Сколько процентов работает мозг человека: На сколько процентов работает мозг

Содержание

На сколько процентов работает человеческий мозг

 

С самого детства мы слышим, что человеческий мозг работает всего на 5-10 процентов от своего потенциала. Подобное мнение можно встретить в литературе и в кинематографе, но насколько оно правомерно? 

Еще в начале прошлого века появилось утверждение о том, что мозг работает не в полную силу. Фактически это мнение значит следующее: если человечество найдет способ «разбудить» дремлющие участки мыслительного органа, то мы получим суперчеловека, который будет в 10 раз умнее. Он будет гораздо быстрее перерабатывать информацию, лучше ее усваивать и производить вычисления гораздо быстрее и эффективнее. Сразу стоит отметить, что подобное мнение встречалось исключительно в коммерческой литературе, посвященной духовным практикам. Конечно, методы реализации потенциала мозга также присутствовали в этих книгах.


На самом деле все самопровозглашенные духовные гуру как тогда, так и сейчас, просто эксплуатировали свою аудиторию, зарабатывая на желании людей стать лучше других, исключительно в коммерческих интересах. Сверхлюдей мир так и не увидел. Правда, были гении, но достаточно сомнительно, что, например, Эйнштейн почитывал подобную литературу, сидя в кресле-качалке и укрывшись пледом. Правда, отсутствие результатов подобных методик не отпугнуло страждущих. Даже по сей день книги, обещающие легко научить читателя, как он может получить выгодные способности, никуда не деваются с полок магазинов.

Лучше всего приживаются лженаучные теории, опирающиеся на мнения авторитетных людей, которые стараются подогнать их под научные. Так произошло и с этим мифом. Психолог Уильям Джеймс выдвинул предположение, что, возможно, человек не в полной мере использует свой мозг. Это предположение не было ничем подкреплено. Оно не основывалось на каких-то исследованиях, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы гипотеза ушла в народ. На самом деле психолог имел в виду лень человека, которая мешает ему во всех видах деятельности, в том числе и мыслительной.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Как развить интуицию самостоятельно

Другой известный деятель, Дейл Карнеги, написал книгу «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Предисловие к ней сделал журналист Лоуэлл Томас. Будучи знакомым со словами Уильяма Джеймса, он до неузнаваемости переработал мысль психолога так, что появилось утверждение о мозге, работающем на 10%. Поскольку Карнеги был в то время очень популярен, его книга вместе с лженаучной мыслью Томаса создала новый массовый миф.

Он берет свое начало из вполне научных исследований. В начале двадцатого столетия ученые активно изучали мозг. Они пришли в выводу, что 90 процентов мозга представлено глиальными клетками. В то время они казались бесполезными, и их как раз насчитали 90%. Сегодня мы знаем, что глиальные клетки вовсе не бесполезны и служат связующим звеном для нейронов. Еще более удивительно, что именно количество глиальных клеток определяет уровень интеллекта человека. Чем их больше, тем сообразительнее человек.

Вторая причина появления мифа — сигментированность мозга. Если говорить более простыми словами, то мозг разделен на участки. В каждый момент времени одни из них активны, а другие как будто выключены. Это зависит от того, чем в данный момент занимается носитель мозга. Если же одновременно задействовать все участки и отделы мозга, то это приведет к болезненному состоянию, а именно, к эпилептическому припадку. Люди, подверженные эпилепсии, очень страдают от приступов и не считают, что их недуг — это дар.

Не обошелся данный миф и без тех, кто его распространил. Как и всегда, в те времена журналисты, не особо заботящиеся о своей репутации, рады были подхватить научное учение, максимально его исказив, чтобы читателю было интереснее, и намеренно сыграть с обществом в игру «сломанный телефон». Погоня за сенсацией и дала жизнь мифу о том, что мозг работает только на ничтожный процент от своего истинного потенциала.

Ответ на вопрос, на сколько процентов работает мозг человека, находится не столько в области биологии, сколько в логике. Мозг всегда работает максимально, но он задействует разные свои части, необходимые для решения конкретной задачи. Мозг никогда не останавливает свою работу, если человек не умер. Каждую секунду этот орган отслеживает процессы, происходящие в организме и за его пределами, управляет работой всех органов, даже если его носитель сидит на диване и старается ни о чем не думать.

Это не означает, что мозг статичен в своем развитии. Каждый человек может развивать его. Любая деятельность, сопряженная с мыслительными усилиями, тренирует мозг. При этом у самого глупого и самого умного человека мозг все равно будет выдавать 100% своих возможностей в конкретной ситуации. Различным будет только результат работы.

Возможно, вам также будет интересна статья: Как эффективно улучшить память

Мы можем провести аналогию с автомобилем, чтобы лучше понять несостоятельность мифа. Допустим, что конкретная машина может развивать максимальную скорость 100 км/ч. Стоя на светофоре, машина не едет, но двигатель работает. Значит мы в праве сказать, что в этот момент мотор не толкает автомобиль вперед, а значит выдает 0% полезного действия. Загорается зеленый свет, и машина едет по городу с разрешенной скоростью 60 километров. Сейчас двигатель работает на 60%. А вот впереди водитель видит знак, снимающий все ограничения в движении. Он давит на газ, достигая максимума — 100% скорости, и спидометр показывает отметку 100. Попадая на трассу, где все остальные участники движения обгоняют наш гипотетический автомобиль, хозяин машины тоже хочет ездить быстрее. Он доставляет своего железного коня в мастерскую, где автомеханики модернизируют мотор машины. Это, как вы можете понять, аналогия с тренировкой мозга. Забрав автомобиль из автосервиса, счастливый водитель вновь появляется на трассе и мчится вперед со скорость 200 км/ч, оставляя позади многих из тех, кто раньше его обгонял. Теперь, усовершенствованный мотор делает 200% работы. Итак, светофор, город и трасса в нашей аналогии — это конкретные задачи, решаемые мотором-мозгом. Модернизация двигателя похожа на тренировку мыслительных способностей.

Напоследок необходимо привести несколько занимательных фактов о мозге. По отношению к массе тела, мозг составляет около 2-х процентов. При этом энергия, затрачиваемая на работу главного органа человека, составляет целых 20%. Если же мозг чувствует недостаток в энергии, то он начинает забирать еще больше, отнимая энергию у остальных органов. Зная о том, что в ходе эволюции живые существа избавляются от ненужного, можно сказать, что мозг работает на 100%, ведь если бы он затрачивал только 10%, то оставшиеся 90 просто исчезли бы, чтобы не тратить энергию впустую.

Многим известно, что люди потерявшие зрение замечают обострение других чувств. Эта функция называется нейропластичностью. Данное слово означает, что какой-то участок мозга, утративший свои функции, не бездействует, а начинает помогать остальным отделам, усиливая их работу. Если бы мозг не выдавал 100% полезной работы, то этого бы не происходило.

Больше половины населения Земли до сих пор думает, что мозг реализует только 10 процентов заложенного в него потенциала. Объяснением этому, как и 100 лет назад, служит тот факт, что люди и по сей день готовы верить заманчивым небылицам, не обращая внимания на науку, которая, на первый взгляд, не так ярка. Не стоит забывать и о различных медиакоммерсантах, которые, как и век назад, готовы обманывать свою аудиторию ради денег, выпуская книги и видео. 

Самые интересные факты о человеке

На самом деле, как и говорилось ранее, мозг можно натренировать, но для этого недостаточно просто сидеть в позе лотоса или читать магическое заклинание. Развитие мыслительных способностей требует тяжелого труда и не дается легко.

Новости СМИ2

Сколько энергии нужно мозгу для работы?

Как известно, каждый день человек должен получать из еды в среднем пару тысяч калорий для того, чтобы обеспечить необходимым количеством энергии свой организм. Безусловно, у каждого человека такой показатель является сугубо индивидуальным и достаточно непостоянным, ведь в силу различных условий и стиля жизни он должен как увеличиваться, так и снижаться. Однако насколько же ответственен мозг за масштабное поглощение энергии у людей с активной умственной деятельностью и правда ли, что высокая мозговая активность способствует легкому похудению?

Шахматный спортсмен может сжигать до 6000 калорий за один день, при этом не вставая со стула

Сколько энергии нужно для работы мозга?

В 1984 году произошел необычный случай, связанный с отменой чемпионата мира по шахматам из-за чрезмерного истощения элитного русского игрока Анатолия Карпова. Организаторы конкурса были обеспокоены быстрой потерей веса своего чемпиона, так как за предыдущие пять месяцев Анатолий потерял 10 килограмм на фоне высокой мозговой активности и переживаний.

Как сообщает портал ESPN.сom, профессиональные спортсмены по шахматам способны сжигать до 6000 калорий сидя за своим рабочим местом, что говорит о высоком уровне потребления энергии головным мозгом. Так, тело, которое находится в состоянии покоя и не занимается какой-либо деятельностью, кроме дыхания, переваривания и поддержания терморегуляции, расходует около 20-25% всей энергии организма на мозговую деятельность.

Мозг потребляет энергию преимущественно в виде глюкозы

Мозговая деятельность среднестатистических мужчины и женщины ежедневно использует около 450 и 350 ккал в день соответственно, при этом пик работы головного мозга приходится на 5-6-летний возраст, когда этот орган способен использовать до 60% от всей полученном телом энергии. Столь высокие требования делают мозг самым “дорогим” органом в организме, хотя он и занимает всего 2 % от веса всего тела в целом. Вместе с тем, биологи также отметили высокое использование энергии мозгом у млекопитающих, независимо от их размеров. Так, крошечный организм землеройки отдает столько же энергии от своего тела мозгу, сколько и человеческий организм.

Ученые считают, что большая часть энергии, поступающая в этот орган, нацелена на обеспечение нейронной связи посредством химических сигналов, которые передаются через клеточные структуры, называемые синапсами. Именно транспортировка ионов через мембраны является самым энергоемким процессом в мозге.

Кстати говоря, обсудить содержание данной статьи с единомышленниками вы можете в нашем Telegram-чате или на канале в Яндекс.Дзен.

Мозг никогда не спит

Наш мозг никогда не отдыхает. В то время, пока мы спим, мозг также нуждается в топливе для поддержания сигналов между клетками, которые, в свою очередь, поддерживают все функции нашего организма. Поскольку наш мозг настолько сильно нуждается в энергии, может ли это значить, что для большего задействования органа ему будет необходимо еще большее количество энергии? Ученые считают, что для когнитивно сложных задач все происходит именно так. То, что мы считаем умственно трудной задачей способно затратить значительно больше калорий, чем задача в условиях, к которым наш мозг давно привык.

Читайте также: Можно ли прожить, питаясь только одним видом пищи?

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что употребив в пищу пару конфет во время напряженного умственного труда, можно полностью покрыть энергетические потребности мозга хотя бы на какое-то время. Что же, в случае высокой физической активности ответ действительно может оказаться положительным, однако в случае с мозговой активностью такое убеждение является заблуждением. Объяснить подобное явление можно тем, что мозговая активность постоянно нуждается в определенном количестве энергии, причем во время повышения умственной деятельности количество потребляемой энергии отдельным участком мозга меняется незначительно по сравнению с общим потреблением энергии мозгом.

Умственная деятельность не способна повлиять на снижение общего веса

Если мозговая активность никак не влияет на общее состояние организма, то все же остается неясным тот факт, почему же шахматист Анатолий Карпов значительно снизил в весе, готовясь к чемпионату. Согласно экспертному мнению, в данном случае причиной быстрой потери веса послужил стресс, который оказывал свое влияние не только на работу головного мозга спортсмена, но и на все системы организма в целом. Иными словами, одна лишь умственная деятельность не может помочь человеку стать стройным, однако ее правильное использование совершенно точно поможет всему человечеству в целом в его общем развитии.

НАТОЧеловеческий мозгЭнергия

Ваш удивительный мозг! — Дети National Geographic

Откройте для себя увлекательный мир человеческого мозга!

Внутри центра управления вашего тела…

В вашей голове масса морщинистого материала весом около 1,3 кг, который контролирует все, что вы когда-либо делаете. Это позволяет вам думать, учиться, создавать и чувствовать эмоции, а также контролировать каждое моргание, дыхание и сердцебиение. Этот фантастический орган — ваш мозг! Это настолько удивительно, что знаменитый ученый Джеймс Д. Уотсон однажды назвал мозг «самой сложной вещью, которую мы когда-либо открывали в нашей Вселенной». Вот почему!

Ваш мозг быстрее и мощнее суперкомпьютера!

Ваш котенок на кухне. Она собирается наступить на горячую плиту. У вас есть всего несколько секунд, чтобы действовать. Получая доступ к сигналам, исходящим от ваших глаз, ваш мозг быстро вычисляет, когда, где и с какой скоростью вам нужно будет прыгнуть, чтобы остановить ее. Затем он приказывает вашим мышцам включиться в работу. Вы выбрали идеальное время, и она в безопасности! Ни один компьютер не сравнится с удивительной способностью вашего мозга загружать, обрабатывать и реагировать на поток информации, исходящий от ваших глаз, ушей и других органов чувств. Прохладный!

Ваш мозг вырабатывает достаточно электричества, чтобы зажечь лампочку

Ваш мозг содержит около 100 миллиардов микроскопических клеток, называемых нейронами. Их так много, что вам потребуется более 3000 лет, чтобы сосчитать их все! Всякий раз, когда вы мечтаете, смеетесь, думаете, видите или двигаетесь, это происходит потому, что мельчайшие химические и электрические сигналы бегут между этими нейронами по миллиардам крошечных нейронных путей. Невероятно, но активность в вашем мозгу никогда не прекращается. Каждую секунду внутри него мелькают бесчисленные сообщения — как в автомате для игры в пинбол с наддувом. Ваши нейроны создают и отправляют больше сообщений, чем все телефоны во всем мире. И хотя один нейрон генерирует очень небольшое количество электричества, все ваши нейроны вместе могут производить достаточно энергии для питания маломощной лампочки. Представь это!

Нейроны посылают информацию в ваш мозг на скорости более 240 км/ч!

Пчела садится тебе на босую ногу. Эй! Сенсорные нейроны в коже передают эту информацию в спинной и головной мозг со скоростью более 240 км/ч. Затем ваш мозг использует двигательные нейроны, чтобы передать сообщение обратно через спинной мозг к вашей ноге — чтобы быстро стряхнуть пчелу! Моторные нейроны могут передавать это сообщение на скорости более 320 км/ч. Ух ты!

Когда вы учитесь, вы меняете структуру своего мозга

Поначалу езда на велосипеде кажется невозможной, но вскоре вы овладеваете ею. Как? Когда вы тренируетесь, ваш мозг снова и снова посылает сообщения о «езде на велосипеде» по нейронным путям, формируя новые связи. На самом деле структура вашего мозга меняется каждый раз, когда вы учитесь, а также всякий раз, когда у вас появляется новая мысль или воспоминание. Вот это умно!

Упражнения делают вас умнее

Хорошо известно, что любое упражнение, которое заставляет ваше сердце биться чаще, например, бег или занятие спортом, полезно для вашего тела и даже может помочь улучшить ваше настроение. Но ученые недавно узнали, что в течение некоторого времени после тренировки ваше тело вырабатывает химическое вещество, которое делает ваш мозг более склонным к обучению. Итак, если вы застряли на каком-то сложном домашнем задании, выйдите и побегайте некоторое время, а затем снова решите проблему. Возможно, вы обнаружите, что у вас гораздо больше возможностей решить эту проблему!

 

Главное изображение © Ism / Phototake / Все права защищены

Диаграмма: Роберт Дж. Демарест
Слова: Дуглас Э. Ричардс Нравится

Больше похоже на общую науку

СПОНСОРЫ

Home Is Good

Займитесь беспорядком, исследуйте и цените природу, не выходя из дома!

Как это работает и что может? Мы расследуем…

СПОНСОР

ПОИСК РЕШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПЛАСТИКОМ

СПОНСОР

Ознакомьтесь с этими 10 главными фактами о свете и линзах Неважные вещи в нашем быстро меняющемся медиа-мире · Frontiers for Young Minds

Abstract

Подождите. Что? Часто мы упускаем из виду то, что хотели увидеть, услышать или почувствовать, особенно когда за наше внимание борется много информации. Чаще всего мы замечаем эту проблему, когда пытаемся заставить мозг обрабатывать большое количество информации с высокой скоростью. Представьте, например, что вы играете в видеоигру и просматриваете Интернет, одновременно проверяя текстовые сообщения на своем телефоне. Здесь мы рассмотрим, как нейробиологи (ученые, изучающие мозг и поведение) отвечают на вопросы об информации, которая поступает к нам очень быстро: что привлекает наше внимание? Как внимание к одной вещи влияет на то, как мы видим другие вещи? Сколько времени нужно, чтобы заметить и вспомнить что-то важное? Нейробиологи обнаружили, что мозг использует трюк, чтобы обратить внимание на что-то одно в быстром потоке, но за это приходится платить. Кроме того, то, на что мы хотим обратить внимание, часто оказывается не тем, что мы в конечном итоге замечаем, несмотря на все наши усилия.

Как средства массовой информации бросают вызов способностям мозга?

Мы используем средства массовой информации, чтобы познавать мир и поддерживать связь с другими людьми. СМИ — это все устройства и вещи, которые предоставляют нам эту информацию, такие как Интернет, фильмы, радио и так далее. Наши планшеты, сотовые телефоны и компьютеры помогают нам использовать эти носители, и с каждым годом они становятся все быстрее. Нам нравится использовать эту цифровую скорость, чтобы испытать больше вещей одновременно и в более быстром темпе. На самом деле нас раздражает, когда экран зависает и ничего не движется. Ученые измерили объем данных, поступающих в мозг, и обнаружили, что средний современный человек обрабатывает до 74 ГБ информации в день (это столько же, сколько просмотр 16 фильмов) через телевизор, компьютеры, мобильные телефоны, планшеты, рекламные щиты и многие другие гаджеты. Каждый год это примерно на 5% больше, чем годом ранее [1]. Всего 500 лет назад 74 ГБ информации — это то, что высокообразованный человек потреблял за всю жизнь через книги и рассказы. Как человеческий мозг справляется с этой задачей? Исследования во многих областях нейробиологии (изучение мозга и поведения) показали, что наш мозг устроен так, чтобы учиться и приспосабливаться к меняющемуся миру. По мере того как мозг наших предков увеличивался и они вели себя как люди, которыми мы являемся сегодня, области их мозга, отвечающие за зрение, слух или ощущение мира, играли все более важную роль. Эти области мозга учатся на опыте и лучше замечают события, которые действительно важны или значимы для нас, такие как угрозы (например, рычащая собака) и возможности (например, вкусная еда). Сосредоточение наших органов чувств на вещах, которые имеют значение, и игнорирование второстепенных помогает нам вести себя наилучшим образом, запоминать важную информацию и учиться как на ошибках, так и на успехах [2].

Один умный трюк, которым обладает человеческий мозг, чтобы замечать важные события, состоит в том, чтобы выбрать несколько вещей, которые мы видим или слышим, и удерживать их, и исследовать их более внимательно, чтобы понять их смысл. Это не позволяет нам быть ошеломленными всеми вещами, которые мы видим, слышим или чувствуем. Например, даже когда мы печатаем в тихом офисе, на улице щебечут птицы, под окнами проезжают машины, на компьютере приходят уведомления по электронной почте и многое другое, что нам лучше игнорировать, если мы хотим выполнить свою работу. Избирательное внимание — это термин, который исследователи используют для обозначения процесса концентрации внимания только на некоторых вещах, которые мы замечаем с помощью наших органов чувств.

Постоянная доступность смартфонов и планшетов бросает вызов избирательному вниманию мозга совершенно по-новому. Эти технологии создают среду, в которой мы постоянно быстро переключаем внимание между важными и неважными вещами. Представьте, что вы выполняете домашнюю работу после уроков, например: «Узнайте, какую пищу едят пингвины, поиграв в Интернете». Это то, на чем вы должны сосредоточиться, поэтому в настоящее время это важно для вас. Чтобы ваш поиск был гладким, полезно не обращать внимания на другие (неважные для домашней работы) вещи, такие как реклама, всплывающая на веб-сайте, который вы изучаете, или текстовое сообщение на вашем телефоне. Мы называем то, что мешают на что хотим обратить внимание отвлекают . Они отвлекают нас от задачи, которую мы хотим выполнить (или чего-то, что нам нужно сделать). Однако некоторые события нас не сильно отвлекают (например, ветер дует в деревьях), тогда как другие события отвлекают (кто-то произносит наше имя в соседней комнате), хотя события одинаково заметны. Почему это?

На что любит обращать внимание мозг?

Долгое время исследователи-нейробиологи думали о «внимании» как о чем-то, что лучше всего понимается, когда человек выполняет задачу, например, пытается читать, слушая музыку. Как показано во вставке 1, Уильям Джеймс, написавший первую книгу по современной психологии (изучение поведения и опыта) [3], описал внимание следующим образом: мы фокусируемся на одном, игнорируя другие. Фактически, мы до сих пор используем его определение для изучения внимания. В лаборатории нейронауки люди выполняют задачи, которые напоминают простейшие компьютерные игры: на экране компьютера появляются различные фигуры, буквы, слова или точки. Затем людей просят нажать кнопку как можно быстрее, но только тогда, когда они заметят определенный объект; например, им говорят: «Нажимайте кнопку только в том случае, если в левой части экрана появляется красный треугольник». Исследователи обнаружили, что наш мозг фокусируется на одном конкретном объекте, используя несколько областей мозга, работающих вместе. Затем эти области дают толчок частям мозга, чья работа заключается в том, чтобы видеть или слышать важную или «посещаемую» вещь.

Вставка 1. Исследователей давно интересует внимание

Уильям Джеймс (на фото справа) жил в 1800-х годах и считается «отцом американской психологии». Он известен как один из первых современных ученых, изучавших то, что происходит в нашем сознании, например, внимание и эмоции. То, что Джеймс узнал о внимании, до сих пор лежит в основе того, что исследователи изучают в лаборатории.

В реальном мире мы не часто обращаем внимание на цветные точки или фигуры, как мы используем это для изучения внимания в лаборатории. Мы фокусируемся на вещах, которые важны для того, что мы хотим делать. Исследователи обнаружили, что вещи, на которые мы обращаем внимание, как правило, приятны или неприятны, хороши или плохи. Например, никому не нужно указывать, что человек, с которым мы разговариваем, одаривает нас широкой улыбкой, или говорить нам обратить внимание на гремучей змеи, которая идет прямо на нас. За свою жизнь мы узнали, что хорошие и плохие вещи, как правило, важны, и нам лучше их замечать, иначе мы упустим что-то хорошее (или попадем в беду). Нейробиологи обнаружили, что если что-то очень хорошо или очень плохо, то области мозга, которые помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, объединяются с областями мозга, которые помогают нам концентрировать внимание. Вместе эти области мозга гарантируют, что мы не упустим из виду действительно важные вещи (змею или улыбающегося человека) [2].

Пока это звучит великолепно, но оказывается, что этим различным частям мозга требуется время, чтобы объединиться и сосредоточиться на важных вещах: если мы переходим улицу на оживленном перекрестке, когда нас что-то отвлекает, отвлечение может отвлечь наше внимание от улицы на время, достаточное для того, чтобы нас переехала машина! Таким образом, нашему мозгу необходимо уравновешивать наше внимание к интересным и привлекательным событиям (наш друг на другой стороне улицы) с вниманием к задаче (безопасный переход улицы). Мы можем думать о внимании как о банковском счете, где расходы на одну вещь оставляют немного меньше на счету для расходов на другие вещи. Наше собственное исследование показало, что есть учащиеся, которые могут хорошо сбалансировать свой личный счет внимания, откладывая часть внимания на потом. Эти учащиеся часто лучше успевают по школьным предметам, таким как чтение и правописание [4]. Далее мы увидим, как люди могут наилучшим образом сбалансировать свои счета внимания, когда несколько вещей конкурируют за их внимание.

Как долго длится отвлечение?

Люди, работающие авиадиспетчерами, таможенниками или программистами видеоигр, часто сталкиваются с проблемами, когда они должны выбрать одно важное событие, в то время как множество неважных вещей происходит быстро до и после важного события (например, приземление самолета). Исследователи называют вещи, которые людей просят выделить в этих заданиях, цель . В реальном мире цели и отвлекающие объекты обычно не появляются одновременно, а часто следуют друг за другом. Это особенно верно для видео, игр и веб-сайтов.

Один важный вопрос: хуже ли мы выбираем цель после того, как

видим сильный, интересный отвлекающий фактор, например изображение вкусной еды, улыбающихся людей, нашей любимой спортивной команды или актера? Мы можем изучить это, показав участникам разные по эмоциональному содержанию картинки, некоторые из них интересные, а некоторые скучные, а затем сразу же попросить их выполнить задание. На рисунке 1 мы показываем вам один из способов, которым исследователи добились этого. Участникам сказали, что они увидят серию картинок, которые кратковременно вспыхнут, и что они могут игнорировать эти картинки (через несколько секунд).0083 миллисекунды ) было представлено их фактическое задание: на экране появлялась строка букв, и участников просили нажимать одну клавишу, когда строка букв составляла настоящее слово, и другую клавишу, если буквы составляли поддельное слово. Без мелькающей перед ними картинки люди довольно хорошо справлялись с этой задачей и выполняли ее примерно за полсекунды.
Но мы обнаружили, что, увидев действительно интересную картинку, не имеющую никакого отношения к заданию, люди справились хуже: им потребовалось больше времени, чтобы решить, является ли буквенная цепочка настоящим или поддельным словом, даже если отвлекающей картинки уже не было. [4]. Взрослые взяли на полсекунды дольше, а 11-13-летним детям потребовалось на целую секунду дольше, когда они сначала увидели интересную картинку, по сравнению с тем, когда они увидели скучную картинку. Это означает, что мозгу трудно отпустить то, что привлекло наше внимание. Было бы неплохо иметь возможность быстро включать и выключать внимание, чтобы нам было легче увидеть следующую важную часть, следующую и так далее. Это возможно?

  • Рисунок 1
  • A. Эксперименту, в котором людям предлагалось выполнить задание (чтение настоящих и выдуманных слов), предшествовали отвлекающие картинки. Эти картинки вызывали у людей разные эмоции, такие как удовольствие, отвращение или просто чувство скуки.
    В этом примере картинка-дистрактор содержит что-то приятное (мороженое в хрустящем рожке), что делает картинку интересной для многих (по крайней мере, для любителей мороженого). Через короткое время (200 или 600 мс) на экране компьютера в качестве мишени появлялось либо реальное слово («представить»), либо фальшивое слово («icludoce»). Детям от 11 до 13 лет было предложено как можно быстрее и точнее выяснить, настоящее это слово или фальшивое. Им приходилось нажимать левую (зеленую) кнопку мыши, когда они думали, что это настоящее слово, и им приходилось нажимать правую (красную) кнопку мыши, когда они думали, что это не настоящее слово. Часть B. рисунка показывает, как быстро малыши реагировали на мишени, то есть сколько времени им потребовалось, чтобы сообразить, настоящее это слово или выдуманное. На это время указывает размер блоков: чем выше блок, тем медленнее отклик. Вы можете видеть, что детям потребовалось больше времени, чтобы выяснить, какой тип мишени появился, когда они впервые увидели интересную картинку-отвлекатель (например, мороженое), а не скучную картинку (например, кактус в горшке).

Что, если нам нужно включить и выключить внимание?

Во многих школьных учебниках или в обучающих компьютерных программах рядом с уравнениями, таблицами или сложными фигурами можно найти мультфильмы или забавные/весёлые картинки. Это потому, что авторы считают, что было бы приятнее работать с книгой или программой, если бы она содержала забавные вещи, а не только предмет. Но, как мы только что видели, веселые и интересные картинки рядом с учебным материалом могут отвлекать нас. Отвлечение может быть проблемой, особенно когда нам нужно быстро просмотреть материал. Иногда нам хотелось бы иметь возможность сосредоточиться на чем-то важном, что мы только что увидели, и подумать об этом (цель), проигнорировать то, что мы уже знаем (отвлекающий фактор), затем снова выбрать что-то интересное (другая цель) и проигнорировать то, что мы уже знаем. идет после (еще один отвлекающий фактор) и так далее. Оказывается, это быстрое переключение внимания особенно тяжело для мозга.

Хорошим примером проблем, возникающих при быстром переключении между целями и отвлекающими факторами, является так называемый эффект моргания внимания . Эффект мигания внимания возникает, когда нас просят увидеть важные вещи, которые происходят время от времени посреди быстрого потока других, неважных вещей [5]. Эта ситуация показана на рис. 2. Представьте, что вас просят выяснить, что едят дети на некоторых картинках. В этом задании вы сначала видите всякие разные продукты питания, по нескольку штук в каждую секунду. Но ни на одной из фотографий нет детей, поэтому вы можете их игнорировать. Затем показывают мальчика, который ест хлеб. Ура! Первая цель! Далее идет изображение тоста в тостере — не то, что вы ищете! Мозг пытается игнорировать это, хотя выглядит аппетитно. Пока вы все еще заняты игнорированием хрустящих тостов, есть вторая цель (девушка, поедающая арбуз)! Получается, что большинство людей не замечают вторую цель! После того, как они увидели всю последовательность картинок, они не могут сообщить, что видели двух детей, которые что-то ели.

Исследователи использовали множество различных версий задачи, показанной на рисунке 2А. Они обнаружили, что наша способность быстро переключаться между важными и неважными вещами ухудшается, когда между двумя целями находится один отвлекающий фактор. Это показано на рисунке 2B. Однако участники с меньшими трудностями замечают вторую цель, когда мы даем себе достаточно времени между целями, представляя более одной неважной картинки между двумя целями. Еще одна хорошая новость: если мы свяжем цели (в нашем примере две фотографии детей, которые что-то едят), участники смогут хорошо о них рассказать. Из этих исследований исследователи узнали, что мозгу удивительно легко обращать внимание на быстрые потоки многих важных вещей подряд. Однако это становится трудным, когда нам приходится быстро переключаться между вниманием и игнорированием вещей. Используя устройство, которое отслеживает электрические волны мозга, когда участники выполняли это задание, исследователи выяснили возможную причину этой проблемы.
Как мы сказали выше, внимание может работать как банковский счет, которому нужно время, чтобы пополниться, когда деньги закончились [4]. Если вы отвлечете все свое внимание, чтобы сосредоточиться на первой цели и проигнорируете следующую неважную вещь, счет внимания не сможет быть заполнен достаточно быстро, и вы упустите вторую цель.

  • Рисунок 2. На этом рисунке показано, как исследователи изучают, как быстро включается и выключается наше внимание.
  • В примере, показанном в A. , человек просматривает очень быстрый поток изображений, которые пролетают так быстро, что их трудно уследить. Затем задача состоит в том, чтобы сообщить о чем-то особенном, что происходит на двух картинках (мишенях). В частности, людей попросили обратить внимание на то, что едят дети на фотографиях. Содержание остальных картинок в последовательности (различные виды фруктов/ягод и хлеба/выпечки) не имело значения и могло быть проигнорировано. Таким образом, эти изображения называются дистракторами.
    В B. вы можете увидеть, насколько хорошо участники справились с просмотром обеих целевых картинок (с детьми, которые что-то едят). Ось Y описывает оценку [процентов (%)], которую участники получили, выполняя задание, то есть как часто они сообщали об обеих целях. Ось X описывает два события: 1. сколько времени прошло между появлением первой и второй мишени в быстром потоке (от 100 до 700 мс) и 2. сколько дистракторных картинок было предъявлено между двумя мишенями (от нуля до шести дистракторов). Вы можете видеть, что участникам было трудно заметить обе цели, особенно когда за первой целью (присутствовать!) следовала одна отвлекающая картинка (игнорировать!), а затем сразу же следовала вторая цель (еще раз внимание! быстро!). Оказывается, это быстрое переключение между важными и неважными вещами слишком сложно для большинства людей. Напротив, если мы показывали достаточное количество неважных изображений между двумя целями, люди очень часто сообщали об обеих целях, то есть получали высокий балл.
    Обычно участники также набирали хорошие баллы, когда две картинки-мишени следовали одна за другой сразу, без зажатой картинки-отвлечения.

Что это значит для меня?

В этой статье мы увидели, что внимание во многом зависит от того, насколько быстро все меняется вокруг нас. Если мы стараемся изо всех сил, это также не обязательно помогает при концентрации внимания: люди, которые научились расслабляться при работе над быстрыми задачами, как правило, лучше справляются с ними, а также, как правило, лучше владеют многими другими навыками, такими как правописание, чтение или задания на память. В будущем исследователи более внимательно изучат, как люди успевают за всеми интересными вещами, которые часто скрыты в суете и шуме нашего мира, вещи поражают нас через электронные устройства, которые, кажется, с каждым годом становятся немного меньше и быстрее.

Глоссарий

Избирательное внимание : Для нейробиологов внимание состоит из двух частей: (1) выделение важных вещей из потока информации, который постоянно поступает в наши органы чувств (например, зрение, слух, осязание) и (2) защита этих важных вещей от перезаписи менее важными фрагментами информации.

Мешать : Когда что-то мешает или отвлекает вас от выполнения важной задачи. Например, вы хотели бы сосредоточиться на чтении, но внезапное текстовое оповещение с вашего смартфона отвлекает вас.

Отвлекающий фактор : Представьте, что вы снова сосредоточены на чтении, и вдруг ваш смартфон звонит или ваш живот урчит. Если ваш фокус (или внимание) теперь переключается на телефон или чувство голода, то это отвлекает вас от продолжения вашего важного чтения. Эта штука работает как нарушитель спокойствия или отвлекающий фактор.

Цель : Важная вещь, над которой нужно поработать. Например, вы должны сосредоточиться на чтении или математике.

Миллисекунда : Миллисекунда (сокращенно мс) — это одна тысячная секунды.

Эффект моргания внимания : Эффект моргания внимания возникает, когда мы пытаемся найти две вещи, например, в быстром потоке изображений или в видео. Когда эти две вещи происходят быстро друг за другом, но между ними появляется что-то отвлекающее, тогда мозг часто упускает вторую из двух вещей, которые мы хотели найти.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Каталожные номера

[1] Бон, Р., и Шорт, Дж. 2012. Измерение потребительской информации. Междунар. Дж. Комм. 6: 980–1000.

[2] Ланг П.Дж., Брэдли М.М. и Катберт Б.Н. 1997. Мотивированное внимание: аффект, активация и действие. В: Ланг, П.Дж., Саймонс, Р.Ф. и Балабан, М.Т., редакторы. Внимание и ориентирование: сенсорные и мотивационные процессы. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. п. 97–135.

[3] Джеймс, В. 1890. Принципы психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт.

[4] Хейм, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *