Психолог рассказала, как правильно составить «терапевтическую» сказку
Психолог рассказала, как правильно составить «терапевтическую» сказку для детей. Фото РИА Новости
Сказкотерапия – направление в психологии молодое, но эффективное. Что такое терапевтическая сказка, что она «лечит» и как её правильно составить, Metro рассказала кандидат психологических наук Любовь Ткачёва, принявшая участие в обсуждении проблем здорового сна детей на мероприятии от «ФрутоНяни».
Когда появилось это направление в психологии? Используется ли терапия сказкой психологами в практике, или все-таки это больше самостоятельное, домашнее «лечение» детских проблем?
– На самом деле сказкотерапия намного старше, чем психология как наука. Издревле мудрецы использовали притчи, чтобы изменить видение ситуации или отношение человека к ситуации. В психологию сказкотерапия вошла не так уж давно — в ХХ веке. Толчком послужило развитие направления практической психологии, которое называется когнитивно-поведенческая терапия, где сказкотерапия используется как одна из техник изменения дисфункциональных установок и формирования альтернативных поведенческих сценариев. Сказкотерапия используется психологами в работе с детьми с эмоциональными нарушениями — в первую очередь со страхами, тревожностью, гиперсенситивностью (сверхчувствителностью). Дома мы используем элементы сказкотерапии, и эта традиция также уходит корнями в доисторические времена, когда из уст в уста передавались легенды и мифы, истории о великих подвигах, отваге, смелости и величайших свершениях. В современном мире сказкотерапия доступна для применения как специалистами в клинической практике, так и родителями — в домашней обстановке для оптимизации эмоционального состояния ребенка и формирования уверенности в том, что все будет хорошо.
Когда сказкотерапия работает лучше всего, а где она бесполезна?
– Проблемы, которые поддаются терапии сказками, как я уже сказала, — это, прежде всего, проблемы эмоционального уровня: страхи, тревога, беспокойства. Терапевтическая сказка работает лучше всего тогда, когда ребенок попал в затруднительную ситуацию, из которой он не видит выхода, и с другой стороны — он закрыт для рациональных разговоров и объяснений. Также сказка, как и аутогенная тренировка с визуализациями хороши с детками, которые выдают психосоматические симптомы — напряжены, склонны реагировать на эмоциональные события повышением температуры, расстройством желудка, нарушениями сна. Сказки бесполезны со взрослыми и подростками — с ними хорошо работают когнитивно ориентированные техники. Сказки работают лучше всего с малышами и детьми дошкольного возраста.
Расскажите немного о методе воздействия сказки на психику ребёнка, почему такая терапия эффективна в принципе?
– Сказкотерапия эффективна, потому что в процессе ее повествования ребенок абсолютно расслаблен — он не ждет подвоха или наставлений. На уровне сознания он понимает, что это история не про него, а про кого-то другого. Поэтому ребенок не защищается от этой информации. На уровне же подсознания, ребенок получает модель альтернативной эффективной поведенческой стратегии: как главный герой решает возникшую проблему, как находит выход из тяжелой ситуации. В сказке всего используется прием замаскированного сходства — проблема главного героя аналогична проблеме ребенка, но не идентична ей.
Назовите основные правила составления такой сказки
– Существуют как правила составления сказки, так и правила ее повествования.
Правила составления сказки: а) Начало — знакомство с героями и обстановкой (3-4 г. — игрушки, маленькие человечки и животные; 5- и старше — магические волшебные существа). б) И вдруг однажды… Момент встречи главного героя с проблемой или конфликтом (аналогичным проблеме ребенка). в) Из-за этого… Поворот сюжета — в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки. г) Кульминация. Герой решает проблему. д) Развязка (всегда положительная, только со знаком плюс). Награда за положительные качества; наказание за ошибки — но с трансформацией и хэппи эндом.
Что касается правил повествования сказки, то здесь главное – создать ощущение и пространство безопасности для ребенка. Начало рассказа как бы случайно — в форме «непринужденной болтовни» — когда психологические защиты ребенка не напряжены. А дальше разумная подводка: представляешь, сегодня утром я шла на работу и увидела…, а у одной моей знакомой…, а однажды в этот же день, но в прошлом году (… но много лет назад)…. Запомните, что терапевтическую сказку не нужно анализировать после ее окончания. Чтобы был эффект, нужно соблюсти чувство меры в количестве психотерапевтических сказок.
А если родитель не силен в придумывании, можете привести несколько примеров известных сказок, которые можно использовать в сказкотерапии.
– Можно использовать классическую народную волшебную сказку «Морозко», но ее стоит чуть подкорректировать, чтобы злая ленивая сестрица не погибла, а изменилась к лучшему и в конце — все жили долго и счастливо. Какая идея лежит в основе «Морозко» — доброта, терпение и трудолюбие вознаграждаются, злые и ленивые люди будут наказаны. Также хороша сказка «Репка», которая иллюстрирует важность взаимопомощи и совместных усилий в достижении общего блага. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также замечательно иллюстрирует правило «бумеранга» — что посеешь, то и пожнешь; и подчеркивает роль трудолюбия в жизни человека.
Сказкотерапия: легенда… обо мне | PSYCHOLOGIES
Познать себя
Cказкотерапия — слово, которое нередко вызывает улыбку, а сам метод кажется делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды — самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Первые из них возникли у наших предков одновременно с появлением речи. С их помощью в символической форме люди передавали друг другу знания об устройстве мира и живущих в нем людях.
Сказки — своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт, духовное наследие, накопленное поколениями предков. И именно поэтому сегодня психотерапевты с их помощью находят ключ к пониманию и разрешению внутренних конфликтов тех, кто нуждается в помощи.
Банк ситуаций
Сказкотерапевт подбирает (или придумывает) сказку, герой которой сталкивается с ситуациями, похожими на то, что переживает клиент, и всегда находит из них выход. Каждая такая сказочная история образует невидимый мост между разными уровнями психики слушателя: сознанием, личным и коллективным бессознательными.
Швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг считал, что своеобразие нашей личности, стиль поведения, тип мышления и даже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным, нашей врожденной памятью о прошлом человечества. Оно проявляется в виде архетипов — универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий.
Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира — это и есть проявление архетипов коллективного бессознательного. Они передаются из поколения в поколение, что сохраняет единство человеческой культуры, делает возможным взаимопонимание людей. Слушая сказки, мы бессознательно отождествляем себя с их персонажами, «примеряем» на себя их поступки, и это заставляет нас меняться. И неожиданно мы можем решить волнующую нас проблему, найти новые способы общения с людьми или выход из ситуации.
Кому подойдет. Благодаря разнообразию сказочных форм и жанров у этого метода нет возрастных ограничений. Сказкотерапия помогает и детям (при страхах, агрессивном поведении, сложностях в адаптации), и взрослым (испытывающим эмоциональные трудности и сложности в общении, страдающим от тревожных состояний).
Как проходит терапия. Сказкотерапия может быть индивидуальной и групповой. Работа с детьми и младшими подростками, как правило, проходит в игровой форме (с помощью песочницы, кукол, костюмов). Краткосрочный курс сказкотерапии занимает 1-3 консультации, долгосрочный — 10-12.
Узор судьбы
Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Их используют и в юнгианской терапии, и в психодраме, и в транзактном анализе. Один из методов — комплексная сказкотерапия — опирается на систему представлений об универсальных сюжетах, которые, разворачиваясь в жизни конкретного человека, образуют его индивидуальный «узор судьбы».
У каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающими, но большинство событий нашей жизни развиваются по универсальным общечеловеческим сценариям. Если в каком-то жизненном сюжете происходит сбой, мы теряем контроль над ситуацией, чувствуем тревогу, неуверенность, ощущаем недостаток энергии. У кого-то так проявляется внутренний конфликт или ранняя травма. Кто-то так реагирует на сильный стресс. Кто-то попал под влияние другого человека, который втянул его в реализацию собственного сценария.
Сказкотерапевт помогает увидеть механизм этого сбоя. Он внимательно слушает рассказ человека о его жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь сейчас, помогает определить опасные ловушки и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета». Именно для этого он подбирает (или сочиняет) сказки, герои которых оказываются в похожей ситуации.
«Учись у облаков!»
Станиславу исполнилось 42 года, когда у него появилось ощущение, что он словно живет чужой жизнью. На первых встречах со сказкотерапевтом он рассказал, что вынужден соответствовать имиджу успешного человека, ему трудно быть искренним, выражать свои чувства, общаясь с подчиненными или близкими людьми.
С точки зрения терапевта, в характере Станислава была ослаблена сила архетипа Купца, с которым связано стремление к новому, необычному, умение чувствовать других людей, способность реализовать свой творческий потенциал. Когда силы этого архетипа недостаточно, мы начинаем скучать и страдаем от однообразия. Всего в комплексной сказкотерапии выделяются семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга — они определяют то, как человек реализует себя в oбщественной, социальной жизни.
Чтобы помочь Станиславу усилить архетип Купца, терапевт создала для него сказку. Вот ее сокращенный вариант.
«Жил на свете мудрый и добрый король. Его любили подданные, уважали соседи. Никто не видал его мрачным: с улыбкой он легко решал сложнейшие государственные вопросы. Но в глубине души король был несчастен, оттого что скучал: все, что его окружало, казалось ему предсказуемым и понятным. Он легко угадывал, что ему скажут, о чем попросят, и находил решение еще до того, как проситель открывал рот.
Почему же он улыбался? Когда-то, когда он был еще ребенком, ко двору прибыл волшебник. Король-отец просил для сына особый подарок. «Волшебство не помогает людям стать счастливыми, — ответил тот. — Лишь счастье, добытое своим трудом, остается на всю жизнь». Король-отец рассмеялся: «Вы мрачно настроены, а у нас праздник — улыбнитесь! Улыбка к лицу и мудрецам, и монархам». «Хорошо, — согласился волшебник, — вот вам мой подарок: дарю вашему сыну улыбку, которая никогда не сойдет с его лица».
Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал
С тех пор молодой король улыбался. Улыбка не отражала его чувств и мыслей, но для окружающих была приятной и желанной. А сам он мечтал встретить того волшебника, чтобы вернуть ему подарок. Когда скука стала невыносимой, король решил отправиться в путь. «Может, дорога рассеет скуку?» — думал он. Но в дороге солнце все так же вставало и садилось, летом трава зеленела, а зимой выпадал снег. И люди решали одни и те же проблемы. Скука…
«Эй, скучный человек с улыбкой на лице!» — услышал как-то король. Из чащи к нему вышел волшебник. «Так это ты подарил мне вечную улыбку? За что ты меня так наказал?» — «Разве улыбкой наказывают?» — «Для меня это наказание. Я легко решаю самые сложные дела, лажу с людьми, никто даже обидеть по-настоящему меня не может — улыбка мешает…» «Ты мне о счастье рассказываешь, — покачал головой волшебник, — а называешь его несчастьем». — «Внутри у меня пусто — скука…» — «Не пусто, а занято: пора тебе выгнать скуку с постоя». — «Научи, как!» — «Учись у облаков». Так посоветовал волшебник и растаял.
Теперь король ехал, поднимая взгляд кверху, учась наблюдать за облаками. А те бежали по небу, ежеминутно обновляясь, меняя очертания. Наконец король понял, что ему не нужно куда-то за ними ехать, он стал часто останавливаться и подолгу следил за игрой облаков.
Над ним проплывали корабли, секунда — и он уже видел горную гряду, а через мгновение — битву драконов. Каждый их блик, переход формы был непредсказуем и ни разу не повторялся. И вот король ощутил, что скука ушла, а сердце его наполнилось радостью. «Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал», — догадался король. И с улыбкой выбрал свой путь, повернув коня к дому. ..»
Об этом
- Ханс Дикман «Юнгианский анализ волшебных сказок», Корвет, 2017.
- Мария-Луиза фон Франц «Психология сказки», Библиотека аналитической психологии, 2004.
- Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», София, 2018.
Об эксперте
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — доктор психологических наук, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, автор серии книг, посвященных сказкотерапии (Речь, 2006).
Текст:Татьяна Зинкевич-ЕвстигнееваИсточник фотографий:Инга Аксенова, FOODPIX/GETTYIMAGES/FOTOBANK.COM
Новое на сайте
«Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки?
«Беженцы из Мариуполя оставили в нашем дворе собаку, а мы не смогли ее спасти»
Дать себе волю: как взять жизнь в собственные руки
Почему нет отношений: 6 основных причин — как изменить ситуацию
Яжмать и яжотец: как общаться с родителями, помешанными на детях?
«Как понять, кого я люблю, мужа или любовника?»
«Гноблю мужа, у нас ссоры с рукоприкладством»
Миссионерская поза и 240 дней воздержания: как занимались сексом в Средневековье
Сказкотерапия | Readmio
Сказки — огромный источник знаний и мудрости. Они учат другим способам мышления и действия. Сказки показывают модели поведения, которые поддерживают людей в различных эмоционально заряженных ситуациях, помогают снять напряжение и найти решение проблем. Кроме того, они укрепляют связь между родителями и детьми, обеспечивая более тесный контакт, что помогает родителям лучше понять эмоции, чувства и мировоззрение ребенка.
Сказки – это терапевтическое средство примирения с реальностью. Любимые истории часто очень тесно связаны с симптомами конкретной проблемы, личным опытом или поведением. По этой причине сказки используются в различных видах психотерапии не только для детей, но и для взрослых. Они предлагают лучший подход к проблемам, особенно из-за их образного характера и эмоционального изображения. Для того чтобы иметь терапевтический эффект, необходимо, чтобы сказка вызывала широкий спектр эмоций.
Вы тоже можете стать психотерапевтом для своего ребенка
Когда родитель читает ребенку сказку, это не считается автоматически сказкотерапией. Это становится таковым только тогда, когда родитель ставит четкую цель в отношении того, чего он хочет достичь. Они должны выбрать подходящую сказку, похожую на ситуацию, с которой столкнулся их ребенок. Тогда ребенок сможет найти решение своих проблем, чувствуя себя в безопасности в своем мире фантазий.
Ребенок может слушать рассказ и сам находить решения. Однако гораздо эффективнее, когда ребенок идентифицирует себя с главным героем сказки, но это зависит от конкретной проблемы, типа сказки, ее направленности и скрытого смысла. Эффект от терапии можно вывести на новый уровень с помощью рисунков, игр, игр или создания фигурок главного героя или других персонажей.
Родитель лучше всех знает своего ребенка и поэтому может создать собственную сказку с учетом его потребностей. В этом случае важно соблюдать следующие принципы:
- Выберите и опишите героя, максимально похожего на ребенка характером или внешностью. Используйте соответствующего героя в соответствии с возрастом ребенка. Например, для возраста от 6 до 7 лет подходят персонажи-животные. В возрасте 7–8 лет можно использовать ведьм и ведьмаков, а в возрасте 8–13 лет — рыцарей, драконов, принцесс и героев-людей. С 14 лет и старше правдивые истории очень эффективны.
- Подробно опишите окружение и обстоятельства, в которых находится герой, должны быть похожи на ситуацию, в которой находится ребенок.
- Опишите задачу, похожую или похожую на ту, которую ребенок должен решить.
- Опишите эмоции, мысли, идеи, чувства и поведение героя.
- Опишите, как герою удается решить проблему даже в критической, сложной ситуации. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что таким же образом он может решить и собственную задачу. Самое главное, чтобы у героя, как и у всех остальных участников истории, был счастливый конец.
В приложении Readmio вы также найдете сказки, посвященные конкретным проблемам, таким как парализующий страх, скорбь по утрате, выход из кризиса, проблемы в школе или детском саду и многое другое. Их можно познакомить с детьми, чтобы создать подходящую атмосферу для решения детских проблем с заботой и чуткостью.
Источники:
Вачков И. В. 2016. Сказкотерапия сегодня: определение ее границ и содержания. Ежегодная международная научная конференция «Воспитание и образование детей младшего возраста», ECCE 2016, 12-14 мая 2016 г., Москва, Россия.
Петрушкевич О. 2019. Воспитание через сказкотерапию. https://www.creativeschool.com.ua/ru/blog/vyhovannya-za-dopomogoyu-kazkoterapiyi-interv-yu-z-kazkoterapevtom-olenoyu-petrushkevych/
Dieckmann, H. 1997. Сказки в психотерапии. Журнал Аналитическая психология. 1997 г., апрель; 42 (2): 253–68. doi: 10.1111/j.1465-5922.1997.00253.x.
Левин К.А., Психотер Дж. 1996. Бессознательные фантазии в психотерапии. Пружина;50(2):137-53. doi: 10.1176/appi.psychotherapy. 1996.50.2.137.PMID: 8804517.
Руини, Ч., Масони, Л., Оттолини, Ф., Феррари, С. 2014. Позитивная нарративная групповая психотерапия: использование традиционной сказки для повышения психологического благополучия и роста. Психология благополучия: теория, исследования и практика 2014, 4:13. http://www.psywb.com/content/4/1/13
Kuciapiński, MJ 2018. Терапевтические и образовательные свойства сказкотерапии на ранних этапах развития детей. Том. 12 № 3 (2020): Revista Românească pentru Educaţie Multidirectională.
Мейбл-терапия | Истории в терапии психического здоровья детей
Истории, сказки, мифы, легенды и басни веками использовались, чтобы учить, вдохновлять, направлять и обогащать нашу жизнь. Они могут говорить с нами на гораздо более глубоком и непосредственном уровне, чем обычный язык, помогая нам лучше понять себя и других. Они помогают нам смотреть на ситуации с другой точки зрения, развивать эмпатию и сострадание, разрешать проблемы и находить разные решения. Истории могут дать нам чувство надежды и оптимизма, помочь нам ценить и уважать различные ценности и убеждения и положительно влиять на наше социальное поведение.
В своей работе консультантом я регулярно использую истории. В Mable я могу использовать творческое программное обеспечение холста, что дает мне и ребенку безграничные возможности создавать новые миры и рассказывать истории, чтобы осмыслить их опыт.
Дети имеют врожденную любовь к сказкам; они волшебны и создают ощущение чуда, поэтому использование историй может увлечь ребенка и помочь ему участвовать в терапии. Использование историй в терапии стимулирует воображение и позволяет ребенку исследовать и решать личные и социальные проблемы, давая им навыки, которые можно применить в реальной жизни.
Иногда общение между взрослыми и детьми может показаться несогласованным. Прямота взрослого часто может привести к тому, что ребенок почувствует, что его отчитывают или отчитывают, и дети также склонны отключаться, когда сталкиваются с большим количеством вопросов. Они лучше реагируют на комментарий или повествовательный стиль общения. Их естественный «язык чувств» состоит из образов и метафор, как в рассказах и снах. Язык, который используют взрослые, иногда может противоречить этому и сжимать эмоциональный опыт ребенка, приводя к тому, что он чувствует себя непонятым и изолированным.
Часто дети стараются избегать прямого разговора о своих тяжелых чувствах или пережитом опыте. Терапевтическая история — это более эмпатический и менее инвазивный способ доступа к внутреннему опыту ребенка. У них нет продвинутых копинг-стратегий, позволяющих справляться со сложными и сильными чувствами, или внутренних ресурсов, позволяющих их обдумывать и регулировать свое эмоциональное возбуждение. Дети и молодые люди нуждаются в помощи, чтобы полностью осмыслить свой опыт, мысли и чувства; в противном случае эмоциональный перегруз приведет к тому, что они «поведут себя» с этими трудными эмоциями. Часто это проявляется в психологических состояниях, таких как тревога, навязчивые идеи, гиперактивность, фобии, ночное недержание мочи, страх и несчастье, агрессия, трудности в обучении, ритуалы и ночные кошмары.
Как работает использование историй?
Благодаря построению новых историй или воссозданию хорошо известных и любимых сказок работа с метафорой позволяет ребенку исследовать повествование, похожее на его жизненный опыт, с безопасного расстояния. По сути, они работают от третьего лица. Это нормализует их опыт, делая его менее пугающим и менее изолирующим. Ребенок может понять и связать проблемы, с которыми сталкивается персонаж в рассказе, со своими собственными. Это позволяет им смотреть на ситуацию с более широкой точки зрения, тем самым развивая эмпатию и сострадание к себе.
Истории дают детям надежду на то, что они смогут и преодолеют трудности в своей жизни. Они помогают детям обдумывать новые идеи и экспериментировать со своими дилеммами с безопасного расстояния, ориентируясь на решение. Они могут пробовать разные ответы, подходы и концовки, не опасаясь неудачи. Концепция помощи поощряется и поддерживается посредством сотрудничества и участия с терапевтом и персонажами истории.
Использование программного обеспечения для создания историй
До того, как я начал работать в Mable, я думал, что творческая терапия будет намного сложнее при работе в Интернете, чем при личной встрече. Количество физических ресурсов, которые я использовал в своей консультационной комнате, было бы трудно воспроизвести. Как только я начал, я понял, что совместная онлайн-платформа дала нам целый мир творческих возможностей и привлекла детей, используя их любимую среду — технологии! Вот несколько способов использования Mable Canvas:
1. Использование GIF и фоновых сцен
Некоторым детям младшего возраста трудно использовать традиционные методы терапии, так как им не хватает концентрации, чтобы сосредоточиться или усидеть на месте, поэтому использование движущихся анимированных графических изображений оживляет холст в веселой интерактивной форме.
Дети часто воссоздают общие темы и трудности, через которые они проходят в своей истории, а затем пытаются разобраться в этом с помощью консультанта. Используя ролевую игру, ребенок может воплотить каждого из персонажей по очереди, выражая себя с разных точек зрения. Это помогает им развить новое повествование и более широкую перспективу, одновременно обрабатывая то, что произошло.
Моя юная клиентка недавно воссоздала сцену из «Русалочки». Используя фон морского дна, она воплотила его в жизнь, добавив несколько избранных персонажей GIF, а затем воссоздала собственное повествование с помощью движущегося морского пейзажа. Она стала по очереди каждым из персонажей и была в восторге от своего творения.
Мы смогли деликатно изучить некоторые повторяющиеся темы для нее, и ее родитель позже прокомментировал, насколько сильным был для нее сеанс. Более того, на следующем сеансе она попросила вернуться к своей истории, чтобы адаптироваться и внести изменения, демонстрируя, что она продвинулась вперед в своем восприятии мира.2. Раскадровка и комиксы
Использование раскадровки и комиксов в терапии дает ребенку возможность исследовать и пробовать разные концовки, экспериментировать со своими чувствами и реакциями, а также с чувствами и реакциями других персонажей. Это также позволяет оживить серьезные темы, проработать их и воспроизвести в собственном темпе ребенка. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, развивая при этом свою автономию.
Используя структуру раскадровки, ребенок может создать свою собственную версию истории или адаптировать ее и импровизировать. Персонажей можно рисовать от руки с помощью программного обеспечения для рисования или путем выбора изображения из библиотеки изображений Canvas. Эти изображения можно изменять в размере и перемещать, а текстовые поля или мысленные пузыри можно использовать для добавления диалогов, и все это дает ребенку власть над историей. Это занятие позволяет ребенку выражать свои чувства, озвучивая то, что могут сказать персонажи, что помогает ему понять, как эти слова будут интерпретироваться и восприниматься.
3. Использование смайликов и текстового чата
Часто детям не хватает слов, чтобы сказать или объяснить, что они чувствуют, или уверенности, чтобы поделиться своими сокровенными чувствами. Они часто пытаются сменить тему, отвлечь или ответить «я не знаю» или «не сейчас», когда взрослые пытаются обсудить с ними сложные разговоры.
Некоторые из моих молодых клиентов пользуются функцией текстового чата, когда хотят, чтобы я узнал что-то важное, но не могут сказать это вслух. Довольно часто ребенок говорит, что с ним все в порядке, но затем вводит свои настоящие чувства в текстовое поле. Эта функция помогает детям сообщать «невыразимое» тонким, но действенным способом. Использование смайликов дополняет это. Иногда на вопрос «как ты себя чувствуешь?» можно встретить стандартный ответ «хорошо», но попросите их выбрать смайлик для представления своих чувств, и они гораздо лучше смогут выразить то, через что они проходят.
Созданная психологом Мули Лахадом, эта история из шести частей, ориентированная на решение, побуждает к творческому самовыражению через искусство. Лахад предполагает, что подсознание ребенка передает свои мысли и тревоги через образы, которые они создают. Ребенку предлагается нарисовать: главного героя героя, миссию или цель, которую должен достичь персонаж, ресурсы и людей, которые могут помочь, и препятствия, стоящие на пути. Наконец, просят нарисовать, как герой преодолевает это препятствие и чем заканчивается история.
Обычно ребенок встраивает свой собственный опыт или общие темы в историю, продолжая работать над метафорой. Это открывает путь для терапевтического обсуждения. SPSM позволяет ребенку встречать свои проблемы лицом к лицу, признавать свои сильные стороны, визуализировать свои собственные механизмы преодоления и определять различные стратегии и решения проблемы, которые являются важными жизненными навыками.
5. Использование холщовых лотков для песка
Многие личные консультации с детьми и молодыми людьми предполагают использование лотков для песка, где они могут выбирать различные предметы, представляющие людей в их жизни. Эти предметы традиционно представляют собой такие вещи, как ракушки, камешки или игрушки. Какой предмет они выбирают для изображения людей в своей жизни и где они размещают их по отношению друг к другу, имеет огромное значение и становится безопасной метафорой для описания их отношений с другими.
До работы в Mable я никогда не думал, что эту работу можно выполнять онлайн, но теперь у меня есть доступ к онлайн-лотку для песка, который на самом деле имеет больше возможностей. Традиционные предметы, такие как галька и ракушки, подходят для некоторых клиентов, но для других они могут представлять людей в виде разных видов животных или даже в виде разных персонажей покемонов или известных футболистов! Все это можно сделать с помощью функции gifs. Для некоторых молодых людей сравнение членов семьи с покемонами может быть гораздо более увлекательным — и гораздо более подходящим для их опыта — чем то, что обычно происходит в консультационной комнате.
Работа с историями и метафорами позволяет детям исследовать свои мысли и чувства психологически безопасным способом, без защитной реакции, которая часто возникает, когда нас просят рассказать о сложных проблемах. Во время пандемии многие детские вожатые не знали, как перенести свое творчество в виртуальный мир. Работая в Mable, я чувствовал себя счастливым, потому что у меня не было этой проблемы, и я мог сделать действительно творческую работу над историей, используя холст, в то время, когда мои клиенты действительно нуждались в этом.