Отрочество, переходный возраст, самостоятельность
Содержание
Возраст, в который вы со своими сверстниками вступаете, называется подростковым. Это особая пора, в которой происходят изменения личности, способные повлиять на будущую жизнь. В этом уроке мы поговорим об отрочестве, сложностях переходного возраста и особенностях подросткового периода жизни человека.
Кого называли отроком?
У известного русского писателя Льва Николаевича Толстого есть автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество. Юность». В ней главный герой, Николенька Иртеньев, проходит процесс становления как личности.
В начале трилогии ему десять лет, а заканчивается цикл в возрасте шестнадцати лет. Эта трилогия раскрывает наиболее общую периодизацию взросления человека. Заканчивая учебу, человек вступает во взрослую жизнь.
Трилогия Толстого также показывает нам, что в старину подростков называли отроками. Отсюда с уверенностью можно сказать, что современный подросток — это отрок, если использовать более старую лексику.
Подростковый период принято разделять на два этапа: младший подросток (5-6 класс) и старший подросток (7-8 класс). Отрочество еще иногда называют вторым рождением, ведь человек переходит из детства во взрослую жизнь.
Отрочество — это пора мечтаний. Подросток уже обладает самосознанием, то есть умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам. Он начинает обращать внимание на вещи, которых он либо не замечал, либо не придавал особого значения.
Например, при чтении книги подросток начинает понимать не только сюжет, но еще и придает значение характерам героев, может поставить себя на их место.
Отрок начинает внимательнее относиться к окружающей действительности. К примеру, благодаря знаниям из уроков окружающего мира подросток может отличить съедобный гриб от несъедобного.
Отрочество сопряжено с периодом построения планов на будущее. Подросток уже задумывается о том, кем он хочет стать в жизни, какая профессия его привлекает.
Конечно, планы могут меняться, ведь с каждым днем отрок получает все новые и новые знания. Однако это и иллюстрирует способность подростка мечтать и стараться воплотить мечты в реальность.
{"questions":[{"content":"Отрочество — это [[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["переходный период между детством и взрослой жизнью","то же самое, что и подростковый возраст","период завершения формирования человека как личности","период, когда человек вступает во взрослую жизнь","период, когда человек становится полностью независимым от родителей"],"explanations":["","","это долгий процесс, он может идти на протяжении всей жизни","это переходный период","это наступает уже во взрослой жизни"],"answer":[0,1]}}}]}
Почему принято называть подростковый возраст переходным?
Подростковый возраст — это переходная ступень между детством и взрослой жизнью. Именно в этот период с человеком происходят наиболее заметные изменения, которые затем могут с ним остаться на всю взрослую жизнь.
Подростковый период свидетельствует о том, что детство заканчивается. Однако многие его черты все еще сохраняются в поведении отрока.
Отрок чувствует себя уже не ребенком, отсюда его стремление приобщиться к миру взрослых, стать его равноправным членом. Отсюда возникает больший интерес к общению со взрослыми, нежели со своими сверстниками.
Вам хорошо известно, что практически любой отрок мечтает стать взрослым. Безусловно, ключевым аргументом здесь выступает то, что у взрослого человека, по мнению подростка, больше свободы.
Вспомните, наверняка у вас были случаи, когда очень хотелось скорее повзрослеть. Например, родители запрещали долго играть на улице или заставляли делать уроки.
«Вот вырасту, смогу сам решать, что мне делать. Буду играть с друзьями хоть до самой ночи», — думали тогда вы. В этом есть доля правды. Действительно, взрослый человек может себе позволить самостоятельно решать то, как распорядиться своим временем.
Однако взрослая жизнь накладывает определенные обязательства и предполгает большую ответственность. Взрослому человеку нужно ходить на работу, зарабатывать деньги, обеспечивать и воспитывать детей.
Таким образом, взрослая жизнь сама накладывает на человека ограничения, о которых не задумывается подросток. Именно поэтому сомнительно, что, став взрослым, вы сможете «играть с друзьями до самой ночи».
В этом и заключается особенность переходного возраста — в стремлении поскорее повзрослеть. При этом подросток еще не до конца осознает, что из себя представляет взрослая жизнь.
Тем не менее, задумываться о взрослой жизни — это уже большой шаг в развитии личности. Именно в подростковом возрасте зарождаются семена, которые потом дадут свои всходы во взрослой жизни.
{"questions":[{"content":"Распределите по группам черты взрослого и подростка[[grouper-1]]","widgets":{"grouper-1":{"type":"grouper","labels":["Взрослый","Подросток"],"items":[["сформированное телосложение","обладает законченным образованием и профессией","контролирует свое поведение","несет ответственность не только за себя, но и за свою семью","обладает полной самостоятельностью"],["интенсивный рост и изменение тела","получает базовые знания о мире","поведение контролируется старшими","несет ответственность только за себя","зависит от родителей"]]}}}]}
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов жизни?
Мы уже отметили несколько черт, которые отличают отрочество от других периодов жизни человека. Во-первых, это переходное состояние, когда формируется интерес ко взрослой жизни, но сохраняются еще черты детского поведения.
Во-вторых, это период мечтаний и построения первых планов на будущую жизнь. В-третьих, отрок начинает внимательнее относиться к окружающей действительности.
В этот период начинаются серьезные изменения в организме, завершается путь биологической зрелости. Пожалуй, это один из периодов, когда процессы роста очень интенсивны. Его темпы достигают до 5-8 сантиметров в год.
На ранних этапах отрочества девочки растут быстрее, чем мальчики. Однако примерно с 15 лет мальчики начинают стремительно догонять своих сверстниц.
Если переходить от биологических особенностей к социальным, то подростков характеризует быстрая смена настроения.
Дело в том, что нервная система не всегда правильно реагирует на входящую информацию, ведь во всем организме происходит кардинальная перестройка.
Например, подростки могут болезненно реагировать на критику в свой адрес. Допустим, родители могут критиковать подростка за то, что тот не помыл посуду.
В этой ситуации следует помнить, что такая просьба родителей абсолютно нормальная и нужно ее обязательно выполнить. В то же время родители тоже должны с понимаем относиться к особенностям возраста ребенка.
Подросток может замечать за собой сильную утомляемость. Она тоже связана с тем, что организм не всегда успевает перестраиваться из-за интенсивного роста.
Здесь на помощь отроку приходит деятельность. Она непосредственно влияет на физическое состояние организма.
Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Важно иметь график, в котором грамотно распределены время работы и отдыха.
Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает практически на 50 процентов, а при написании контрольной работы неизбежно усиливается сердцебиение.
{"questions":[{"content":"Укажите характерные черты отрочества, которые отличают этот период от детства[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["переходное состояние","быстрые изменения организма","эмоциональная нестабильность","получает базовые навыки чтения и письма","человек учится слушаться старших"],"explanations":["да, на этом этапе человек переходит из детства во взрослую жизнь","именно в подростковый период человек растет наиболее быстро","в подростковый период происходят частые смены настроения","это происходит еще в детстве","это формируется еще в детстве"],"answer":[0,1,2]}}}]}
Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Самостоятельность — важная черта взрослого человека. И здесь речь идет не о выполнении поручений взрослых без их помощи или умении завязывать шнурки (это могут и дети).
Речь идет о способности самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, а также об умении оценивать результаты своего труда.
Самостоятельным может быть человек, который уверен в своих силах. Он убежден в том, что может справиться с делом без помощи взрослых.
Например, если подросток способен выполнять домашнее задание без помощи родителей, то это свидетельствует о шаге ко взрослой самостоятельности.
Не стоит путать самостоятельностью со своенравием. Некоторым подросткам кажется, что самостоятельность — это делать все по-своему и не слушать взрослых. Нет, это своенравие.
Дисциплинированность и умение выполнять разумные требования взрослых без лишних споров являются проявлениями самостоятельности. Отрок должен осознавать, почему взрослые предъявляют к нему именно такие требования.
Таким образом, подростку нужно воспитывать в себе самостоятельность, чтобы стать взрослее. Однако здесь есть определенные подводные камни.
Самостоятельность может быть отрицательным качеством. Даже у самостоятельности взрослых есть обратная сторона.
Делая самостоятельный выбор, например, повторив плохой пример взрослых, мы несем за него ответственность. Речь идет о курении, спиртных напитках, хулиганстве.
Самостоятельный выбор взрослых не всегда правильный. Иногда они ошибаются, поэтому задача подростка не только не повторять чужих ошибок, но и учиться на них.
Взрослые «забавы» могут привести подростка, который еще не до конца способен полностью контролировать свое поведение, к нарушению законов. А курение и спиртные напитки приводят к серьезным заболеваниям, которые сокращают продолжительность жизни.
Например, у курильщиков чаще встречается рак легких, а у пьяниц — заболевания печени и сердца. У наркоманов, как правило, рождаются больные дети.
Подросток, стремясь стать взрослым, начинает подражать взрослым, путая это с самостоятельностью. Нужно всегда помнить об ответственности за такого рода выбор.
Самостоятельность — прекрасное качество, но оно должно использоваться с умом и помогать устоять от соблазнов и недостойных примеров для подражания.
{"questions":[{"content":"Что, на ваш взгляд, является самостоятельностью, а что самонадеянностью и безответственностью?[[grouper-1]]","widgets":{"grouper-1":{"type":"grouper","labels":["Самостоятельность","Самонадеянность и безответственность"],"items":[["помочь родителям с домашними делами безотносительно их просьбы","решить домашнее задание без помощи взрослых","выбрать хобби по душе"],["гулять поздно ночью несмотря на запрет родителей","решить не выполнять домашнюю работу в надежде, что учитель не спросит","курить или употреблять спиртное в надежде выглядеть старше"]]}}}]}
Нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Отрочество является периодом становления и формирования основных навыков, необходимых человеку для самостоятельной жизни. Обычно именно в этом возрасте родители активно привлекают подростков к бытовым делам.
Например, детей могут попросить убираться в комнате или помогать родителям с базовыми домашними делами: накрыть на стол или помыть посуду.
Мальчики, как правило, начинают больше интересоваться техникой, помогать подавать инструменты. На уроках труда учат основным бытовым навыкам.
В нашем обществе есть некоторое разделение на условные «мужские» и «женские» бытовые дела. К «мужским», как правило, относят починку сантехники, установку мебели, ремонт бытовых приборов.
К «женским» делам причисляют приготовление еды, стирку, уборку, уход на маленькими детьми. Отсюда возникает вопрос необходимости привлечения мальчиков к «женским» делам и наоборот.
Ничего неправильного в том, чтобы отрок привлекался к «женским» обязанностям нет. Приготовление пищи, стирка и уборка — это базовые навыки, необходимые каждому человеку независимо от пола.
Безусловно, во многих семьях есть четкое разделение на «мужские» и «женские» обязанности. Однако это просто один из вариантов построения семейных отношений, а не обязательное правило.
Прежде чем вырасти и создать собственную семью, мальчику необходимо позвзрослеть. Этот период включает в себя, в том числе, и опыт самостоятельной взрослой жизни.
Например, после окончания школы многие ребята поступают в университеты в других городах и съезжают от родителей. В этом случае, без условно «женских» навыков просто не обойтись, ведь мамы не будет рядом.
{"questions":[{"content":"Деление на «мужские» и «женские» обязанности в семье[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["является обязательным правилом для всех семей","прописано в законах","запрещает мальчикам заниматься женскими домашними делами","является условным, поэтому не препятствует выполнению домашних обязанностей мальчиками"],"explanations":["нет, это только один из вариантов распределения обязанностей","такого в законах нет, Домострой в РФ не действует","нет, таких запретов нет","да, мальчики могут выполнять как «женские», так и «мужские» обязанности"],"answer":[3]}}}]}
Таким образом, отрочество является прекрасным периодом, когда есть время и возможность приобрести те умения, которые потом позволят вести самостоятельную жизнь. Однако этот период еще и довольно сложный, ведь возникает много проблем. Но это абсолютно нормально, ведь переход к чему-то новому всегда дается с трудом.
Отрочество
Вчера мы ходили в Русский драматический театр Удмуртии на спектакль «Отрочество». Провели время вместе, насладились потрясающей игрой актеров, узнали много нового.
Так как темы, поднимаемые в спектакле, актуальны по сей день — смерть матери, буллинг, первое столкновение с несправедливостью, разочарование в тех, кого ты любишь, открытие в самом себе темных сторон — все это обжигает именно потому, что это в первый раз. Но, вместе с тем, в новом спектакле много нежности — к семье, к друзьям, к своему дому. И именно эти — самые драматичные и самые человечные — сцены «Отрочества» полностью завладевали вниманием зрителей!
Спасибо Русскому драматическому театру за возможность молодым людям с ментальными нарушения приближаться к искусству и жить обычной жизнью.
Премьера этого сезона по единственному моему любимому произведению моего горячо нелюбимого ЭлЭн Толстого) Короткий спектакль о взрослении, полный триггеров и слёз, но от этого не менее прекрасный.
Кому смотреть? Тем, кто не боится, что постановка потыкает вам палкой во все больные места и заставить умыться слезами. Лично мы проплакали примерно 1 час 20 минут из 1,5 часов спектакля)
Это было супер!!! Слева плачет дочь, справа муж, потом смеемся, потом молчим и так весь спектакль. Спасибо за эти эмоции, браво режиссеру и всему актерскому составу, огромное спасибо бойцам невидимого фронта, школам своего населенного пункта буду рекомендовать посмотреть этот спектакль. Удачи!!!
Спектакль, думаю, задел за живое каждого… Огромное спасибо) в течение всего спектакля в зале была идеальная тишина — это говорит о многом…
Да, постановка, действительно, очень теплая.
Хочется «окутаться» ею как в плед и согреваться. Живой спектакль, который задевает все фибры души. Вытягивает из тебя воспоминания из своего отрочества.Очень достойное начало сезона! Спектакль великолепный. Обычно многие считают, что классика скучна. Но это не про вас. Вы смогли современно поговорить о вечных вопросах. Классные декорации, хотя вроде бы их нет, идея с видео отличная, и визуализация мыслей… Игра актеров как всегда на высоте, многих как будто увидела впервые. Весь спектакль шла душевная работа, слёзы практически не высыхали. Задели за живое, о многом заставили задуматься. Спектакль попал в точку (стоим на пороге подросткового возраста), как будто срез, препарация всех внутренних возможных и уже имеющихся чувств… В общем, здорово, впрочем, как всегда❤ браво!
Ребята,это круто! Эмоции сильные, я под впечатлением. Актеры наши молодцы. Главному герою браво, прожил весь спектакль.
АЙ ДА ТОЛСТОЙ!
Ну как, скажите, Толстой мог предвидеть, что спустя почти 170 лет на сцене Русского драматического театра Удмуртии появится самый настоящий Николенька? И он не просто появился, а смог передать всё то, что волнует подростков, да и не только их, волнует не зависимо от времени — боль утраты, первая любовь, горечь одиночества и непонимания. Было ощущение, что артист Григорий Трапезников — это и есть тот Николенька, самый настоящий, настолько он был истинный и убедительный. Такой, словно образ был создан великим класскиком специально для Григория.
Мы смотрели спектакль «Отрочество» на одном дыхании, от переполняющих эмоций то смеялись, то были готовы расплакаться, сопереживая Николеньке.
Непростая стояла задача перед творческой группой. Избалованные зрители помнят III режиссёрскую лабораторию, так называемый размаховский размах (этюд Алексей Размахова), который нас тогда всех поразил. Необходимо было найти своё, то, что будет откликаться, станет узнаваемым, какой-то изюминкой. И это удалось!
Великолепная работа режиссёра Никиты Трофимова, которого ижевские зрители уже успели узнать и влюбиться в его спектакль «Давай поедем в Уналашку». Поражает какакя-то необыкновенная чистота, открытость, солнечная лучезарность, лёгкость и глубина Никиты. Такими же получаются и его работы.
Сегодня в Русском драматическом театре Удмуртии премьера спектакля «Отрочество», которой открывается новый театральный сезон.
Конечно же, я иду снова, чтобы насладиться созданной красотой, увидеть шикарный актёрский состав, испытать целый фейерверк эмоций, вновь аплодировать и кричать «Браво!». Оно того стоит!
И обязательно поделюсь новыми впечатлениями и открытиями.
Проект развития молодежи
Драматические изменения
Большое и относительно новое исследование показывает, что юность — это время кардинальных изменений в основных структурах мышления, а также в мозге. Складывается общее мнение, что 18-летний подросток — это не тот человек, которым он или она будут в 25, так же как 11-летний не тот, кем он или она будут в 18. Они не выглядят то же самое, чувствовать то же самое, думать то же самое или действовать так же.
Три категории
В рамках теорий и исследовательских структур возникает последовательность сдвигов в развитии, которые можно разделить на три общие категории:
- Подростковый возраст (обычно определяется как период полового созревания до 18 лет)
- Молодость (обычно определяется как возраст от 18 до 22 лет или от 18 до 25 лет)
- Поздняя взрослость (обычно определяется как середина 20 лет и старше)
Многие исследователи и теоретики делят эти три широкие области на несколько более мелких сдвигов в зависимости от того аспекта развития, который они измеряют, например, рефлексивного суждения, морального развития или когнитивного структурного развития. Внутри и между дисциплинами остается много разногласий, но на более широком уровне они имеют много общего.
Ментальный козырек
По сути, эти сдвиги в развитии меняют не только то, что люди думают, но и то, о чем они думают. У всех, в том числе и у молодых людей, есть своего рода мысленный «забрало», которое отсеивает одни явления и пропускает к рассмотрению другие. По мере развития можно «видеть» и думать о все более и более сложных явлениях, таких как абстракции, отношения и моральные проблемы, предлагая все более и более мощные инструменты мышления.
Почему происходит развитие? Большинство исследователей видят роль как природы, так и воспитания. У здоровых людей некоторые изменения развиваются в соответствии с биологическим графиком, пока окружающая среда «достаточно хороша», а некоторые изменения вызваны требованиями среды, пока биологические основы «достаточно хороши».
Когда подростки вступают во взрослую жизнь, их мыслительные способности, навыки взаимоотношений и способность регулировать эмоции вряд ли будут находиться на таком уровне развития, когда они смогут легко справляться с требованиями разнообразного, глобального, технологического и быстро меняющегося мира. Если все пойдет хорошо, биология и окружающая среда вызовут всплеск роста, аналогичный тому, который наблюдается в детстве и юности.
Новое поле
Признавая эти результаты, исследователи начали определять юношескую взрослость как собственный период развития, называя его «начинающейся взрослостью», «границей взрослой жизни» или, ранее, «фазой новичка». Здесь, в начале 21-го века, исследователи создают новое поле вокруг юношеской взрослости, точно так же, как на рубеже 20-го века исследователи определили новое поле вокруг подросткового возраста.
Большая часть импульса и внимания к исследованию исходит от удлинения периода в США между началом полового созревания и выполнением культурных ожиданий в отношении ролей взрослых, таких как финансовая независимость и создание семьи. Можно ожидать значительных различий в зависимости от культуры и обстоятельств.
Назад Вершина Далее
Школьный и подростковый возраст | Basicmedical Key
Школьный и подростковый возраст
В некоторых культурных и религиозных группах возраст 7 лет является важной вехой в развитии.
Возраст 20 лет – еще одна важная веха в развитии. Детство закончилось, юность подходит к концу, и теперь человек должен быть физически и социально подготовлен, чтобы противостоять вызовам и пользоваться привилегиями взрослой жизни.
• ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: 7 ДО 11 ЛЕТ
По сравнению с более ранним и поздним возрастом школьный возраст от 7 до 11 лет является относительно беззаботным временем для детей. Многие сложные физические и психологические задачи решены, а психосексуальные проблемы остаются бездействующими. Теперь ребенок может совершенствовать свои двигательные, социальные и интеллектуальные навыки и, как независимый человек, познавать внешний мир сверстников и получать новый опыт.
Эриксон, описывая эту стадию как трудолюбие против неполноценности, сказал, что развитие этих навыков с упорным трудом (то есть трудолюбием) может привести к ощущению компетентности на всю жизнь. Напротив, неспособность достичь этих целей может привести к стойкому чувству низкой самооценки.Школа и обучение
Как и в большинстве современных обществ, формальное школьное образование в Соединенных Штатах начинается примерно в возрасте 7 лет. В этом возрасте дети приобретают способность к логическому мышлению. Пиаже отмечал, что это умение необходимо для способности рассуждать и усваивать математические понятия, и называл этот период развития стадией конкретных операций. Например, ребенок с конкретными оперативными навыками может понять, что предметы могут иметь более одного свойства — игрушка может быть и красной, и металлической, — и что количество любого вещества остается одним и тем же независимо от размера сосуда, в котором оно находится. Пиаже назвал последнюю концепцию концепцией сохранения.
Игра и общение со сверстниками
Социальная жизнь детей школьного возраста вращается вокруг школы, а также спорта и других внешкольных мероприятий. Именно благодаря этим занятиям дети приобретают чувство мастерства и самоуважения и начинают формировать социальные отношения со взрослыми, которые не являются их опекунами. Учителя, спортивные тренеры и лидеры скаутов становятся дополнительными образцами для подражания, и их одобрение и поддержка становятся все более важными для ребенка. Дети также развивают чувство компетентности благодаря занятиям хобби. Здесь они могут использовать свои недавно приобретенные организационные навыки для каталогизации и отслеживания коллекций предметов, таких как марки, монеты, куклы или коллекционные карточки.
Отношения со сверстниками, особенно с детьми одного пола, также приобретают все большее значение в школьном возрасте. У детей этого возраста обычно есть небольшая группа друзей, с которыми они общаются, часто об их сходстве во взглядах и убеждениях и различиях детей вне группы. Популярные дети обычно имеют хорошие навыки межличностного общения и следуют правилам. Дети, которые «не вписываются» и отвергнуты группой, обычно делятся на два типа: депрессивные, тревожные и с низкой самооценкой, и чрезмерно агрессивные или «властные». Упражнения, направленные на то, чтобы помочь непопулярным детям освоить и отработать социальные навыки, могут помочь им завести новых друзей. Кроме того, поскольку у этих детей обычно плохое отношение к школе, такие вмешательства имеют дополнительное преимущество в виде улучшения успеваемости в школе.
Сексуальность
Поскольку сексуальные и романтические чувства подросткового возраста еще впереди, спокойная сексуальность, которая
характеризует возрастную группу от 7 до 11 лет, побудила Фрейда описать этот период развития как латентный. Ребенок латентного возраста обычно идентифицирует себя с родителем или опекуном того же пола и хочет быть таким же, как этот человек, когда вырастет. Дети этого возраста также мало интересуются людьми противоположного пола. Мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки с девочками. Они могут даже описывать детей противоположного пола как «глупых» или «противных». Это отношение резко изменится всего за несколько лет.
РИСУНОК 2-1. Тесты, оценивающие концепцию сохранения. (Перепечатано с разрешения Лефрансуа, Г. (2001). О детях: Введение в развитие детей и подростков (9-е изд.). Белмонт, Калифорния: Издательство Уодсворт.) В отличие от детей младшего возраста, которые почти полностью заняты собой (см. главу 1), дети 6–7 лет начали развивать способность ставить себя на место другого человека и усваивать чувство правильного и неправильного. . Развитие этих чувств эмпатии и нравственности продолжается в течение школьных лет. На первых этапах перехода от самоувлечения к пониманию других и подобно новообращенному в новую религию ребенок лучше понимает, что правильно, а что неправильно, и больше осознает правила, чем ребенок старшего возраста или взрослый. 7-летний ребенок настаивает на том, чтобы в настольную игру «Монополия» играли строго по правилам; ни один игрок не «выходит из тюрьмы», пока не откажется от трех ходов. Позже, когда ребенок начинает понимать точку зрения другого человека, он становится более восприимчивым и гибким в социальных взаимодействиях. 12-летний ребенок может обойти правила и позволить проигравшим игрокам выйти из тюрьмы и возобновить игру после всего лишь одного пропущенного хода. Созревание нервной системы позволяет ребенку латентного возраста выполнять сложные двигательные задачи. Это, в сочетании с растущим внутренним чувством морали ребенка, приводит к его интересу и способности следовать часто сложным правилам командных видов спорта. Болезнь По сравнению с детьми младшего и старшего возраста дети школьного возраста хорошо справляются с болезнью и госпитализацией. Таким образом, когда есть выбор, это лучший возраст для проведения плановой операции. Хотя большинство справляется Еще одна важная веха этого века — осознание окончательности смерти. Как обсуждалось в главе 1, 6-летний ребенок начинает понимать, что смерть окончательна, и боится, что его родители умрут и оставят его. Примерно в возрасте 9 летлет ребенок начинает понимать, что дети тоже могут умереть, и он может начать бояться собственной смерти. Если ребенок действительно серьезно или даже неизлечимо болен, вопрос о том, следует ли, когда и как сообщить ему о прогнозе, является трудным для родителей и врачей (см. главу 24). • ПОДРОСТОСТЬ: ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ Для удобства подростковый возраст можно разделить на ранний (от 11 до 14 лет), средний (от 15 до 17 лет) и поздний (от 18 до 20 лет) этапы. Все три фазы характеризуются дальнейшим развитием самостоятельности и самостоятельности, а также новыми требованиями к личному принятию решений. Изменения в головном мозге, связанные с подростковым возрастом, включают продолжение миелинизации, начавшейся ранее в развитии, что приводит к увеличению объема белого вещества до серого. Это увеличение особенно заметно в лобных и теменных долях и положительно коррелирует с улучшением когнитивных способностей подростка. Другим изменением в мозгу в это время является сокращение до 50% синаптических связей, которые в изобилии образовались в детстве, а также снижение метаболизма глюкозы и кислорода.
Ранний подростковый возраст (от 11 до 14 лет) Половая зрелость — это физический показатель начала подросткового возраста. Эта веха отмечена ускоренным ростом скелета и развитием первичных и вторичных половых признаков. Девочки достигают половой зрелости раньше, чем мальчики. В Соединенных Штатах средний возраст начала полового созревания составляет 10,5 лет у девочек (нормальный диапазон от 8,0 до 13,5 лет) и 11,5 лет у мальчиков (нормальный диапазон 9 лет).от 0,5 до 13,5 лет). Первая менструация, или менархе, обычно происходит между 11 и 14 годами, а первая эякуляция, маркер полового созревания у мальчиков, происходит между 12 и 15 годами. Физический процесс полового созревания обычно завершается в среднем к 13,5 годам у девочек и 15,0 годам у мальчиков, с нормальными диапазонами от 10,5 до 17,0 и от 13,5 до 17,0 лет у девочек и мальчиков соответственно. Стадия Таннера подразделяет половое созревание на пять уровней — от незрелого, Стадия 1, до зрелого, Стадия 5, на основе развития вторичных половых признаков (таблица 2-1). Заметные физические изменения в подростковом возрасте в сочетании с повышенной заботой подростка о своей внешности могут сделать любые изменения в ожидаемой модели развития, такие как Несмотря на то, что подростки чувствительны к мнению сверстников, они обычно послушны (в отличие от подростков постарше) и вряд ли будут серьезно выступать против родительской власти. Средний подростковый возраст Примерно к 15 годам подросток проявляет большой интерес к внешнему виду и популярности среди сверстников своего и противоположного пола. Чтобы не отставать от сверстников, подросток среднего возраста придерживается современной моды в одежде и музыке и предпочитает проводить время с друзьями, а не с семьей. Такое поведение ожидаемо и нормально, но может привести к конфликту с родителями. Отчасти из-за готовности бросить вызов правилам и чувству неуязвимости подростки среднего возраста также чаще, чем младшие или старшие подростки, склонны к рискованному поведению. Такое поведение может принимать форму отказа от использования противозачаточных средств, курения сигарет и приема наркотиков и, таким образом, может иметь потенциально серьезные медицинские последствия. Предупреждение подростка о долгосрочных последствиях его рискованного поведения имеет ограниченную эффективность. Информация об очевидных краткосрочных выгодах, особенно в отношении внешности или популярности, с большей вероятностью уменьшит нежелательное поведение подростка. Например, указание на то, что курение приведет к потемнению зубов или вызовет неприятный запах изо рта, с большей вероятностью повлияет на поведение подростка в отношении курения, чем сообщение о том, что у него повышенный долгосрочный риск развития рака легких. Из-за того, что они могут потерять, хотя и временно, свою ценную, недавно приобретенную автономию и потребность в уединении, больные подростки среднего возраста могут неохотно подчиняться медицинским советам. Такая реакция может бросить вызов терпению родителей и даже самого преданного своему делу врача. Поздний подростковый возраст (от 18 до 20 лет) Поздний подростковый возраст связан с кризисом идентичности, когда подросток должен определить и уточнить свое место в мире. Выход из этого кризиса обычно приводит к дальнейшему развитию морали, этики и самоконтроля, а также способности реально оценивать свои возможности. В большинстве стран эта возрастная группа (обычно студенты колледжей) открыто высказывается о гуманитарных и мировых проблемах и инициирует движения протеста за социальные перемены. Эриксон сказал, что подростки, которым трудно сформировать свою идентичность и найти свое место в мире, демонстрируют путаницу ролей. При спутанности ролей у подростка могут проявляться отклонения в поведении, такие как преступность, злоупотребление наркотиками или интерес к культам. Что касается обучения, то у некоторых, но не у всех, поздних подростков развиваются способности к абстрактным, гипотетическим или формальным рассуждениям, подобные тем, которые необходимы для исчисления. Пиаже назвал эту стадию когнитивного развития формальными операциями. Подростковая сексуальность и беременность Подростковый возраст характеризуется не только когнитивным созреванием и формированием личности, но и сильными сексуальными чувствами. Эти чувства выражаются через физическую активность и через мастурбацию. Ежедневная мастурбация в подростковом возрасте (и позже) является нормальным явлением, а гетеросексуальные или гомосексуальные увлечения — чувство любви к недостижимому человеку, такому как рок-звезда, — обычное дело. Гомосексуальные переживания могут иметь место в подростковом возрасте и могут быть или не быть первоначальными проявлениями гомосексуальной ориентации. И хотя родители могут встревожиться, такая практика является частью нормального развития. В Соединенных Штатах средний возраст первого полового акта составляет около 16 лет. К 19 годам большинство мужчин и женщин вступают в половую связь. Поскольку средний возраст вступления в первый брак составляет около 23 лет, секс до брака является нормой в этом обществе. Менее половины всех сексуально активных подростков регулярно используют противозачаточные средства. Причины этого разнообразны, но подростки часто убеждены, что они «особенные» и «другие» и поэтому не забеременеют и не заболевают венерическими заболеваниями (ЗППП). Это убеждение не основано на фактах. В 2000 году с 15 по 19-летняя возрастная группа имела самую высокую возрастную заболеваемость гонореей среди женщин (716 случаев на 100 000 населения) и третью по величине среди мужчин (328 случаев на 100 000 населения). Хламидиоз, одно из наиболее распространенных ЗППП, чаще встречается у женщин-подростков, чем у женщин старшего возраста. Другие причины отказа подростков от использования противозачаточных средств включают отсутствие доступа к ним или незнание эффективных методов. Эмоциональные и социальные факторы, предрасполагающие подростков к беременности, включают депрессию, плохую успеваемость в школе и разведенных родителей. Хотя уровень беременности среди американских подростков в настоящее время снижается, около трети американских девушек беременеют в возрасте до 20 лет. Напротив, уровень беременности среди женщин старшего возраста, особенно старше 40 лет, увеличивается (рис. 2-). 2). Беременные подростки могут представлять проблему для врачей, поскольку они подвержены более высокому риску акушерских осложнений, чем пациентки старшего возраста. Это верно отчасти потому, что подростки реже обращаются за дородовой помощью, чем пациенты старшего возраста, а также потому, что они физически незрелы. Большинство видов медицинской помощи несовершеннолетним (младше 18 лет) требуют согласия родителей. Тем не менее, как правило, этично и законно для врачей предоставлять несовершеннолетним консультации по вопросам сексуального поведения и противозачаточные средства без ведома или согласия родителей, а также обеспечивать лечение венерических заболеваний, проблем, связанных с беременностью, а также злоупотребления наркотиками и алкоголем (см. главу 26).
|