Ситуация сотрудничества пример – . . (psychology.konflikt) : : Subscribe.Ru

Стратегии решения конфликтов. Стратегия пятая. Сотрудничество

Начало: 

Стратегия первая: Уход

Стратегия вторая: Уступчивость

Стратегия третья. Принуждение

Стратегия четвертая. Компромисс.

  В завершение цикла статей по теме управления конфликтами хотелось бы рассказать об еще одной стратегии, имя которой — «сотрудничество». Сотрудничество — это стремление выработать решение, полностью удовлетворяющее интересам обеих сторон. Это самый сложный путь, который можно выбрать в решении конфликтов, но только он приводит к полному разрешению противостояния и его окончательному завершению. 

Предлагаю сразу же перейти к примерам! 

Семейная пара не может разделить только что приобретенный первый совместный автомобиль. Выходной день и каждый из них имеет собственные планы на авто без желания им делиться или уступать партнеру. Ситуация накаляется, вариант компромисса – сегодня ты, завтра я – не устраивает, авто нужен каждому из них именно сегодня и безоговорочно! С желанием не испортить друг другу выходной день, и провести его в любви и согласии, они садятся за стол переговоров и начинают разбирать проблему, выявляя её суть. Как оказывается ей авто необходим чтобы навестить маму, которая живет за городом, а мужу для того, чтобы съездить на занятие курса экстремального вождения, которое назначено на сегодня и которое он уже оплатил. Путем переговоров они находят решение, которое полностью удовлетворяет их обеих: он отвозит её к маме за город, после чего едет на занятие, практикуется в езде, а вечером забирает её от мамы. Все довольны, необходимым ресурсом (автомобилем) каждый обладает на основании изначальных требований. 

Или другой пример «сотрудничества». Бюджетный комитет в одной компании. Времена не простые и бюджеты подразделений урезают по-максимуму. Остается небольшая не распределенная сумма, за которую борются руководители АХО и IT отдела. Каждому принципиально важен этот ресурс, руководителю АХО – для того, чтобы приобрести новый шкаф и стулья, руководителю IT – для того, чтобы закупить пару системных блоков. Решение ситуации они находят в следующем: в IT отделе как раз есть шкаф, который давно уже не используется за ненадобностью, да и поделиться парой стульев не является проблемой. В АХО – довольны, они получили требуемое, в IT – также удовлетворены, так как теперь они обладают необходимыми средствами для покупки «железа». 

Конечно же приведенные выше ситуации максимально упрощены и в действительности, борьба за ресурс в конфликте, когда обе стороны готовы идти на встречу друг другу, но при этом полностью удовлетворить свои интересы, занимает существенное время. В этом плане стратегия «сотрудничество» самая затратная по времени и часто по расходуемой сторонами энергии. Но при этом она является единственной верной тогда, когда стороны заинтересованы в истинном решении конфликта, в поиске идеального выхода.
Ведь действительно трудно (а часто и в принципе невозможно) найти то решение, которое устраивало бы всех! Не решение разделить ресурс, как при компромиссе, а именно дать каждой из сторон желаемое и требуемое. Для этого недостаточно поверхностного изучения сути конфликта, но необходимо его глубокое, детальное исследование. Учитываются цели, мотивы сторон, истинные желания, скрытые потребности и многие другие факторы. Плюс к этому каждая из сторон должна быть готова к конструктивным и сложным переговорам, которые определенно займут длительное время. 

Именно высокие трудозатраты влияют на то, что «сотрудничество» крайне редко применяется на практике. Всегда проще надавить («принуждение») или уступить («уступчивость»), разделить ресурс («компромисс») или же даже в принципе не ввязываться в борьбу («уход»). Мы по своей природе устроены так, что всегда выбираем путь с наименьшим сопротивлением, более легкое и доступное решение, которое требует меньшего затрата энергии, поэтому «сотрудничество» выглядит привлекательным только на словах, на деле же на это не хватает ни времени, ни желания, ни сил. 

Каковы же сильные стороны реализации этой стратегии? 

• Безусловным достижением и жирным плюсом является конечно же то, что обе стороны полноценно удовлетворены, получив максимум желаемого.
• Конфликт в этом случае действительно исчерпан и ни одна из сторон не захочет пересмотра договоренностей в перспективе. Иными словами, конфликтная ситуация разрешена окончательно, причина устранена безвозвратно.
• При подобном решении сохраняются отношения между сторонами конфликта, взаимное уважение и доверие друг к другу. Это особенно важно, если стороны конфликта находятся в условиях, предполагающих их дальнейшее сотрудничество (коллеги по работе, семья, друзья и прочее). 

И всё же при всех плюсах, самым существенным минусом «сотрудничества» являются временные затраты и как следствие растягивание конфликта во времени. А если учитывать то, что конфликт сам по себе является источником повышенного расхода энергии, то его затягивание значительно отвлекает нас от действительно важных дел, снижают нашу результативность и эффективность в целом. И именно поэтому я бы не рекомендовал стремиться решать все конфликты с использованием данной стратегии, это не разумно и не продуктивно, но в исключительных случаях, когда на кону отношения с важными и чрезвычайно значимыми для вас людьми её использование оптимально. 

Удачи вам в решении конфликтов!

Андрей Сергеев

hr-portal.ru

Как вести себя в конфликтных ситуациях и выбрать стратегию

Сколько людей – столько и мнений. Невозможно встретить людей, взгляды которых абсолютно одинаковы. У всех нас разные характеры, ценности, взгляды на жизнь, вкусы, поэтому конфликт – это нормальная и неотъемлемая часть взаимодействия людей друг с другом.

Что подразумевается под конфликтной ситуацией

Конфликтная ситуация – это отсутствие согласия сторон, возникающее из-за противоположных ценностей, интересов, суждений и целей сторон.

Принято считать, что конфликт обязательно сопровождается открытым противодействием его участников, ссорами, негативными эмоциями и т.д. Но это далеко не всегда так. Процесс решения возникшей проблемы и его итог зависят от правильно выбранной стратегии поведения.

Виды стратегий поведения в конфликте

Американский психолог Кеннет Томас выделил 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации:

· компромисс;

· сотрудничество;

· приспособление;

· соперничество;

· избегание.

Каждая из них имеет как свои плюсы, так и недостатки. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Примеры разрешения конфликтных ситуаций

Чтобы лучше понять, как работает каждая из стратегий, рассмотрим их на конкретных примерах.

Компромисс

Данная стратегия подразумевает решение конфликтных ситуаций путем взаимных уступок обеих сторон. Каждый участник конфликта идет на уступки, жертвуя какими-то своими интересами взамен на уступки другого, чтобы в итоге прийти к общему решению, которое будет устраивать их обоих.

Стратегию компромисса обычно выбирают в ситуациях, когда есть цель договориться в конфликте, но так, чтобы каждая сторона хоть в чем-то выиграла, когда конфликтующие стороны признают интересы и ценности друг друга и хотят, чтобы исход конфликта был как можно более объективным.

Применение компромисса оправданно, если участники конфликта имеют взаимоисключающие интересы и находятся в равноправных условиях. Часто этот способ используют как последнюю возможность урегулировать спорную ситуацию, сохранив при этом отношения.

Пример: муж хочет, чтобы жена каждый день готовила ужин. А жена говорит, что она устает после работы, тем более, еще и посуду потом надо мыть. Тогда супруги находят компромиссное решение: жена готовит, а муж моет посуду.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества предполагает самую длительную по времени и детальную проработку спорного вопроса. Разрешение конфликтной ситуации здесь не является главной целью, самое важное – удовлетворение интересов каждого участника спора и выработка взаимовыгодного долгосрочного решения проблемы.

Сотрудничество будет оправданно и эффективно, если разрешение конфликта одинаково важно для всех его участников, они заинтересованы в сохранении хороших длительных отношений друг с другом и готовы четко сформулировать суть своих претензий и интересов, выслушать (главное – услышать) оппонента.

Стратегия сотрудничества идеальна для решения конфликтных ситуаций с близкими людьми и родственниками, так как предполагает длительные и неоднократные переговоры сторон.

Часто сотрудничество напоминает компромисс. Стратегии похожи, так как их применение возможно, только если обе стороны заинтересованы в том, чтобы разрешить конфликт и сохранить отношения. Ключевое различие стратегий в том, что компромисс достигается на поверхностном уровне и участники конфликта не обязательно находятся в длительных отношениях, а сотрудничество предполагает более глубокую проработку спорного вопроса, конфликтующие стороны, как правило, находятся в близких и длительных отношениях, поэтому заинтересованы в долгосрочном решении вопроса.

Например, семья с детьми приехала отдыхать на море. В один из дней отдыха муж и дети захотели активно провести время, поэтому предложили поехать в аквапарк. А жена наоборот, планировала полежать на пляже и позагорать. Тогда муж с женой обсуждают сложившуюся ситуацию и решают ехать в аквапарк всей семьей, ведь там есть и горки для активного отдыха, и шезлонги, чтобы полежать. В итоге вопрос решен, каждый участник конфликта удовлетворил свои интересы.

 

Приспособление

Такая модель выхода из конфликтной ситуации чаще всего формируется в раннем детству. Выявить ее можно с помощью онлайн теста «Как вас родители воспитывали в детстве».

Приспособление – это способ сглаживания или разрешения конфликта, когда один из его участников, жертвуя своими интересами и мнением, уступает другому участнику, принимая его вариант решения проблемы.

Данную стратегию используют когда:

· исход конфликта чрезвычайно важен для оппонента, но при этом уступающая сторона почти «ничего не теряет»;

· сохранение хороших отношений наиболее значимо, чем отстаивание своей правоты;

· уступающая сторона выбирает приспособление, чтобы в итоге обходным путем добиться решения конфликта в его пользу;

· во время спора уступающая сторона осознает, что правота действительно на стороне оппонента;

· у оппонента больше власти.

Приспособленческое поведение оправдано в случае, если конфликт не такой уж значительный, но возникшие разногласия могут испортить отношения. То есть, уступки, проигрыш в конфликте помогут сохранить взаимоотношения с оппонентом, что в конкретной ситуации гораздо важнее, чем отстоять свою позицию.

Если же конфликт серьезный и сильно нарушает личностные границы или влияет на ваши жизненные ценности, то приспособление будет неэффективно, ведь оппонент решит, что все в порядке и в следующий раз снова нарушит границы. Такая ситуация может в итоге вылиться в еще более серьезный конфликт, так как накопленное вами недовольство рано или поздно вырвется наружу, либо будет оставаться «при вас» в качестве пассивной агрессии.

Пример стратегии: у вас есть правило, что свою одежду вы никому не даете носить. Подруга заглянула в гости и случайно пролила на футболку кофе. Вы очень любите свою подругу и, конечно, выручите её и в виде исключения дадите ей надеть свою футболку.

Удобная женщина, кто она такая?

Соперничество

Человек, выбирающий стратегию соперничества в конфликтной ситуации, настроен одержать победу над оппонентом несмотря ни на что.

Обычно соперничество подразумевает открытый конфликт, когда его участники пытаются доказать друг другу свою правоту, прибегая к давлению, повышенным тонам, часто оскорблениям или даже применению физической силы.

Причинами такого способа разрешения конфликта могут быть: защита жизни и здоровья, отстаивание личностных границ, когда они нарушаются, постоянное стремление к лидерству во всем, невоспитанность, эгоцентризм.

Соперничество является неоправданным, когда вы пытаетесь доказать свою правоту независимо от ситуации и степени важности сохранения хороших отношений с оппонентом. В конфликтных ситуациях с близкими родственниками или друзьями, с детьми и супругами, которые очень значимы для нас, стратегия соперничества будет провальной.

В жизни случаются ситуации, когда соперничество является необходимой стратегией поведения. Её следует применять, если жизни и здоровью (вашему или близких людей) угрожает опасность, ваши личностные границы сильно нарушаются, либо оппонент, как говорится, просто «не понимает по-хорошему». Также стратегия оправдана в случае, когда необходимо оградить кого-то от физического или морального насилия, либо неоправданных опрометчивых поступков.

Хотите стать очевидцем конфликта из позиции соперничества? Нужно просто пойти в общественное место. Хотя, к сожалению, чаще всего именно в поликлиниках, магазинах и местах общественного питания такие конфликты неоправданны, и говорят о невоспитанности и эмоциональной распущенности конфликтующих.

Пример использования стратегии: соседи громко слушают музыку после 23-00, а вы готовитесь ко сну. В данной ситуации соседи нарушают ваши личностные границы, поэтому правильнее всего спуститься этажом ниже и напомнить о том, что наступила ночь. Зачастую этого бывает достаточно. Но иногда нарушители, кивнув головой, через 10 минут снова нарушают ночной покой соседей. В таком случае правильнее всего будет сначала предупредить, и если это не поможет, вызвать полицию.

Избегание

Эта стратегия подразумевает уход, самоустранение, вывод себя из конфликтной ситуации.

Избегание конфликта может выражаться как физически – уйти, убежать, положить трубку телефона, так и эмоционально – молчание, игнорирование темы разговора, попытки начать беседовать на другую тему.

Таким образом, человек не пытается приспособиться, прийти к общему решению, либо пойти на открытый конфликт. Причиной такого поведения может стать как неуверенность в себе, так и отсутствие мотивации, сил или времени на прояснение ситуации.

Если конфликтная ситуация напрямую затрагивает ваши интересы, то избегание – неподходящий способ решения проблемы. Да, вы сбережете свои нервные клетки и время, но тогда конфликт останется нерешенным и будет только усугубляться, либо решится, но без вашего участия, а значит, без учета вашего мнения.

Стратегия избегания хороша в тех ситуациях, когда конфликт в данный момент не затрагивает напрямую ваших интересов, разрешится он или нет, не имеет для вас большого значения.

В качестве примера также подойдет ситуация с соседями. Допустим, соседи включают музыку так поздно не первый раз, и вы знаете, что примерно через час её обычно выключают. И как раз в ближайший час вы спать не собираетесь, а шум не мешает заниматься делами. Оптимальным вариантом будет не растрачивать свои силы, и избежать возможного конфликта.

Как выбрать стратегию?

Из пяти стратегий, перечисленных выше, невозможно отметить какую-то одну, которая будет единственно правильной.

Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от нескольких факторов.

1. Суть конфликта. При возникающем конфликте нужно задать себе вопрос: а эта ситуация . действительно настолько важна, что мне необходимо вступать в спор или пытаться договориться? Какое поведение в конкретной ситуации будет более эффективным? Если выяснится, что прояснение спорного вопроса не задевает ваших интересов, оптимальным вариантом поведения будет избегание конфликта.

2. Заинтересованность сторон. Если вы понимаете, что вам важно прояснить ситуацию и стратегия уклонения не подойдет, нужно понять, насколько оппонент заинтересован в разрешении конфликта. Если для него это так же важно, можно начать переговоры, то есть выбрать стратегию сотрудничества, либо компромисса.

3. Значимость отношений с оппонентом. Выбирая стратегию поведения в конфликте, нужно понимать, насколько важно сохранить дальнейшие хорошие отношения с оппонентом. Если сохранить отношения важно, то, в зависимости от ситуации, можно выбрать сотрудничество, компромисс или приспособление. Если же отстоять свою правоту жизненно необходимо, невзирая на дальнейшие взаимоотношения, то наиболее подходящей стратегией будет соперничество.

4. Собственный психологический настрой. Бывают ситуации, когда разрешить конфликтную ситуацию необходимо, но на это нет ни моральных сил, ни желания. В таком случае, оптимальным вариантом будет уклонение или приспособление. Таким образом, вы дадите себе время для отдыха и восстановления, чтобы позже с новыми силами вернуться к урегулированию конфликта.

Как пережить кризис в близких отношениях.

Конфликтные ситуации с близкими людьми

Семья и друзья – это самые близкие люди, отношения с которыми играют важную роль в нашей жизни. Поэтому при возникновении разногласий, важно сохранить хорошие взаимоотношения с этими людьми. Соперничество в таких конфликтах будет неуместно. Самым правильным решением будет пойти на компромисс, либо начать переговоры и удовлетворить интересы всех сторон.

В некоторых ситуациях лучше промолчать, уйти от выяснения отношений (зачастую проблема решается сама собой) или же выбрать приспособление, когда исход конфликта чрезвычайно важен для близкого человека.

Экологичная ссора или как решить конфликт мирным путем.

Конфликтные ситуации на работе

Во время рабочего процесса у коллег нередко возникают недопонимания как в вопросах, связанных с работой, так и в результате личных разногласий.

Сотрудник – сотрудник

В конфликтных ситуациях с коллегами вашего ранга подойдет любая из пяти стратегий, в зависимости от ситуации. Но все же, соперничество лучше использовать в крайнем случае. Если разногласия касаются рабочих моментов, разумнее всего будет вести переговоры с оппонентом, чтобы прийти к компромиссному решению. Важно высказывать свою точку зрения, так как вы с оппонентом находитесь на равных. Уклонение и приспособление в большинстве вопросов будут не оправданны.

Чтобы избежать конфликтов, связанных с личными отношениями, важно помнить, что в рабочее время нужно прежде всего заниматься выполнением своих обязанностей, оставляя личное общение на время после работы. Конечно, личное общение необходимо, и оно в любом случае будет присутствовать. Но сплетни и разговоры на слишком личные темы поддерживать не стоит.

Начальник – сотрудник

В конфликтных ситуациях с начальством важно сохранять спокойствие, вежливо и с достоинством отвечать на критику, не переходить на личности. Как правило, критические замечания руководителя касательно работы являются конструктивными.

Соперничать в проблемных случаях не стоит, так же как и постоянно приспосабливаться или уклоняться. На работе нередко бывают ситуации, когда проще согласиться с начальником, дабы избежать конфликта. Но постоянное такое поведение будет обозначать ваше согласие на любые условия и новшества в работе.

Пять практических советов которые должен знать каждый, чтобы справиться со стрессом.

Конфликты – это нормальная часть повседневного общения с людьми.

Чтобы спорные ситуации не отравляли жизнь, важно научиться оценивать происходящие события и выбирать наиболее подходящую стратегию поведения. Также нужно помнить, что разрешение конфликтной ситуации далеко не всегда происходит путем соперничества или переговоров, иногда уклониться или согласиться с оппонентом – лучший выход из сложившихся обстоятельств.

comments powered by HyperComments

kreativlife.ru

Картотека проблемных ситуаций для детей, отражающая способы организации сотрудничества

Картотека проблемных ситуаций для детей, отражающая способы организации сотрудничества

Кравченко Галина Ивановна 


Картотека проблемных ситуаций для детей, отражающая способы организации сотрудничества.

Уважаемые коллеги! Предлагаю варианты ситуаций сотрудничества, которые можно использовать на занятиях или в свободное время с детьми.

Ситуация «Строим дом» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить осознание детьми причин, нарушающих взаимопонимание в совместной деятельности; сформировать представления о правилах и способах поведения, устраняющих конфликты в общей деятельности.

Содержание ситуации. Ребенку поочередно предлагаются 2 серии картинок (по 3 картинки) с изображениями детей, строящих дом. Первая серия демонстрирует дружное строительство дома: дети договариваются (1-я картинка, строят дружно вместе (2-я картинка, с удовольствием смотрят на результат — красивый высокий дом (3-я картинка). Вторая серия картинок раскрывает аналогичное начало, затем — ситуацию ссоры во время строительства, на последней картинке демонстрируется неутешительный результат, вместо готового дома — разбросанные детали, разочарованные дети.

Вопросы для обсуждения

— Что делают дети на этих картинках?

— Как они строят дом? (Дружно или ссорятся, внимательны ли друг к другу, помогают или нет.)

— Как ты об этом догадался?

— Каким детям хорошо вместе, а каким плохо?

— Как ты думаешь, что эти дети говорят друг другу/ во время работы?

— Почему этим детям не удалось построить красивый дом? А эти дети построили?

— Какие правила дружных ребят забыли эти дети?

Ситуация «Настоящая помощь» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить понимание детьми состояние сверстника, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Содержание ситуации. Рима, Ксюша и Лена расписывали красками тарелочки для выставки. Рима сразу красиво расписала свою тарелку, а у Ксюши никак не получалось. Когда Лена это увидела, она громко засмеялась и сказала«Ну как всегда, у тебя ничего не получается!» А когда Рима увидела, что у Ксюши ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Лена. Как ты думаешь, что она сделала?

Условная ситуация «Мы вместе».

Цели: выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности, и нахождение правильного решения.

Содержание ситуации. На прогулке дети вместе строили крепость из песка. А два новеньких мальчика, Дима и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно стоят в стороне, и они решили.

Вопросы для обсуждения

— Как ты думаешь, что дети решили?

— Почему ты так думаешь?

— Как бы ты поступил в такой ситуации?

Условная ситуация «Обида» (L И. Бабаева,

Цели: выявить представления дошкольников о проявлении эмоциональной отзывчивости в общении и понимание состояния сверстника.

Содержание ситуации. Марина упала, ушибла ногу, рас- плакалась. Но тут к ней подбежали Катя и Оля со словами«Что ты тут сидишь одна? Пойдем скорее с нами играть в мяч». Марина вытерла слезы и ответила«Я сейчас не могу, у меня нога болит».

Тогда девочки рассердились на Марину и сказали: «Вот ты какая, мы тебя приглашаем, а ты не хочешь. Мы больше не будем с тобой дружить и играть вместе! Мы на тебя обиделись». И ушли.

Вопросы для обсуждения

— Правильно ли поступили Оля и Катя? Почему?

— Поняли ли девочки состояние Марины?

— Как надо было поступить Оле и Кате?

— Как ты думаешь, кто по-настоящему обижен — Катя и Оля или Марина?

— Можно ли Олю и Катю назвать настоящими подругами Марины?

Ситуация «Объясни правильно» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении.

Содержание ситуации. Сережа хотел научиться делать лодочку из бумаги. Он попросил Мишу объяснить и показать, как надо ее делать. Миша сказал: «Очень просто. Возьми бумагу, согни ее пополам, потом еще раз, отогнешь уголки, вот и все!» Сережа стал делать — ничего не получилось.

Вопросы для обсуждения

— Как ты думаешь, почему у Сережи не получилась лодочка?

— Понятно ли объяснил ему Миша?

— А как бы ты объяснил, чтобы стало понятно? (Не только рассказать, но и показать, как надо, пояснить и помочь сделать.)

Ситуация «Порадуй друга» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях свободного выбора линии поведения.

Содержание ситуации. Дети красками рисуют на тему «Моя любимая сказка». Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованности: украсить группу новыми рисунками, чтобы все видели, какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети.

После того как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Оля давно не приходит в детский сад, болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.

Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой рисунок Оле. Кто хочет порадовать Олю, отдает рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе.

Поведение в данной ситуации показывает воспитателю, насколько отзывчивы дети по отношению к сверстникам, и дает повод для разговора с детьми о внимании и помощи друг другу.

Ситуация «Поможем малышам» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить отзывчивость и умение детей объединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи: проявить заботу о младших детях в детском саду.

Содержание ситуации. Перед дневным сном в группу приходит воспитатель младших дошкольников. Она обращается к старшим дошкольникам и воспитателю с просьбой помочь подготовить материал к занятию малышей по математике. Для этого нужно из бумаги вырезать по готовому контуру кружки и квадратики и разложить их по цвету и форме в конверты. Выдвигается мотивировка: «Вы самые старшие в детском саду и, конечно, сможете помочь малышам. Каждый вырежет фигуры, нарисованные на двух листах бумаги, разложит в конверты. У малышей будет много квадратов и кружков для занятия, они с удовольствием будут заниматься. Все мы будем вам очень благодарны».

Воспитатель. Дети, согласны ли вы помочь малышам? Кто хочет помочь, поднимите руку! (Обычно желание высказывают все дети.) Но, к сожалению, сейчас у нас нет времени, нас ждет дневной сон. Давайте после сна займемся этой важной работой. Не забудете?

Дети. Нет!

Воспитатель младшей группы благодарит ребят и оставляет бумагу и конверты на столе.

После сна фиксируется следующее.

— Какие дети по своей инициативе, самостоятельно, без дополнительного напоминания воспитателя вспомнили о поручении, начали и завершили работу в полном объеме? (Выраженное стремление к участию в социально значимом деле.)

— Кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже приступила к выполнению поручения? Работа завершена в полном объеме. (Формирующееся стремление к участию вместе со всеми в социально значимом деле.)

— Кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя? (Недостаточно выраженное желание участвовать вместе со всеми в общем в социально значимом деле.)

— Кто формально включился в работу после неоднократных напоминаний воспитателя и не закончил ее? (Невыраженное стремление к участию в общем социально значимом деле.)

Практическая ситуация «Обложка для книги» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместной деятельности.

Содержание ситуации. В свободное время воспитатель предлагает детям оформить вдвоем с другом обложку для книги о животных. Каждый ребенок выбирает себе партнера. Для осуществления замысла детям предлагаются листы бумаги, краски, силуэты разных животных, кисти, клей, ножницы. Задача детей: согласовать замысел, продумать общий вид оформления обложки, выполнить задуманное, использовать для этого рисование, аппликацию (в зависимости от общего решения).

В ходе наблюдения за взаимоотношениями детей в этой ситуации отмечается следующее.

— Могут ли дети определить общую цель деятельности и договориться о том, что будет изображено на обложке?

— Возникает ли предварительное планирование, осуществляется оно по ходу выполнения совместной деятельности или вообще отсутствует?

— Какие взаимоотношения преобладают в совместной деятельности (доброжелательные, равнодушные, агрессивные?

— Внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения, стараются ли помочь?

— Как дети разрешают споры и находят выход из конфликтных ситуаций?

— Добиваются ли дети совместно поставленной цели?

— Какое эмоциональное состояние испытывают дети после совместной деятельности?

Ситуация «Праздничная открытка» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации раскрывает представления детей о процессе парного сотрудничества на примере выполнения задания по аппликации.

Воспитатель. Представь себе, что на занятии я предложила вам сесть парами и вместе оформить аппликацию праздничной открытки.

Вопросы для обсуждения

— С кем бы ты стал выполнять задание? Почему?

— Расскажи, как вы будете работать? Кто что будет делать?

— А можно ли было по-другому, иначе организовать эту работу? Расскажи, как?

Ситуация «Листопад» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации позволит выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества в подгруппе (4 — 6 детей).

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением группы детей, вместе убирающих осеннюю листву в парке.

Вопросы для обсуждения

— Чем заняты дети? Что делает каждый из них?

— Смогут ли они хорошо выполнить начатое дело? Почему ты так думаешь?

— Как ты думаешь, что дети говорят друг другу во время работы?

— Если бы воспитатель поручил тебе уборку листьев, кого из детей ты пригласил бы себе на помощь?

— Расскажи, как бы вы организовали работу: с чего начали, что сделали потом?

Ситуация «Строим мост» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации позволяет сделать акцент на уточнении умений детей вести деловой диалог в процессе взаимодействия.

Воспитатель индивидуально каждому ребенку для прослушивания предлагает следующую ситуацию.

На занятии воспитатель разделила детей на пары и дала задание построить широкий мост на две полосы, чтобы можно было проводить машинки каждому в свой гараж.

Маша сразу предложила Пете:

— Давай вместе строить мост, чтобы наши машины свободно по нему проезжали.

— Нет! Я сам знаю, как нужно делать, — отказался Петя и начал строить мост один.

Когда мост был готов, Маша и Петя начали проводить машинки каждый в свой гараж. Вскоре встретились на мосту, но он оказался узким, только одна машинка могла проехать по нему.

— А ну-ка дай я проеду, — потребовал Петя.

— Нет, пропусти меня, — попросила Маша.

— Еще чего! Это ты уходи с моего моста! — разозлился Петя, схватил Машину машинку и сбросил с моста.

— Я не буду с тобой играть, — обиделась Маша.

Так и не получилось у ребят ничего, одни слезы и обиды. После изложения ситуации задайте ребенку следующие вопросы:

— Как ты думаешь, почему у Маши и Пети ничего не получилось?

— Посоветуй ребятам, что надо было сделать, чтобы избежать ссоры?

— Как бы ты поступил, если бы тебе и твоему другу дали задание построить мост, чтобы по его полосам свободно двигались ваши машины?

— Как можно объяснить другу свой замысел? Что нужно для этого сказать?

— Если он не понял тебя, что нужно сделать?

— Что нужно делать, если вы не согласны друг с другом, если у тебя или у твоего друга другое мнение?

— Как найти согласие между собой и не поссориться?

Игровая ситуация «Пришельцы из космоса»

Одна группа детей изображает землян, другая — пришельцев. «Земляне» видят космический корабль, который приближается к земле, идет на снижение (смотрят на небо, изображают удивление, радостное ожидание). Корабль приземляется. Выходят «пришельцы». Они делают приветственные жесты. «Земляне» также отвечают им дружескими жестами. Происходит обмен рукопожатиями, улыбками. «Земляне»вручают букеты цветов. «Пришельцы» дарят подарки. «Земляне» приглашают «пришельцев» в свой дом, показывают им окружающие предметы и жестами объясняют их назначение: стол, стул, кровать, посуда, мыло, полотенце, хлеб, вода, расческа, фонарик, книги, мобильный телефон и др. «Пришельцы» удивляются, жестами просят уточнить или объяснить еще раз, одобряют, выражают восторг и др.

В заключение все вместе играют в игру «Делай, как я» (показывают разные движения и вместе повторяют, играют с мячами и др.).

Игровая ситуация «Интонационные этюды»

Детям предлагается произнести фразу («Наступил вечер»«Давай поиграем») или строку из стихотворения («Котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит») с разными интонациями: грустно, весело, сердито, испуганно, обиженно, удивленно.

Умение выразительно передавать в мимике, движениях и речи чувства и эмоциональные состояния формируется у детей в театрализованных этюдах и импровизациях, в танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности, в проблемных ситуациях.

Игровая ситуация «Вести»

Дети получают «письма» — конверты с картинками внутри. Задача каждого ребенка — показать другим детям в мимике и движениях, какую весть он получил: хорошую, плохую, веселую, грустную, страшную, удивительную и др. Дети отгадывают, и затем ребенок показывает свою картинку.

При использовании игр и упражнений необходимо побуждать детей не только распознавать эмоции, но и развивать умение правильно выражать эмоциональные состояния и реагировать на чувства других людей. Следует помнить, что обучение детей различению эмоциональных состояний важно не само по себе, а прежде всего для развития эмоциональной отзывчивости, умения понимать других людей, устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими.

Игровая ситуация «Мой друг»

Дети по очереди описывают своего друга: особенности внешности (цвет волос и глаз, рост, характерные детали одежды, увлечения и достижения, любимые совместные дела («Мы любим вместе строить, придумывать истории, играть в шашки»).

Игровая ситуация «Внимание, розыск»

Содержание ситуации. Диктор по радио объявляет, что на вокзале потерялась девочка (мальчик, и описывает, не называя имени, ее внешность: «У девочки голубые глаза, светлые волосы, заплетенные в две косички, красные бантики, ее подругу зовут Нина», «У мальчика темные кудрявые волосы, карие глаза, веселая улыбка, он любит играть с конструктором «Лего»». Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь, и назвать имя ребенка.

Игровая ситуация «Добрый взгляд»

Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание ситуации. Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть все хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

Игровая ситуация «Цепочка ласковых имен»

Цель: развивать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Содержание ситуации. Воспитатель приглашает детей в «Добрую страну улыбок», вручает им волшебную палочку феи Улыбок. Сидя в кругу, дети по очереди (по цепочке) передают друг другу волшебную палочку, улыбаются и называют ласково имя соседа («Это тебе, Олечка»«Это тебе, Сашенька»). В заключение появляется кукла фея Улыбок. Она приветствует детей и приглашает их послушать песенку из мультфильма «Крошка Енот» («От улыбки станет всем светлей — и слону, и даже маленькой улитке.»).

Игровая ситуация «Комплименты»

Цель: развивать умение входить в контакт, понимать и обращать внимание на положительные качества и достоинства сверстников.

Содержание ситуации. Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ему надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить («У тебя сегодня красивое платье»«С тобой так хорошо играть»«У тебя доброе сердце» и др.). Принимающий комплимент кивает головой, отвечает«Спасибо, мне очень приятно!»— и дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Воспитатель участвует в игре на равных правах с детьми.

Игровая ситуация «Алло, мы ищем таланты!»

Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.

Содержание ситуации

Часть 1. «Диктор» объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие — заявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает «корреспондент» с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников. «Корреспондент» задает наводящие вопросы, эмоционально реагирует на высказывания детей (удивляется, восхищается, радуется).

Часть 2 (проводится на следующий день). Непосредственно конкурс талантов. Выбирается жюри. Дети выступают. «Жюри» выставляет оценки за выступления. Зрители участвуют в обсуждении. Конкурс организуется так, что каждый участникполучает ту или иную награду: медаль победителя, поощрительный приз, знаки «Любимец публики»«Лучший актер» и др. Важно, чтобы вся ситуация конкурса вызыва-ла общий интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу.

Игровая ситуация «Добрые пожелания»

Цели: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения

Содержание ситуации

Часть 1. Инсценировка с игрушками (куклы-перчатки).

Буратино. Я собираюсь в гости к Лунтику. Приготовил подарок (jпоказывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать ему. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл! Скажу так«Я пришел, вот бери подарок!» Или лучше скажу«На мой подарок! Радуйся!»Кажется, у меня хорошо получилось?

Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Лунтик доволен таким поздравлением?

Дети включаются в обсуждение. Воспитатель помогает в поиске разных вариантов поздравления с помощью вопросов от имени персонажа.

Часть 2. Поиск вариантов добрых пожеланий своему другу в день рождения.

Воспитатель (выставляет на стол ларец). Волшебный ларец научит нас добрым словам и пожеланиям. (Заглядывает внутрь.) Здесь их много-много. Каждый из вас получит доброе пожелание.

Дети достают из ларца картинки с изображениями пожеланий счастья, радости, здоровья, много хороших друзей, прочесть много интересных книг, отправиться в путешествие в далекие страны, тебе много игрушек, тебе веселых дней, стать самым умным, стать отличником в школе, лучше всех научиться рисовать, стать космонавтом и др. Все картинки дети размещают на доске и повторяют пожелания. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных добрых слов и пожеланий можно сказать друг другу.

Часть 3. Игра «Я тебе желаю.» Дети садятся кругу. Поочередно друг другу высказывают пожелания. Ребенок с улыбкой выслушивает пожелание, благодарит и обращается с добрыми пожеланиями к следующему ребенку. В игру можно ввести правило: не повторять пожелание, полученное от соседа, а придумать новое.

В заключение воспитатель говорит: «Как много интересных пожеланий мы сказали друг другу! Всегда надо желать нашим близким — друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам — самого хорошего, самого доброго, и говорить такие слова мы, конечно, будем с улыбкой и радостью».

Игровая ситуация «Выбросим грубые слова»

Содержание ситуации

Воспитатель. Проходя около детской площадки, я услышала, как грубо разговаривают дети между собой: «Ты противный! А ты жадина-говядина! А ты толсту-ха! А ты мышка-худышка!» Такие некрасивые, грубые слова, как маленькие острые стрелы, летали от одного ребенка к другому. И от этого сами дети стали изменяться, их лица становились злыми, некрасивыми. Дети стали похожи на маленьких злобных гоблинов. Даже цветы на клумбе опустили головки, а кошка, которая спала на солнышке, фыркнула, изогнула спинку, распушила хвост и убежала. Если эти дети так навсегда останутся с такими неприятными, злыми лицами и грубыми голосами, кто же захочет с ними дружить? Как вы думаете?

Воспитатель обводит детей внимательным, заинтересованным взглядом, побуждая их высказаться. По мере высказываний воспитатель переводит разговор на события в группе.

Воспитатель. А всегда ли мы говорим приветливо, спокойно? Бывает ли, что мы обижаем друг друга словами и поступками? Случалось ли вам слышать злые слова, прозвища или дразнилки от других детей? Что вы чувствовали тогда? Кто вспомнит?

Высказываются некоторые дети.

Воспитатель. Я вас понимаю. Очень неприятно, когда грубо говорят, придумывают всякие прозвища, обижают слабых. И хотя мы не повторяли сейчас сказанные грубые слова, в тот момент они нас больно ранили, мы запомнили обиду. И вот что я решила: давайте больше никогда не будем говорить друг другу грубых слов! Давайте сегодня мы их выбросим навсегда! Вот тут у меня картинки, на них черным цветом нарисованы злые человечки. Это наши грубые слова и поступки. Каждый сомнет их и бросит в мусорную корзину.

Мы скажем«Уходите от нас, грубые и злые слова. Вы нам не нужны!»

Дети выполняют все перечисленные воспитателем действия, и няня выносит корзину с «мусором» из группы.

Условная игровая ситуация «Краски»

Цель: выявить представления старших дошкольников о сущности проявления дружеских взаимоотношений между детьми.

Содержание ситуации. Нина, Лена, Света и Ксюша всем говорили, что они настоящие друзья. Однажды Ирина Петровна предложила им нарисовать рисунки осени. Девочки сели за один стол. Воспитательница дала им бумагу, кисточки, поставила баночки с красной, желтой, зеленой и синей красками. Когда воспитательница отошла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала«Это будет моя краска!» «А вот эта — моя!» — сказала Оля и придвинула к себе зеленую краску. Тогда Ксюша и Света взяли себе синюю и желтую краски. Девочки стали рисовать.

Когда Ирина Петровна просмотрела их рисунки, она очень удивилась: у Нины весь рисунок был нарисован только красной краской, у Ксюши — зеленой, у Светы — жел-той, а у Лены — синей. Покачала головой Ирина Петровна и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».

Вопросы для обсуждения

— Почему так сказала воспитательница, после того как увидела рисунки девочек?

— Как поступают настоящие друзья?

Постановка проблемных вопросов типа «Как бы ты поступил?» показывает, что старшим дошкольникам нетрудно войти в воображаемую ситуацию и спланировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами взаимоотношений, усвоенными в процессе общения со сверстниками.

infourok.ru

Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации

Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Но опыт решения конфликтов в детстве не всегда подходит к новым ситуациям.

Если Вам в детстве, чтобы родители прислушивались к Вашему мне­нию, приходилось кричать или топать ногами, то вряд ли это подойдет при споре с коллегами. А когда Вас ругали, Вы обиженно уходили в свою комна­ту или вступали в жаркий спор?

При встрече с раздраженным, агрессивно настроенным пациентом мо­жет сработать стереотип. Когда Вы находитесь в конфликтной ситуации, для эффективного решения проблемы необходимо сознательно выбирать страте­гию поведения. При этом, конечно, следует учитывать свой собственный стиль, стратегию других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Избегание — это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуж­дения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно ухо­дите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппо-

нентов за «их спиной».

Причиной выбора этой стратегии может являться: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное вре­мя для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномо­чий, времени.

Если Вы выбрали избегание в качестве своей стратегии поведения, то Вы сэкономите время и «нервные клетки11, но можете лишиться в дальней­шем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учета Ваших ин­тересов, либо не решится и будет разрастаться и углубляться.

Однако в ситуации, не затрагивающей впрямую Ваших интересов, уход может быть полезен. Вполне вероятно, что если Вы попытаетесь проигнори­ровать конфликт, не выражать своего отношения к нему, то проблема решит­ся сама собой. Если нет, то Вы сможете заняться этим позже, когда будете готовы к этому.

Приспособление — это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.

К стратегии приспособления прибегают, если конфликтная ситуация не затрагивает жизненно-важных ценностей; сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов; осознание того, что пра­вота на стороне оппонента; имеются более важные в данный момент интере­сы; у другого больше власти; полагают, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок; могут добиться цели обходным путем.

Приспособление, сглаживание конфликта может быть разумной такти­кой, если спор по поводу незначительных разногласий может испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты сами разрешаются за счет того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Но в ситуации серьезного конфликта, стратегия приспособления мешает разреше­нию спорного вопроса, так как не разрешает ситуацию и не дает партнеру уз­нать подлинную причину вашего недовольства.

Этот стиль лучше использовать тогда, когда Вы чувствуете, что, немно­го уступая, Вы теряете мало. Если Вы считаете, что уступаете в чем-то важ­ном для себя и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то в этом случае стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если Вы видите, что другой человек не оценит сделанного Вами и не собирается в свою очередь поступиться чем-то.

Стратегия приспособления немного напоминает уход, поскольку может быть использована для отсрочки и разрешения проблемы. Основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой.

Когда же Вы выбираете стратегию избегания, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему, уходите от нее.

Соперничество или конкуренция — отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на сопер­ника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.

Причины выбора человеком этой стратегии могут быть самыми разны­ми: потребность защитить свои интересы: жизнь, семью, благополучие, имидж и т.п.; желание установить приоритет в коллективе; стремление к ли­дерству; недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам; эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с другой точки зрения; критическая ситуа­ция, которая требует немедленного решения.

Эта стратегия оправдана, если Вы берете контроль в свои руки для того, чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Это может быть эффективным, когда Вы обладаете определенной властью и знаете, что ваше решение в данной ситуации наиболее правильно и Вы имеете возмож­ность настаивать на нём.

Когда Вы используете такой подход, Ваша популярность может упасть, но Вы завоюете сторонников, если быстро получите положительный резуль­тат. Однако, эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты — про­игравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле.

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. При­чинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс — единственный выход.

Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуации, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю­чающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому-то решению, которое позволит Вам сохранить взаимоотно­шения и получить хоть что-то.

Такой подход подразумевает, что каждый участник чего-то добился. Но если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет при­держиваться решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

Сотрудничествоэто стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозавися-щие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгод­ного решения. Иногда внешне сотрудничество напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения Вы изме­няете первоначальную позицию и частично или полностью уступаете парт­неру. Это происходит не потому, что он оказался сильнее Вас или более прав, а потому, что Вы нашли другое, более оптимальное для Вас решение своих проблем.

Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если Вы начнете реше­ние конфликтной ситуации таким способом, то скорее всего, достигните большего.

studfiles.net

Примеры успешного сотрудничества по жизни

Фитнес

Небольшой городок. На весь городок три финтесс-клуба. Казалось бы – можно соперничать и вовсю соревноваться.

Владельцы фитнес-клубов собираются и договариваются о следующих моментах.

  1. Мы все здесь работаем на хорошую цель – здоровье людей, и наша цель не друг у друга клиентов отбирать, а делать так, чтобы к нам ко всем приходили клиенты и новые и старые с удовольствием занимались.
  2. Если мы начнем друг у друга тренеров переманивать – в итоге, оптимальной наша работа едва ли станет. А вот если мы соберем общее собрание, станем тренерами меняться – это и тренерам удобно будет – дополнительный заработок во внерабочее время и людям, для которых в каждом клубе возможности разнообразить свои занятия будет больше.
  3. По отдельности каждый из нас может потянуть лишь штатного психолога. Если мы сейчас объединимся – то сможем открыть тренинговый центр.

Итого, по результатам – клиентов у каждого из клубов стало больше, при затратах меньших, чем если бы пришлось тратить на конкурентную борьбу.

Машины елочкой

Новый многоэтажный дом. Пока не все квартиры были заселены, машины на во дворе помещались. Когда жильцов заселилось больше, началась жесткая войнушка за место для машин.

Что делает один умный человек.

  1. Понимает, что все машины во дворе поместятся, если ставить их не как попало, а «ёлочкой»
  2. Пишет объявления об этом методе и развешивает внутри подъездов этого дома.

Итого: день проходит – ситуация та же. Два дня проходит – часть машин становится елочкой – места становится больше. Три дня – все машины стоят елочкой. Места хватает всем. Иногда появляются водители, которые ставят машину абы как, но так бывает недолговременно и редко.

www.psychologos.ru

Стиль сотрудничества. Управление конфликтами

Стиль сотрудничества

«Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако если у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех конфликтующих.

Стиль сотрудничества особенно эффективен, когда одна или обе стороны имеют скрытые потребности. В таких случаях бывает сложно “с ходу” определить источник неудовлетворенности. Ведь существует различие между внешними проявлениями (высказываниями или позициями в споре) и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Например, видимой “причиной” некоего конфликта на работе представилась медлительность работника. Но эта медлительность на самом деле скрывает более глубокую причину – неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание, зарплата и т. п.). Если оказывать воздействие только на поверхностное проявление, служащий будет ссылаться на свой тип темперамента, объективные обстоятельства и т. д. Если заставить его работать проворнее, то он найдет способы саботажа. И это будет его способ получения некоторой моральной компенсации.

Стиль сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Так, работник в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, в чем он нуждается. Если его начальник поймет это, примет стиль сотрудничества, то пойдет этому человеку навстречу, а в результате служащий будет более активен в работе, и, таким образом, проблема медлительности будет позитивно разрешена.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд сторон. Если стороны осознали, в чем состоит истинная причина конфликта, имеется возможность вместе искать новые пути его разрешения.

Стиль сотрудничества рекомендуется использовать в ситуациях, когда:

• решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраняться;

• у вас тесные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

• у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

• вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

• вы и ваш оппонент готовы предложить поставить на обсуждение некоторые идеи и обсудить их;

• все вовлеченные в конфликт стороны обладают равными возможностями и готовы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является наиболее продуктивным подходом к разрешению конфликтов. Однако этот стиль требует соблюдения определенных условий. Стороны должны переступить через негативные эмоции, сопровождающие конфликтные отношения, должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и совместно искать решение проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным по исполнению, но наиболее продуктивен в плане разрешения конфликтов и удовлетворения интересов всех сторон» [233, 121–123].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Примеры ситуаций общения из практики. — Студопедия.Нет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный социально педагогический университет

 

Кафедра психологии.

 

                                                                                                                

 

 

Психологические аспекты проектирования и реализации конструктивного диалога педагога с учащимися в современной школе.

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

группы АИ-511

Кувшинова Е.С.

 

Проверила:

Ракитина М.А.

 

База практики:

МОУ  гимназия № 14

Краснооктябрьского района

          

 

 

Волгоград

2013 г.

Цель практики:Осмысление студентом психологических аспектов педагогической деятельности, необходимых для проектирования и реализации конструктивного взаимодействия с учащимися в современной школе.

 

Задачи практики:

1)Актуализация психологических знаний для проектирования собственной педагогической деятельности.

2)Применение знаний на практике

3)Анализ проведенных действий

 

 

Конструктивный учебный диалог педагога с учащимися подросткового и старшего школьного возраста в условиях школы: возможности и ограничения.

В настоящее время возрастает роль общечеловеческих ценностей в развитии человека, в результате чего его индивидуальность представляет наивысшую ценность. Гуманистический подход предполагает, что ребенок в процессе обучения становится субъектом, способным к самореализации, саморазвитию, саморегуляции, что необходимо для становления его личности и диалогического взаимодействия с людьми.

Анализируя вышесказанное, становится понятным, почему педагоги и психологи уделяют пристальное внимание внутреннему психическому миру ребенка, его потребностям, чувствам, воле и поступкам. Эти черты ярче всего проявляются в диалоге, представляющем собой неотъемлемую часть современного школьного процесса обучения. Именно диалог, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. Диалог является средством развития индивидуальности подростка, так как диалогические ситуации позволяют не только осмыслить его речевой поступок, но и устанавливают взаимоотношения между участниками диалога, позволяющие каждому проявлять свою личную позицию. Такой поступок требует от подростка самостоятельной мыслительной активности, которую педагогу следует направлять на решение учебных проблем.

Однако, как показывает опыт работы с подростками в диалогическом режиме, организация этого процесса на уроке в основной школе представляет для современного педагога значительную трудность, так как подростковый возраст отличается качественно новыми характеристиками: большим желанием ребенка проявлять себя как личность, а также стремлением реализовать индивидуальные способности в «интимно-личностном общении». В процессе обучения нередко возникают конфликтные ситуации. Перед педагогом встает непростая задача – изменить отношения в образовательном процессе, то есть перевести их из объект-субъектных в субъект-субъектные, для того чтобы установить контакт с подростком, сделать возможным проявление в диалоге его индивидуальных качеств.

Одним из наиболее важных факторов, который я для себя отметила, наблюдая за деятельностью учителя, является фактор учёта индивидуальных способностей учащихся. Учитель предоставляла возможность каждому высказать свое мнение или проявить свои знания, никого особо не выделяла, но поощряла активность каждого, обращалась к личному опыту учащихся, тем самым обеспечив мотивационную готовность детей. Так как моя предыдущая практика в школе была основана на монологическом общении (в связи с возрастом учащихся), то практика этого года значительно отличалась. Во время этой практики я проводила занятия в 10-11-х классах. И, прежде чем строить свой урок, который должен быть основан на диалоге, мне необходимо было понять, что же такое конструктивное диалогическое общение и как его построить с подростками и старшими школьниками.

Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и с педагогом. Участники диалога не только передают друг другу известные всем знания, но и разворачивают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. Конструктивный учебный диалог — это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и педагога) к общему для всех познавательному результату.

Какова же главная цель диалога в процессе обучения? Она заключается в стимулировании познавательного интереса, вовлечении аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждении к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль диалога в процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора. Специфика диалога заключается в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса.

Конструктивный учебный диалог — понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны. Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении: от известного к новому. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.

Принципы организации конструктивного учебного диалога.

Учителю требуется большое педагогическое мастерство, чтобы руководить диалогом, направлять его, допускать плюрализм мнений и свободу суждений. Сохраняя право на последнее (авторитетное) слово, педагог должен учить школьников «парадоксальному разуму культуры»: грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, монологическому развертыванию положений, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию.

Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть конструктивным.

• Предмет обсуждения должен содержать внутренний потенциал для разворачивания диалога, то есть давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения.

• Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать псевдообсуждений (переключения внимания на другие темы), а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы

• Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизованные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.

• Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Когда тот не справляется с ролью ведущего, диалог перестает быть управляемым. Задача педагога — найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать сверхзамысел урока, но и сохранить свой авторитет, статус в глазах окружающих. Если учитель не ощущает в себе достаточных лидерских качеств, предпочтительнее перепоручить ведение разговора другому лицу.

• Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.

Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

Главными же «Точками затруднения» в ходе диалога стали:

Вхождение в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах — «точках удивления», мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

Основное средство удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

За время прохождения практики посредством наблюдения за деятельностью учителя на уроке, поведением детей в различных ситуациях, как учебных, так и внеучебных, и своей собственной педагогической деятельности, мне удалось выявить некоторые особенности и закономерности построения взаимодействия с учащимися, а также проанализировать и наметить пути развития именно конструктивного диалога УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ.

Примеры ситуаций общения из практики.

Основываясь на вышеизложенном теоретическом материале и собственном опыте, я попыталась построить конструктивное взаимодействие в ходе своей практики. На рассмотрение могут быть вынесены следующие случаи:

 №1 На дом было задано письменное высказывание по теме: Моя идеальная семья. На уроке осталось время, и я попросила ребят рассказать его устно как презентацию.

Я: Ксюша, ты сделала дом задание?

Ксюша: Да

Я: Начинай отвечать

Ксюша: (молчание потупила глаза в тетрадь)

Я: Ксюша, ты готова?

К: да

Я отвечать будешь?

К: нет

Я : почему?

Крик с задней парты: Да стесняется она, че вы ее трогаете!

Я: Ксюша, ты же понимаешь, что правильного ответа на данный вопрос нет, каждый делится своим пониманием данного явления. Все ошибки грамматические и лексические мы исправим, бояться ошибок не стоит, все их совершают. Не получается только у того, кто их не делает. Будешь отвечать, Ксюша?

К: нет

Я: а если я двойку поставлю?

К: (машет головой)

Я: хорошо, Артем, готов? ….

 

 Первую попросила ответить Ксюшу так как, девочка очень хорошо отвечает, но только если ее спросишь, сама инициативы не проявляет. Если честно, была удивленна отказом. Я попыталась смотивировать ее тем, что это эссе, в котором каждый пишет свое мнение (сколько людей, столько и мнений). Плюс попыталась объяснить, что я отношусь к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям. Последним моим аргументом стала двойка, которую я конечно не собиралась ставить. Однако, ничего мне не помогло. Когда я проверяла работу, я нашла несколько ошибок. Их я исправила и подписала, что работа очень хорошо выполнена и вполне достойна того, чтобы быть прочитанной в классе вслух. Я думаю, если Ксюша систематически будет сдавать хорошие работы, и получать за это похвалу, то в ней сформируется чувство уверенности в себе и она станет легко отвечать устно. Боязни наделать ошибок отойдет в сторону и станет частью работы на уроках иностранного языка.

 

№2. Самым проблемным ребенком был Ваня, он отказывался работать на уроке, не выполнял домашнего задания. Сам не делал и другим не давал. Была тысяча ситуаций, в которых я поднимала голос, пересаживала его в другое место, смотрела на него укоряющим взглядом, ставила двойки. Ваня успокаивался на несколько минут (мах 10) и продолжал мешать мне вести урок. Во время выяснения причин невыполненного домашнего задания, я пользовалась методами двухсторонней аргументации и контаргументации, в итоге мы приходили к выводу о том, что он все-таки мог сделать все необходимое, просто поленился.  Я разговаривала с его учителем, Людмила Анатольевна сказала, что он самый избалованный в классе, родители им почти не занимаются, он ничем не интересуется. Из всего этого, не сложно сделать вывод, что ребенок просто пытается привлечь к себе максимум внимания как учителя, так и всего класса. Лично я сделала вывод, что как студент-практикант, я могу сделать только одно, заинтересовать его в том, что происходит на уроке, построить процесс обучения так, чтобы он принял в нем участие. Пару раз мне это удалось сделать. Особенно мне помогла официальная атмосфера открытого урока, Ваня (даже с удовольствием!) выполнял задания, один раз даже вышел к доске, чтобы написать слово, сам не знал что делать, вдвоем мы все-таки пришли к правильному ответу. =) В целом, конструктивного взаимодействия у меня с Ваней не получилось, если честно, я даже не знаю, чтобы я предприняла будучи его учителем. В тоже время такой опыт оказался полезным, так как он натолкнул меня на дальнейшее исследование данной проблемы.

 

№3 Вторым бунтарем был Самед, самое интересное заключается в том, что мальчик очень интересуется иностранным языком, хорошо говорит на нем и собирается сдавать ГИА. Воздействовать на него было так же тяжело как и на Ваню. Приходилось их рассаживать, ругать, читать нотации иногда. Самеда в основном ругала Людмила Анатольевна. Как только он становился активнее, она тут же вмешивалась в урок. Однако, Самеда было проще отвлечь, так как мальчик все понимал, что происходит на уроке и мог дать ответ в любой момент. Понятно, что Ваня является своего рада отрицательным лидером в классе и его отсутствие это наглядно показывало, дети были спокойные, занимались делом. На выходки Самеда я попыталась обращать меньше внимания, а концентрироваться на том, что он делает на уроке. Исправление ошибок действовало на него, он становился спокойнее, задумчивее. Самеда можно было, на мой взгляд, не хвалить, он и так знает, что он замечательный, учитель его очень любит, так как они много работают вместе (научная работа). Конечно, оценивая его работы, я говорила о плюсах, но я делала особый акцент на минусах, давая ему понять, что он многое знает, но этого не достаточно, для удачной сдачи экзамена. Т.е. мое конструктивное взаимодействие с ним, заключалось в том, что я указывала на его ошибки и предлагала пути их решения. Все остальное отвлекало его от учебного процесса и как следствие, мешало мне работать со всем классом.

 

№4. Особый подход понадобился к девочками: Олеся, Рита и Арина. Они ходили всегда вместе, даже сидели иногда втроем за одной партой. Разделять в первые дни я их не стала, иногда они отвлекались, но взгляда или упоминания их имени было достаточно, для того, чтобы они вернулись к работе. Отвечали они на уроках редко, плохо понимали установки. Однако, я была приятно удивленна, когда увидела их письменные работы. Видно, что девочки стараются и хотят хороших оценок. После первого эссе, я разбирала ошибки со всем классом, не называя их «авторов», хотя по моему взгляду девочки поняли, к кому именно я обращаюсь. Во время перемены я обсудила их ошибки с ними наедине. Проблема заключалась в том, что ошибок огромное количество, и я осознавала, что если я просто поставлю тройки и двойки не разбираясь, то могу вообще отбить желание к обучению. Я постаралась найти максимум хорошего в каждой работе и указала все преимущества, моим основным аргументом стало: «вы проделываете такой объем работы, и делаете однотипные ошибки, неужели вам не жалко потраченного времени, потратьте еще полчаса и результата будет положительным». Я отдавала им их работы непроверенные, настаивала на том, чтобы они сами нашли и исправили свои ошибки. На последних уроках девочки стали отвечать устно, чем очень меня порадовали. Получается, я поступила правильно. Я лично разобралась с каждой вне урока, узнала их особенности, и ученицы пошли ко мне на встречу, стали работать на уроках. Им стало понятно, что от них требуется, мне стало проще предвидеть их возможные трудности и следственно помогать в процессе взаимодействия на уроке.

Авторская работа на тему:

«Конструктивное взаимодействие педагога с учащимися в современной школе»

        Всем прекрасно известно, что 21 век не лучший для учителя в нашей стране, отношение и учеников и их родителей к нашей профессии оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на все сложности, нам приходится работать в этой атмосфере и попытаться построить процесс обучения так, чтобы ученики мало того знали предмет, так еще и обладали определенными навыками общения. Особенно это касается обучению иностранному языку, ведь цель – это формирование коммуникативной компетенции. На нашем примере ученики должны видеть как выгоднее строить взаимодействие между сторонами, как организовать процесс общения, чтобы он принес плоды всем его участникам.  При организации конструктивного диалога с учащимися, учитель должен обладать знаниями возрастных и психологических особенностей детей, с которыми он работает, а также учитывать их потребности и интересы. К сожалению, в современной школе не часто можно встретить педагога, который грамотно выстраивает линии взаимодействия с детьми.

Если говорить о подростках, юношеском возрасте, то нужно отметить следующее — как раз в этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. Именно эта возрастная специфика позволяет реализовать основные задачи: помочь подростку, с одной стороны, овладеть психологическими знаниями, способствующими личностному росту, а с другой — достичь конструктивности в решении жизненно важных, реально существующих у растущего человека проблем.

Достаточно сложно прийти в класс и сразу начать там работать, поэтому нам студентам, жизненно необходимы теоретические знания по построению конструктивного диалога, так как нам нужно достичь определенных результатов (образовательные цели, конкретные ЗУНы) за короткий промежуток времени. И если мы будем пренебрегать важностью психологического аспекта работы, то вряд ли придем к назначенной цели.

Я считаю, что мне очень повезло с классом. Дети изначально были настроены положительно и были готовы к сотрудничеству. Конечно не обошлось без проблем, однако мне не приходилось уделять много внимания дисциплине в классе. Сложность заключалась в том, чтобы найти определенный подход к каждому ребенку. Как только я нащупала эти ниточки, за которые можно дергать, практика уже закончилась.

В процессе работы я поняла, что можно и нужно использовать все тебе известные формы и методы построения конструктивного диалога, каждый ученик – это личность, на кого-то подействует аргументация, а на кого-то наказание или введение определенных санкций. Нельзя ограничиваться одним или двумя способами решения проблемы, нужно пробовать заходить с разных сторон, искать пути решения проблемы.

        Моя задача как учителя состоит в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, темп и ситуативность.

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л. Рубинштейн, обращая внимание на то, что «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит».

Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать интеллигентного человека, человека, который может правильно, содержательно и интересно излагать свои знания, полученные самостоятельно из проработанного текста, от учителя и своих одноклассников. Самым главным результатом работы является устойчиво высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, интерес и понимание важности изучения иностранного языка в современном мире, потребность пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *