Методы сказкотерапии, примеры методики, занятие с детьми
Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.
Методы сказкотерапии
Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.
Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:
- Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т. д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
- Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
- Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
- Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.
[attention type=yellow]Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.[/attention]
Направления в сказкотерапии
Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.
Диагностика с помощью сказки
Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.
Для этого требуется соблюсти несколько условий:
- Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
- Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
- Искренность и открытость самого терапевта.
Формы с работы со сказкой:
1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.
2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.
3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.
4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.
5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».
[attention type=red]Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.[/attention]
Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми
Сочинение сказки, практическая методика
Сеанс строится по следующему образцу:
- Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
- Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
- Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
- На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.
В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.
[attention type=red]Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем[/attention]
Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет
Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.
Построение занятия:
- Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
- Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
- Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
- На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.
Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.
Постановка сказки для детей 4-5 лет
Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.
Как проходит сеанс:
- Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
- Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
- Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
- В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
- По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?
Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.
[blockquote_gray»] Рекомендуем почитать интересную статью:Округляя результат: увлекательная мандалотерапия
Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»[/blockquote_gray]
Сказки для сказкотерапии
Сказки предоставлены сказочницей Ириной Караваевой. Большой багаж ребенок может накопить в душе, которые в последствии дадут хорошие всходы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.
Сказка про ангела-хранителя Skazka_pro_angela-_khranitelya
Исцеляющий солнечный зайчик istselyayuschiy_solnechny_zaychik
youtube.com/embed/De8TCWBUsyM?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Книги по сказкотерапии
1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)
2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki
Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.
3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.
4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia
Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.
В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.
Заключение
Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.
Статью прочитали: 16 669
Метод сказкотерапии в практике психологии образования
Определение 1
Сказкотерапия — это направление в практической психологии. Она представляет собой метод, который берет за основу сказку в качестве способа решения проблем ребенка в сфере образования, коррекции его поведения, профилактики психологических отклонений и др.
Основы сказкотерапии
Источники теории сказкотерапии включают труды таких ученых, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Большой интерес представляют работы и исследования Б. Беттельхейма, основа терапии историями Р. Гарднера, труды Фромма, идеи К. Г. Юнга и Э. Берна.
Сказкотерапия как направления развивалась с помощью позитивной терапии историями и притчами (Н. Пезешкян), исследований субкультуры детей (М. Осорина), теорий В. Проппа и Е. Романовой. Большую роль в ее становлении сыграли также опыт А. Захарова, психотерапевтические идеи А. Гнездилова.
Первая книга, которая была написана специально для детских психологов и педагогов в детских учреждениях, которые используют метод сказкотерапии, — это сборник сказок, изданный в 2016 году Н. Ю. Риттиной («В нашем лесу»).
История направления в качестве школы практической психологии, которая объединила в своём составе элементы фантазии, искусства, особенную специфику культурного контекста взаимодействия, началась в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, если рассматривать сказкотерапию именно в качестве метода активного воздействия на человека, то её история имеет гораздо более древнюю основу.
Сказкотерапия в воспитании и образовании
Сказкотерапия помогает детям концентрироваться на определенной проблеме. Ее методы способствуют поиску путей решения проблем, не предполагая жестких рекомендаций. В каждой истории происходит проигрывание ситуации, которая возникает в жизни человека. Персонажи сказки наделяются при этом характеристиками людей, которые существуют в реальности. У возникшего конфликта в придуманной истории присутствует логичное разрешение.
Сказкотерапия в практике психологии образования способствует налаживанию связей между сказочными событиями и поведением в реальности. Она способна переносить книжные и волшебные смыслы в реальную жизнь. Основной принцип метода сказкотерапии представлен следующими составляющими:
- Духовное развитие,
- Целостное развитие личности ребенка,
- Забота о душе.
Сказкотерапия как метод может помочь детям, которые потеряли родителей. Они встречаются в истории с самим собой, с хорошим или лучшим проявлением себя. Ребенок учится у себя из сказки добрым поступкам, становясь при этом счастливым.
Одна из методик сказкотерапии включает процесс коллективного сочинения сказок. Для маленького ребенка данное упражнение помогает наладить взаимодействие, для подростков представляет собой способ понять самого себя и своих сверстников. Взяв за пример совместно созданную сказку, можно понять, кто какие роли будет исполнять в группе (коллективе).
Родителям очень полезно сочинять вместе с ребенком сказки. Это связано с тем, что в такие моменты взрослые люди начинают говорить общим языком, могут узнать скрытые мысли и желания маленького человека. Мысли прячутся за символами и метафорами, при этом юные сказочники внутренне освобождаются, а заботливые и внимательные родители начинают разгадывать желания и подсознательные стремления.
Сказка предназначена для стимулирования творческого мышления и развития чувства юмора у родителей и детей. Изображая волшебного героя на бумаге или изготавливая его из пластилина, дошкольники могут отрабатывать навыки лепки, письма и рисования, развивая при этом усидчивость и внимательность.
Любые сказочные истории в рамках метода сказкотерапии условно делятся на несколько групп в зависимости от проблем, которые в них поднимаются:
- Сложности в общении;
- Внутренние переживания;
- Страхи;
- Возрастные трудности.
Возрастные трудности обусловлены тем, что в каждом периоде появляются моменты, которые связаны с осознанием ребенком новой роли. Например, ему необходимо начать принимать себя в качестве самостоятельной личности в дошкольный период. У него могут появляться проблемы, которые связаны с обучением (например, адаптация в младшем школьном возрасте).
Если в практике психологии образования необходимо работать с трудностями в общении, то в сказках происходит проигрывание конфликта, обид, разногласий, которые возникают у детей в семье, во дворе, в школе или детском саду.
В ходе работы с внутренними переживаниями, начинает возникать эффект волшебного зеркала. Оно дает возможность более пристально рассмотреть пока еще непознанный внутренний мир, нивелируя возникшие противоречия и комплексы. Ребенок может с помощью педагога или психолога ответить на вопрос «что во мне не так?».
Родители должны знать, чего боится их ребенок и каким образом он этого боится. Если страх может тормозить развитие, то он начинает забирать эмоциональные силы, становясь непреодолимым препятствием для личностного роста. В этом случае ребенку может понадобиться помощь.
Виды сказок в сказкотерапии включают художественную сказку (сюжет максимально приближен к обычному фольклору), психокоррекционную сказку (мягкая коррекция некоторых аспектов характера и поведения), психотерапевтическую сказку (используются в работе с детьми 3-8 лет после того, как поверхностно были исследованы проблемы ребёнка).
Психотерапевтическая сказка представляет собой основной инструмент корректировки страхов и фобий. Существуют и универсальные психотерапевтические сказки, которые используются в практике психологии образования и не предполагают адаптацию психолога под конкретного пациента. В этой ситуации в качестве фактора, который повышает эффективность сказки, выступает персонализация (главный герой истории — это сам ребёнок).
Сказкотерапия используется в детском саду, школе и реабилитационных центрах. На ее основе формируются сборники терапевтических персонализированных историй.
Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми и взрослыми
Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.
Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.
Методика сказкотерапии: функция сказок
Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект skazzzki.ru, например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее ТУТ.
Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.
2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.
3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.
Типы сказокПринято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:
1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.
2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.
СюжетСреди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:
- Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.
- Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
- Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.
- Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.
- Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.
Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.
3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.
4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.
5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:
- В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
- В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.
Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:
- Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
- И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
- Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
- Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
- Развязка – обязательно положительная.
- Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.
Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.
Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.
Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:
a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.
b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.
c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.
d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.
e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.
Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.
6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.
Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.
Основные методы сказкотерапии
1. Рассказывание и сочинение сказки
Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.
Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.
Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.
2. Рисование сказки
После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.
Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.
При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались рисовать с ребенком что-то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных эмоций и ощущений – акварель.
3. Изготовление кукол
Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.
Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.
Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.
С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.
Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.
При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:
- Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
- Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
- Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
- Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.
С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:
- провести психодиагностику,
- достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
- приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
- развить самосознание,
- развить коммуникативные навыки, речь,
- развить мелкую и грубую моторику,
- разрешить внутренний конфликт,
- провести профилактику или коррекцию страхов,
- найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
- откорректировать семейные отношения,
- способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.
4. Мастер сказок
Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.
Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:
- Государство,
- Дорога,
- Творец,
- Помощник,
- Доброе сердце-холодное сердце,
- Сезонность,
- Тело боли,
- Распутье,
- Авгиевы конюшни,
- Божественное вымя.
Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.
Сказкотерапевтическая диагностика
Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.
Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.
Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).
Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.
После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.
Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.
Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.
Песочная терапия
Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.
Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.
Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.
Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.
Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.
Кататимный поход в сказку
Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов, который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:
- Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
- Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
- Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
- Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.
В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания. Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.
Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.
Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.
Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!
Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.
CEBC » Модель сказки Лечение проблемного поведения на основе информации о травме › Программа › Подробная
Главная Программа Модель сказки (Лечение проблемного поведения: подход на основе информации о травме)
Об этой программе
Целевое население: Подростки (от 13 до 18 лет) с эмоциональными и поведенческими проблемами
Для детей/подростков в возрасте: 13 – 18
Обзор программы
Модель сказки является моделью психотерапии, основанной на информации о травме, и названа так потому, что преподается посредством рассказывания сказки, в которой каждый элемент истории соответствует одному из этапов лечения. В соответствии с руководством по лечению «Лечение проблемного поведения: подход с учетом травмы» эта фазовая модель лечения с учетом травмы требует продолжения данной фазы лечения до тех пор, пока не будет достигнут результат клиента, указанный для этой фазы. В руководстве по лечению предусмотрены сценарии вмешательств для индивидуальной работы с подростками.
Цели программы
Цели Сказочной модели (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) :
- Признание вклада травмы/потери в возникновение проблемы
- Повышение мотивации
- Повышение стабильности и навыков самоуправления
- Разрешение воспоминаний о травмах/потерях
- Предвидение будущих задач
Логическая модель
Представитель программы не предоставил информацию о логической модели для Модель сказки (лечение проблемного поведения: подход с учетом травм) .
Основные компоненты
Основные компоненты Сказочной модели (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) включают:
- сказки, в которой каждый элемент повествования соответствует одному из этапов лечения. Например, любовь героя к принцессе (которая побуждает его попытаться убить дракона) представляет собой терапевтическую фазу, на которой определяется и развивается мотивация клиента.
- Лечение продолжается в рамках данной фазы до тех пор, пока не будет достигнут связанный с этой фазой результат клиента или, по крайней мере, не будет достигнут максимально возможный результат. Например, терапевт работает с клиентом над целями и мотивацией до тех пор, пока клиент не определит личные цели и не выразит решимости работать для достижения этих целей. Фазы следующие:
- Оценка, включая изучение сильных сторон, ресурсов клиента, истории травм/потерь, жизненной ситуации и изложение проблем
- Выявление и усиление целей и мотивации клиента
- Оформление случая с учетом травмы и заключение контракта на лечение
- Стабилизация, потенциально включая ведение случаев, обучение родителей, решение проблем и стратегическое предотвращение ситуаций высокого риска
- Выявление и совершенствование навыков совладания и аффективной толерантности
- Разрешение воспоминаний о травмах и потерях
- Консолидация прибыли
- Предвидение будущих проблем
- Сказочная модель представляет собой систему, помогающую клиенту достичь определенных результатов в установленном порядке. Верность модели предполагает последовательную работу по достижению каждого из этих результатов. Как это сделать, зависит от терапевта, который может сделать модель адаптируемой к культуре и другим контекстам. Так, например, разрешение травмы может быть достигнуто с помощью десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ), прогрессивного счета или любого другого эффективного метода. На протяжении всего руководства для облегчения освоения и повторения выбранные вмешательства были написаны по сценарию.
- В руководстве указано, что терапевт может использовать любой другой эффективный метод, который, по его мнению, подходит клиенту. Например, предполагается, что многие результаты могут быть достигнуты с помощью поддерживаемых исследованиями вмешательств в различных областях (например, мотивация и вовлеченность, обучение родителей, обучение навыкам самоконтроля, разрешение травм, предотвращение рецидивов). Тем не менее, исследовательских доказательств , рассмотренных для этой программы, использовали только запланированные вмешательства, как указано в руководстве.
- Большая часть работы обычно выполняется индивидуально, а часть работы выполняется в группе или в окружении.
Доставка программы
Услуги для детей/подростков
Fairy Tale Model (Лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) непосредственно предоставляет услуги детям/подросткам и адресует следующее:
- Проблемное поведение (включая агрессию, противодействие, злоупотребление психоактивными веществами/зависимостью, преступность, неуспеваемость в школе/на работе и т. д.), тревогу, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Рекомендуемая интенсивность:
Зависит от клиента/ситуации
Рекомендуемая продолжительность:
Зависит от клиента/ситуации
Настройки доставки
Эта программа обычно выполняется в a(n):
- Дом для приемных родителей
- Семейный дом для новорожденных
- Приемная/родственная опека
- Амбулаторная поликлиника
- Агентство/организация/поставщик услуг по месту жительства
- Групповой или интернатный уход
- Школа (в том числе: дневной уход, программы дневного лечения и т. д.)
Домашнее задание
Модель сказки (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) включает домашнее задание:
Домашнее задание может быть назначено по причинам, специфичным для данного случая. Не существует стандартных требований к домашнему заданию. Однако, если/когда речь идет об обучении навыкам самоконтроля – если/по мере необходимости для клиента для достижения намеченных результатов соответствующей фазы лечения – тогда терапевт довольно часто назначает практику в любых навыках, над которыми он работал. в сессии. Как правило, это просто означает, что клиент должен приложить усилия, чтобы справиться с определенной трудной ситуацией лучше, чем это обсуждалось/практиковалось на сеансе.
Языки
Fairy Tale Model (Лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) содержит материалы, доступные на языки кроме английского :
Канадский французский, голландский
Для получения информации о том, какие материалы доступны в эти языки, пожалуйста, проверьте на веб-сайте программы или свяжитесь с представителем программы (контактная информация указана внизу этой страницы).
Ресурсы, необходимые для запуска программы
Типичные ресурсы для реализации программы:
Типичные ресурсы, необходимые для проведения психотерапии и, в зависимости от типа случая, деятельности, связанной с делом (например, ведение случая), в зависимости от ситуации.
Руководства и обучение
Необходимая/минимальная квалификация поставщика услуг
Ядро модели Fairy Tale требует наличия одного или нескольких психотерапевтов (в США, как правило, уровня магистра или выше), прошедших обучение модели.
Информация о руководстве
Там это руководство, описывающее, как поставить эту программу.
Руководство по программе
Ссылка на руководство:
- Гринвальд, Р. (2015). Лечение проблемного поведения: подход с учетом травм. Рутледж.
Продается через книготорговцев.
Информация об обучении
Там это обучение, доступное для этой программы.
Обучение Контакт:
- Рикки Гринвальд, PsyD
www.childtrauma.com/training/fairy-tale-model
телефон: (413) 772-2340
Тип/место обучения:
В настоящее время тренинги проводятся в различных местах на северо-востоке, а также на местах для агентств и учреждений на национальном и международном уровнях.
Также доступны программы дистанционного обучения.
Количество дней/часов:
Программа обучения рассчитана на 5 дней (обычно 4 дня подряд, а затем два дополнительных занятия по полдня в виде веб-видеоконференции). Существует также 14-дневная (более 9 месяцев) программа сертификации, которая является более полной.
Информация о реализации
Предварительные материалы
Отсутствуют предварительные материалы для измерения организационных или готовность провайдера к Модель сказки (лечение проблемного поведения: подход с учетом травм) .
Официальная поддержка реализации
Доступна официальная поддержка для реализации Сказочная модель (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) , как указано ниже:
Доктор Рикки Гринвальд, разработчик программы, предоставит консультацию по внедрению , по запросу.
Меры верности
Есть мер верности для Сказочная модель (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) , как указано ниже:
Доступна шкала оценки лечения верности , которая использовалась в предыдущих исследованиях. Шкала будет заполнена специалистом в области психического здоровья, прошедшим обучение по модели Fairy Tale , на основе живого или видеообзора сеансов. Его можно получить у доктора Рики Гринвальда, разработчика программы.
Руководства или руководства по внедрению
Нет никаких руководств или руководств по реализации для Сказочная модель (лечение проблемного поведения: подход с учетом травм) .
Исследование способов реализации программы
Не проводились исследования о том, как реализовать Сказочная модель (лечение проблемного поведения: подход с учетом травм) .
Соответствующее опубликованное, рецензируемое исследование
Благополучие детей Результат: Детское/семейное благополучие
Фаркас, Л., Сир, М., Лебо, Т., и Лемей, Дж. (2010). Эффективность терапии MASTR/EMDR для травмированных подростков с проблемами поведения. Журнал детских и подростковых травм, 3, 125-142. https://doi.org/10.1080/19361521003761325
Тип исследования: Рандомизированное контролируемое исследование
Количество участников: 40
Население:
- Возраст — 13-17 лет
- Раса/этническая принадлежность — Не указано, все говорят по-французски
- Пол — 63% Женский
- Статус — Участниками были подростки из системы защиты детей, у которых были проблемы с поведением, интернализованное и экстернализирующее поведение, и которые подвергались жестокому обращению.
Местонахождение/Учреждение: Квебек, Канада
Резюме: (включая базовый план исследования, показатели, результаты и заметные ограничения)
В этом исследовании изучалась MASTR/EMDR [теперь называемая Fairy Tale Model (Лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) ], ориентированное на травму лечение травмированных молодых людей, которым занимаются службы защиты молодежи. Участники были случайным образом распределены для лечения MASTR / EMDR или для обычного ухода. Меры включали График диагностических интервью для детей (DISC), Контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC), Контрольный список поведения ребенка (CBCL), и Частота травматических событий в течение жизни (LITE) , которые были назначены участникам и одному из их родители/опекуны в три момента времени: до лечения, после лечения и последующее наблюдение. Анализ показал, что у участников группы MASTR/EMDR значительно улучшились симптомы травмы и поведенческие проблемы по сравнению с контрольной группой при оценке после лечения. Эти эффекты сохранялись при последующем наблюдении в течение 3 месяцев. Ограничения включают одинаковый размер выборки, высокие коэффициент отсева (только 40 из первоначальных 65 участников завершили оценку после вмешательства с) и отсутствие информации о том, что получила контрольная группа.
Продолжительность контролируемого наблюдения после вмешательства: 3 месяца.
Беккер, Дж., Гринвальд, Р., и Митчелл, К. (2011). Информированное о травмах лечение бесправных городских детей и молодежи: открытое исследование. Журнал социальной работы с детьми и подростками, 28, 257-272. https://doi.org/10.1007/s10560-011-0230-4
Тип исследования: Одно групповое претестовое и посттестовое исследование
Количество участников: 59
Население:
- Возраст — 4–19 лет (в среднем = 11,2 года)
- Раса/этническая принадлежность — 57 % латиноамериканцев, 19 % афроамериканцев, 17 % европеоидов и 7 % без этнической принадлежности
- Пол — 37 Мужской
- Статус — Участниками были набраны бедная молодежь и семьи из мультикультурного городского района.
Местонахождение/Учреждение: Сан-Диего
Резюме: (включая базовый план исследования, показатели, результаты и заметные ограничения)
В исследовании изучалось использование сказочной модели [теперь она называется сказочной модели (лечение проблемного поведения: подход, основанный на информации о травмах) ] с обедневшей, бесправной молодежью и их семьями. Используемые меры включают в себя Частота травматических событий в течение жизни, формы учащихся и родителей (LITE-S, LITE-P), Шкала воздействия событий (IES), Отчет о посттравматических симптомах ребенка (CROPS), и Шкала расширения прав и возможностей семьи (FES) . Результаты показывают, что завершившие лечение продемонстрировали клинически и статистически значимые улучшения по всем трем показателям исхода посттравматического стресса, в каждом случае переходя от клинического к нормальному диапазону. FES не показал никаких изменений от предварительной обработки к последующей обработке. Ограничения включают отсутствие контрольной группы, отсутствие данных о количестве проведенных сеансов и неслепое введение показателей результатов.
Продолжительность контролируемого наблюдения после вмешательства: Никто.
Гринвальд, Р., Сирадас, Л., Шмитт, Т. А., Реслан, С., Санде, Б., и Фиерле, Дж. (2012). Внедрение лечения молодежи с учетом травм в интернатных учреждениях: результаты первого года. Стационарное лечение для детей и молодежи, 29 (2), 141-153. https://doi.org/10.1080/0886571X.2012.676525
Тип исследования: Одно групповое претестовое и посттестовое исследование
Количество участников: 48
Население:
- Возраст — 10-21 год
- Раса/этническая принадлежность — 48 % афроамериканцы, 33 % европеоиды, 13 % латиноамериканцы и 6 % представители двух рас
- Пол — 37 Мужской
- Статус — Участники — молодежь в интернате.
Местонахождение/Учреждение: Сан-Диего
Резюме: (включая базовый план исследования, показатели, результаты и заметные ограничения)
В этом исследовании используются архивные данные с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2009 г., чтобы сообщить о влиянии Сказочная модель [теперь называется Сказочная модель (лечение проблемного поведения: подход с учетом травм) ]. Начиная с января 2009 года, для клинического и непосредственного медицинского персонала, работающего с молодежью в интернатном лечебном учреждении, проводилось обучение по модели Fairy Tale Model по лечению с учетом травм. В качестве меры использовалась Шкала оценки проблем (PRS) . Результаты показывают, что по сравнению с годом, предшествовавшим обучению, среднее улучшение представления проблем увеличилось на 34%, время до выписки сократилось на 39%.%, а уровень выписки на более низкий уровень помощи был удвоен. Ограничения включают отсутствие группы сравнения и неравномерное проведение терапии, что затрудняет определение того, привело ли обучение к изменениям.
Продолжительность контролируемого наблюдения после вмешательства: Никто.
Дополнительные ссылки
Гринвальд, Р. (2003 г., весна). Сила подхода к лечению с учетом травм. Информационный бюллетень Ассоциации детской групповой терапии, 24 (1), 1, 8-9.
Контактная информация
- Ricky Greenwald, PsyD
- Агентство/филиал: Институт травматологии и Институт детской травматологии
- Веб-сайт: www.childtrauma.com/treatment/phase-model
- Электронная почта: [email protected]
- Телефон: (413) 774 -2340
Дата Данные исследований Последнее рассмотрение CEBC: февраль 2021 г.
Дата Последнее рассмотрение содержания программы сотрудниками программы: март 2021 г.
Дата первоначальной загрузки программы на CEBC: декабрь 2013 г.
Терапия сказками — чрезвычайно мощный способ исцелить системы, которые в противном случае остаются недосягаемыми. Но в терапии сказками есть нечто большее, чем это само по себе. Назначить кого-то ответственным за *все их истории*, которые включают в себя реликвии, все формы хвостов старых жен, религиозные истории, то, что они видят по телевизору и читают в газетах, а также их собственные воспоминания и фантазии. как сказки — это, пожалуй, САМЫЙ мощный ключ к личностному развитию, который мы можем дать человеку. |
Сильвия Хартманн, автор Project Sanctuary Сказкотерапия Введение | Примеры сказкотерапии | Переписывая сказки | Создание НОВЫХ сказок | Развивающиеся сказки | Сказочные метафоры | Сказкотерапия Заключение Сказки — интересная тема на многих уровнях. Сказки важны, потому что с культурной точки зрения их рассказывают маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, а вместе со сказками они впитывают поверья, ценности, «морали» и «уроки», которые скрыты внутри сказки. Скрытые «уроки» в сказках могут привести к длительному, разрушительному, бессознательному программированию, которое затем проявляется как внутренние конфликты, неспособность развиваться и всевозможные энергетические и психологические проблемы, непосредственно вызванные структурой. и содержание сказок, или бабушкины хвосты, как мы их в шутку называем. Благодаря проекту «Убежище» мы восстанавливаем власть над сказками и можем использовать ее для терапии сказками всевозможными благотворными и исцеляющими способами. Терапия сказками в стиле Project Sanctuary, включает:
Каждый из этих подходов чрезвычайно эффективен и преображает человека, который этим занимается; Project Sanctuary персонализирует опыт сказок, что делает сказкотерапию с Project Sanctuary очень целенаправленной, конкретной и эффективной. Вот несколько примеров использования Проекта Убежище для Сказкотерапии. 1. Переписывание сказок, оказавших негативное влияние на человекаЭта дама, когда ее спросили о сказке, которая плохо повлияла на нее в детстве и в жизни, вспомнила Румпельштильцхена. В детстве она испугалась, что пугающий карлик появится из ниоткуда и заберет ее куклу; Став взрослой, она также всегда боялась, что кто-то украдет ее детей, но также страдала от всепроникающего чувства уязвимости, открытости для нападения и никогда, никогда не была в безопасности, даже в собственном доме или в собственной постели. Она неправильно запомнила сказку, так как в Румпельштильцхене этого вообще не бывает; когда она услышала это в детстве, она поняла, что это означает, что есть злые карлики, которые просто появляются из ниоткуда, в любое время, и забирают ваших малышей. Эту сказку нужно было переписать; в переписанной версии ее личного Румпельштильцхена гном появляется из ниоткуда, чтобы забрать куклу ребенка, и могущественный ангел-хранитель налетает, чтобы защитить ребенка. Злого карлика спрашивают, чего он хочет от ребенка; выясняется, что он одинок. Место и время найдено, где много представителей его расы, он находит жену, заводит собственных детей и перестает беспокоить человечество в целом. После пережитого женщина сказала, что почувствовала чувство умиротворения и радости, которых не знала с тех пор, как ей исполнилось пять лет.
2. Создание НОВЫХ сказок, которые являются противоядием от вреда, нанесенного старыми сказкамиОдин язычник сказал, что его всегда беспокоила сказка Гензель и Гретель. Для этого джентльмена сказка о Гензеле и Гретель олицетворяла страх перед злой ведьмой; не желая быть таким, находясь в противоречии со своим путем естественного исцеления на очень глубоком уровне. Он сказал, что сильно чувствует, что только новая сказка, более сильная, может переписать ущерб, нанесенный старой; поэтому для написания новой сказки была предпринята классическая игра Project Sanctuary. В его рассказе мать, отец и двое детей были изгнаны из своих домов инопланетными захватчиками и все ушли в лес, чтобы спастись. Там они нашли дом, в котором жил мудрый волшебник, который научил их выживать за счет естественных вещей, и все четверо обучились особым навыкам и вместе работали над созданием прекрасного дома для себя. Позже прибывает потерянный принц. Они спасают его, принимают и исцеляют; и в награду он отдает в собственность семье весь лес. По сей день потомки семьи живут в лесу, и любой, кто хочет изучить пути природы, может навестить их, остаться на некоторое время и вернуться излеченным и гораздо более мудрым к своим повседневным делам.
3. Эволюция сказок за пределы того, чем они были, во что-то новое, чтобы создать сдвиг порогаМолодая женщина отметила, что ей не нравится концовка в сказках, «и жили они долго и счастливо». Она сказала, что в детстве она ненавидела это, потому что не знала, что это значит, а теперь, став взрослой, она ненавидела это еще больше, «потому что никто никогда не живет долго и счастливо». Когда юную леди попросили выбрать «одну сказку, которая символизирует их все, и если мы разовьем эту сказку, все они будут развиваться одновременно», юная леди выбрала Золушку. «Ты не можешь сказать мне, что после свадьбы в отношениях не было проблем», — горячо сказала она. «Они из совершенно разных социальных слоев, как это вообще сработает!» Сказкотерапия в данном случае началась с вопроса: «Так что же было в сказке последним? И что будет дальше?» История начинается в карете после свадьбы, во время медового месяца в загородном замке в красивом месте. Новая принцесса должна быть счастлива там, но это не так, хотя ее муж обожает ее; она не понимает ограничений суда и не знает, как обращаться с персоналом, поскольку сама была прислугой. Дворецкие смотрят на нее свысока, служанки болтают и болтают, а когда принц не смотрит, слуги на самом деле грубы. Поэтому она начинает гулять по саду, все дальше и дальше, пока однажды не натыкается на небольшой дом на границе участка. Там живет пожилая дама, которая была няней королевских детей. Она очень добрая и принимает принцессу как подопечного и друга, учит ее тому, что ей нужно знать. Большое испытание для новообретенных навыков принцессы приходится на день рождения принца, когда все презрительные, надменные королевские родственники и двор спускаются со своими еще более высокомерными слугами. Она проходит это с честью, и с доброй дамой рядом с ней она действительно теперь живет счастливо, превращаясь в свою роль королевы, которой она будет достаточно скоро. Юная леди, которая создала эту историю для себя в сказкотерапии с Project Sanctuary, сказала, что она больше не злится на то, что живет долго и счастливо, и что это никогда не было концом, а всегда приглашением к дальнейшему обучению, переживаниям и неожиданностям. помощь и приятные сюрпризы. 4. Ответственность за компоненты сказки, такие как артефакты и архетипыТерапия сказками — это продвинутая форма метафоротерапии; а метафорические артефакты и архетипы появляются повсюду, и как только кто-то действительно начинает обдумывать свои мечты и их значение, он начинает заниматься искусством или начинает медитировать. Вот два примера трансформации метафоры, артефакта и архетипа с использованием прекрасных жидких техник метаморфоз Project Sanctuary. Человек, у которого была большая проблема с лягушкой из сказки о принце-лягушке — «Можешь целовать лягушку, пока коровы не вернутся домой, она всегда останется лягушкой!» — заморозил сцену, обошёл принцессу и лягушку, чтобы посмотреть на всё это с новой точки зрения, и обнаружил, что это был дух принца, которого злая ведьма превратила в лягушачьего духа (скорее всего, его мачеха, которая его ненавидела), и эта любовь действительно могла снова превратить лягушку в принца. Это дало ей совершенно новый взгляд на многие вещи и «показало мне возможности там, где раньше все застряло и было настолько негативным». Человек, который «любил мечи», отправился в сказочно-метафоротерапию к мечу в камне короля Артура. Он понял, что должен искать в камне свой особый и уникальный меч, нашел его, извлек, и он превратился в жидкий свет, который вошел в его тело и укрепил его плечи, спину и позвоночник. Когда настоящий меч был найден и правильно использован, ему больше не нужно было одержимо собирать мечи. Превращение «жестких и быстрых» старых сказок в жидкие личные переживания, которые находятся под собственным контролем человека, само по себе является чрезвычайно трансформационным шагом. Когда мы поощряем детей делать это с самого начала, не просто впитывать старые сказки такими, какие они есть, но брать их, делать их своими и превращать во что-то полезное, активное, питательное и ободряющее, мы делаем гораздо больше. чем просто избегать долгосрочного повреждения неврологии и энергетической системы.
Как только кто-то узнал с помощью сказкотерапии, что он может написать свою собственную историю, в самом широком метафорическом смысле, мы достигли чего-то чрезвычайно ценного; то, что мы могли бы также назвать свободой. Сильвия Хартманн Автор, Project Sanctuary июль 2010 г. Сказкотерапия Введение | Примеры сказкотерапии | Переписывая сказки | Создание НОВЫХ сказок | Развивающиеся сказки | Сказочные метафоры | Сказкотерапия Заключение Терапия сказками Сильвии Хартманн (c) 2010. Все права защищены. Каталожные номера:
|
Gentle-Therapy: An Interactive Fairytale, an essay by Mia Tabib
ISSUE No. 3 Therapy
essay
BY
Mia Tabib
Миа Табиб — социальный работник и терапевт, недавняя выпускница Йельской школы богословия. Она любит думать о нежности и согласна с Гансом Христианом Андерсеном в том, что вся наша жизнь — сказки, написанные рукой бога.
ВЫПУСК № 3 Терапия
эссе
ОТ Мии Табиб
Нет более глубокого волшебства, чем пересказ истории, поскольку вы даете себе свободу действий, чтобы придать смысл и (что наиболее важно) приписать время полезности и события. Когда писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен написал: «Наша жизнь — сказки, написанные Божьими перстами», это была не просто милая песенка, это было волшебное исцеляющее заклинание.
Хотя мы мало что можем сказать в жизни о том, что происходит, наше воображение и наша сила воли действуют как инструменты, которые мы можем использовать, чтобы пересказать любую историю, в которой мы оказались. Поддержание позиции жертвы не позволяет нам рассказывать какие-либо истории. Вы должны быть очень осторожны, чтобы игнорировать любой голос, который говорит вам, что у вас нет свободы воли, потому что это ложь. Вы сами себе сказка, и у вас есть возможность написать волшебство на собственных метафорических страницах. Хотя все мы испытали исцеляющую магию историй, практика использования повествования в качестве терапевтического инструмента была официально разработана Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном. В своей новаторской книге они описывают свои клинические идеи и тематические исследования использования историй в качестве инструментов исцеления.
Когда мы имеем дело с чувствами, важно помнить, что эмоции и мысли, которые у нас есть, не являются нашей личностью. Полезно олицетворять чувства и превращать эмоции в сказочных персонажей в своем уме. Как утверждают Майкл Уайт и Дэвид Эпстон, «…проблема становится отдельной сущностью и, таким образом, внешней по отношению к человеку или отношениям, которые были приписаны этой проблеме».
Рассмотрим несколько примеров:
Меланхолия: старуха, сидящая у заколдованного камина; она вяжет все твои воспоминания в одеяло, шепча секреты горящим углям.
Джой: сказочная принцесса, только что освободившаяся от темных чар. Вырвавшись из плена темных чар, она выпрыгивает из Замка Отчаяния и расправляет крылья в полном сиянии.
Мудрость: серый волшебник, держащий в руках деревянный посох, сделанный из деревьев, найденных в Забытом лесу. В конце концов, как минимум Мудрость должна помочь нам вспомнить.
Теперь вы продолжаете список! Представьте свои эмоции в виде сказочных персонажей и объясните, как они выглядят ниже.
Страх:
Отвращение:
Гнев:
Разочарование:
Возбуждение:
Смущение:
И, наконец, что является олицетворением Мягкости? Нарисуйте или напишите в поле ниже, как выглядит и ощущается для вас «Мягкость»:
Когда вы думаете о слове «Мягкость», какую сцену вы представляете? Нарисуйте его в поле ниже:
Если вы помните первое эссе о том, как использовать Мягкость как способ направить свой гнев в творчество, вы также помните, что боль нужно уважать. Подтвердите свои эмоции, не отдаваясь им полностью.
Когда вы находитесь в присутствии кого-то, находящегося в приступе ярости, единственной настоящей силой, которой вы обладаете, является ваше собственное состояние. Мягкость проявляется через безмятежность. Мягкость никогда не реагирует. Мягкость отвечает. Есть разница. Ответ означает понимание и осознание чужого эмоционального состояния при одновременном понимании своего собственного. Реакция – это действие без мысли. Реактивность умаляет вашу автономию и самоощущение. Сохранение позиции мягкости перед лицом чужого гнева может показаться уходом или отступлением, но Мягкость никогда не реагирует слепо. Мягкость — это проницательное осознание, понимание причин, по которым кто-то делает то, что он делает, и почему он чувствует то, что чувствует.
Представление своих эмоций в виде персонажей сказки или рассказа — это способ выразить проблему отдельно от вас. Проблема есть проблема; ты не проблема. Это мой собственный взгляд на концепцию, созданную Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном в их новаторской терапии под соответствующим названием «Нарративная терапия». Уайт и Эпстон описывают процесс экстернализации как «подход к терапии, который побуждает людей объективировать, а иногда и персонифицировать проблемы, которые они испытывают как угнетающие».
Вы не только ваши чувства, и вы не только ваши мысли; они как светлячки, которые живут внутри вас. Они порхают туда-сюда и проносятся мимо вас — и если вам понравится, вы можете взять его и поболтать с ним, — но вы имеете право отпустить их на волю и не позволять им мучить вас.
Но, как и со всем, светлячком или нет, мы должны быть нежными. Только Мягкость достаточно сильна, чтобы защитить нас, когда мы путешествуем во времени к любой боли или травме, которые с нами случились. Мягкость — это волшебное заклинание, которое открывает наше воображение и в то же время соответствует Истине.
Мягкость дает нам творческую силу для переосмысления. Без кротости нет памяти, ибо резкость приносит только самоосуждение и осуждение. Если вы осуждаете себя, то вы совершаете насилие над теми самыми чувствами и воспоминаниями, которые пытаетесь исцелить.