Сказкотерапия это что: Сказкотерапия — Психологос

Сказкотерапия. Семейное консультирование

Специалист нашего центра Шустова Елена Ивановна, сказкотерапевт-консультант по методу комплексной сказкотерапии, специалист по песочной и игровой терапии:

                

 

«О себе: Цель моей работы — помочь большому и маленькому человеку решить сложные ситуации в жизни, обрести внутреннюю гармонию, наладить личные отношения, выстроить правильное общение с окружающими. Принять и полюбить себя, стабилизировать самооценку, преодолеть кризисы, простить и отпустить прошлое, избавиться от обид, которые мешают жить счастливо».

 

 

 

Очень важным для меня было найти такой метод работы, который уважительно и с любовью поможет найти выход из трудных ситуаций. Который не будет навязывать и ломать человека, а будет мягко и экологично вести к изменениям, опираясь на то хорошее, что есть в каждом из нас.

Таким инструментом в моей работе стал МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Терапия сказкой, психологическая песочница, и новая, современная наука «Икогенология» позволяют оказывать оперативную, долгосрочную и глубинную психологическую помощь без возрастных ограничений.

Икогенология — наука о грамотном воспитании детей и благополучии семьи.

Помогает решать вопросы в таких сферах жизни, как:

  • Воспитание детей (особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек, как наказывать, не лишая ребёнка любви, как грамотно выстроить отношения с ребёнком, как пережить «кризисы возраста»).
  • Союз мужчины и женщины (как правильно выбирать спутника/спутницу жизни для создания семьи, выработать представления о благодати любви и труде отношений, о ладе и разладе в семье, о принципах семейного благополучия и духовных ценностей).
  • Родовые отношения (проблемы «отцов и детей», умение понимать задачи и проблемы рода, помощь супругам «со стажем».

 

Икогенолог может сопровождать семью с момента её зарождения и до того времени, сколько будет необходимо, помогая раскрыть потенциал родителя, сохранить и приумножить любовь, гармонию и здоровые внутрисемейные отношения.

Сказкотерапия — это лечение сказкой. Биологами и генетиками доказано, что сказки оказывают благотворный, целительный эффект на уровне ДНК. Сказка — это накопленные веками знания для развития, изменения, помощи и поддержки. Это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой при помощи метафор и образов.

Точное слово, красивые метафоры, чистые жизненные смыслы проникают в разум и чувства, вычищая заблуждения и застарелые обиды, наполняя светом и чистотой, производя добрые перемены в мировосприятии, отношении к самому себе и близким людям. Благодаря доброй сказке может состояться и самая главная встреча в вашей жизни — встреча с самим собой.

Психологическая песочница снимает напряжение у детей и у взрослых. Дает возможность одновременно охватить вниманием сразу всю семью (пока идёт беседа с родителями, ребёнок находится под наблюдением в пси-песочнице). Песочница — это проектор внутреннего мира человека. Вы строите на песке с помощью фигурок неосознанный внутренний мир и превращаете его в осознанный и видимый, помогая себе найти выход из трудного положения, увидеть подсказки и принять верное решение.

Я приглашаю Вас на индивидуальные и семейные консультации, где в атмосфере доверия, уважения и безусловного принятия, опираясь на свой внутренний мир, при помощи комплексного подхода вы сможете разобраться в себе, найти силы для преодоления трудностей, увидеть наилучшие решения проблемных вопросов и качественно изменить свою жизнь.

 

Сказкотерапия

А всем ли полезна сказкотерапия?  

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка. 

Как сочинить лечебную сказку?  

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где специалисты научат, как правильно самим сочинять сказки. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.

Когда жизнь становится сказкой?  

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».

В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.

А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Сказка: модель посттравматического роста

Концепция посттравматического роста существовала задолго до того, как был придуман этот термин. Например, люди давно провозгласили: «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Дело в том, что иногда получается, а иногда нет. А когда это не так, смысл терапии, ориентированной на травму, состоит в том, чтобы помочь тем, кто был ранен своим опытом, исцелиться и стать сильнее. Другими словами, когда посттравматический рост не происходит естественным образом, мы пытаемся его вызвать.

Переработка травмы или утраты долгое время считалась основным методом личностного роста (например, Cassem, 1975). Мой любимый взгляд на это — юнгианская теория, а мой любимый пример — классика Джозефа Кэмпбелла (1949) « Тысячеликий герой ». Кэмпбелл изучил многочисленные культурные ритуалы взросления, а также мифы и сказки, чтобы сформулировать

квест героя как модель роста через столкновение со своими страхами, травмами и/или потерями и их преодоление.

Квест базовой структуры героя выглядит следующим образом:

  • Базовая линия, или «жили-были», когда все нормально.
  • Призыв к действию, в котором нормально больше не работает. Потому что теперь (например) старые родители уже не могут кормить своих подрастающих детей; или в городе есть дракон, сеющий хаос.
  • Сбор ресурсов, чтобы позволить герою, который обычно начинает как кто-то решительно не героический, справиться с испытанием.
  • Смерть и возрождение. Герой использует свои ресурсы, сталкивается со смертью (или какой-то эквивалентной судьбой, такой как чары) и выживает. В процессе преодоления испытания герой трансформируется, например, из ребенка во взрослого или из раненого в целое.
  • Повторный вход, при котором герой возвращается домой, но уже в новой роли или на более высоком уровне в соответствии с достигнутым ростом/трансформацией.

Я обучал терапевтов этой модели на примере любимой (1939) версии фильма Волшебник страны Оз (Баум, 1900). Когда-то тяжелая фермерская жизнь прерывается звонком: злобная Майра Галч, которая планирует убить собаку Дороти. Дороти убегает и (одно ведет к другому) обнаруживает, что она должна встретиться со злой ведьмой и убить ее, чтобы иметь возможность вернуться домой. По пути она собирает необходимые ресурсы, в том числе мудрость (Страшила), сострадание (Железный Дровосек) и мужество (Трусливый Лев), не говоря уже о собственной интуиции или бессознательном (это ее собака Тото). Она использует все это (компаньоны или качества), чтобы встретиться с ведьмой и победить ее. Она возвращается домой с новым уровнем зрелости и признательности за свою семью и свою черно-белую жизнь.

Было забавно использовать Волшебник страны Оз в качестве учебного пособия, но со временем я обнаружил потребность в истории, которая делала бы больше, в которой рассказывались бы подробности подхода к терапии с учетом травм. Так что я разработал сказку, которая делала то, что описано здесь.

Эта история начинается с обычной жизни когда-то давно, и да, дракона по вызову; дракон также представляет травму или потерю. Страх и дисфункция королевства, реагирующие на дракона, представляют собой симптомы посттравматического стресса. Затем история переходит от патологии к терапии.

Герой — просто какой-то парень, влюбленный в принцессу, которая хочет жениться на том, кто убьет дракона; это представляет собой фокус терапии на мотивационной работе, помогая клиенту определить и принять личные цели, связанные с лечением. В поисках героев прибытие дракона является частью зова, а любовь парня к принцессе, которая выйдет за него замуж только

, если , — это все остальное.

Жители этого пораженного драконами королевства болеют за этого парня и помогают ему подготовиться к большой битве. Сначала они находят ему безопасное, защищенное место для тренировок; это представляет собой направленность терапии на стабилизацию. Затем они предоставляют личного тренера, чтобы помочь ему стать готовым к битве с драконом; это представляет собой фокус терапии на самоконтроле и навыках преодоления трудностей, а также на стадии поиска ресурсов.

Он встречает, сражается и убивает дракона; в терапии это работа по разрешению травм, а в поисках — смерть и возрождение. Хорошо, он женится на принцессе, и жители королевства гордятся тем, что помогли; в квесте это возвращение домой на более высоком уровне.

Но на этом все не заканчивается. Люди в королевстве не хотят больше вторжений драконов, поэтому они принимают различные меры, такие как посадка яблоневых садов, чтобы заблокировать легкий путь внутрь; это представляет собой направленность терапии на то, чтобы научить клиентов предвидеть будущие проблемы, которых затем можно избежать или с которыми можно справиться (например, предотвращение рецидивов). Затем королевство проводит ежегодные имитационные соревнования по убийству драконов, которые поддерживают участников в боевой форме на случай, если когда-нибудь появится еще один дракон; это представляет собой направленность терапии на снижение вреда.

Это краткое изложение, а не реальная история; об этом гораздо лучше рассказано в книгах (Greenwald, 2005, 2007, 2009, 2013; Greenwald & Baden, 2007) и обучающих программах.

Наша сказочная модель лечения с учетом травм хорошо послужила нам в качестве учебного пособия, а также в качестве научно обоснованного подхода к лечению. И все это вышло из поисков Джозефом Кэмпбеллом героя как модели посттравматического роста.

Ссылки

Баум, Х. (1900). Чудесный волшебник из страны Оз. Чикаго: Компания Джорджа М. Хилла.

Кэмпбелл, Дж. (1949). Герой с тысячей лиц. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Cassem, NH (1975). Утрата как необходимая для роста. В B. Schoenberg, I. Gerber, A. Wiener, AH Kutscher, D. Piretz и AC Carr (Eds.), Тяжелая утрата: ее психосоциальные аспекты (стр. 9–17). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гринвальд, Р. (2005). Справочник по детской травме: руководство по оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся травме.

Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2007). EMDR в рамках фазовой модели лечения с учетом травмы. Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2009). Лечение проблемного поведения: подход с учетом травм. Нью-Йорк: Рутледж.

Гринвальд, Р. (2013). Прогрессивный подсчет в рамках фазовой модели лечения с учетом травмы. Нью-Йорк: Рутледж.

Гринвальд, Р., и Баден, К. Дж. (2007). Сказка. [Комикс.] Нортгемптон, Массачусетс: Институт травм и Институт детских травм.

Волшебник страны Оз [Кинофильм]. (1939). Метро-Голдвин-Мейер.

«Рапунцель» в сказках и реальной жизни – Терапия Миссулы

перейти к содержанию

Сегодня мы рассмотрим сказку о Рапунцель с психоаналитической точки зрения. Мы будем исследовать некоторые из ключевых тем в истории и то, как они могут быть связаны с реальным жизненным опытом.

О чем Рапунцель?

Рапунцель — классическая сказка, которую пересказывали бесчисленное количество раз. Основная история выглядит так: пара ждет ребенка. А за их домом находится этот удивительный сад, в котором растет великолепная рапунцель (это что-то вроде шпината, а корни на вкус как редька).

Жена почему-то влюбляется в это растение и НУЖНО в нем. Она посылает своего мужа в сад, чтобы украсть прекрасный овощ, который не дает ей покоя.

Так или иначе, оказавшись там, он сталкивается с ведьмой.

Ведьма говорит: «Ты можешь забрать всю эту Рапунцель, но взамен я просто хочу твоего новорожденного ребенка».

Поскольку муж такой слабак и опасается за свою жизнь, а также потому, что он чувствует, что его жена не может жить без этого растения (что ставит под угрозу жизнь ребенка), он сразу же соглашается.

Итак, он получает растение, но СЕЙЧАС приходит ведьма. И да, она делает. Она берет ребенка в ночной тишине и запирает ее в башне.

Расскажите о том, что вас вырастили волки!

Единственная компания маленькой «Рапунцель» — говорящий хамелеон, судя по всему, если вы видели «Рапунцель: Запутанная история».

И, может быть, музыка. Потому что она поет. В лес с высоты своей башни.

Однажды молодой принц услышал ее пение и был очарован ее голосом. Вспомните «Тейлор Свифт», поющую «Я проблема, это я».

Он начинает регулярно навещать ее, и, ухаживая за ней своей версией песен, она в конце концов распускает волосы, чтобы он мог подняться, чтобы увидеть ее. (Есть еще одна версия, где он ждет снаружи башни, прячась в лесу, и наблюдает, как приближается ведьма: «Рапунцель, Рапунцель, распусти волосы». Когда ведьма уходит, он передразнивает звук голоса ведьмы: «Рапунцель, Рапунцель, пусть распустить волосы»).

В любом случае, прежде чем вы это узнаете, вы уже знаете, что происходит. Держись за свои пуританские уши. Они начинают , делая . Он очаровательный молодой принц, а она чертовски Рапунцель. Что вы ожидаете? Это похоже на встречу Хана Соло с принцессой Лией. Они делают это каждый день после школы, когда мама еще на работе!

И вот однажды Рапунцель говорит ведьме: «Мама, почему мои отходы так неожиданно растут наружу?»

Конечно мать его теряет.

«Ты шлюха!» — кричит она.

Вероятно, это сцена, где Рапунцель впервые по-настоящему видит ведьмовскую сторону своей мамы. Мать-ведьма отрезает волосы Рапунцель и планирует ловушку, чтобы погубить принца.

Итак, в следующий раз, когда принц подойдет и скажет «Рапунцель, Рапунцель, распусти свои волосы» — ведьма притворится Рапунцель и распустит остриженные золотые волосы.

Но когда он оказывается на самом верху башни — она говорит «Попался» и подстригает волосы — из-за этого принц падает с башни и ослеп. В одних версиях ведьма сама вырезала ему глаза, а в других они были искалечены при падении с башни на какие-то розы внизу.

Тем не менее, Рапунцель соглашается отправиться с ведьмой, чтобы жить в глуши (или в пустыне) НАВСЕГДА, если она пообещает вернуть принцу зрение.

Принц разбит. Он бродит вокруг, потеряв свою Рапунцель.

Но на самом низком уровне он уходит в глушь (или в пустыню), думая, что это именно то, что нужно. Но вот! Угадай, кто там! Принц и Рапунцель наконец воссоединились и живут долго и счастливо.

Анализ

Есть много разных интерпретаций этой истории, но некоторые из ключевых тем включают: отказ, изоляцию, предательство и искупление. Давайте подробнее рассмотрим каждую из этих тем и то, как они могут быть связаны с реальным жизненным опытом.

Заброшенность

Одной из главных тем Рапунцель является заброшенность. Рапунцель была брошена родителями в юном возрасте и оставлена ​​на попечение ведьмы. Этот отказ может символизировать чувство нежеланности или неважности. Это также может привести к чувству изоляции и одиночества, поскольку Рапунцель чувствует себя отрезанной от остального мира, когда она заперта в башне.

Изоляция

Еще одна тема Рапунцель — изоляция. Как упоминалось ранее, запирание в башне может привести к ощущению изоляции и одиночества. Эта изоляция может быть физической или эмоциональной. Если вы испытали изоляцию в своей жизни, вы можете чувствовать, что вы отрезаны от остального мира. Если вы когда-либо жили в большом городе, вы, возможно, знаете, каково это, когда люди повсюду, но, как ни странно, вам не с кем поговорить.

Предательство

Тема предательства присутствует и в истории Рапунцель. Ведьма предает доверие Рапунцель, запирая ее в башне и отрезая ей волосы, когда узнает о приезде принца. Это предательство может символизировать чувство предательства кем-то, кого вы считали другом, или чувство, что вы никому не можете доверять. Если вы пережили предательство в своей жизни, может быть трудно снова доверять людям, но важно помнить, что не все плохие и есть люди, которые заботятся о вас.

Искупление

Наконец, тема искупления присутствует в истории Рапунцель. Будучи преданной ведьмой, Рапунцель соглашается отправиться с ней в пустыню или дикую местность, если она пообещает вернуть принцу зрение. Этот акт доброты в конечном итоге приводит к их воссоединению через много лет. Тема искупления может представлять второй шанс или надежду на будущее.

Интерпретация Фрейда

Зигмунд Фрейд основал психоаналитическую школу мысли. Он считал, что такие истории, как «Рапунцель», были выражением скрытых желаний и пожеланий. Фрейд считал, что длинные волосы символизируют приближающуюся половую зрелость Рапунцель и ее желание быть сексуально активной. Принц, по Фрейду, является символом либидо Рапунцель — ее подавленных сексуальных побуждений. Когда он взбирается по ее волосам, чтобы добраться до нее, это выражение ее скрытого желания заняться сексом.

Есть много разных интерпретаций этой истории, и в этом коротком блоге мы не будем слишком углубляться. Однако, согласно Зигмунду Фрейду, Эдипов комплекс представляет собой стадию развития, на которой у детей развиваются сексуальные чувства к родителю противоположного пола и возникает соперничество по отношению к родителю того же пола. Это говорит о том, что «Историю Рапунцель» можно интерпретировать как путешествие молодой девушки через Эдипов комплекс.

Отношения Рапунцель с ее пожирающей матерью — один из самых важных аспектов истории. В большинстве версий сказки мать Рапунцель чрезмерно опекает свою дочь и держит ее взаперти от внешнего мира. Это можно рассматривать как расширение собственного эдипова комплекса матери; она старается держать дочь подальше от мужчин, потому что она сама к ним тянется.

Принца в этой истории также можно интерпретировать как продолжение фигуры отца. Именно он спасает Рапунцель из ее башни и помогает ей войти в контакт с внешним миром. Он представляет внешний мир, от которого мать Рапунцель пыталась уберечь ее.

Кульминация истории наступает, когда Рапунцель наконец вступает в контакт с внешним миром и понимает, что в жизни есть нечто большее, чем то, что ей рассказала мать. Это представляет Рапунцель, выходящую из эдипальной стадии развития и начинающую индивидуализироваться от своей матери.

Интерпретация Карла Юнга

Интерпретация «Рапунцель» Карлом Юнгом сильно отличается от интерпретации Фрейда. Для Юнга башня представляла собой сознание Рапунцель. Он считал, что принц олицетворяет анимус Рапунцель, мужской аспект ее психики. Длинные волосы символизировали связь Рапунцель с духовным миром. Когда принц взбирается на ее волосы, чтобы добраться до нее, это выражение его желания соединиться с ней на духовном уровне.

Интерпретация Бруно Беттельгейма

Бруно Беттельхейм был психоаналитиком и педагогом, написавшим книгу «Использование чар». В этой книге он проанализировал несколько разных сказок, в том числе и «Рапунцель». Беттельхейм считал, что башня представляет собой изоляцию Рапунцель от внешнего мира. Он считал, что волосы Рапунцель символизируют ее сексуальную чистоту. Когда принц взбирается по ее волосам, чтобы добраться до нее, это выражение его желания обладать ею сексуально.

Концовки

Сказка о Рапуцель содержит много элементов, которые могут быть тесно связаны с реальным опытом. Темы покинутости, изоляции, предательства и искупления присутствуют как в истории, так и в жизни многих людей.

Если вы сами пережили что-то из этого и если эта история нашла отклик у вас, знайте, что сейчас может быть трудно, но всегда есть надежда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *