Сказкотерапия для взрослых: что это такое и как она работает
Сказкотерапия — направление в психологии, когда через любимые сказки мы можем «заглянуть» в мир бессознательного, проанализировать, по какому жизненному сценарию мы двигаемся.
.
Исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл говорил, что в любой сложной ситуации важно подобрать правильную сказку, с помощью которой вы можете найти выход из любой ситуации. В его книге «Путь героя», которая входит в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Times, показан цикл жизни героя – 12 этапов. Все эти этапы соотносятся и с обычной жизнью реального человека. Кризис среднего возраста, поиск призвания, начало нового этапа в жизни – всё это так часто сопровождает нас на пути жизни. По такому принципу написаны все сказки, по такому принципу развиваемся и мы. Просто через сказки быстрее становится понятно, на каком «этапе» своего реального пути застрял человек.
Legion-MediaРаботать со сказкой можно несколькими способами:
- вместе с психотерапевтом проанализировать вашу любимую детскую сказку;
- дописать/переписать сказку;
- написать лично под вас терапевтическую историю.
Поговорим про первые два способа.
Детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «О пользе волшебства. Значение и смысл волшебных сказок», где обобщил свой опыт использования сказки в работе с травматичным психоэмоциональным состоянием детей. Когда мы разговариваем со взрослым, который вспоминает свою любимую детскую сказку, мы словно протягиваем руку к его внутреннему ребенку.
Вся «невербалика» человека показывает, какие эмоции он испытывал в далеком детстве от любимой сказки или персонажа, равно как и наоборот – пугающих его персонажей и моментов в сюжете. Стоит внимательно слушать, как человек рассказывает свою сказку: на чем акцентирует внимание в пересказе, каких героев «забывает» упомянуть, на каких делаете основной акцент, какие эпизоды из общей канвы сюжета в целом опускает… В таком диалоге с психологом, который вовремя задаст уточняющие вопросы, и скрывается вся «соль» общения человека со своим бессознательным.
После пересказа сказки и обсуждения эпизодов и героев, мы либо переписываем сценарий, выстраивая свою линию сюжета сказки. Чтобы уже перестать спасать Чудовищ, заботиться о семерых гномах, обращать внимание на «кудахтание» всех в курятнике относительно внешности Утенка. Либо дописываем нужны эпизод сказки или меняем поведение героя. Все это на словах кажется легко, а в реальности иногда даже сказку пересказать сложно бывает, ком в горле встает, а не то, чтобы переписать сценарий…
Взрослым сказки время от времени вообще стоит перечитывать… «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки», – фраза Клайва Стейплза Льюиса, автора Хроники Нарнии, очень актуальна в сегодняшнее время.
Когда вы последний раз читали сказки? Не детям, а сами себе. Ведь такие «сказки» как «Полианна» Элинор Портер, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена – напоминают о самых важных человеческих ценностях, о которых во взрослой суете жизни мы часто забываем, – о любви к своим близким, верной и искренней дружбе, честности и смелости в принятии непростых решений, верности своему слову и себе.
К тому же, когда вы перечитываете заново сказки, вы невольно погружаетесь в свое детство или в тот момент, когда вы впервые прочитали книгу или услышали ее, возможно, от родителей…. Кадр из фильма «Золушка»Терапевтическая историяТеперь про третий способ работы со сказкой – написание терапевтической истории под личный запрос. Если в первых двух случаях мы разбираем уже имеющиеся варианты сказок, дописывая или анализируя их, то в случае с терапевтической историей – действие строится по-другому.
Терапевтическая история пишется без сказочного сюжета и вымышленных персонажей, а про самого человека и его проблему, где главное средство психотерапевтического воздействия – метафора. Метафора и аллегория позволяют человеку выбрать комфортное состояние или дистанцию, чтобы посмотреть на проблему со стороны и под новым углом.
Суть терапевтической истории заключается в правильно подобранной метафоре, которая точечно действует на мозг и как бы «вскрывает» проблему, оставляет, как модно, говорить – «инсайт».
«Алиса в Стране чудес»Иммерсивные спектаклиВ последнее время появился еще один вариант психологического погружения в тайны своей души – это иммерсивные спектакли. Это тоже некий вариант арт-терапии, где зрители являются актерами спектакля и проживают заданные сценарием эмоции. Очень часто гости попадают в триггерные моменты. Это может быть погружение в детство (причем не самые приятные его моменты) или в обстановку, напоминающую о скором уходе из жизни… Такие спектакли заставляют задуматься о бренности свой жизни или вскрывают иные «цепляющие» моменты психики.
Есть и мотивирующие и жизнерадостные спектакли, которые побуждают к действию и усиливают веру в себя. В частности, на большой спортивной арене в Лужниках недавно появился спектакль, в котором огни великого стадиона зажигают только для группы людей, которые проходят спектакль, чтобы они поверили в свои мечты и в то, что в их жизни все получится!
При выборе метода психотерапии важно понять, что сказкотерапия – это все же арт-направление, глубокие травмы лучше решать совместно с классическим подходом. Но так как в нашем ДНК заложена любовь к сказкам с детства, мы острее их чувствуем, поэтому эффект от осмысленного разбора любимой сказки или написанной терапевтической истории под конкретный запрос героя может быть наступить гораздо быстрее долгой терапии.
Что такое сказкотерапия | Радуга сказок
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА МЕТОДА КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ Т.Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВОЙ
Об этом методе существуют разные представления. Кто-то считает себя сказкотерапевтом на том основании, что в детстве читал сказки. А кто-то предпочитает изучить этот метод серьезно и совершенствоваться в нем. Конечно, я, как автор, сторонница второго подхода. Чтобы сориентировать вас в методе, я немного расскажу о нем. «Из первых уст», так сказать…
- Сказкотерапия — что это такое?
Определений у Комплексной Сказкотерапии© немало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека… Человеку, пришедшему первый раз на консультацию я бы сказала так: «Сказкотерапия – это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни – Встреча с самим собой».
Можно сказать, что сказкотерапия – это одновременно эко, био и нано технология. Эко – потому что экологически чистая. Сказкотерапия не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. На этот метод, как правило, не бывает аллергии. Каждому человеку сказкотерапевт подбирает свою особенную метафору, свою особенную сказку.
Био – потому что сказкотерапия природосообразна. В ней нет ничего искусственного, одни природные компоненты. Добрые слова, красивые метафоры, чистые жизненные смыслы. Во все времена сердца, души и умы потребляли сказки. Потому что сказки, легенды, притчи, мифы – качественная пища для разума, сердца и души. Причем, пища разнообразная – и сладкая и соленая, и с горчинкой, и с кислинкой. Миллион оттенков вкуса, эмоций, смыслов можно разглядеть, расшифровать в сказках и напитаться ими. И эта пища будет без примесей и стабилизаторов вкуса.
Нано – потому что сказкотерапия глубоко проникает в сердце, сознание, подсознание и даже душу. Мельчайшие частицы сакральной информации проникают в микроскопические отверстия нашего разума и чувств. Там они производят очистительные работы. Вычищают заблуждения и застарелые обиды. А потом наполняют внутреннее существо светом чистой сакральной информации, производят добрые перемены в мировосприятии, отношении к самому себе и близким людям. Благодаря всем этим эко, био и нано процедурам, и происходит Встреча взрослого человека с самим собой. Потому то сказкотерапия – это метод для взрослых.
Хотя сказки чаще рассказывают детям…
Так принято думать. Но это – очередное заблуждение! Разве взрослым не рассказывают сказки?! Только всегда ли они КАЧЕНСТВЕННЫЕ и ДОБРЫЕ? Почему многие сказки для взрослых страшные, кровавые, лишающие надежды, запугивающие и развращающие? Эти сказки уже не называют «сказками», им дают другие названия: «новости», «сериалы», «художественные фильмы», «модные романы»… Но их СКАЗЫВАЮТ, и СКАЗАННОЕ действует на мысли, чувства, сознание и подсознание.
Мы используем только качественные и добрые сказки, — и в этом тайна «терапевтического эффекта».
Конечно, сказкотерапия это метод и для детей. Метод воспитания, развития критического мышления и эмоционального интеллекта. Метод, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом. Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать.
Потому то его так охотно осваивают родители. Изучая этот метод, они воспитывают и исцеляют себя сами. Дети это чувствуют и меняются вместе со своими родителями. В семьи приходит Мир и Порядок.
Комплексная Сказкотерапия© — это метод подбора точных слов и точных сказок для каждого человека, и ребенка, и подростка, и взрослого.
Откуда берется точность?
У нас есть своя «вычислительная машина». Она работает на собственной концепции архетипов и архетипических сюжетов. Архетип – это древняя матрица, первичный закон, базовый смысл. Благодаря этой системе можно распознать глубинный механизм трудной жизненной ситуации и показать его человеку под увеличительным стеклом доброй сказки. В этой же истории шифруется и способ разрешения трудности. Благодаря знанию архетипов, сказкотерапевту нетрудно подобрать точную историю для клиента. Создать каркас сказки, которую человек может написать и сам.
Словом, Комплексная Сказкотерапия© – это «точная наука». Каждая сказка, каждая метафора «математически выверена» и действует точно на разрушение проблемного механизма, заблуждения или подавленного чувства.
Кроме этого, Комплексная Сказкотерапия© — это еще и язык. Особый язык на котором происходит разговор о тонких и важных вещах. Это язык деликатный, но весьма доходчивый и эффективный. Если взяться за труд изучить его, и начать на нем разговаривать, то и близкие люди постепенно начнут говорить на этом языке. А этот язык ВСЕГДА несет взаимопонимание.
Приведу пример того, как мама начинает говорить с ребенком на сказочном языке. Допустим, хочет она сказать строго и раздраженно: «А ну, не хватай еду грязными руками! Сколько раз я тебе говорила, что надо мыть руки! Что, заболеть хочешь?!». Это звучит совсем не сказочно.
Вместо этого она вдруг изрекает: «Солнышко мое, вот ты сейчас тянешься немытой ручкой за едой, а ведь еще и не знаешь историю о том, как Руки с Чистотой подружились! Постой, пойдем помоем руки и я расскажу тебе эту сказку!»
И дальше мама рассказывает историю о том, как жили две маленькие ручки, которые никогда не знали ни мыла, ни воды. Они хватали все на свете, все, до чего могли дотянуться. И вот однажды… захватила их в плен Грязь-грязища. Нелегко было ручкам в плену, всю свою силу они разом растеряли, и только и мечтали о том, чтобы вернулись старые времена, когда были они свободны и веселы. Но кто им поможет вырваться из плена?.. Когда в плен к Грязище попадаешь, есть только одна защитница-избавительница. И зовут ее Чистота. Живет Чистота на вершине горы в чистом-пречистом домике. У нее есть верные слуги доброго нрава – Душистое мыло и Чистая вода. Кто об их существовании знает, всегда их на помощь зовет. Они очень-очень отзывчивые. Стоит только крикнут: «Защитница наша Чистота, Душистое мыло, Чистая вода – приходите, помогите, из плена грязи освободите!», — как они тут как тут. Божья коровка проникла в темницу к нашим ручкам, и рассказала им, как освобождение получить. Как ты думаешь, чем закончилась эта история? Да, ручки наши освободились из плена. Потому что Душистое мыло и Чистая вода Грязищу победили. И с тех самых пор, ручки никогда больше не желали в плен к Грязище попадать. Всегда вовремя Чистоту на помощь звали. Как и мы с тобой сейчас. Привычка призывать Чистоту, мыть руки, особенно перед едой – это добрая привычка. Она человека бережет и других радует.
Конечно, сказочный язык более многословен. Но результат стоит этих слов. Добрые привычки скорее формируются от добрых вразумляющих слов, нежели чем от резких и пугающих.
- Что конкретно делает сказкотерапевт, чтобы достичь результата?
Нередко человек приносит сказкотерапевту совсем не ту проблему, которая его, на самом деле беспокоит. Поэтому, первым делом, мы внесем в ситуацию ясность и определим в какой точке своего жизненного пути находится человек, какие задачи решает, какими инструментами пользуется. И главное – постараемся установить – какой он жизненный урок проходит. Далее сказкотерапевт расскажет человеку о смысле жизненного урока, приведет примеры из сказок и жизни, чтобы было понятно, как этот урок «работает». Затем сказкотерапевт расскажет историю, в которой содержится «шифр» жизненной ситуации человека, предупреждения об ошибочных действиях и рекомендации по разрешению возникших трудностей. Благодаря рассказанной сказке, человек посмотрит на свою жизненную ситуацию со стороны и получит конкретные рекомендации для изменений к лучшему. В результате у него будет ощущение, что в его голове стало больше ясности и понимания, что делать. Такой эффект достигается даже после одной консультации. Сила метафоры, доброй сказки велика. Если человек будет работать со сказкотерапевтом длительное время, он сам станет сочинять сказки, которые достойным образом постепенно изменят его жизнь.
- Как работает метод: случай-иллюстрация.
Когда приходят родители и рассказывают о том, как им трудно справиться с характером ребенка, результат понятен. Они получают индивидуальный маршрут развития своего наследника. Гораздо интересней увидеть, как меняется представление человека о себе самом или конфликтной ситуации. Как то раз на прием пришла женщина (назовем ее Катя) и рассказала, что длительное время она пребывает в угнетенном состоянии духа. Выяснилось, что более всего тяготит ее чувство вины. Сестра и мать постоянно обижаются на нее по самым пустым поводам. Сама женщина убеждена, что должна исполнять любые капризы своих родственниц на том простом основании, что ее жизнь сложилась лучше, чем у них. Сестра часто ей говорит: «Конечно, тебе-то хорошо, ты удачно вышла замуж, у тебя все есть, все счастье из нашей семьи тебе досталось, а мне – ничего». Мать также постоянно говорит нашей героине, что она своим семейным и социальным счастьем обязана несчастьям сестры. Со стороны ситуация кажется смешной, но нашу героиню она мучает уже не первый год. Из-за ее терзаний страдают муж и дети. Я рассказала Кате о древнем (архетипическом) сюжете, который мы называем «Женское коварство». Чтобы понять его достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане», где героиня сталкивается с завистью родственниц. Я предупредила Катю о всех ловушках этого древнего сюжета и уроках, которые проходит героиня. А потом рассказала ей сказку о том, как появилась Вина. Я придумала ее прямо на консультации специально для Кати. Потом она помогла многим моим клиентам. Так часто бывает – что-то придумываешь для одного человека, а потом это помогает многим. Позвольте расскажу ее и вам.
«Давным-давно, в одном королевстве оказался на престоле малолетний король-сирота. Править ему помогал верный советник по имени Совесть. Государство процветало, несмотря на юный возраст правителя. Все шло своим чередом, юный король рос, у него появлялись другие советники. Он чтил и любил своего Первого Советника, но тому почему-то стало казаться, что он больше не нужен. И вот однажды, советник забыл о своем долге и покинул дворец, чтобы пойти куда глаза глядят. Сколько времени он шел, то нам неведомо. Ноги привели его в одну придорожную таверну. Он попросил себе еды и первый раз в жизни заказал к обеду вино. Эффект, который оно на него произвело, понравился советнику. Он спрашивал хозяина еще и еще вина. Это продолжалось много времени. Так много, что советник позабыл самого себя: кто он, откуда, чем занимается и как его имя. Поскольку он постоянно требовал вина, его так и стали звать – Вина. Ведь никто не знал в этой таверне, что у короля пропал Первый Советник по имени Совесть…
Надо сказать, король быстро хватился своего советника и разыскивал его по всей стране. Так был обнаружен заросший и опустившийся государственный деятель в придорожной таверне. Даже когда его уводили во дворец, он шел и кричал: «Вина мне, вина!». Увидев своего советника в таком состоянии, мог ли король довериться ему в делах государственной важности?!
Король был мудр. Он велел отмыть и привести в порядок своего придворного, чтобы он вспомнил, что имя ему не Вина, а Совесть. Этот урок оба запомнили навсегда. Король понял, что все важные решения можно принимать только соотнеся их с внутренним голосом Совести. Вина же способна сбить с пути даже самую светлую голову в государстве. А мастерство жизни и управления государством заключается в том, чтобы четко различать голоса Совести и вины». Что касается Кати, она поняла, что ее путь сейчас: противостоять зависти и не поддаваться чувству вины. Ведь на ней лежит важная жизненная задача – приобрести опыт женского счастья и оставить его в наследство своим дочерям.
Принципы Комплексной Сказкотерапии©
- Принцип Жизненной Силы. Сказкотерапевт совместно с человеком работают над накоплением, восстановлением, познанием Жизненной Силы.
- Принцип Моста. Сказкотерапевт помогает клиенту образовать символический мост между реальностями, мирами Яви и Нави, внешним и внутренним, социальным и тонким, материальным и духовным.
- Принцип самодисциплины. Самодисциплина воображения, мыслей, чувств, поступков.
- Принцип кристалла. Каждая жизненная или сказочная ситуация – это кристалл со множеством граней. Проблемное видение, «суженное сознание» возникает тогда, когда человек видит не более 2-3 аспектов ситуации. Сказкотерапевт меняет отношение клиента к ситуации, за счет рассмотрения наибольшего числа ее граней. Количество рассматриваемых аспектов ситуации зависит от уровня сознания, общекультурного уровня клиента.
4.Как человеку понять, что это именно его метод? или метод для него?
Для личной психологической помощи наш метод подойдет человеку тонко чувствующему и творческому. Понимающему, что такое Добро, а что такое зло. Ощущающему, что он пришел в этот мир неслучайно.
Также Комплексная Сказкотерапия – универсальный метод для помощи родителям в воспитании достойных наследников, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков.
5. Чем Комплексная Сказкотерапия отличается от других методов?
Прежде всего, деликатностью. Основная область работы сказкотерапевта – система ценностей человека. Воздействие глубинно и устойчиво. Жизненный путь понимается как Приключение, а внутренняя организация человека объясняется через метафору Государства. Внутри нас имеется целое богатое государство в котором важно навести порядок. Семья, род – также государство. Поэтому так разрушительны внутри семейные конфликты. Ведь они ни что иное как гражданские войны.
И еще одна отличительная особенность метода – сказкотерапевт описывает жизнь человека в специальных сказках, дает рекомендации, предваряя это историей, — а это большой подарок для пробуждающегося сердца.
6. Мои пожелания вам, дорогие друзья
Желаю и призываю больше сочинять сказок со счастливым концом – они способны реально изменить жизнь в лучшую сторону. Добрая сказка – это новая жизненная программа. Будьте смелее, меняйте свою жизнь в воображении, записывайте это в виде сказки, — и придут новые возможности. Такой труд и есть самое настоящее Волшебство.
«ОТПРАВИЛСЯ ПЫТАТЬ СЧАСТЬЕ» – ВЫДЕРЖКА ИЗ СКАЗОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Когда люди начинают работать со сказками в индивидуальной или групповой терапии, они очень мало знают о самой сказке – или даже об отношениях, существующих между ними и сказкой. история, которая может привлекать или отталкивать их стихийной силой, но они не могут сказать, почему. Возможно, потому, что они узнают себя в главном герое сказки. Или, возможно, конфликт между персонажами связан с чем-то знакомым в их собственной ситуации. А может быть, противник героя или героини напоминает им их собственного врага. Почему им кажется, что это не главный герой, а на самом деле они сами блуждают в густом темном лесу без полян, без указателей, с единственной надеждой, что кто-то наконец возьмет их за руку и выведет?
Их переполняют вопросы без ответов, смутные чувства, тайные проблески – и надежда, что, поняв, что их так привлекает в той или иной сказке, они лучше поймут себя и мир.
Но как им встать на этот путь реализации? Как им начать работать с историей (и с собой)? Этот вопрос является центральным в терапии. Если мы открываем символ или архетип для кого-то в неподходящее время, они могут упустить шанс направить психическую энергию, которая исходит от самопознания. И точно так же, если мы делаем смысл или посыл сказки слишком очевидным для человека, мы можем лишить его возможности столкнуться с чем-то, с чем он раньше не смел столкнуться в своем собственном ритме, движимом собственной смелостью. Я часто вижу на первом сеансе терапии, что существует идеальное «совпадение» между жизнью человека, сидящего со мной лицом к лицу, и выбранной им сказкой: сказка почти дословно рассказывает историю его жизни. словом, мотив за мотивом. Но очень редко эта очевидная связь видна и клиенту. Однако в терапии сказками терапевт не должен делать эту связь очевидной или переводить сказку для клиентов, а вместо этого поощрять внутренний процесс, передавая им сказку так, чтобы они нашли связь между своим собственным секретом или неизвестным. внутренние пути и сказка.
Чтобы облегчить начало работы, мы можем спросить клиентов, с кем или с чем они идентифицируют себя в конкретной сказке, или положение какого персонажа кажется им привлекательным или отталкивающим. Другими словами, мы начинаем терапию, пытаясь понять ситуацию, характер и действия выбранного персонажа; таким образом мы можем анализировать ситуации, возникающие в результате хорошего или плохого выбора, отображать сеть отношений между персонажами сказки и расшифровывать различные формы общения, которые главные герои используют для общения с миром. В этом случае мы интерпретируем сказку как референтную, и, следовательно, мы относимся к главному герою сказки как к референтной персоне. Клиенты интерпретируют себя и свои действия со ссылкой на ситуацию и главного героя, изображенного в сказке, используя при этом рациональные инструменты. Но сказки более эффективны, чем другие формы терапии, поскольку они дают возможность открыть иррациональные пути, но в то же время не исключают и рациональных путей. Клиенты не находятся ни под гипнозом, ни во сне, ни в трансе, ни в медитативном состоянии, ни в поле свободных ассоциаций. Другими словами, они продвигаются шаг за шагом не в своем подсознании, а в строго ограниченном пространстве сказки, вымощенном правилами. Это пространство удерживает их, дает им границы и опоры, иногда останавливает их или заставляет задуматься, открывая при этом пространство, которое является уже не замкнутым пространством сказки, а пространством их собственной свободы. Затем они могут сознательно перенести свой опыт, полученный в закрытом, безопасном пространстве сказки, в это другое, свободное пространство, где они могут превратить свои открытия в действие. Эти два пространства постоянно открыты во время сеансов терапии; поэтому клиентам приходится поступать так же, как героям венгерских народных сказок: с одной стороны, они должны двигаться по законам разума; с другой стороны, они должны войти в пространство, где законы разума недействительны и где события являются результатом неизвестных связей и законов. Именно в этих двух конфликтующих пространствах и под напряжением этого давления клиентам приходится выяснять отношения и создавать некую гармонию, чтобы выйти из сложной ситуации.
Лично я считаю, что в этом виде работы гораздо эффективнее, если сказка не присутствует как ссылка, т. е. если терапия не начинается с вопроса « кто ты в сказке?» Причина, по которой эта стратегия не идеальна, заключается в том, что архетипические модели могут служить лишь основой для понимания личности; Приверженность этим моделям может ограничить свободу как терапевта, так и клиента. Было бы ошибкой видеть в каждом измученном подростке Белоснежку или признавать и обращаться только к «богине внутри нас». По моему опыту, это гораздо больше говорит о людях , где они видят себя в истории. В сказках много локаций. От изолированной лачуги до густого леса и бального зала королевского дворца главные герои появляются во многих местах. Например, в сказке братьев Гримм «Золушка » есть кладбище, кухня, куча пепла, королевский дворец, грушевое дерево, голубятня, бальный зал и лестница, и это лишь самое очевидное. . Если «Золушка» увидит себя в первую же нашу встречу в золе на кухне, и ей даже в голову не придет, что с тем же успехом она могла бы пойти на бал, я предполагаю, что она раба своих обязанностей, которая хранит подальше от радостей. В чем ей больше всего нужна помощь, так это не в том, чтобы наконец стать способной «ходить на бал», а в том, чтобы в ней проснулось хотя бы желание пойти на бал. Женщина, которая в той же сказке взволнована, накладывая макияж, действует в надежде и желании отношений, в отличие от той, которая видит себя бегущей по лестнице или свернувшись калачиком в голубятне, когда пытается изобразить себя в рассказе. Кто-то еще может узнать себя в сцене, где Золушка должна решить, хочет она примерить потерянную туфельку или нет. Готова она вступить в отношения с принцем или нет? Готова она выйти замуж или нет?
Когда мы работали с венгерской народной сказкой Прекрасная тростниковая дева ( Világszép Nádszálkisasszony ) в группе сказкотерапии, я спросил 14 участников группы, где они видели себя в сказке. Один член группы был прямо в доме старухи, другой ехал верхом на волшебном коне, третий видел себя лицом к лицу с волками, охраняющими рубежи. Был член, узнавший себя в начале сказки, в момент отъезда, кто-то еще увидел себя в момент, когда принц все теряет. Другие узнавали себя на месте возрождения, в алмазном лесу или в золотом лесу; третьи видели себя в стебле тростника, в преддверии Солнца или на 77-м острове Черного моря. Члены группы увидели себя в четырнадцати разных местах одной и той же сказки, потому что каждый из них прибыл с разным багажом и стартовал из разной жизненной ситуации. В ходе групповой работы было выявлено четырнадцать различных жизненных ситуаций и четырнадцать различных вариантов движения, а также выявлено и обозначено четырнадцать различных стратегий совладания при работе с одной и той же историей. Человек, который ждал своего освободителя в камышовом стебле, должен был понять, что бороться с ведьмой, которая держала ее в плену, ей пришлось в одиночку. Тот, кто пребывал в тамбуре Солнца, понял, к каким последствиям может привести самодовольство и высокомерие. Говоря словами сказки, когда главный герой оказывается в «дыре земли» перед стоголовым драконом, он переживает трудные моменты необходимости начинать заново. И когда он встречает волков, он должен принести им жертву: он должен отказаться от чего-то, чтобы добиться чего-то другого. После разногласий и дебатов к концу интенсивной групповой работы все четырнадцать участников нашли решения, которые были абсолютно правильными в психологическом смысле. Им удалось так совместить замкнутое пространство сказки и простор собственной свободы, что все элементы повествования встали на свои места. Не было внутренних противоречий в рассказах, которые каждый из них ставил индивидуально в своей душе и разуме.
В такого рода работе терапевт обязан выявить внутренние противоречия и указать на них. Например, если мы видим себя в дыре земли, перед Железными воротами, и в то же время отождествляем необдуманное любопытство и нетерпение князя с конфликтом сказки, то мы явно теряемся в этом замкнутом пространстве. Потому что в дыре земли нужно преодолевать не нетерпение; вопрос в том, сможем ли мы подняться со дна. Можем ли мы оправиться от ситуации, в которой все кажется потерянным? В таких случаях мы можем быть наиболее полезными, направляя клиентов туда, где они действительно находятся с точки зрения психологии. В случае с этой конкретной сказкой, к тому месту, где из-за внутреннего искушения они преждевременно разрезают стебель тростника, когда ситуация еще не созрела для высвобождения скрывающейся там красоты, то есть они еще не готовы принять новую ситуацию. . Это может быть полезно – и выбор правильного вида помощи зависит от терапевта
— если мы указываем предполагаемый конфликт рассказа, или если мы работаем с конфликтом, который действительно охватывает проблему конкретного клиента. Другими словами, если это выгодно клиенту, мы можем мягко направить его или ее к другой сцене, чтобы можно было определить настоящий конфликт. Мы можем сделать то же самое, если видно, что, исходя из их реальной истории жизни, клиенты на самом деле не находятся там, где они видят себя в данный момент. Обычно это симптом неспособности клиентов правильно позиционировать себя в отношениях или жизненной ситуации. Тогда было бы очень полезно, если бы их отвели к другой сцене сказки, более соответствующей их действительной ситуации.
Основой работы со сказками в психотерапии является осознание того, что персонажи сказки могут рассматриваться как внутренние персонажи, а сцены и места сказки как внутренние сцены и места. В этом смысле сцены рассказа «всегда соответствуют духовным или ментальным факторам, и они представляют собой различные этапы и ситуации внутренней трансформации человека». На моих терапевтических сеансах я встречал людей, которые представляли себя в следующих сказочных сценах при нашей первой встрече. : в дороге, скитаясь; в саду под золотой яблоней; на границе; на берегу реки; в хижине ведьмы; в подземном мире; у подножия заоблачного дерева; на вершине заоблачного дерева; в густом лесу; в доме бедняка; на мосту; в башне; в колодце; в королевском дворце; на берегу озера; на дне моря; в стеклянном дворце; на цветущем поле; в пещере у леса; в саду монастыря; в стебле тростника; на костре; на кукурузном поле; в ящике; в узком ущелье; в двери деревянной избы; в воздухе; на светлой полянке темного леса; на берегу моря; на острове; в логове ведьм; перед золотыми воротами; в темном и холодном подъезде; во рву; на ничейной земле; катание на волшебном грифоне; в блестящей пустыне; в стеклянном гробу; внутри всепожирающий головной сыр; в пепле; землей разбойников; на рынке; в карете; в снежном поле; на спине черного петушка; между небом и землей; в дупле большого дерева; в долине змей; на стеклянной горе; в железной хижине; в канаве; на свалке; на подоконнике; посреди моря.
Каждое место точно соответствовало душевному состоянию или желанию данного клиента, представленному выбранной сценой. Если кто-то видит себя на вершине дерева высотой до неба, это еще не факт, что он или она уже там, но человек, по крайней мере, знает, что направляется туда. Если отбросить сказку и относиться к этим местам лишь как к самостоятельным символам, то совершенно очевидно, что видеть себя на свалке, или на дне морском, внутри всепожирающей головки сыра, на деревянном колу или в ящике не имеет такого же значения, как видеть себя в цветущем поле, у золотых ворот, на золотом мосту или на светлой поляне. Эти места в сказке не являются географическими пунктами; они представляют реальные психологические ситуации. Они являются отличной основой для начала терапии, потому что клиенты всегда визуализируют сказочные места гораздо более интенсивно, чем главные герои. Когда они видят себя в дремучем лесу, узкой лощине или стеклянном дворце, они очень четко пытаются сообщить, где их заблокировали, на каком этапе жизни они застряли в ситуации, из которой не видят выхода. . Обсуждая рассматриваемое место, терапевт получает представление о психологическом состоянии клиента. Это расположение очень полезно и на более поздних этапах терапии, потому что место или ситуация могут быть заселены, преобразованы или решены посредством воображения самого клиента. Если клиенты могут представить себе место, отличное от того, каким они его видят сейчас — менее угрожающим, менее темным, не таким глубоким, не таким опасным и т. д., — они получают внутренний опыт того, что все можно изменить. Если они не в состоянии представить это преобразование, заселение или приручение, то сам сюжет возьмет их за руку и направит, так как ни одна сказка никогда не оставляет своего главного героя в каком-либо месте навсегда. В каждой сказке есть приятные и менее приятные, притягательные и отталкивающие места. Но герои и героини никогда не остаются в местах, где они переживают неприятные или отталкивающие вещи. Они не избегают места; они идут туда, но только для того, чтобы выполнить задачу, которая их там ждет. В каждой локации им приходится сталкиваться с разными задачами и разными видами неблагоприятной силы. Но как только они изучили и узнали ситуацию и достигли того, чего должны были достичь, они идут дальше. Однако цель терапии состоит не в том, чтобы как можно быстрее вызволить кого-то из узкого ущелья или стеклянного гроба, а в том, чтобы как можно подробнее узнать природу ущелья и стеклянного гроба, а также ловушки и ловушки. возможности, которые они предлагают. Оба они задерживают главного героя или клиента, но это задержание дает возможность созерцать. Ущелье, например, может быть крутым, но это обеспечивает большую перспективу. И, к счастью, стеклянный гроб не находится под землей, но его бока и даже верх прозрачны, что позволяет по-иному воспринимать мир. Другими словами, временное отключение от жизни иногда может помочь в дальнейшем формировании своего будущего жизненного пути.
Отправка в сказкотерапии означает нечто иное, чем в сказках. В сказках главные герои отправляются в путь в начале сказки. В терапии клиенты отправляются туда, где они видят себя в рассказе, и это не имеет ничего общего со структурой рассказа. Если кто-то увидит себя в стеклянном гробу, то с этого и начнем терапию; если оно в куче пепла, то начинаем оттуда; если при бегстве с королевского бала, то оттуда; если на свалке, то оттуда и так далее. В сказках герои и героини всегда знают свое предназначение и причины, почему они покидают (или бегут) то место, где находятся. В терапии это никогда не бывает очевидным; клиенты максимум знают, что они «не хотят больше так жить», они «хотят с чем-то разбираться». Но они понятия не имеют, с чем именно они хотят бороться и как. Это когда мы снова обратимся к мотивам отъезда в сказках и исследуем, что побуждает героев и героинь менять свою жизнь. Они могут отправиться в путь по собственному решению или под сильным волнением, в отчаянии, по ошибке, из любопытства или любви к приключениям; они также могут отправиться в путь, потому что их родители выгнали их, отослали или прогнали из дома, или может случиться так, что случай или какое-то несчастье вырвет их из прежнего положения, или, может быть, кто-то попросит их о помощи. Но, безусловно, наиболее распространенной формой отправления является «попытать удачу». Отправиться куда-то попытать счастья в прошлом означало лишь отправиться на поиски счастья, согласно традиции2. То есть, если кто-то делает первые шаги либо по собственному сделать так: человек хочет жить счастливо.
Все мы движимы одним и тем же желанием; различия в методах решения возникают из-за того, что существует столько же способов изобразить счастье, сколько людей его ищут. Вот почему сказки не касаются природы счастья: они не хотят показывать, где его искать и каково оно, потому что до сих пор никому не удалось удовлетворительно реконструировать его. Однако они твердо говорят, что как бы мы это ни представляли, для этого надо много работать. Нет ни одного главного героя, который решает проблемы только в теории. Мы не знаем ни одного героя, который говорил бы только о том, как надо жить. Мы не знаем ни одного героя, который застревает на уровне построения планов и отказывается от своих планов при встрече с первым препятствием. «Я не собираюсь лезть на высокое дерево, потому что оно слишком высокое». «Я не буду пересекать стеклянную гору, потому что она слишком далеко». «Дракон — очень опасное животное, поэтому я лучше останусь дома». «Принцесса? Это много хлопот. Я никуда не поеду.» Мы часто слышим такие оправдания в нашей жизни. Сказкотерапия помогает нам избавиться от наших оправданий, сталкивая нас с ними и обучая нас делать первые шаги. Вот почему так важно, с чего мы начнем. Местоположение должно быть четко указано и визуализировано; иначе он не откроет новых дорог. И мы можем только собрать необходимые силы, чтобы совершить путешествие отсюда.
Сказка движется прямолинейно от одной точки к другой, обходные пути и испытания — просто остановки на дороге. В терапии сказками не важна линейность или простое продвижение из одного места в другое. В качестве первого шага важно начать работать с «местом», где возникла проблема. Мы можем только ответить на вопрос «почему этот человек оказался в стеклянном гробу и как ему выбраться из него?» если мы узнаем себя в этом стеклянном гробу. В сказке присутствуют и другие элементы нашей жизни: правдивое зеркало, услужливый охотник, гномы-золотоискатели и мачеха, угрожающая нашей жизни. Но очень важно и в сказке, и в жизни, где именно находится отравленное яблоко: в горле, в руке у мачехи или выплюнуто, в дорожной пыли.
Перевод Орсоли Немет
1 Pressing, Lajos, Az égig érő fa. Szellem tanítások a magyar népmesékben [Высокое до неба дерево. Духовные поучения в венгерских народных сказках. Пилис-Принт 2009, с. 48.
2 Берзе Надь, Янош, «Magyar szólásaink és a folklore» [Венгерские идиоматические фразы и фольклор].
В: Nap és tükör. [Солнце и зеркало]. 1982, с. 240.
Что такое сказкотерапия для детей и когда она необходима?
Если Ваш ребенок не хочет идти в детский сад или школу, чего-то очень боится, плохо спит, слишком замкнут или проявляет агрессию, может помочь терапия рассказыванием историй. Что такое сторителлинг-терапия для детей и какие методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – одно из эффективных направлений психологии. Сказки как терапия приобрели популярность, потому что они помогают взрослым и детям общаться на одном языке. С помощью поучительных сказок взрослому легче объяснить ребенку сложные вещи, сблизиться с ним и помочь решить проблему.
Терапия основана на воспитании ребенка на примере персонажей, где он учится разбирать, анализировать и находить выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что все ошибаются и что это нормально, научить признавать свои ошибки, заводить друзей, помогать друзьям в беде и т. д.
Почему сказки лучше действуют на детей?
Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладают визуальные образы, им легче ориентироваться, испытывать эмоции и учиться в воображаемом мире.
Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев как свои собственные, т. е. переносить опыт героя на себя. Например, пройдя ряд препятствий в сказочной истории, чтобы стать сильнее, выносливее, мудрее и перестать бояться.
Также занятия, построенные по сюжетам любимых сказок, не перегружают детский мозг и надолго запоминаются, работая на долгосрочную перспективу.
Функции сказки
В детской терапии и педагогике сказки используются для:
преодоления ребенком различных страхов: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и др.;
воспитывать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
, чтобы помочь научиться вести себя в сложных ситуациях;
для избавления от комплексов;
для борьбы с различными психологическими расстройствами.
сформировать правильные представления о добре и зле;
для развития воображения, фантазии и творческого мышления;
прививать ребенку правильные ценности с детства.
Какие виды сказок используются в терапии
Можно выделить два основных типа сказок: обучающие и лечебные. Можно использовать как народные, так и вымышленные сказки. Сказки в воспитательных целях обращаются и помогают решить мелкие проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды), адаптацией к новой группе людей.
Лечебные сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справиться с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или серьезную травму.
Если сказка психолого-коррекционная, то в ее основе должна быть завуалированная проблема ребенка. В конце этой сказки ребенок сам решает, что должен сделать герой, чтобы справиться с проблемой.
Все дела и дети разные, поэтому универсальных сюжетов не бывает. Выбирая сказки для терапии, родители, в первую очередь, должны ориентироваться на реакцию ребенка на различные сказки. Например, кому-то история с Колобокой покажется трагичной и ужасной, ведь его съела Лиса, а кто-то послушает ее и сделает выводы, как не надо себя вести, чтобы не оказаться в шкуре главного героя.
Методы сказкотерапии
Поговорим о том, как использовать сказкотерапию для детей:
Рассказывание и сочинение.
Родители могут сами придумать и рассказать лечебную сказку. Например, они могут взять реальную ситуацию и воплотить ее в сказочных персонажей. Например, жила-была семья дельфинов. Мать-дельфин, отец-дельфин и сын-дельфин… По сюжету, семья дельфинов оказывается в таких же ситуациях, как, например, ваша семья, проходит определенные испытания, и тогда все заканчивается благополучно.
Можно привлечь ребенка к сочинению рассказа, просто помогите ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию, ведь сказка обязательно должна заканчиваться подведением итогов – герой извлекает урок из своего опыта и меняет свое поведение, благодаря чему его жизнь улучшается.
Бонусом для детей, сочиняющих сказки самостоятельно, становится развитое воображение и творческое мышление.
Рисунок
В терапии после прочтения сказки необходимо «воплотить ее в жизнь» – нарисовать, вылепить или сделать аппликацию. Благодаря творчеству ребенок может выражать и проживать свои эмоции и избавляться от напряжения.