Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.
В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением.
Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций [1].
Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна: во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуациисказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен. Во-вторых, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем.
Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора. В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка. В-четвёртых, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого [2].Обратим особое внимание на коррекционные функции сказки. Среди них можно выделить наиболее приоритетные — это:
— психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
— символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
— принятие в символической форме своей физической активности [3].
В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный [4].
Рассмотрим особенности коррекционной сказки как метода воздействия на ребенка:1. Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер.
2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.
3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.
4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего.
5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться [5].
Важность исследования проблемы заключается в том, что сказкотерапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться квалифицированным педагогом-психологом, который организует систематические занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме. Особенно эффективно использование сказкотерапии родителями. При правильном использовании сказкотерапии ребенку будет оказана неоценимая помощь. Это позволит не только подготовить ребёнка к возможным жизненным ситуациям, но и решить возникшие проблемы. Языком сказки можно описать всё, что нас окружает [6].
Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работыпозволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе.
В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Исходя из этого, мы составили небольшой опросник для детей и их родителей. Вопросы, позволяющие выявить, какое значение оказывает сказкотерапия на развитие нравственных качеств ребенка, а также на развитие воображения, мышления и речи могут быть следующими:
- Понравилась ли тебе сказка?
- Как ты думаешь, о чём эта сказка?
- Какой герой тебе понравился? Почему?
- Что главное в этой сказке?
- Как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?
- Что бы было, если герой не совершил этого поступка?
- Чему тебя научила эта сказка?
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам.
Вопросы, позволяющие выявить, какое значение придают родители сказкотерапии:1. Как часто Вы рассказываете сказки своему ребёнку?
2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка?
3. Есть ли у ребёнка любимый герой?
4. Запоминает ли Ваш ребёнок сказки?
5. Просит ли ребёнок почитать сказку?
6. Помогает ли Вам сказка воспитывать ребёнка?
7. Просит ли ребёнок рассказать одну и ту же сказку несколько раз?
8. Объясняли ли вы ребёнку с помощью сказки, что такое хорошо и что такое плохо?
9. Менял ли ребёнок своё поведение после того, как вы прочитали ему сказку?
На основании беседы с детьми и родителями важно проанализировать, какие личностные качества развиваются у детей в процессе сказкотерапии, а также разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере дошкольников и младших школьников с помощью сказки. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением. Родителям необходимо помнить, что выбор сюжетов сказок должен быть направлен на те сказки, которые предполагают осознание ребенком того, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка даёт несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.
Литература:
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2007. — 170 с.
- Сказкотерапия для детей. — Режим доступа: http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/ (дата обращения: 15.10.15)
- Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Режим доступа: http://vashabnp.info/load/85–1–0–1897 (дата обращения: 15.10.15)
- Терапевтические сказки в работе с детскими страхами. — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskie-skazki-v-rabote-s-detskimi-strahami.html (дата обращения: 15.10.15)
Сказкотерапия как метод психокоррекции.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.
Остановлюсь подробнее на таком методе психологической коррекции, как сказкотерапия.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня выделяют четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах… Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов так же продолжается и по сей день.
Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы А. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Выделяют следующие коррекционные функции сказки:
Функция зеркала — содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
Функция модели — сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
Функция опосредования — сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.
Функция хранения опыта — после окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития — сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление, удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает содержание.
Функция альтернативной концепции — сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.
Функция изменения позиции — сказка неожиданно вызывает у взрослого или у ребенка новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей и взрослых
Сказки — в их сладком плену прошло детство каждого из нас. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, дятлов, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти простые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто средство развлечения или универсальная образовательная программа, помогающая детям освоиться в этом непростом мире?
Сказки в старину
Раньше, когда еще не были придуманы умные слова вроде психиатрии и психотерапии, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных и взрослым, и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться с ними в дальнейшей жизни. Это был своего рода обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшихся с трудностями взрослой жизни.
Сегодня принято считать, что сказки — чисто детское увлечение, но многие старые сказки, дошедшие до наших дней, не имеют абсолютно никакого детского содержания. Даже такой мастер написания сказок, как Ганс Христиан Андерсен, некоторые свои шедевры создавал для взрослой аудитории. Это говорит о том, что издавна люди использовали сказки не только для детского развлечения, но и в каких-то других целях.
Сказкотерапия
Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение в последнее время, но корни его уходят к основоположникам этой науки. Среди ученых, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали корифеев науки не просто так. Считалось, что в них заключены все основные психотипы, а события, рассмотренные в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из подобной жизненной ситуации.
Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, это делали наши предки, просто не придумали для этого процесса отдельного термина. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере героев истории осознать собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.
Сказкотерапия для детей
Если ребенок плохо себя ведет: капризничает, не слушается родителей или даже проявляет агрессию, то общепринятые методы воспитания могут быть бессильны. Можно принудить ребенка к послушанию, но это наложит негативный отпечаток на его психику. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети часто игнорируют. Но сказка может заинтересовать ребенка. Интересная история способна полностью захватить внимание непослушного ребенка, окунув его в сказочный мир, в котором он испытает все, что переживают герои, прочувствует их эмоции и даже отождествится с ними. Тогда становится понятно, насколько сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции.
Эффекты сказкотерапии
Банальное рассказывание историй может сильно повлиять на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, подходящих для той или иной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно подходила под задачу. Например, если ваш ребенок обижает других детей, можно придумать сказку, главный герой которой поступает так же. Это приведет его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится в лучшую сторону.
Также сказкотерапия как метод психологической коррекции детей может избавить вашего ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Еще один плюс этого метода – развитие творческих способностей ребенка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которым он бессознательно будет обращаться в дальнейшей жизни.
Учим ребенка
Психотерапия с помощью сказки не только учит малыша различать добро и зло, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила такое широкое распространение. Те предметы, которые больше всего нравятся ребенку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые рассказы вашего ребенка, вы сможете понять, что его беспокоит, к чему он стремится.
Кроме того, необходимо обязательно обсудить сюжет сказки, вместе искать решения описанных в ней проблем. Это сделает знания, полученные ребенком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, от чего их будет гораздо сложнее использовать в нужный момент. Также, обсуждая детские сказки, можно подтолкнуть в нужном направлении, сформировать положительные черты характера и избавиться от отрицательных.
Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых
Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признано чисто детским, что является совершенно неправильным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются с помощью сказкотерапии. Истории, которые рассказывают взрослой аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы докопаться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в целостную картину.
Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не работают. С помощью сказкотерапии вы сможете расширить свой взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь играл чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только осознав этот факт, он сможет изменить свои установки, найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Как применять сказкотерапию
Сегодня лечение сказкой используется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подойдет не всем. Некоторые люди хотят использовать свою собственную сказкотерапию, чтобы помочь своему ребенку или себе. Есть несколько вариантов использования этой техники. Вы можете взять готовую сказку, которая подходит под необходимую жизненную ситуацию. Главное не забыть, что после прочтения нужно разобрать и обсудить.
Не случайно сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми приобрела такую популярность. Одним из наиболее эффективных его проявлений является написание авторской истории для конкретного человека. В этом случае по мере развития истории люди начинают реализовывать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабости и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая отрицательной оценки его поступкам.
Самодиагностика
Еще один способ использования сказкотерапии — написать человеку собственную сказку. Главное, перед тем, как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект от лечения сказкой начнет ощущаться еще во время написания рассказа. Так как это выявит скрытые недостатки автора, позволит взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, необходимо, чтобы сказку прочитал кто-то другой.
Читая волшебную повесть, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и каков его склад ума. Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит нам оценить его жизненный опыт, понять, был он положительным или отрицательным. Многим людям близка сказкотерапия как лучший метод психологической коррекции, ведь все это можно делать без труда, не пуская посторонних в свой внутренний мир.
Польза лечения сказкой
Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадежным методом. Как глупая сказка может помочь нам в век технического прогресса? Оказывается, этот метод намного эффективнее большинства научных исследований современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы потеряли связь с тем огромным пластом знаний, который человечество накопило за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а все старое стало считаться заблуждением невежественных людей. Сейчас старые методы обретают новый смысл, они научно подтверждаются и подхватываются учеными всего мира. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием древности, превосходя по эффективности многие современные средства.
Учитывая, что лечение сказкой начали практиковать относительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые непослушные дети могут легко понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в «волшебную» обертку. Для некоторых взрослых сказкотерапия была средством, которое помогало там, где традиционные методы были бессильны.
Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры
На практике обработка сказки обычно выглядит так. Например, ваш ребенок часто без спроса берет чужие вещи, лишает игрушек сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он по-прежнему продолжает свою негативную работу. В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно без спроса брал чужие вещи, и это приводило к его серьезным неприятностям. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понял, что счастливый конец наступил только после того, как герой сказки избавился от своей вредной привычки.
Заключение
Возможно, эта статья поможет вам изменить свое отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьезным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими развлечься. Особенно полезна сказкотерапия для детей. В качестве метода исправления своего поведения она не знает себе равных. Попытки противостоять своему ребенку напрямую приведут только к конфликтам и взаимным упрекам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и действенным средством воспитания детей.
Влияние сказкотерапии на развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития
Реферат
Исследования последних лет показывают, что подавляющее большинство дошкольников с задержкой психического развития имеют различные нарушения речи, которые весьма неоднородны и различаются по сложности и структуре. Использование сказкотерапии в коррекционной работе может способствовать как развитию личности, так и речи у дошкольников с задержкой психического развития. Благодаря применению в коррекционных занятиях метода сказкотерапии большинство дошкольников с диагнозом «задержка психического развития» постепенно отказываются от наиболее невербальных форм общения и переходят к речи. Это также возможный метод прогрессивного увеличения активного словарного запаса для этой категории дошкольников. Целью исследования является определение эффективных условий сказкотерапии для коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование состоит из нескольких этапов: диагностического (обобщающего), развивающего и контрольного. Результатом этапа развития является достоверное улучшение уровня речевого развития у старших дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной группе по сравнению как с первичной диагностикой, так и уровнем речевого развития дошкольников контрольной группы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с задержкой психического развития может стать более эффективной. Этого можно достичь путем ранней диагностики особенностей нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития, а также использования преимуществ метода сказкотерапии в коррекции речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: Сказкотерапиязадержка психического развитиямладший школьный возраст
Введение
В современном развитии социальной педагогики, системы инклюзивного образования и коррекционной психологии вопросам задержки психического развития уделяется все большее внимание. В первую очередь это связано с отрицательной динамикой роста числа дошкольников с разной степенью задержки психического развития, отсутствием четко сформулированных критериев ранней диагностики данной патологии, сложными и многокомпонентными особенностями психического развития. задержка развития у дошкольников. Поэтому очевидна необходимость ранней диагностики и более эффективной коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития (Кисляков и др., 2017).
Последние научные исследования в области коррекционной психологии и педагогики посвящены таким симптомам задержки психического развития, как нарушения когнитивных и эмоциональных функций (Жукова и др., 2014; Тригер, 2008; Шичанина, 2008). Нарушения познавательной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития обычно проявляются в развитии сложных как по составу, так и по структуре психических процессов, таких как речь, которая у этой категории дошкольников развивается весьма специфично и разнообразно (Левченко, 2013; Кисляков, 2017). Речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития обычно характеризуется медленными темпами развития, рядом качественных особенностей, многочисленными нарушениями речевого развития. На это неоднократно указывали такие ученые, как Глухов (2013), Лалаева и др. (2016), Трауготт (2004), Шевченко (2001).
На современном этапе развития дошкольного образования появилось новое направление – игровые методы в специальной психологии, рассматривающие сказкотерапевтический подход как ведущий метод коррекции речевых нарушений у дошкольников с задержкой психического развития. Использование сказкотерапии в коррекционной работе может способствовать как развитию личности, так и речи у дошкольников с задержкой психического развития. Благодаря использованию метода сказкотерапии в коррекционных классах большинство дошкольников с диагнозом «задержка психического развития» постепенно отказываются от преимущественно невербальных форм общения и начинают использовать речь. Это также возможный метод прогрессивного увеличения активного словарного запаса для данной категории дошкольников (Кузьмин, 2015).
Сказки также несут знания о внешнем мире. Поступательно воспринимая и оценивая сюжеты сказок, дошкольники с задержкой психического развития учатся видеть себя участниками собственных действий, познают характеры персонажей как русских, так и зарубежных сказок. Таким образом, сказки являются действенным средством исправления. Кроме того, общеизвестна воспитательная польза сказок как инструмента специальной психологии. Сказки способствуют формированию и поддержанию творческих и созидательных ценностных установок старших дошкольников, воспитывают и помогают решать проблемы социального отторжения и тревожности, а будучи доступными для дошкольников с задержкой психического развития, помогают психологам в коррекционной работе по развитию речи.
Постановка проблемы
Метод сказкотерапии является эффективным методом работы с дошкольниками, однако условия его эффективности в коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития изучены недостаточно.
Исследовательские вопросы
Как диагностировать особенности развития речи у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Каковы особенности развития речи у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Как использовать методы и подходы сказкотерапии для коррекции нарушений речи у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Каковы степень и условия эффективности коррекционной работы методом сказкотерапии при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с задержкой психического развития?
Цель исследования
Цель исследования — определить условия эффективности сказкотерапии для коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования
Использовались методы наблюдения, эксперимента и биографические методы.
Методика, разработанная Н.Н. Павлов, Л.Г. Руденко «Покажи и расскажи».
Методика, разработанная Е.А. Стребелева «Расскажи историю».
Методика, разработанная Н.Н. Павлов, Л.Г. Руденко «Последовательные образы».
Методика «Создание диалога на основе образов», рекомендованная В.И. Яшина.
Методика Н.А. Цыпиной «Исследование связной речи».
Исследование проводилось в ГБОУ «Детский сад комбинированного типа №787» для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дошкольников с задержкой психического развития.
Экспериментальную группу составили 15 старших дошкольников с задержкой психического развития; контрольную группу составили 15 старших дошкольников с задержкой психического развития.
Находки
Экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов: диагностического, экспериментального и контрольного.
В результате диагностики получены такие речевые показатели старших дошкольников с задержкой психического развития, как: объем словарного запаса, связная речь, умение рассказывать истории по предложенным изображениям, диалогическая речь и пересказ текстов.
Результаты диагностики показали, что уровень речевого развития у дошкольников экспериментальной группы был достоверно ниже, чем у дошкольников контрольной группы.
Рис. 1. Сравнительная характеристика уровня речевого развития старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп (средние значения) Посмотреть полный размер >Программа коррекции включала 10 занятий по 40-45 минут каждое два раза в неделю. В качестве основного метода коррекции использовался метод сказкотерапии.
Результатом развивающего эксперимента стало достоверное улучшение уровня речевого развития у старших дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной группе по сравнению как с первичной диагностикой, так и уровнем речевого развития дошкольников контрольной группы.
После коррекционной программы нами была проведена повторная диагностика уровня развития речи старших дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной группе.
Результаты второй диагностики показали достоверное улучшение уровня речевого развития у старших дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной группе за счет положительной динамики по всем компонентам речевого развития, таким как: объем словарного запаса (+0,52), связная речь (+0,93), рассказывание историй по предложенным изображениям (+0,6), связная диалогическая речь (+1,0), пересказ текстов (+0,86).
Рисунок 2: Сравнительная характеристика уровня речевого развития старших дошкольников экспериментальной группы до и после коррекционной программы (средние баллы) Посмотреть полный размер >Корреляционный анализ с использованием t-критерия Стьюдента показал, что результаты всех пяти методик, направленных на диагностику уровня речевого развития у старших дошкольников с задержкой психического развития, были достоверными.
Так, t(emp) для объема активного словарного запаса (методика «Покажи и расскажи») составила 2,9; для развития связной речи (методика «Расскажи») t(эмп) – 3,7; для умения рассказывать истории на основе предложенных образов (методика «Последовательные образы») t(emp) равнялось 3,2; для развития активной диалогической речи (методика «Создание диалога на основе образов») t(эмп) – 3,6; а для умений связного пересказа текста (методика «Исследование связной речи») t(emp) равнялась 3,0.
Таким образом, такой подход, примененный в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с ЗПР, включающий как коррекционные занятия с элементами сказкотерапии, так и работу с ближайшим окружением дошкольников экспериментальной группы с ЗПР, привел к в положительной динамике речевого развития данной категории детей.
Заключение
Подавляющее большинство дошкольников с задержкой психического развития имеют различные нарушения речи, которые весьма неоднородны, различаются по сложности и структуре и имеют место вследствие недоразвития их познавательных процессов и эмоционально-волевых качеств личности.
Исследование подтвердило эффективность применяемых психодиагностических методик диагностики речевого развития: оценки развития активного словарного запаса (методика «Покажи и расскажи»), оценки развития связной речи (методика «Расскажи»). , умение рассказывать истории на основе предложенных образов (методика «Последовательные образы»), развитие активной диалогической речи (методика «Создание диалога на основе образов») и способности к связному пересказу текста (методика «Исследование связной речи»). методология).
Использование сказкотерапии в коррекционной работе способствует как развитию личности, так и речи у дошкольников с задержкой психического развития. Благодаря применению метода сказкотерапии в коррекционных классах большинство дошкольников с диагнозом «задержка психического развития» постепенно отказались от наиболее невербальных форм общения и перешли к речи. Это также полезный метод для прогрессивного увеличения активного словарного запаса для этой категории дошкольников.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что коррекция нарушений речи у старших дошкольников с задержкой психического развития будет более эффективной при использовании ранней диагностики особенностей нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития, а также при использовании преимуществ Метод сказкотерапии в коррекции речи старших дошкольников с задержкой психического развития.
Благодарности
Благодарим ГБОУ — Детский сад 787 за возможность проведения данного исследования.
Ссылки
- Глухов В.П. (2013). Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Руководство]. Москва: Дидактика Плюс. [на русском].
- Кисляков П. А. (2017). Факторы риска, связанные с асоциальным поведением подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями. Психология в России: современное состояние, 10(2), 215-227. DOI: 10.11621/pir.2017.0215
- Кисляков П., Силаева О., Фефанов В. (2017). Психологические показатели социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья. RRI 2016 — Международная конференция ответственных исследований и инноваций. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, 26, 407-413. DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.52
- Кузьмин Д.А. (2015). Сказкотерапия как метод культурно-исторического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Московский государственный университет культуры и искусств]; №2: 159-163. [на русском].
- Лалаева Л.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. (2016). Логопедия в схемах и таблицах. Москва: Медицина. [на русском].
- Левченко И.Ю. (2013). Тенденции развития современной специальной психологии // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы.