Сказка что делает – Что значит сказка для детей. Польза сказок

Что значит сказка для детей. Польза сказок

Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты.

Чему учит сказка

Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия.

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, — доброта.

В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.

Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

  • Сказку можно читать, а можно рассказывать. Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
  • Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
  • Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.
  • Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
  • Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
  • Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
  • Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
  • Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

myintelligentkids.com

Что делают с ребенком сказки

Пожалуй, мы не до конца осознаём, какую важную роль играют для нас и нашего воспитания сказки. Это значимая часть нашего детства. Сказка подобна живому организму — в ней все дышит, все наполнено смыслом. В любой момент неодушевленный предмет может ожить и заговорить — даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики и внутреннего мира ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами.

Благодаря сказкам у ребенка активизируется фантазия и интуиция, развивается способность становиться на место другого. И это важно для развития, ведь именно это дает возможность человеку почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

В сказке невозможное становится возможным. Здесь нет ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать. В сказке все неудачи временны и случаются из-за того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. Сказка раскрывает потенциал ребенка. Она учит тому, что проблемы могут разрешиться «сказочным» образом. Будучи взрослыми, мы не потеряли способность встраивать сказку в собственную жизнь, и до сих пор верим — и знаем, что чудеса бывают.

Маленький, ещё не умеющий говорить ребенок наполняет сказку своим актуальным содержанием, в котором можно рассмотреть, чем сейчас он живет, какие у него основные переживания. Часто бывает, что ребенок просит один сюжет читать много раз. Поверьте, для ребенка этот сюжет очень важен — вместе с персонажами он проживает что-то важное в своем внутреннем мире.

 

Так чему же учат ребенка сказки?

— Один из важных аспектов — разделение добра и зла, победа добра. Благодаря этой идее ребенок учится стремиться к лучшему.

— Ожившие персонажи окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

— Все ценное человеку достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для включения механизма терпения и формирования собственных целей.

— Окружающий мир — живой: в любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает детей, да и взрослых тоже, учит с уважением относиться к природе, людям и невоодушевленным предметам.

Задача родителей состоит в том, чтобы пробудить, воспитать и укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек — не человек.

До семилетнего возраста сказка для каждого ребенка — это самая здоровая пища, очень питательный хлеб. Сказка обогащает и совершенствует ребенка.

Сказка необходима ребенку для того, чтобы полнее, пышнее и богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период.

Никто не вправе отнимать у него эту ничем не заменимую пищу!

Виктория Филиппова, психолог

comments powered by HyperComments

badmama.com.ua

Настоящая сказка — что это такое? Александр Цвелик

Что такое настоящая сказка? Это просто выдуманная кем-то фантастическая история? Или поучительный рассказ, замаскированный под небылицу? Но мы знаем: есть сказки, которые чувствуешь настоящими сказками, а есть так, придумки-выдумки. Что же их отличает? И какие истории запоминаются нам так, что хочется рассказывать их детям?

И о чем они сами нас просят рассказать? Чего хотят от наших сказок дети? Вернее, к чему они прислушиваются в сказке? Что делает сказку сказкой, волшебством, что есть та субстанция, таинство сказки, без чего она теряет свою силу? Может быть, просто тот факт, что сказка рассказывает о чем-то, чего не купишь в магазине и не увидишь на улице? Может, захватывающий сюжет — чем все кончится? Или что-то другое важно?

Оказывается, это все есть, но главное — что настоящая сказка что-то делает с нами, помимо нашего ума, сантиментов, моральных поучений и рассудка. Начинаешь чувствовать, как душа освобождается от старой кожи, выходя из нее обновленной.

«Весна, Маугли, весна… Это когда ссбрасываешшь старую кожжу… Это волшебное чувссство… — сказал питон Каа…»

Как точнее обрисовать, что же делает сказку сказкой, а не просто калейдоскопом образов, вымышленным сюжетом? Для этого придется поворошить свои детские воспоминания или прислушаться, о чем говорят дети…

Настоящая сказка ничему не учит

Сказка — это не пестрая картинка, а непосредственный опыт присутствия в высшем мире, в бо́льшей полноте бытия. Истинная сказка подобна пище. Она не учит чему-то, а дает душе состояние присутствия в другой реальности. Причастившись ей, душа взрастает до видения высшего, как однажды увидевший в пятнах краски картину, уже видит не краску, а образ, через нее явленный.

Как же так, почему же сказка не учит? Ведь, как известно, «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Здесь Александр Сергеевич пошутил. Слукавил маленько.

Ибо сказка не учит морали, это дело басен. Настоящая сказка, а таких немного, да и люди перестали отличать их, настоящая сказка НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. В ней, в настоящей сказке, никакой ПОЛЬЗЫ нет. Потому что она находится ВНЕ мерила пользы. Так же, как тот факт, что высоту нельзя померить в килограммах, не означает, что понятие высоты отменяется.

Оно отменяется только для тех, кто не ведает ничего о высоте, а живет, меряя все килограммами, не в силах оторвать от них взора.

Я говорю ужасные вещи! Но ведь «добрым молодцам урок» знаем мы с детства! «В образной, доступной сознанию ребенка форме, сказка показывает, что добро побеждает зло, что быть добрым — это хорошо, а злым и жадным — плохо. Этому учит нас народная сказка» — повествует учебник.

Но подождите! Я поясню, что имеется в виду, когда говорю «истинная сказка ничему не учит, не ищите в ней ПОЛЬЗЫ». Это ведь совсем не значит, что из сказки нельзя сделать поучения. Так же, как из хлеба не запрещается наделать шариков. Но для того ли «хлеб наш насущный» дан нам на сей день?

Она, как молитва, — не на поучение, не на расширение набора знаний, не на мораль, не на выводы ума, — не на то направлена. Не для того была создана и не имеет цели учить посредством ума.

Она просто напрямую выводит нас из нашего константного состояния, помещая в другой мир, в другую среду, с другими законами. (Ум здесь может быть только помехой, когда он начинает цепляться за привычные понятия: «Постой, как же волк говорил с Красной Шапочкой?»)

То же самое с нами происходит, только на уровне тела, когда мы входим в воду, или всходим на гору, или приезжаем в другую, совершенно иную по обычаям, страну. Привычные значения вещей теряются. Поэтому в начале всегда идет присказка, выбивающая почву из-под ног привычного рассудка: «Было то давным-давно… За тридевять земель, в тридесятом царстве… В некотором царстве, некотором государстве…» Или: «Было то или не было…» Или даже более того: «Когда я был юнцом, качал в колыбели мать с отцом…» Или какой-то стих, уводящий от привычного: «На море-Океане, на острове Буяне, стоит дуб могучий. А на том дубу…» И так далее. И вот, сознание уже оторвалось от привычной рассудочной почвы, воспарило над всеми привязками повседневности.

Мы приуготовлены присказкой — вступить в другой, сказочный мир. Сказка направлена не на то, чтобы мы усовершенствовали и усложняли свое понимание ЭТОГО, предметного мира, не на накопление еще каких-то знаний, а на изменение конституции организма души. Душа меняется — и ей раскрываются новые области мира. Не посредством сообщения новых сведений, новой «информации», ибо все это нас не меняет, а только обременяет, как набитый непереваренной пищей желудок. А посредством изменения нас самих, раскрытия в нас (исподволь, очень медленно) нового взгляда, иного зрения.

Бывает, вам рассказывают в образном виде об ощущениях полета с такой силой, что благодаря этому у вас появляются крылья! То же самое происходит с душой, слушающей НАСТОЯЩИЕ сказки: она начинает жить в другом мире, постепенно пронизываясь законами его устройства, его языком, как бы некоей координатной сеткой, неким силовым полем распределения его «внеземной» логики.

Но это не просто «иной», выдуманный и уводящий в дебри нереальности фантазии мир. Это БОЛЕЕ ШИРОКИЙ МИР, узким срезом, маленьким частным случаем которого является то виде́ние, которое мы называем «реальностью». «Реальность» при этом не отменяется, являясь лишь частным случаем, так же, как Евклидова геометрия является частным случаем геометрии Лобачевского — более широкого видения геометрии.

Сказка дает именно непосредственное присутствие, нахождение, само бытие в более широком мире, нежели мир обыденный, профанный, евклидовский. Точнее было бы сказать: мы не просто присутствуем в более широком бытии, в высшем, но в истиной сказке мы даем высшему присутствовать в нас и нас менять. Истинная сказка не отвлекает от обыденности к иллюзиям, а вносит в нас нечто большее, чем обыденность, и потому обыденности поначалу представляется иллюзией, что превосходит ее.

Обыденному сознанию кажется, что оно оказалось в «неправильном мире, ложном употреблении вещей… так не делают, с точки зрения здравого смысла!» То, что кажется «причудами фантазии» выглядит так потому, что меняется оболочка привычных употреблений вещей и слов.

Все явления и предметы получают ИНОЙ смысл — смысл указующих на нечто перстов, и не имеют того смысла, который им назначает повседневное их предназначение. Так же, как трон не является просто красивым креслом, а указует на власть восседающего на нем монарха, так все явления и предметы в настоящей сказке имеют не предназначение, а указующее значение.

Мир в сказке — неизмеримо больше, а главное — ЕГО ЗАКОНЫ ИНЫЕ. Они отличаются так же, как законы пространственной геометрии отличаются от законов плоскости. Потому-то настоящая сказка и начинается с выведения слушателя с плана обыденности: «Было ли то, или не было… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Давным-давно…» Или: «Когда я был юнцом, качал в колыбели мать с отцом…» И вот уже не только пространство, но и сам ход времени иной, распались привычки причинно-следственного рассмотрения. Я уже присутствую при рождении своих родителей, и причина их рождения — мое появление на свет. Нас сразу же уводят с плана обыденности, из мира столов и стульев, где подают обед и ездят на машинах.

(«Ребята, где мы? Крыша, где ты? Ау! — восклицает «здравый смысл» и привычно хватается за слово «вымысел». — «а, это то, чего просто нет»… Ну ладно, детишкам глупым сойдет, они все слушают, зато сидят спокойно).

Но сказка разворачивается дальше. И тут внутренний морализатор, живущий по законам «жалко птичку, жалко коровку, и цветочек жалко, и животных надо охранять», попадает в иной мир, живущий по иному закону сопряжения образов, где нет ни птичек, ни коров на самом-то деле, и начинает критиковать его порядки и кроить по своему привычному разумению. Он хватается за бензопилу. Он начинает кромсать «дурацкую иную реальность», объясняя ее от пупка, перекраивая и исправляя на свой тупой лад.

Вспоминается мультик по миниатюре Хармса — про корову и маленького лягушонка. Корова спрашивает: «Что бы ты сделал, если бы был большой коровой?» А лягушонок очень хорошо показывает что: «Сначала подкоротил бы ножки! А потом подрезал бы рожки! А потом убрал бы хвост… И стал бы снова маленьким лягушонком!» Все кошмарные трансформации по ходу с гениальным комизмом показаны художниками мультика. Такие же монстры и уроды, но подаваемые всерьез, вымучивают из сказок: им начинают «подкорачивать ножки» благожелательные спасители детей от ужасов и садизма, вершимого над бедными животными и людьми «в этих ужасных народных сказках».

Но «ужасы» и «уничтожение» там вершатся не над людьми, а над темными СИЛАМИ — супротивниками (супостатами) человека, ОЛИЦЕТВОРЯЕМЫМИ злыми колдунами и ведьмами, поедающими людей и обращающими их в скот и в камни. Эти-то СИЛЫ и подлежат изгнанию и бескомпромиссному уничтожению в душе человека, но что для «реалистов жизни» есть душа? Мы ж ее не видали, на весах не взвесишь. А вдруг ребенок вырастет агрессивным? А он и вырастает на «приглаженных» сказочках либо инфантильным, либо агрессивным, а чаще — агрессивным инфантилом.

Звери ли это в сказке? Вещи ли это? Вы давно с печкой, со щукой, с медведем разговаривали? С волком, с козой? Бытовой рассудок НЕ ЗАМЕЧАЕТ, да и видеть этого не желает! И уж если в сказке написано «мама-коза», то коза! Животное на четырех ногах. Но речь идет не про козу в деревне, а про МАМУ! Про опекающее и кормящее начало, которое тоже иногда бывает ох какая КОЗА… Да, она ходит за молочком, кормит-поит, предупреждает даже. Но это начало от волка не спасает! От волка приходится все же спасаться, соображая и своей головой…

Однако, для плоского рассудка все плоско: сказано «коза» или «волк» — значит речь идет о животном на четырех ногах. Так, смотрим: «Занесено в Красную книгу, партия Зеленых против… Пропаганда истребления животных! Запретить сказку или переделать!» Что сейчас исправно делается повсеместно, а на Западе приняло просто апокалиптические масштабы.

Но не в лес отправляют волка в переделанной сказке! Тотчас пытаются перекроить сказочное пространство на бытовой лад мирного сожительства зверей в коммунальной квартире, где коза с козлятами благополучно сосуществуют с «перековавшимся» волком, вышедшим «на свободу с чистой совестью». А «медведь-лесной гнет» в Теремке, который «сел поверх и всех зверей подавил», принимает участие в коммунистическом субботнике по восстановлению и расширению рухнувшего «теремка», да еще теперь и с предзонником.

Я не случайно намекаю, что от этих «исправленных» сюжетов разит «бытовухой» и «блатотой»! Именно по образцу этих сценариев — «жизнь с соседом-уголовником» и «восстановление рухнувшего забора зоны силами заключенных» — и построены эти «сказки с хорошим концом»!

Прислушайтесь к внутреннему ощущению, которое вызывают эти «переделанные в добро» сказки. Если быть совершенно честным перед собой, они вызывают тонкую ноту тоски, ощущение какого-то «спертого душевного воздуха». Дурной бесконечностью, маятой и мытарством отдает то состояние, в котором теперь пребывают их герои: «Уж теперь от волка никуда не деться… И из теремка не уйти, прописали так, что только в петлю… И медведь этот на шее, и давит, давит…»

Так же, как и молитва, и медитация, истинная сказка причащает миру в его целостности, потому что мир предметов и вещей, обыденности — только узкий срез мироздания. Сказка возвращает широкую перспективу, приоткрывает более широкое ви́дение, продвигает его к полноте и высоте охвата мира — охвата, включающего и духовные законы мира. Она открывает двери из урезанности обыденного восприятия, когда обращают внимание лишь на рассудочную и материальную стороны мира.

Истинная сказка причащает к тем сторонам целостности бытия, к тем его силам, которые этот мир еще только творили и создавали!

В настоящей сказке важно даже не только и не столько то, что она помещает нас в другую реальность, которая формирует в душе новые органы «видения за деревьями леса», а за вещами — их более глубокого смысла. Сокровенный смысл сказки открыт и выражен самим ее названием: СКАЗ-КА. Процесс сказа дает нам силу перехода от профанного видения к вышнему огляду.

Сказка формирует подъемную силу души, ключ к высокому видению реальности, ключ, которым тогда владеем мы сами, без посредников и дозволяющих-наделяющих инстанций любого авторитарного рода!

Не кто-то, не по чьему-то ученому или рукоположенному позволению можем мы тогда смотреть на вещи другими глазами и видеть их с более высокой точки зрения, а сами обретаем способность усматривать в них высшее.

Здесь — важное: сказка, настоящая сказка, не повествует о сотворении мира, не показывает это на экране в образной форме, оставаясь все же как бы сбоку и взирая со стороны на мировой процесс, не рассказывает, как миф, о его сотворении. А именно производит внутри тебя самого этот процесс сотворения мира, может быть, какой-то его части, причащает этому процессу.

Истинная сказка меняет нас, а не прибавляет мир образов вокруг, не несет какую-то «информацию», «сведения об окружающем мире». Она рассказывает о тебе, о структуре твоей же души, только при помощи образов внешнего мира. Так же как вода или пища, утоляя жажду и насыщая, меняют наше состояние, и потому мир впоследствии вокруг также является нам иным. Но изменилось не окружение, а глаза наши прозрели, и свет, до того светивший, но не видимый нам, стал доходить до нашего сознания.

«Так что же такое настоящая сказка? — сказали мне, прочтя эту статью, многие. — Мы ничего не поняли»… «Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…» Сказка — это ты!


Автор статьи художник, педагог Александр Цвелик

В качестве иллюстраций к статье взяты работы учеников школы живописи Александра Цвелика.

nsportal.ru

Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок

Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Какие бывают сказки

Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

  1. Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
  2. Использование пословиц и поговорок.
  3. Обязательная победа добра в финале.
  4. Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
  5. Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.

Это интересно: аллегория в литературе — что это, примеры.

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

  • принадлежность героя к миру волшебства;
  • неприязнь между приёмными родителями и детьми;
  • герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

obrazovanie.guru

Сказка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

  • Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание).
  • Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Термин «сказка»[

ru.wikipedia.org

Что такое сказка, и для чего она нужна?

Сказка«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал  сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с утановкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитреее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: «Шемякин суд», «Каша из топора».»Барин и плотник», «Мужик и поп».

Чем сказ отличается от сказки?

Основное отличие сказа от сказки в том, что в сказе есть рассказчик, и этот рассказчик не является автором истории. Кроме того, героями сказа чаще всего являются реально существовавшие люди, хотя в сказ и добавляется много новых вымышленных деталей.

Чем миф отличается от сказки

Миф – это сказание о жизни, быте, традициях и особенностях народа, который в мифе описывается. Мифы всегда связаны с религией, в них присутствуют боги и полубоги. В сказках героями могут быть обычные люди, такие же, как мы с вами.

Для чего нужны сказки

В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще.

Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.

Чему учат сказки? Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.

Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.

Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.

Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.

И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.

Читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою принцессу, а та смиренно дожидается его. Поэтому читайте сказки. Рассказывайте их своим детям, придумывайте вместе новые сюжеты, сопровождайте их игрой в куклы или рисованием. Ведь подарить себе и своему ребенку немного хорошего настроения перед сном очень просто!

dzherri.ru

Сказка как инструмент развития человека

Статья Натальи Петрук

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет».

Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Все мы родом из детства. Навряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Колобка, Репку и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны. Почему же мы и наши дети так любим сказки? Какова польза сказок? Что это — сказка?

Для мечтателя «Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!». Для философа (Ильин) «сказка – это своеобразный вход в душу ребенка, в его мир». В.А. Сухомлинский говорил, что «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

Можно также сказать, что славянские сказки — это зашифрованное послание наших Предков. Народная мудрость гласит — «Сказка складом красна».

Так что же такое сказка? Понятие сказки глубоко и многогранно. Особое мироощущение, что заложено в этом удивительном повествовании, магически вбирает в себя нереальность, волшебство и скрытую за иносказаниями правду жизни и секреты мироздания. Этот жанр называют «клубком» словесного устно-поэтического творчества, который принадлежит двум искусствам — фольклорному и литературному.

Фольклорная сказка возникла много тысячелетий назад, сочинялась добрыми людьми, видоизменялась, шлифовалась и передавалась из уст в уста. Получился концентрат мудрости поколений прошедший оценку веками. Сегодня мы можем наслаждаться самобытными и уникальными произведениями русского народа, как нектаром знаний, благодаря заботливым собирателям народных сказаний таким как Даль, Афанасьев, Худяков и другим.

А вот литературные авторские сказки возникли недавно. Основанные на фольклоре они дополняют произведение поэтичностью, трепетностью, образностью. Вспомним сказки Хмельницкого, Бажова. Чуковского, Гриима, Пушкина. Такие сказки ненавязчиво воспитывают ребенка, развивая в нем мужество, самостоятельность, бесстрашие, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, творчество, доброту, разжигают воображение, обогащают духовный мир, учат замечать и ценить прекрасное, красоту окружающего мира, познавать его законы. Так происходит волшебная непознаваемая подготовка к их будущей гармоничной жизни.

Сказки решают «детские» проблемы

Сказка — это как вкусная, но полезная конфета. За яркой обверткой волшебства, которая так манит детей, так близка им, кроются знания и мудрость необходимое им для развития полноценной личности.

Можно сказать, что сказка — это своеобразное лекарство от любых детских проблем. Только лекарство вкусное, легко проглатываемое, которому ребенок не будет противиться, воспримет без критики. Это ль не чудное подспорье родителю. Вообразите — ребенок не слушается, выбирается одна сказка, ребенок агрессивный — другая, не умеет общаться с окружающими, боится чего то, стесняется, кричит, жадничает, беспокойный или наоборот очень молчаливый и инертный, склонный к безделью — еще одна сказка.

Как и всякое лекарство, для того, чтобы оно было максимально эффективным, нужно уметь выбрать подходящую сказку, учитывая ваши обстоятельства, причины проблем поведения вашего чада, возраст, его характер. Чуть дальше я расскажу о некоторых правилах и советах, как это сделать. И если вы это сделаете, вы увидите, как легко ваш ребенок начнет преображаться, а ваша головная боль исчезнет, уступая место открытости и взаимопониманию между вами. Только вам при этом совершенно не нужно будет тратить свое время и силы на убеждение, долго и нудно объяснять, почему, к примеру, вот так правильно и нужно делать, а вот так нельзя, тратить нервы на крики и мучиться потом чувством вины за проявление излишней жесткости к вашему любимому малышу или малышке.

Просто дать послушать нужную сказку, а потом ее обсудить и помочь до конца понять.

Язык символов в действии

Ведь так было испокон веков — сказки слагались нашими пращурами и использовались не столько для развлечения, сколько для назидания, помните: «сказка ложь, да в ней намёк…». На что? На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимают сказку дети: молча и заворожено. За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах.

Язык символов не является «мифом» или «маскировкой» — это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова — язык нашего сознания. Символы, пришедшие из глубины веков, ребенку ближе и понятнее, чем взрослому.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания и обучения детей. Очень мудрый и действенный. Такими методами всегда владели хорошие мамы и бабушки. Так в древности, когда ребенок совершал какой-то проступок, то его не торопились наказывать физически, а всегда «заводили рассказ», наставляя его на истинный путь на понятном и приятном уму уровне мышления и языке. После чего ребенок сам мог осмыслить свое поведение и сделать выводы, чтобы потом не повторять содеянного.

Рассказывая сказки своим малышам, мы передаем им наш опыт и опыт наших предков. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, учиться сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Сказки очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения, тем самым подсознательно готовя малыша ко взрослой счастливой семейной жизни.

Очень важно понять одну простую вещь — если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас понимал, слушался, с ним нужно говорить на его языке! Вы же понимаете всю бессмысленность беседы между двумя людьми, когда один обращается к другому на китайском, а ему отвечают на русском. Понимания не добьетесь, даже если будете очень громко и выразительно кричать.

Я когда-то это ярко поняла, будучи в Италии. Заблудилась и решила спросить на английском, как пройти в нужном направлении у одной итальянки. Итальянка, к которой я обратилась, охотно согласилась объяснить, но из английского, как оказалось, знала только 5 слов. Очень долго, красочно с жестикуляцией объясняла на своем. Я лишь поняла приблизительное направление и эмоцию — благо она была позитивной и радушной.

Так и дети — они понимают символьный, образный, красочный язык, взаимодействуют на чувственно-эмоциональном уровне, а впитывают и воспринимают информацию только на примере личного опыта и поведения того, кому они импонируют и любят. Зачастую, это родители. А мы далеко не идеальны, можем невольно подать неправильный пример, не потому, что мы плохие, а просто потому, что такие уж вышли.

К примеру, мы можем сами разбросать вещи или некрасиво поругаться с соседом, и потом совершенно несправедливо накричать за аналогичные проступки на детей — например, за разбросанные игрушки, или за драку в садике. Из всех объяснений ребенок поймёт лишь то, что его не любят.

С помощью сказок всё можно объяснить значительно проще. Сказочные герои, горячо любимы детьми. И вот они то и составят нам подспорье. Они всегда добрые, честные, справедливые, щедрые, смекалистые и простые. Они на сказочном языке донесут до разума вашего крохи, как правильно поступать. И, поверьте, их дети послушаются с радостью, примеряя на себя их характер, попытаются подражать, запомнить правильные схемы взаимодействия между людьми, модели социального поведения, отношения к природе.

Видите, как все глубоко и познавательно в сказке? Дальше еще интересней.

Сказки для взрослых

Мы привыкли считать, что сказки лишь детская забава. Но Сказка оживляет душу взрослому человеку, удивительным образом придает сил, настраивает на благополучие, помогает перезагрузиться — взглянуть по-иному на текущую жизненную ситуацию, взглянуть на реальность сквозь призму сказки глазами сказочного героя, всегда уверенного в себе, находящего выход из любого трудного положения, пережить с ним страхи и победу добра над злом.

Да, победа нереальна, как и сказочные трудности, но переживания абсолютно реальны. Это уже научно доказанный факт. Вот они-то, эти переживания, и позволяют расслабиться взрослому ровно настолько, чтобы сквозь щелочку обыденности смогла просочиться и вселиться свежая идея, надежда или даже уверенность, что все хорошо и все получится.

Сказка – это дверь из суеты, жесткой логики, вечно сопровождаемой сомнениями, в мир чувственный и эмоциональный, в мир абсолютных возможностей. Эта дверь так легко отворяется детишками, потому что они все еще мыслят образами, настроены больше на интуитивное чувствование мира, нежели на анализ. И так трудно поддаётся взрослым, так как,  взрослея, мы привыкаем все подвергать холодному анализу. В этом наша разница. А ведь ключик, как к пониманию ребенка, так и разрешениям жизненных тупиковых ситуаций, зачастую находится в том безграничном удивительном мире нашего воображения и интуиции, соединенного с мудростью и опытом предков.

Виды сказок и примеры их применения

А теперь, как я и обещала, будут даны конкретные примеры применения сказок, учитывая их многогранность. Ведь как и наша жизнь многогранна, так и сюжеты народных сказок многообразны — сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах и т.д.

В сказках о животных сюжеты представляют собой комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль». Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому эти сказки лучше всего передадут детям жизненный опыт.

Волшебные сказки наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко), культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость. Это сказки: «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль» и т.д.

Они несут в себе информацию о духовном развитии человека. Они интересны для тех, кому за 6-7 лет.

Легендарные сказки — это адаптации былинных и эпических повествований. Это такие сказки как: «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка».

Новеллистические (бытовые) сказки. В бытовых сказках, герой – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла». Эти сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Эти сказки подходят для детей подросткового возраста.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины.

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.

Страшные сказки, сказки-страшилки. В этих сказках наблюдается самотерапия: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Идеи, заложенные в народных сказках

Накапливая в себе мудрость прежних поколений, сказки обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи:

1. Окружающий нас мир живой, в любой момент может заговорить с нами, то есть формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование, что способствует формированию у ребенка чувства принятия другого.

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра — поддержания бодрости духа и развитие стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти — формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами — формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру

Функции сказок

Воспитательный эффект

Сказки слагались нашими пращурами и использовались не столько для развлечения, сколько для назидания, помните: «сказка ложь, да в ней намёк…». Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку…». Так ребенку легче ориентироваться в повествовании.

Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка. В противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон… Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Для того, чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

Психологический эффект

Сказки успокаивают детей, так как словесный ритм и система образов несет волну, успокаивающую психику. Налаживают общение с ребенком при обсуждении и чтении сказок. Повышают авторитет родителя, как несущего мудрость ненасильственным и понятым способом.

Психотерапевтический эффект

В детской психотерапии есть один особенно приятный метод — метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и реальной жизнью. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. При обсуждении сказки основная задача заключается в том, чтобы подвести ребенка к тому, что явления нашей жизни неоднозначны. Для этого можно повернуть сказочную ситуацию как кристалл и рассмотреть её грани.

Как правило, чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. Например, в сказке «Курочка Ряба» речь идет о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди. О случайностях, которые обычно происходят закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось») , любви к ближнему («не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое») и о разбившейся мечте или надежде («яичко разбилось»).

Сказка «Колобок» изначально кажется нам трагической сказкой, ведь главный её герой погибает. Но если разобраться, то колобок рожден, чтобы быть съеденным. Это хлеб, пирожок, и в конце сказки он выполняет своё предназначение. Эта сказка учит нас принятию своего предназначения, умению вовремя остановиться в процессе испытания себя и осознать последствия нарушения запрета. Также это сказка о тщеславии. А также несет сакральный смысл о мироздании. Колобок олицетворяет солнце. Его путь — путь солнца.

Каждая сказка несет в себе глубокий смысл и наставления. Например, сказка «Репка» начинается со слов: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…», и ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Ведь репка сама выросла. И сказка говорит о том, что стоит только лишь начать дело, как оно пойдет, и результат непременно будет.

С точки зрения психоанализа, сказки – это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем-то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Её советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны.

Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку.

Образовательный эффект

На личностном плане сказка развивает образное, ассоциативное творческое мышление, логику, память, внутренний стержень, умение самостоятельно делать выбор, обогащает словарный запас, прививает правильные жизненные принципы, качества, вектор движения.

В социальном плане — учит взаимодействию с миром, людьми, животными наиболее гармоничным способом, правильным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает ребенку адаптироваться в обществе, выбрать правильную линию поведения, т.к. сказка показывает альтернативные и эффективные способы оценки ситуации и действий.

В политическом плане — развивает патриотизм. Ориентация на своих героев выводит молодёжь из под влияния западных медиа. Появляется альтернатива голивудским героям, которые по сути чужды нашему менталитету и обычаям. Развивается вера в русские принципы и идеалы, умение им следовать и стоять за них.

В экономическом плане — обучает построению успешных систем ведения дел. Так, к примеру, в цикле уральских сказов Бажова показано обучение ремеслу, труду.

В философском плане — обучает различению плохого и хорошего, и их оттенков, ведь нет абсолютно плохих людей и абсолютно хороших. Даже, кажется плохой для всех человек, может искренне любить кого-то и совершить добрый и благородный поступок. А хороший, оступиться.

Словом, польза сказок бесценна.

«В народной сказке великое и наполненное поэзией дитя — народ повествует детям свои детские грёзы, веря отчасти в эти грёзы сам».( К.Д. Ушинский).

vseedino.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о