Системный подход в психологии кратко: 6. Системный подход в психологии как ведущий принцип

Содержание

Системный подход к человеку в психологии и педагогике

     Таким образом, системный подход к человеку в педагогике требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. 
 

 

     В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии, что позволяет накапливать опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Системный подход служит средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами.

     Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения и «усиления» наук.

     Системный подход к человеку в психологии является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения.

     В то же время системный подход к человеку в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.

     Главное преимущество системного подхода к человеку в педагогике заключается в способности функционировать как упорядочивающий принцип и при описании и при моделировании объекта исследования; именно системный подход обеспечивает стабильную последовательность хода исследования. Применение же данного подхода к человеку в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

     Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта как в психологии, так и в педагогике является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

     Необходимо  отметить, что любая педагогическая система и любая психологическая система являются составной частью социальной системы, вот почему совершенствование этих двух систем рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических и психологических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов той или иной системы, в то время как изменение этих систем в целом предполагает одновременное совершенствование всех ее компонентов.

 

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985.
  2. Афанасьев В.Г. Системность и общество — М.: Политиздат, 1980.
  3. Ачильдиев И.У. В рабстве у систем. — М., 1993. — 150 с.
  4. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. — №10. – с. 4-5
  5. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода  в педагогике //Советская педагогика. — 1990. — № 7. — С.59-60.
  6. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986. — 300 с.
  7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
  8. Принцип системности в психологических исследованиях. Учеб. пособие./ Под. ред. Д.Н. Завалишиной. – М.: Наука, 1990. – 234 с.
  9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 2000.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  11. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  12. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие – М.: Флинта Наука, 2011. – 478 с.

книги. «Становление и сущность системного подхода» (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин)

И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин

Оглавление    
Глава 7: «Системный подход и биология» Глава 9: «Принципы исследования рефлексивных систем»

Глава 8: Системные идеи в психологии

Взаимоотношения системного подхода с психологией весьма любопытны.

С одной стороны, психология представляет собой дисциплину, которая является, пожалуй, наиболее благодатной для применения системных идей (наверное, нет объекта более системного, чем психика). С другой стороны, до последнего времени системный подход в узком смысле этого слова не нашел широкого распространения в рамках этой дисциплины. Если иметь в виду теорию систем, то ее связь с психологией намечена по сути дела лишь в нескольких работах Л. Берталанфи (например, [220—222]), но и здесь она выступает лишь в общем виде.

По-видимому, такое очевидное несоответствие имеет под собой целый ряд причин. Одна из основных состоит в том, что в психологии идеи системного порядка начали развиваться еще в самом начале XX в., т. е как раз в тот период, когда началось становление системного подхода. Более того, именно психология явилась одним из теоретических плацдармов, на котором формулировались и развивались некоторые существенные принципы системного подхода. В дальнейшем, когда развитие системного подхода пошло по пути построения обобщенных концепций, эта первоначальная идейная связь его с психологией не получила конкретизации, отчасти потому, что психологическая наука со второй четверти XX в.

не очень охотно стремилась к теоретическим синтезам, уделяя главное внимание накоплению эмпирического материала и совершенствованию экспериментальной техники, а отчасти потому, что первые варианты теории систем не отличались высокой степенью конструктивности с точки зрения возможности их приложения к конкретным областям знания и, в частности, едва ли существенно расширяли ту исходную методологическую базу, которую начали нащупывать и некоторые психологические концепции в первые десятилетия XX в. (см. об этом [206]).

Тем не менее глубокое методологическое родство теоретической психологии и системного подхода является неоспоримым фактом и может служить достаточно веским основанием для их непосредственного сближения уже в самом скором будущем. К такому выводу побуждают склониться как общий характер развития психологии, так и специфические методологические проблемы, возникающие в этом развитии.

На том этапе истории психологии, который современные психологи называют обычно донаучным, господствующим и практически единственным методом психологического анализа была интроспекция. В теоретическом плане вершиной основанного на ней подхода явился ассоцианизм, который помимо всего прочего отразил и характерную для ‘всей науки того времени тенденцию к объяснениям элементаристского типа. Утверждение психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины происходило под знаком внедрения в нее объективных исследовательских методов. Это позволило не только оснастить психологическое исследование новыми техническими возможностями, но и непосредственно связать его с быстро развивающейся физиологией, в особенности физиологией высшей нервной деятельности.

Однако довольно быстро стало обнаруживаться, что такой способ развития предмета психологии таит в себе немалые опасности. Уже в силу того факта, что в общем балансе методов, стоявших на вооружении психологии, решающее место и по удельному весу, и по техническому совершенству и чистоте занимали методы не собственно психологические, а физиологические — открылась объективная возможность далеко идущей физиологизации психологии. Как обычно бывает в истории познания, такая возможность не осталась чисто потенциальной, и на рубеже XIX—XX вв. основной массив психологических исследований демонстрировал почти безраздельное господство редукционистских установок: для каждой психической функции пытались отыскать непосредственную физиологическую основу в мозговых процессах. Чтобы избежать недоразумений, нужно еще раз подчеркнуть, что для того времени такой путь развития психологии был, пожалуй, объективно единственно возможным, поскольку психологический анализ естественно начинался с простейших проявлений психики, общих человеку и животным, и поэтому значительнейшая часть эмпирического материала доставлялась психологии сравнительнопсихологическими исследованиями.

Несколько позднее получила распространение другая крайность, основанная на попытках свести всю специфику психического к чисто социальным закономерностям. Этот, «социологический» редукционизм явился естественной реакцией на попытки физиологизации психики; вместе с тем он положил начало весьма плодотворному анализу взаимосвязи психического и социального.

Здесь важно отметить, что в методологическом плане принципы такой взаимосвязи были сформулированы марксизмом в его концепции человека как совокупности общественных отношений. Однако слишком радикальная трактовка этой концепции в сфере психологии была связана с известными издержками, главная из которых состояла в том, что и в этом случае утрачивался специфический предмет психологии.

Несмотря на глубокие различия, обе эти формы редукционизма в сфере общей теории вели практически к одному и тому же результату — к тому, что Л. Берталанфи удачно назвал концепцией, основанной на модели робота в человеческом поведении [220, р. 126]. В самом деле, собственно психическое в обоих случаях оказывалось всецело обусловленным внепсихологическими факторами

Нельзя сказать, что в настоящее время физиологический и социологический способы обоснования предмета психологии стали делом прошлого. Во-первых, в сфере эмпирических исследований оба они продолжают давать хотя и ограниченную, но в принципе пока вполне приемлемую базу анализа. Во-вторых, основанные на этих подходах модели остаются достаточно компактными.

(Насколько велико их влияние и в наши дни, показывает, например, дискуссия, проведенная редакцией журнала «Вопросы философии» по проблемам генетики человека [46]; в выступлениях некоторых участников дискуссии отчетливо прослеживаются принципы охарактеризованных нами подходов.)

Тем не менее в сфере теоретических обобщений современная психология все более заметно стремится к разработке собственного подхода, не допускающего растворения психического ни в биологическом, ни в социальном. Собственно говоря, такой подход начал формулироваться еще в конце прошлого века. Методологически его основания, как нетрудно понять, коренились в стремлении сохранить за психологией вполне самостоятельный предмет изучения. С точки зрения эмпирической толчок к такого рода построениям был дан в особенности после открытия Хр. фон Эренфельсом (в 1890 г.) так называемых гештальт-качеств (Gestalt-Quahtaten) — перцептивных структур, которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и его опять-таки целостной структуре и не могут быть объяснены из свойств элементов объекта (таковы, например, свойства аккорда в музыке, свойства мелодии, сохраняемые при транспозиции, т. е при изменении тональности). Не столь, быть может, значительное само по себе, это открытие имело весьма прозрачный методологический смысл, экспериментально фиксируя принципиальную недостаточность элементаристского подхода даже к относительно простым психическим функциям, таким, как восприятие.

В теоретически развернутой форме антиэлементаризм получил выражение впервые в концепции гештальтпсихологии (см. [237, 238, 264]; методологический анализ этой концепции см. в [4]), хотя отдельные моменты целостного подхода к психике были зафиксированы уже в работах представителя вюрцбургской школы О. Зельца (в частности, он трактовал мышление как «дополнение комплексов», т. е. заполнение пробелов, имеющих место внутри «комплексов» понятий и отношений в проблемной ситуации), а также в исследованиях А Мейнонга, В. Бенусси и ряда других психологов Основатели гештальтпсихологии В Келер, М. Вертгаймер и К. Коффка первоначально непосредственно опирались на результаты, полученные Эренфельсом, и поэтому их концепция сначала относилась лишь к законам восприятия (этим, в частности, объясняется характерная для гештальтистов совокупность понятий, таких, как поле, схватывание, озарение, инсайт). Позднее эти законы были распространены на мышление (в работах Келера, Вертгаймера, а также К. Дункера, Л Секея) и на изучение личности (К. Левин) Основной тезис гештальт-психологии состоит в том, что явления психики не строятся путем синтеза элементов, существующих до этого изолированно, а с самого начала представляют собой организованные целостности— гештальты. Ситуативность восприятия или мышления находит выражение в существовании соответствующего поля; решение проблемы состоит в движении по этому полю в сторону совпадения структуры ситуации и структуры ее видения субъектом

Не обсуждая сейчас собственно психологической проблематики, обстоятельно разработанной гештальтистами (следует лишь подчеркнуть, что эта разработка опиралась на весьма солидную экспериментальную базу), охарактеризуем кратко принципиальные черты методологии этой школы Наиболее интересным здесь нам представляется то обстоятельство, что гештальтпсихология впервые поставила вопрос не просто о функциях, но о целостном функционировании психики, функционировании, обеспечиваемом движением по соответствующим структурам. В этом смысле законы гештальта — это законы организации целого на основе объединения функций и структуры, а деятельность психики описывается как функционирование, содержанием которого является переструктурирование исходного гештальта в поисках «хорошего гештальта» на базе так называемого закона прегнантности Эта особенность гештальгистской методологии крайне важна и требует точного понимания Дело в том, что нередко при характеристике гештальтпсихологии ограничиваются лишь указанием на ее целостно-структурный подход к психическим образованиям. Но этого мало: чтобы целостность стала не просто именем, ни к чему не обязывающим общим понятием, она должна не только объединять исследуемый объект, но и задавать принципиальную схему его расчленения, которая при сохранении целого обеспечивает возможность его анализа. Именно такую конструктивную роль играет в гештальтпсихологии понятие гештальта, позволяющее объяснить функционирование как движение по некоторой последовательности структур.

Конечно, гештальтистскую схему не следует идеализировать. Хорошо известна та разносторонняя критика, которой подвергалась она в психологической литературе и которая в конечном счете привела к распаду этой школы. Наиболее серьезные упреки предъявлялись гештальтпсихологии в связи с априористским истолкованием ею психических структур: такое толкование снимало вопрос о формировании психики и тем самым противоречило целому ряду фактов. Уязвимым оказалось и решение этой школой психофизической проблемы в духе параллелизма: оно, во-первых, обязывало к слишком решительной универсализации психических функций на всех уровнях жизни, во-вторых, вело к переоценке изоморфизма структур психики и реальности Эти лзъяны оказались настолько существенными, что концепция гештальтпсихологии как таковая стала делом прошлого. Но вместе с тем нельзя не согласиться с П. Фрессом, когда он говорит о том, что основные методологические идеи психологии формы едва ли принадлежат истории и составляют часть всей современной психологической культуры, а следы их плодотворного влияния можно найти практически во всех главных сферах психологии (подробнее об этом см. [193, гл I])

Мы уже отмечали, что на базе конструктивной критики гештальтпсихологии антиэлементаристский подход в психологии получил наибольшее развитие в концепциях Л С. Выготского и Ж Пиаже Близость этих концепций к современным системным исследованиям обнаруживается по нескольким существенным методологическим пунктам. И Выготский, и Пиаже исходят из того, что предмет психологии не может быть построен в традиционных рамках (это, впрочем, было характерно для многих теоретических работ в психологии начиная с середины 20-х годов), что для решения этой задачи необходима не простая переформулировка имеющихся психологических понятий, а реализация комплексного, междисциплинарного подхода к психике. Проводя такой подход, Выготский опирается прежде всего на марксистскую концепцию деятельности. Поэтому у него исключительно важными оказываются понятия интериоризации и экстериоризации, а изучение психики тесно связывается с анализом знаковых систем и орудийных средств деятельности.

Что же касается Ж. Пиаже, то он центральным пунктом анализа делает операциональную природу психики При этом он также опирается на тезис о том, что интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта, а ее элементы — операции — представляют собой интериоризованные действия Но в отличие от Выготского Пиаже интересует (в общетеоретическом плане) прежде всего место, занимаемое интеллектом в ряду психических функций, и ею специфика. Можно утверждать, что эти две проблемы рассматриваются и решаются в его концепции с чисто системных позиций В самом деле, весь процесс психического развития трактуется Пиаже как филиация CTpyKiyp: уже чисто биологическое взаимодействие организма со средой выступает для него как система, описываемая в понятиях обмена, адаптации, равновесия, причем способ жизни этой системы выражается через действие, т е она является принципиально динамической. Развитие состоит, согласно Пиаже, во все большем усложнении этой исходной структуры — к материальным обменам чисто биологической природы добавляются функциональные обмени, специфические уже для сферы психики В конечном счете мы получаем вполне определенную иерархию структур, надстраивающихся друг над другом и не сводимых одна к другой На вершине этой иерархии оказывается расположенным интеллект, который продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направлена к достижению «тотального равновесия», базирующегося на ассимиляции всей совокупной действительности и на аккомодации к ней действия, освобожденного «от рабского подчинения изначальным «здесь» и «теперь» [123, стр. 68]

Из такого представления иерархии структур, естественно, вытекает междисциплинарный характер концепции Пиаже: психические функции и интеллект должны исследоваться одновременно с нескольких сторон — биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической.

Системно-структурной является и трактовка Пиаже самого интеллекта Здесь прежде всего следует отметить резко выраженный антиатомизм этой трактовки Пиаже категорически утверждает, что центральное в раскрытии природы интеллекта понятие операции не может быть определено само по себе, «единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операций состоит в том, чтобы образовывать системы» [123, стр 93]. Развивая этот важный тезис, Пиаже подчеркивает: «Чтобы осознать операциональный характер мышления, надо достичь систем как таковых, и если обычные логические схемы не позволяют увидеть такие системы, то нужно построить логику целостностей» [123, стр. 94]. Здесь мы сталкиваемся с одним из пока еще редких заявлений, непосредственно фиксирующих необходимость специального логического оснащения системных исследований. Важно в этой связи добавить, что Пиаже не ограничился простым призывом к построению «логики целостностей», а попытался реализовать это требование. В его концепции системная сущность интеллектуальных операций выражается и описывается при помощи понятия «группировка», образованного путем некоторой модификации заимствованного из алгебры понятия группы. Опираясь на это понятие, Пиаже, с одной стороны, строит достаточно развернутую классификацию операций интеллекта, а с другой стороны, получает возможность соединить психологический подход к мышлению с подходом логико-математическим и, следовательно, сделать серьезный шаг на пути к формализации психологического исследования (впрочем, сам Пиаже использует этот момент прежде всего для того, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость междисциплинарного подхода к исследованию мышления).

Можно ли считать, что Ж. Пиаже действительно построил «логику целостностей», даже если говорить о ней применительно лишь к сфере интеллекта? На этот вопрос едва ли можно ответить положительно: понятие группировки является, по-видимому, слишком узкой исходной базой для такого рода логики. И тем не менее даже эта, в общем-то не очень развернутая форма конкретной реализации системной интенции оказалась весьма продуктивной и во всяком случае явилась одним из важнейших условий, обеспечивших выдвижение концепции Ж. Пиаже на самые передовые позиции в современной психологической науке. Методологический анализ этой концепции приводит к неоспоримому выводу о том, что сознательное применение в психологии идей системного подхода открывает перед этой дисциплиной широкие перспективы совершенствования ее теоретического базиса.

Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже использует лишь некоторые из принципов системного подхода, но зато доводит их до детально разработанного уровня, до построения соответствующего формального аппарата. В современной психологической литературе все более заметной становится и несколько иная тенденция, основанная на попытках более широкого применения системных принципов, но в сфере, так сказать, описательно-теоретической, без детальной разработки специального аппарата исследования. В этой связи надо прежде всего назвать работы Гордона Оллпорта [207, 208], рассматривающие возможность приложения теории систем к изучению личности, и уже упоминавшиеся нами работы Л. Берталанфи, в которых делается попытка сформулировать постулаты общей психологической теории, исходящие из принципов теории систем. Эти постулаты, обсуждение которых сопровождается у Берталанфи критикой соответствующих принципов, принятых в настоящее время в психологии, достаточно интересны и заслуживают воспроизведения (заметим только, что в ряде случаев Берталанфи, к сожалению, не указывает работ советских психологов, в которых соответствующие идеи получили не только общую формулировку, но и детальную, в том числе экспериментальную, разработку; это в особенности относится к проблеме роли символов в человеческом поведении, на солидном уровне поставленной и исследованной Л. С. Выготским и его школой).

По мнению Берталанфи, главный сдвиг, приносимый системным подходом в психологию, состоит в том, что на место представления о человеке как роботе он выдвигает представление о нем как об активной личностной системе. Очень важно подчеркнуть, что это внутренне активная система: именно на таком пути можно подойти к пониманию творческой природы деятельности человека. Такой подход позволяет глубже осмыслить и ту особенность современного развития цивилизации, которую Берталанфи называет роботизацией — серией изменений характера деятельности человека, ведущих к подрыву ее внутреннего смысла, к утрате сю целостного творческого содержания.

Другая группа постулатов связана с критикой Берталанфи гомеостатической модели поведения, получившей чрезвычайно широкое распространение в психологии. В подтверждение ее принципиальной несостоятельности Берталанфи приводит известный психосоциальный парадокс: с точки зрения этой модели невозможно объяснить, почему в годы второй мировой войны количество неврозов и психозов заметно упало, а в современном западном обществе оно весьма велико. Если следовать принципу гомеостата, то картина должна была бы быть противоположной, поскольку во время войны резко сократились возможности удовлетворения потребностей человека и, следовательно, возможности достижения психического равновесия, а в послевоенные годы, напротив, эти возможности заметно выросли. Многие современные психологические концепции опираются, по мнению Берталанфи, на «конвенциональную теорию», которая видит в формировании личности по существу процесс обусловливания (такова точка зрения бихевиоризма, психоанализа). В действительности здесь имеет место процесс самодифференциации, переход от недифференцированного, синкретического состояния ко все более дифференцированному (такова линия развития восприятия, формирования понятий, языка и т. д.). С этих позиций регрессивные процессы в психике должны быть рассмотрены не как утрата высших функций и возвращение к инфантильному состоянию, а скорее как дедифференциация и дезинтеграция — как утрата целостности психики.

Наконец, Берталанфи говорит о предпосылках психологического исследования, связанных с пониманием глубокой специфики психических явлений. Иерархия универсума включает в себя три глобальных уровня —неорганический, органический и символический, т. е. человеческий. Именно создание и употребление символов отделяет человеческий мир от животного; символы образуют суперструктуру человеческой культуры и истории. Поэтому человеческое поведение нельзя объяснять с позиций зооморфизма, в терминах поведения крыс, голубей или обезьян. Такой подход имеет и непосредственное практическое значение: в психотерапии он предполагает, что причины расстройства должны отыскиваться на разных уровнях, в том числе в сфере ценностей и символов. К этой же группе предпосылок относится и необходимость учитывать в психологическом исследовании, что человек-—не изолированный остров, он организован в системы различного уровня, начиная от малых групп и кончая цивилизацией.

Понятно, что эти соображения Берталанфи еще не представляют психологической концепции. Он сам говорит о них как о факторах, которые задают новую ориентацию мышлению в психологии, т. е. как о философскометодологических постулатах. Но именно такая смена ориентации и является, по-видимому, важнейшим условием реальных сдвигов в области современной теоретической психологии. Конечно, это предполагает, что теоретические разработки не останутся на уровне формулирования постулатов, а будут подкреплены созданием соответствующего аппарата и развертыванием экспериментальных исследований, т. е. работой такого типа и уровня, какую выполняют, например, Пиаже и его школа, ряд советских психологов.

Оглавление    
Глава 7: «Системный подход и биология» Глава 9: «Принципы исследования рефлексивных систем»

Теория систем Социальная работа в Соединенных Штатах Америки

Практика социальной работы находится под сильным влиянием теории. Психодинамическая теория помогает нам объяснить и предсказать поведение человека. В практике, ориентированной на задачи, теория систем и теории формируют множество курсов и программ. Трансперсональная теория помогает нам понять, что человек является продуктом своего социального окружения на нескольких уровнях этого окружения.

В начале учебы студенты, изучающие социальную работу, узнают о центральной роли теории систем в политической практике, включая оценку и лечение. Кроме того, социальная работа уникальна по сравнению с другими науками о поведении тем, что делает акцент на психосоциальной теории и взглядах человека на окружающую среду.


История теорий социальных систем

Теории систем возникли на основе общей психодинамической теории, получившей известность в психологических и естественных науках в начале двадцатого века. Теория доступных систем рассматривала все исследуемое в целом как нечто большее, чем сумму его частей. Общая теория систем рассматривает, как факторы влияют на всю систему или организм.

Ученые в таких разных областях, как физика и психология, начали использовать теории систем для понимания окружающего мира. Был большой интерес к стабильности систем и вход, выход, и петли обратной связи в системах.

К середине двадцатого века социологи, психологи и социальные работники широко использовали общую психодинамическую теорию и системное мышление для разработки конкретных идей для понимания и решения индивидуальных и социальных проблем. Системные теории опровергают преобладающее мнение психодинамики и других теорий о том, что индивидуальная дисфункция и психологические проблемы возникают в основном внутри человека.

Системные теории утверждали, что людей нельзя рассматривать как острова. Вместо этого они являются частями групп, организаций , обществ и семей . Кроме того, индивидуальные проблемы формируют и влияют на многие уровни экологии человека. Теории сложных систем, используемые в социальной работе проблемы. Появилась специальная теория рационального выбора, основанная на теории систем, чтобы помочь социальным работникам понять и решить индивидуальные и социальные проблемы. Например, теория семейных систем, разработанная Боуэном (1946), рассматривает семью как сложную систему со своими частями и петлями обратной связи. Боуэн разработал восемь взаимосвязанных концепций семейных систем, которые практикующие врачи могли бы использовать для улучшения функционирования семьи.

Жизненная модель практики социальной работы

Модель практики социальной работы (Germain & Gitterman, 1980) находится под влиянием психосоциальной теории. Первоначальная модель подчеркивала подход с отдельными людьми, группами, семьями и районами. Но социальная работа была пересмотрена, чтобы сделать упор на политическую практику и пропаганду политики. Экологическая теория или теория социального обучения также повлияла на модель практики социальной работы, делая упор на обмены между людьми и их окружением» (Герман, 2017).

Модель жизни требует, чтобы практикующий врач исследовал окружающую среду человека, а также адаптировался к ограничениям и токсичности в своей среде и справлялся с ними. Кроме того, модель может рассматривать людей в организационной среде или сообществах.

Модель требует, чтобы клиницисты исследовали критические события у человека, которые могли повлиять на его развитие и отношения, такие как важные перемены в жизни, периоды повышенного стресса окружающей среды или изменения в отношениях. Группы и организации могут поддерживать или мешать человеку в эти критические переходные периоды. К ним относятся семья на микроуровне и школы на меццо-уровне. Модель также рассматривает, как критические исторические события и социальные изменения влияют на когорты поколений.


Модель социально-экологического развития

Модель социально-экологического развития – еще одна конкретная теория практики социальной работы, основанная на системном мышлении. Эта модель рассматривает, как множественные системы и уровни социальной среды (индивидуальные, микро-, мезо-, экзо- и макросистемы) влияют на опыт и поведение людей. Например, микроуровень — это расположение интимных и семейных отношений, мезоуровень — это расположение институтов и организаций, а макроуровень — это расположение общесоциальных факторов, таких как культура или законы. формируют то, кем мы являемся и как мы развиваемся.


Подходы к социальной работе, основанные на теориях социальных систем

Социально-экологическая модель может понять проблемы, с которыми люди сталкиваются на разных уровнях своей социальной экосистемы, и разработать терапевтические вмешательства и программы, направленные на решение этих проблем. Например, рассмотрим проблему жестокого обращения с детьми и безнадзорности.

Например, факторы риска и защиты будут существенно влиять на результаты детей на каждом уровне социальной экосистемы. Таким образом, понимание рисков (например, бедности, психических заболеваний) и защитных факторов (например, прочных семейных связей, благоприятной школьной среды) на каждом уровне семейной экосистемы имеет решающее значение для лечения ребенка и работы с семьей.


Социально-экологические теории

Модель социально-экологического развития также может быть использована для понимания того, почему родители жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими. Социально-экологические теории причин жестокого обращения с детьми признают сложность социальной проблемы в отличие от теорий когнитивного поведения.

Например, социальный работник может проводить индивидуальные и семейные консультации (микро) или занятия для родителей (меццо), чтобы справиться с пренебрежительным поведением родителей. Он также может выступать за увеличение государственных расходов на внешкольные программы, детские сады или психиатрические клиники в качестве превентивной меры.

Теории сложных систем также можно использовать для понимания и борьбы с насилием. Центры США по контролю за заболеваниями официально одобрили социально-экологическую модель предотвращения насилия. Четыре уровня модели CDC: индивидуальный, отношения, сообщество, общество.

Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) поддерживает разработку как местных, так и межличностных и семейных программ предотвращения насилия. По данным CDC, «для предотвращения насилия социальная работа должна действовать одновременно на нескольких уровнях модели. Этот подход с большей вероятностью будет поддерживать усилия по профилактике с течением времени, чем любое отдельное вмешательство» (CD», 2019 г.).).


Мультисистемная терапия

Мультисистемная терапия — это еще один подход к лечению, основанный на трансперсональной теории, который использовался для решения проблем психического здоровья детей и молодежи, подростковой преступности и злоупотребления психоактивными веществами. MST требует, чтобы терапевты лечили всю систему семейных ячеек и лечили ребенка на нескольких уровнях его и его семейной системы (например, школа, члены семьи, сверстники, школа, система социальной поддержки) дома и в других общественных местах.

Наконец, работа с недостаточно обслуживаемыми и маргинализованными сообществами также может основываться на жизненной модели практики социальной работы, которая, как отмечалось выше, рассматривает, среди прочего, влияние проблем сообщества и государственной политики на отдельных лиц и сообщества. Например, используя модель жизненного цикла, социальный работник может лоббировать правительство для принятия социальной политики и программ, которые помогают малообеспеченным сообществам, мобилизуют организации и заинтересованные стороны для решения проблем в масштабах всего сообщества и собирают ресурсы, необходимые сообществу (Gitterman, 2017). .


Сильные и слабые стороны теории социальных систем

Практика социальных систем лежит в основе социальной работы. Это помогает социальным работникам смотреть дальше отдельных людей, чтобы понять факторы на нескольких уровнях клиентских систем, которые могут способствовать их борьбе. Подходы, основанные на теории социального обучения, позволяют практикам решать проблемы на различных уровнях клиентской среды. Политическая адвокация и общественная работа являются важными аспектами социальной практики, основанной на системном мышлении.

Недостаток трансперсональной теории, используемой в социальной работе, заключается в том, что для лечения иногда необходим психологический подход; например, человек с тяжелым психическим заболеванием может в первую очередь нуждаться в индивидуальном психотерапевтическом консультировании и, возможно, в медикаментозном лечении.

Кроме того, вмешательства и программы, основанные на психодинамической теории, не всегда легко оценить. В системном подходе к лечению есть много движущихся частей, и может быть сложно определить, какие компоненты лечения работают. Кроме того, социальные работники должны учитывать индивидуальные особенности и макросреду при использовании системных подходов. Тем не менее, некоторым социальным работникам может не хватать культурной компетенции, чтобы понять клиента и его культурное происхождение.


Практика системных теорий

В целом теория и подходы социального обучения занимают центральное место в социальной работе. Существует достаточно доказательств того, что многие программы и вмешательства, использующие подходы теории систем, эффективно решают различные актуальные проблемы и проблемы в жизни наших клиентов. Поэтому студенты, изучающие социальную работу, должны хорошо разбираться в сложных системных идеях и практических подходах.

Что является примером теории систем?

Теория систем в социальной работе создается множеством различных факторов, которые работают вместе как система. Это могут быть родители ребенка или взрослого, школа, друзья, жизнь дома, экономический уровень и ряд других факторов.

Если какие-то части системы отсутствуют или некоторые из них неэффективны, социальный работник может помочь исправить проблему. Результатом работы системы является то, что она окажет положительное влияние на поведение человека. Это связано с тем, что система оказывает положительное или отрицательное влияние на поведение человека в целом.

Примером этого может быть человек, пристрастившийся к героину. Затем социальный работник узнает, что молодая женщина подверглась сексуальному насилию со стороны родственника.

Это сбой в организме женщины, который способствовал ее употреблению наркотиков. Получая надлежащую помощь для молодой женщины, такую ​​как терапия и реабилитация наркозависимых, у нее есть шанс изменить свое негативное поведение на позитивное. Социальным работникам поручено предоставлять услуги и положительные образцы для подражания, которые могут помочь людям создать гораздо более поддерживающие системы для себя.

Каковы ключевые положения теории систем?

Когда дело доходит до теории систем, ключевыми моментами являются то, что эффективная система для человека основана на индивидуальных потребностях этого человека. Другими словами, система должна удовлетворять потребности вовлеченного лица. Это также может включать в себя ожидания, вознаграждения и атрибуты других людей, живущих в этой конкретной системе.

В социальной работе на теорию систем может влиять множество различных факторов, которые работают вместе в рамках этой системы. Эти ключевые факторы включают семью, друзей, экономический уровень, социальные условия и домашнюю обстановку. Все эти факторы могут влиять на поведение и мыслительные процессы человека. Работа социального работника состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать систему, когда она сломана, чтобы ее можно было улучшить, чтобы помочь удовлетворить потребности отдельных социальных работников, с которыми они работают.

Каковы преимущества теории систем?

Когда дело доходит до социальной работы, теория систем дает много преимуществ. Составление семейной истории может очень помочь социальному работнику определить, в чем заключаются проблемы, которые необходимо решить. Важно, чтобы социальный работник понимал каждую из различных частей семейной системы, чтобы иметь возможность помочь семье снова стать здоровой.

Теория систем предлагает информацию для социальных работников, которая показывает , что человек может отказаться от вредных привычек и поведения. Человеку просто нужно больше информации и правильные инструменты, которые помогут ему ориентироваться в системах, в которых живут социальные работники. Социальные работники, помогающие человеку вырваться из нездоровой системы, очень полезны для социального работника этого человека.

  • поведение человека в теории систем
  • специалистов в области психического здоровья
  • Модель кризисного вмешательства
  • , разработанная социальными работниками
  • социальная справедливость под руководством социальных работников
  • Практические модели экономического класса для теории систем
  • практические модели для теории систем
  • психосоциальное развитие в теории систем
  • применять теорию систем
  • теория психосоциального развития

Связанные:

  • Джейн Аддамс — первый социальный работник?
  • Как социальные работники могут заниматься самообслуживанием
  • Лучшие фильмы и документальные фильмы о социальной работе
  • Социальные работники осмотрели пять различных уязвимых групп населения
  • Как социальные работники используют практику, ориентированную на задачу?

Семейный системный подход | Глоссарий

Время чтения: 8 минут

Независимо от возраста, образования, дохода, культурного происхождения или сексуальной ориентации каждый человек в той или иной степени сталкивается в жизни с трудностями. Когда проблемы особенно трудно преодолеть или возникают неоднократно, есть большая вероятность, что проблемы связаны с вашей родной семьей.

В то время как многие формы терапии побуждают клиентов исследовать семейную динамику как часть процесса исцеления, семейная системная терапия фактически вовлекает в лечение всю семью. Поскольку то, что происходит с одним членом семьи, затрагивает всех членов семьи, исцеление микрокосма индивидуума требует исцеления макрокосма семьи.

Что такое семейный системный подход?

Психиатр Мюррей Боуэн разработал семейно-системный подход, также известный как семейная системная терапия, в 1950-е годы. Основная идея семейно-системного подхода заключается в том, что семьи представляют собой эмоциональную единицу. Они представляют собой взаимосвязанную систему взаимозависимых индивидуумов. Более того, они влияют друг на друга, и их психологию нельзя понять в отрыве от системы в целом.

Теория Боуэна утверждает, что члены семьи реагируют друг на друга обычным образом, в соответствии со своими ролями в семье и негласными соглашениями об отношениях. И он понял, что эти модели поведения могут создать баланс, но также могут привести к дисфункциям. Помня об этом, подход семейных систем помогает людям решать проблемы в контексте семейной ячейки. Теория семейных систем Боуэна способствует пониманию динамики семейной группы, работая с ней для улучшения общего состояния здоровья.

Восемь принципов теории семейных систем

Восемь принципов теории семейных систем подчеркивают взаимосвязь членов семьи, смещая акцент с «пациента» на переменные и обстоятельства, влияющие на семейную систему. Восемь взаимосвязанных концепций в теории семейных систем доктора Боуэна включают:

  1. Треугольники : система отношений, состоящая из трех человек. Треугольники обычно имеют одну сторону в конфликте и две стороны в гармонии, что способствует развитию клинических проблем.
  2. Дифференциация себя : чувство индивидуальности отдельно от семьи. Высоко дифференцированные люди с большей вероятностью будут добиваться целей независимо, в то время как люди с менее развитым чувством собственного достоинства могут искать одобрения со стороны других людей и испытывать созависимость.
  3. Эмоциональный процесс нуклеарной семьи : как семья действует в эмоциональном взаимодействии. Боуэн полагал, что нуклеарная семья сталкивается с проблемами в четырех основных областях: супружеский конфликт (или конфликт с интимным партнером), дисфункция супруга или партнера, эмоциональная дистанция и нарушения у одного или нескольких детей, приводящие к ссорам, критике, неудовлетворительной работе, чрезмерным усилиям. — производительность и/или дистанцирование.
  4. Процесс семейной проекции : передача беспокойства родителей, эмоциональных переживаний и/или проблем в отношениях с ребенком, в результате чего у него могут развиться эмоциональные проблемы. Вместо того, чтобы решать свои собственные проблемы, родители пытаются исправить предполагаемые проблемы своих детей, которые напоминают им их собственные. Они относятся к своим детям так, как будто с ними что-то не так. Это формирует их развитие таким образом, что дети вырастают, воплощая страхи и представления своих родителей.
  5. Процесс передачи от нескольких поколений : Боуэн считал, что корни самых серьезных человеческих проблем уходят вглубь поколений. Процесс передачи из поколения в поколение определяет уровни развития «Я» людей. Это также влияет на то, как они взаимодействуют с другими, влияя на выбор супруга или интимного партнера. Люди выбирают партнеров с одинаковым уровнем дифференциации. Небольшие различия в уровнях дифференциации между родителями и потомством приводят к значительным диапазонам дифференциации между отдельными членами семьи на протяжении поколений.
  6. Эмоциональное отключение : дистанцирование от семьи или прекращение всех контактов, чтобы уменьшить стресс или избежать конфликта без решения текущих проблем. При этом дистанцирующиеся члены семьи могут придавать слишком большое значение нынешним и будущим отношениям, вызывая ненужное напряжение и стресс.
  7. Позиция брата и сестры : тенденция старших, средних и младших детей брать на себя определенные роли в системе семейных отношений. Обычно это происходит из-за различий в родительских ожиданиях и родительской дисциплине. Например, руководитель, который является старшим ребенком, может хорошо работать с помощником, который является младшим ребенком. Точно так же люди, чьи ранговые позиции братьев и сестер дополняют друг друга, могут с меньшей вероятностью развестись, чем если бы их позиции противоречили друг другу.
  8. Социально-эмоциональный процесс: Боуэн лечил родителей в системе уголовного правосудия и увидел, как внешнее влияние может повлиять на семейную систему. Таким образом, этот принцип теории семейных систем предполагает, что социальные и культурные силы могут влиять на семейные отношения. Поскольку люди испытывают большую тревогу в периоды социальной регрессии, в эмоциональных системах семейных ячеек возникают разветвления.

История семейной системной терапии

Мюррей Боуэн служил генеральным врачом в армии США во время Второй мировой войны. Во время работы с солдатами его внимание переключилось с хирургии на психиатрию. После ухода из армии он проводил исследования семейных взаимоотношений в клинике Меннингера и в Национальном институте психического здоровья. Там он продолжил развивать свою теорию о том, что семья функционирует как эмоциональная единица.

Боуэн исследовал семейные модели людей с шизофренией, которые получали лечение, и модели своей собственной семьи. Наконец, в конце XIX века он представил теорию семейных систем.60-е годы. Традиционная индивидуальная терапия обычно исследует внутреннюю психику человека, чтобы вызвать положительные изменения. Но семейная системная терапия фокусируется на структуре и поведении системы семейных отношений. Боуэн считал, что это сыграло важную роль в формировании характера. Боуэн утверждал, что изменения в поведении одного члена семьи, вероятно, повлияют на то, как семья будет функционировать с течением времени.

С чем может помочь семейная системная терапия

Многие психологические проблемы связаны с отношениями в семье, где родился человек. Это верно, даже если проблемы возникают позже в жизни. Отдельные лица, супружеские пары и семьи могут извлечь выгоду из семейно-системного подхода.

Теория семейных систем Боуэна может быть полезна при лечении таких состояний, как:

  • Депрессия
  • Беспокойство
  • Горе
  • Управление гневом
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
  • Расстройство, связанное с употреблением алкоголя
  • Биполярное расстройство
  • Расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Проблемы воспитания
  • Стресс и травма
  • Преодоление физических недостатков
  • Как справиться с хроническими заболеваниями

Семейная системная терапия также может решать конфликты внутри семьи — между братьями и сестрами, между родителями или между родителями и детьми. При лечении проблем психического здоровья подростков семейно-системный подход исследует, как факторы внутри семьи могут способствовать возникновению или сохранению таких состояний. Например, если подросток страдает расстройством, связанным с употреблением алкоголя, семейная системная терапия поможет семье понять, как созависимые отношения способствуют развитию зависимости и позволяют ей продолжаться.

Как работает семейная системная терапия на практике 

Как и почти во всех видах терапии, семейные системные терапевты обычно проводят один или два сеанса, собирая информацию о семейной системе. Это включает в себя историю их семейной динамики и почему семья ищет терапию. Терапевт предлагает всем членам семьи возможность выразить свои мысли и чувства. Впоследствии они работают с семьей над созданием общих и конкретных целей, таких как снижение употребления психоактивных веществ и расширение семейного общения.

Члены семьи изучают свои роли в семье и экспериментируют, меняясь ролями, когда это необходимо. И они учатся поддерживать друг друга с целью создания здоровой семейной системы.

Действия в сеансах сильно различаются. Семейный системный терапевт может помочь семьям выявить лежащие в их основе структуры и паттерны и предложить идеи для инициирования позитивных изменений. Они могут проводить с ними ролевые игры или коммуникативные упражнения, чтобы способствовать лучшему пониманию того, что чувствует каждый член семьи. Некоторые семейные системные терапевты задают письменные или поведенческие домашние задания между сессиями. Все семейные системные терапевты в равной степени выступают за членов семьи. Они помогают семье прийти к собственным выводам о наилучшем образе действий.

Семейная системная терапия обычно непродолжительна и ориентирована на результат. В среднем он длится 12 сеансов. Однако может потребоваться больше сеансов, чтобы помочь каждому чувствовать себя уверенно в своей способности делать здоровый выбор и поддерживать здоровые отношения.

Семейная системная терапия: три основных подхода

Семейная системная терапия состоит из трех основных подходов:

  • Структурная семейная терапия: Этот подход фокусируется на взаимодействии, моделях и поведении членов семьи. Чтобы свести к минимуму дисфункцию, семейный терапевт стремится помочь реструктурировать то, как работает семейная система. Реструктуризация может включать в себя работу над семейными границами, иерархией власти и реакцией членов семьи на серьезные изменения в жизни.
  • Стратегическая семейная терапия: В этом подходе терапевты обращаются к семейному поведению и взаимодействиям, которые способствуют проблемному поведению. Они помогают семьям работать лучше, чтобы они могли решить свои самые насущные проблемы. Вмешательства могут включать в себя то, что члены семьи разыгрывают поведенческие модели, не озвучивая их. Или они могут разместить членов семьи в другой конфигурации, чем они обычно выбирают. Практика новых паттернов общения — еще одно вмешательство. Это включает в себя то, что члены семьи разговаривают друг с другом напрямую, а не друг о друге на сеансах.
  • Семейная терапия между поколениями : Этот подход признает, что модели поведения передаются из поколения в поколение, влияя на семейную динамику и поведение отдельных членов. Терапевты помогают семье идентифицировать и относиться к проблемам своих предшественников. Взгляд назад может помочь им справиться со своими проблемами в настоящем. Важной частью межпоколенческой семейной терапии является создание генограммы.

Генограмма

Боуэн считал, что составление семейной генограммы — один из лучших способов понять, как работает эмоциональная система семьи. Генограмма — это графическое представление истории болезни семьи и межличностных отношений. Семейные системные терапевты могут использовать генограммы, чтобы выделить наследственные черты, психологические факторы и другие важные проблемы или прошлые события, которые могут повлиять на коллективное благополучие человека или семьи.

Чтобы составить генограмму, терапевт задает каждому члену семьи ряд вопросов. Терапевт собирает достаточно информации, чтобы создать подробную семейную историю, охватывающую как минимум три поколения. В процессе семьи изучают свои модели поведения и признают отголоски внутри семейной линии. В идеале они находят более эффективные способы решения проблем и меняют свое отношение к ролям, которые от них ожидают.

Лечение подростков и семейная системная терапия

Семейная системная терапия, основанная на теории семейных систем, доказала свою эффективность в лечении подростков и семей. Следовательно, психические расстройства, такие как подростковая депрессия, подростковое расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, подростковая тревожность и подростковые расстройства пищевого поведения, часто хорошо поддаются семейному системному подходу. Когда вся семья вовлечена в процесс исцеления, у подростков больше шансов на успех.

А 2019Исследование показало, что независимо от пола подростки, принимавшие участие в структурно-стратегической семейной терапии, демонстрировали меньше интернализационных и экстернализирующих проблем после лечения. Кроме того, родители, участвовавшие в том же исследовании, сообщили о большей сплоченности семьи, удовлетворенности родителей и воспринимаемой родительской эффективности.

Семейная терапия в Ньюпорте

В Ньюпорте мы осознаем важность внимательного изучения семейной системы и вовлечения в лечение всей семьи, а не только подростка. Наш основополагающий подход — семейная терапия, основанная на привязанности (ABFT).

ABFT основан на представлении о том, что люди — социальные существа с присущей им потребностью в общении. Согласно теории привязанности, когда родители чувствительны к потребностям своих детей и постоянно доступны, дети переходят в подростковый возраст с надежной привязанностью. Надежная привязанность положительно влияет на чувство уверенности подростков в себе, самооценку и их способность регулировать эмоции.

ABFT предназначен для повышения безопасности связи между родителем и дочерним элементом. Это обеспечивает поддерживающую основу для защиты от депрессии и самоубийства.

Другие методы лечения в Ньюпорте

В Ньюпорте мы дополняем семейную терапию широким спектром других методов. Мы используем подходы, которые помогают подросткам уменьшить тревогу, смягчить чувство неуверенности, бороться со злоупотреблением психоактивными веществами, улучшить внимание, развить навыки взаимоотношений, улучшить представление о своем теле, залечить травму и многое другое. Некоторые из наших методов включают десенсибилизацию и переработку движениями глаз (EMDR), психообразование, когнитивно-поведенческую терапию, терапию принятия и приверженности, диетотерапию, восстановление травм в отношениях и многое другое.

Когда подростку тяжело, это чувствует вся семья, а не только подросток. Таким образом, лечение может принести пользу всей семье, а не только борющемуся подростку. Если вы считаете, что ваш подросток страдает от проблем, которые вы не понимаете или не можете помочь, обратитесь к нашей команде в Newport Academy. Мы здесь 24/7, чтобы помочь вам найти лучшую форму лечения для вашей семьи.

Ключевые выводы

  • Семейная системная терапия основана на предположении, что людей невозможно понять или исцелить в вакууме, потому что они являются частью более широкого контекста, эмоциональной единицей своей семьи. При таком понимании семейная системная терапия помогает людям решить любое количество проблем, работая с семейной динамикой.
  • В теории семейных систем есть восемь взаимосвязанных принципов. Одним из них является Дифференциация Я, наличие идентичности, отдельной от семьи. Это важно, потому что высокодифференцированные люди более способны устроить собственную жизнь и меньше зависят от одобрения со стороны других.
  • Еще одним из восьми принципов теории семейных систем является положение братьев и сестер, которое основывается на тенденции брать на себя определенные роли в семье в зависимости от порядка рождения и различий в воспитании, которые они обычно порождают.
  • Семейная системная терапия может помочь при любом количестве проблем, включая депрессию, беспокойство, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, расстройства пищевого поведения, конфликты в семье и многое другое.

Часто задаваемые вопросы о семейной системной терапии

Для чего нужна семейная системная терапия?
Семейная системная терапия предназначена для семей, переживающих конфликт или боль из-за проблем с одним или несколькими членами семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *