Ситуативная и личностная тревожность – Личностная и ситуативная тревожность

Содержание

Ситуативная тревожность – это повод предпринять меры

Рада приветствовать всех на моем блоге! Давайте на чистоту…. Как часто вас посещает тревога? Бывает ли, что вас накрывает всепоглощающее чувство беспомощности и растерянности? Вы боитесь, не можете принять решение, а ситуация в которую вы попали, кажется просто безвыходной. В психологии, существует понятие — ситуативная тревожность — это повышенная, болезненная тревожность, которая возникает вместе с возникшей проблемой. Стоит ли бороться с таким явлением? Безусловно, и сегодня я расскажу о том, как она проявляется и способы исцеления.

Тревожность: Разновидности. Самоанализ

Существует такое определение как «полезная» тревожность.  Это тот уровень, который должен быть в каждом человеке, ведь мы не роботы, нам присущи страх, волнение, переживание. Однако когда уровень зашкаливает, тревожность  становится угрозой эмоционально-психического состояния и просто мешает человеку нормально существовать. Ведь столкновение с любой, даже незначительной проблемой, вызывает у человека своего рода паническую атаку.

Для того чтобы понять, является ваша тревожность нормой или отклонением, я предлагаю прочесть мою статью о классификации тревожности и факторах ее возникновения. Для чего это нужно? Адекватная оценка тревожности поможет принять проблему и сформировать ее решение, провести самоанализ и начать следить за своим состоянием. Пройти диагностику своей тревожности, психологи предлагают по шкале тревоги Спилберга. Это информативный способ самооценки позволяющий выявить проблему, если такая есть.

Некоторые мои клиенты путают ситуативную и личностную тревожность. Для начала нужно определиться с какой проблемой столкнулись именно вы. Личностная тревожность – это не отпускающее чувство тревоги, без видимых оснований. Такая форма тревожности чаще всего сопряжена с неудовлетворенностью жизнью или собой. Человек боится, что чего-то не успел, не добился, что-то упустил, чему-то не соответствует. «Нашему сознанию присущ коварный заскок, который, если за ним не уследить, способен довести до умопомешательства»- сказал Марк Менсон, автор популярной книги «Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо». Я бы рекомендовала ее прочесть. В ней, автор поднимает тему навязанных обществом рамок и тревожность несоответствия с этими самыми рамками.

Признаки ситуативной тревожности

Многие, столкнувшиеся с такой формой тревожности и не догадываются о том, что это не есть норма, списывая свое состояние на естественную человеческую реакцию и особенности характера. Определить наличие высокой тревожности помогут следующие характеристики:

  •        беспокойство;
  •        чувство сдавленной грудной клетки и учащение сердечного ритма;
  •        напряжение во всех мышцах, дрожь;
  •        головокружение;
  •        нервозность;
  •        покраснение или побледнение кожи;
  •        жар, на смену которому приходит озноб;
  •        чувство беспомощности и безысходности;
  •        бессонница;
  •        потеря аппетита;
  •        неуправляемый гнев.

Столкнувшись сразу с несколькими сигналами, важно обратиться к специалисту, который проведет диагностику, исключит ряд психических расстройств  и поставит точный диагноз. Ведь неконтролируемая тревожность грозит нервной системе и психологической стабильности.

Обнаружить источник тревоги

Задавайте себе вопросы, которые помогут прийти к самому корню проблемы, то есть к тому, чего вы боитесь больше всего. Бывает так, что строя цепочку из вопросов, по принципу в психологии — «а что будет дальше?», человек приходит к последнему ответу и вполне может оказаться, что ситуация надумана, нежели несет реальную угрозу. 

Но если последний ответ все же будет пугать, задайте вопрос «Что я могу сделать, чтобы повлиять на это?» Если вас беспокоит ситуация, неподвластная вам, советую прочесть мои статьи о том, как перестать метаться в ситуациях, на которые невозможно повлиять и как смириться с тем, что нельзя изменить.

Советы психологов по борьбе с тревожностью

А теперь я хочу дать несколько полезных рекомендаций, получивших положительный опыт в психологической практике в целом.

Первое и самое главное, попытайтесь взять под контроль внешние проявления мандража. Разложите мысли по полочкам, для этого можно воспользоваться методом с вопросами, о котором говорилось выше, для того чтобы оставить в голове одну единственную проблему вместо тысячи мыслей — тревожного «мусора».

Привести в порядок следует и окружающее пространство, ведь физическое имеет воздействие на психологическое. Уберите комнату, распрощайтесь с ненужным хламом и вещами, которыми вы не пользовались больше двух трех лет.

Начните питаться правильно. Как это связано? Теряя аппетит, страдает наш организм, ухудшаются мыслительные процессы, мы теряем энергию. Правильный и здоровый рацион, налаживает работу всех систем, включая нервную систему и психологическое состояние. Исследование показали, что сложные углеводы, жирные кислоты и витамины В группы помогают бороться с тревогой, стимулируют выработку гормона хорошего настроения.

Полезным инструментом является наше дыхание. Владея им, человек может предотвратить панику, поспособствовать снижению тревожности. Ровное, медленное и глубокое дыхание посылает сигнал в мозг, что никакой угрозы нет и все хорошо, на что тот отвечает расслаблением. Для того чтобы овладеть техниками дыхания и полного расслабления, многие психологи рекомендуют заняться йогой и медитацией.

Найдите время для тишины, которое посвятите абсолютному уединению, без интернета, мобильного телефона, телевизора. Суета и шум вокруг нас провоцируют стресс и повышение тревожности, даже у тех, у кого обычно умеренный уровень ситуативной тревоги. Поэтому отправьте детей к родным, отключите связь с внешним миром, заварите чай и погрузитесь в тишину и умиротворение наедине с самим собой.

Удивительно, но одним из эффективных способов побороть тревогу, является отвести специальное время для нее. Не одну эмоцию нельзя подавить в себе, не дав ей выход. Поэтому выделите 10 -20 минут на то, чтобы обдумать проблему, поискать решения, прокрутить все возможные сценарии и исходы, можете посоветоваться с близким человеком. Уделите достаточно времени этому, но постарайтесь не переусердствовать.

И не забывайте обращаться за помощью к психотерапевту, если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь.

На этом у меня все. Подписывайтесь на обновление, делитесь материалом в социальных сетях. До свежих обновлений друзья!

Интересные статьи по теме:

  • Презрение – это чувство или черта характера

    Здравствуйте, дорогие читатели! «Я презираю тебя», - наверное это самое неприятное, что можно услышать от своего знакомого. А что эти слова говорят о человеке, который их произносит? Сегодня мы попытаемся…

ezy-life.ru

1.2 Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность». Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь психологических особенностей с тревожностью у школьников младших классов с задержкой психического развития

1.2 Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка

Тревожность -- одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность...

Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы

1.3 Тревога, тревожность и страх: соотношение понятий

В науке различают понятия "тревога" и "тревожность". Понятие "тревога" было введено в психологию З. Фрейдом и в настоящее время рассматривается многими учеными (О.А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз и др.), как разновидность страха...

Зависимость уровня ситуативной тревожности от воздействия умеренных физических нагрузок

1.2 Факторы, влияющие на тревожность

Отдельным вопросом, требующим внимания является проблема причин возникновения состояния тревожности и факторов, влияющих на динамику этого состояния...

Индивидуальные различия эмоционального напряжения спортсменов в предстартовой ситуации

1.1 Характеристика понятий «индивидуальные различия», «эмоциональное напряжение», «тревожность»

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия -- это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия...

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

1.2.2 Тревожность

А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство...

Комплексная диагностика личности

1.2.3 Тревожность

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения...

Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

1.2 Сущность и характеристика понятия тревожность. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. К. Хорни под тревожностью понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь...

Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности

Глава 1. Ситуативная тревожность, самооценка, фасилитация

...

Сравнительный анализ самооценки и тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей

1.1 Сущность понятия "тревожность"

Тревогу можно определить, как состояние беспокойства в ситуации, которая носит для субъекта физическую или психологическую угрозу. [6, c.175] З. Фрейд под тревожностью понимает проявляемое свойство человека приходить в состояние беспокойства...

Тревога и тревожные состояния личности

1.1 Понятие тревога и тревожность

Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх. Тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst)...

Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

1.2 Подростковый возраст и тревожность

Превращение ребенка во взрослого - сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии, до политики и экологии. Подростковым принято считать период от 9-10 до 16 лет...

Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

Глава 2. Тревожность

...

Управление тревожным состоянием школьников на уроках физической культуры

1.1 Определение понятий: возбуждение, тревожность, стресс

Возбуждение -- это общая физиологическая и психологическая активизация, колеблющаяся в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения (А.Л. Попов, 2002)...

Уровень тревожности как фактор агрессивного поведения подростков

1.3 Тревожность в поведении подростков

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности...

psy.bobrodobro.ru

Ситуативная и личностная тревожность интраверта

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты темы ……………………. 4

1.1. Характеристика интровертного типа ………………. –

1.2. Понятие тревожности………………………………... 6

1.3. Различение ситуативной и личностной тревож- ности ……………….……………………………….. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта …...……..……… 14

Заключение ………………………………………………... 20

Список литературы ……………………………………….. 21

Введение

В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.

Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.[1] Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

3. Обобщить сделанные выводы.

Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.
Глава 1. Теоретические аспекты темы

1.1. Характеристика интровертного типа

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.[2]

Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог. Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.

Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя собственная компания»[3]

Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.

Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.

1.2. Понятие тревожности

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события». Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.

mirznanii.com

Ситуативная тревожность: симптомы, признаки, диагностика и лечение

Описание

Ситуативная тревожность – один из видов болезненной тревожности. Ситуативная тревожность, в отличие от личностной тревожности, проявляется в определённых ситуациях, при которых возникает проблема.

 

В большинстве случаев, проявление ситуативной тревожности – это явление, считающееся нормой в поведении человека. Болезненность оно приобретает, когда по прошествии ситуации, или после ее решения, человека не отпускают симптомы тревоги.

Симптомы

Возможные признаки и симптомы ситуативной тревожности:

  • сильное беспокойство;
  • терзаемое чувство вины;
  • ощущение пустоты, головокружение;
  • учащенное сердцебиение, сдавленность в грудной клетке;
  • нервозное состояние;
  • напряжение всех групп мышц;
  • резкое наступление бледности кожных покровов или наоборот, их покраснение;
  • чувство жара, сменяющееся ознобом;
  • долгое замешательство, невозможность выйти из этого состояния;
  • диарея, боли в области желудка;
  • потеря чувствительности;
  • ощущения полной безнадежности собственного бытия;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • неконтролируемый гнев.

Диагностика

Диагностику при ситуативной тревожности проводит врач - психотерапевт или психолог. На основании характерной клинической картины, при наличии явных причинных ситуаций, ставится точный диагноз.

 

Важно провести также дифференциальную диагностику, чтобы исключить различные виды нервных расстройств, психических расстройств, и других заболеваний, со сходной клинической картиной. Во время диагностирования применяются специально разработанные тесты, которые показывают полную картину состояния психики пациента. Таким тестом, к примеру, является, тест Спилбергера – Ханина.

Профилактика

Профилактикой любого вида тревожности, в том числе и ситуативной, может служить здоровый образ жизни, укрепление с детства иммунной системы организма, нервной системы, путем закаливания, физическими упражнениями.

Соблюдение режима отдыха – работы, отказ от приема наркотических препаратов, алкоголя, никотина, и прочих средств, которые способны нарушать функциональность центральной и периферической нервной системы, привести человека к переживаниям ситуативной тревожности.

Лечение

Лечение ситуативной тревожности, по мнению многих врачей – специалистов, заключается в самопреодолении этого чувства. Если человек терпит данное состояние и со временем оно проходит, его считают здоровым. В случаях, когда ситуативное тревожное расстройство приводит к нервным срывам и развитию невроза, его необходимо лечить.

Главным лечебным методом, в данном случае, будет когнитивно – поведенческая терапия. Заключается она в искусственном создании опасных для пациента ситуаций и предотвращении негативных реакций со стороны больного. Таким образом, снижается общий уровень тревожности, вырабатывается привычное отношение к ситуациям, ранее вызывавшим тревожность. Иногда, когда состояние тревожности переходит в невроз, требуется лекарственная терапия.

nebolet.com

Диагностика ситуативной и личностной тревожности

Название: Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина
В архиве: компьютерный вариант методики «Опросник ситуативной и личностной тревожности» в формате exe.
Формат: exe (rar архив)
Размер: 202 Кб
Совместимиость: WINDOWS XP — 7

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Методики Ч.Спилберга

Тест «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханнина в комплексе с другими программами необходима в практической работе психологу, профконсультанту, кадровому специалисту для оценки личностной и ситуативной тревожности.

Тест Спилбергера - Ханина Тест тревожности Спилбергера - Ханина

Скачать опросник ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина:

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

5psy.ru

Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности

Тест Спилбергера-Ханина — это единственная методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. 

Этот тест поможет вам определить выраженность тревожности в структуре вашей личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не  соответствует величине реальной опасности. 

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в  данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на  экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от  того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не  задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от  того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и  личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ключ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№№

1

2

3

4

№№

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

1

4

3

2

1

21

4

3

2

1

2

4

3

2

1

22

1

2

3

4

3

1

2

3

4

23

1

2

3

4

4

1

2

3

4

24

1

2

3

4

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

6

1

2

3

4

26

4

3

2

1

7

1

2

3

4

27

4

3

2

1

8

4

3

2

1

28

1

2

3

4

9

1

2

3

4

29

1

2

3

4

10

4

3

2

1

30

4

3

2

1

11

4

3

2

1

31

1

2

3

4

12

1

2

3

4

32

1

2

3

4

13

1

2

3

4

33

1

2

3

4

14

1

2

3

4

34

1

2

3

4

15

4

3

2

1

35

1

2

3

4

16

4

3

2

1

36

4

3

2

1

17

1

2

3

4

37

1

2

3

4

18

1

2

3

4

38

1

2

3

4

19

4

3

2

1

39

4

3

2

1

20

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по  каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными сры­вами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Определенный уровень тревожности — естественная и  обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и  самовоспитания.

Мы уже говорили выше, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к  тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие

Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Литература

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44−49.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.

3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.

 

www.psycholog-consultant.ru

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера адаптирована Ю.Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности  — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из низ определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние  характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Методика предложена Ч.Д. Спилбергером и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.  На русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Описание. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

 

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Шкала ситуативной тревожности (СТ).

Инструкция: «Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

Суждения

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй

так

Верно так

Совершенно верно

1  Я спокоен

1

2

3

4

2

 Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

 Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

 Я внутренне скован

1

2

3

4

5

 Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

 Я расстроен

1

2

3

4

7

 Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

 Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

 Я встревожен

1

2

3

4

10

 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

 Я уверен в себе

1

2

3

4

12

 Я нервничаю

1

2

3

4

13

 Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

 Я взвинчен

1

2

3

4

15

 Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

 Я доволен

1

2

3

4

17

 Я озабочен

1

2

3

4

18

 Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

 Мне радостно

1

2

3

4

20

 Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личностной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

 У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

 Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

 Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

 Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие

1

2

3

4

5

 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

 Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

 Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

 Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

 Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

 Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

 Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

 Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

 Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

 У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

 Я бываю доволен

1

2

3

4

17

 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

 Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

 Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Ключ

Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 4 3 2 1
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 1 2 3 4
7 1 2 3 4
8 4 3 2 1
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 4 3 2 1
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
Сумма СТ=

 

Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 1 2 3 4
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 1 2 3 4
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 1 2 3 4
Сумма ЛТ=

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-34 баллов – умеренная; 45 и более – высокая.

Литература: Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234

world-psychology.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *