет намного сильнее, а решение будет долговечным. спросите себя, как мы вписываемся в более крупную систему вокруг нас, мы можем лучше работать вместе как товарищи по команде, коллеги и управляющие нашей средой 9. 0003

Мари Морганелли, доктор философии. является внештатным автором контента и редактором в Precise Words Creative. Свяжитесь с ней на LinkedIn.

Что такое системное мышление? — Определение из WhatIs.com

По

  • Бен Луткевич, Технический писатель

Системное мышление — это целостный подход к анализу, который фокусируется на том, как взаимодействуют составные части системы и как системы работают во времени и в контексте более крупных систем. Подход системного мышления контрастирует с традиционным анализом, который изучает системы, разбивая их на отдельные элементы. Системное мышление может быть использовано в любой области исследований и применялось для изучения медицинских, экологических, политических, экономических, кадровых и образовательных систем, среди многих других.

Согласно системному мышлению, поведение системы является результатом эффектов усиливающих и уравновешивающих процессов. Процесс усиления приводит к увеличению какого-либо компонента системы. Если армирование не контролируется процессом уравновешивания, это в конечном итоге приводит к разрушению. Балансирующий процесс – это процесс, направленный на поддержание равновесия в конкретной системе.

Внимание к обратной связи является важным компонентом системного мышления. Например, в управлении проектами преобладающая мудрость может предписывать добавление рабочих в отстающий проект. Однако на практике такая тактика могла фактически замедлить развитие в прошлом. Внимание к соответствующей обратной связи может позволить руководству искать другие решения, а не тратить ресурсы на подход, который оказался контрпродуктивным.

Системное мышление использует компьютерное моделирование и различные диаграммы и графики для моделирования, иллюстрации и прогнозирования поведения системы. Среди инструментов системного мышления: график поведения во времени (BOT) , который указывает действия одной или нескольких переменных в течение определенного периода времени; диаграмму причинно-следственной связи (CLD) , которая иллюстрирует отношения между элементами системы; имитатор управления полетом , который использует интерактивную программу для имитации эффектов управленческих решений; и имитационная модель , моделирующая взаимодействие элементов системы во времени.

Системное мышление зародилось в 1956 году, когда профессор Джей Форрестер основал Группу системной динамики в Школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института.

Последнее обновление: август 2020 г.

Продолжить чтение О системном мышлении
  • The Thinking Page поддерживает страницы, посвященные «системному мышлению».
  • Pegasus Communications также включает раздел о системном мышлении.
  • SearchCRM.com предлагает коллекцию лучших веб-ссылок на тему «Бизнес-аналитика и анализ данных».
  • Зрелые магазины DevOps придерживаются принципов системного мышления.
Копните глубже в цифровую трансформацию
  • социальный робот

    Автор: Айви Вигмор

  • Марковская модель

    Автор: Пэт Бранс

  • экспертная система

    Автор: Бен Луткевич

  • синтетический мониторинг

    Автор: Крис Тоцци

SearchCloudComputing

  • Эксперты по облачным технологиям и их прогнозы AWS re:Invent 2022

    Поскольку AWS готовится к своему крупнейшему событию года, наши участники прогнозируют, что поставщик облачных услуг представит на re:Invent 2022.

  • Сравните Amazon Lightsail и EC2 для нужд вашего веб-приложения

    Не всем разработчикам нужны или нужны все возможности Amazon EC2. Узнайте, подходит ли сокращенный и упрощенный Amazon Lightsail…

  • VMware добавляет инструменты управления несколькими облаками

    VMware представила HCX+, управляемый сервис для многооблачных центров обработки данных, а также возможности Kubernetes для частных облаков и …

SearchMobileComputing

  • Вопросы и ответы Jamf: как упрощенная регистрация BYOD помогает ИТ-специалистам и пользователям

    Руководители Jamf на JNUC 2022 делятся своим видением будущего с упрощенной регистрацией BYOD и ролью iPhone в …

  • Jamf приобретет ZecOps для повышения безопасности iOS

    Jamf заплатит нераскрытую сумму за ZecOps, который регистрирует активность на устройствах iOS для выявления потенциальных атак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *